Главная / Начальные классы / Рабочая программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста. «Юный исследователь» (срок реализации 4 года)

Рабочая программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста. «Юный исследователь» (срок реализации 4 года)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кизнерская средняя школа №1»






Рассмотрено на

заседании ШМО.

Протокол №

Рук. ШМО_________

«____»________ 2011 г






Рабочая программа

дополнительного образования детей

младшего школьного возраста.

«Юный исследователь»

(срок реализации 4 года)






Программа составлена

учителем высшей категории

Путиловой С.А.,








П. Кизнер, 2011 г.



Пояснительная записка

по курсу «Юный исследователь»


Начальная школа является важнейшим этапом образования человека. От того, насколько грамотно организован процесс обучения и воспитания на этой ступени, зависит успешность каждого ученика в дальнейшем. Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит все большее применение. Учитель, уже в начальной школе стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный, творческий, исследовательский поиск.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.

Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальны для ребенка. Исследовательская работа должна выполняться им добровольно, и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы - 7-10 лет.

Сроки реализации: 4 года ( 1-4 класс).

Рабочая программа кружка составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Школьный учебный план дополнительного образования.

  2. Программа обучения младших школьников исследовательской деятельности. Авт.-сост. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. – Волгоград: Учитель,2009.

Учебные пособия для учащихся:

- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Методическое пособие для учителя:

1. Исследовательская деятельность младших школьников.

Авт.-сост. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. – Волгоград: Учитель,2009.

2. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. Авторы-составители Шатилова М.Ю. и др. – Волгоград: Учитель,2010.

Инструментарий:

  1. Набор карточек с символическими изображениями «методов исследования»

  2. Наборы тематических коллекций

  3. Сборник исследовательских работ класса

  4. Тетрадь, карандаши.

  5. ИКТ

Программа и материал УМК курса рассчитан на 68 часов в год.

Цель программы - развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.


Курс «Юный исследователь»

в классе решает следующие задачи:

  1. Развитие творческой исследовательской активности детей младшего школьного возраста.

  2. Развитие познавательных потребностей младших школьников.

  3. Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

  4. Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

  5. Стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам.

  6. Ознакомление с научной картиной мира.

  7. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

  8. Участие в проводимых в рамках деятельности школы, района, конкурсах, олимпиадах, конференциях.

Работа осуществляется в нескольких направлениях:

Первое – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах:

а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, оказание помощи учащимся при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий);

б) работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи);

Второе – групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами).

Третье направление – массовые формы. К их числу можно отнести встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях, походах.


Структура учебных занятий

  1. Задания на развитие основных исследовательских умений и навыков:

- умения видеть проблемы;

- умения задавать вопросы;

- умения выдвигать гипотезы;

умения давать определения понятиям;

- умения классифицировать;

- умения и навыки наблюдения;

- умения и навыки проведения экспериментов;

- умения делать выводы и умозаключения;

- умения и навыки структурирования материала;

- умения и навыки работы с текстом;

- умения доказывать и защищать свои идеи.

  1. Работа по теме занятия основного обучения.

  2. Защита исследовательских работ

  3. Домашнее задание: «Продолжи исследование». Собрать материал по этой теме (используя методы исследования), обобщить, обдумать, дать определения основным понятиям, высказать суждения, сделать необходимые умозаключения. Публикация сборника исследовательских работ класса.


Этапы исследовательской работы (проекта)

  1. Выбор темы. Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.

  1. Постановка цели и задач.

  2. Гипотеза исследования.

  3. Организация исследования.

  4. Подготовка к защите и защита работы.


Организация исследования.

Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

Просмотреть телематериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

Провести эксперимент.

Запиши план и результаты эксперимента.


Подготовка к защите.

1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

а) разъяснение посредством примера,
б) описание,
в) характеристика,
г) сравнение,
д) различие.

2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4.Расставить по важности основные идеи.

5. Предложить сравнения и метафоры.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

8. Подготовить текст доклада.

9. Подготовить средства наглядного представления доклада.


Методика выполнения работ

При выполнении работ используем общепринятые, широко известные и достаточно хорошо апробированные методики. Достоверность результатов, полученных при использовании таких методик, значительно выше.

Основным принципом являются строки:

«Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!»



Для учащихся класса в рамках организации исследовательской деятельности возможно создание мини- курсов родителей – специалистов разных областей деятельности: «Юный литератор», «Юный химик», «Юный краевед». Имеются в виду краткосрочные занятия по самым разным специальным проблемам.

Одна из основных задач таких мини-курсов — расширение кругозора ре­бенка. Из мини-курсов, рождаются проблемы для разработки детьми самостоятельных исследовательских проектов. В конце учебного года учащиеся выходят на школьную конференцию для защиты проектов.

Наиболее рациональной считается постепен­ная эволюция занятий, от занятий-лекций к семинарам и наконец, к самостоятельной исследовательской практике. То есть монолог преподавателя постепенно уступает место сначала диалогу с учащими­ся, а затем их практической исследовательской работе. В соответ­ствии с этим организационная методическая сторона деятельности может быть представлена в виде следующих этапов:

  • Вначале на первом этапе доминирует информационно-рецептивный характер учебной деятельности. Преподаватель дает детям
    первичную информацию, а их основная задача — ее воспринять, ос­
    мыслить, запомнить.

  • Следующий этап — репродуктивный. По вопросам или заданиям педагога ученики воспроизводят элементы изученного материала.

  • Далее следует проблемное изложение. Учитель ставит проблему, и сам ее решает, но при этом он должен показать путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях. Необходи­мо вскрыть основной ход мыслей при движении к решению, пока­зать детям нечто вроде образца научного познания, научного реше­ния проблем. Ученик на этом этапе мысленно контролирует убеди­тельность этого движения, следит за его логикой.

  • Все это постепенно сменяется частичнопоисковым, или эвристическим, методом. Его задача обеспечить поэлементное усвоение
    опыта творческой деятельности (умение видеть проблему, высказы­вать предположения, формулировать гипотезы, давать определения
    понятиям, строить доказательство, делать выводы и др.).

  • В итоге все это должно привести к исследовательской практике,
    что, как известно, является основным методом обучения творческой
    деятельности.

Занятия должны проводится только на добровольной основе. Таким образом, методика курса предполагает, что ребенок постепенно превращается из слушателя в собеседника, а затем в исследователя. И на доступном ему уровне включается в учебно-исследовательскую, творческую.



Словарь терминов

  1. Гипотеза (от древнегреческого hypothesis – основание, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления) – предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом.

  2. Классификация – (от латинского classis – разряд и facere – делать) называют деление предметов и явлений в зависимости от их общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы (разряды), чтобы их упорядочить, и придает нашему мышлению строгость и точность.

  3. Метод (от греческого слова – methodos) – способ, прием познания явлений окружающего мира.

  4. Парадокс (от греческого слова paradoxos – неожиданный, странный, невероятный) – утверждение, резко расходящееся с общепринятыми, установившимися мнениями, наблюдениями.

  5. Проект (от латинского progectus - «брошенный вперед»)

    1. совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;

    2. предварительный текст какого- либо документа;

    3. какой-либо замысел или план.

  6. Проектирование – процесс разработки и создания проекта.

  7. Теория (от греческого слова theoria- рассмотрение, исследование) – система основных идей, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

  8. Эксперимент (от латинского experimentum – проба, опыт) –самый главный метод познания в большинстве наук, предполагает проведение каких-то практических действий с объектом исследования.



ЛИТЕРАТУРА:


1. Исследовательская деятельность младших школьников.

Авт.-сост. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. – Волгоград: Учитель,2009.

2. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. Авторы- составители Шатилова М.Ю. и др. – Волгоград: Учитель,2010.

  1. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006.

  2. Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – 2003

  3. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк Исследовательская деятельность младших школьников. Программа, занятия, работы учащихся. – Волгоград, 2009.

  4. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика 2005.

  5. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование 1998.


Календарно-тематическое планирование

3 класс



п/п

Тема

Кол-во часов

Новые понятия

Содержание работы

Планируемый результат

Универсальные учебные действия, предметные учебные действия


1

Что такое исследование?

1

исследование


Знакомство с понятием «исследование». Где использует человек свою способность исследовать окружающий мир? Публичный рассказ, доклад о своей летней коллекции. Создание классного центра «обогащения содержания образования»

Регулятивные

УУД
















Познавательные УУД










Коммуникативные УУД







Личностные УУД











Предметные результаты

- Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно

- Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата


- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- Выделение наиболее важной информации

- Построение логической цепочки вопросов


- Учет позиции других людей

- Включаемость в коллективное обсуждение вопросов

- Постановка вопросов

- Способность взаимодействовать с товарищами в группе в соответствии с правилами

- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

- Воспроизведение (актуализация) знаний.

- Определение информационных лакун в теме.

- Определение основных направлений в изучении темы


2

Научное исследование и наша жизнь

1

Исследователь

научное открытие

Известные науки и области исследования. Работа по тематическим карточкам.


3

Наблюдение и экспериментирование

1

наблюдение экспериментирование

Практические задания на проверку, тренировку и развитию наблюдательности, умения экспериментировать


4

Методы исследования

Подумать самостоятельно

1

метод

гипотеза

Знакомство с основными методами исследования Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Работа по тематическим карточкам.


5

Посмотреть книги о том, что исследуешь

1



6

Спросить у других людей

1



7

Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования

1



8

Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет

1



9


Наблюдение и наблюдательность

1


Продолжение работы с методом исследования. Преимущества и недостатки. Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения. »Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескоп, бинокль, микроскоп и т. п.) Практические задания по развитию наблюдательности


10

Эксперимент – познание в действии. Совершенствование техники экспериментирования

1

эксперимент

Как узнать новое с помощью экспериментов. Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе Практическая работа – планирование и проведение эксперимента с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)


11

Интуиция и создание гипотез

1

Гипотеза

интуиция

Как создаются гипотезы. Провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Интуиция, примеры интуитивных решений и проблем. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы, в исследованиях. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей, по созданию и проверке собственных гипотез.


12

Правильное мышление и логика

1

суждение

Правильное и ошибочное суждение. Практические задания на анализ и синтез, практические задания «Как делать сообщения». Классифицирование. Определение понятий.


13

14

15

Искусство делать сообщения

3

сообщение

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании, как выделит главное и второстепенное, как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текста.


16

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

1


Какими бывают вопросы, как правильно задать вопросы, как узнать новое с помощью вопроса. Бывают ли глупы вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы, по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.


17

Семинар «Как подготовиться к защите»

1

защита

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад?» и т. п. Представление результатов собственных работ, анализ полученных материалов, определение основных понятий, структурирование полученной информации, подготовка текста доклада, подготовка к ответам на вопросы, разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей.



18

19

Самостоятельная работа в течение тренинга

2

резерв





20

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

Папка исследователя

Коллективное обсуждение проблематики возможных собственных исследований, задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися.



21

22

23

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

3


Каждый ребенок имеет тетрадь «Я – исследователь».В ней последовательно проходит каждый шаг на пути проведения собственного исследования, начинает работать.



24

25

Коллективная игра-исследование «Историческое моделирование»

2


Активизация исследовательской активности учащихся.



26

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1





27

Семинар.

1


Предварительная защита собственных работ



28

29

30


Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

3


Подготовка детских работ к собственной защите



31-50

Самостоятельная исследовательская работа

20





51-52

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

2





53-54

Подготовка собственных работ к защите

2





55-56

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

2





57-68

Резерв

10






Календарно-тематическое планирование

4 класс


п/п

Тема

Кол-во часов

Новые понятия

Содержание работы



1

Культура мышления

1

исследование


Публичный рассказ, доклад о своей летней коллекции.

Регулятивные

УУД
















Познавательные УУД










Коммуникативные УУД







Личностные УУД











Предметные результаты

- Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно

- Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата


- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- Выделение наиболее важной информации

- Построение логической цепочки вопросов


- Учет позиции других людей

- Включаемость в коллективное обсуждение вопросов

- Постановка вопросов

- Способность взаимодействовать с товарищами в группе в соответствии с правилами

- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

- Воспроизведение (актуализация) знаний.

- Определение информационных лакун в теме.

- Определение основных направлений в изучении темы

2

Научное исследование и наша жизнь

1

Исследователь

научное открытие

Известные науки и области исследования. Работа по тематическим карточкам.

3

Научная теория

1

Гипотеза, теория

Практические задания на проверку, тренировку и развитию умения

выдвигать гипотезы

4

Научное прогнозирование

Методы прогнозирования

1

прогноз

Знакомство с основными методами прогнозирования. Практические задания – тренировка в использовании методов прогнозирования в ходе изучения доступных объектов. Работа по тематическим карточкам.

5

Провокационные идеи

1


6

Продуцирование гипотез

1


7

Построение прогнозных сценариев

1


8

Построение прогнозных сценариев

1


9


Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования

1


Продолжение работы с методом исследования. Преимущества и недостатки. Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения» Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескоп, бинокль, микроскоп и т. п.) Практические задания по развитию наблюдательности

10

Эксперимент – познание в действии. Совершенствование техники экспериментирования

1

эксперимент

Как узнать новое с помощью экспериментов. Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе Практическая работа – планирование и проведение эксперимента с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)

11

Интуиция и создание гипотез

1

Гипотеза

интуиция

Как создаются гипотезы. Провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Интуиция, примеры интуитивных решений и проблем. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы, в исследованиях. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей, по созданию и проверке собственных гипотез.

12

Искусство задавать вопросы и отвечать на них.

1

суждение

Практические задания по тренировке умений задавать вопросы. Классифицирование. Определение понятий.

13

14

15

Ассоциации и аналогии

3

аналогия

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании, как выделит главное и второстепенное, как подготовить текст выступления. Практические задания на ассоциативное мышление, создание аналогий

16

Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов

1


Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы, по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.

17

Семинар «Как подготовиться к защите»

1

защита

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад?» и т. п. Представление результатов собственных работ, анализ полученных материалов, определение основных понятий, структурирование полученной информации, подготовка текста доклада, подготовка к ответам на вопросы, разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей.


18

19

Самостоятельная работа в течение тренинга

2

резерв



20

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

Папка исследователя

Коллективное обсуждение проблематики возможных собственных исследований, задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися.

21

22

23

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

3


Каждый ребенок имеет тетрадь «Я – исследователь».В ней последовательно проходит каждый шаг на пути проведения собственного исследования, начинает работать.


24

25

Коллективная игра-исследование «Историческое моделирование»

2


Активизация исследовательской активности учащихся.


26

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1




27

Семинар.

1


Предварительная защита собственных работ


28

29

30


Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

3


Подготовка детских работ к собственной защите


31-50

Самостоятельная исследовательская работа

20




51-52

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

2




53-54

Подготовка собственных работ к защите

2




55-56

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

2




57-68

Резерв

12





















Календарно-тематическое планирование

1 класс ( 66 часов)


п/п

Тема

Кол-во часов

теория

Кол-во часов

практика

Содержание работы.

Планируемый результат

Универсальные учебные действия, предметные учебные действия

1-2






3-4





5-7




8-10



11-15






16-20






21-25




26-30



31- 32


33-35



36-40




41-45






46-50



51-55






56-60





61-62




63-66

Что такое исследование?






Что такое научное исследование?





Наблюдение – как метод исследования.



Составление плана исследования.




Как задавать вопросы?






Упражнения по методике проведения самостоятельных исследования.

«Построим дом, чтоб жить нам в нем»



Учимся выделять главное и второстепенное.




Как делать схемы?




Экскурсия .



Презентация исследовательской работы.



Научные исследования и наша жизнь.




Методы исследования.

Эксперимент.






Введение в тему исследования.





Постановка целей исследования.






Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.





Семинар.




Научно-практическая конференция первоклассников.








ИТОГО:

1






1





1




1




1






1







1




1





1



1





1





1






1




1






1






1














19



1






1





2




2




4






4







4




4





1



2





4





4






4





1






4






1





4









47

Знакомство с понятием «исследование». Где использует человек свою способность исследовать окружающий мир?


Известные науки и области исследования. Работа по группам.



Практическое наблюдение. Экскурсия на природу.



Выбор общего объекта исследования.

Составление плана исследования.



Тренинг. Анализ источников. Классификация вопросов.(ТРКМ)




Коллективная игра-исследование.

Тренинг.



Анализ собранного материала об объекте, отбор главного.


Построение схемы (кластера). Составление устного рассказа по схеме.



Проверка умения выделять главнее.


Семинар. Обобщение знания детей по теме «Исследование».


Беседа. Выявление причины и следствия. Понятие «Проблема».



Понятие «Методы исследования».

Классификация предметов по разным признакам. Объединение в группы по интересам.


Объединение в группы ,выбор темы исследования. Индивидуальная работа с группами.


Коллективное обсуждение проблематики возможных собственных исследований, задачи выбора темы собственного исследования.


Индивидуальная работа с учащимися.




Активизация исследовательской активности учащихся.

Подготовка детских работ к собственной защите


Предварительная защита коллективных работ.

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы, по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.







Регулятивные УУД







Познавательные УУД


Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

- Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии


- Поиск и выделение необходимой информации

- Выбор способа действия

- Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме

- Контроль и оценка промежуточных результатов деятельности


-Умение слушать и вступать в диалог

- Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации


- Способность взаимодействовать с товарищами в группе в соответствии с нормами

- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов


- Построение нового знания.

- Анализ информации по теме







Календарно-тематическое планирование

2 класс ( 68 часов)

п/п

Планируемый результат

Универсальные учебные действия, предметные учебные действия

Тема

Кол-во часов

теория

Кол-во часов

практика

Содержание работы.

1-2

Регулятивные УУД





Коммуникативные УУД









Познавательные УУД







Личностные УУД






Предметные УУД

- Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

- Учет позиции других людей

- Включаемость в коллективное обсуждение вопросов

- Постановка вопросов

- Умение аргументировать свою точку зрения

- Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме

- Контроль и оценка результатов деятельности в форме определения полноты удовлетворения информационного запроса

- Выделение и формулирование познавательной цели

- Оценка действий человека

- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

- Применение знаний для оценки действий человека

- Способность использовать полученные знания в качестве аргументов для защиты собственной точки зрения

Что такое исследование?



1

1

Понятие «исследование». Где использует человек свою способность исследовать окружающий мир?

3-4

Что такое научное исследование?



1

1

Известные науки и области исследования. Работа по группам


5-6

Экскурсия

1

1

Экскурсия на предприятие поселка.

7-10

Основные логические операции.

1

3

Составление рассказа по теме с опорой на слова. Выбор темы исследования

11-15

Анализ и синтез.

1

4

Анализ собранного материала.

16-20

Суждения, умозаключения, выводы.

2

3

Формы логического мышления.

21-25

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

1

4


Активизация исследовательской активности учащихся.

Подготовка детских работ к собственной защите


26-30

Презентация исследовательской работы

1

4

Слушание, анализ и выбор лучших работ.

31-35

Наблюдение и экспериментирование.

2

3

Сравнение методов:

наблюдение и эксперимент.

36-40

Выбор индивидуальной темы исследования

1

4

Составление памятки «Как выбрать тему»

41-45

Наблюдение и наблюдатетельность.

1

4

Работа с приборами.

Сбор и анализ материала для исследовательских работ

46-50

Мышление и логика.

1

4

Знакомство с понятиями.

Развитие логического мышления.

51-55

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

4

Каждый ребенок имеет тетрадь «Я – исследователь».В ней последовательно проходит каждый шаг на пути проведения собственного исследования, начинает работать.

56-60

Семинар

1

4

Предварительная защита коллективных работ.


61-68

Подготовка и проведение «Научно-практической конференции учащихся»





Рабочая программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста. «Юный исследователь» (срок реализации 4 года)
  • Начальные классы
Описание:

Цель программы - развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

 

Курс «Юный исследователь»

в классе  решает следующие задачи:

1.     Развитие творческой исследовательской активности детей младшего школьного возраста.

2.     Развитие познавательных потребностей младших школьников.

3.     Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

4.     Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

5.     Стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам.

6.     Ознакомление с научной картиной мира.

7.     Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

 

8.     Участие в проводимых в рамках деятельности школы, района, конкурсах, олимпиадах, конференциях.

          Начальная школа является важнейшим этапом образования человека. От того, насколько грамотно организован процесс обучения и воспитания на этой ступени, зависит успешность каждого ученика в дальнейшем. Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит все большее применение. Учитель, уже в начальной школе стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный, творческий, исследовательский поиск.

   Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют  в различных исследовательских делах.

     Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить  и делать самостоятельные умозаключения. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальны для ребенка. Исследовательская работа должна выполняться им добровольно, и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

      Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной  программы - 7-10 лет.

 

     Сроки реализации: 4 года ( 1-4 класс).

Автор Путилова Светлана Алексеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 596
Номер материала 29211
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓