Главная / История / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «НАШИ ИСТОКИ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «НАШИ ИСТОКИ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с. ЕздочноеЧернянского района Белгородской области»


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы по ВР

____________

О. Добрышина


РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического Совета МБОУ «СОШ с. Ездочное»


Протокол № __

от « __ » ________ 2013 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ с. Ездочное»

_____________ Г.Воронина

Приказ по школе № ___ от

« » августа 2013 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«НАШИ ИСТОКИ»

НА 1 ГОД

возраст воспитанников

(обучающиеся 10-13ЛЕТ)











Педагог дополнительного образования:

Крылова Светлана Николаевна



С. Ездочное, 2013 год





Программа: «НАШИ ИСТОКИ»,модифицированная,

культурологическая направленность

Автор программы: Крылова Светлана Николаевна



Программа рассмотрена на заседании педагогического совета

от «____» _____________ 2013г.,протокол № ______________





Председатель _______________ /__________________/

подпись Ф.И.О.



























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ




Страницы


1.

Пояснительная записка



2.

Учебный план



3.

Учебно-тематический план 1 года обучения



4.

5.

Учебно-тематический план 2 года обучения


Учебно-тематический план 3 года обучения



6.

7.

8.



9.

10.

Содержание программы 1 года обучения


Содержание программы 2 года обучения

Содержание программы 3 года обучения


Методическое обеспечение программы 1 года обучения

Методическое обеспечение программы 2 года обучения

Методическое обеспечение программы 3 года обучения



11.

Список использованной литературы



























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной православием(уважение к старшим , терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие и т. д.). Основной целью программы является формирование у учащихся черт гражданственности , патриотизма , нравственного поведения, общей культуры, что является одной из главных задач современной школы.

Программа «Наши истоки» отражает межпредметную интеграцию, что позволяет расширять тематику изучаемого материала, осуществлять актуализацию знаний учащихся.

Программа предназначена для проведения дополнительных занятий, кружков, факультативов в общеобразовательных учреждениях, в детских центрах дополнительного образования. Рассчитана на детей 10-13 лет.

Краеведение – прекрасная школа воспитания гражданственности. Каждый человек тысячами нитей связан со своей малой Родиной. У каждого посёлка, улицы, где человек родился и живёт, своя история. Знакомство с культурой, традициями, историей родной стороны с его прошлым и настоящим, помогает молодому поколению формировать в себе лучшие человеческие качества, в том числе патриотизм.

Программа творческого объединения «Наши истоки» составлена на основе программы «Наши истоки» автор -Т.В. Стефаненко(сборник Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий/Авт. сост. Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. –М.:5 за знания, 2005. – 192 с. –(Методическая библиотека).

Направленность программы

Данная программа имеет культурологическую направленность: ориентирована на изучение детьми истории и культуры, православных традиций и обрядов родного края, привития им любви и уважения к истории своей малой родины, обучению учащихся первоначальным навыкам исследовательской работы, работы с архивными и другими материалами.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе изучения материала прослеживается последовательное изучение истоков русской государственности, русской духовности, русской литературы и искусства, истории своей семьи, истории родного края в контексте истории Белгородчины и России, знакомство с принципами историко-краеведческой работы, правилами ведения краеведческого поиска, сбор документов и экспонатов для краеведческого музея школы, приобщение к общекультурным и историческим ценностям (посещение музеев, театров,выставочных залов, православных храмов). Изучаемый материал актуален: проходя этапы освоения программы, воспитанники творческого объединения получают глубокие знания истории русской государственности, православной культуры, литературы и искусства, родного села, Белгородского края и России, приобретают навыки краеведческого поиска и научных исследований, учатся анализировать и систематизировать источники исторического краеведения (материальные, письменные и устные), расширяют свой кругозор, ощущая себя полноправными гражданами своей страны и истинными патриотами.

Осваивая тематический материал программы, воспитанники творческогообъединения приобретают коммуникативные навыки, навыки публичных выступлений, имеют возможность реализовать свой творческий потенциал, быть способным к социальному взаимодействию.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что знакомство с историко-культурным наследием своего Отечества , родного края наиболее близка и доступна обучающимся детям.

Процесс реализации программы сопровождается созданием методических разработок отдельных занятий, краеведческих игр и викторин, наглядных пособий.

Цели и задачи программы:

Цель программы:знакомство учащихсяс историко-культурным наследием; формирование гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры; обеспечение духовно-нравственного и психологического благополучия школьников.



Задачи программы:

Изучать историю родного края, обычаи, традиции и духовную культуру русского народа.

Знакомить с основами культуры и искусства наших предков.

Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.

Формировать умения и навыки историко-краеведческой и поисково-исследовательской работы.


Воспитывать чувство гражданственности и патриотизма, уважительное отношение к семейным традициям.



Реализация задач возможна при условии проведения систематических занятий с учащимися, последовательного изучения курса, использования разнообразных форм занятий, выполнения творческих работ.

Курс дополнительной образовательной программы «Наши истоки»реализуется полностью за 3 года (три этапа) 70 часов в год, 2 часа в неделю обучения детей 10-13 летс возможным продолжением краеведческо– исследовательской работы по индивидуальным планам воспитанников (разница в часах реализуется за счет экскурсионной работы, экспедиционно – поисковой деятельности с обучающимися).

Формы проведения занятий:

комбинированный урок

мини-конференция

ролевая игра, урок-игра (краеведческая викторина, историческая игра « Путешествие за три моря»)

интегрированный урок

литературно-музыкальная, поэтическая гостиная

инсценированное представление

экскурсия

экспедиция

Режим занятий:

Занятия проводятся один раз в неделю по два часа. Это позволяет изучить тему занятия, выполнить творческое задание, закрепить полученные знания.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Программа предусматривает проведение итоговых занятий(после изучения отдельных блоков), которые представляют собой инсценированные представления: праздники народного календаря, ярмарки, сценки, деревенские посиделки. Обязательным условием и залогом успеха является присутствие на итоговых занятиях гостей – зрителей. Образовательная и воспитательная работа должна носить деятельный характер. Недостаточно изучить теоретический материал, рассказать детям о дружбе, взаимопонимании, милосердии и т.д., необходимы реальные дела по сплочению детского коллектива, вовлечению в совместную творческую деятельность.

Итогом каждого года обучения является участие актива обучающихся в фольклорно-этнографической экспедиции, где они встречаются со старожилами села, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях из первоисточников. Приобретенные знания по истории родного края, традициям народа обучающие могут применить, отдыхая в летнем оздоровительном лагере, участвуя в районных и областных конкурсах и фестивалях.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю, через занятия по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  1. Проведение выставок предметов быта, собранных в этнографических экспедициях.

  2. Проведение выставок декоративно-прикладного народного творчества учащихся «Русским традициям-жить!».

  3. Организация праздников народного календаря, тематических недель.

  4. Участие в фестивале народных игр.

  5. Участие в районных краеведческих конференциях и олимпиадах.

  6. Проведение в летний период фольклорно-этнографического праздника «Зеленые святки».



Учебный план:

Разделы программы:

1 год обучения



2 год обучения

3 год обучения

Введение. Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения

2

2

2

Истоки русской государственности.

16

18

20

Истоки русской духовности

16

14

10

Истоки русской литературы и искусства.

18

16

14

История Белгородского края.

6

8

10

Мой дом, моя семья.

8

10

12

Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год.

4

2

2

9.

ИТОГО ЗА ГОД

70 час

70час

70 часов



Год обучения

Периодичность

в неделю

Кол-во часов

в неделю

Кол-во часов

в год

1 год обучения

2 раза в неделю

4 часа

70 часов

2 год обучения

2 раза в неделю

6 часов

70 часов

3 год обучения

2 раза в неделю

6 часов

70 часов













УЧЕБНО– ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения



ТЕМА ЗАНЯТИЯ




Всего часов

В том числе

Дата проведения


теория

практика

I

Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения.

Человек и окружающий мир. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание: подобрать пословицы о родной земле, Родине.

2

1

1


II

I. Истоки русской государственности

14

8

6


1

Кто были наши предки? Происхождение славянских народов.

Освоение и заселение Русской равнины. Быт и семейные отношения славян.

2

2



2

Племена славян. Враги славян. Верования славян: боги, духи. Сущность язычества. Творческое задание: составить рассказ о жизни славян, рисунки богов, духов.

2

1

1


3

Начало Русского государства. Первые русские государи. Рюрик - родоначальник русских князей. Великие князья в борьбе с врагами Земли Русской.

Творческое задание: пословицы о смелости, храбрости, мужестве.

2

1

1


4

Принятие христианства на Руси. Крещение Руси киевским князем Владимиром. Значение Крещения. Первые русские храмы.

Творческое задание: христианские имена; рассказ о святом, именем которого ты назван.

2

1

1


5

Начало Москвы, князь Юрий Долгорукий. Первые храмы Москвы. Нашествие монголо-татар.

2

2



6

Князь Дмитрий Донской. Благословение преподобного Сергия Радонежского. Иконы Божией Матери - заступницы Земли Русской. Куликовская битва. Россия освобожденная. Творческое задание: рисунок боя на Куликовом поле.

2

1

1


7

Итоговое занятие: сценка из жизни славян дохристианского периода.

2


2


III

II. Истоки русской духовности

14

6

8


1

Знакомство с Православием. Понятие о Троице. Образ Спасителя - основа православного учения.

2

1

1


2

Крестное знамение, его значение. Крест. Иконы. Молитва - беседа человека с Богом.

Творческое задание: рассказы и стихи об особо чтимых иконах.

2

1

1


3

Святые имена Земли Русской. Апостол Андрей Первозванный. Святой князь Владимир. Святые князья Борис Ростовский и Глеб Муромский

. Святые первоучители и просветители, славянские Кирилл и Мефодий.

Творческое задание: разучивание духовных песен.

2

1

1


4

Святые места Руси. Основание Киево-Печорской обители. Преподобные Антоний и Феодосий Печорские. Московский Кремль, храмы Москвы. Основание Троицкого монастыря. Преподобный Сергий Радонежский.

2

2



5

Святые места земли Белгородской, храмы, монастыри.

Творческое задание: сказки и пословицы о доброте, самопожертвовании, любви, милосердии.

2

1

1


6

Экскурсия в храм п. Чернянка

2


2


7

Итоговое занятие: музыкально-поэтическая композиция на библейскую тему.

2


2


IV

III. Истоки русской литературы и искусства

16

11

5


1

Древние летописи. Летописцы.

2

2



2

Русский фольклор. Былины о русских богатырях. Борьба богатырей за Землю Русскую

2

2



3

Календарно-обрядовая поэзия русского народа. Зимний цикл народных праздников. Зимние святки, празднование обряда на Руси.

Весенний цикл народных праздников. Масленица.

2

2



4

Летние праздники русского народа: Зеленые святки, Троица, Ивана Купала. Обрядовые песни Белгородского края.

Творческое задание: разучивание обрядовых песен, рисунок народного гуляния.

2

1

1


5

Русские народные сказки: о животных, бытовые, волшебные. Сказители А.Н. Королькова, А.Н. Афанасьев, сказки в их пересказе.

Творческое задание: инсценировка русской народной сказки.

2

1

1


6

Прикладное творчество народа. Изготовление игрушек: матрешка, бирюльки, глиняные игрушки, куклы-закрутки, игрушки из соломы. Народные игры, их значение в жизни народа.

Творческое задание: изготовить игрушку своими руками; разучивание народных игр.

2

1

1


7

Изготовление одежды крестьянами. Орнамент на предметах крестьянского быта. Резьба по дереву. Гончарство.

Творческое задание: рисунок народного орнамента.

2

1

1


8

Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в музее.

Экскурсия в этнографический отдел краеведческого музея п.Чернянка.

Итоговое занятие: инсценированное представление обряда народного праздника

2

1

1


V

IV. История Белгородского края

6

3

3


1


Белгородский край в каменном веке. Заселение края славянскими племенами. Языческие верования.

Основание первых городов и заселение Белгородчины в конце XVI- первой половине XVII в.в.

2

2



2


Первый храм г.Белгорода. Защита православного Отечества белгородцами.

Топонимика Белгородского края. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов.

Творческое задание: рассказы и стихи о Белгородском крае, Родине, храмах.

2

1

1


3

Итоговое занятие: поэтическая композиция, посвященная истории города Белгорода

2


2


VI

V. Мой дом, моя семья

8

3

5


1

Генеалогическое дерево. Значение знания истории своей семьи.

2

2



2

Источники памяти предков. Значение распространенных на Руси имен и фамилий.

2

2



3

Семейные традиции, реликвии, фотографии.

2

2



4

Судьба семьи в истории родного края, всей страны.

2

2



5

Обычай поминовения умерших у христиан, родительские дни.

2

2



6

Родословная.

Творческое задание: составление родословной; рассказы, стихи, сказки, пословицы об отношениях в семье.

2

1

1


7

Экскурсия в краеведческий музей п. Чернянка.

2


2


8

Итоговое занятие: встреча с родственниками учащихся, помнящих Великую Отечественную войну, концерт для гостей.

2


2


VIII

Заключение.

Моя большая и малая Родина. За что я люблю свой край. Осознание понятий: Родина, Отечество, Православие, патриотизм.

Творческое задание: стихи о Родине русских поэтов.

4

2

2



Экспедиционно-поисковая работа

Формирование экспедиционных навыков.

Теоретическая подготовка к фольклорно-этнографической экспедиции. Цели и задачи экспедиции. Формирование навыков общения с людьми, работы с вопросником, фиксирования устного материала. Ведение этнографического дневника. Необходимое снаряжение

6

2

4



Всего часов:

70 часов

36 часов

34 часа




КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 год обучения



ТЕМА ЗАНЯТИЯ




Всего часов

В том числе

Дата проведения


теория

практика

I

Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения

Введение.



Роль краеведения в школе. Родной край - часть России, частица мира. Роль краеведения в познании истории Родины и в воспитании любви к отечеству.



Творческое задание: составить рассказ Думай о родной земле.

2

1

1


II

I. Истоки русской государственности

16

12

4


1

Россия Рюриковичей. Первые русские города, храмы Руси.


2

2



2

Князь Владимир Красное Солнышко.

2

2



3

Государь державный Иоанн III.

2

2



4


Великий князь и царь Иоанн IV Грозный.

Правление Бориса Годунова.

2

2



5

Российская империя Романовых. Царь Алексей Михайлович.

2

2



6

Петр I, единодержавный обладатель России. Европейские обычаи на Руси.

2

1

1


7

Начало Русского флота. Победы Петра I.

Творческое задание: подготовить для конференции сообщение «Российский государь в истории России».

2

1

1


8

Итоговое занятие: конференция по теме «Истоки русской государственности».

2


2


III

II. Истоки русской духовности

12

6

6


1

Что такое храм? Внешний облик православного храма. Внутреннее обустройство храма. Иконостас. Царские врата. Престольный праздник. История главного храма страны - храма Христа Спасителя. Правила поведения в храме.

Творческое задание: рисунок православного храма; разучивание духовной песни о храме.

2

1

1


2

Святые имена Земли Русской.

Святой Андрей Боголюбский, князь Владимирский.

2

2



3

4

Муромские чудотворцы. Святые князья Петр и Февронья (образец христианского брака).

Царевич Дмитрий страстотерпец.

Творческое задание: разучивание духовных стихов о православных святых.

2

1

1


5

Подвижники веры православной. Иконописец Андрей Рублев. Творческое задание: описание иконы «Троица» Андрея Рублева.

2

1

1


6

Понятие о православных праздниках. Главные праздники православного календаря. Двунадесятые непереходящие праздники. Значение праздников в жизни православных христиан.

Творческое задание: чтение библейских историй.

2

1

1


7

Итоговое занятие: инсценированные страницы Библии.

2


2


IV

III. Истоки русской литературы и искусства

14

5

9


1

Древнерусская литература, «Повесть временных лет». Фольклор Белгородского края. Классификация сказок. Сказки Белгородских авторов.Творческое задание: рисунок сказочного эпизода; анализ сказки, ее главная мысль

2

1

1


2

Песенное наследие Белгородского края. Классификация русских народных песен. Их значение в жизни крестьян.

Творческое задание: разучивание русских народных песен.

2

1

1


3

Природа в произведениях русских поэтов. Изображение жизни народа в поэзии А. Кольцова и И. Никитина. Страницы биографии и творчества поэтов.

Творческое задание: стихотворения А. Кольцова и И. Никитина, анализ стихотворений.

2

1

1


4

Поэзия народного костюма. Одежда крестьян Белгородской губернии конца XIX - начала ХХ века: будничная, праздничная, свадебная. Особенности крестьянских костюмов разных сел Белгородской губернии. Традиционные орнаменты одежды, вышивка. Символика цвета в крестьянском костюме.

Творческое задание: изготовление моделей крестьянских костюмов сел Белгородской области.

2

1

1


5


Изучение свадебного обряда. Свадебные песни: величальные, корильные, причитания.

Таинство брака в Православии. Евангельские и апостольские послания о браке, обязанностях мужа и жены. Церемония венчания.

Творческое задание: разучивание величальных песен, эпизода свадебного обряда

2

1

1


6

Экскурсия в музей народной культуры

г. Белгорода

2


2


7

Итоговое занятие: «Русским традициям жить!» музыкально-поэтическая композиция.

2


2


V

История Белгородского края

8

3

5


1

Образование Белгородской губернии. Административно- терририториальные реформы Петра 1.

2

2



2

Экскурсия в Белгородский музей-диораму «Курская битва. Белгородское направление». Исторические памятники города.

2


2


3

История монастырей Белгородского края. Понятие о монашестве, цель монашеской жизни. Святитель Иоасаф Белгородский.. Творческое задание: прочтение страниц Библии о монашестве, анализ прочитанного.

2

1

1


4

Итоговое занятие: встреча с православным священником, настоятелем Свято-Троицкого подземного монастыря.

2


2


VI

Мой дом, моя семья

8

4

4


1

Улица, на которой я живу. Связь поколений в семье. Выдающиеся люди семьи. Творческое задание: составить рассказ о своей семье, членах семьи.

2

1

1


2

Роль семьи в жизни общества и укреплении государства. Отношения между членами семьи. Ответственность друг за друга. Роль матери в воспитании и привитии детям доброты и сердечности. Нравственный климат семьи.

Творческое задание: рассказы, стихи и пословицы об отношениях в семье, о матери.

2

1

1


3

Я и мои друзья. История и традиции моей школы.

2

2



4

Итоговое занятие: ролевая игра “Этика семейных отношений”.

2


2


VIII

Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год.

Итоговое тестирование

Место человека в обществе, его назначение в природе. Необходимость познания жизни родного края, приумножение его богатств, бережное отношение к обычаям и традициям народа.

2

1

1



Экспедиционно-поисковая работа

Теоретическая подготовка к экспедиции: определение района исследования, разработка тем исследования, постановка целей и задач, составление вопросника. Отработка навыков общения с людьми в процессе ведения диалога, умения четкой формулировки вопроса, уточнения фактов.

8

2

6



Всего часов:

70 часов

34часа

36 часов








КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 год обучения




ТЕМА ЗАНЯТИЯ




Всего часов

В том числе

Дата проведения


теория

практика

I

Вводное занятие, инструктаж по техникебезопасности, правилам дорожного движения

Введение. Народ и государство. Любовь к Родине и служение ей. Мы - дети России, Руси Святой.

Творческое задание: анализ стихотворений о Родине русских поэтов.

2

1

1


II

I. Истоки русской государственности

16

9

7


1

Образ жизни русских царей. Жилые местности, дворы и дома, домашняя утварь, одежда, пища. Образ домашней жизни, увеселения, праздники. Верования.

2

2



2


Российские императоры в истории нашей страны. Император Александр I Благословенный. Император Александр II Освободитель.

2

2



3

Император Александр III Миротворец.

2

2



4

Судьба последнего Российского императора Николая II.

2

2



5


Благотворительность на Руси. Киевская Русь: благотворительность святой княгини Ольги, князя Владимира, завещание князя Владимира Мономаха сыновьям.

2

2



6

Благотворительная деятельность сестер милосердия.

Творческое задание: изготовление поделок из природного материала в подарок воспитанникам детского сада.

2


2


7

Российская символика: герб, стяги, флаги. Гимн Российской Федерации.

Творческое задание: изображение российской символики с помощью разнообразных видов прикладного творчества (рисунок, вышивка, резьба, выжигание, бисероплетение и др.).


2

1

1


8

Итоговое занятие: музыкально-поэтическая композиция “Родина - как много в этом звуке…”.


2


2


III

II. Истоки русской духовности


8

3

5


1

Духовно-нравственное совершенствование человека. Православные воспитательные ценности: отцовство, Отечество, семья, любовь к близким, свобода и закон, трудолюбие, милосердие. Заповеди Закона Божия. Учение о страстях человечьих. Таинства православной Церкви и православные обряды.

Творческое задание: осмысление жизни православного христианина (откровенный разговор).

2

1

1


2

Нравственные законы, данные человечеству в Библии. Основное отличие христианства от других религиозных конфессий. Основные протестантские секты, методы вовлечения. Кто такие “свидетели Иеговы?” Основные секты, действующие на территории области (религиозная основа, методы вовлечения, цели).

Творческое задание: обсуждение нравственных идеалов христианства.

2

1

1


3

Годовой круг православного календаря. “Переходящие праздники” - пасхальный цикл. Заговенье, Прощенное Воскресенье, Вербное Воскресенье, Светлое Христово Воскресенье - Пасха, Вознесение Господне. Пятидесятница - День Святой Троицы.

Творческое задание: духовные стихи и песни о христианских праздниках.


2

1

1


4


Итоговое занятие: встреча со священнослужителями, просмотр фильма.

Экскурсия по святым местам

2


2


IV

III. Истоки русской литературы и искусства

12

4

8


1

Отображение природы в традиционной культуре русского народа, фольклоре, обрядах.

Троицкий праздничный цикл. Троицкая березка - образ дерева жизни.

Творческое задание: разучивание троицких песен, хороводов. Посещение концерта фольклорного ансамбля.

2

1

1


2

Семейно-обрядовая поэзия русского народа. Содержание традиционных свадебных песен, символико-поэтический и реально-обрядовый сюжет. Необрядовые песни: игровые, хороводные, плясовые. Содержание необрядовых песен, их значение.Творческое задание: разучивание игровых песен, народных игр.

2

1

1


3


Природа родного края в поэтических произведениях поэтов -белгородцев. Доброта, как лучшее человеческое качество в произведениях И. Чернухина, В. Михалёва, П. Рощупкина. Страницы биографии.

Творчество художников Белгородчины. Экскурсия в художественный музей г. Белгорода

2

1

1


4

Особенности крестьянских костюмов Воронежской губернии в сравнении с народными костюмами других районов России. Северный русский народный костюм конца XIX- начала ХХ века. Особенности курских, белгородских, рязанских костюмов крестьян. Украинские черты крестьянских костюмов

Творческое задание: рисунки, аппликации, модели народных костюмов.

2

1

1


5

Экскурсия в этнографический отдел краеведческого музея п. Чернянка

2


2


6

Итоговое занятие: инсценированное представление “Праздник русской деревни”.

2


2


V

IV.История Белгородского края

8

4

4


1

Культурные традиции и обычаи Белгородчины.

2

2



2

Знаменитые земляки-Белгородцы.

2

2



3

Экскурсия в библиотеку п. Чернянка, просмотр фильма «Заповедное Белогорье.».

2


2


4

Итоговое занятие: литературно-краеведческая гостиная «Малая Родина, ты частица России Великой».

2


2


VI

Мой дом, моя семья

12

9

3


1

Русские воспитательные системы. Воспитательный смысл хозяйствования, работы на земле.

2

2



2

Народная школа. Православная гимназия.

2

2



3

Воспитание в русской школе. Современные воспитательные системы

2

2



4

Роль семьи в воспитании личности. Нравственный климат семьи.

2

2



5

Воспитание трудом, совместный труд - основа жизни и сплоченности семьи. Семейный досуг.

Творческое задание: рассказ о традициях семьи, обязанностях ее членов, взаимопомощи.

2

1

1


6

Итоговое занятие: музыкально-поэтическое выступление учащихся перед педагогами и родителями.

2


2


VIII

Заключительное занятие.

Нравственные устои современного общества. Необходимость в возрождении традиционной культуры русского народа. Православная вера - неотъемлемая часть отечественной истории и культуры. Подведение итогов работы за год.

Итоговое тестирование

2

1

1



Экспедиционно-поисковая работа

Теоретическая подготовка к экспедиции. Формирование умений: записи народных географических названий, работа с хозяйственными книгами, записи воспоминаний о Великой Отечественной войне, сбора материала по темам: «Сельская школа» и «Церковное краеведение». Обработка собранного материала.

10

2

8



Всего часов:

70 часов

33часа

37 часов










Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы:

Содержание изучаемого курса программы
“Наши истоки” первого года обучения

Общий годовой план работы составляет - 70 ч, из них: теоретических -36, практических -34

  1. Вводное занятие (2 часа)

Теория:

Человек и окружающий мир. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края.

Инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения. Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг.

Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный. Беседа с детьми, прием сравнения.

Форма проведения: беседа, тестирование.

Форма подведения итогов: рефлексия.

Практика:Творческое задание: подобрать пословицы о родной земле, Родине.

  1. Истоки русской государственности (14 часов)

Теория:Кто были наши предки? Происхождение славянских народов.

Теория:Освоение и заселение Русской равнины. Быт и семейные отношения славян.

Теория:Племена славян. Враги славян. Верования славян: боги, духи. Сущность язычества. Творческое задание: составить рассказ о жизни славян, рисунки богов, духов.

Теория:Начало Русского государства. Первые русские государи. Рюрик - родоначальник русских князей. Великие князья в борьбе с врагами Земли Русской.

Практика:Творческое задание: пословицы о смелости, храбрости, мужестве.

Теория:Принятие христианства на Руси. Крещение Руси киевским князем Владимиром. Значение Крещения. Первые русские храмы.



Практика:Творческое задание: христианские имена; рассказ о святом, именем которого ты назван.

Теория:Начало Москвы, князь Юрий Долгорукий. Первые храмы Москвы. Нашествие монголо-татар.

Теория:Князь Дмитрий Донской. Благословение преподобного Сергия Радонежского. Иконы Божией Матери - заступницы Земли Русской. Куликовская битва. Россия освобожденная. Творческое задание: рисунок боя на Куликовом поле.



Практика:Итоговое занятие: сценка из жизни славян дохристианского периода.

  1. Истоки русской духовности – 14 часов

Теория:Знакомство с Православием. Понятие о Троице. Образ Спасителя - основа православного учения.

Крестное знамение, его значение. Крест. Иконы. Молитва - беседа человека с Богом.



Практика:Творческое задание: рассказы и стихи об особо чтимых иконах.

Теория:Святые имена Земли Русской. Апостол Андрей Первозванный. Святой князь Владимир. Святые князья Борис Ростовский и Глеб Муромский

Теория: Святые первоучители и просветители, славянские Кирилл и Мефодий.



Практика:Творческое задание: разучивание духовных песен.

Теория:Святые места Руси. Основание Киево-Печорской обители. Преподобные Антоний и Феодосий Печорские. Московский Кремль, храмы Москвы. Митрополит Гермоген. Основание Троицкого монастыря. Преподобный Сергий Радонежский.

Теория:Святые места земли Белгородской, храмы, монастыри.



Практика:Творческое задание: сказки и пословицы о доброте, самопожертвовании, любви, милосердии.

Практика:Экскурсия в храм п. Чернянка

Практика:Итоговое занятие: музыкально-поэтическая композиция на библейскую тему.

4. Истоки русской литературы и искусства

Теория:Древние летописи. Летописцы.

Теория:Русский фольклор. Былины о русских богатырях. Борьба богатырей за Землю Русскую

Теория:Календарно-обрядовая поэзия русского народа. Зимний цикл народных праздников. Зимние святки, празднование обряда на Руси.

Теория:Весенний цикл народных праздников. Масленица.

Теория:Летние праздники русского народа: Зеленые святки, Троица, Ивана Купала. Обрядовые песни Белгородского края.



Практика:Творческое задание: разучивание обрядовых песен, рисунок народного гуляния.

Теория:Русские народные сказки: о животных, бытовые, волшебные. Сказители А.Н. Королькова, А.Н. Афанасьев, сказки в их пересказе.



Практика:Творческое задание: инсценировка русской народной сказки.

Теория:Прикладное творчество народа. Изготовление игрушек: матрешка, бирюльки, глиняные игрушки, куклы-закрутки, игрушки из соломы. Народные игры, их значение в жизни народа.



Практика:Творческое задание: изготовить игрушку своими руками; разучивание народных игр.

Теория:Изготовление одежды крестьянами. Орнамент на предметах крестьянского быта. Резьба по дереву. Гончарство.



Практика:Творческое задание: рисунок народного орнамента.

Теория:Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в музее.

Экскурсия в этнографический отдел краеведческого музея п.Чернянка.



Практика:Итоговое занятие: инсценированное представление обряда народного праздника

5. История Белгородского края- 6 часов

Теория:Белгородский край дохристианского периода. Заселение края славянскими племенами. Языческие верования.

Теория:Основание города-крепости Белгород. Первые жители Белгорода.

Теория:Первый храм г.Белгорода. Защита православного Отечества белгородцами.

Теория:Топонимика Белгородского края. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов.

Практика:Творческое задание: рассказы и стихи о Белгородском крае, Родине, храмах.

Практика:Экскурсия в краеведческий музейг. Белгорода

Практика:Итоговое занятие: поэтическая композиция, посвященная истории города Белгорода

6. Мой дом, моя семья – 8 часов

Теория:Генеалогическое дерево. Значение знания истории своей семьи.

Теория:Источники памяти предков. Значение распространенных на Руси имен и фамилий.

Теория:Семейные традиции, реликвии, фотографии.

Теория:Судьба семьи в истории родного края, всей страны.

Теория:Обычай поминовения умерших у христиан, родительские дни.

Родословная.

Практика:Творческое задание: составление родословной; рассказы, стихи, сказки, пословицы об отношениях в семье.

Практика:Экскурсия в краеведческий музей п. Чернянка.

Практика:Итоговое занятие: встреча с родственниками учащихся, помнящих Великую Отечественную войну, концерт для гостей.

7.Заключение- 4 часа

Теория:Моя большая и малая Родина. За что я люблю свой край. Осознание понятий: Родина, Отечество, Православие, патриотизм.

Практика:Творческое задание: стихи о Родине русских поэтов (оформление альбома).


8.Экспедиционно-поисковая работа- 6 часов

Теория:Теоретическая подготовка к фольклорно-этнографической экспедиции. Цели и задачи экспедиции. Формирование навыков общения с людьми, работы с вопросником, фиксирования устного материала. Ведение этнографического дневника. Необходимое снаряжение



Теория:Теоретическая подготовка к фольклорно-этнографической экспедиции. Цели и задачи экспедиции. Формирование навыков общения с людьми, работы с вопросником, фиксирования устного материала. Ведение этнографического дневника. Необходимое снаряжение.

Практика: Экспедиционно-поисковая работа



Содержание изучаемого курсавторого года обучения программы
“Наши истоки”

Общий годовой план работы составляет - 70 ч, из них: теоретических -34, практических -36

1. Вводное занятие - (2 часа)

Теория: Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения

Введение. Роль краеведения в школе. Родной край - часть России, частица мира. Роль краеведения в познании истории Родины и в воспитании любви к отечеству.



Практика: Творческое задание: составить рассказ Думай о родной земле.

2. Истоки русской государственности- (16 часов)

Теория:Россия Рюриковичей. Первые русские города, храмы Руси.

Князь Владимир Красное Солнышко.

Государь державный Иоанн III.

Великий князь и царь Иоанн IV Грозный.

Правление Бориса Годунова.

Российская империя Романовых. Царь Алексей Михайлович.

Петр I, единодержавный обладатель России. Европейские обычаи на Руси.

Начало Русского флота. Победы Петра I.

Практика:

Творческое задание: подготовить для конференции сообщение «Российский государь в истории России».

Итоговое занятие: конференция по теме «Истоки русской государственности».

3. Истоки русской духовности - (12 часов)



Теория: Что такое храм? Внешний облик православного храма. Внутреннее обустройство храма. Иконостас. Царские врата. Престольный праздник. История главного храма страны - храма Христа Спасителя. Правила поведения в храме.



Практика:Творческое задание: рисунок православного храма; разучивание духовной песни о храме.

Святые имена Земли Русской.



Теория: Святой Андрей Боголюбский, князь Владимирский.

Муромские чудотворцы. Святые князья Петр и Февронья (образец христианского брака).

Царевич Дмитрий страстотерпец.



Практика:Творческое задание: разучивание духовных стихов о православных святых.

Теория:Подвижники веры православной. Иконописец Андрей Рублев. Творческое задание: описание иконы «Троица» Андрея Рублева.

Понятие о православных праздниках. Главные праздники православного календаря. Двунадесятые непереходящие праздники. Значение праздников в жизни православных христиан.



Практика: Творческое задание: чтение библейских историй.

Итоговое занятие: инсценированные страницы Библии.

III. Истоки русской литературы и искусства – (14 часов)



Теория:Древнерусская литература, «Повесть временных лет». Фольклор Белгородского края. Классификация сказок. Сказки Белгородских авторов.Творческое задание: рисунок сказочного эпизода; анализ сказки, ее главная мысль

Песенное наследие Белгородского края. Классификация русских народных песен. Их значение в жизни крестьян.



Практика:Творческое задание: разучивание русских народных песен.

Теория:Природа в произведениях русских поэтов. Изображение жизни народа в поэзии А. Кольцова и И. Никитина. Страницы биографии и творчества поэтов.



Практика:Творческое задание: стихотворения А. Кольцова и И. Никитина, анализ стихотворений.

Теория:Поэзия народного костюма. Одежда крестьян Белгородской губернии конца XIX - начала ХХ века: будничная, праздничная, свадебная. Особенности крестьянских костюмов разных сел Белгородской губернии. Традиционные орнаменты одежды, вышивка. Символика цвета в крестьянском костюме.



Практика:Творческое задание: изготовление моделей крестьянских костюмов сел Белгородской области.

Теория: Изучение свадебного обряда. Свадебные песни: величальные, корильные, причитания.

Таинство брака в Православии. Евангельские и апостольские послания о браке, обязанностях мужа и жены. Церемония венчания.



Практика:Творческое задание: разучивание величальных песен, эпизода свадебного обряда

Экскурсия в музей народной культуры г. Белгорода

Итоговое занятие: «Русским традициям жить!» музыкально-поэтическая композиция.

История Белгородского края – (8 часов)

Теория: Образование Белгородской губернии. Исторические памятники города.

Практика: Экскурсия в Белгородский историко-краеведческий музей

Теория: Значение монастырей в истории Белгорода Понятие о монашестве, цель монашеской жизни. Святитель Иоасаф Белгородский. История монастырей Белгородского края. Творческое задание: прочтение страниц Библии о монашестве, анализ прочитанного.

Практика:Итоговое занятие: встреча с православным священником, настоятелем Свято-Троицкого подземного монастыря.

Мой дом, моя семья

Теория:Улица, на которой я живу. Связь поколений в семье. Выдающиеся люди семьи.

Практика: Творческое задание: составить рассказ о своей семье, членах семьи.

Теория: Роль семьи в жизни общества и укреплении государства. Отношения между членами семьи. Ответственность друг за друга. Роль матери в воспитании и привитии детям доброты и сердечности. Нравственный климат семьи.

Практика: Творческое задание: рассказы, стихи и пословицы об отношениях в семье, о матери.

Теория: Я и мои друзья. История и традиции моей школы.

Практика: Итоговое занятие: ролевая игра “Этика семейных отношений”.

Заключительное занятие-(2 часа)

Подведение итогов работы за год.



Теория: Место человека в обществе, его назначение в природе. Необходимость познания жизни родного края, приумножение его богатств, бережное отношение к обычаям и традициям народа.

Практика: Итоговое тестирование



Экспедиционно-поисковая работа- (8 часов)

Теория:Теоретическая подготовка к экспедиции: определение района исследования, разработка тем исследования, постановка целей и задач, составление вопросника.

Практика: Отработка навыков общения с людьми в процессе ведения диалога, умения четкой формулировки вопроса, уточнения фактов.













Содержание изучаемого курсатретьего года обучения по программе
“Наши истоки”

Общий годовой план работы составляет - 70 ч, из них: теоретических -33, практических -37



1. Вводное занятие (2 часа)

Теория: Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения

Введение.

Народ и государство. Любовь к Родине и служение ей. Мы - дети России, Руси Святой.

Практика:Творческое задание: анализ стихотворений о Родине русских поэтов.



2. Истоки русской государственности (16 часов)

Теория: Образ жизни русских царей. Жилые местности, дворы и дома, домашняя утварь, одежда, пища. Образ домашней жизни, увеселения, праздники. Верования.

Российские императоры в истории нашей страны. Император Александр I Благословенный.

Император Александр II Освободитель. Император Александр III Миротворец.

Судьба последнего Российского императора Николая II.

Благотворительность на Руси

Киевская Русь: благотворительность святой княгини Ольги, князя Владимира, завещание князя Владимира Мономаха сыновьям. Благотворительная деятельность сестер милосердия.

Практика: Творческое задание: изготовление поделок из природного материала в подарок воспитанникам детского сада.

Российская символика: герб, стяги, флаги. Гимн Российской Федерации.

Практика:Творческое задание: изображение российской символики с помощью разнообразных видов прикладного творчества (рисунок, вышивка, резьба, выжигание, бисероплетение и др.).

Итоговое занятие: музыкально-поэтическая композиция “Родина - как много в этом звуке…”.

3. Истоки русской духовности – (8 часов)

Теория : Духовно-нравственное совершенствование человека. Православные воспитательные ценности: отцовство, Отечество, семья, любовь к близким, свобода и закон, трудолюбие, милосердие. Заповеди Закона Божия. Учение о страстях человечьих. Таинства православной Церкви и православные обряды.

Практика: Творческое задание: осмысление жизни православного христианина (откровенный разговор).

Нравственные законы, данные человечеству в Библии. Основное отличие христианства от других религиозных конфессий. Основные протестантские секты, методы вовлечения. Кто такие “свидетели Иеговы?” Основные секты, действующие на территории области (религиозная основа, методы вовлечения, цели).

Практика:Творческое задание: обсуждение нравственных идеалов христианства.

Теория:Годовой круг православного календаря. “Переходящие праздники” - пасхальный цикл. Заговенье, Прощенное Воскресенье, Вербное Воскресенье, Светлое Христово Воскресенье - Пасха, Вознесение Господне. Пятидесятница - День Святой Троицы.

Практика:Творческое задание: духовные стихи и песни о христианских праздниках.

Итоговое занятие: встреча со священнослужителями, просмотр фильма.

Экскурсия по святым местам

4. Истоки русской литературы и искусства– (12 часов)



Теория: Отображение природы в традиционной культуре русского народа, фольклоре, обрядах.

Троицкий праздничный цикл. Троицкая березка - образ дерева жизни.

Практика: Творческое задание: разучивание троицких песен, хороводов. Посещение концерта фольклорного ансамбля.

Теория:Семейно-обрядовая поэзия русского народа. Содержание традиционных свадебных песен, символико-поэтический и реально-обрядовый сюжет. Необрядовые песни: игровые, хороводные, плясовые. Содержание необрядовых песен, их значение.

Практика:Творческое задание: разучивание игровых песен, народных игр.

Теория:Природа родного края в поэтических произведениях поэтов -белгородцев. Доброта, как лучшее человеческое качество в произведениях И. Чернухина, В. Михалёва, П. Рощупкина. Страницы биографии.

Творчество художников Белгородчины. Экскурсия в художественный музей г. Белгорода

Особенности крестьянских костюмов Воронежской губернии в сравнении с народными костюмами других районов России. Северный русский народный костюм конца XIX- начала ХХ века. Особенности курских, белгородских, рязанских костюмов крестьян. Украинские черты крестьянских костюмов

Практика:Творческое задание: рисунки, аппликации, модели народных костюмов.

Экскурсия в этнографический отдел краеведческого музея п. Чернянка

Итоговое занятие: инсценированное представление “Праздник русской деревни”.

5.История Белгородского края– (8 часов)

Теория: Культурные традиции и обычаи Белгородчины.

Знаменитые земляки-Белгородцы.

Практика: Экскурсия в библиотеку п. Чернянка, просмотр фильма «Заповедное Белогорье.».

Итоговое занятие: литературно-краеведческая гостиная «Малая Родина, ты частица России Великой».

6.Мой дом, моя семья– (12 часов)

Теория: Русские воспитательные системы. Воспитательный смысл хозяйствования, работы на земле.

Народная школа. Православная гимназия. Воспитание в русской школе. Современные воспитательные системы

Роль семьи в воспитании личности. Нравственный климат семьи.

Воспитание трудом, совместный труд - основа жизни и сплоченности семьи. Семейный досуг.

Практика: Творческое задание: рассказ о традициях семьи, обязанностях ее членов, взаимопомощи.

Итоговое занятие: музыкально-поэтическое выступление учащихся перед педагогами и родителями.

7.Заключительное занятие – (12 часов)

Теория:.Нравственные устои современного общества. Необходимость в возрождении традиционной культуры русского народа. Православная вера - неотъемлемая часть отечественной истории и культуры.Подведение итогов работы за год.

Практика: Итоговое тестирование

8.Экспедиционно-поисковая работа– (10 часов)

Теоретическая подготовка к экспедиции.

Практика: Формирование умений: записи народных географических названий, работа с хозяйственными книгами, записи воспоминаний о Великой Отечественной войне, сбора материала по темам: «Сельская школа» и «Церковное краеведение». Обработка собранного материала

Методическое обеспечение изучаемого курса дополнительной образовательной программы первый год обучения :



ТЕМА ЗАНЯТИЯ




Формы занятий

Формы подведения итогов

Приёмы и методы в организации работы

Техническое оснащение занятия, дидактический материал



I

Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения.

Человек и окружающий мир. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание: подобрать пословицы о родной земле, Родине.

Беседа, инструктаж по Т\Б

Анкетирование

словесный, наглядный, беседа.

Журнал инструктажей

Анкеты

II

I. Истоки русской государственности





1

2

Кто были наши предки? Происхождение славянских народов.

Освоение и заселение Русской равнины. Быт и семейные отношения славян.

Рассказ, объяснение

викторина

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

3

Племена славян. Враги славян. Верования славян: боги, духи. Сущность язычества. Творческое задание: составить рассказ о жизни славян, рисунки богов, духов.

Игра

Творческое задание инд.

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

4

Начало Русского государства. Первые русские государи. Рюрик - родоначальник русских князей. Великие князья в борьбе с врагами Земли Русской.

Творческое задание: пословицы о смелости, храбрости, мужестве.



Рассказ, объяснение

Творческое задание

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО

5

Принятие христианства на Руси. Крещение Руси киевским князем Владимиром. Значение Крещения. Первые русские храмы.



Творческое задание: христианские имена; рассказ о святом, именем которого ты назван.

Рассказ, объяснение

Творческое задание, диспут

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

6

Начало Москвы, князь Юрий Долгорукий. Первые храмы Москвы. Нашествие монголо-татар.

практикум

тест

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

7

Князь Дмитрий Донской. Благословение преподобного Сергия Радонежского. Иконы Божией Матери - заступницы Земли Русской. Куликовская битва. Россия освобожденная.

Творческое задание: рисунок боя на Куликовом поле.




практическая работа в музее

Творческое задание, выставка рисунков

Инд. работа

Дидактический материал, ТСОфонды школьного краеведческого музея

8

Итоговое занятие: сценка из жизни славян дохристианского периода.

Инсценированное представление

Творч. отчёт

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО

III

II. Истоки русской духовности





1

Знакомство с Православием. Понятие о Троице. Образ Спасителя - основа православного учения.


объяснение

Выставка творч. работ

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО

2

Крестное знамение, его значение. Крест. Иконы. Молитва - беседа человека с Богом.



Творческое задание: рассказы и стихи об особо чтимых иконах.

Круглый стол

Творческое задание

работа малыми группами

Дидактический материал, ТСО

3

4

Святые имена Земли Русской. Апостол Андрей Первозванный. Святой князь Владимир. Святые князья Борис Ростовский и Глеб Муромский

. Святые первоучители и просветители, славянские Кирилл и Мефодий.



Творческое задание: разучивание духовных песен.

практическая работа в библиотеке;

Творческое задание

Раб. по группам

Дидактический материал, ТСО, литература

5

Святые места Руси. Основание Киево-Печорской обители. Преподобные Антоний и Феодосий Печорские. Московский Кремль, храмы Москвы. Основание Троицкого монастыря. Преподобный Сергий Радонежский.


лекция

Круглый стол

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО

6

Святые места земли Белгородской, храмы, монастыри.



Творческое задание: сказки и пословицы о доброте, самопожертвовании, любви, милосердии.

практикум

Творческое задание

Инд.работа

Дидактический материал, ТСО

7

Экскурсия в храм п. Чернянка

экскурсия

Тврч. отчёт

Коллективная работа

Фотоаппарат, блокноты

8

Итоговое занятие: музыкально-поэтическая композиция на библейскую тему.

музыкально-поэтическая композиция

Творческое задание

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО

IV

III. Истоки русской литературы и искусства





1

Древние летописи. Летописцы.

Рассказ, беседа

Практическая работа в библиотеке

Инд. работа

Дидактический материал, ТСО фонды школьной библиотеки

2

Русский фольклор. Былины о русских богатырях. Борьба богатырей за Землю Русскую

инсценирование

концерт

Инд. работа

Дидактический материал, ТСО

3

4

Календарно-обрядовая поэзия русского народа. Зимний цикл народных праздников. Зимние святки, празднование обряда на Руси.

Весенний цикл народных праздников. Масленица.

конкурс

опрос

Инд. работа

Дидактический материал, ТСО, худ. Литература, костюмы

5

Летние праздники русского народа: Зеленые святки, Троица, Ивана Купала. Обрядовые песни Белгородского края.

Творческое задание: разучивание обрядовых песен, рисунок народного гуляния.

Ролевая игра

Творческое задание

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО, Литература, костюмы, фотоматериал

6

Русские народные сказки: о животных, бытовые, волшебные. Сказители А.Н. Королькова, А.Н. Афанасьев, сказки в их пересказе.

Творческое задание: инсценировка русской народной сказки.

Практикум в библиотеке ;инсценирование

Творческое задание

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО, худ. Литература, народные костюмы

7

Прикладное творчество народа. Изготовление игрушек: матрешка, бирюльки, глиняные игрушки, куклы-закрутки, игрушки из соломы. Народные игры, их значение в жизни народа.

Творческое задание: изготовить игрушку своими руками; разучивание народных игр.

Практическая работа

Выставка декоративно-приклад. Тв-ва

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО, пластилин, картон, клей

8

Изготовление одежды крестьянами. Орнамент на предметах крестьянского быта. Резьба по дереву. Гончарство.

Творческое задание: рисунок народного орнамента.

Объяснение, рассказ

Творческое задание

Работа в группах

Дидактический материал, ТСОфонды школьного краеведческого музея

9

Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в музее.

Экскурсия в этнографический отдел краеведческого музея п.Чернянка.

Итоговое занятие:инсценирование народного праздника

Ролевая игра-представление, экскурсия

инсценированное представление

Коллективная работа

экспонаты музея

V

IV. История Белгородского края




Дидактический материал, ТСО

1

Белгородский край в каменном веке. Заселение края славянскими племенами. Языческие верования.

практическая работа в библиотеке

викторина

Работа в группах

Дидактический материал, ТСОэнциклопедия «Белгородская энциклопедия»,

2

Основание первых городов и заселение Белгородчины в конце XVI- первой половине XVII в.в.

. Объяснение, беседа

практическая работа в музее

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

карта

3

Храмы г.Белгорода. Защита православного Отечества белгородцами.

презентация

Инд. задание

Инд. Раб.

Дидактический материал, ТСО

4

Топонимика Белгородского края. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов.

Творческое задание: рассказы и стихи о Белгородском крае, Родине, храмах.

. Объяснение, беседа

Творческое задание

Инд. Раб.

Дидактический материал, ТСОэнциклопедия «Белгородская энциклопедия»,толковый словарь

5

Экскурсия в историко-краеведческий музей г. Белгорода

экскурсия

Творческое задание

Коллект. Раб.

Экспонаты музея

6

Итоговое занятие: поэтическая композиция, посвященная истории города Белгорода

поэтическая композиция

Творческое задание

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО, плакаты, рисунки

VI

V. Мой дом, моя семья




Дидактический материал, ТСО

1

Генеалогическое дерево. Значение знания истории своей семьи.

практикум

Творч. отчёт

Инд. работа

Дидактический материал, ТСО

2

Источники памяти предков. Значение распространенных на Руси имен и фамилий.

Практикум в музее

Выст. Творч. работ

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

3

Семейные традиции, реликвии, фотографии.

практикум

Мини-конференция

Работа в группах

Дидактический материал, ТСОэнциклопедия «Белгородская энциклопедия»,

4

Судьба семьи в истории родного края, всей страны.

эспедиция

выставка

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

5

Обычай поминовения умерших у христиан, родительские дни.






беседа

опрос

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

6

Родословная.

Творческое задание: составление родословной; рассказы, стихи, сказки, пословицы об отношениях в семье.


Объяснение, практикум

Творческое задание

Инд. работа

Дидактический материал, ТСО

7

Экскурсия в краеведческий музей п. Чернянка.

экскурсия

Творческое задание

Работа в парах

фотоаппарат

8

Итоговое занятие: встреча с родственниками учащихся, помнящих Великую Отечественную войну, концерт для гостей.

концерт -встреча, для гостей

концерт

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО

VIII

Заключение

Моя большая и малая Родина. За что я люблю свой край. Осознание понятий: Родина, Отечество, Православие, патриотизм.

Творческое задание: стихи о Родине русских поэтов.

Устный журнал

Творческий отчёт, анкетирование

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО


Экспедиционно-поисковая работа

Формирование экспедиционных навыков.

Теоретическая подготовка к фольклорно-этнографической экспедиции. Цели и задачи экспедиции. Формирование навыков общения с людьми, работы с вопросником, фиксирования устного материала. Ведение этнографического дневника. Необходимое снаряжение

экспедиция

Творческий отчет

Работа в группах

Фотоаппарат, блокнот, магнитофон

Методическое обеспечение изучаемого курса дополнительной образовательной программы второй год обучения :



ТЕМА ЗАНЯТИЯ




Формы занятий

Формы подведения итогов

Приёмы и методы в организации работы

Техническое оснащение занятия, дидактический материал



I

Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения.

Человек и окружающий мир. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание: подобрать пословицы о родной земле, Родине.

Беседа, инструктаж по Т\Б

Анкетирование

словесный, наглядный, беседа.

Журнал инструктажей

Анкеты

II

I. Истоки русской государственности





1

2

Кто были наши предки? Происхождение славянских народов.

Освоение и заселение Русской равнины. Быт и семейные отношения славян.

Рассказ, объяснение

викторина

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

3

Племена славян. Враги славян. Верования славян: боги, духи. Сущность язычества. Творческое задание: составить рассказ о жизни славян, рисунки богов, духов.

Игра

Творческое задание инд.

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

4

Начало Русского государства. Первые русские государи. Рюрик - родоначальник русских князей. Великие князья в борьбе с врагами Земли Русской.

Творческое задание: пословицы о смелости, храбрости, мужестве.



Рассказ, объяснение

Творческое задание

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО

5

Принятие христианства на Руси. Крещение Руси киевским князем Владимиром. Значение Крещения. Первые русские храмы.



Творческое задание: христианские имена; рассказ о святом, именем которого ты назван.

Рассказ, объяснение

Творческое задание, диспут

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

6

Начало Москвы, князь Юрий Долгорукий. Первые храмы Москвы. Нашествие монголо-татар.

практикум

тест

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

7

Князь Дмитрий Донской. Благословение преподобного Сергия Радонежского. Иконы Божией Матери - заступницы Земли Русской. Куликовская битва. Россия освобожденная.

Творческое задание: рисунок боя на Куликовом поле.




практическая работа в музее

Творческое задание, выставка рисунков

Инд. работа

Дидактический материал, ТСОфонды школьного краеведческого музея

8

Итоговое занятие: сценка из жизни славян дохристианского периода.

Инсценированное представление

Творч. отчёт

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО

III

II. Истоки русской духовности





1

Знакомство с Православием. Понятие о Троице. Образ Спасителя - основа православного учения.


объяснение

Выставка творч. работ

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО

2

Крестное знамение, его значение. Крест. Иконы. Молитва - беседа человека с Богом.



Творческое задание: рассказы и стихи об особо чтимых иконах.

Круглый стол

Творческое задание

работа малыми группами

Дидактический материал, ТСО

3

4

Святые имена Земли Русской. Апостол Андрей Первозванный. Святой князь Владимир. Святые князья Борис Ростовский и Глеб Муромский

. Святые первоучители и просветители, славянские Кирилл и Мефодий.



Творческое задание: разучивание духовных песен.

практическая работа в библиотеке;

Творческое задание

Раб. по группам

Дидактический материал, ТСО, литература

5

Святые места Руси. Основание Киево-Печорской обители. Преподобные Антоний и Феодосий Печорские. Московский Кремль, храмы Москвы. Основание Троицкого монастыря. Преподобный Сергий Радонежский.


лекция

Круглый стол

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО

6

Святые места земли Белгородской, храмы, монастыри.



Творческое задание: сказки и пословицы о доброте, самопожертвовании, любви, милосердии.

практикум

Творческое задание

Инд.работа

Дидактический материал, ТСО

7

Экскурсия в храм п. Чернянка

экскурсия

Тврч. отчёт

Коллективная работа

Фотоаппарат, блокноты

8

Итоговое занятие: музыкально-поэтическая композиция на библейскую тему.

музыкально-поэтическая композиция

Творческое задание

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО

IV

III. Истоки русской литературы и искусства





1

Древнерусская литература, «Повесть временных лет». Фольклор Белгородского края. Классификация сказок. Сказки Белгородских авторов.Творческое задание: рисунок сказочного эпизода; анализ сказки, ее главная мысль


Рассказ, беседа

Практическая работа в библиотеке

Инд. работа

Дидактический материал, ТСО фонды школьной библиотеки

2

Песенное наследие Белгородского края. Классификация русских народных песен. Их значение в жизни крестьян.



Творческое задание: разучивание русских народных песен.


инсценирование

концерт

Инд. работа

Дидактический материал, ТСО

3

4

Природа в произведениях русских поэтов. Изображение жизни народа в поэзии А. Кольцова и И. Никитина. Страницы биографии и творчества поэтов.



Творческое задание: стихотворения А. Кольцова и И. Никитина, анализ стихотворений.

конкурс

опрос

Инд. работа

Дидактический материал, ТСО, худ. Литература, костюмы

5

Поэзия народного костюма. Одежда крестьян Белгородской губернии конца XIX - начала ХХ века: будничная, праздничная, свадебная. Особенности крестьянских костюмов разных сел Белгородской губернии. Традиционные орнаменты одежды, вышивка. Символика цвета в крестьянском костюме.



Творческое задание: изготовление моделей крестьянских костюмов сел Белгородской области.


Научное исследование

олимпиада

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО, Литература, костюмы, фотоматериал

6

Изучение свадебного обряда. Свадебные песни: величальные, корильные, причитания.

Таинство брака в Православии. Евангельские и апостольские послания о браке, обязанностях мужа и жены. Церемония венчания.



Творческое задание: разучивание величальных песен, эпизода свадебного обряда

Практикум в библиотеке ;инсценирование

Творческое задание

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО, худ. Литература, народные костюмы

7

Экскурсия в музей народной культуры

г. Белгорода


Практическая работа

Выставка декоративно-приклад. Тв-ва

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО, пластилин, картон, клей

8

Итоговое занятие: «Русским традициям жить!» музыкально-поэтическая композиция.

Ролевая игра-представление, экскурсия

инсценированное представление

Коллективная работа

экспонаты музея

V

IV. История Белгородского края




Дидактический материал, ТСО

1

Образование Белгородской губернии. Административно- терририториальные реформы Петра 1.


практическая работа в библиотеке

викторина

Работа в группах

Дидактический материал, ТСОэнциклопедия «Белгородская энциклопедия»,

2

Экскурсия в Белгородский музей-диораму «Курская битва. Белгородское направление». Исторические памятники города.

. Объяснение, беседа

практическая работа в музее

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

карта

3

История монастырей Белгородского края. Понятие о монашестве, цель монашеской жизни. Святитель Иоасаф Белгородский.. Творческое задание: прочтение страниц Библии о монашестве, анализ прочитанного.

презентация

Инд. задание

Инд. Раб.

Дидактический материал, ТСО

6

Итоговое занятие: встреча с православным священником, настоятелем Свято-Троицкого подземного монастыря.


Круглый стол

Творческое задание

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО, плакаты, рисунки

VI

V. Мой дом, моя семья




Дидактический материал, ТСО

1

Улица, на которой я живу. Связь поколений в семье. Выдающиеся люди семьи.

Творческое задание: составить рассказ о своей семье, членах семьи.


практикум

Творч. отчёт

Инд. работа

Дидактический материал, ТСО

2

Роль семьи в жизни общества и укреплении государства. Отношения между членами семьи. Ответственность друг за друга. Роль матери в воспитании и привитии детям доброты и сердечности. Нравственный климат семьи.

Творческое задание: рассказы, стихи и пословицы об отношениях в семье, о матери.


Практикум в музее

Выст. Творч. работ

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

3

Я и мои друзья. История и традиции моей школы.

практикум

Мини-конференция

Работа в группах

Дидактический материал, ТСОэнциклопедия «Белгородская энциклопедия»,

4

Итоговое занятие: ролевая игра “Этика семейных отношений”.


Ролевая игра

выставка

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

VIII

Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год.

Итоговое тестирование



Место человека в обществе, его назначение в природе. Необходимость познания жизни родного края, приумножение его богатств, бережное отношение к обычаям и традициям народа.


Конференция

Творческий отчёт, анкетирование

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО


Экспедиционно-поисковая работа

Теоретическая подготовка к экспедиции: определение района исследования, разработка тем исследования, постановка целей и задач, составление вопросника. Отработка навыков общения с людьми в процессе ведения диалога, умения четкой формулировки вопроса, уточнения фактов.

экспедиция

Творческий отчет

Работа в группах

Фотоаппарат, блокнот, магнитофон











Методическое обеспечение изучаемого курса дополнительной образовательной программы третий год обучения :



ТЕМА ЗАНЯТИЯ




Формы занятий

Формы подведения итогов

Приёмы и методы в организации работы

Техническое оснащение занятия, дидактический материал



I

Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения.

Введение. Народ и государство. Любовь к Родине и служение ей. Мы - дети России, Руси Святой.

Творческое задание: анализ стихотворений о Родине русских поэтов.


Беседа, инструктаж по Т\Б

Анкетирование

словесный, наглядный, беседа.

Журнал инструктажей

Анкеты

II

I. Истоки русской государственности





1


Образ жизни русских царей. Жилые местности, дворы и дома, домашняя утварь, одежда, пища. Образ домашней жизни, увеселения, праздники. Верования.


Рассказ, объяснение

викторина

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

2

Российские императоры в истории нашей страны. Император Александр I Благословенный.

Император Александр II Освободитель.

Игра

Творческое задание инд.

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

3

Император Александр III Миротворец.

Рассказ, объяснение

Творческое задание, диспут

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

4

Судьба последнего Российского императора Николая II.

практикум

тест

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

5

Благотворительность на Руси. Киевская Русь: благотворительность святой княгини Ольги, князя Владимира, завещание князя Владимира Мономаха сыновьям.

практическая работа в музее

Творческое задание, выставка рисунков

Инд. работа

Дидактический материал, ТСОфонды школьного краеведческого музея

6

Благотворительная деятельность сестер милосердия.

Творческое задание: изготовление поделок из природного материала в подарок воспитанникам детского сада.

Просмотр фильма

диспут

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО,

7

Российская символика: герб, стяги, флаги. Гимн Российской Федерации.

Творческое задание: изображение российской символики с помощью разнообразных видов прикладного творчества (рисунок, вышивка, резьба, выжигание, бисероплетение и др.).


Беседа,практикум

Творческое задание

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО, плакаты «Символика РФ»

8

Итоговое занятие: музыкально-поэтическая композиция “Родина - как много в этом звуке…”.


Инсценированное представление

Творч. отчёт

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО







III

II. Истоки русской духовности





1

Духовно-нравственное совершенствование человека. Православные воспитательные ценности: отцовство, Отечество, семья, любовь к близким, свобода и закон, трудолюбие, милосердие. Заповеди Закона Божия. Учение о страстях человечьих. Таинства православной Церкви и православные обряды.

Творческое задание: осмысление жизни православного христианина (откровенный разговор).


объяснение

Выставка творч. работ

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО

2

Нравственные законы, данные человечеству в Библии. Основное отличие христианства от других религиозных конфессий. Основные протестантские секты, методы вовлечения. Кто такие “свидетели Иеговы?” Основные секты, действующие на территории области (религиозная основа, методы вовлечения, цели).

Творческое задание: обсуждение нравственных идеалов христианства.


Круглый стол

Творческое задание

работа малыми группами

Дидактический материал, ТСО

3

4

Годовой круг православного календаря. “Переходящие праздники” - пасхальный цикл. Заговенье, Прощенное Воскресенье, Вербное Воскресенье, Светлое Христово Воскресенье - Пасха, Вознесение Господне. Пятидесятница - День Святой Троицы.

Творческое задание: духовные стихи и песни о христианских праздниках.


практическая работа в библиотеке;

Творческое задание

Раб. по группам

Дидактический материал, ТСО, литература

5

Итоговое занятие: встреча со священнослужителями, просмотр фильма.

Экскурсия по святым местам

лекция

Круглый стол

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО

IV

III. Истоки русской литературы и искусства





1

Отображение природы в традиционной культуре русского народа, фольклоре, обрядах.

Троицкий праздничный цикл. Троицкая березка - образ дерева жизни.

Творческое задание: разучивание троицких песен, хороводов. Посещение концерта фольклорного ансамбля.

Рассказ, беседа

Практическая работа в библиотеке

Инд. работа

Дидактический материал, ТСО фонды школьной библиотеки

2

Семейно-обрядовая поэзия русского народа. Содержание традиционных свадебных песен, символико-поэтический и реально-обрядовый сюжет. Необрядовые песни: игровые, хороводные, плясовые. Содержание необрядовых песен, их значение.

Творческое задание: разучивание игровых песен, народных игр.

инсценирование

концерт

Инд. работа

Дидактический материал, ТСО

3

4

Природа родного края в поэтических произведениях поэтов -белгородцев. Доброта, как лучшее человеческое качество в произведениях И. Чернухина, В. Михалёва, П. Рощупкина. Страницы биографии.

Творчество художников Белгородчины. Экскурсия в художественный музей г. Белгорода

конкурс

опрос

Инд. работа

Дидактический материал, ТСО, худ. Литература, костюмы

5

Особенности крестьянских костюмов Воронежской губернии в сравнении с народными костюмами других районов России. Северный русский народный костюм конца XIX- начала ХХ века. Особенности курских, белгородских, рязанских костюмов крестьян. Украинские черты крестьянских костюмов

Творческое задание: рисунки, аппликации, модели народных костюмов.

Ролевая игра

Творческое задание

Коллективная работа

Дидактический материал, ТСО, Литература, костюмы, фотоматериал

6

Экскурсия в этнографический отдел краеведческого музея п. Чернянка

экскурсия

Творческое задание

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО, худ. Литература, народные костюмы

7

Итоговое занятие: инсценированное представление “Праздник русской деревни”.

Ролевая игра-представление,

Выставка декоративно-приклад. Тв-ва

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО, пластилин, картон, клей

V

IV. История Белгородского края




Дидактический материал, ТСО

1

Культурные традиции и обычаи Белгородчины.

практическая работа в библиотеке

викторина

Работа в группах

Дидактический материал, ТСОэнциклопедия «Белгородская энциклопедия»,

2

Знаменитые земляки-Белгородцы.

. Объяснение, беседа

практическая работа в музее

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

карта

3

Экскурсия в библиотеку п. Чернянка, просмотр фильма «Заповедное Белогорье.».

презентация

Инд. задание

Инд. Раб.

Дидактический материал, ТСО

4

Итоговое занятие: литературно-краеведческая гостиная «Малая Родина, ты частица России Великой».

. Объяснение, беседа поэтическая композиция

Творческое задание

Работа в группах.

Дидактический материал, ТСОэнциклопедия «Белгородская энциклопедия»,толковый словарь

VI

V. Мой дом, моя семья




Дидактический материал, ТСО

1

Русские воспитательные системы. Воспитательный смысл хозяйствования, работы на земле.

практикум

Творч. отчёт

Инд. работа

Дидактический материал, ТСО

2

Народная школа. Православная гимназия.

Практикум в музее

Выст. Творч. работ

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

3

Воспитание в русской школе. Современные воспитательные системы

практикум

Мини-конференция

Работа в группах

Дидактический материал, ТСОэнциклопедия «Белгородская энциклопедия»,

4

Роль семьи в воспитании личности. Нравственный климат семьи.

эспедиция

выставка

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

5

Воспитание трудом, совместный труд - основа жизни и сплоченности семьи. Семейный досуг.

Творческое задание: рассказ о традициях семьи, обязанностях ее членов, взаимопомощи.

беседа

опрос

Работа в группах

Дидактический материал, ТСО

6

Итоговое занятие: музыкально-поэтическое выступление учащихся перед педагогами и родителями.

Объяснение, практикум

Творческое задание

Инд. работа

Дидактический материал, ТСО

7

Заключительное занятие.

Нравственные устои современного общества. Необходимость в возрождении традиционной культуры русского народа. Православная вера - неотъемлемая часть отечественной истории и культуры. Подведение итогов работы за год.

Итоговое тестирование

Мини-конференция

тест

Работа в парах

фотоаппарат

8

Экспедиционно-поисковая работа

Теоретическая подготовка к экспедиции. Формирование умений: записи народных географических названий, работа с хозяйственными книгами, записи воспоминаний о Великой Отечественной войне, сбора материала по темам: «Сельская школа» и «Церковное краеведение». Обработка собранного материала.

экспедиция

Оформление экспозиции в музее

Груп. работа

Магнитофон, блокнот













УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Список литературыдля учителя

  1. « Белгородская губерния», Пархоменко, 2008 г.

  2. «Белгородские святыни» А.Н. Крупенков «Квант», 2007 г.

  3. Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.А. Шаповалова. – Белгород: Издательство Б43 БелГУ, 2002

  4. «Белгородская энциклопедия», Белгород , 2002 г.

  5. «Город первого салюта», Белгород, 2008 г.

  6. Громыко М.М. Мир русской деревни. - М., 2004.

  7. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. - М., 2004.

  8. Древняя Русь: Первая книга для чтения по отечественной истории. - М., 2003.

  9. «Святое Белогорье», 2005 г.

  10. «История Белгородчины», 2006 г.

  11. Методические рекомендации к урокам по курсу "Краеведение Белгородчины»:Методическое пособие/ Автор-составитель: С.С. Чернова. - Белгород, 2005.

  12. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. - СПб., 2003.

  13. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. - М.,2000.

  14. Очерки краеведения Белгородчины. Учебное пособие – Белгород, 2006

  15. «Старый Белгород». КрупенковА.Н. «Везелица», 2 007г.

  16. Пархоменко И.Г Белгородская губерния (Социально-экономический и историко-культурологический очерк 1727 - 1779гг.): Учеб. пособие для студентов по региональному краеведению. - Изд. 2-е, испр. и доп. Белгород: Издательство Белгородской ГСХА, 2002. - 309 с.

  17. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия: Сборник. сост. и подг. текста К. Чистова и Б. Чистовой. - Л., 2005.

  18. Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм. - СПб., 2001.



Список литературы для обучающихся


1.Алексеенко Н.П., Заметки краеведа. - М., 1992

2. Ботова С.И., Приставкина Т.А, Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли

3. Белгородской. Учебно-методическое пособие. – Белгород, 2000

4. Ганичев В.Н. Белгородчина духовная.- Белгород, 2006.

5. Города России. Энциклопедия. - М.: Просвещение, 2004.

6.ЖировМ.С.Народная художественная культура Белгородчины.–Белгород, 2004.

7. Кузнецов Н.А. В памяти народной. – Белгород, 2006.

8. Некрасов М.А. Народное искусство как часть культуры-М.:Просвещение, 2004.

9. Осыкова Б.И. Белгородский алфавит: краткий краеведческий справочник. – Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1990.

10. Решетников Н.И. Экспозиция школьного музея. - М., 2006.

11. Сапрыкин Д.В. Белгородский государственный музей. – Белгород, 2005.

12. Хукаленко А.Т. Боевая слава Белгорода.- Белгород, 2003.


Список литературы для родителей

  1. Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М., 2006.

  2. Фролов В.Т. Перспективы человека. - М.,2007.

  3. Коломенский О.Р. Гражданином быть обязан. - М., 2006.

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 2011.

  5. Тубельский А.Н. Школа самоопределения. - М., 2005.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «НАШИ ИСТОКИ»
  • История
Описание:

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения  русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной православием(уважение к старшим , терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие и т. д.). Основной целью программы является формирование у учащихся черт гражданственности , патриотизма , нравственного поведения, общей культуры, что является одной из главных задач современной школы.

Программа «Наши истоки» отражает межпредметную интеграцию, что позволяет расширять тематику изучаемого материала, осуществлять актуализацию знаний учащихся.

 

Программа предназначена для проведения дополнительных занятий, кружков, факультативов в общеобразовательных учреждениях, в детских центрах дополнительного образования. Рассчитана на детей 10-13 лет.

Автор Крылова Светлана Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 451
Номер материала 48066
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓