Главная / Начальные классы / Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 1 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общие цели начального общего образования с учётом специфики учебного предмета

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе ФГОС начального общего образования 2004 г, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы по учебному предмету, ООП НОО, программы УУД, авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др., утвержденной МО РФ.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.

Цель программы: формирование художественной культуры учащихся на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира средствами учебного предмета «Изобразительное искусство» 1 класс.

Задачи программы:

- развивать способность видеть проявление художественной культуры в реальной жизни;

- создать условия для развития эстетического вкуса учащихся через эмоционально-образное восприятие произведений искусства и окружающего мира;

- формировать навыки работы с различными художественными материалами.


Общая характеристика учебного предмета

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

изобразительная художественная деятельность;

декоративная художественная деятельность;

конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цельдуховное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.

Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена с учётом индивидуальных особенностей первоклассников. Обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы. Каждый большой раздел программы предполагает большую индивидуально-коллективную работу, в которой ребёнок сможет проявить свои способности, стать уверенным в себе и успешным. Знакомство с учебным материалом через игру, сказку поможет в доступной форме овладеть изобразительной, декоративной и конструктивной художественной деятельностью.

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета.

Содержание учебного предмета.


п/п

Раздел. Содержание учебного предмета

Кол-во часов

Планируемые результаты


предметные

метапредметные

личностные

1

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо.

Художники и зрители (обобщение темы).

8

Находит в окружающей действительности изображения, сделанные художниками, красоту в обыкновенных явлениях природы.

Рассматривает иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Выявляет геометрическую форму простого плоского тела.

Находит выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).

Владеет первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна.

Владеет навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка), кистью и краской, гуашью.

Соотносит цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.

Экспериментирует с возможностями краски в процессе создания различных цветовых пятен.

Видит зрительную метафору (находит потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявляет его путем дорисовки).

Осознаёт, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).

Видит зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.

Рассуждает о содержании рисунков, сделанных детьми.

Познавательные УУД:

- стремится к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;

- владеет умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,

анализировать, выделять главное, обобщать.

Регулятивные УУД:

- организует место занятий;

- выполняет учебные действия в соответствии с инструкцией учителя;

- планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находит варианты решения различных художественно-творческих задач;

- рационально строит самостоятельную творческую деятельность.

Коммуникативные УУД:

- владеет умением вести диалог,

- владеет навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

- Уважительно относится к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

- Умеет наблюдать и фантазировать при создании образных форм.

- Сотрудничает с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносит свою часть работы с общим замыслом.

- Обсуждает и анализирует собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

- Понимает роль культуры и искусства в жизни человека.

- Имеет эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности.




2

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения.

Мир полон украшений.

Красоту надо уметь замечать.

Узоры, которые создали люди.

Как украшает себя человек.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

8

Находит примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).

Осваивает простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.

Рассматривает изображения сказочных героев в детских книгах.

Создаёт несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).

Выделяет и соотносит деятельность по изображению и украшению,

определяет их роль в создании новогодних украшений.

Анализирует украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.

Наблюдает и эстетически оценивает украшения в природе.

Познавательные УУД:

- стремится к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;

- владеет умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,

анализировать, выделять главное, обобщать.

Регулятивные УУД:

- планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находит варианты решения различных художественно-творческих задач;

- оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- рационально строит самостоятельную творческую деятельность.

Коммуникативные УУД:

- владеет навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- владеет умением вести диалог.


3

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки.

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Все имеет свое строение.

Строим вещи.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

11

Рассматривает и сравнивает, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

Соотносит внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.

Наблюдает постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.).

Анализирует форму, конструкцию, пропорции построек, из каких основных частей состоят дома.

Понимает взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Владеет первичными навыками конструирования из бумаги различных простых бытовых предметов.

Понимает, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.

Понимает, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор.

Участвует в создании коллективных панно-коллажей с изображением сельских улиц.

Описывает архитектурные впечатления.

Делает зарисовки села по впечатлению после экскурсии.

Познавательные УУД:

- владеет умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,

анализировать, выделять главное, обобщать.

Регулятивные УУД:

- оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- оценивает результат деятельности в соответствии с поставленной задачей;

- рационально строит самостоятельную творческую деятельность.

Коммуникативные УУД:

- владеет умением вести диалог.


4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

«Сказочная страна». Создание панно.

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.

Урок любования. Умение видеть.

Здравствуй, лето! (обобщение темы).

6

Различает три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).

Владеет простыми художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.

Повторяет систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.

Наблюдает живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.

Анализирует деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

Творчески играет в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание).

Фантазирует, придумывает декор на основе алгоритмически заданной конструкции.

Характеризует свои впечатления от рассматривания репродукций картин.

Выражает в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

Познавательные УУД:

- использует средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов;

- владеет умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,

анализировать, выделять главное, обобщать.

Регулятивные УУД:

- оценивает результат деятельности в соответствии с поставленной задачей;

- рационально строит самостоятельную творческую деятельность.

Коммуникативные УУД:

- владеет умением вести диалог, работая в паре.













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

в раз-деле

Дата

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Д/з

предметные

метапредметные

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч).

1

1


Изображения всюду вокруг нас.

Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство».

Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства.


Рассматривание изображений, сделанных художниками. Творческо-практическая деятельность, изображение солнца.

Участие в выставке детских работ и первый опыт их обсуждения.


Находит в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Рассматривает иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Рассуждает о содержании рисунков, сделанных детьми.

Познавательные УУД:

- стремится к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;

- владеет умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,

анализировать, выделять главное, обобщать.

Регулятивные УУД:

- организует место занятий;

- выполняет учебные действия в соответствии с инструкцией учителя;

- планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находит варианты решения различных художественно-творческих задач;

- рационально строит самостоятельную творческую деятельность.

Коммуникативные УУД:

- владеет умением вести диалог,

- владеет навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.


2

2


Мастер Изображения учит видеть.

Красота и разнообразие окружающего мира природы.

Знакомство с понятием «форма».

Народный растительный орнамент.

Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев.

Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах.

Изображение на плоскости заданного (по смыслу) метафорического образа на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья).

Находит красоту в обыкновенных явлениях природы; рассуждает об увиденном.

Сравнивает различные листья на основе выявления их геометрических форм.

Выявляет геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

Видит зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.


3

3


Изображать можно пятном.

Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости.

Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна.

Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы.

Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.).

Рассматривание изображений созданных на основе пятна.

Изображение на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы).

Использует пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Соотносит форму пятна с опытом зрительных впечатлений.

Воспринимает и анализирует (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.

Овладевает первичными навыками работы кистью и краской.

Видит зрительную метафору в случайной форме силуэтного пятна; проявляет его путем дорисовки.



4

4


Изображать можно в объеме.

Объемные изображения.

Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве.

Выразительные, объемные объекты в природе.

Целостность формы.

Изображение в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

Лепка: от создания большой формы к проработке деталей.

Лепка птиц и зверей.

Находит выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).

Овладевает первичными навыками изображения в объеме. Воспринимает выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова).



5-6

5-6


Изображать можно линией.

Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица).

Сочинение с помощью линейных изображений маленьких сюжетов из своей жизни.

Выставка и обсуждение работ.

Овладевает первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии;

овладевает навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).

Наблюдает линии и их ритм в природе.



7

7


Разноцветные краски.

Знакомство с цветом. Краски гуашь.

Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).


Изображение методом смешивания и наложения цветных пятен красочного коврика. Проба красок на палитре. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика).

Овладевает первичными навыками работы гуашью.

Исследует возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен (смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков).

Соотносит цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.



8

8


Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Выражение настроения в изображении.

Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета

Обсуждение изучаемого материала.

Слушание музыкальных произведений.

Изображение радости или грусти (работа гуашью).

Соотносит восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Осознаёт, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).


Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)

9

1


Мир полон украшений. Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность.

Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей.

Роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

Составление из готовых цветов коллективной работы (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

Находит примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).

Эстетически оценивает украшения в природе.


Познавательные УУД:

- стремится к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;

- владеет умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,

анализировать, выделять главное, обобщать.

Регулятивные УУД:

- планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находит варианты решения различных художественно-творческих задач;

- оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- рационально строит самостоятельную творческую деятельность.

Коммуникативные УУД:

- владеет навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- владеет умением вести диалог.


10

2


Красоту надо уметь замечать.

Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе.

Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.

Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек).

Соотношение пятна и линии.

Опыт эстетических впечатлений от красоты природы, надлюдение.

Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками.

Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). Изготовление объемной аппликации, коллажа, простые приемы бумагопластики.

Изображение (декоративно)

«Узоры на крыльях бабочек».

Находит природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.).

Выражает в беседе свои впечатления.

Разглядывает узоры и формы, созданные природой.

Осваивает простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д. Интерпретирует природные узоры в собственных изображениях и украшениях.


11

3


Красоту надо уметь замечать.

Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор.

Графические материалы, фантазийный графический узор (чешуйки рыбок.).

Соотношение пятна и линии.

Изображение (декоративно) рыб, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

«Красивые рыбы»

Разглядывает узоры и формы, созданные природой.

Осваивает простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д. Интерпретирует природные узоры в собственных изображениях и украшениях.


12

4


Красоту надо уметь замечать.

Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор (украшение птиц).


Изображение (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. «Украшения птиц»

Разглядывает узоры и формы, созданные природой.

Осваивает простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д. Интерпретирует природные узоры в собственных изображениях и украшениях.


13

5


Узоры, которые создали люди.

Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.

Мастер Украшения — мастер общения.

Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.

Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов.

Рассматривание орнаментов с целью анализа элементов.

Придумывание орнамента: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

Находит орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Выделяет в орнаментах природные и геометрические мотивы. Использует изученные приёмы работы краской при написании эскиза орнамента.




14

6


Как украшает себя человек.

Украшения человека рассказывают о своем хозяине.

Украшение для любимого сказочного героя.

Изображение сказочных героев, опираясь на изображения характер-ных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки.). Обсуждение работ.

Рассматривает изображения сказочных героев в детских книгах.

Анализирует украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.


15-16

7-8


Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году.

Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы.

Освоение новых приёмов работы с бумагой.

Подготовка проекта украшения класса к празднику Нового года. Создание украшений на основе несложного алгоритма действий.

Коллективная работа.

Создание несложных новогодних украшений из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).

Соотносит деятельность по изображению и украшению.

Определят роль декоративной и изобразительной деятельности в создании новогодних украшений.


Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)

17

1


Постройки в нашей жизни.

Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни.

Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую.

Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов.

Изображение придуманных домов для себя и своих друзей.

Рассматривает различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

Сравнивает архитектурные постройки по разным параметрам

Познавательные УУД:

- владеет умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,

анализировать, выделять главное, обобщать.

Регулятивные УУД:

- оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- оценивает результат деятельности в соответствии с поставленной задачей;

- рационально строит самостоятельную творческую деятельность.

Коммуникативные УУД:

- владеет умением вести диалог.


18

2


Дома бывают разными.

Многообразие архитектурных построек и их назначение.

Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и разнообразие их форм.

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Изображение сказочных домов героев детских книг и мультфильмов с помощью трёх видов художественной деятельности.

Сравнивает сказочные архитектурные постройки по разным параметрам.

Передаёт в рисунке сказочного дома характер и особенности героя, для которого он предназначен.


19

3


Домики, которые построила природа.

Природные постройки и конструкции.

Рассматривание и анализ природных построек (стручки, орешки, гнёзда и т.д.)

Лепка сказочных домиков в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.

Выставка и обсуждение работ.

Соотносит внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.

Анализирует составные части дома.



20

4


Дом снаружи и внутри.

Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Назначение дома и его внешний вид.

Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома.

Описание иллюстраций внутреннего устройства дома.

Изображение дома в виде буквы алфавита. Создание внутреннего устройства домика для маленьких человечков.

Презентация работ.

Наблюдает постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.).

Анализирует форму домов, конструкцию, пропорции.




21

5


Какие можно придумать дома.

Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила.

Работа в парах.

Участвует в обсуждении выразительности пропорций и конструкции формы дома. Анализирует форму, конструкцию, пропорции дома.



22

6


Строим город.

Конструирование игрового города.

Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектор.

Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора.

Рассматривание слайдов с изображением города.

Групповая работа. Решение проектной задачи по созданию города из пластилина. Выставка работ.

Использует изученные способы работы с пластилином в групповой работе.


23

7


Строим город.

Конструирование игрового города.

Мастер Постройки помогает придумать город.

Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора.

Изготовление домов в технике бумагопластики. Создание коллективного макета города. Индивидуально-коллективная работа.


Конструирует из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома. Участвует в создании коллективного макета игрового городка.


24

8


Все имеет свое строение.

Конструкция предмета.

Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм

Рассматривание аппликации. Работа по учебнику.

Конструирование из простых геометрических форм изображений разных зверей в технике аппликации.

Выставка работ и оценка по заданным критериям.

Составляет из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации. Анализирует различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.




25

9


Строим вещи.

Конструирование предметов быта.

Художник-дизайнер.

Как наши вещи становятся красивыми и удобными?

Обсуждение роли художника-дизайнера в создании предметов быта.

Конструирование и предметов быта из бумажных упаковок.


Объясняет роль художника-дизайнера в создании предметов быта.

Конструирует из бумаги различные простые бытовые предметы.

Украшает бумажные предметы, производя правильный порядок учебных действий.


26

10


Строим вещи.

Конструирование предметов быта.

Как наши вещи становятся красивыми и удобными?

Украшение предметов быта из бумажных упаковок.

Выставка работ и обсуждение.

Конструирует из бумаги различные простые бытовые предметы.

Украшает бумажные предметы, производя правильный порядок учебных действий.


27

11


Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Создание образа города.

Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе.

Первоначальные навыки коллективной работы над панно.

Прогулка по родному селу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки.

Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением.

Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы).

Обсуждение работы.

Описывает архитектурные впечатления.

Делает зарисовки города по впечатлению после экскурсии.

Участвует в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.



Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 ч)

28

1


Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

Взаимодействие трех видов художественной деятельности: участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства; как этапы, последовательность создания произведения.

В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы.

Выставка лучших работ учащихся.

Обсуждение выставки с точки зрения этапов создания работ и выделения знакомых средств выражения.

Различает три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).

Анализирует деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

Познавательные УУД:

- использует средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов;

- владеет умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,

анализировать, выделять главное, обобщать.

Регулятивные УУД:

- оценивает результат деятельности в соответствии с поставленной задачей;

- рационально строит самостоятельную творческую деятельность.

Коммуникативные УУД:

- владеет умением вести диалог, работая в паре.


29

2


«Сказочная страна». Создание панно.

Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его.

Выразительность размещения элементов коллективного панно.

Создание коллективного панно коллажа с изображением сказочного мира..

Обсуждение работы, с точки зрения степени участия каждого в общей работе.

Овладение навыками коллективной деятельности в команде одноклассников под руководством учителя при создании коллективного панно.



30

3


«Праздник весны». Конструирование из бумаги.

Конструирование из бумаги объектов природы.


Обсуждение весенних событий в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.).

Конструирование из бумаги объектов природы (птицы, божьи коровки, жуки, стрекозы, бабочки) и украшение их.

Выставка работ и обсуждение.

Наблюдает природные формы.

Анализирует объекты природы.

Владеет простыми художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.

Придумывает декор на основе алгоритмически заданной конструкции.


31

4


Урок любования. Умение видеть. Восприятие красоты природы.

Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено).

Вариант 1. Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров.

Вариант 2. Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые). Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы».

Повторяет систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.

Творчески играет в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание).


32

5


Здравствуй, лето! (обобщение темы)

Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники.

Образ лета в творчестве российских художников.

Картина и скульптура. Репродукция.

Рассматривание иллюстраций, работа с учебником.

Создание композиции по впечатлениям от летней природы «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).

Любуется красотой природы.

Наблюдает живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.

Характеризует свои впечатления от рассматривания репродукций картин.

Выражает в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.



33

6


Выставка лучших работ.

Чему научились за год.

Рефлексия.


















Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

УМК

Основная литература

  1. Примерные программы начального общего образования.  Часть 1,2. – М.: «Просвещение», 2010

  2. Неменская Л. А. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: «Просвещение», 2012

  3. Шампарова Л. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской – Волгоград: Учитель, 2012

Интернет-ресурсы.

1. Электронная версия газеты «Начальная школа». – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/index.php

2. Я иду на урок начальной школы: основы художественной обработки различных материалов (сайт для учителей газеты «Начальная школа»). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150010

3. Уроки творчества: искусство и технология в школе. – Режим доступа: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=30015&tmpl=lib

4. ИЗО и технический труд. Медиатека. Педсовет: образование, учитель, школа. – Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1275/

Информационно-коммуникативные средства.

1. Технология [Электронный ресурс]. – М. : Мин-во образования РФ : ГУ РЦ ЭМТО : ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН», 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Библиотека электронных наглядных пособий).

Технические средства обучения.

1. Персональный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.


Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 1 класс
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа  по  учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе ФГОС начального общего образования 2004 г, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  Примерной программы по учебному предмету, ООП НОО, программы УУД, авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др., утвержденной МО РФ.

Программа содержит цель, задачи программы, общую характеристику предмета, описание места учебного предмета, ценностных ориентиров, результаты освоения предмета, содержание, а также календарно-тематическое планирование.

Автор Тамошенко Светлана Геннадьевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 236
Номер материала 52239
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓