Филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя
общеобразовательная школа с.Алкино-2 муниципального района Чишминский район
Республики Башкортостан –Основная общеобразовательная школа с.Аминево
муниципального
района Чишминский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании
ШМО Заведующий
Филиалом Директор
СОШ с.Алкино-2 Протокол №1 СОШ
с.Алкино-2 – ООШ с.Аминево ______
/ Кулешова М.Т от «____» _________ 2014г. ______
/ Аминева Г.М. Приказ №
_________ Руководитель ШМО от
«____»______ 2014г. _________/Яхина З.А.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по
изобразительному искусству для 4 класса
УМК
«Начальная школа 21 века»
Составитель:
учитель начальных классов
высшей категории
Филиала СОШ с.Алкино-2-ООШ с.Аминево
Яхина
Зульфира Асхатовна
2014-2015
учебный год
РАЗДЕЛ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа по изобразительному
искусству для 4
класса разработана на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1.
Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки
России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред.
приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
2.Федерального
перечня учебников, рекомендованных министерством образования и науки
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях, на 2014/15 учебный год, утвержденного
приказом от 31 марта 2014 г. № 253
3.Федерального
закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
4.Закона
Республики Башкортостан от 01.07.2013г. №696-З «Об образовании в Республике
Башкортостан»
5.Образовательная
программа Филиала СОШ с. Алкино-2- ООШ с.Аминево ( с изменениями и
дополнениями)
6.Учебного
плана Филиала СОШ с.Алкино-2 – ООШ с.Аминево на 2014-2015 учебный год.
7.Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.:
Просвещение, 2011.
8.Сборника
программ «Начальная школа XXI» Н.Ф.Виноградова – М.: Вентана-Граф
2012
9.Интегрированной
программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Н.В.
- 3- е изд. дораб. и перераб. – М: Вентана – Граф, 2012
Программа соответствует учебнику «Изобразительное
искусство» для 4 класса общеобразовательных
учреждений / Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е
издание. Дополненное – М: Вентана – Граф, 2014
Рабочая
программа рассчитана на 34 часов в год (1час в неделю).
Главным
условием организации занятий по ИЗО является разностороннее развитие и
полихудожественное воспитание детей. Задача учителя: гармонично
развивать у детей данные им природой задатки и формировать их способность
воспринимать мир в художественных образах. Целью уроков
изобразительного искусства в начальной школе является формирование духовных
начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры
восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного)
искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему
народу, к многонациональной культуре.
Цель
программы: разностороннее художественное развитие школьника, подготовка его к
самостоятельной творческой деятельности.
Задачи
изучения предмета «Изобразительное искусство»:
·
воспитание устойчивого интереса к
изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов,
обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и
формирование художественных и эстетических предпочтений;
·
развитие творческого потенциала ребенка
в условиях активизации воображения и фантазии, способности к
эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений
разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность
красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
·
освоение разных видов пластических
искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и
дизайна;
·
овладение выразительными средствами изобразительного
искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами;
·
развитие опыта художественного
восприятия произведений искусства.
Содержание
программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют
переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление
каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих
способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом
основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия
художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом. В
основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое
развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного
образа и его посильного отражения в собственных художественных работах.
Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства,
выраженную в понятии художественного образа.
Описание
ценностных ориентиров содержания учебного предмета в 4 классе.
Приобщаясь
к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают
ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к
дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о
природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.
Целью
художественного воспитания и обучения в 4 классе как раз и является
формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли
и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Многообразие
культур не случайно – оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с
жизнью природы, в среде которой складывается его история. Детям в 4 классе уже
присущи стремление, чуткость к образному пониманию мира, соотносимому с
сознанием, выраженных в народных искусствах.
РАЗДЕЛ
II. ОСНОВНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Восприятие
произведений искусства. Представление о богатстве и
разнообразии художественной культуры. Восприятие и эмоциональная оценка
шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных
(пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его
материального окружения.
Рисунок. Роль
рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие
природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами рисунка.
Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные
материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов,
выраженная средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств
художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с
поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Художественное
конструирование и дизайн. Разнообразие материалов
для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы
с различными материалами: пластилин, бумага, картон и др. для создания
выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков
художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное
искусство. Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его
роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры
народа. Пейзажи родной природы. Образ человека в традиционной культуре.
Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном
искусстве, сказках, песнях.
Сказочные
образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство.
Разнообразие декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек,
переплетение ветвей деревьев, узоры мороза на стекле и т. д. Ознакомление с
произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных
условий).
Овладение
основами художественной грамоты. Композиция.
Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Композиционный
центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции.
Симметрия и асимметрия.
Азбука
искусства (обучение основам художественной грамоты). Практическое
овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа,
его эмоционального состояния. Многообразие линий и их знаковый характер. Линия,
штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального
состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного
мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм.
Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние
формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объем. Объем в
пространстве и на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных
композиций. Ритм. Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании
композиции в живописи и в рисунке. Передача движения в композиции с помощью
ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Земля —
наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера
и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года,
суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт.
Использование различных художественных материалов и средств для создания
выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи,
панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие
и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих
природу(А.К. Саврасов, И.И. Левитан, И.И. Шишкин, Н.К. Рерих, К. Моне, П.
Сезанн, В. Ван Гог). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира,
представляющими разные народы и разные эпохи (например, Древняя Греция,
средневековая Европа и Япония или Индия). Роль природных условий в характере
культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных
народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина
моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа.
Пейзажи родной природы. Синтетичный характер народной культуры (украшение
жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни. Значимые темы
искусства. О чем говорит искусство? Образ человека в традиционной культуре.
Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном
искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы народной культуры и
декоративно-прикладное искусство. Образ защитника Отечества.
Человек
и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных
культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в
искусстве. Эмоциональная выразительность образов персонажей, пробуждающих
лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку,
заботу, героизм, бескорыстие и т. д.
Искусство
дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня.
Использование различных художественных материалов и средств для создания
проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта.
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной
жизни человека, в организации его материального окружения.
Участие
в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и
художественно-конструктивной деятельности. Передача
настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре,
декоративно-прикладном искусстве, художественном конструировании) с помощью
цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры
материала. Выражение своего отношения к произведению изобразительного
искусства в высказываниях, рассказе, небольшом сочинении. Участие в обсуждении
содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.
Опыт художественно-творческой деятельности.
Содержание
рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений
художественного образования: приобщение к искусству как к духовному опыту
поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие
индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
1. Развитие
дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир) – 17 часов.
1.
Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают
впечат-ления от наблюдений за природой, которая покоряет его многообразием
состояний, форм, цвета, звуков, ароматов, ритмов, игры света и тени. Развитие
представления о про-странстве окружающего мира — природном пространстве разных
народов: Север (снеж-ные просторы, океан), Восток (пустыни, пес-ки, сады),
Закавказье (горы, леса, озёра), Средняя полоса России (равнины, реки, поля,
леса) и др.
2.
Развивать понятия об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на
представления каждого народа об устройстве мира — мироздании: о красоте, добре,
чести и справедливости. Формировать представления о красоте и величии природы в
большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок, песен, танцев с природным
окружением.
3.
Освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость
архитектуры, одежды, утвари от климатических ус-ловий. Развитие понимания того,
что каждый народ живёт в своём природном пространстве с присущим ему ландшафтом
(рельефом местности), климатом, флорой и фауной.
4.
Организация и проведение работ по памяти или наблюдению на темы по выбору:
развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в
пространстве. Использование в работе способов, приёмов, средств художественной
выразительности: композиции, манеры письма, колорита, ритма, формата, сюжета.
5. Художественный
образ в произведениях разных видов искусства (изобразительное искусство,
архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогает
понять, как каждый народ воспринимает природу и выстраивает с ней отношения.
Народная архитектура в природной среде.
6.
Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учётом
единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об
ахроматической и хроматической гамме.
7.
Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как
единого образа. Передача индивидуальности персонажей через их внешние
сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие у учащихся стремления самостоятельно
решать творческие задачи в работе над произведением.
8.
Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей
модели (формы головы, частей лица, причёски, одежды) графическими средствами —
в набросках, зарисовках. Изображение человека по наблюдению. Передача
характерной формы и характера человека.
9. Рисование
с натуры одного предмета (домашней утвари, характерной для разных народностей)
в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами;
передача окраски предметов с помощью тональных отношений (чёрно-белое
изображение).
Передача
на плоскости характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции,
масштаба, деталей, выразительности формы.
10.
Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Описание
в сказках характера героев, природного и бытового пространства.
11.
Коллективные исследования: знакомство с народной архитектурой, изучение условий
жизни и занятий разных народов (казахов, китайцев, русских и др.), их народное
творчество. Сходство и различие народов (в чём это проявляется, причины).
12.
Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных
праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам. Лепка из
глины или пластилина коллективной многофигурной композиции.
13.
Пропорции человека и их отображение в объёме. Лепка в глине или
пластилине. Связь костюма и головного убора с региональными традициями.
14.
Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание
объёмно-пространственной композиции по описанию в народной сказке с
использованием мотивов народной архитектуры в природной среде.
15.
Декоративное украшение и убранство жилищ народной архитектуры (изба, хата,
хижина, сакля, юрта и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца избы и
ворот. Формирование представлений о том, что по украшению дома можно судить о
его хозяине.
16.
Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача
на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета с учётом его
пропорций и конструкции, величины деталей, выразительности изображений.
Отображение флоры и фауны региона в народном орнаменте.
17.
Изображение замкнутого пространства. Формирование представления о трёхмерном
пространстве помещения (длина, высота, глубина). Передача изображения на
плоскости. Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища,
в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и
красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и т. д.), их форма,
украшение, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни
народа: об окружающей его природе (растительном и животном мире), о его обычаях
и занятиях.
2.
Развитие фантазии и воображения – 11 часов.
1.
Самостоятельно вычленять творческую задачу. Родной язык, звучащее слово.
Раскрытие понятий «устное народное творчество» и «литературная (авторская)
сказка». Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины.
2.
Творческие работы по воображению и представлению на обозначенные исторические
темы, созвучные с темами, изучаемыми на уроках истории, литературы
(внеклассного чтения).
3.
Выражение исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре
через воспроизведение конкретной среды.
4.
Формирование представления о композиции без конкретного изображения
(абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита,
исторического времени.
5.
«Путешествия на машине времени» («перемещение» в другие миры, эпохи, в прошлое
и будущее, космические путешествия). Лепка по подсказке с соблюдением основной
технологии и раскраска поделок.
6.
Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Зависимость
формы игрушки от материала. Особенности украшения в народной игрушке.
Отображение характера традиционной народной игрушки в современной
декоративно-прикладной игрушке.
7.
Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и
ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Особенности традиционного
декоративно-прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного
искусства, его изначальная прикладная функция. Зависимость народного искусства
от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных
особенностей.
8.
Символика узоров народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о
жизни людей, которые его создали: каким они представляли себе мир вокруг, в
каких природных условиях жили и чем занимались?
9.
Форма изделий народных промыслов определялась их прикладной функцией. У каждого
промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому
каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы — часть
декоративно-прикладного искусства. Художник-прикладник создаёт вещи для жизни —
красивые (декоративные) и удобные (имеющие практическое, прикладное, значение).
10.
Подготовка «художественного события» на темы сказок или на такие как «Жизнь на
Земле через 1000 лет», «Космическая
музыка».
11.
Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре
элементов окружающей природы.
3.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства
(музейная педагогика) – 6 часов.
1.
Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве:
живопись, графика, роспись (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой
композиционный центр).
2.
Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская,
богородская, семёновская); роспись (жостовская, городецкая, хохломская).
Работая над игрушкой, мастера создают разные образы.
3.
Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных
условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение.
4.
Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры.
Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства.
5. Анималистический
жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и
скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве. Отражение в них формы,
характера движений (динамику), смыслового содержания.
6.
Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства:
живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (В.А.
Фаворский, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин, С.Т. Конёнков, В.И. Суриков, В.М.
Васнецов, М.В. Нестеров). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и
манеры изображения у каждого художника.
Региональный
компонент представлен на уроках ИЗО: 6 часов.
РАЗДЕЛ III.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ
Предметные
результаты освоения основной образовательной
программы по изобразительному искусству:
Выпускник
научится:
·
различать основные виды художественной деятельности (рисунок,
живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн,
декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой
деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с
ними для передачи собственного замысла;
·
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их
специфику;
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
·
различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами
художественного образного языка;
·
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры
своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу,
человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.)
окружающего мира и жизненных явлений;
·
приводить примеры ведущих художественных музеев России и
художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и
назначение.
·
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно-творческой деятельности;
·
выбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи
своего отношения к ним;
·
решать художественные задачи (передавать характер и намерения
объекта природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. в
живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного
объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы
действия.
Выпускник
получит возможность научиться:
·
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать
в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и
содержание в знакомых произведениях;
·
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины,
архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
·
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
·
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики,
скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования
в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные
эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании
живописных композиций на заданные темы;
·
понимать и передавать в художественной работе разницу
представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость
к другим вкусам и мнениям;
·
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации
известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа
и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
·
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя
язык компьютерной графики в программе Paint.
РАЗДЕЛ
IV. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Критерии
оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1. Активность
участия.
2. Умение собеседника
прочувствовать суть вопроса.
3. Искренность
ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность
суждений.
Критерии
и система оценки творческой работы
1. Как решена
композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как
организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты
изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой:
как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные
художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление
от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство
меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех
этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы
контроля уровня обученности
1. Викторины
2. Кроссворды
3. Отчетные выставки
творческих (индивидуальных и коллективных) работ
4. Тестирование
Характеристика цифровой
оценки (отметки)
“5” ставится, если ученик выполнил работу
в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые
умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, работа
аккуратная);
“4” ставится, если работа выполнена не
совсем аккуратно, на рабочем месте нет должного порядка;
“3”
ставится, если работа выполнена небрежно, ученике уложился в отведенное время
РАЗДЕЛ V.
Тематическое планирование
№ урока
|
Тема урока
|
Виды деятельности
|
Универсальные учебные действия (УУД)
|
Дата по плану
|
Дата фактич.
|
Примечание
|
1
|
Инструктаж по ТБ. Перевод наблюдаемого в художественную форму.
«Пейзажи нашей Родины» .
|
Развитие пространственного ощущения мира. Продолжение знакомства
с природным пространством разных народов. Красота окружающей среды, характер
природы разных мест.
|
Познавательные:компоновка сюжетного
рисунка.
Регулятивные:планирование действий в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации.
Коммуникативные:умение договариваться
и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов.
Личностные:познавательный интерес к
новому учебному материалу.
|
|
|
|
2
|
Перевод наблюдаемого в художественную форму. Архитектура разных
мест. «Чишмы - родной край».
|
Закрепление знаний об освоении разными народами своего
природного пространства. Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических
работ разными техниками и материалами.
|
Познавательные:линия и пятно как
художественно – выразительные средства живописи.
Коммуникативные:формулирование
собственного мнения и позиции; выстраивание понятных для партнёра
высказываний, учитывающих, что партнёр знает и видит, а что нет.
Регулятивные:адекватное восприятие
предложения и оценки учителя и товарищей.
Личностные:познавательный
интерес к новому учебному материалу.
|
|
|
|
3
|
«Путевые зарисовки художника». Сюжетные композиции: «Базары»,
«На площади».
|
Передача индивидуальной характеристики персонажей через их
внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие стремления самостоятельно решать
творческие задачи в работе над рисунком.
|
Познавательные:уметь самостоятельно
компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Коммуникативные:договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные:планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные:самоанализ и самоконтроль
результата.
|
|
|
|
4.
|
Перевод наблюдаемого в художественную форму. Ахроматическая и
хроматическая гамма». «Цветущий луг».
|
Пространственные отношения между предметами с учётом единой
точки зрения и воздушной перспективы. Создание выразительных образов природы,
человека, животного средствами компьютерной графики (в программе Point).
|
Познавательные:знать о линии и пятне
как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные:формулировать
собственное мнение и позицию;
контролировать действия партнёра; использовать речь для
регуляции своего действия.
Регулятивные:планировать свои действия;
оценивать правильность выполнения действия.
Личностные: учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу
|
|
|
|
5.
|
Знакомство с пропорциями тела человека. Портрет.
|
Передача характерных особенностей модели графическими средствами.
«Портрет любимого литературного героя».
|
Познавательные:уметь последовательно
выполнять элементы построения портрета.
Коммуникативные:формулировать
собственное мнение и позицию.
Регулятивные УУД:планировать свои
действия; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать
предложения и оценку учителя и товарищей.
Личностные:способность к самооценке на
основе критериев успешности учебной деятельности;
|
|
|
|
6.
|
Изображение с натуры цветка.
|
Рисование с натуры одного предмета в разной цветовой гамме –
передача в рисунке: а) окраски предметов хроматическими цветами; б) окраски
предметов лишь тональными отношениями; в) цветка, в окраске которого имеется
сближенная цветовая гамма.
Материал: акварель.
|
Познавательные:уметь самостоятельно
компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему;
уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные:договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
Регулятивные:планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные:ориентация на понимание
причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата.
|
|
|
|
7.
|
Рисование по памяти или представлению на тему «Праздничный
город»
|
Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей
предметов с учётом его пропорций и конструкций, масштаба деталей, выразительности
изображения; отображение настроения в картинке.
|
Познавательные:знать о линии и пятне
как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные:контролировать
действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные:планировать свои действия;
оценивать правильность выполнения действия.
Личностные: учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу.
|
|
|
|
8.
|
«Портреты богатырей Русской земли».
|
Рисование по представлению. Находить нужный формат, выделять
композиционный центр. Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью
ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости.
|
Познавательные:знакомство с техникой
передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Коммуникативные:формулировать
собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности.
Регулятивные:вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по
результату.
|
|
|
|
9.
|
Круговое распределение фигур в пространстве.
|
Наблюдения, предварительные зарисовки и наброски с натуры, по
памяти или наблюдению.
|
Познавательные:знакомство с техникой
передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Коммуникативные:формулирование
собственного мнения и позиции; умение договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности.
Регулятивные:вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок.
|
|
|
|
10.
|
Работа в объёме и пространстве. «Традиционное ремесло крестьян и
их одежда»
|
Лепка из глины или пластилина фигуры человека в национальном
костюме, занятого определённым видом деятельности (скотовод, погонщик
верблюдов, балалаечник, сапожник и др.).
|
Познавательные:знать о линии и пятне
как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные:формулировать
собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что
партнёр знает и видит, а что нет.
Регулятивные:планировать свои действия.
Личностные:познавательный интерес к
новому учебному материалу.
|
|
|
|
11.
|
Работа в объёме и пространстве. «Посиделки», «Весна-красна»,
«Масленица», «Святки».
|
Знакомство с песенным фольклором. Оформление и разыгрывание
народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным
работам.
|
Познавательные:уметь самостоятельно
компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему;
уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные:договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
Регулятивные УУД:планировать свои
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные:способность к самооценке на
основе критериев успешности учебной деятельности.
|
|
|
|
12.
|
Работа в объёме и пространстве. «Башкирский национальный костюм:
орнамент, крой, силуэт».
|
Знакомство с особенностями традиционной народной одежды разных
стран. Установление связи костюма с климатическими условиями региона.
|
Познавательные:уметь самостоятельно
компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Коммуникативные:договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов.
Регулятивные:планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные:самоанализ и самоконтроль
результата.
|
|
|
|
13.
|
Декоративно-прикладная деятельность. Панно «Бабочки, жуки».
|
Симметрия и асимметрия в природной форме. Передача на плоскости
и в объёме характерных особенностей предмета с учётом его пропорций и
конструкции, масштаба деталей, выразительности изображений
|
Познавательные:знакомство с техникой
передачи в объёме формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Коммуникативные:формулировать
собственное мнение и позицию.
Регулятивные: вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок.
Личностные:познавательный интерес к
новому учебному материалу.
|
|
|
|
14.
|
Декоративно-прикладная деятельность. Пейзаж «Восход солнца».
Р/к. Природа родного края
|
Передача настроения в работе. Взаимодействие света и цвета.
Понятие сюжета.
|
Познавательные:уметь самостоятельно
компоновать сюжетную композицию; уметь изображать форму, общее
пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные:договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
Регулятивные:планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
|
|
|
|
15.
|
Декоративно прикладная деятельность. «Волшебное растение».
|
Разработка узора по теме. Выполнение эскизов рельефных
украшений.
|
Познавательные:уметь самостоятельно
компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему;
уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные:договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов.
Регулятивные:планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
|
|
|
|
16.
|
Работа в объёме и пространстве. Зарисовки деталей украшений,
передача формы и цвета предметов народного искусства.
|
Проведение исследовательской работы по выявлению существовавших
ранее промыслов и ремёсел в ближайших населённых пунктах.
|
Познавательные:знакомство с техникой
передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Коммуникативные:формулировать
собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Регулятивные:вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по
результату.
Личностные:ориентация на понимание
причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
|
|
|
|
17.
|
Декоративно-прикладная деятельность. Экспедиции в места народных
промыслов (заочные).
|
Изучение формы народных игрушек и изделий
декоративно-прикладного искусства.Передача в работе взаимозависимости
материала и пластики, характера украшения и формы предмета (Филимоново,
Дымково и др. народные промыслы).
|
Познавательные:знать правила работы
с гуашевыми красками; название главных и составных цветов; уметь выполнять
декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам;
знать приём выполнения узора на предметах декоративно – прикладного
искусства.
Коммуникативные:формулировать собственное
мнение и позицию;
Регулятивные:планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные:способность к адекватной
самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
|
|
|
|
18.
|
Развитие фантазии и воображения. Работа на плоскости «Нарисуем
песню».
|
Мир искусства разных эпох и народов. Особенности жизни разных
этнических и социальных групп. Понятие устное народное творчество,
литературная сказка. Этнос.
|
Познавательные:знакомство с техникой
передачи в рисунке формы, очертания и цвета предметов.
Коммуникативные:формулировать
собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности.
Регулятивные:вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения.
Личностные: учебно-познавательный
интерес к учебному материалу.
|
|
|
|
19.
|
Развитие фантазии и воображения. Работа на плоскости
«Гражданская война»
|
Отображение в изобразительном искусстве исторических событий
Родины. Работа по представлению в объёме на темы, связанные с передачей
нескольких фигур в движении.
|
Познавательные:уметь самостоятельно
компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на
заданную тему.
Коммуникативные:договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов.
Регулятивные:планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
|
|
|
|
20.
|
Развитие фантазии и воображения. Работа на плоскости «Боярские
хоромы».
|
Беседа об отображении исторической тематики в изобразительном
искусстве, литературе, поэзии, театре через отражение среды. Декорирование
(украшение) фасадов домов. Узорная резьба наличников, причелин, крыльца избы
и ворот.
|
Познавательные:знать о линии и пятне
как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные:формулировать
собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что
партнёр знает и видит, а что нет.
Регулятивные УУД:планировать свои
действия; оценивать правильность выполнения действия.
Личностные: ориентация на понимание
причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
|
|
|
|
21.
|
Развитие фантазии и воображения. «Путешествия на машине
времени»: «Я в пещере древнего человека», «В центре космонавтики», «Я
принцесса».
|
Индивидуальное восприятие пространства. Создание сюжетной
композиции на основе произведений искусства разных исторических эпох в
технике аппликации, коллажа. Разработка эскизов костюмов к ним, предметов
быта, эскизов вышивки, росписи тканей, посуды, печи и др.
|
Познавательные:уметь самостоятельно
компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Коммуникативные: договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов.
Регулятивные:планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные:самоанализ и самоконтроль
результата, ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в учебной
деятельности.
|
|
|
|
22.
|
Развитие фантазии и воображения. Иллюстрации к сказкам разных
народов Р/к.
|
Раскрытие понятий «устное народное творчество» и «литературная
(авторская) сказка». Выполнение цветовых и графических композиций по
отдельным эпизодам. Создание своей книги.
|
Познавательные:уметь самостоятельно
компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему;
уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные:договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
Регулятивные:планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные:самоанализ и самоконтроль
результата.
|
|
|
|
23.
|
Развитие фантазии и воображения. «Жизнь на Земле через 1000
лет», «Космическая музыка»
|
«Путешествие» на «машине времени» в другие миры, эпохи будущего.
Создание по впечатлениям от этих «путешествий» объёмно-пространственных
коллективных композиций.
|
Познавательные:знать о линии и пятне
как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные:формулировать
собственное мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего
действия.
Регулятивные:планировать свои действия;
оценивать правильность выполнения действия.
Личностные: самоконтроль действий.
|
|
|
|
24.
|
Развитие фантазии и воображения. «Кованые изделия – застывшая
музыка». Эскиз необычного здания.
|
Создание декоративной композиции на передачу активного движения.
Построение нового необычного образа.
Воображение, образ, объект.
|
Познавательные:знакомство с техникой
передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Коммуникативные:формулировать
собственное мнение и позицию.
Регулятивные:вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок.
Личностные: учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу
|
|
|
|
25.
|
Развитие фантазии и воображения. Образ предметно - пространственной
среды.
|
Создание школьниками необычной среды (в классе, своей комнате
дома). Составление собственных узоров для крестьянской одежды: мужской
рубашки и женского сарафана. Дизайнер.
|
Познавательные:знать приём
выполнения узора на предметах декоративно – прикладного искусства; уметь
выполнять кистью простейшие элементы растительного узора.
Коммуникативные:формулировать
собственное мнение и позицию.
Регулятивные:планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.Личностные:оценивать
правильность выполнения действия.
|
|
|
|
26.
|
Развитие фантазии и воображения. Изготовление кукольных
персонажей сказок в технике бумажной пластики.
|
Изучение формы народных игрушек, взаимодействие материала,
пластики, характера украшения. Отображение характера традиционной игрушки в
современной пластике.
|
Познавательные: выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и
декоративные элементы по образцам.Коммуникативные:формулировать
собственное мнение и позицию.
Регулятивные:планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать
правильность выполнения действия.
Личностные:самоанализ и самоконтроль
результата.
|
|
|
|
27.
|
Декоративно-прикладная деятельность. Развитие фантазии и
воображения. Изготовление костюмов, предметов быта.
|
Подготовка одного большого «художественного события» на темы
сказок.
Постановка, инсценирование, декор и декорация.
|
Познавательные:знать о линии и пятне
как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные:формулировать
собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания; контролировать
действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные:планировать свои действия;
оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать
предложения и оценку учителей, товарищей.
Личностные:познавательный интерес
|
|
|
|
28.
|
Декоративно-прикладная деятельность. «Весна-красна».
|
Оформление художественного события в различных техниках.
Создание композиции по мотивам народного декоративно - прикладного промысла.
Роспись.
|
Познавательные:уметь объяснять, чем
обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.
Регулятивные:адекватно воспринимать
предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
Коммуникативные:договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные:познавательный интерес
|
|
|
|
29.
|
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства.
Композиция в изобразительном искусстве.
|
Развитие представлений о композиции в графике и живописи (ритм,
контраст, нюанс, равновесие, динамика, статика, композиционный центр).
Проявление индивидуальной манеры художника в композиции. Интерьер. Связь
предметов в пространстве интерьера. Интерьер и хозяин.
|
Познавательные:уметь самостоятельно
компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на
заданную тему; уметь изображать форму, общее пространственное расположение,
пропорции, цвет.
Коммуникативные:договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов.
Регулятивные:планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные: учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу
|
|
|
|
30.
|
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства.
Экскурсия в школьный музей декоративно-прикладного искусства (очная)
Р/к.
|
Функциональность народного искусства. Символика в искусстве.
|
Познавательные:умение
систематизировать знания по изученной теме.
Коммуникативные:формулировать
собственное мнение и позицию; соблюдать правила поведения в общественных
местах.
Регулятивные:планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать
правильность выполнения действия.
Личностные:ориентация на понимание
причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
|
|
|
|
31.
|
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства.
Жанры изобразительного искусства. Анималистический жанр.
|
Продолжение знакомства с жанрами изобразительного искусства:
анималистический, исторический, бытовой, мифологический жанры в живописи, скульптуре,
графике.
Анималистический жанр.
|
Познавательные:знать о линии и пятне
как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные:формулировать
собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр
знает и видит, а что нет.
Регулятивные:планировать свои действия;
оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать
предложения и оценку учителя и товарищей.
Личностные:познавательный интерес к
новому учебному материалу.
|
|
|
|
32.
|
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства.
Жанры изобразительного искусства. Мифологический жанр.
|
Формирование представлений о мифологическом жанре. Отображение в
изобразительном искусстве мифов, легенд народов мира. Религиозное искусство и
его нравственный смысл.
|
Познавательные: уметь
самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный
рисунок на тему.
Коммуникативные:договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
Регулятивные:планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные:познавательный интерес к
новому учебному материалу.
|
|
|
|
33.
|
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства.
Экскурсия в природу на открытое пространство. Р/к
|
Воздушная и наблюдательная перспектива в изобразительном
искусстве.
|
Познавательные:делать
предварительный отбор источников информации; находить ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов.
Регулятивные:учиться отличать верно
выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на
уроке.
Личностные:ориентироваться в своей
системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
|
|
|
|
34.
|
Художественно образно восприятие изобразительного искусства.
Знакомство с крупными музеями России. Экскурсия в Государственную
Третьяковскую галерею (заочная)
|
Музеи. Знакомство с особенностями художественного фасада
Государственной Третьяковской галереи В.М. Васнецовым.
|
Познавательные:перерабатывать
полученную информацию; делать
выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные:договариваться и
приходить к общему решению в сов-местной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов.
Регулятивные:учиться отличать вер-но
выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на
уроке.
Личностные:ориентироваться в своей
системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
|
|
|
|
РАЗДЕЛ
VI.МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Цифровые
образовательные ресурсы:
Большая детская
энциклопедия, ЗАО «Новый диск».
Самостоятельно
разработанные презентации( CD- ROM )
Оборудование:
Учебные столы.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Экран
Печатные пособия.
-- женские образы
в произведениях искусства;
- игрушки из
подручного материала;
- иллюстрации
разных авторов к одной сказке;
- народная
игрушка;
- образцы детских
работ прошлых лет;
- образцы посуды;
- печатные и
самодельные открытки;
- посуда из разных
материалов;
- разнообразные
игрушки с ярко-выраженным образом;
- старинные открытки;
- фотографии
интерьеров;
- художественные
эскизы;
Электронные
пособия и МП:
«Гжель»
«Стили архитектуры»;
Городецкие росписи, жёстовские подносы и
фрагменты росписи;
живописные портреты Рокотова, Серова,
Репина, Тропинина и других; портреты эпохи возрождения;
знаменитые пейзажи И.Левитана, А.
Саврасова, Р.Рылова, А.Куинджи, Н.Рериха, К.Коро, В.Ван Гога.
изображение садов и парков в искусстве;
изображения
цветов;
натюрморты Ж.-Б. Шардена,
Петрова-Водкина, Кончаловского, Сарьяна, Стожарова;
слайды «Старинные ограды»;
слайды и фото зданий и интерьеров крупных
музеев и музеев местного значения;
слайды садов и парковых зон разных эпох;
фото известных культурных памятников;
парковой скульптуры.
фото транспорта и слайды старинных машин;
Музыкальный ряд:
напевные песенные тексты;
народная музыка в инструментальном
исполнении;
народные плясовые;
русская народная песня;
Литературный ряд:
пословицы, поговорки, русские народные
сказки.
Интернет-ресурсы
Российское образование: федеральный
портал-
http://www.edu.ru/index.php.
Наука и образование:
образовательный портал- http://edu.rin.ru.
Школы в Интернете.-http://schools.techno.ru
Российский
образовательный портал – http://www.school.edu.ru
Портал «Российское образование» – http://www.edu.ru
Единая коллекция ЦОР – http://school-collection.edu.ru
Информационно-коммуникационные
технологии в образовании. -http://www.ict.edu.ru
Региональная
коллекция ЦОР -http://ims.ocpi.ru
Хранилище методических материалов – http://method.samara.rcde.ru
«Начальная школа» Издательского дома «Первое
сентября» - http://nsc.1september.ru
«Открытый мир»- http://www.openworld.ru
«Школа
2000...»- http://www.sch2000.ru/pages/news.html
«Школа 2100» -http://www.school2100.ru/regions/regions_main.html.
Федеральный научно-методический центр им. Л.В.
Занкова-http://www.zankov.ru.
Международной
ассоциации «Развивающее обучение» МАРО (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). - http://maro.newmail.ru
Детский литературно-художественный
журнал «Мурзилка» - http://www.murzilka.km.ru.
Мир энциклопедий -http://www.encyclopedia.ru
Рубрикон - Река информации.-http://www.rubricon.com/
Энциклопедический
справочник- http://www.sci.aha.ru/ALL/index.htm
Словари, энциклопедии,
справочники.-http://www.nlr.ru/res/inv/ic/sprav.htm
Термины и определения.- http://www.terms.ru/index.htm
Научная электронная библиотека РФФИ.
-http://www.elibrary.ru
Открытая русская электронная
библиотека “OREL”- http://orel.rsl.ru
РАЗДЕЛ VII.СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
для учителя:
Л.Г.Савенкова,
Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Методическое пособие для учителя. 4класс. –
М.: Вентана-Граф, 2013г.
Ф.Виноградова – М.
Вентана-Граф ,2012 Сборник программ «Начальная школа XXI»
Л.Г.Савенкова,
Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник. – М.:
Вентана-Граф,2014г.
Л.Г.Савенкова,
Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 4 класс. – М.: Вентана-Граф,
2014г.
Савенкова
Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н Изобразительное искусство.
Интегрированная программа.1 - 4 классы. М.: Вентана-Граф, 2012 г
для учащихся:
Л.Г.Савенкова,
Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник. – М.:
Вентана-Граф,2013г.
Л.Г.Савенкова,
Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: Вентана-Граф,
2014г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.