Главная / Технология / Рабочая программа по курсу федерального компонента Предмет: «МОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА ТРУДА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ»

Рабочая программа по курсу федерального компонента Предмет: «МОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА ТРУДА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ»

УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО

Директор МБОУ СОШ № 91 заместитель директора по УВР Руководитель МО учителей

__________/Е.В. Рязанова/ _________/М.А. Разумихина/ __________/М.В. Артёмова/

Приказ №_____от____2014г. дата:______________2014г. Протокол №_______от_____2014г.









Рабочая программа

по курсу федерального компонента

Предмет: «МОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОТРЕБНОСТИ
РЫНКА ТРУДА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ»

Класс: 9 «А» , 9 «Б»

Преподаватель И.В. Серова

Квалификационная категория- высшая



Учебный год 2014-2015



Пояснительная записка



"Все люди стремятся к одной цели: успеху и счастью. Единственный способ достичь настоящего успеха — это полностью выразить себя в службе обществу. Во-первых, нужно иметь четкий, ясный, практический идеал—цель, задачу. Во-вторых, нужно иметь средства, необходимые для достижения целей — мудрость, деньги, материалы и методы. В-третьих, нужно приспосабливать свои средства к цели."

Аристотель, греческий философ (384-322 до н. э)



Рабочая программа создана на основе примерной образовательной программы учебного курса регионального компонента основного общего образования Новосибирской области по технологии «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» для 9 класса, разработанной И.Ю. Мельниковой, С.С. Лузан и Е.В.Царевой на кафедре ОО «Искусство» и «Технология» НИПКиПРО в 2008 году.

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с профессиональным самоопределением.

Период окончания школы характеризуется для школьника активизацией процессов личностного, жизненного и профессионального самоопределения, становлением его внутренней позиции как устойчивого отношения к себе (согласование себя настоящего и выбираемого будущего), отношения к людям (дифференциация на эмоционально-ценностной основе), отношения к миру и к различным видам деятельности (в том числе – избирательно-ценностное ориентирование в профессиональных стереотипах и версиях профессионального будущего).

Кроме того, подрастающее поколение несет в себе потенциальную энергию дальнейшего развития. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня зависит путь и перспективы развития нашего общества.

«Концепция модернизации Российского образования на период до 2012 года» в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики определяет создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся».

Программа по технологии «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» (9 класс) составлена на основеМинимума содержания образования регионального компонента основного общего образования Новосибирской области по технологии в рамках образовательных стандартов первого поколения.

На реализацию содержания программы согласно региональному базисному учебному плану для образовательных учреждений Новосибирской области отводится 34 часа (1 час в неделю).

Тематику и содержание проведения данного курса определяет специфика и организация потребностей рынка труда Новосибирской области, включая общие вопросы ориентации в современных социально-экономических условиях социума. Профориентационная направленность данного курса, расширяет аспекты учебной программы 8 класса, углубляет изучение сквозных содержательных линий.

Результатом профессиональной ориентации в системе основного общего образования является профессиональное самоопределение школьника и осознанный выбор профиля обучения на старшей ступени общего образования в условиях рыночной экономики с учетом требований рынка труда Новосибирской области.



Цель курса - оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учреждений помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и возможностями и с учетом потребностей рынка труда в кадрах.

Специфической особенностью данного курса является то, что его изучение должно осуществляться в процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор».

Задачи курса:

1. Вооружить учащихся знаниями основ жизненного и профессионального самоопределения.

2. Сформировать у школьников представление о мире труда и профессий.

3. Оказать учащимся помощь в выявлении своих профессиональных способностей и возможностей.

4. Ознакомить выпускников основной школы с путями и средствами активной подготовки к адекватному профессиональному самоопределению.

5. Создать условия для выполнения и защиты учащимися творческого проекта «Мой выбор».

Основным методом изучения курса «Профессиональное самоопределение школьников» является метод проектов, основными конструктами которого являются понятия «проект» и «проектная деятельность».

Выполненные проекты обсуждаются и защищаются.

Выполнение учащимися в процессе занятий по курсу творческого проекта «Мой выбор» позволяет:

- осуществлять в единстве теоретическую и практическую подготовку школьников к обоснованному профессиональному самоопределению;

- реализовать все компоненты профессиональной ориентации (профпросвещение, профдиагностику, профконсультацию, профотбор (подбор), профадаптацию, профвоспитание);

- активировать деятельность учащихся по подготовке к адекватному профессиональному самоопределению. Во время защиты проекта учащиеся представляют его печатную или электронную презентацию.

В процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор» учащиеся должны осуществлять профессиональные пробы, моделирующие в той или иной степени их будущую профессиональную деятельность. В качестве профпроб могут выступать материальные изделия, информационные продукты, доклады, номера художественной самодеятельности, воспитательные мероприятияи др.

Значительная часть занятий (29%) отводится на развивающую профдиагностику, которая предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих, с одной стороны, диагностирование профессионально важных качеств учащихся, и их развитие, с другой стороны.

Программа развивающей профдиагностики охватывает следующие сферы личности:

- мотивационную (интересы, склонности, мотивы выбора профессии);

- психологическую (особенности психических процессов);

- типологическую (темперамент, характер, тип личности);

- когнитивную (знание мира профессий, своих профессиональных способностей и возможностей, основ жизненного и профессионального самоопределения);

- эмоционально-волевую (чувства, эмоции, воля).

В процессе изучения курса используются следующие профдиагностические методики:

- опросник для выявления уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению;

- карта интересов;

- опросник профессиональной готовности (ОПГ);

- анкета мотивов выбора профессии;

- шкала потребностей в достижении;

- опросник темперамента;

- методика «Мой характер»;

- методика определения склонностей;

- тест Дж. Холланда «Тип личности»;

- карта здоровья;

- тест «Уровень самооценки»;

- карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

Помимо вышеперечисленных, в процессе изучения курса используются и другие методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут, викторина, наблюдение, экскурсия, профконсультация и др.

В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. Применение мнемосхем дает возможность не только оперативно развивать память учащихся, но и другие психические процессы, такие, как мышление, восприятие, наблюдательность. Мнемосхемы возбуждают мыслительную деятельность школьников, обеспечивают переход информации из кратковременной памяти в долговременную и обратно, а также развивают мыслительные процессы, последовательность и логику мышления. Они выполняют опорную функцию мышления. Мнемосхемы позволяют также более целенаправленно организовать самостоятельную работу учащихся.

По каждому разделу курса проводится тестовый контроль знаний с помощью специально разработанных контрольно-измерительных материалов.

Разрабатывается конкретный план проведения каждого занятия, который включает в себя:

- формулировку цели и задач занятия;

- отбор содержания изучаемого материала;

- выбор основных методов и организационных форм обучения;

- разработку дидактического и материально-технического оснащения занятия


Учащиеся должны знать и понимать:

- сущность жизненного самоопределения;

- сущность и структуру процесса профессионального самоопределения;

- правила выбора профессии и типичные ошибки при этом выборе;

- многообразие мира труда и профессий, способы их классификации и анализа;

- состояние рынка труда и его требования к современному профессионалу;

- профессионально важные качества своей личности, свои

профессиональные способности и возможности;

- способы и средства анализа профессиональной деятельности;

- методику выполнения профессиональных проб;

- структуру предпрофильной подготовки и профильного обучения;

- пути получения профессионального образования;

- возможности получения профессиональной консультации;

- этапы, способы и средства профессионального саморазвития и самовоспитания;

- этапы принятия решения о профессиональном выборе;

- структуру, порядок оформления и защиты творческого проекта «Мой выбор».


Учащиеся должны уметь:

пользоваться источниками информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях и рынке труда;

определять формулу профессии;

проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализировать требования профессий к человеку;

выявлять свои профессионально важные качества;

соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;

выполнять профессиональные пробы;

пользоваться профессиограммами и психограммами;

выбирать способ приобретения будущей профессии;

получать профессиональную консультацию;

заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному самоопределению;

выполнять, оформлять и защищать творческий проект «Мой выбор» с электронной презентацией.

У учащихся должны быть сформированы:

убежденность в необходимости своевременного и правильного выбора будущей профессии, потребность в адекватном профессиональном самоопределении;

профессиональная направленность: профессиональные интересы и склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный идеал;

профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности;

профессиональное намерение: знание пути дальнейшего продолжения образования, условий поступления в выбранное профессиональное учебное заведение и перспектив профессионального роста.

Занятия по курсу проводятся на протяжении всего учебного года по 1 часу в неделю. Таким образом, всего на курс отводится 34 часа.

Количество часов по примерной программе совпадает с количеством часовпо тематическому планированию.




Используемая литература

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Акад. Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 329 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д,.: Феникс, 2008. - 512 с.

3. Педагогическая подготовка профессионального самоопределения старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. - М.: Новая школа, 2007. - 112с.

4. Ретивых Е.М. Культура профессионального самоопределения: Учебно-методическое пособие. - Брянск: Изд-во БГУ, 2004. - 97 с.

5. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. - Тула: Приокск. книжное изд-во, 1990. - 132 с.

6. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. - Брянск: Изд-во БГУ, 2007. — 183 с.

7. Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология:

Учебник для учителя.

8. М. В. Ретивых, В, Д, Симоненко.: Рекомендации по изучению курса «Профессиональное самоопределение школьников». Книга для учителя. – Брянск: БИПКРО, 2007. – 140 с.
















КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата проведения (по плану «А»/ «)

Номер урока (в курсе/ в разделе)

Тема урока (количество часов на данную тему)

Планируемые результаты изучения материала (в терминах компетенций)

Тип урока

Диагностика

Домашнее задание

Используемые на уроке ЦОРы, ЭОРы

1 четверть

1


1

Предмет и задачи курса

Знать: сущность самоопределения человека; виды самоопределения; аспекты смысла жизни

Уметь: определять смысл и цель своей жизни

Урок новых знаний

Входящий контроль- опрос

§1


  1. Профессиональная деятельность и профессиональное самоопределение личности в Новосибирской области- 16часов

2, 3


1-2

Профессиональная карьера

Знать: понятие, типы и виды профессиональных карьер; индивидуальные особенности личности и выбор типа и вида профессиональной карьеры.

Уметь: составлятьплан реализации карьеры

Комбинированный

Опрос

Табл. 2 заполнить, примеры к схемам

Презентация

4,5

22.09.

29.09

3-4

Технология трудоустройства

Иметь представление:что, значит, быть активным на рынке труда

Знать:возможные варианты трудоустройства в регионе Сибири и Новосибирской области; способы поиска работы; основные вопросы к кандидату при приеме на работу; документы, необходимые при приеме на работу;

Уметь: составлять резюме

Комбинированный.

Деловая игра

Опрос

Составить резюме, статьи закона РФ о трудовом праве (приём на работу)

Фильм

6

06.10

5

Адаптация на рабочем месте (как сохранить работу)

Знать: понятие, виды, формы и способы адаптации

Круглый стол

Решение

задач – упражнений, проверка качества составления резюме

Примеры

Презентация

7


6

Пенсионное страхование в РФ

Знать: о пенсионной реформе в Российской Федерации; системе обязательного пенсионного страхования в стране; базовые принципы обязательного страхования; индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования в РФ

Урок новых знаний

Фронтальный опрос

Мини сообщение

Презентация

8


7

Система пенсионного страхования в регионе Сибири и Новосибирской области

Знать: о системе обязательного пенсионного страхования в Сибирском регионе, Новосибирской области;инвестировании пенсионных накоплений

Урок новых знаний

Опрос

Учить по тетради

Презентация

9


8

Этика и психология делового общения

Знать: сущностьневербального общения; правила телефонного общения; типичные ошибки при организации диалога; особенности речевого стиля общения; регламентирующие документы;типичные грамматические, лексические ошибки в деловых бумагах.

Комбинированный

Опрос

Тест


2 четверть

10


9

Социальные проблемы труда в современных условиях

Знать: социальные проблемы труда в современных социально-экономических условиях Новосибирской области; спрос на определенные виды профессиональной деятельности в регионе и Новосибирской области; роль рекламы при трудоустройстве на работу.

Комбинированный

Опрос

Сообщение


11


10

Внутренний мир человека и система представлений о себе

Знать:

пути формирования образа собственного «Я»;

основные составляющие «Я-кон-цепции»;

формы проявления «Я-концепции» при выборе профессии.

Уметь осуществлять самооценку развития личностных качеств

Комбинированный

Тестирование


§4

Презентация

12


11

Рынок труда и его требования к профессионалу

Знать: сущность рынка труда и принципы его формирования;

требования к современному профессионалу.

Уметь: определять профессии востребованные на рынке труда.

Введение новых знаний


Текущий

опрос.


Обзор объявлений о найме


13


12

Многообразие мира труда

Знать:сущность и виды труда;

сферы, отрасли и секторы экономики. Отрасль труда.

Уметь различать предмет труда, средства труда, продукты труда.

Комбинированный

Текущий

опрос.


Сообщение


14


13

Классификация профессий. Формула профессии

Знать:

способы классификации профессий, их достоинства и недостатки;

классифика-

ционные признаки.

Уметь составлять формулу будущей профессии

Комбинированный

Проверка формул

Составить формулы на 4 разные профессии


15-16


14-15

Работа с информационными источниками. Интернет ресурсы. Нормативно правовые источники о трудовой деятельности подростков(ТК РФ)

Уметь: работать с информационными источниками; осуществлять поиск нужной информации; выполнять анализ полученной информации

Комбинированный

Опрос

Обзор статей ТК РФ


ИТОГО ЗА ПОЛУГОДИЕ -16 ЧАСОВ

3 четверть

17


16

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии

Знать: типичные ошибки при выборе профессии

Уметь: находить типичные ошибки при выборе профессии

в различных жизненных ситуациях

Комбинированный

Текущий

опрос

§8

Анкета стр.55


  1. Рынок труда и профессии Новосибирской области-9 часов

18


1

Профессионально важные качества человека

Знать: сущность и структуру профессионально важных качеств человека; типологические особенности человека.

Уметь: различать общие, особенные и специфические профессионально важные качества личности.


Введение новых знаний


Ответы на вопросы

Таблица 5, стр.28


19


2

Профессиональные интересы и склонности. Мотивы выбора профессии

Знать: сущность понятий профессиональный интерес, склонности; этапы развития интересов, склонностей.

Уметь: осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов и склонностей

Введение новых знаний


Проверка задания 1 стр.29

§5


20


3

Особенности психических процессов и выбор профессии

Знать: сущность психических процессов их характерные особенности, роль в профессиональном самоопределении.

Уметь: оценивать уровень развития кратковременной наглядно-образной памяти, пространственных представлений, внимания, мышления

Комбинированный

Опрос

§7, проектное задание


21


4

Темперамент и выбор профессии

Знать: суть понятия темперамент, классификацию типов темперамента, особенности каждого из них;

Уметь: определять проявление темперамента в профессиональной деятельности

Комбинированный

Опрос, проверка проектного задания

§6, вопросы стр.39

Презентация

22

18.02

5

Характер и выбор профессий

Знать: суть понятия «характер»; черты и типы характера. Положительные и отрицательные черты характера.

Уметь: определять требования типов профессии к характеру человека.

Комбинированный

Опрос

Аналитическое задание


23

25.02

6

Роль способностей профессиональной деятельности

Знать: сущность понятия «способности»; уровни развития способностей;

Уметь: выделять основные свойства специальных способностей.

Комбинированный

контрольная работа № 1

§5


24


7

Тип личности и выбор профессии

Знать социально-профессиональные типы людей, их роль в профессиональной деятельности.

Уметь: выделять предпочитаемые сферы деятельности для различных типов личности; находить схожие и противоположные типы.

Введение новых знаний


Опрос

Анализ выбора литературных героев


25


8

Профессиональная деятельность и здоровье

Знать: сущность понятия здоровье; взаимосвязь здоровья и выбора профессии, карьеры; важнейшие характеристики здоровья человека.

Уметь: оценивать состояние своего здоровья для определения профессиональной пригодности к той или иной деятельности

Введение новых знаний


Тестирование

§9


26


9

Профессиональная пригодность

и самооценка

Знать:

сущность и степени профессиональной пригодности; сущность и уровни самооценки

Уметь: находить признаки степени профессиональной пригодности.

Комбинированный

Тестирование

Сообщение


  1. Основы проектирования. Экзистенциальное проектирование- 8 часов

27


1

Анализ профессиональной деятельности

Знать сущность, назначение и структура профессиограммы и психограммы

Уметь составлять профессиограмму.

Практическая работа

Проверка профессиограмм

§3


4 четверть

28


2

Профессиональная проба и творческие

проекты

Знать: сущность понятия

профессиональная проба,
её роль в профессиональном самоопределении.

Уметь выделять этапы выполнения и уровни сложности проф. проб.

Практическая работа, стр.61

Проверка практической работы

§10


29


3

Профильное обучение и пред профильная подготовка

Знать цель, задачи и содержание профильного и пред профильного обучения.

Уметь определять предметы профильного и пред профильного обучения.

Комбинированный

Опрос

Тетрадь


30


4

Пути получения профессионального образования

Знать уровни ипути получения профессионального образования

Уметь находить информацию о профессиональных учебных заведениях

Комбинированный

Опрос

Обзор справочника учебных заведений НСО


31-32


5-6

Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление проекта

Знать: критерии оценки выполнения и оформления творческого проекта;

Уметь выполнять и оформлять проект.


Комбинированный

Проверка выполнения

Презентация защиты проектов





33


7

Защита творческих проектов «Мой выбор»

Знать: критерии оценки выполнения и защиты проекта;

последовательность защиты проекта.

Уметь

представлять и защищать проект.

Контрольный

Защита проекта

-


34


8

Экскурсия в Центр занятости. «Работа подростка летом. Обобщение.

Знать:контактные телефоны, адрес, порядок подачи документов.

Обобщения

и систематизации

Беседа

-


ИТОГО ЗА ГОД – 34 ЧАСА



Рабочая программа по курсу федерального компонента Предмет: «МОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА ТРУДА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ»
  • Технология
Описание:

Рабочая программа для 9-х классов создана на основе примерной образовательной программы учебного курса регионального компонента основного общего образования Новосибирской области по технологии «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» для 9 класса, разработанной  И.Ю. Мельниковой, С.С. Лузан и Е.В.Царевой на кафедре ОО «Искусство» и «Технология» НИПКиПРО в 2008 году.

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность определяется степенью  согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с профессиональным самоопределением.

Автор Серова Инга Валериевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1219
Номер материала 31072
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓