ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Общие
цели начального общего образования с учётом специфики учебного предмета
Рабочая программа
по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана
на основе ФГОС начального общего образования 2004 г, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной
программы по учебному предмету, ООП НОО, программы
УУД, авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г.
Горяева, Г.Е. Гуровой и др., утвержденной МО РФ.
Цель учебного предмета «Изобразительное
искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры
учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений,
выработанных поколениями.
Цель программы: формирование художественной
культуры учащихся на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и
освоения мира средствами учебного предмета «Изобразительное искусство» 1 класс.
Задачи
программы:
- развивать способность видеть проявление
художественной культуры в реальной жизни;
- создать условия для развития
эстетического вкуса учащихся
через эмоционально-образное восприятие произведений искусства и окружающего
мира;
- формировать навыки работы с различными
художественными материалами.
Общая
характеристика учебного предмета
Курс разработан как целостная
система введения в художественную культуру и включает в себя на единой
основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств:
изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура,
дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства
— традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли
художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре,
кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а
также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом
является выделение трех основных видов художественной деятельности для
визуальных пространственных искусств:
— изобразительная
художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три
способа художественного освоения действительности — изобразительный,
декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в
качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной
деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое
участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически
приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной
деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных
искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства,
декоративно-прикладные искусства. Необходимо иметь в виду, что в начальной
школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале
структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей
жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и
последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные
контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за
годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром
художественно-эмоциональной культуры.
Предмет
«Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика;
диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение
традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых
смыслов.
Основные
виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая
деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений
искусства.
Практическая
художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в
роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок
выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют
творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы
(гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина,
различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки,
ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж,
монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная
смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету,
изучению искусства и является необходимым условием формирования личности
каждого.
Восприятие произведений
искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а
также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия
произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит
формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности
учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого
необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в
Интернете.
Развитие
художественно-образного мышления учащихся строится на единстве
двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в
явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой
наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к
реальности.
Наблюдение и переживание
окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных
переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми
материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т.
е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира,
размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта
художественной культуры.
Восприятие
произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей
задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой
предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия,
помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное
искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического
творчества учащихся и уроков коллективной творческой
деятельности.
Коллективные формы работы
могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда
каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная
творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие
задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе
товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего
творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это
подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и
многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую
и целостную картину.
Художественная деятельность
школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на
плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и
конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений
искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и
индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия.
Художественные знания, умения
и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре.
Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство,
светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются
учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая
драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой,
историей, трудом.
Обсуждение
детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности
активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация
выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы,
ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть
использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении
школы.
Описание
места учебного предмета в учебном плане
Учебная
программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной
школы.
На
изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.
Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год.
Описание
ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Приоритетная
цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка,
т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности,
о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая
роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с
искусством других народов.
В
основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой
культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за
шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи,
объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого
мироотношения.
Связи искусства с
жизнью человека, роль искусства в повседневном его
бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный
смысловой стержень курса.
Программа построена
так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия
искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта
детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и
эстетического переживания окружающей реальности является важным условием
освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения
к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач
курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека,
способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это
является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству
должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика,
а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого
опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно
значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются,
происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к
миру.
Эмоционально-ценностный,
чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через
собственное переживание — проживание художественного образа в форме
художественных действий. На этой основе происходит развитие чувств, освоение
художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Программа по предмету
«Изобразительное искусство» составлена с учётом индивидуальных особенностей первоклассников.
Обучающиеся
класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти,
внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности,
темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных
каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов
работы. Каждый большой раздел программы предполагает большую
индивидуально-коллективную работу, в которой ребёнок сможет проявить свои
способности, стать уверенным в себе и успешным. Знакомство с учебным материалом
через игру, сказку поможет в доступной форме овладеть изобразительной,
декоративной и конструктивной художественной деятельностью.
Личностные, предметные и
метапредметные результаты освоения учебного предмета.
Содержание учебного предмета.
№ п/п
|
Раздел. Содержание учебного предмета
|
Кол-во часов
|
Планируемые результаты
|
|
предметные
|
метапредметные
|
личностные
|
1
|
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
Изображения
всюду вокруг нас.
Мастер
Изображения учит видеть.
Изображать
можно пятном.
Изображать
можно в объеме.
Изображать
можно линией.
Разноцветные
краски.
Изображать
можно и то, что невидимо.
Художники
и зрители (обобщение темы).
|
8
|
Находит
в окружающей действительности изображения, сделанные художниками, красоту в
обыкновенных явлениях природы.
Рассматривает
иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Выявляет
геометрическую форму простого плоского тела.
Находит
выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т.
д.).
Владеет
первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна.
Владеет
навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш,
гелевая ручка), кистью и краской, гуашью.
Соотносит
цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и
т. д.), приводить примеры.
Экспериментирует
с возможностями краски в процессе создания различных цветовых пятен.
Видит
зрительную метафору (находит потенциальный образ в случайной форме силуэтного
пятна и проявляет его путем дорисовки).
Осознаёт,
что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость
или грусть, удивление, восторг и т. д.).
Видит
зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.
Рассуждает
о содержании рисунков, сделанных детьми.
|
Познавательные
УУД:
-
стремится к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и
оригинальных творческих результатов;
- владеет
умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,
анализировать,
выделять главное, обобщать.
Регулятивные
УУД:
-
организует место занятий;
-
выполняет учебные действия в соответствии с инструкцией учителя;
- планирует
учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находит
варианты решения различных художественно-творческих задач;
- рационально
строит самостоятельную творческую деятельность.
Коммуникативные
УУД:
-
владеет умением вести диалог,
- владеет
навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в
команде одноклассников под руководством учителя.
|
-
Уважительно относится к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом.
-
Умеет наблюдать и фантазировать при создании образных форм.
-
Сотрудничает с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносит свою часть работы с общим замыслом.
-
Обсуждает и анализирует собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
- Понимает
роль культуры и искусства в жизни человека.
-
Имеет эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении
к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности.
|
2
|
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения.
Мир полон
украшений.
Красоту надо
уметь замечать.
Узоры, которые
создали люди.
Как украшает
себя человек.
Мастер Украшения
помогает сделать праздник (обобщение темы).
|
8
|
Находит
примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома,
на улице).
Осваивает
простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной
и графической росписи, монотипии и т. д.
Рассматривает
изображения сказочных героев в детских книгах.
Создаёт
несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки,
карнавальные головные уборы).
Выделяет и соотносит деятельность по изображению и украшению,
определяет
их роль в создании новогодних украшений.
Анализирует
украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.
Наблюдает
и эстетически оценивает украшения в природе.
|
Познавательные
УУД:
-
стремится к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и
оригинальных творческих результатов;
- владеет
умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,
анализировать,
выделять главное, обобщать.
Регулятивные
УУД:
-
планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находит
варианты решения различных художественно-творческих задач;
-
оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- рационально
строит самостоятельную творческую деятельность.
Коммуникативные
УУД:
- владеет
навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в
команде одноклассников под руководством учителя;
-
владеет умением вести диалог.
|
|
3
|
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки.
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
|
11
|
Рассматривает
и сравнивает, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг
с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития
наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности
конструктивных пространственных форм.
Соотносит
внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.
Наблюдает
постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь
черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.).
Анализирует
форму, конструкцию, пропорции построек, из каких основных частей состоят
дома.
Понимает
взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.
Владеет
первичными навыками конструирования из бумаги различных простых бытовых
предметов.
Понимает,
что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер,
который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.
Понимает,
что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор.
Участвует
в создании коллективных панно-коллажей с изображением сельских улиц.
Описывает
архитектурные впечатления.
Делает
зарисовки села по впечатлению после экскурсии.
|
Познавательные
УУД:
- владеет
умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,
анализировать,
выделять главное, обобщать.
Регулятивные
УУД:
-
оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-
оценивает результат деятельности в соответствии с поставленной задачей;
- рационально
строит самостоятельную творческую деятельность.
Коммуникативные
УУД:
-
владеет умением вести диалог.
|
|
4
|
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
«Сказочная страна». Создание панно.
«Праздник весны». Конструирование из бумаги.
Урок любования. Умение видеть.
Здравствуй, лето! (обобщение темы).
|
6
|
Различает
три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как
последовательность этапов работы).
Владеет
простыми художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика),
графическими материалами, красками.
Повторяет
систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный
замысел.
Наблюдает
живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи
трех видов художественной деятельности.
Анализирует
деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их
«участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного,
конструктивного).
Творчески
играет в процессе работы с художественными материалами, изобретая,
экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от
наблюдения жизни (художественное познание).
Фантазирует,
придумывает декор на основе алгоритмически заданной конструкции.
Характеризует
свои впечатления от рассматривания репродукций картин.
Выражает в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и
просмотра картин художников.
|
Познавательные
УУД:
- использует
средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих
задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнения творческих проектов;
-
владеет умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать,
анализировать,
выделять главное, обобщать.
Регулятивные
УУД:
-
оценивает результат деятельности в соответствии с поставленной задачей;
- рационально
строит самостоятельную творческую деятельность.
Коммуникативные
УУД:
- владеет
умением вести диалог, работая в паре.
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
№ в раз-деле
|
Дата
|
Тема урока
|
Основные виды учебной деятельности
|
Планируемые результаты
|
Д/з
|
предметные
|
метапредметные
|
Ты
изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч).
|
1
|
1
|
|
Изображения
всюду вокруг нас.
Изображения
в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство».
Чему мы
будем учиться на уроках изобразительного искусства.
|
Рассматривание изображений, сделанных художниками.
Творческо-практическая деятельность, изображение солнца.
Участие в выставке детских работ и первый опыт их
обсуждения.
|
Находит в окружающей действительности изображения,
сделанные художниками.
Рассматривает иллюстрации (рисунки) в детских
книгах. Рассуждает о содержании рисунков, сделанных детьми.
|
Познавательные
УУД:
-
стремится к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и
оригинальных творческих результатов;
- владеет
умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,
анализировать,
выделять главное, обобщать.
Регулятивные
УУД:
-
организует место занятий;
-
выполняет учебные действия в соответствии с инструкцией учителя;
- планирует
учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находит
варианты решения различных художественно-творческих задач;
- рационально
строит самостоятельную творческую деятельность.
Коммуникативные
УУД:
-
владеет умением вести диалог,
- владеет
навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в
команде одноклассников под руководством учителя.
|
|
2
|
2
|
|
Мастер Изображения учит видеть.
Красота и разнообразие окружающего мира природы.
Знакомство
с понятием «форма».
Народный
растительный орнамент.
|
Сравнение по форме различных листьев и выявление ее
геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по
форме деревьев.
Сравнение пропорций частей в составных, сложных
формах.
Изображение
на плоскости заданного (по смыслу) метафорического образа на основе
выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на
разные по форме листья).
|
Находит красоту в обыкновенных явлениях природы;
рассуждает об увиденном.
Сравнивает различные листья на основе выявления их
геометрических форм.
Выявляет геометрическую форму простого плоского тела
(листьев).
Видит зрительную метафору (на что похоже) в выделенных
деталях природы.
|
|
3
|
3
|
|
Изображать можно пятном.
Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на
плоскости.
Роль воображения и фантазии при изображении на
основе пятна.
Тень как пример пятна, которое помогает увидеть
обобщенный образ формы.
Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на
камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.).
|
Рассматривание
изображений созданных на основе пятна.
Изображение
на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей,
птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы).
|
Использует пятно как основу изобразительного образа
на плоскости.
Соотносит форму пятна с опытом зрительных
впечатлений.
Воспринимает и анализирует (на доступном уровне)
изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.
Овладевает первичными навыками работы кистью и
краской.
Видит зрительную метафору в случайной форме
силуэтного пятна; проявляет его путем дорисовки.
|
|
4
|
4
|
|
Изображать можно в объеме.
Объемные изображения.
Отличие изображения в пространстве от изображения на
плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве.
Выразительные, объемные объекты в природе.
Целостность
формы.
|
Изображение в объеме птиц, зверей способами
вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).
Лепка: от создания большой формы к проработке
деталей.
Лепка
птиц и зверей.
|
Находит выразительные, образные объемы в природе
(облака, камни, коряги, плоды и т. д.).
Овладевает первичными навыками изображения в объеме.
Воспринимает выразительность большой формы в скульптурных изображениях,
наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры
С. Эрьзи, С. Коненкова).
|
|
|
5-6
|
5-6
|
|
Изображать
можно линией.
Знакомство
с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на
плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица).
|
Сочинение с помощью линейных изображений маленьких
сюжетов из своей жизни.
Выставка
и обсуждение работ.
|
Овладевает первичными навыками изображения на
плоскости с помощью линии;
овладевает навыками работы графическими материалами
(черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).
Наблюдает линии и их ритм в природе.
|
|
7
|
7
|
|
Разноцветные краски.
Знакомство с цветом. Краски гуашь.
Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета
(что напоминает цвет каждой краски?).
|
Изображение
методом смешивания и наложения цветных пятен красочного коврика. Проба красок
на палитре. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика).
|
Овладевает первичными навыками работы гуашью.
Исследует возможности краски в процессе создания
различных цветовых пятен (смешений и наложений цветовых пятен при создании
красочных ковриков).
Соотносит цвет с вызываемыми им предметными
ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить
примеры.
|
|
|
8
|
8
|
|
Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Выражение настроения в изображении.
Эмоциональное
и ассоциативное звучание цвета
|
Обсуждение
изучаемого материала.
Слушание
музыкальных произведений.
Изображение
радости или грусти (работа гуашью).
|
Соотносит восприятие цвета со своими чувствами и
эмоциями.
Осознаёт,
что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость
или грусть, удивление, восторг и т. д.).
|
|
Ты
украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)
|
9
|
1
|
|
Мир полон украшений. Украшения в окружающей действительности.
Разнообразие украшений (декор). Мастер Украшения учит любоваться красотой,
развивать наблюдательность.
Цветы —
украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей.
|
Роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной
бумаги (работа гуашью).
Составление
из готовых цветов коллективной работы (поместив цветы в нарисованную на
большом листе корзину или вазу).
|
Находит примеры декоративных украшений в окружающей
действительности (в школе, дома, на улице).
Эстетически оценивает украшения в природе.
|
Познавательные
УУД:
-
стремится к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и
оригинальных творческих результатов;
- владеет
умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,
анализировать,
выделять главное, обобщать.
Регулятивные
УУД:
-
планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находит
варианты решения различных художественно-творческих задач;
-
оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- рационально
строит самостоятельную творческую деятельность.
Коммуникативные
УУД:
-
владеет навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-
владеет умением вести диалог.
|
|
10
|
2
|
|
Красоту надо уметь замечать.
Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в
природе.
Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и
фактур в природе.
Графические материалы, фантазийный графический узор
(на крыльях бабочек).
Соотношение
пятна и линии.
|
Опыт эстетических впечатлений от красоты природы,
надлюдение.
Знакомство с новыми возможностями художественных
материалов и новыми техниками.
Знакомство с техникой монотипии (отпечаток
красочного пятна). Изготовление объемной аппликации, коллажа, простые приемы
бумагопластики.
Изображение (декоративно)
«Узоры
на крыльях бабочек».
|
Находит природные узоры (сережки на ветке, кисть
ягод, иней и т. д.).
Выражает в беседе свои впечатления.
Разглядывает узоры и формы, созданные природой.
Осваивает простые приемы работы в технике
плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи,
монотипии и т. д. Интерпретирует природные узоры в собственных
изображениях и украшениях.
|
|
11
|
3
|
|
Красоту надо уметь замечать.
Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор.
Графические материалы, фантазийный графический узор
(чешуйки рыбок.).
Соотношение
пятна и линии.
|
Изображение
(декоративно) рыб, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих
их деталей, узорчатую красоту фактуры.
«Красивые
рыбы»
|
Разглядывает узоры и формы, созданные природой.
Осваивает
простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной
и графической росписи, монотипии и т. д. Интерпретирует природные
узоры в собственных изображениях и украшениях.
|
|
12
|
4
|
|
Красоту надо уметь замечать.
Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор
(украшение птиц).
|
Изображение
(декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих
их деталей, узорчатую красоту фактуры. «Украшения птиц»
|
Разглядывает узоры и формы, созданные природой.
Осваивает
простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной
и графической росписи, монотипии и т. д. Интерпретирует природные узоры
в собственных изображениях и украшениях.
|
|
13
|
5
|
|
Узоры, которые создали люди.
Красота узоров (орнаментов), созданных человеком.
Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.
Мастер Украшения — мастер общения.
Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.
Образные
и эмоциональные впечатления от орнаментов.
|
Рассматривание
орнаментов с целью анализа элементов.
Придумывание
орнамента: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на
листе бумаги.
|
Находит орнаментальные украшения в предметном
окружении человека, в предметах, созданных человеком.
Выделяет в орнаментах природные и геометрические
мотивы. Использует изученные приёмы работы краской при написании эскиза
орнамента.
|
|
|
14
|
6
|
|
Как украшает себя человек.
Украшения человека рассказывают о своем хозяине.
Украшение
для любимого сказочного героя.
|
Изображение
сказочных героев, опираясь на изображения характер-ных для них украшений
(шляпа Незнайки и Красной Шапочки.). Обсуждение работ.
|
Рассматривает изображения сказочных героев в детских
книгах.
Анализирует
украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.
|
|
15-16
|
7-8
|
|
Мастер Украшения помогает сделать праздник
(обобщение темы). Без
праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году.
Новые
навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы.
|
Освоение
новых приёмов работы с бумагой.
Подготовка
проекта украшения класса к празднику Нового года. Создание украшений на основе
несложного алгоритма действий.
Коллективная
работа.
|
Создание несложных новогодних украшений из цветной
бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).
Соотносит
деятельность по изображению и украшению.
Определят
роль декоративной и изобразительной деятельности в создании новогодних
украшений.
|
|
Ты
строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)
|
17
|
1
|
|
Постройки в нашей жизни.
Первичное знакомство с архитектурой и дизайном.
Постройки в окружающей нас жизни.
Постройки,
сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них
нужную форму — удобную и красивую.
|
Знакомство
с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные
дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов.
Изображение
придуманных домов для себя и своих друзей.
|
Рассматривает различные архитектурные постройки,
иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного
дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и
выразительности конструктивных пространственных форм.
Сравнивает
архитектурные постройки по разным параметрам
|
Познавательные
УУД:
- владеет
умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,
анализировать,
выделять главное, обобщать.
Регулятивные
УУД:
-
оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-
оценивает результат деятельности в соответствии с поставленной задачей;
- рационально
строит самостоятельную творческую деятельность.
Коммуникативные
УУД:
- владеет
умением вести диалог.
|
|
18
|
2
|
|
Дома бывают разными.
Многообразие архитектурных построек и их назначение.
Соотношение
внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и разнообразие их
форм.
|
Рассматривание
иллюстраций к сказкам.
Изображение
сказочных домов героев детских книг и мультфильмов с помощью трёх видов
художественной деятельности.
|
Сравнивает
сказочные архитектурные постройки по разным параметрам.
Передаёт
в рисунке сказочного дома характер и особенности героя, для которого он
предназначен.
|
|
19
|
3
|
|
Домики, которые построила природа.
Природные постройки и конструкции.
|
Рассматривание
и анализ природных построек (стручки, орешки, гнёзда и т.д.)
Лепка
сказочных домиков в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.
Выставка
и обсуждение работ.
|
Соотносит внешний вид архитектурной постройки с ее
назначением.
Анализирует составные части дома.
|
|
20
|
4
|
|
Дом снаружи и внутри.
Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней
конструкции дома.
Назначение дома и его внешний вид.
Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота
и удобство дома.
|
Описание
иллюстраций внутреннего устройства дома.
Изображение
дома в виде буквы алфавита. Создание внутреннего устройства домика для
маленьких человечков.
Презентация
работ.
|
Наблюдает постройки в природе (птичьи гнезда, норки
зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и
т. д.).
Анализирует форму домов, конструкцию, пропорции.
|
|
|
21
|
5
|
|
Какие
можно придумать дома.
|
Постройка
из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила.
Работа в
парах.
|
Участвует в обсуждении выразительности пропорций и
конструкции формы дома. Анализирует форму, конструкцию, пропорции дома.
|
|
22
|
6
|
|
Строим город.
Конструирование игрового города.
Мастер Постройки помогает придумать город.
Архитектор.
Роль
конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора.
|
Рассматривание
слайдов с изображением города.
Групповая
работа. Решение проектной задачи по созданию города из пластилина. Выставка
работ.
|
Использует
изученные способы работы с пластилином в групповой работе.
|
|
23
|
7
|
|
Строим город.
Конструирование игрового города.
Мастер Постройки помогает придумать город.
Роль
конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора.
|
Изготовление
домов в технике бумагопластики. Создание коллективного макета города. Индивидуально-коллективная
работа.
|
Конструирует
из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома. Участвует в
создании коллективного макета игрового городка.
|
|
24
|
8
|
|
Все имеет свое строение.
Конструкция предмета.
Любое
изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм
|
Рассматривание
аппликации. Работа по учебнику.
Конструирование
из простых геометрических форм изображений разных зверей в технике
аппликации.
Выставка
работ и оценка по заданным критериям.
|
Составляет из простых геометрических форм
изображения животных в технике аппликации. Анализирует различные предметы
с точки зрения строения их формы, их конструкции.
|
|
|
25
|
9
|
|
Строим вещи.
Конструирование предметов быта.
Художник-дизайнер.
Как наши
вещи становятся красивыми и удобными?
|
Обсуждение
роли художника-дизайнера в создании предметов быта.
Конструирование
и предметов быта из бумажных упаковок.
|
Объясняет роль художника-дизайнера в создании
предметов быта.
Конструирует
из бумаги различные простые бытовые предметы.
Украшает
бумажные предметы, производя правильный порядок учебных действий.
|
|
26
|
10
|
|
Строим вещи.
Конструирование предметов быта.
Как наши
вещи становятся красивыми и удобными?
|
Украшение
предметов быта из бумажных упаковок.
Выставка
работ и обсуждение.
|
Конструирует
из бумаги различные простые бытовые предметы.
Украшает
бумажные предметы, производя правильный порядок учебных действий.
|
|
27
|
11
|
|
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Создание образа города.
Разнообразие городских построек. Малые архитектурные
формы, деревья в городе.
Первоначальные
навыки коллективной работы над панно.
|
Прогулка по родному селу с целью наблюдения реальных
построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки.
Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с
их назначением.
Создание образа города (коллективная творческая
работа или индивидуальные работы).
Обсуждение
работы.
|
Описывает архитектурные впечатления.
Делает зарисовки города по впечатлению после
экскурсии.
Участвует в создании коллективных панно-коллажей с
изображением городских (сельских) улиц.
|
|
|
Изображение,
украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 ч)
|
28
|
1
|
|
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
Взаимодействие трех видов художественной
деятельности: участвуют в процессе создания практической работы и в анализе
произведений искусства; как этапы, последовательность создания произведения.
В
конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение
работы.
|
Выставка
лучших работ учащихся.
Обсуждение
выставки с точки зрения этапов создания работ и выделения знакомых средств
выражения.
|
Различает три вида художественной деятельности (по
цели деятельности и как последовательность этапов работы).
Анализирует деятельность Мастера Изображения,
Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений
искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).
|
Познавательные
УУД:
- использует
средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих
задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнения творческих проектов;
-
владеет умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать,
анализировать,
выделять главное, обобщать.
Регулятивные
УУД:
-
оценивает результат деятельности в соответствии с поставленной задачей;
- рационально
строит самостоятельную творческую деятельность.
Коммуникативные
УУД:
- владеет
умением вести диалог, работая в паре.
|
|
29
|
2
|
|
«Сказочная страна». Создание панно.
Изображение сказочного мира. Мастера помогают
увидеть мир сказки и воссоздать его.
Выразительность
размещения элементов коллективного панно.
|
Создание коллективного панно коллажа с изображением
сказочного мира..
Обсуждение
работы, с точки зрения степени участия каждого в общей работе.
|
Овладение навыками коллективной деятельности в команде одноклассников под
руководством учителя при создании коллективного панно.
|
|
30
|
3
|
|
«Праздник весны». Конструирование из бумаги.
Конструирование из бумаги объектов природы.
|
Обсуждение весенних событий в природе (прилет птиц,
пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.).
Конструирование из бумаги объектов природы (птицы,
божьи коровки, жуки, стрекозы, бабочки) и украшение их.
Выставка работ и обсуждение.
|
Наблюдает природные формы.
Анализирует объекты природы.
Владеет простыми художественными приемами работы с
бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.
Придумывает
декор на основе алгоритмически заданной конструкции.
|
|
31
|
4
|
|
Урок любования. Умение видеть. Восприятие красоты природы.
Братья-Мастера
помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор
(как украшено).
|
Вариант 1. Экскурсия в природу. Наблюдение живой
природы с точки зрения трех Мастеров.
Вариант
2. Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы
(ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники,
стволы деревьев, насекомые). Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения
и Постройки учатся у природы».
|
Повторяет систему несложных действий с
художественными материалами, выражая собственный замысел.
Творчески играет в процессе работы с художественными
материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной
деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание).
|
|
32
|
5
|
|
Здравствуй, лето! (обобщение темы)
Красота природы восхищает людей, ее воспевают в
своих произведениях художники.
Образ лета в творчестве российских художников.
Картина и скульптура. Репродукция.
|
Рассматривание
иллюстраций, работа с учебником.
Создание
композиции по впечатлениям от летней природы «Здравствуй, лето!» (работа
гуашью).
|
Любуется красотой природы.
Наблюдает живую природу с точки зрения трех
Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной
деятельности.
Характеризует свои впечатления от рассматривания
репродукций картин.
Выражает
в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра
картин художников.
|
|
|
33
|
6
|
|
Выставка
лучших работ.
Чему
научились за год.
|
Рефлексия.
|
|
|
Описание
материально-технического обеспечения образовательного процесса
УМК
Основная
литература
1.
Примерные программы начального
общего образования. Часть 1,2. – М.: «Просвещение»,
2010
2.
Неменская Л. А. Твоя мастерская. Рабочая
тетрадь. 1 класс. – М.: «Просвещение», 2012
3.
Шампарова Л. В. Изобразительное искусство.
1 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской – Волгоград: Учитель, 2012
Интернет-ресурсы.
1. Электронная версия газеты «Начальная школа». – Режим доступа:
http://nsc.1september.ru/index.php
2. Я иду на
урок начальной школы: основы художественной обработки различных материалов
(сайт для учителей газеты «Начальная школа»). – Режим доступа:
http://nsc.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150010
3. Уроки
творчества: искусство и технология в школе. – Режим доступа:
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=30015&tmpl=lib
4. ИЗО и
технический труд. Медиатека. Педсовет: образование, учитель, школа. – Режим
доступа:
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1275/
Информационно-коммуникативные
средства.
1. Технология
[Электронный ресурс]. – М. : Мин-во образования РФ : ГУ РЦ ЭМТО : ЗАО
«ИНФОСТУДИЯ ЭКОН», 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Библиотека
электронных наглядных пособий).
Технические средства
обучения.
1. Персональный
компьютер.
2. Мультимедийный
проектор.
Учебно-практическое
оборудование.
1. Аудиторная доска с
магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.