Главная / Русский язык и литература / рабочая программа дополнительных занятий по подготовке к итоговому сочинению 2014

рабочая программа дополнительных занятий по подготовке к итоговому сочинению 2014

урока

Название блока программы, темы урока

Сроки изучения

тезисы

Термины

Планируемые

результаты

Общие учебные умения,навыки и способы деятельности

количество часов

план

факт

5.1

5.2


знания

умения



1

Ознакомление с особенностями формулировок тем сочинения и критериями оценок







основная мысль

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).

Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.

Сочинение пишите чётко и разборчиво.


При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.




комплексный анализ текста

2

Ознакомление с рекомендуемым списком литературы






Л. Толстой «Война и мир»


комплексный анализ текста

3

Методические рекомендации «Как писать сочинение»

План сочинения






определить понятия и термины,

которые встретились в

формулировке темы, т.е.дать им

чѐткое толкование, поставить

понятийные и детализирующие

вопросы к ключевым словам в теме,

особое внимание обратить на

метафоры, если они есть в

формулировке темы.

2. По вопросам определить отношения

между основными понятиями.

3. Сформулировать основную мысль,

ответив на вопрос: «О чѐм и что

нужно писать в сочинении?»

Вариант работы

Тезис

аргумент

комплексный анализ текста

4

Работа над выбором темы

Виды сочинений






сочинение – характеристика

сравнительная характеристика

сочинение- рассуждение

анализ эпизода



комплексный анализ текста

5

Виды вступления

Аргументация тезиса






аналитическое

библиографическое

сравнительное

лирическое

перекличка с современностью

вступление- характеристика произведения

аключение должно отвечать следующим

требованиям:

содержать выводы из написанного в данном,

конкретном сочинении;

оно должно соответствовать теме сочинения.

Способы проверки соответствия заключительной

части всему написанному тексту


6

Виды заключения

Работа с бланками






1) Для того чтобы проверить, соответствует ли

оно теме, надо поставить вопрос «О чѐм

говорится в заключительной части сочинения?»

и ответить на него, перечитав весь текст.

2) Необходимо перечитать сочинение и подумать

над вопросом: «И что из этого следует?» Если

заключительная часть сочинения является

следствием из написанного, то логика развития

основной мысли не нарушена.

7

Анализ произведений по блоку «Недаром помнит вся Россия…» (примерные темы)








М. Ю. Лермонтов

«Герой нашего времени»

«Бородино»

Назначение и судьба поэта в лирике М. Ю. Лермонтова
2.
Тема родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова
3.
Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова
4.
Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова
5.
Чувство трагического одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова.

6.Диалог двух поколений в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»
7.
Почему купец Калашников победил удалого бойца Кирибеевича (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова)

8.Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова
9.
Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова

10. Тема вечности в поэзии М. Ю. Лермонтова
11.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» и его роль в судьбе стихотворца
12.
М. Ю. Лермонтов в поиске своего места в поэзии (По стихотворениям «Поэт», «Нет, я не Байрон, я другой...» и др.)

13.«Печально я гляжу на наше поколенье...» (по творчеству М. Ю. Лермонтова)
14.
Тема гордого одиночества и ее воплощение в лирике М. Ю. Лермонтова

15. Поэтическое изображение подвига народа в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»


16.
Национально-патриотическая баллада М. Ю. Лермонтова «Бородино»

17.Философские раздумья в поэзии М.Ю. Лермонтова

Выполнение заданий по теме

8

Анализ произведений по блоку «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»









В. Распутин «Прощание с Матерой»

И. Бунин «Господин из Сан- Франциско»

А. Куприн «Олеся»




«Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует» ( Иоганн Вольфганг Гёте).

«Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» ( Вильгельм Швебель)

«Природа - творец всех творцов» ( Иоганн Вольфганг Гёте)

«В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло» ( Л.Н.Толстой)

«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» ( Антуан де Сент-Экзюпери)

«Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно» ( Иоганн Готфрид Зейме)

«И что только ни делает с человеком природа!» (Ф.Г.Раневская)

«Леса учат человека понимать прекрасное» (А.П.Чехов)



9-

Анализ произведений по блоку « Спор поколений: вместе и врозь.»








К. Паустовский «Телеграмма»

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

«Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).

«Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).

Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети»(В.А.Сухомлинский).

«Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).

«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).

«Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).

«Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»(Р.Роллан).


10

Анализ произведений по блоку «Чем люди живы?»








В. Астафьев «Герань», «Ягодка»

«Людочка»

Рассказы В. М. Шукшина «Обида»

Б. Васильев «Летят кони»

"...Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!" (А.П. Чехов).

«Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный - невозможно...» (А.С.Пушкин).

" Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его" (Н.Г. Чернышевский).

«Поэзия - это форма любви» (М.М. Пришвин).

«Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г.Белинский).

«Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы – большой и маленькой» (Д.С.Лихачев).

«Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека…» (Д. С. Лихачёв).

«У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание» (К. Г. Паустовский).

«Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…» (М. Е. Салтыков-Щедрин)

«Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…» (Б. Л. Пастернак).

«Человек – это…живая загадка» (С. Н. Булгаков».

«Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н.Г. Чернышевский).

«Человек – целый мир…» (Ф. М. Достоевский).

«Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д. С. Лихачев).

«Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д. С. Мережковский).

«Сила влияния нравственного выше всяких сил…» (Н. В. Гоголь).

«Самое главное в дружбе – умение понять и прощать» (В.П. Некрасов).

«Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека» (В. Г. Белинский).

«Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой…» ( В. Г. Белинский).

«Без страстей и противоречий нет жизни…» (В. Г. Белинский).

«Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф. М. Достоевский).

«Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский».

«Нет счастья в бездействии…» (Ф. М. Достоевский).

«Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» (К. Д. Ушинский).

«Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К.Г. Паустовский).

«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И. С. Тургенев).

«Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством» (В. Г. Белинский).





11

Анализ произведений по блоку «Вопросы, заданные человечеству войной»








В. Быков «Сотников»

В. Кондратьев «Сашка»

К. Воробьев «Убиты под Москвой»

В. Распутин «Живи и помни»

М. Шолохов «Судьба человека»

Вопросы, заданные человечеству войной

"Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой" (А.С. Пушкин).

"Подвиг не рождается сразу. Для этого... нужно щедрую душу иметь " (Г.А. Медынский).

«Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни...» (А.П. Платонов).

«В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства...» (М.Ю.Лермонтов).

«Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг» (А. А. Бестужев-Марлинский).

«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом…» (В. Г. Белинский).

«Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н. К. Рерих).

«Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н.М. Карамзин

Работа с тестовыми заданиями

12

Апробация сочинения













рабочая программа дополнительных занятий по подготовке к итоговому сочинению 2014
  • Русский язык и литература
Описание:

 

 

 

Данная программа составлена на основании федерального стандарта по предмету «Литература».

 

Всего 12 занятий (1 час в неделю). Занятия ведутся параллельно с подготовкой к аргументации сочинения по русскому языку(25 задание).

 

В 2014 году обучающиеся 11-х классов впервые  пишут итоговое сочинение по литературе, которое является допуском к итоговой аттестации. В связи с этим возникает много вопросов. Курс дополнительных занятий по русскому языку поможет обучающимся подготовиться к сочинению по литературе.

 

На занятиях объясняются требования, предъявляемые к сочинению, критерии оценки.

 

Также дается методика написания сочинения, объясняется композиция , составляется план, то есть прорабатываются этапы подготовки к сочинению- составляется алгоритм работы,проводится работа с бланками.

 

Обучающимся предлагается список литературы и возможные темы по пяти направлениям   «Недаром помнит вся Россия…», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь.»,  «Чем люди живы?», «Вопросы, заданные человечеству войной».

 

Совместно с учителем анализируются произведения и эпизоды, необходимые для той или иной тематики. Обучающиеся учатся «собирать» материал и цитаты для своей творческой работы. Далее проходит апробация написания как частей сочинения(вступление, заключение, анализ эпизода), так и сочинения в целом.

 

На занятиях используется  материал из интернет и пособие «Сочинение по литературе-ЕГЭ по русскоиу языку» С. Драбкиной, Д. Субботина, сборники сочинений на свободную тему.

 

Автор Юлдашева Элеонора Хуснулловна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1163
Номер материала 42745
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓