Главная / Начальные классы / Рабочая программа по учебному предмету «Технология» 1 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» 1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общие цели начального общего образования с учётом специфики учебного предмета

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана на основе ФГОС начального общего образования 2004 г, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы по учебному предмету, ООП НОО, программы УУД, авторской программы Роговцева Н.И. Технология. 1-4 класс, утвержденной МО РФ.

Цель учебного предмета «Технология» в общеобразовательной школе — формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда через овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями, навыками продуктивной проектной деятельности.

Цель программы: формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира средствами учебного предмета «Технология» 1 класс.

Задачи программы:

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями.

- Развивать познавательные мотивы, инициативность, любознательность и познавательные интересы на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка.

- Формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий.

- Формировать на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку.

- Обучить приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формировать умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты.

- Формировать привычку неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места.


Общая характеристика учебного предмета

Теоретической основой данной программы являются:

- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией.

- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Основные задачи курса:

- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;

- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;

- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;

- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;

- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;

- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;

- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;

- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;

- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);

- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;

- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.

Содержание учебного курса

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.

Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).

Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

3. Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.

4. Практика работы на компьютере

Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.

Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:

  • знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

  • овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;

  • первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;

  • знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

  • изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);

  • осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;

  • проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);

  • использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;

  • знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;

  • изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».

В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.


Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 33 ч - в 1 классе (33 учебные недели).


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Программа по предмету «Технология» составлена с учётом индивидуальных особенностей первоклассников. Обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы. Каждый большой раздел программы предполагает большую индивидуально-коллективную работу, в которой ребёнок сможет проявить свои способности, стать уверенным в себе и успешным. Знакомство с учебным материалом через исследование, эксперимент, проект поможет в доступной форме овладеть практической, проектной деятельностью.



Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета.

Содержание учебного предмета.


п/п

Раздел. Содержание учебного предмета

Кол-во часов

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания

ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ

Как работать с учебником.

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью; условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Я и мои друзья Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений и заполнение анкеты.

Материалы и инструменты.

Знакомство с понятиями: «материалы» и «инструменты». Организация рабочего места. Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места

Что такое технология.

Знакомство со значением слова «технология» (название предмета и процесса выполнения изделия). Осмысление умений, которыми овладеют дети на уроках.

Понятие: «технология».

3

Описывает особенности профессий и ремёсел.

Объясняет общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство, прочность, эстетическую выразительность.

Использует правила в практической деятельности.

Выполняет практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту.

Корректирует при необходимости выполняемые действия.

Выполняет доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Демонстрирует знание наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслов и ремесел, современных профессий (в том числе профессий своих родителей).

Уважительно относится к труду людей;


Познавательные УУД:

- ориентируется в учебнике;

- определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

- находит нужную информацию в учебнике.

- сравнивает предметы, объекты: находить общее и различие.

- группирует предметы, объекты на основе существенных признаков. Регулятивные УУД:

- выполняет задание по инструкции учителя;

- сохраняет учебную задачу;

- проговаривает последовательность действий на уроке;

- формулирует цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

- планирует выполнение заданий на уроках.

Коммуникативные УУД:

- соблюдает простейшие нормы речевого этикета;

- отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу;

- участвует в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Оценивает жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события).

- Отмечает в предложенных ситуациях конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Демонстрирует знание основных моральных нормы поведения.

- Демонстрирует знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места.

- Даёт первоначальную оценку результатов собственной деятельности.

- Проявляет интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности.

- Демонстрирует представление о ценности природного мира для практической деятельности человека.

- Высказывает положительное отношение к школе.

- Выбирает, какой поступок совершить в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

- Принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

- Высказывает представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности.

- Анализирует простые ситуации с точки зрения этических чувств (стыда, вины, совести).

- Самостоятельно определяет и объясняет свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самых простых общих для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ

Природный материал.

Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приемы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу.

Понятия: «аппликация», «пресс», «природные материалы», «план выполнения работы» (текстовый и слайдовый).

Изделие: « Аппликация из листьев».

Пластилин.

Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. Использование «Вопросов юного технолога» для организации своей деятельности и ее рефлексии.

Понятия: «эскиз», «сборка».

Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».

Выполнение изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции.

Понятие: «композиция».

Изделие «Мудрая сова».

Растения.

Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями связанными с земледелием. Получение и сушка семян.

Понятие: «земледелие»,

Изделие: «заготовка семян»

Проект «Осенний урожай».

Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне.). Использование «Вопросов юного технолога» для организации проектной деятельности. Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приемов работы с пластилином, навыков использования инструментов.

Понятие: «проект».

Изделие. «Овощи из пластилина».

Бумага.

Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного расходования ее.

Понятия: «шаблон». «симметрия», «правила безопасной работы».

Изделие. Закладка из бумаги

Насекомые.

Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчел. Составление плана выполнения изделия по образцу на слайдах. Выполнение изделия из различных материалов (природные, бытовые материалы, пластилин, краски).

Изделие «Пчелы и соты».

Дикие животные.

Виды диких животных. Знакомство с техникой «коллаж». Выполнение аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с правилами работы в паре.

Проект «Дикие животные».

Изделие: «Коллаж «Дикие животные»

Новый год.

Проект «Украшаем класс к новому году».

Освоение проектной деятельности: работа в парах, распределение ролей, представление работы классу, оценка готового изделия. Украшение на елку. Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей по шаблону. Соединение деталей изделия при помощи клея. Выполнение елочной игрушки из полосок цветной бумаги.

Изделие: «украшение на елку»

Украшение на окно. Выполнение украшения на окно в форме елочки из тонкой бумаги. Раскрой бумаги без ножниц (обрыв по контуру). Приклеивание бумажного изделия мыльным раствором к стеклу.

Изделие: «украшение на окно»

Домашние животные.

Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Выполнение фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином.

Изделие: «Котенок».

Такие разные дома.

Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке. Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Выполнение макета домика с использованием гофрированного картона и природных материалов.

Понятия: «макет», «гофрированный картон».

Изделие: « Домик из веток».

Посуда.

Знакомство с видами посуды и. материалами, из которых ее производят. Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом. Выполнение разных изделий по одной технологии из пластилина. Работа в группах при выполнении изделий для чайного сервиза.

Понятия: «сервировка», «сервиз».

Проект «Чайный сервиз»

Изделия: «чашка», « чайник», « сахарница»

Свет в доме.

Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнивать старинные и современные способы освещения жилища. Выполнение модели торшера, закрепление навыков вырезания окружности. Знакомство с правилами безопасной работы с шилом. Изделие: « Торшер».

Мебель

Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для ее изготовления. Освоение правил самообслуживания (уборка комнаты и правила ухода за мебелью). Выполнение модели стула из гофрированного картона. Отделка изделия по собственному замыслу.

Изделие: «Стул»

Одежда Ткань, Нитки

Знакомство с видами одежды, ее назначением и материалы их которых ее изготавливают. Способы создания одежды. Виды ткани и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии.

Понятия: «выкройка», «модель»

Изделие: «Кукла из ниток»

Учимся шить

Знакомство с правилами работы с иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью. Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Использование разных видов стежков для оформления закладки. Оформление игрушки при помощи пуговиц.

Изделия: «Закладка с вышивкой», « Медвежонок».

Передвижение по земле

Знакомство со средствами передвижения в различных климатических условиях. Значение средств передвижения для жизни человека. Знакомство с конструктором его деталями и правилами соединения деталей. Выполнение из конструктора модели тачки.

Изделие: «Тачка».

21

Подбирает доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей.

Выполняет оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки освоенных материалов (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия).

Применяет приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

Выполняет символические действия моделирования и преобразования модели.

Работает с простейшей технической документацией (распознаёт простейшие чертежи и эскизы, читает их и выполняет разметку с опорой на них.

Изготавливает плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Выстраивает оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла.

Прогнозирует конечный практический результат.

Самостоятельно комбинирует художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Демонстрирует знание особенностей проектной деятельности.

Осуществляет элементарную проектную деятельность в малых группах под руководством учителя.

Познавательные УУД:

- определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

- находит нужную информацию в учебнике;

- сравнивает предметы, объекты: находить общее и различие.

- группирует предметы, объекты на основе существенных признаков. Регулятивные УУД:

- формулирует цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

- выстраивает последовательность действий на уроке;

- высказывает свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

- использует в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

- объясняет выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

- отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу;

- участвует в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

3

Конструирование и моделирование ЧЕЛОВЕК И ВОДА

Вода в жизни человека.

Вода в жизни растений. Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание растений и уход за комнатными растениями. Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян.

Понятие: «рассада».

Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями»

Питьевая вода.

Выполнение макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца.

Изделие: «Колодец»

Передвижение по воде.

Знакомство со значение водного транспорта для жизни человека. Знакомство со способами сборки плота. Создание из бумаги модели плота, повторяя технологию его сборки. Создание формы цилиндра из бумаги. Проводить исследование различных материалов на плавучесть. Знакомство со способами и приемами выполнения изделий в технике оригами. Осуществление работы над проектом.

Понятие: «оригами».

Проект: «Речной флот», Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот»

3

- Анализирует устройство простого изделия: выделяет детали, их форму, определяет взаимное расположение, виды соединения деталей.

- Решает простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей.

- Изготавливает несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

- Соотносит объемные конструкции, основанные на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;

- Представляет конечный результат конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации.

- Воплощает образ изделия в материале.


Познавательные УУД:

- определяет тему и цель урока;

- отбирает источники информации: ориентируется в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные УУД:

- объясняет выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов с помощью учителя;

- Использует в своей деятельности простейшие приборы и материалы;

- планирует последовательность действий на уроке.

Коммуникативные УУД:

- участвует в коллективных работах, работах парами и группами;

- согласовывает свои действия при совместной работе.


4

ЧЕЛОВЕК И ВОЗДУХ

Использование ветра.

Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Знакомство со способами разметки по линейке. Выполнение правил техники безопасности. Изготовление модели флюгера из бумаги. Оформление по самостоятельному замыслу.

Понятие: «флюгер».

Изделие: «Вертушка»

Полеты птиц.

Знакомство с видами птиц. Закреплять навыки работа с бумагой. Знакомство со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного расходования бумаги материалов при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе.

Понятие: «мозаика».

Изделие: «Попугай»

Полеты человека.

Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Выполнение модели самолета и парашюта. Закрепление умения работать с бумагой в технике «оригами», размечать по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу.

Понятия: «летательные аппараты».

Изделие: «Самолет», «Парашют»

3


5

Человек и информация

Способы общения.

Изучение способов общения. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в разные знаково-символические системы (анаграммы и пиктограммы). Использование знаково-символической системы для передачи информации (кодирование,

шифрование).

Изделия: «Письмо на глиняной дощечке », «Зашифрованное письмо».

Важные телефонные номера. Правила движения.

Знакомство со способами передачи информации Перевод информации в знаково-символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Нахождение безопасного маршрута из дома до школы, его графическое изображение.

Изделие: Составление маршрута безопасного движения от дома до школы.

Компьютер.

Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером и поиска информации.

Понятия: «компьютер», «интернет»

3

- Соблюдает безопасные приемы труда на компьютере.

- Использует простейшие приемы работы с готовыми информацией под руководством учителя.

- Демонстрирует знание устройства компьютера и его составных частей.

- Демонстрирует знание правил пользования компьютером и поиска информации.

- Пользуется персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач.

- Создаёт небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.


Познавательные УУД:

- переводит информацию в знаково-символические системы;

- использует различные источники для поиска информации;

- перерабатывает полученную информацию: делает выводы в результате совместной работы всего класса;

- анализирует объекты труда с выделением их существенных признаков;

- устанавливает причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений.

Регулятивные УУД:

- выполняет практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

- контролирует точность разметки деталей с помощью шаблона;

- оценивает результат своих действий совместно с учителем или одноклассниками;

- корректирует свою работу.

Коммуникативные УУД:

- понимает важность коллективной работы;

- допускает существование различных точек зрения;

- согласовывает свои действия при совместной работе;

- договаривается с партнерами и приходит к общему решению.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

в раз-деле

Дата

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Д/з

предметные

метапредметные

Давайте познакомимся. –3 ч.

1

1


Как работать с учебником. Я и мои друзья.


Знакомство с учебником и рабочей тетрадью; условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений и заполнение анкеты.


Различает средства познания окружающего мира.

Различает инструменты и материалы.

Называет виды предметно-практической деятельности.

Строит вопросительные предложения об окружающем мире;

Организовывает рабочее место.

Познавательные УУД:

- ориентируется в учебнике;

- определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

- находит нужную информацию в учебнике.

- сравнивает предметы, объекты: находить общее и различие.

- группирует предметы, объекты на основе существенных признаков. Регулятивные УУД:

- выполняет задание по инструкции учителя;

- сохраняет учебную задачу;

- проговаривает последовательность действий на уроке;

- формулирует цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

- планирует выполнение заданий на уроках.

Коммуникативные УУД:

- соблюдает простейшие нормы речевого этикета;

- отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу;

- участвует в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.


2

2


Материалы и инструменты. Организация рабочего места

Знакомство с понятиями: «материалы» и «инструменты». Установление связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами. Организация рабочего места. Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места



3

3


Что такое технология.

Знакомство со значением слова «технология» (название предмета и процесса выполнения изделия). Поиск информации в словаре из учебника. Осмысление умений, которыми овладеют дети на уроках.



Человек и земля (21 ч)

4

1


Природный материал. Изделие: « Аппликация из листьев».

Знакомство с видами природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приемы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу.


Готовит природные материалы к работе.

Использует приемы работы с природными материалами, пластилином, бумагой и картоном.

Демонстрирует представления о профессиях, связанных с практической предметной деятельностью.

Применяет правила безопасной работы. Демонстрирует знания видов и свойств материалов.

Планирует этапы работы над поделкой.

Познавательные УУД:

- определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

- находит нужную информацию в учебнике;

- сравнивает предметы, объекты: находить общее и различие.

- группирует предметы, объекты на основе существенных признаков. Регулятивные УУД:

- формулирует цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

- выстраивает последовательность действий на уроке;

- высказывает свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

- использует в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

- объясняет выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

- отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу;

- участвует в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.


5

2


Пластилин. Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».

Знакомство со свойствами пластилина, инструментами, используемыми при работе с пластилином. Применение различных приемов работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. Использование «Вопросов юного технолога» для организации своей деятельности и ее рефлексии.


Использует приемы работы с природными материалами, пластилином, бумагой и картоном.

Демонстрирует знания видов и свойств материалов.

Применяет правила безопасной работы. Самостоятельно изготавливает поделку по готовому плану.


6

3


Пластилин. Изделие «Мудрая сова».

Выполнение изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции.


Сравнивает свойства различных природных материалов: листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов. Соотносит форму и цвет природных материалов с реальными объектами.

Отбирает необходимые материалы для выполнения изделия.

Осваивает приемы соединения природных материалов при помощи пластилина.

Составляет композицию из природных материалов. Составляет план работы над изделием при помощи «Вопросов юного технолога» Осмысливает значение бережного отношения к природе


7

4


Растения. Изделие: «заготовка семян»

Обсуждение использования растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями связанными с земледелием. Получение и сушка семян.


Демонстрирует знания об овощах.

Обсуждает значение растений для человека.

Выполняет практическую работу по получению и сушке семян.


8-9

5-6


Растения. Проект «Осенний урожай».Изделие. «Овощи из пластилина».

Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне.). Использование «Вопросов юного технолога» для организации проектной деятельности. Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приемов работы с пластилином, навыков использования инструментов.


Использует приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание). Подбирает материал для выполнения изделия. Осваивает первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, использовать «Вопросы юного технолога», распределять роли, проводить самооценку. Слушает собеседника. Излагает свое мнение. Участвует в совместной практической деятельности. Анализирует свою деятельность.

Анализирует план работы над изделием.

Сопоставляет с планом свои действия.

Дополняет недостающие этапы выполнения изделия.


10

7


Бумага. Изделие. Закладка из бумаги.

Знакомство с видами и свойствами бумаги, приемами и способами работы с бумагой. Знакомство с правилами безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного расходования ее.

Осваивает приемы работы с бумагой, шаблонами.

Демонстрирует знание правил безопасной работы с ножницами и клеем.

Исследует свойства бумаги (состав, цвет, прочность). Определяет виды бумаги по цвету и толщине.




11

8


Насекомые. Изделие «Пчелы и соты».

Знакомство с видами насекомых. Обсуждение использования человеком продуктов жизнедеятельности пчел. Составление плана выполнения изделия по образцу на слайдах. Выполнение изделия из различных материалов (природные, бытовые материалы, пластилин, краски).


Использует различные виды материалов при выполнении изделий (природные, бытовые и пластичные материалы).

Соотносит форму и цвет природных материалов с реальными объектами.

Использует приемы соединения природных материалов при помощи пластилина.

Контролирует деятельность при выполнении изделия по слайдовому плану.

Корректирует деятельность.

Оценивает качество выполнения работы, используя «Вопросы юного технолога».



12

9


Дикие животные. Проект «Дикие животные».

Изделие: «Коллаж «Дикие животные»

Обсуждение видов диких животных. Знакомство с техникой «коллаж». Выполнение аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Работа в паре. Знакомство с правилами работы в паре.


Осваивает приемы создания изделия в технике коллажа. Использует правила работы с бумагой, ножницами и клеем.

Слушает собеседника.

Осваивает первичные навыки работы над проектом под руководством учителя ( распределять роли, составлять план на основе «Вопросов юного технолога», обсуждать план в паре; корректировать свою деятельность и деятельность партнера при выполнении изделия; проводить оценки и самооценку).

Излагает свое мнение. Отбирает материал для выполнения изделия по тематике, цвету, размеру. Проявляет творчество. Оформляет изделие аккуратно.



13-14

10-11


Новый год. Проект «Украшаем класс к новому году».

Украшение на елку. Изделие: «украшение на елку»

Украшение на окно.

Изделие: «украшение на окно»

Освоение проектной деятельности: работа в парах, распределение ролей, представление работы классу, оценка готового изделия. Изготовление украшения на елку. Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей по шаблону. Соединение деталей изделия при помощи клея. Выполнение елочной игрушки из полосок цветной бумаги.

Выполнение украшения на окно в форме елочки из тонкой бумаги. Раскрой бумаги без ножниц (обрыв по контуру). Приклеивание бумажного изделия мыльным раствором к стеклу.


Выбирает необходимые инструменты, материалы и приемы работы.

Выполняет разметку деталей по шаблону.

Раскраивает бумагу без ножниц в технике обрывания по контуру.

Создаёт собственное изделие на основе заданной технологии и приведенных образцов.

Участвует в творческой деятельности по украшению класса.

Демонстрирует умения работать над проектом под руководством учителя:

- составляет план, используя «Вопросы юного технолога»; - распределяет роли,

- проводит самооценку.



15

12


Домашние животные. Изделие: «Котенок».

Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Выполнение фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином.


Использует приемы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание. Осуществляет работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов.

Демонстрирует понимание значения домашних животных в жизни человека.

Анализирует форму и цвет реальных объектов (домашних животных).

Сопоставляет виды планов.

Определяет по слайдовому плану последовательность выполнения изделия. Определяет приемы работы с пластилином, необходимые для выполнения изделия.



16

13


Такие разные дома. Изделие: « Домик из

веток».

Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке. Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Выполнение макета домика с использованием гофрированного картона и природных материалов.


Сопоставляет различные виды домов.

Исследует свойства гофрированного картона.

Составляет рассказ по иллюстрации учебника и собственным наблюдениям о материалах, используемых при строительстве домов.

Проводит эксперимент по определению способа сгибания гофрированного картона (вдоль линий).

Создаёт макет дома из разных материалов (гофрированный картон и природные материалы).

Применяет способы работы с шаблоном.

Соединяет детали при помощи пластилина.

Планирует и осуществляет работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов. Сопоставляет эти виды планов. Корректирует выполнение работы на основе слайдового плана.



17-18

14-15


Посуда.

Проект «Чайный

сервиз»

Изделия: «чашка», « чайник», « сахарница»

Знакомство с видами посуды и. материалами, из которых ее производят. Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом. Выполнение разных изделий по одной технологии из пластилина. Работа в группах при выполнении изделий для чайного сервиза.


Использует умения работать над проектом под руководством учителя (ставить цель, составлять и обсуждать план выполнения изделия, используя «Вопросы юного технолога», распределять роли, проводить оценку качества выполнения изделия).

Слушает собеседника.

Излагает свое мнение.

Осуществляет совместную практическую деятельность.

Анализирует свою деятельность.

Отбирает нужные приемы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание.

Соблюдает форму, цвет и размер реальных объектов при выполнении изделий.

Использует правила сервировки стола для чаепития при создании композиции «Чайный сервиз».

Осваивает правила поведения за столом.

Создаёт разные изделия на основе одной технологии.

Самостоятельно планирует свою деятельность.



19

16


Свет в доме. Изделие: « Торшер».

Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнение старинных и современных способов освещения жилища. Выполнение модели торшера, закрепление навыков вырезания окружности. Знакомство с правилами безопасной работы с шилом.

Сравнивает различные виды осветительных приборов.

Составляет рассказ на основе иллюстраций учебника о старинных и современных способах освещения жилищ. Анализирует конструктивные особенности торшера. Осваивает правила работы с шилом.

Подготавливает рабочее место для работы с шилом. Выполняет раскрой деталей изделия с использованием шаблона.

Соединяет детали при помощи клея и пластилина.

Выбирает план работы над изделием удобный для себя.



20

17


Мебель

Изделие: «Стул»

Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для ее изготовления. Освоение правил самообслуживания (уборка комнаты и правила ухода за мебелью). Выполнение модели стула из гофрированного картона. Отделка изделия по собственному замыслу.


Выбирает необходимые инструменты, материалы и приемы работы для изготовления стула.

Осваивает правила ухода за мебелью и уборки квартиры. Составляет рассказ, основываясь на своем опыте, об инструментах, приспособлениях и материалах, необходимых для уборки квартиры.

Оформляет изделие по собственному эскизу



21

18


Одежда Ткань, Нитки Изделие: «Кукла из ниток»

Знакомство с видами одежды, ее назначением и материалы их которых ее изготавливают. Обсуждение способов создания одежды, видов ткани и нитей, их состава, свойств, назначение и применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии.


Исследует текстильные и волокнистые материалы.

Определяет виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве под руководством учителя.

Осваивает умение наматывать нитки, связывать их и разрезать.

Осмысливает способы изготовления одежды и ее назначение.

Осуществляет подбор тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий. Определяет инструменты и приспособления необходимые для работы.



22-23

19-20


Учимся шить

Изделия: «Закладка с вышивкой»,

« Медвежонок»

Знакомство с правилами работы с иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью. Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Использование разных видов стежков для оформления закладки. Оформление игрушки при помощи пуговиц.


Осваивает правила безопасной работы с иглой и шилом при выполнении изделий. Использует разные виды стежков и способы пришивания пуговиц для оформления изделий.

Сравнивает различные виды пуговицы (пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями) и способы их пришивания.

Осуществляет выбор ниток и пуговиц для выполнения изделия по контрасту. Организовывает рабочее место для работы с иглой.

Осваивает правила экономного расходования тканей и нитей при выполнении изделия.



24

21


Передвижение по земле

Изделие: «Тачка».

Знакомство со средствами передвижения в различных климатических условиях. Значение средств передвижения для жизни человека. Знакомство с конструктором его деталями и правилами соединения деталей. Выполнение из конструктора модели тачки.


Осваивает приемы работы с конструктором.

Конструирует изделие на основе предложенного плана.

Применяет «правило винта» при" сборке и разборке моделей (завинчивать по часовой стрелке, отвинчивать против часовой стрелки).

Применяет разные виды соединений деталей (подвижное и неподвижное). Выбирает способы сборки конструкции.

Моделирует изделие из конструктора.

Проектирует конструкцию простого бытового механизма - тачки.

Находить необходимую информацию в тексте.



Человек и вода - 3 часа

25

1


Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями»

Исследование значения воды в жизни растений. Осмысление значимости воды для человека, животных и растений. Выращивание растений и уход за комнатными растениями. Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян.

Оценивание результатов эксперимента.

Ухаживает за комнатными растениями.

Осваивает способы проращивания семян в воде. Проводит эксперимент под руководством учителя. Использует инструменты

и приспособления необходимые для ухода за комнатными растениями. Осуществляет поиск необходимой информации о воде.

Выращивает растения из семян.

Организовывает проектную деятельность под руководством учителя.

Оценивает результаты проектной деятельности.

Сравнивает информацию, полученную из разных источников.

Делает выводы и обобщения на основе сравнения информации.

Исследует всхожесть семян.


Познавательные УУД:

- определяет тему и цель урока;

- отбирает источники информации: ориентируется в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные УУД:

- объясняет выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов с помощью учителя;

- Использует в своей деятельности простейшие приборы и материалы;

- планирует последовательность действий на уроке.

Коммуникативные УУД:

- участвует в коллективных работах, работах парами и группами;

- согласовывает свои действия при совместной работе.


26

2


Питьевая вода.

Изделие: «Колодец»

Выполнение макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца.


Отбирает материалы, инструменты и приспособления для работы по иллюстрациям в учебнике.

Осваивает последовательность создания модели куба из бумаги при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.).

Анализирует образец самостоятельно.

Конструирует макет колодца. Оформляет композицию по образцу или собственному замыслу.

Использует известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. Сравнивает способы и приемы выполнения изделия.


27

3


Передвижение по воде. Проект: «Речной флот»,

Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот»

Знакомство со значение водного транспорта для жизни человека. Знакомство со способами сборки плота. Создание из бумаги модели плота, повторяя технологию его сборки. Создание формы цилиндра из бумаги. Проводить исследование различных материалов на плавучесть. Знакомство со способами и приемами выполнения изделий в технике оригами. Осуществление работы над проектом. Работа в группе.


Анализирует процесс сборки реального объекта (плота).

Конструирует макет плота с использованием данной технологии.

Осваивает новые способы соединения деталей, технику работы с бумагой — «оригами».

Самостоятельно анализирует образец в учебнике.

Исследует различные материалы на плавучесть.

Определяет используемые материалы и инструменты по слайдам готовых изделий. Осваивает приемы техники «оригами».

Сравнивает модели одного изделия, выполненные из разных материалов.

Использует умения работать над проектом под руководством учителя (ставить цель, составлять и обсуждать план выполнения изделия, используя «Вопросы юного технолога», распределять роли, проводить оценку качества выполнения изделия).

Слушает собеседника.

Излагает свое мнение.

Осуществляет совместную практическую деятельность.

Анализирует свою деятельность.

Определяет недостающие этапы выполнения, детали.

Использует известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия.


Человек и воздух - 3 часа.

28

1


Использование ветра. Изделие: «Вертушка»

Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Знакомство со способами разметки по линейке. Выполнение правил техники безопасности. Изготовление модели флюгера из бумаги. Оформление по самостоятельному замыслу.


Выполняет макет и модель изделия из различных материалов.

Приводит собственные примеры летательных аппаратов.

Осваивает технологию моделирования в практической деятельности при изготовлении вертушки.

Выполняет разметку деталей по линейке.

Соединяет детали с помощью кнопки.

Использует приемы работы с бумагой.

Выполняет украшение изделия по собственному замыслу.

Строит вопросительные предложения об окружающем мире.

Осуществляет поиск необходимой информации об использовании ветра, о птицах, о полетах человека, летательных аппаратах.

Сравнивает современные и старинные виды летательных аппаратов.

Познавательные УУД:

- определяет тему и цель урока;

- отбирает источники информации: ориентируется в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные УУД:

- объясняет выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов с помощью учителя;

- Использует в своей деятельности простейшие приборы и материалы;

- планирует последовательность действий на уроке.

Коммуникативные УУД:

- участвует в коллективных работах, работах парами и группами;

- согласовывает свои действия при совместной работе.


29

2


Полеты птиц.

Изделие: «Попугай»

Знакомство с видами птиц. Обсуждение приёмов работы с бумагой. Знакомство со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного расходования бумаги материалов при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе. Выставка работ и обсуждение.


Осваивает новый способ изготовления мозаики, применяя технику «рваной бумаги». Подготавливает своё рабочее место.

Размещает рационально материалы и инструменты.

Соблюдает технику безопасности при работе с бумагой и клеем. Использует способы экономного расходования бумаги при выполнении техники «равной бумаги».

Изготавливает по образцу в соответствии с планом аппликацию из бумаги. Корректирует последовательность выполнения изделия.

Выполняет заготовки для мозаики в группе.


30

3


Полеты человека.

Изделие: «Самолет», «Парашют»

Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Выполнение модели самолета и парашюта. Закрепление умения работать с бумагой в технике «оригами», разметка по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу. Проведение эксперимента.


Размещает материалы и инструменты, соблюдая технику безопасности.

Осваивает технологию моделирования.

Использует навыки работы с бумагой, правила работы с ножницами и клеем. Самостоятельно создаёт изделие, используя технику «оригами». Соотносит текстовый и слайдовый план.

Проводить эксперимент, определяет прямую зависимость (чем тяжелее груз, тем скорость падения парашюта выше.)



Человек и информация-3часа.

31

1


Способы общения.

Изучение способов общения. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в разные знаково-символические системы (анаграммы и пиктограммы). Использование знаково-символической системы для передачи информации (кодирование,

шифрование).

Сравнивает способы общения и передачи информации и в разных средах (животный мир, человек).

Осваивает способы работы с новым материалом - глина.

Наносит на глину рисунок с помощью стеки.

Самостоятельно анализирует образец.

Определяет недостающие детали образца.

Использует известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия.

Определяет необходимые для выполнения изделия материалы и инструменты по слайдовому плану.

Находит нужную информацию о способах общения в Интернете и других справочных пособиях в совместной деятельности с учителем.

Переводит информацию в разные знаково-символические системы (анаграммы, пиктограммы).

Познавательные УУД:

- переводит информацию в знаково-символические системы;

- использует различные источники для поиска информации;

- перерабатывает полученную информацию: делает выводы в результате совместной работы всего класса;

- анализирует объекты труда с выделением их существенных признаков;

- устанавливает причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений.

Регулятивные УУД:

- выполняет практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

- контролирует точность разметки деталей с помощью шаблона;

- оценивает результат своих действий совместно с учителем или одноклассниками;

- корректирует свою работу.

Коммуникативные УУД:

- понимает важность коллективной работы;

- допускает существование различных точек зрения;

- согласовывает свои действия при совместной работе;

- договаривается с партнерами и приходит к общему решению.



32

2


Важные телефонные номера,

Правила движения. Изделие: Составление маршрута безопасного движения от дома до школы

Знакомство со способами передачи информации. Перевод информации в знаково-символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Нахождение безопасного маршрута из дома до школы, его графическое изображение.


Осуществляет поиск информации о способах передачи информации.

Соотносит информацию с знаково-символической системой.

Ориентируется в дорожных знаках.

Объясняет значение дорожных знаков.

Составляет таблицу важных телефонных номеров, маршрута передвижения от дома до школы, используя для этого информацию из учебника ОБЖ и собственный опыт.

Составляет простой графический план местности.


33

3


Компьютер.

Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером и поиска информации.


Осуществляет поиск информации о компьютере, его составных частях, сферах применения.

Осваивает правила безопасного использования компьютера.

Осваивает работу на компьютере (включает и выключает его, находить информацию в интернете с помощью взрослого). Называет и показывает части компьютера.




Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

УМК

Основная литература

1.Примерные программы начального общего образования.  Часть 1,2. – М.: «Просвещение», 2010

2.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Учебник: 1 класс. – М.: «Просвещение», 2011

3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Рабочая тетрадь: 1 класс в 2-х частях – М.: «Просвещение», 2011

4. Глаголева Л. С. и др. Окружающий мир: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 1 класс. – М.; СПб.: «Просвещение», 2012

Интернет-ресурсы.

1. Электронная версия газеты «Начальная школа». – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/index.php

2. Я иду на урок начальной школы: основы художественной обработки различных материалов (сайт для учителей газеты «Начальная школа»). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150010

3. Уроки творчества: искусство и технология в школе. – Режим доступа: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=30015&tmpl=lib

4. Уроки технологии: человек, природа, техника. 1 класс. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Rogovceva_Uroki-tehnologii_1kl/index.html

5. ИЗО и технический труд. Медиатека. Педсовет: образование, учитель, школа. – Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1275/

Информационно-коммуникативные средства.

1. Технология [Электронный ресурс]. – М. : Мин-во образования РФ : ГУ РЦ ЭМТО : ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН», 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Библиотека электронных наглядных пособий).

Технические средства обучения.

1. Магнитная доска.

2. Персональный компьютер.

Учебно-практическое оборудование.

  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.


Рабочая программа по учебному предмету «Технология» 1 класс
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа  по  учебному предмету «Технология» разработана на основе ФГОС начального общего образования 2004 г, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  Примерной программы по учебному предмету, ООП НОО, программы УУД, авторской программы Роговцева Н.И. Технология. 1-4  класс,утвержденной МО РФ.

Программа содержит цель, задачи программы, общую характеристику предмета, описание места учебного предмета, ценностных ориентиров, результаты освоения предмета, содержание, а также календарно-тематическое планирование. 

Автор Тамошенко Светлана Геннадьевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 250
Номер материала 52291
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓