МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43»
« СЛОВО И ТЕКСТ»
Рабочая программа
факультативных занятий
по русскому языку
8 класс
Составила: учитель русского языка и
литературы
Даянова Наталья Владимировна
20014 – 2015
учебный год
Пояснительная
записка
Данная
программа по рассчитана на 34 учебных часа и может быть использована
учителем-словесником для проведения факультативных занятий по русскому языку в
8классе. Благодаря данному курсу учащиеся смогут усвоить основы текстоведения,
выработать систему работы над анализом художественного произведения, как
прозаического, так и поэтического, что позволит им значительно лучше
подготовиться к олимпиадам по русскому языку и литературе.
Неотъемлемой
частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых
коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Немаловажным также
является ориентация на создание собственных произведений различного характера,
в том числе сжатых изложений и сочинений-рассуждений. Поэтому данный курс
позволит учителю постепенно начать подготовку к ГИА выпускников в новой форме.
Факультативный
курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он
расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися,
закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в
знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию
речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа
предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую
индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией
работы над ошибками.
Программа
факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных
стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому
языку базового и профильного уровней в соответствии с программой по русскому
языку:
М.Т.
Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к
учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2003 г.
Цель: формирование
коммуникативных умений учащихся при работе над текстом.
Задачи:
·
овладение
основными текстоведческими понятиями
·
развитие
связной речи учащихся, как устной, так и письменной
·
формирование
умения анализировать текст, выделять в нем проблему
·
составление
текстов собственного сочинения различной тематики.
Формы
работы:
лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм
работы.
Методы и
приемы:
·
лекция;
·
беседа;
·
объяснение
учителя;
·
исследование;
·
наблюдение;
·
сопоставление
и анализ.
Виды
деятельности учащихся:
·
контрольное
списывание
·
сжатие
исходного текста
·
редактирование
текста
·
составление
текста по образцу
·
составление
обрамлений к рассказу
·
восстановление
частей текста
·
составление
устных и письменных высказываний на лингвистическую тему
·
анализ
текста художественного и публицистического стилей
·
конспектирование,
тезисирование
·
работа
с научной и публицистической литературой
·
составление
схем, таблиц, алгоритмов.
Ожидаемые
результаты:
·
в
результате изучения курса учащиеся овладеют умением анализировать текст и
высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном
тексте
·
получат
новые знания из области лингвистики и литературоведения
·
научатся
работать над сжатием исходного текста
·
смогут
проводить различные виды анализа текста.
Содержание
программы
1. Язык и
речь (5 ч.)
Язык и
речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира.
Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог.
Полилог.
2. Единицы
языка (3 ч.)
Слово как
универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных
значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.
3. Текст и
его основные понятия (7 ч.)
Текст.
Тема текста. Микротема и абзац. Темы широкие и узкие. Основная мысль.
Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте.
Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение.
Смысловая связь.
4. Стили
речи (15 ч.)
Разговорный,
Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их
особенности.
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля.
Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия
по тексту публицистического стиля.
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном
тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу.
Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное
произведение.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические,
лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление
высказывания на лингвистическую тему. Типы речи.
Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа.
Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
5. Система
работы над текстом (4 ч.)
Виды
анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ.
Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы
над анализом текста. Конспектирование. Тезисирование. Аннотирование.
Редактирование.
Литература
для учителя:
1. Антонова
Е.С. Тайна
текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся
7-9 классов. – М., 2001.
2. Анненков
В.И. Анализ
художественного произведения. – М., 1987.
3. Виноградов
В.В. Стилистика.
Теория поэтической речи. Поэтика. – М.,1963.
4. Кожина
М.Н. Стилистика
русского языка. – М.,1977.
5. Купина
Н.А. Лингвистический
анализ художественного текста. – М.,1980.
6. Львова
С.И. Уроки
словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. –
М.,1996.
7. Мещереков
В.Н. Основы
школьного речеведения.– М., 2004.
8. Черемсина-Ениколопова
Н.В. Законы
и правила русской интонации. – М.,1999.
Программы: М.Т.
Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа
по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2009 г.
Литература
для учащихся:
1. Антонова
Е.С. Тайна
текста. Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 7-9 классов. – М., 2009
2. Горшков
А.И. Все
богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории
русского языка). – М., 1992.
3. Горшков
А.И. Русская
словесность: От слова к словесности. – М.,1995.
4. Граник
Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.
5. Журавлев
А.П. Звук
и смысл. – М., 1991.
6. Мокиенко
В.М. Образырусской
речи. – Л., 1986.
7. Солганик
Г.Я. От
слова к тексту. – М.,1993.
8. Шанский
Н.М. Художественный
текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.
Словари:
1. Горбачевич
К.С. Словарь
сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004.
2. Горбачевич
К.С. Словарь
эпитетов русского языка. – СПб., 2001.
3. Квятковский
А.П. Школьный
поэтический словарь. – М.,1998.
4. Энциклопедический
словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. – М., 1984.
Календарно-тематическое планирование курса
№п/п
|
Тема
|
Основное содержание
|
Знания
умения и навыки
|
Дата
|
Язык и
речь (5ч.)
|
|
1.
|
Язык и
речь, или почему мы умеем говорить?
|
Понятие
языка и речи. Возникновение речи. Способность человека говорить.
Произношение. Звуки и буквы в потоке речи.
|
Знать,
что такое речь.
|
4.09
|
2.
|
Русский
язык среди других языков мира.
|
Место
русского языка среди других языков мира. История и происхождение.
|
Знать о
месте русского языка среди других языков мира, уметь давать характеристику
русскому языку(семья, группа, происхождение).
|
11.09
|
3.
|
Выразительные
возможности русского языка.
|
Писатели
и поэты о выразительности, красоте и богатстве русского языка.
|
Знать,
что русский язык – язык русского народа, уметь приводить примеры из
художественной литературы о значении, красоте и богатстве русского языка как
языка родной страны и культуры.
|
18.09
|
4.
|
Речь
устная и письменная.
|
Возникновение
письменной речи. Виды общения и виды письма. Эпистолярный жанр в русской
литературе и современном обществе.
|
Знать
отличие устного общения от письменного.
|
25.09
|
5.
|
Монолог.
Диалог. Полилог.
|
Монолог.
Диалог. Полилог. Структура. Роль в тексте.
|
Знать
правила построения диалога и монолога в устной и письменной речи, уметь
составлять диалог, монолог, полилог.
|
3.10
|
5.
Язык и
его единицы (3ч.)
|
|
6.
7.
|
Слово
как универсальная единица языка.
Слово в
контексте.
|
Слово.
Прямое и переносное значение слова.
Слово в
контексте. Контекстуальные синонимы, антонимы.
|
Знать о
метафоре и метонимии как виде переноса, контекстуальных синонимах антонимах,
уметь находить и употреблять их в тексте.
|
10.10
17.10
|
8.
|
Предложение
как единица языка.
|
Слова-предложения
и их роль в тексте. Однородные члены как средство выразительности. Нарушение
границ предложения.
|
Знать о
предложении как основной единице языка.
|
24.10
|
Текст и его основные понятия (7 ч.)
|
|
9.
|
Текст.
|
Текст.
Признаки теста. Построение текста. Тема текста. Темы широкие и узкие. План
текста. Виды плана.
|
Уметь
различать широкие и узкие темы. Составлять различные планы к любому из
предложенных текстов.
|
31.10
|
10.
|
Микротема
и абзац.
|
Микротема.
Абзац. Смысловое членение текста. Логическое и смысловое ударение. Интонация.
|
Знать о
смысловом членении текста. Уметь правильно читать текст, определять микротему
абзаца.
|
14.11
|
11.
|
Контекст.
Подтекст. Затекст.
|
Контекст.
Подтекст. Затекст.
|
Знать
основные понятия.
|
21.11
|
12.
|
Средства
связи предложений в тексте.
|
Местоимения.
Лексические повторы. Синонимы. Смысловые средства связи. Служебные части речи
как средства связи предложений в тексте.
|
Знать
средства связи предложений в тексте и уметь находить и определять их.
|
28.11
|
13.
|
Типы
связи
|
Типы
связи. Цепная и параллельная связь. Признаки цепной и параллельной связи.
|
Знать
типы связи. Уметь определять их в тексте, составлять текст с использованием
каждого из типов.
|
5.12
|
14.
|
Основная
мысль текста.
|
Взаимосвязь
темы и основной мысли текста. Ключевые слова. Авторская позиция в тексте.
|
Уметь
определять основную мысль текста. Выявлять авторскую позицию.
|
1 .12
|
15.
|
Текст
как целостное композиционное единство.
|
Работа
над анализом текста (отрывок из произведения А.И. Куприна «Белый Пудель»).
|
Умение
анализировать текст, аргументировать свою точку зрения.
|
19.12
|
Стили
речи (15ч.)
|
|
16.
|
Стили
речи.
|
Разговорный,
Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их
особенности.
|
Знать
стили речи и их основные признаки. Уметь определять стиль речи и доказывать
свою точку зрения.
|
26.12
|
17.
|
Публицистический
стиль.
|
Публицистический
стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля.
|
Уметь
анализировать текст публицистического стиля.
|
16.01
|
18.
|
Публицистический
стиль.
|
Проблема
и аргументы в текстах публицистического характера.
|
Уметь
определять проблему в текстах публицистического стиля, находить аргументы.
|
23.01
|
19.
|
Публицистический
стиль.
|
Сочинение-рецензия
по тексту публицистического стиля.
|
Знать
правила написания рецензии, уметь составлять сочинение-рецензию.
|
30.01
|
20.
|
Художественный
стиль речи и его структура
|
Художественный
стиль. Характеристика художественного стиля. Основная мысль в художественном
тексте.
|
Знать об
особенностях построения текста художественного стиля, основные признаки
стиля.
|
6.02
|
21-22.
|
Сжатие
текста художественного стиля.
|
Приемы
сжатия. Составление текста по образцу.
|
Знать
приемы сжатия текста. Уметь сжимать текст в соответствии с правилами.
|
13.02
20.02
|
23-24.
|
Сочинение-рассуждение
по художественному тексту.
|
Структура
сочинения рассуждения. Рецензия на написанное произведение.
|
Умение
составлять собственное развернутое рассуждение на одну из заданных тем.
|
27.02
6.03
|
25-27.
|
Изобразительно-выразительные
средства языка и их роль в художественном тексте.
|
Изобразительно-выразительные
средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические,
синтаксические, стилистические.
|
Знать
изобразительно-выразительные средства языка, уметь находить их в
художественном тексте.
|
13.03
20.03
3.04
|
28
29
30
|
Научный
стиль речи.
|
Научный
стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи.
Составление
высказывания на лингвистическую тему.
|
Знать
структуру научного стиля, отличать его от других стилей
Уметь
составлять высказывание на лингвистическую тему.
|
10.04
17.04
24.04
|
Система работы над текстом (4ч.)
|
|
31.
|
Основные
виды работы с текстом.
|
Тезисирование
и конспектирование текста. Редактирование текста.
|
Уметь
выполнять основные виды работы с текстом.
|
30.04
|
32.
|
Виды
анализа текста.
|
Лексико-семантический,
лингвистический, сопоставительный анализ текста. Схема анализа.
|
Знать
схему анализа текста. Пути анализа произведения.
|
8.05
|
33.
|
Комплексный
анализ поэтического текста.
|
Анализ
стихотворения Ф.И. Тютчева (по выбору)
|
Уметь
анализировать текст.
|
15.05
|
34.
|
Комплексный
анализ прозаического текста
|
Анализ
рассказа А.Платонова (по выбору).
|
Уметь
анализировать текст.
|
22.05
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.