УТВЕРЖДАЮ
СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО
Директор МБОУ СОШ № 91
заместитель директора по УВР Руководитель МО учителей
__________/Е.В. Рязанова/
_________/М.А. Разумихина/ __________/М.В.
Артёмова/
Приказ №_____от____2014г. дата:______________2014г.
Протокол №_______от_____2014г.
Рабочая
программа
по
курсу федерального компонента
Предмет: «МОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОТРЕБНОСТИ
РЫНКА ТРУДА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ»
Класс: 9 «А» , 9 «Б»
Преподаватель И.В. Серова
Квалификационная категория- высшая
Учебный год 2014-2015
Пояснительная
записка
"Все
люди стремятся к одной цели: успеху и счастью. Единственный способ достичь
настоящего успеха — это полностью выразить себя в службе обществу. Во-первых,
нужно иметь четкий, ясный, практический идеал—цель, задачу. Во-вторых, нужно
иметь средства, необходимые для достижения целей — мудрость, деньги, материалы
и методы. В-третьих, нужно приспосабливать свои средства к цели."
Аристотель,
греческий философ (384-322 до н. э)
Рабочая
программа создана на основе примерной образовательной программы учебного курса
регионального компонента основного общего образования Новосибирской области по
технологии «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда
Новосибирской области» для 9 класса, разработанной И.Ю. Мельниковой, С.С.
Лузан и Е.В.Царевой на кафедре ОО «Искусство» и «Технология» НИПКиПРО в 2008
году.
Профессиональное
самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий
значительный период жизни. Его эффективность определяется степенью
согласованности психологических возможностей человека с содержанием и
требованиями профессиональной деятельности, сформированностью у личности
способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в
связи с профессиональным самоопределением.
Период окончания
школы характеризуется для школьника активизацией процессов личностного,
жизненного и профессионального самоопределения, становлением его внутренней
позиции как устойчивого отношения к себе (согласование себя настоящего и
выбираемого будущего), отношения к людям (дифференциация на
эмоционально-ценностной основе), отношения к миру и к различным видам
деятельности (в том числе – избирательно-ценностное ориентирование в
профессиональных стереотипах и версиях профессионального будущего).
Кроме того,
подрастающее поколение несет в себе потенциальную энергию дальнейшего развития.
От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня зависит путь и
перспективы развития нашего общества.
«Концепция
модернизации Российского образования на период до 2012 года» в качестве одного
из приоритетных направлений образовательной политики определяет создание
«системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах
общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и
социализацию обучающихся».
Программа по
технологии «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда
Новосибирской области» (9 класс) составлена на основеМинимума содержания
образования регионального компонента основного общего образования Новосибирской
области по технологии в рамках образовательных стандартов первого поколения.
На реализацию содержания программы согласно
региональному базисному учебному плану для образовательных
учреждений Новосибирской области отводится
34 часа (1 час в неделю).
Тематику
и содержание проведения данного курса определяет специфика и организация
потребностей рынка труда Новосибирской области, включая общие вопросы
ориентации в современных социально-экономических условиях социума.
Профориентационная направленность данного курса, расширяет аспекты учебной
программы 8 класса, углубляет изучение сквозных содержательных линий.
Результатом
профессиональной ориентации в системе основного общего образования является
профессиональное самоопределение школьника и осознанный
выбор профиля обучения на старшей ступени общего образования в условиях рыночной экономики с учетом требований
рынка труда Новосибирской области.
Цель курса -
оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учреждений помощь в
подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со
своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и
возможностями и с учетом потребностей рынка труда в кадрах.
Специфической особенностью данного курса является то, что его
изучение должно осуществляться в процессе выполнения творческого проекта «Мой
выбор».
Задачи курса:
1. Вооружить учащихся знаниями основ жизненного и
профессионального самоопределения.
2. Сформировать у школьников представление о мире труда и
профессий.
3. Оказать учащимся помощь в выявлении своих профессиональных способностей
и возможностей.
4. Ознакомить выпускников основной школы с путями и средствами активной
подготовки к адекватному профессиональному самоопределению.
5. Создать условия для выполнения и защиты учащимися творческого
проекта «Мой выбор».
Основным методом изучения курса «Профессиональное
самоопределение школьников» является метод проектов, основными
конструктами которого являются понятия «проект» и «проектная деятельность».
Выполненные проекты обсуждаются и защищаются.
Выполнение учащимися в процессе занятий по курсу творческого
проекта «Мой выбор» позволяет:
- осуществлять в единстве теоретическую и практическую подготовку
школьников к обоснованному профессиональному самоопределению;
- реализовать все компоненты профессиональной ориентации
(профпросвещение, профдиагностику, профконсультацию, профотбор (подбор),
профадаптацию, профвоспитание);
- активировать деятельность учащихся по подготовке к адекватному
профессиональному самоопределению. Во время защиты проекта учащиеся
представляют его печатную или электронную презентацию.
В процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор» учащиеся
должны осуществлять профессиональные пробы, моделирующие в той или иной
степени их будущую профессиональную деятельность. В качестве профпроб могут
выступать материальные изделия, информационные продукты, доклады, номера
художественной самодеятельности, воспитательные мероприятияи др.
Значительная часть занятий (29%) отводится на развивающую
профдиагностику, которая предполагает использование комплекса
психологических методик, обеспечивающих, с одной стороны, диагностирование
профессионально важных качеств учащихся, и их развитие, с другой стороны.
Программа развивающей профдиагностики охватывает следующие сферы
личности:
- мотивационную (интересы, склонности, мотивы выбора профессии);
- психологическую (особенности психических процессов);
- типологическую (темперамент, характер, тип личности);
- когнитивную (знание мира профессий, своих профессиональных способностей
и возможностей, основ жизненного и профессионального самоопределения);
- эмоционально-волевую (чувства, эмоции, воля).
В процессе изучения курса используются следующие
профдиагностические методики:
- опросник для выявления уровня готовности школьников к
профессиональному самоопределению;
- карта интересов;
- опросник профессиональной готовности (ОПГ);
- анкета мотивов выбора профессии;
- шкала потребностей в достижении;
- опросник темперамента;
- методика «Мой характер»;
- методика определения склонностей;
- тест Дж. Холланда «Тип личности»;
- карта здоровья;
- тест «Уровень самооценки»;
- карта самоконтроля готовности к профессиональному
самоопределению.
Помимо вышеперечисленных, в процессе изучения курса используются и
другие методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут, викторина, наблюдение,
экскурсия, профконсультация и др.
В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. Применение мнемосхем
дает возможность не только оперативно развивать память учащихся, но и
другие психические процессы, такие, как мышление, восприятие, наблюдательность.
Мнемосхемы возбуждают мыслительную деятельность школьников, обеспечивают
переход информации из кратковременной памяти в долговременную и обратно, а
также развивают мыслительные процессы, последовательность и логику мышления.
Они выполняют опорную функцию мышления. Мнемосхемы позволяют также более
целенаправленно организовать самостоятельную работу учащихся.
По каждому разделу курса проводится тестовый контроль знаний
с помощью специально разработанных контрольно-измерительных материалов.
Разрабатывается конкретный план проведения каждого занятия, который
включает в себя:
- формулировку цели и задач занятия;
- отбор содержания изучаемого материала;
- выбор основных методов и организационных форм обучения;
- разработку дидактического и материально-технического
оснащения занятия
Учащиеся должны знать и понимать:
- сущность жизненного самоопределения;
- сущность и структуру процесса
профессионального самоопределения;
- правила выбора профессии и типичные ошибки
при этом выборе;
- многообразие мира труда и профессий,
способы их классификации и анализа;
- состояние рынка труда и его требования к
современному профессионалу;
- профессионально важные качества своей
личности, свои
профессиональные способности и возможности;
- способы и средства анализа профессиональной деятельности;
-
методику выполнения профессиональных проб;
- структуру предпрофильной
подготовки и профильного обучения;
- пути получения
профессионального образования;
- возможности получения профессиональной консультации;
- этапы, способы и средства профессионального саморазвития и
самовоспитания;
- этапы принятия решения о профессиональном
выборе;
- структуру, порядок оформления и защиты
творческого проекта «Мой выбор».
Учащиеся должны уметь:
• пользоваться источниками информации о
профессиях, профессиональных учебных заведениях и рынке труда;
• определять формулу профессии;
• проводить общий анализ профессиональной деятельности,
анализировать требования профессий к человеку;
• выявлять свои профессионально важные качества;
• соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;
• выполнять профессиональные пробы;
• пользоваться профессиограммами и психограммами;
• выбирать способ приобретения будущей профессии;
• получать профессиональную консультацию;
• заполнять карту самоконтроля своей готовности к
профессиональному самоопределению;
• выполнять, оформлять и защищать творческий проект «Мой выбор»
с электронной презентацией.
У учащихся должны быть сформированы:
• убежденность в необходимости
своевременного и правильного выбора будущей профессии, потребность в адекватном
профессиональном самоопределении;
• профессиональная направленность: профессиональные
интересы и склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный идеал;
• профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта
будущей профессиональной деятельности;
• профессиональное намерение: знание пути дальнейшего
продолжения образования, условий поступления в выбранное
профессиональное учебное заведение и перспектив профессионального роста.
Занятия по курсу проводятся на протяжении всего учебного года по 1
часу в неделю. Таким образом, всего на курс отводится 34 часа.
Количество часов по примерной программе совпадает с количеством
часовпо тематическому планированию.
Используемая литература
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Акад. Проспект;
Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 329 с.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -
Ростов н/Д,.: Феникс, 2008. - 512 с.
3. Педагогическая подготовка профессионального
самоопределения старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. -
М.: Новая школа, 2007. - 112с.
4. Ретивых Е.М. Культура профессионального самоопределения:
Учебно-методическое пособие. - Брянск: Изд-во БГУ, 2004. - 97 с.
5. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. - Тула:
Приокск. книжное изд-во, 1990. - 132 с.
6. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение
школьников. - Брянск: Изд-во БГУ, 2007. — 183 с.
7. Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология:
Учебник для учителя.
8. М. В. Ретивых, В, Д, Симоненко.: Рекомендации по изучению курса
«Профессиональное самоопределение школьников». Книга для учителя. – Брянск:
БИПКРО, 2007. – 140 с.
КАЛЕНДАРНО -
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
|
Дата
проведения (по плану «А»/ «)
|
Номер
урока (в курсе/ в разделе)
|
Тема
урока (количество часов на данную тему)
|
Планируемые
результаты изучения материала (в терминах компетенций)
|
Тип
урока
|
Диагностика
|
Домашнее
задание
|
Используемые
на уроке ЦОРы, ЭОРы
|
1
четверть
|
1
|
|
1
|
Предмет
и задачи курса
|
Знать:
сущность самоопределения человека; виды самоопределения; аспекты смысла жизни
Уметь:
определять смысл и цель своей жизни
|
Урок
новых знаний
|
Входящий
контроль- опрос
|
§1
|
|
1. Профессиональная
деятельность и профессиональное самоопределение личности в Новосибирской
области- 16часов
|
2, 3
|
|
1-2
|
Профессиональная
карьера
|
Знать: понятие, типы и виды профессиональных карьер; индивидуальные
особенности личности и выбор типа и вида профессиональной карьеры.
Уметь: составлятьплан реализации карьеры
|
Комбинированный
|
Опрос
|
Табл. 2
заполнить, примеры к схемам
|
Презентация
|
4,5
|
22.09.
29.09
|
3-4
|
Технология
трудоустройства
|
Иметь
представление:что, значит, быть
активным на рынке труда
Знать:возможные варианты трудоустройства в
регионе Сибири и Новосибирской области; способы
поиска работы; основные вопросы к кандидату
при приеме на работу; документы, необходимые
при приеме на работу;
Уметь: составлять резюме
|
Комбинированный.
Деловая
игра
|
Опрос
|
Составить
резюме, статьи закона РФ о трудовом праве (приём на работу)
|
Фильм
|
6
|
06.10
|
5
|
Адаптация
на рабочем месте (как сохранить работу)
|
Знать: понятие, виды, формы и способы адаптации
|
Круглый
стол
|
Решение
задач –
упражнений, проверка качества составления резюме
|
Примеры
|
Презентация
|
7
|
|
6
|
Пенсионное
страхование в РФ
|
Знать: о пенсионной реформе в Российской Федерации; системе
обязательного пенсионного страхования в стране; базовые принципы обязательного страхования; индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования в РФ
|
Урок
новых знаний
|
Фронтальный
опрос
|
Мини
сообщение
|
Презентация
|
8
|
|
7
|
Система
пенсионного страхования в регионе Сибири и Новосибирской области
|
Знать: о системе обязательного пенсионного страхования в Сибирском регионе, Новосибирской области;инвестировании пенсионных накоплений
|
Урок
новых знаний
|
Опрос
|
Учить по
тетради
|
Презентация
|
9
|
|
8
|
Этика и
психология делового общения
|
Знать: сущностьневербального общения; правила телефонного общения; типичные
ошибки при организации диалога; особенности
речевого стиля общения; регламентирующие документы;типичные грамматические, лексические ошибки в деловых
бумагах.
|
Комбинированный
|
Опрос
|
Тест
|
|
2
четверть
|
10
|
|
9
|
Социальные
проблемы труда в современных условиях
|
Знать: социальные
проблемы труда в современных социально-экономических условиях Новосибирской
области; спрос на определенные виды профессиональной деятельности в
регионе и Новосибирской области; роль рекламы при
трудоустройстве на работу.
|
Комбинированный
|
Опрос
|
Сообщение
|
|
11
|
|
10
|
Внутренний
мир человека и система представлений о себе
|
Знать:
–
пути формирования образа собственного «Я»;
–
основные составляющие «Я-кон-цепции»;
–
формы проявления «Я-концепции» при выборе профессии.
Уметь осуществлять
самооценку развития личностных качеств
|
Комбинированный
|
Тестирование
|
§4
|
Презентация
|
12
|
|
11
|
Рынок
труда и его требования к профессионалу
|
Знать:
сущность рынка труда и принципы его формирования;
требования
к современному профессионалу.
Уметь:
определять профессии востребованные на рынке труда.
|
Введение
новых знаний
|
Текущий
опрос.
|
Обзор
объявлений о найме
|
|
13
|
|
12
|
Многообразие
мира труда
|
Знать:сущность
и виды труда;
сферы,
отрасли и секторы экономики. Отрасль труда.
Уметь
различать предмет труда, средства труда, продукты труда.
|
Комбинированный
|
Текущий
опрос.
|
Сообщение
|
|
14
|
|
13
|
Классификация
профессий. Формула профессии
|
Знать:
способы
классификации профессий, их достоинства и недостатки;
классифика-
ционные
признаки.
Уметь
составлять формулу будущей профессии
|
Комбинированный
|
Проверка
формул
|
Составить
формулы на 4 разные профессии
|
|
15-16
|
|
14-15
|
Работа
с информационными источниками. Интернет ресурсы. Нормативно правовые
источники о трудовой деятельности подростков(ТК РФ)
|
Уметь:
работать с информационными источниками; осуществлять поиск нужной информации;
выполнять анализ полученной информации
|
Комбинированный
|
Опрос
|
Обзор
статей ТК РФ
|
|
ИТОГО
ЗА ПОЛУГОДИЕ -16 ЧАСОВ
|
3
четверть
|
17
|
|
16
|
Мотивационные
факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору
профессии
|
Знать:
типичные ошибки при выборе профессии
Уметь:
находить типичные ошибки при выборе профессии
в
различных жизненных ситуациях
|
Комбинированный
|
Текущий
опрос
|
§8
Анкета
стр.55
|
|
2. Рынок
труда и профессии Новосибирской области-9 часов
|
18
|
|
1
|
Профессионально
важные качества человека
|
Знать:
сущность и структуру профессионально важных качеств человека; типологические
особенности человека.
Уметь: различать общие, особенные
и специфические профессионально важные качества личности.
|
Введение
новых знаний
|
Ответы
на вопросы
|
Таблица
5, стр.28
|
|
19
|
|
2
|
Профессиональные
интересы и склонности. Мотивы выбора профессии
|
Знать:
сущность понятий профессиональный интерес, склонности; этапы развития
интересов, склонностей.
Уметь:
осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов и
склонностей
|
Введение
новых знаний
|
Проверка
задания 1 стр.29
|
§5
|
|
20
|
|
3
|
Особенности
психических процессов и выбор профессии
|
Знать:
сущность психических процессов их характерные особенности, роль
в профессиональном самоопределении.
Уметь:
оценивать уровень развития кратковременной наглядно-образной памяти,
пространственных представлений, внимания, мышления
|
Комбинированный
|
Опрос
|
§7,
проектное задание
|
|
21
|
|
4
|
Темперамент
и выбор профессии
|
Знать: суть
понятия темперамент, классификацию типов темперамента, особенности
каждого из них;
Уметь:
определять проявление темперамента в профессиональной деятельности
|
Комбинированный
|
Опрос,
проверка проектного задания
|
§6,
вопросы стр.39
|
Презентация
|
22
|
18.02
|
5
|
Характер
и выбор профессий
|
Знать:
суть
понятия
«характер»; черты и типы характера. Положительные и отрицательные черты
характера.
Уметь:
определять требования типов профессии к характеру человека.
|
Комбинированный
|
Опрос
|
Аналитическое
задание
|
|
23
|
25.02
|
6
|
Роль
способностей профессиональной деятельности
|
Знать:
сущность понятия «способности»; уровни развития способностей;
Уметь:
выделять основные свойства специальных способностей.
|
Комбинированный
|
контрольная
работа № 1
|
§5
|
|
24
|
|
7
|
Тип
личности и выбор профессии
|
Знать
социально-профессиональные типы людей, их роль в
профессиональной деятельности.
Уметь:
выделять предпочитаемые сферы деятельности
для различных типов личности; находить схожие и противоположные типы.
|
Введение
новых знаний
|
Опрос
|
Анализ
выбора литературных героев
|
|
25
|
|
8
|
Профессиональная
деятельность и здоровье
|
Знать:
сущность понятия здоровье; взаимосвязь здоровья и выбора профессии,
карьеры; важнейшие характеристики здоровья человека.
Уметь:
оценивать состояние своего здоровья для определения профессиональной
пригодности к той или иной деятельности
|
Введение
новых знаний
|
Тестирование
|
§9
|
|
26
|
|
9
|
Профессиональная
пригодность
и
самооценка
|
Знать:
сущность
и степени профессиональной пригодности; сущность и уровни самооценки
Уметь: находить
признаки степени профессиональной пригодности.
|
Комбинированный
|
Тестирование
|
Сообщение
|
|
3. Основы
проектирования. Экзистенциальное проектирование- 8 часов
|
27
|
|
1
|
Анализ
профессиональной деятельности
|
Знать
сущность, назначение и структура профессиограммы и психограммы
Уметь составлять
профессиограмму.
|
Практическая
работа
|
Проверка
профессиограмм
|
§3
|
|
4
четверть
|
28
|
|
2
|
Профессиональная
проба и творческие
проекты
|
Знать:
сущность понятия
профессиональная
проба,
её роль в профессиональном самоопределении.
Уметь
выделять этапы выполнения и уровни сложности проф. проб.
|
Практическая
работа, стр.61
|
Проверка
практической работы
|
§10
|
|
29
|
|
3
|
Профильное
обучение и пред профильная подготовка
|
Знать цель,
задачи и содержание профильного и пред профильного обучения.
Уметь определять
предметы профильного и пред профильного обучения.
|
Комбинированный
|
Опрос
|
Тетрадь
|
|
30
|
|
4
|
Пути
получения профессионального образования
|
Знать
уровни
ипути получения профессионального образования
Уметь
находить информацию о профессиональных учебных заведениях
|
Комбинированный
|
Опрос
|
Обзор
справочника учебных заведений НСО
|
|
31-32
|
|
5-6
|
Творческий
проект «Мой выбор»: разработка и оформление проекта
|
Знать:
критерии
оценки выполнения и оформления творческого проекта;
Уметь выполнять
и оформлять проект.
|
Комбинированный
|
Проверка
выполнения
|
Презентация
защиты проектов
|
|
33
|
|
7
|
Защита
творческих проектов «Мой выбор»
|
Знать:
критерии
оценки выполнения и защиты проекта;
последовательность
защиты проекта.
Уметь
представлять
и защищать проект.
|
Контрольный
|
Защита
проекта
|
-
|
|
34
|
|
8
|
Экскурсия
в Центр занятости. «Работа подростка летом. Обобщение.
|
Знать:контактные
телефоны, адрес, порядок подачи документов.
|
Обобщения
и
систематизации
|
Беседа
|
-
|
|
ИТОГО
ЗА ГОД – 34 ЧАСА
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.