Главная / ИЗО, МХК / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Юный дизайнер» для 5-6 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Юный дизайнер» для 5-6 классов

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов

города Ярцева Смоленской области



«Рассмотрено»


На МО учителей

Руководитель МО

________Дементьева Н.В._____

подпись Ф.И.О.

Протокол заседания МО

____от «____»_______2014 г.


«Согласовано»


Заместитель директора школы

____________________________

подпись Ф.И.О.

«____»____________2014 г.

«Утверждена»



Приказ № ________

от «___»_______2014г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Юный дизайнер»

для 5-6 классов







Учитель Панкова Татьяна Анатольевна















2014/15 учебный год


Пояснительная записка

Образовательная программа кружка «Юный дизайнер» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 1I 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство 5-9 классы». Москва «Просвещение» 2013 .(Стандарты второго поколения).

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Программа «Юный дизайнер» предназначена для учащихся 5-6 классов и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по дизайну.

Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта (далее УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).

В процессе изучения происходит понимание того, что дизайн и архитектура – это определённое миропонимание, отношение к миру, природе, вещам, самому себе – своему облику и образу жизни.

Изучение конструктивных искусств прочно опирается на большой материал обучения архитектуре и дизайну (изображение на плоскости и в объёме , декоративная и конструктивная работа; обсуждение результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; создание мультимедийных презентаций с использованием интернет-ресурсов; темы и задания уроков предпо-лагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки- творческие отчёты, уроки-экскурсии; Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стиму-лирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым усло-вием формирования личности ребёнка. )

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных посо-бий, материалов и инструментария информационно-технологической и методичес-кой поддержки. В соответствие с концепцией учебного плана, принятой в ОУ, программа курса рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Периодичность занятий 1 раз в неделю.

Целью данной программы является: развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образо-вания в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбо-ром.Формирование у школьников способности управления культурным прост-ранством своего существования в процессе создания и представления (презентации) художественных произведений.

Основными задачами являются:

1. Обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыкам в области графического, дизайна, дизайне среды, ландшафтного дизайна.

2. Развитие стремления к углублению знаний.

3. Формирование интереса к эстетической деятельности.

4. Развитие образного мышления и творческой активности учащихся.

5. Формирование чувства коллективизма.

6. Создание комфортной обстановки на занятиях.

7. Развитие аккуратности, опрятности.

Структура программы состоит из 9 образовательных блоков (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно- практического опыта. Содержание образователь-ной программы кружка проектируется с учетом приоритетных принципов:

1. Многообразия: разнообразие форм и содержания дополнительного образования; разнообразие видов деятельности; разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями .

Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятель-ности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.

2. Открытости. Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образова-тельной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.

3. Природосообразности, т.е., процесс художественного творчества должен основываться на научном понимании взаимосвязи социальных и естественных процессов, воспитывать школьника в соответствии с полом и возрастом, формировать ответственность за развитие самого себя.

4. Культуросообразности- творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и в соответствии с особенностями тех или иных национальных культур, традиций регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

5. Принцип диалогичности- принцип взаимодействия педагога и учащегося в художественной деятельности( обмен эстетическими ценностями, индивиду-альными ценностями), а также совместное продуцирование художественных ценностей.

6. Принцип патриотической направленности.

7. Принцип проектности- предполагает последовательную напраленность деятельности педагога на подготовку подростка к самостоятельному проекту (реализация-рефлексия)

8. Принцип поддержки самоопределения воспитанника.

Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для :

1. Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.

2. Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3. Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе как ребенка, так и учителя.

4. Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.

Функции рабочей программы:

- нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме; целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «искусство»; определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содер-жания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к федеральному компо-ненту государственного стандарта среднего общего образования), а также степень их трудности; процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содер-жания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

Формы занятий: беседы; практические занятия; создание проектов; индивидуальные и групповые занятия; коллективная работа;

Приоритетные направления программы предполагают работу над индивидуальными и коллективными работами, как одну из форм развития интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными. Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом.

В результате работы по программе «Юный дизайнер » обучающиеся должны :

  • уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику; понимать особенности образного языка конструктивных видов ис­кусства, единство функционального и художественно-образных на­чал и их социальную роль;

  • знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;

  • конструировать основные объемно-пространственные объекты, реа­лизуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространствен­ную композицию; использовать в макетных и графических компо­зициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектони­ки и фактур;

  • владеть навыками формообразования, использования объемов в ди­зайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); соз­давать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; проектировать ландшафтный дизайн

  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы гра­фическими материалами и др.; работать над эскизом монументального  произведения ; использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

  • стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;

должны уметь:

  • доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;

  • воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли;

  • составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;

  • навыки в оформительской деятельности;

Ожидаемые результаты:

1. Раскрытие творческого потенциала школьников

2. Ценить свой труд, уважать чужой.

3. Уметь применять теоретические знания на практике, пользоваться художественным материалом

Механизм оценки результатов по программе:

В процессе деятельности выработалась определенная система контроля успехов и достижений детей, используя классические методы и приемы, разрабатывая авторские методики. При наборе детей первого года обучения проводится входная диагностика сформированности навыков рисования Г.П.Миловановой, О.В.Овчинниковой, в конце 1-го полугодия (декабрь) - промежуточная диагностика, в конце учебного года (май) – итоговая диагностика. По результатам этих диагностик можно судить не только об изобразительных возможностях ребенка, но и о его способностях к творчеству.

Цель входной диагностики – выявить уровень развития: Координации и тонкой моторики; умения изображать рисунок в цвете; Творческого мышления ребенка; Умение представлять объекты в различных пространственных положениях.

Для выявления уровня развития творческих способностей детей применяется упрощенный вариант диагностики креативности Торренса «Краткий тест творчес-кого мышления. Фигурная форма» - адаптация теста Торренса на образное творчес-кое мышление в обработке И.С.Авериной и Е.И.Щеблановой; методика изучения особенностей воображения детей Е.Г.Речицкой и Е.А.Сошиной. Эти диагностики проводятся в конце первого и второго годов обучения по программе.

В качестве форм подведения итогов применяются зачеты, открытые занятия, конкурсы, выставки, защиты творческих работ.

Тематический план программы кружка состоит из следующих разделов:


п/п

Наименование разделов и тем

К-во часов

1

Введение в программу

1

1.1

Правила техники безопасности в дизайн-студии

1

2

Основы дизайна, принципы композиции, зонирование

10

2.1

Основы организации пространства. Основы перспективы. Дизайн- проект интерьера «Комната моей мечты»

10

2.2

Выставка дизайн- проектов интерьера «Комната моей мечты»

4

2.3

Разработка дизайн-проектов организации пространства праздника «Новый год »

8

2.4

Конкурс дизайн-проектов организации пространства праздника, реализация проекта победителя конкурса. Презентация оформления школьного зала

10

3

Основы ландшафтного дизайна. Декоративная дендрология

4

3.1

Разработка и осуществление дизайнерского проекта «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн)

8

3.2

Презентация дизайн-проекта «Школьная клумба» (художественно- образовательное событие)

12

Итого

68

Календарно-тематическое планирование

кружок «Юный дизайнер»


урока

К-во

Тема

Материалы

Содержание урока

Планируемые результаты

1

1

Вводное занятие

Тетрадь, ручка

Художественные материалы, инструменты, приспособления

Связь изобразительных и конструктивных видов искусств

2

1

Правила техники безопасности в дизайн- студии

А3, гуашь, кисти, циркуль, линейка

Смешивание красок. Теплые и холодные цвета. Свойства гуаши

Познакомиться с техникой безопасности в кабинете


3

1

История дизайна. Основные принципы композиции

Плотная белая чертежная бумага, черная бумага, ножницы, клей, карандаш, линейка, угольник, ластик

Линейно-конструктивный рисунок. Особенности построения изображения.

Объёмно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст

Предметные

-Иметь представление о плоскостных и объемно-пространственных композициях

-уметь составлять различные композиции из 1-3 и более простейших форм

-познакомиться с эмоциональной выразительностью простейшей композиции, динамикой, статикой, ритмом

Личностные

-Освоить в практической деятельности основные композиционные принципы

-добиваться аккуратности и ответственности

Метапредметные

-определять в окружающей среде примеры плоскостных и объемно-пространственных композиций

-определять композиционную доминанту, симметрию, ассиммеирию

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

ЛР: эстетические чувства

-научиться применять цвет в графических композициях в качестве акцента или доминанты


4

1

Плоскостная копмозиция (динамика, статика)

Цветная бумага, клей, ножницы

Расположение на формате геометрических фигур с учетом правил композиции

5

1

Графический дизайн

Карандаш, линейка, угольник, ластик

Графический дизайн. Множественность, массовость и общедоступность полигра-фического изображения.

Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др.

6

1

Шрифтовая графика (типографика)

карандаш, линейка, угольник, ластик

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура шрифта».

Шрифтовые

Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.). Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.

Метапредметные

- понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука

- формировать умение использовать букву как знак, как эмблему

-уметь активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах декоративно-прикладного вида, дизайна.

7

1

Разработка эксклюзивного шрифта

карандаш, линейка, угольник, ластик

8

1

Полиграфический дизайн

Тетрадь, ручка

Знать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное).


9

1

Фирменный стиль, логотип

карандаш, линейка, угольник, ластик

Создание эскиза эмблемы или торговой марки, состоящей из одной (максимум двух) букв и символического изображения.

Уметь активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах декоративно-прикладного вида, дизайна.

10-11

1

Разработка фирменного стиля предприятий хлебо- булочных изделий

карандаш, линейка, угольник, ластик

Создание эскиза эмблемы или торговой марки символического изображения.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Личностные результаты

-освоить в практической деятельности основные композиционные принципы

-добиваться аккуратности и ответственности

-уметь составлять различные композиции из 1-3 и более простейших форм

-познакомиться с эмоциональной выразительностью простейшей композиции, динамикой, статикой, ритмом

-Освоить в практической деятельности основные композиционные принципы

-добиваться аккуратности и ответственности

12

1

Отрисовка выбранного эскиза

карандаш, линейка, угольник, ластик, краски, тушь

Работа над заключительным этапом доработки фирменного знака

13

1

Раппорт, конверт, пакет, фирменный бланк

карандаш, линейка, угольник, ластик, краски, тушь

Работа над заключительным этапом доработки фирменного знака

Предметные

-Иметь представление о плоскостных и объемно-пространственных композициях

-уметь составлять различные композиции из 1-3 и более простейших форм

-познакомиться с эмоциональной выразительностью простейшей композиции, динамикой, статикой, ритмом

Личностные

-Освоить в практической деятельности основные композиционные принципы

-добиваться аккуратности и ответственности

14

1

Презентация пректов «Фирменный стиль»


Воспитывать эстетические чувства, чувства гармонии, пользоваться принципами

эргономичности

15

1

Основные принципы средового дизайна.

Цветоведение

А3, простой карандаш (Т, ТМ, М), ластик, клей, гуашь, калька, акварель

Основные и составные цвета,

Сочетаемость цветов, гармония

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Личностные результаты

-освоить в практической деятельности основные композиционные принципы

-добиваться аккуратности и ответственности

16-17

2

Дизайн среды.

Зонирование,

функциональные зоны, симметрия

А3, простой карандаш (Т, ТМ, М), ластик, клей, гуашь, калька

Проектирование объёмно-пространственного объекта

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Личностные результаты

-освоить в практической деятельности основные композиционные принципы

-добиваться аккуратности и ответственности

Метапредметные

Уметь активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах декоративно-прикладного вида, дизайна

18

1

Принцип асимметрии (Нюанс, контраст, повтор)

А3, простой карандаш (Т, ТМ, М), ластик

Особенности работы в тоне. Светотень. Штриховка

19-20

2

Основы органи-зации простран-ства. Выделение главного и вто-ростепенного, композиц. центр

А3, простой карандаш (Т, ТМ, М), ластик

Композиция плоскостная и пространственная.

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

21-22





2


План, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты

А3, простой карандаш (Т, ТМ, М), ластик, клей, гуашь, калька

Композиция плоскостная и пространственная.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

ЛР: эстетические чувства

23-24



Фактура и текстура, материалов

Основы перспек-тивы.Фронтальная и угловая перспективы

А3, простой карандаш (Т, ТМ, М), ластик, клей, гуашь, калька

Имитация фактуры различных материалов

Проектирование объёмно-пространственного объекта

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.


25

1

Изометрия

А3, простой карандаш (Т, ТМ, М), ластик

Композиция плоскостная и пространственная.

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.


26




1

Дизайн- проект интерьера «Комната моей мечты»

А3, простой карандаш (Т, ТМ, М), ластик

Проектирование объёмно-пространственного объекта

Познавательные: использовать общие приемы задач.

Коммуникативные: формировать собственную позицию.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: ценностное отношение к другому мнению


27-28




2

Сбор аналогов и прототипов комнат с учетом возраста и профессии

Компьютер, журналы, аналоги интерьеров

Работа с интернет-ресурсами, журналами, беседа

Предметные

-Иметь представление о плоскостных и объемно-пространственных композициях

-познакомиться с эмоциональной выразительностью простейшей композиции, динамикой, статикой, ритмом

Личностные

-Освоить в практической деятельности основные композиционные принципы

-добиваться аккуратности и ответственности

Метапредметные

- развивать проектно-пространственное воображение и визуальное мышление

- осознавать соразмерность и пропорциональность объемов в пространственной композиции


29


1

Разработка эскиза

«Комнаты моей мечты»

А3, простой карандаш (Т, ТМ, М), ластик

Проектирование объёмно-пространственного объекта

30

1

Выполнение чертежа с отмывкой «Комната моей

мечты»

А3, простой карандаш (Т, ТМ, М), ластик, акварель

Выполнение чертежа «Комнаты моей мечты»

(фронтальная композиция, вид сверху, изометрия)

Личностные

-Освоить в практической деятельности основные композиционные принципы, осваивать начальные навыки формирования среды жизни людей, основ экологической культуры

Метапредметные -развивать проектно-пространственное воображение и визуальное мышление

31-32

2

Выставка дизайн-проектов интерьера

«Комната моей мечты»

Листы А4, карандаш, ластик, гелиевая ручка

ручка, маркер

Выставка работ

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

33

1

Новогодний праздник, разработка дизайн-проектов организации пространства праздника (Новый год)

А3, карандаш, ластик, гуашь, кисти

Эскизирование, пропорции, композиция в листе

Предметные

-Иметь представление о плоскостных и объемно-пространственных композициях

-познакомиться с эмоциональной выразительностью простейшей композиции, динамикой, статикой, ритмом

Личностные

-Освоить в практической деятельности основные композиционные принципы

-добиваться аккуратности и ответственности

ЛР: эстетические чувства

34

1

Сбор аналогов и прототипов украшений

Работа с интернет-ресурсами, журналами

Анализ аналогов и прототипов украшений

Познавательные: использовать общие приемы задач.

Коммуникативные: формировать собственную позицию.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: ценностное отношение к другому мнению


35-36

2

Разработка эскизов оформления зала

А3, карандаш, ластик, гуашь, кисти

Разработка четырех эскизов

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

37-38


2

Работа над основным эскизом

А3, карандаш, ластик, гуашь, кисти

отрисовка деталей

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

39-40

2

Макет укра-шения Актового зала (чертеж, работа в объеме)

Клей, ножницы, бумага, линейка

Макетирование

«Актового зала»

Познавательные: использовать общие приемы задач.

Коммуникативные: формировать собственную позицию.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: ценностное отношение к другому мнению

41-42

2

Подготовка презентаций проектов



Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

43-44

2

Конкурс дизайн-проектов

А3, гуашь, кисти

Цвет. Тон. Свето- и цветотень.

Цветовая гармония

Познавательные: использовать общие приемы задач.

Коммуникативные: формировать собственную позицию.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: ценностное отношение к другому мнению

45-46


2


организации про-странства празд-ника.Презентация оформле-ния школьного зала


Общешкольное мероприятие

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: формулировать затруднения обращаться за помощью к одноклассникам и учителю,

47-48

2

Реализация проекта победителя конкурса.


А3, гуашь, кисти, палитра, карандаш

Украшение актового зала в натуральную величину

Построение генплана. Свойства акварели

Познавательные: использовать общие приемы задач.

Коммуникативные: формировать собственную позицию.

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

ЛР: эстетические чувства

49-50

2

Основы

ландшафтного дизайна. Декоративная дендрология

Тетрадь, ручка, карандаш

Условные обозначения растений

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

ЛР: эстетические чувства

51-52

2

Цветовая гамма растений (особенности произрастания)


Тетрадь, ручка, карандаш

Условные обозначения растений, цветовая гамма, цветовой круг

Личностные

-Освоить в практической деятельности основные композиционные принципы

-добиваться аккуратности и ответственности

- осознавать соразмерность и пропорциональность объемов в пространственной композиции

-самооценка на основе критериев успешной деятельности.

53

1

Гербарий однолетних растений

Высушенные растения, картон,

клей, ручка

Выполнение композиции из засушенных цветов

Познавательные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности; : определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию

проявлять активность,выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Регулятивные:использовать речь для регуляции своих действий; выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

вносить необходимые изменения в действие.

ЛР:самооценка на основе критериев успешной деятельности, доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

54

1

Экскурсия в СГУ на кафедру Дизайна



55

1

Разработка и осуществление проекта «Школь-ная клумба»

(ландшафтный дизайн)

А3, гуашь, кисти, палитра

Сбор аналогов и прототипов. Рисование Карандашом. Тон. Светотень.


Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Коммуникативные.

Сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: работать по предложенному плану, проговаривать решения в группах

Личностные результаты: Формирование духовных и эстетических потребностей; развитие самостоятельности в поиске решения

56

1

Разработка эскизов клумбы

А3, карандаш, линейка, ластик, акварель

Графическая работа. Рисование акварелью.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Личностные результаты: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

57-58

2

Выбор наиболее удачного эскиза и прорисовка деталей (графи-ческая работа)

А3, карандаш, линейка, ластик, акварель, гелиевая ручка

графическая работа

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Личностные результаты: отношение к другому мнению

59-60

2

Выполнение чертежа ландшафта в масштабе с отмывкой

А3, карандаш, линейка, ластик, гелиевая ручка, акварельные краски, кисть

графическая работа

Познавательные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности;

Коммуникативные:

проявлять активность,выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Регулятивные:использовать речь для регуляции своих действий;

вносить необходимые изменения в действие.

ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности.

61-62

2

Выполнение макета «Школьная клумба» в масштабе

Картон, бумага, сухие растения,

клей

Создание макета ландшафт-ного фрагмента среды,

макетирование фрагмента сада из природных матери-алов (по выбору учащихся)

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

63-64

2

Презентация дизайн- проекта «Школьная клумба»(художественно-образова-тельное событие)

А3, карандаш, линейка, ластик,

акварель, гелиевая ручка

Особенности перспективы: линейной и воздушной

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

ЛР: эстетические чувства

65-66

2

Реализация луч-шего проекта школьной клумбы на школьном участке

Лопаты, грабли, лейка, саженцы, перчатки

Работа на школьном участке

Высадка саженцев,уход за ними

Познавательные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности;

Коммуникативные:

проявлять активность,выбирать наиболее эффективные способы для решенияхудожественной задачи.

Регулятивные:использовать речь для регуляции своих действий;

вносить необходимые изменения в действие.

ЛР:самооценка на основе критериев успешной деятельности.

67

1

Обобщение темы. Выставка работ



Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

68

1

Подведение итогов учебного года


награджение победителей выставок

ЛР: эстетические чувства

Понимать роль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, место этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств

Обучающиеся должны знать:

- как анализировать произведения архитектуры и дизайна;

- место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

- единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

- тенденции современного конструктивного искусства.


Учащиеся должны уметь:

- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;владеть навыками формообразования, использования объёмов на предметной плоскости и в пространстве;

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и другими средствами изобразительного искусства;

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

- использовать разнообразные материалы: белая бумага и тонированная, картон, цветные плёнки, краски (гуашь, акварель), графические материалы (уголь, тушь, карандаш, мелки), материалы для работы в объёме (картон, бумага, пластилин, пенопласт, деревянные и другие заготовки).


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы.

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, портрета, пейзажа, натюрморта (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности.

  1. Викторины.

  2. Кроссворды.

  3. Отчётные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.

  4. Тестирование.

Перечень учебно-методического обеспечения

Основная литература.

Класс.

Программа.

Кол-во часов.

Пособия для учащихся.

Методические пособия для учителя.

8


Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».

М 2010 г.

(разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ).

34

«Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.

- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.

- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..


Список литературы.

Основная литература:


- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);

- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 175 с.

- «Изобразительное искусство. Рабочие программы.» Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..


Дополнительная литература.

дополнительная литература для учителя:

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977

Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Юный дизайнер» для 5-6 классов
  • ИЗО, МХК
Описание:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Юный дизайнер»

                                       для  5-6 классов

Пояснительная записка

     Образовательная программа кружка «Юный дизайнер» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:

·                      Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 1I 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

·                      Авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство 5-9 классы». Москва «Просвещение» 2013 .(Стандарты второго поколения).

·                      Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

          Программа «Юный дизайнер» предназначена для учащихся 5-6 классов и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по дизайну.

Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта (далее УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).

В процессе изучения происходит понимание того, что дизайн и архитектура – это определённое миропонимание, отношение к миру, природе, вещам, самому себе – своему облику и образу жизни.

Изучение конструктивных искусств прочно опирается на большой материал обучения архитектуре и дизайну (изображение на плоскости и в объёме , декоративная и конструктивная работа; обсуждение результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; создание мультимедийных презентаций с использованием интернет-ресурсов; темы и задания уроков предпо-лагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки- творческие отчёты, уроки-экскурсии; Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стиму-лирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым усло-вием формирования личности ребёнка. )

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных посо-бий, материалов и инструментария информационно-технологической и методичес-кой поддержки. В соответствие с концепцией учебного плана, принятой в ОУ, программа курса рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Периодичность занятий 1 раз в неделю.

Целью данной программы является: развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образо-вания в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбо-ром.Формирование у школьников способности управления культурным прост-ранством своего существования  в процессе создания и представления (презентации) художественных произведений.

Основными задачами являются:

1.       Обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыкам в области графического, дизайна, дизайне среды, ландшафтного дизайна.

2.       Развитие стремления к углублению знаний.

3.       Формирование интереса к эстетической деятельности.

4.       Развитие образного мышления и творческой активности учащихся.

5.       Формирование чувства коллективизма.

6.       Создание комфортной обстановки на занятиях.

7.       Развитие аккуратности, опрятности.

Структура программы состоит из 9 образовательных блоков (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно- практического опыта. Содержание образователь-ной программы кружка проектируется с учетом приоритетных принципов:

1.       Многообразия: разнообразие форм и содержания дополнительного образования; разнообразие видов деятельности; разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями .

Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятель-ности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.

2.       Открытости. Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образова-тельной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.

3.       Природосообразности, т.е., процесс художественного творчества должен основываться на научном понимании взаимосвязи социальных и естественных процессов, воспитывать школьника в соответствии с полом и возрастом, формировать ответственность за развитие самого себя.

4.       Культуросообразности- творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и в соответствии с особенностями тех или иных национальных культур, традиций регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

5.       Принцип диалогичности- принцип взаимодействия педагога и учащегося в художественной деятельности( обмен эстетическими ценностями, индивиду-альными ценностями), а также совместное продуцирование художественных ценностей.

6.       Принцип патриотической направленности.

7.       Принцип проектности- предполагает последовательную напраленность деятельности педагога на подготовку подростка к самостоятельному проекту (реализация-рефлексия)

8.       Принцип поддержки самоопределения воспитанника.

Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для :

1.       Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.

2.       Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3.       Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе как ребенка, так и учителя.

4.       Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.

Функции рабочей программы:

- нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме; целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «искусство»; определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содер-жания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к федеральному компо-ненту государственного стандарта среднего общего образования), а также степень их трудности; процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содер-жания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

         Формы занятий:     беседы; практические занятия; создание проектов; индивидуальные и групповые занятия; коллективная работа;

Приоритетные направления программы предполагают работу над индивидуальными и коллективными работами, как одну из форм развития интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными. Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом.

В результате работы по программе «Юный дизайнер » обучающиеся должны :

·                    уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику; понимать особенности образного языка конструктивных видов ис­кусства, единство функционального и художественно-образных на­чал и их социальную роль;

·                    знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;

·                    конструировать основные объемно-пространственные объекты, реа­лизуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространствен­ную композицию; использовать в макетных и графических компо­зициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектони­ки и фактур;

·                    владеть навыками формообразования, использования объемов в ди­зайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); соз­давать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; проектировать ландшафтный дизайн

·                    создавать с натуры и по воображению архитектурные образы гра­фическими материалами и др.; работать над эскизом монументального  произведения ; использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

·                    стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;

должны уметь:

·           доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;

·                                  воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли;

·                                  составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;

·                                  навыки в оформительской деятельности;

Ожидаемые результаты:

1.       Раскрытие творческого потенциала школьников

2.       Ценить свой труд, уважать чужой.

3.       Уметь применять теоретические знания на практике, пользоваться художественным материалом

Механизм оценки результатов по программе:

В процессе деятельности выработалась определенная система контроля успехов и достижений детей, используя классические методы и приемы, разрабатывая авторские методики. При наборе детей первого года обучения проводится входная диагностика сформированности навыков рисования Г.П.Миловановой, О.В.Овчинниковой, в конце 1-го полугодия (декабрь) - промежуточная диагностика, в конце учебного года (май) – итоговая диагностика. По результатам этих диагностик можно судить не только об изобразительных возможностях ребенка, но и о его способностях к творчеству.

Цель входной диагностики – выявить уровень развития:  Координации и тонкой моторики; умения изображать рисунок в цвете; Творческого мышления ребенка; Умение представлять объекты в различных пространственных положениях.

Для выявления уровня развития творческих способностей детей применяется упрощенный вариант диагностики креативности Торренса «Краткий тест творчес-кого мышления. Фигурная форма» - адаптация теста Торренса на образное творчес-кое мышление в обработке И.С.Авериной и Е.И.Щеблановой; методика изучения особенностей воображения детей Е.Г.Речицкой и Е.А.Сошиной. Эти диагностики проводятся в конце первого и второго годов обучения по программе.

В качестве форм подведения итогов применяются зачеты, открытые занятия, конкурсы, выставки, защиты творческих работ.

Тематический план программы кружка состоит из следующих разделов:

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

К-во часов

1

Введение в программу

1

1.1

Правила техники безопасности в дизайн-студии

1

2

Основы дизайна, принципы композиции, зонирование

10

2.1

Основы организации пространства. Основы перспективы. Дизайн- проект интерьера «Комната моей мечты»

10

2.2

Выставка дизайн- проектов интерьера «Комната моей мечты»

4

2.3

Разработка дизайн-проектов организации пространства праздника «Новый год »

8

2.4

Конкурс дизайн-проектов организации пространства праздника, реализация проекта победителя конкурса. Презентация оформления школьного зала

10

3

Основы ландшафтного дизайна. Декоративная дендрология

4

3.1

Разработка и осуществление дизайнерского проекта «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн)

8

3.2

Презентация дизайн-проекта «Школьная клумба» (художественно- образовательное событие)

12

 Итого                                                                               

68


Календарно-тематическое планирование

кружок «Юный дизайнер»

 

урока

К-во

Тема

Материалы

Содержание урока

Планируемые результаты

   

1

1

Вводное занятие

Тетрадь, ручка

Художественные материалы, инструменты, приспособления

Связь изобразительных и конструктивных видов искусств

 

2

1

Правила техники безопасности в дизайн- студии

А3, гуашь, кисти, циркуль, линейка

Смешивание красок. Теплые и холодные цвета. Свойства гуаши

Познакомиться с техникой безопасности в кабинете

 

 

3

1

История дизайна. Основные принципы композиции

Плотная белая чертежная бумага, черная бумага, ножницы, клей, карандаш, линейка, угольник, ластик

Линейно-конструктивный рисунок. Особенности построения изображения.

Объёмно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст

Предметные

-Иметь представление о плоскостных и объемно-пространственных композициях

-уметь составлять различные композиции из 1-3 и более простейших форм

-познакомиться с эмоциональной выразительностью простейшей композиции, динамикой, статикой, ритмом

Личностные

-Освоить в практической деятельности основные композиционные принципы

-добиваться аккуратности и ответственности

Метапредметные

-определять в окружающей среде примеры плоскостных и объемно-пространственных композиций

-определять композиционную доминанту, симметрию, ассиммеирию

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

ЛР: эстетические чувства

-научиться применять цвет в графических композициях в качестве акцента или доминанты

 

 

4

1

Плоскостная копмозиция (динамика, статика)

Цветная бумага, клей, ножницы

Расположение на формате геометрических фигур с учетом правил композиции

 

5

1

Графический дизайн

Карандаш, линейка, угольник, ластик

Графический дизайн. Множественность, массовость и общедоступность полигра-фического изображения.

Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др.

 

6

1

Шрифтовая графика (типографика)

карандаш, линейка, угольник, ластик

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура шрифта».

 Шрифтовые

Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.). Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.

Метапредметные

- понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука

- формировать умение использовать букву как знак, как эмблему

-уметь активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах декоративно-прикладного вида, дизайна.

 

7

1

Разработка эксклюзивного шрифта

карандаш, линейка, угольник, ластик

 

8

1

Полиграфический дизайн

Тетрадь, ручка

Знать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное).

 

 

9

1

Фирменный стиль, логотип

карандаш, линейка, угольник, ластик

Создание эскиза эмблемы или торговой марки, состоящей из одной (максимум двух) букв и символического изображения.

Уметь активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах декоративно-прикладного вида, дизайна.

 

10-11

1

Разработка фирменного стиля предприятий  хлебо- булочных изделий

карандаш, линейка, угольник, ластик

Создание эскиза эмблемы или торговой марки символического изображения.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Личностные результаты

-освоить в практической деятельности основные композиционные принципы

-добиваться аккуратности и ответственности

-уметь составлять различные композиции из 1-3 и более простейших форм

-познакомиться с эмоциональной выразительностью простейшей композиции, динамикой, статикой, ритмом

-Освоить в практической деятельности основные композиционные принципы

-добиваться аккуратности и ответственности

 

12

1

Отрисовка выбранного эскиза

карандаш, линейка, угольник, ластик, краски, тушь

Работа над заключительным этапом доработки фирменного знака

 

13

1

Раппорт, конверт, пакет, фирменный бланк

карандаш, линейка, угольник, ластик, краски, тушь

Работа над заключительным этапом доработки фирменного знака

Предметные

-Иметь представление о плоскостных и объемно-пространственных композициях

-уметь составлять различные композиции из 1-3 и более простейших форм

-познакомиться с эмоциональной выразительностью простейшей композиции, динамикой, статикой, ритмом

Личностные

-Освоить в практической деятельности основные композиционные принципы

-добиваться аккуратности и ответственности

 

14

1

Презентация пректов «Фирменный стиль»

 

Воспитывать эстетические чувства, чувства гармонии, пользоваться принципами

эргономичности

 

15

1

Основные принципы средового дизайна.

Цветоведение

А3, простой карандаш (Т, ТМ, М), ластик, клей, гуашь, калька, акварель

Основные и составные цвета,

Сочетаемость цветов, гармония

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Личностные результаты

-освоить в практической деятельности основные композиционные принципы

-добиваться аккуратности и ответственности

 

16-17

2

Дизайн среды.

Зонирование,

функциональные зоны, симметрия

А3, простой карандаш (Т, ТМ, М), ластик, клей, гуашь, калька

Проектирование объёмно-пространственного объекта

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Личностные результаты

-освоить в практической деятельности основные композиционные принципы

-добиваться аккуратности и ответственности

Метапредметные

Уметь активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах декоративно-прикладного вида, дизайна

 

18

1

Принцип асимметрии (Нюанс, контраст, повтор)

А3, простой карандаш (Т, ТМ, М), ластик

Особенности работы в тоне. Светотень. Штриховка

 

19-20

2

Основы органи-зации простран-ства. Выделение главного и вто-ростепенного, композиц. центр

А3, простой карандаш (Т, ТМ, М), ластик

Композиция плоскостная и пространственная.

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:  доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

 

21-22

 

 

 

 

2

 

План, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты

А3, простой карандаш (Т, ТМ, М), ластик, клей, гуашь, калька

Композиция плоскостная и пространственная.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

ЛР: эстетические чувства

 

23-24

 

 

Фактура и текстура, материалов

Основы перспек-тивы.Фронтальная и угловая перспективы

А3, простой карандаш (Т, ТМ, М), ластик, клей, гуашь, калька

Имитация фактуры различных материалов

Проектирование объёмно-пространственного объекта

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:  доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

 

 

25

1

Изометрия

А3, простой карандаш (Т, ТМ, М), ластик

Композиция плоскостная и пространственная.

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

 

 

26

 

 

 

1

Дизайн- проект интерьера «Комната моей мечты»

А3, простой карандаш (Т, ТМ, М), ластик

Проектирование объёмно-пространственного объекта

Познавательные: использовать общие приемы задач.

Коммуникативные: формировать собственную позицию.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: ценностное отношение к другому мнению

 

 

27-28

 

 

 

2

Сбор аналогов и прототипов комнат с учетом возраста и профессии

Компьютер, журналы, аналоги интерьеров

Работа с интернет-ресурсами, журналами, беседа

Предметные

-Иметь представление о плоскостных и объемно-пространственных композициях

-познакомиться с эмоциональной выразительностью простейшей композиции, динамикой, статикой, ритмом

Личностные

-Освоить в практической деятельности основные композиционные принципы

-добиваться аккуратности и ответственности

Метапредметные

- развивать проектно-пространственное воображение и визуальное мышление

- осознавать соразмерность и пропорциональность объемов в пространственной композиции

 

 

29

 

1

Разработка эскиза

«Комнаты моей мечты»

А3, простой карандаш (Т, ТМ, М), ластик

Проектирование объёмно-пространственного объекта

 

30

1

Выполнение чертежа с отмывкой «Комната моей

мечты»

А3, простой карандаш (Т, ТМ, М), ластик, акварель

Выполнение чертежа «Комнаты моей мечты»

(фронтальная композиция, вид сверху, изометрия)

Личностные

-Освоить в практической деятельности основные композиционные принципы, осваивать начальные навыки формирования среды жизни людей, основ экологической культуры

Метапредметные -развивать проектно-пространственное воображение и визуальное мышление

 

31-32

2

Выставка дизайн-проектов интерьера

 «Комната моей мечты»

Листы А4, карандаш, ластик, гелиевая ручка

ручка, маркер

Выставка работ

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:  доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

 

33

1

Новогодний праздник, разработка дизайн-проектов организации пространства праздника (Новый год)

А3, карандаш, ластик, гуашь, кисти

Эскизирование, пропорции, композиция в листе

Предметные

-Иметь представление о плоскостных и объемно-пространственных композициях

-познакомиться с эмоциональной выразительностью простейшей композиции, динамикой, статикой, ритмом

Личностные

-Освоить в практической деятельности основные композиционные принципы

-добиваться аккуратности и ответственности

ЛР: эстетические чувства

 

34

1

Сбор аналогов и прототипов украшений

Работа с интернет-ресурсами, журналами

Анализ аналогов и прототипов украшений

Познавательные: использовать общие приемы задач.

Коммуникативные: формировать собственную позицию.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: ценностное отношение к другому мнению

 

 

35-36

2

Разработка эскизов оформления зала

А3, карандаш, ластик, гуашь, кисти

Разработка четырех эскизов

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

 

37-38

 

2

Работа над основным эскизом

А3, карандаш, ластик, гуашь, кисти

отрисовка деталей

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:  доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

 

39-40

2

Макет укра-шения Актового зала (чертеж, работа в объеме)

Клей, ножницы, бумага, линейка

Макетирование

 «Актового зала»

Познавательные: использовать общие приемы задач.

Коммуникативные: формировать собственную позицию.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: ценностное отношение к другому мнению

 

41-42

2

Подготовка презентаций проектов

 

 

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:  доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

 

43-44

2

Конкурс дизайн-проектов

А3, гуашь, кисти

Цвет. Тон. Свето- и цветотень.

Цветовая гармония

Познавательные: использовать общие приемы задач.

Коммуникативные: формировать собственную позицию.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: ценностное отношение к другому мнению

 

45-46

 

2

 

организации про-странства празд-ника.Презентация оформле-ния школьного зала

 

Общешкольное мероприятие

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: формулировать затруднения обращаться за помощью к одноклассникам и учителю,

 

47-48

2

Реализация проекта победителя конкурса.

 

А3, гуашь, кисти, палитра, карандаш

Украшение актового зала в натуральную величину

Построение генплана. Свойства акварели

Познавательные: использовать общие приемы задач.

Коммуникативные: формировать собственную позицию.

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

ЛР: эстетические чувства

 

49-50

2

Основы

ландшафтного дизайна. Декоративная дендрология

Тетрадь, ручка, карандаш

Условные обозначения растений

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

ЛР: эстетические чувства

 

51-52

2

Цветовая гамма растений (особенности произрастания)

 

Тетрадь, ручка, карандаш

Условные обозначения растений, цветовая гамма, цветовой круг

Личностные

-Освоить в практической деятельности основные композиционные принципы

-добиваться аккуратности и ответственности

- осознавать соразмерность и пропорциональность объемов в пространственной композиции

-самооценка на основе критериев успешной деятельности.

 

53

1

Гербарий однолетних растений

Высушенные растения, картон,

клей, ручка

Выполнение композиции из засушенных цветов

Познавательные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности; : определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию

проявлять активность,выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Регулятивные:использовать речь для регуляции своих действий; выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

вносить необходимые изменения в действие.

ЛР:самооценка на основе критериев успешной деятельности, доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

 

54

1

Экскурсия в СГУ на кафедру Дизайна

 

 

 

55

1

Разработка и осуществление проекта «Школь-ная клумба»

(ландшафтный  дизайн)

А3, гуашь, кисти, палитра

Сбор аналогов и прототипов. Рисование Карандашом. Тон. Светотень.

 

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Коммуникативные.

Сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: работать по предложенному плану, проговаривать решения в группах

Личностные результаты: Формирование духовных и эстетических потребностей; развитие самостоятельности в поиске решения

 

56

1

Разработка эскизов клумбы

А3, карандаш, линейка, ластик, акварель

Графическая работа. Рисование акварелью.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Личностные результаты: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

 

57-58

2

Выбор наиболее удачного эскиза  и прорисовка деталей (графи-ческая работа)

А3, карандаш, линейка, ластик, акварель, гелиевая ручка

графическая работа

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Личностные результаты: отношение к другому мнению

 

59-60

2

Выполнение чертежа ландшафта в масштабе с отмывкой

А3, карандаш, линейка, ластик, гелиевая ручка, акварельные краски, кисть

графическая работа

Познавательные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности;

Коммуникативные:

проявлять активность,выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Регулятивные:использовать речь для регуляции своих действий;

вносить необходимые изменения в действие.

ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности.

 

61-62

2

Выполнение макета «Школьная клумба» в масштабе

Картон, бумага, сухие растения,

клей

Создание макета ландшафт-ного фрагмента среды,

макетирование фрагмента сада из природных матери-алов (по выбору учащихся)

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

 

63-64

2

Презентация дизайн- проекта «Школьная клумба»(художественно-образова-тельное событие)

А3, карандаш, линейка, ластик,

акварель, гелиевая ручка

Особенности перспективы: линейной и воздушной

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

ЛР: эстетические чувства

 

65-66

2

Реализация луч-шего проекта школьной клумбы на школьном участке

Лопаты, грабли, лейка, саженцы, перчатки

Работа на школьном участке

Высадка саженцев,уход за ними

Познавательные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности;

Коммуникативные:

проявлять активность,выбирать наиболее эффективные способы для решенияхудожественной задачи.

Регулятивные:использовать речь для регуляции своих действий;

вносить необходимые изменения в действие.

ЛР:самооценка на основе критериев успешной деятельности.

 

67

1

Обобщение темы. Выставка работ

 

 

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

 

68

1

Подведение итогов учебного года

 

награджение победителей выставок

ЛР: эстетические чувства

Пониматьроль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, место этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств

 


       Обучающиеся должны знать:

- как анализировать произведения архитектуры и дизайна;

- место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

-  единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль; 

- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

- тенденции современного конструктивного искусства.

 

Учащиеся должны уметь:

- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;владеть навыками формообразования, использования объёмов на предметной плоскости и в пространстве;

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и другими средствами изобразительного искусства;

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

- использовать разнообразные материалы:  белая бумага и тонированная, картон, цветные плёнки, краски (гуашь, акварель), графические материалы (уголь, тушь, карандаш, мелки), материалы для работы в объёме  (картон, бумага, пластилин, пенопласт, деревянные и другие заготовки).

 

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.

1.                 Активность участия.

2.                 Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

3.                 Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

4.                 Самостоятельность.

5.                 Оригинальность суждений.

          Критерии и система оценки творческой работы.

1.                 Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, портрета, пейзажа, натюрморта (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2.                 Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3.                 Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

 Формы контроля уровня обученности.

1.                 Викторины.

2.                 Кроссворды.

3.                 Отчётные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ.

4.                 Тестирование.

Перечень учебно-методического обеспечения

Основная литература.

Класс.

Программа.

Кол-во часов.

Пособия для учащихся.

Методические пособия для учителя.

8

 

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».

М 2010 г.

(разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ).

34

«Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.

 

- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.

- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..

 

                                               Список литературы.

Основная литература:

 

- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);

- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 175 с.

- «Изобразительное искусство. Рабочие программы.» Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..

 

Дополнительная литература.

дополнительная литература для учителя:

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С.  Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

     Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977

         Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

         В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.

Автор Панкова Татьяна Анатольевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 3894
Номер материала 15675
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓