Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа для 6 класса по литературе

Рабочая программа для 6 класса по литературе

Город Ростов-на-Дону Железнодорожный район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №83




«Утверждаю»


Директор МБОУ СОШ № 83


Приказ от ___________№________


________________ФИО директора школы




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по литературе


6 «Б» класс


основное общее образование


Количество часов 103


Учитель _______________________


Категория высшая







Программа разработана на основе программы по

литературе Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева для 5-11 классов общеобразовательной школы, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.Баласс 2013)




Пояснительная записка.


1. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы


Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;

  • государственным стандартом основного общего образования по литературе («Вестник образования России», 2004, №12);

  • приказом Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Федеральным перечнем учебников на 2014-2015 учебный год, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • примерными программами основного общего образования по литературе (М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения));

  • обязательным минимумом содержания основного общего образования по предмету «Литература» (Приказ МО РФ от 14.05.1998 №1236);

  • программой по В.Я.Коровиной для 5-11 классов общеобразовательной школы, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Просвещение, 2011);

  • программой по литературе (донской региональный компонент) для 5-11 (12) классов общеобразовательных учреждений (Ростов-на-Дону, 2007);

  • приказом минобразования Ростовской области от 08.08.2014 № 24/4.1.1-4851/м об утверждении Примерной структуры рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

  • Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №83 (приказ № 250 от 30 августа 2014 года);

  • учебным планом МБОУ СОШ №83 на 2014 – 2015 учебный год

(приказ № 168 от 5 июня 2014 года);

  • календарным учебным графиком МБОУ СОШ №83 (приказ № 230 от 29 августа 2014 года);


2.Учебно-методическое обеспечение


Авторы

Название

Издательство

1

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева

Литература 6 класс Год после детства.

М.Баласс 2011

2

Е.В.Баранова, Д.Ю.Беличенко

Уроки литературы в 6 класса по учебнику "Год после детства". Методические рекомендации для учителя.

М.Баласс 2013

3

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Тетрадь по литературе 6 класс.



Дополнительные ресурсы:

  1. Конспекты уроков для учителя литературы: 6 класс. Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2008

  2. Компакт-диск «А.С.Пушкин. В зеркале двух столетий»

  3. Комплект таблиц «Теория литературы 5-11 классы»

  4. Компакт-диски «Уроки литературы. Кирилл и Мефодий» (5, 6 классы)

  5. Компакт-диск «Русская литература. 5-11 классы. Мультимедийная энциклопедия»

  6. Компакт-диск « Хрестоматия по русской литературе»

  7. Компакт- диск «Репетитор по литературе Кирилл и Мефодий, 2009»

  8. Папка с раздаточными материалами «Теория литературы 5-11 классы»

  9. Портреты писателей 19- 20 век (портреты, справочные материалы)

  10. Репродукции картин, иллюстрации к произведениям.


Цель программы: воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя. Компетентность читателя предполагает:

способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;

овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

Задачи программы:

1. Поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

В целом изучение литературы в 6-м классе ориентировано на «Концепцию модернизации российского образования», принятую правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника. Главная отличительная особенность литературы в 6-м классе в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности. Отсюда цель литературного образования определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

В 6-м классе выделяются произведения «для текстуального изучения» и «для обзорного изучения». Такой подход позволяет избежать перегрузки учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса. Как основа структурирования курса выделяется следующее базовое теоретико-литературное понятие: жанр. В 6-м классе предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность. Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.























3. Содержание учебного предмета

Программа состоит из шести разделов.

В первом разделе рассматривается место мистики в мире художественной литературы, жанровое многообразие мистической литературы, а также способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях.

Во втором разделе анализируются: «вечные» темы в художественной литературе и разные формы их воплощения, роль сказки в жизни читателя, место сказки в мире художественной литературы, нравственные ценности в сказках для взрослых.

Третий раздел рассказывает о героическом эпосе разных народов, о воплощении в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа, о взаимосвязи мифа, фольклора и литературы.

Четвёртый раздел показывает многообразие реального и художественного миров. На примере произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, К.Г. Паустовского анализируются вечные темы в литературе и собственные переживания автора в рассказе.

Пятый раздел изучает поучительную литературу: басни, юмористические и сатирические рассказы. Анализируется авторское отношение к изображаемому, приемы создания комического.

Шестой раздел содержит поэтическую антологию и отражает мир чувств человека в лирическом тексте. Изучаются особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа) и выразительные средства языка (метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение).

На каждом уроке предполагается изучение теоретико-литературных понятий (этап первоначального знакомства с ними). Динамика их дальнейшего изучения определяется в соответствии с возможностями учащихся и художественными задачами рассматриваемых произведений. Теоретико-литературные понятия рассматриваются как инструмент, способствующий постижению художественного произведения, что не предполагает их системного изучения.

Курс построен на основе сочетания жанрового и проблемно-тематического принципов и составлен из 6 разделов с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

4. Структура и содержание программы

Раздел 1. Пролетая над снами…

Раздел 2. Сказки для взрослых

Раздел 3. Следы во времени

Раздел 4. Открывая мир вокруг

Раздел 5. Смеясь сквозь слезы…

Раздел 6. Стихи из заветной тетради


Введение

Становление читателя. Литература художественная и нехудожественная. Роль художественной литературы в жизни человека.

Раздел 1. Пролетая над снами…

Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое многообразие мистической литературы. Мистика как способ художественного отражения действительности. Герои мистической литературы. Способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях.

Для текстуального изучения.

В.А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь» . Эпическое начало в балладе.

А.С. Пушкин «Бесы». Мистика как отражение внутреннего мира автора.

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика и реальность в повести.

М. Метерлинк «Синяя птица» (в сокращении). Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями.

Для обзорного изучения.

А.С. Пушкин «Утопленник», «Песни западных славян» («Вурдалак», «Конь»).

А.П. Чехов «Страшная ночь».

Истоки мистического в литературе. П. Мериме «Венера Илльская» (в сокращении).

Ги де Мопассан «Орля» (в сокращении).

Философский смысл новеллы и повести.

Теория литературы. Мистика. Мистификация. Символ. Сон как художественный прием. Перевод и переработка художественного произведения. Баллада, новелла. Роды литературы. Эпическое (повествование) в стихах и прозе. Драма как литературный род. Эпиграф, его смысловая нагрузка.

Развитие речи. Сочинение-миниатюра мистического характера. Сюжет для «страшной» истории. Составление диалога и монолога на заданную тему.

Раздел 2. Сказки для взрослых

«Вечные» темы в художественной литературе и разные формы их воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Место сказки в мире художественной литературы. Нравственные ценности в сказках для взрослых.

Для текстуального изучения.

В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и ее «недетские вопросы». Построение сказки («рассказ в рассказе»).

Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Нравственные уроки сказки.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании.

Для обзорного изучения.

Н.Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим.

А.Н. Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе любви.

М.Ю. Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись в стихотворении.

В.В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте.

Теория литературы.

Роды литературы. Жизнь сказки в эпосе и лирике. Литературная cказка. Художественная деталь в литературной сказке. Композиционный прием «рассказ в рассказе».

Развитие речи. Монолог от лица рассказчика. Описание внешности героя (портрет).

Раздел 3. Следы во времени

Миф. Героический эпос разных народов. Миф, фольклор и литература. Герои эпоса.

Для текстуального изучения.

Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Герои и язык русского былинного эпоса.

Для обзорного изучения.

Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле.

Гомер «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе.

Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды. Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунин).

Эпос разных народов.

Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр».

Из абхазских сказаний о нартах.

Из киргизского эпоса «Манас».

Из якутского эпоса «Олонхо».

Из карело-финского эпоса «Калевала».

Воплощение в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа.

Теория литературы.

Героический эпос, миф, былина. Отличие мифа от сказки. Герой-богатырь. Приемы создания героического характера в эпосе. Роль художественного слова в эпическом произведении. Гипербола.

Развитие речи.

Сочинение – подражание (сочинить былину на современном материале). Сочинение-рассуждение. Сочинение-характеристика

Раздел 4. Открывая мир вокруг

Многообразие реального и художественного миров. Вечные темы в литературе. Литература как способ познания жизни.

Для текстуального изучения.

А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Выстрел»), «Дубровский».

И.С. Тургенев «Муму», «Бирюк».

Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ собственных переживаний автора в рассказе.

К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете».

Многостороннее изображение человека в эпических произведениях. Автор и его герои.

Для обзорного изучения.

М. Лермонтов «Сон», К. Симонов «Жди меня», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики...», М. Петровых «Апрель 1942», Б. Слуцкий «Лошади в океане». Размышления о ценности человеческой жизни.

А. Грин «Четырнадцать футов». Изображение человека в рассказе.

О’Генри «Последний лист». Герои О’Генри. Размышление о назначении художника и искусства вообще.

Теория литературы.

Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры. Мастерство писателя, роль художественной детали в повествовании.

Развитие речи.

Подробный, сжатый, выброчный пересказ текста.

Аннотация на прочитанную книгу. Сочинение–размышление о книге.

Раздел 5. Смеясь сквозь слезы…

Авторский взгляд на мир и его отображение в художественной литературе. Смешное в жизни и литературе. Поучительная литература. Жанры комического.

Для текстуального изучения.

И.А. Крылов. Басни: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок», «Демьянова уха», «Петух и жемчужное зерно», «Тришкин кафтан». Аллегорический смысл басен.

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Мастерство иносказания. Объект сатиры писателя.

А.П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон». Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова.

Для обзорного изучения.

Эзоп. Басни.

Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей».

И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола».

Р. Бернс. Эпиграммы и эпитафии.

Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки» (главы).

Теория литературы.

Басня как литературный жанр. Аллегория, эзопов язык, мораль, нравоучение, олицетворение. Юмор и сатира, как средства выражения авторского отношения к изображаемому, приемы создания комического.

Развитие речи.

Сочинение на литературоведческую тему (Роль детали в рассказе). Сочинение в жанре юмористического рассказа. Сочинение-подражание: сочиняем басню. Сочинение на основе крылатого выражения. Творческий пересказ. Презентация (заочная экскурсия по городу).

Раздел 6. Стихи из заветной тетради

Отражение мира чувств человека в лирическом тексте.

Для текстуального изучения.

С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом...», М. Цветаева «Домики старой Москвы», А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...», И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз...»,

Для обзорного изучения изучения.

И. Бродский «Ветер оставил лес...», Б. Пастернак «Никого не будет в доме...» и др. по выбору учителя и учащихся.

Теория литературы.

Роды литературы. Лирика. Лирическое стихотворение. Особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа). Поэтическая антология. Метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение.

Развитие речи.

Литературоведческий анализ лирического текста. Сочинение-размышление (близкое к эссе).

Обобщение

Мир твоей литературы.

Формы и методы преподавания:

Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.

  1. Комментированное и выразительное чтение

  2. Литературоведческий анализ лирического текста.

  3. Составление партитуры текста при подготовке к выразительному чтению стихов;

  4. Проблемный диалог, беседа, дискуссия;

  5. Работа с учебником; различные виды переработки учебного текста: составление плана, тезисов, конспектов;

  6. Анализ художественного текста с точки зрения содержания и формы, формулирование вопросов к фрагменту текста;

  7. Устные сообщения учащихся, отзыв на сообщения одноклассников

  8. Творческие работы, анализ работ, редактирование.

Используемые технологии: проблемно-поисковые технологии, личностно-ориентированные, ИКТ, а также интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях с русским языком и изобразительным искусством.

Формы контроля: практические работы по анализу текста; сочинения-рассуждения, повторительно-обобщающие уроки, тестовые работы.

Виды и формы работы учащихся.

-ведение читательских дневников; с последующим составлением рекламных буклетов и т.д.

-составление аннотаций и отзывов на книгу;

-составление словаря лексики (автора, рассказа, стихотворения);

-проведение семинарских занятий;

-проведение лабораторных работ по анализу текста;

-«диалог с текстом» (постановка вопросов к тексту);

-сочинения различных видов и жанров (в том числе сочинение-подражание).

4.Прогнозируемые результаты обучения в 6 классе

Изучение литературы в 6 классе призвано обеспечить:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отражённых в них явлений жизни;

  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

  • воспитание культуры речи учащихся.

Устно:

  • Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художест­венных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

  • Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных осо­бенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

  • Развёрнутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характе­ристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

  • Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллю­страцию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литератур­ную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).

  • Свободное владение монологической и диалогической речью в объе­ме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).

  • Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литера­турных, энциклопедических, мифологических, словарей имён и т. д.), ка­талогов.

Письменно:

  • Письменный развёрнутый ответ на вопрос в связи с изу­чаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочине­ние на литературную и свободную тему небольшого объёма в соответст­вии с изученным.

  • Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная ха­рактеристика).

  • Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочи­танную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

  • Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

  • Создание письменного оригинального произведения (сказки, детектива, приключенческого рассказа, стихотворения).

  • Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5 классе.

В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» школьники должны:

чтение и восприятие

  • прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,

  • воспроизвести их конкретное содержание,

  • дать оценку героям и событиям;

чтение, истолкование и оценка

  • анализировать и оценивать произ­ведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи сле­дующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;

  • особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;

  • род и жанр произведе­ния; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведе­нию личностную оценку;

  • обнаруживать понимание связи изученного про­изведения со временем его написания;

  • объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писа­телей;

чтение и речевая деятельность

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

  • давать устный и письменный развернутый (аргументированный) от­вет о произведении;

  • писать изложения на основе литературно-художественных текстов;

  • писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нрав­ственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотиви­ровкой собственного отношения к героям и событиям;

  • выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.

Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обяза­тельного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:

  • обращённость любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;

  • ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;

  • оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;

  • ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитывают­ся как различные возможные толкования содержания произве­дения, так и вариативность словесного выражения.

Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;

факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);

  • глубина освоения идейно-художественного содержания произ­ведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз­ личных сторон содержания и формы произведения, обоснован­ность и самостоятельность оценки);

  • уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произ­ведений);

  • качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).

Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе. (Требования даются в соответствии с методическими рекомендациями МО РФ.)


5.Учебно-тематический план


Раздел

Тема

Количество часов

В том числе, контр. раб.

Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года)

I

Введение

1






Фаза постановки и решения системы учебных задач

II

Раздел 1. Пролетая над снами

18

1

III

Раздел 2. Сказки для взрослых

12

1

IV

Раздел 3. "То времена, то деяния..."

13


V

Раздел 4.Открывая мир вокруг

14


VI

Раздел 5. Смеясь сквозь слезы...

10


Рефлексивная фаза

X




Резерв


2






Итого


70

0



















6.Календарно-тематическоепланирование

Тема урока

Элементы содержания образования

Вид деятельности обучающихся

Форма диагностики и контроль

Дата

план

Дата

факт

Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года)


Введение



1

1

Прощай, детство! Здравствуй, отрочество!

Становление читателя. Литература художественная и нехудожественная. Роль художественной литературы в жизни человека.


Повторение изучен-ного в 5 классе; разви-тие умения работать с учебником литерату-ры; беседа, чтение с.3-4, работа над понятиями:отрочество

Подготовить рассказ о самой интересной книге, прочитанной летом.

3.09


Раздел I. Пролетая над снами... (23 ч.)





2

1

Баллада как литературный жанр."Здесь несчастье — лживый сон; Счастье пробужденье."

Реальное, фантастическое; фабула; бал-лада; краткие сведе-ния о писателе,

В.А. Жуковский. Баллад «Светлана». Эпическое начало в балладе

Знакомство с биографией и литературным творчеством В.А.Жуковского и его балладой «Светлана», чтение статьи учебника, составление плана, работа над понятиями:баллада выразительное чтение баллады,

ответы на вопросы, выразительное чтение баллады

5.09


3

2

Таинственная сила мистики. (Анализ баллады И.-В. Гёте "Лесной царь" в переводе В.А. Жуковского). Р/К

Гёте. Баллада «Лесной царь». Мистика как отражение внутреннего мира автора. Роль диалога в балладе

Знакомство с особенностями композиции и сюжетакомментированное чтение баллады, анализ текста баллады, ответы на вопросы

наизусть отрывок

7.09


4

3

Быт и нравы малороссии в изображении Гоголя по повести "Ночь перед Рождеством"

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика и реальность в повести. Рассказчик и автор. Традиции, обычаи, суеверия жителей Малороссии.

Hабота над понятиями:баллада, мистика

наизусть отрывок

10.09


5

4

Смешно или страшщно? (изображение нечистой силы в повести)

ответы на вопросы

12.09


6

5

Р/Р Мастерская творческого письма. Письменный ответ на вопрос

Письменный ответ на вопрос

14.09


7

6

Стартовый контроль



контрольная работа

17.09


8

7

А.С.Пушкин." Бесы". Мистика как отражение внутреннего мира

Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое многообразие мистической литературы. Мистика как способ художественного отражения действительности. Герои мистической литературы.

Выразительное чтение, анализ эпизода.

выразительное чтение стихотворения

19.09


9

8

А.С.Пушкин." Бесы". Мистическое и лирическое в стихотворении.

Мистическое и лирическое в стихотворениях А.С. Пушкина «Утопленник», «Бесы»

Выразительное чтение, анализ эпизода.Художественный пересказ, составление ответов на вопросы учебника, беседа..

наизусть

21.09


10

9

А.П.Чехов "Страшная ночь" Что такое пародия?

Способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях.

творческая работа

24.09


11

10

А.П.Чехов "Страшная ночь" Что такое пародия?

ответы на вопросы

26.09


12

11

А.С.Пушкин. Песня западных славян. Р/К. Пушкин на донской земле.

Развитие речи обучающихся

Выразительное чтени.Составление тезисного плана, поиск необходимой информации.

фронтальный опрос

28.09


13

12

П.Мериме. "Венера Ильская". Истоки мистического в литературе

Истоки мистического в литературе (П. Мериме «Венера Илльская» и Ги де Мопассан «Орля».

Философский смысл новеллы и повести. (Обзор)

Выразительное чтение, выборочный пересказ, составление вопросов к эпизодам, аналитическое чтение

пересказ

1.10


14

13

"Как глубока эта тайона невидимого!"

комментированное чтение

3.10


15

14

"Он, мой племянник, новое существо, новый повелитель-Орля!"

комментированное чтение

5.10


16

15

Лауреат Нобелевской премии (несколько слов о писателе М.Метерлинге)

Личностью и творчеством М. Метерлинка

Особенности драматургии Метерлинка

Составление тезисного плана, поиск необходимой информации.

комментированное чтение

8.10


17

16

В каждом предмете есть своя душа (начало работы над пьесой)

Выразительное чтение по ролям

пересказ

10.10


18

17

В поисках Синией птицы

Чтение по ролям, анализ пьесы.

письменная работа

12.10


19

18

Блаженства и радости в жизни каждого из нас

Выразительное чтение, выборочный пересказ, составление вопросов к эпизодам, аналитическое чтение

творческая работа

15.10


20

19

Где же наша Синяя птица?

ответы на вопросы

17.10


21

20

Подведем итоги (обобщающий урок по разделу)

Развитие речи обучающихся

Ответы на вопросы, выборочный пересказ


19.10


22

21

Подготовка к сочинению пол разделу "Пролетая над сними"

Развитие речи обучающихся

составление планов, подбор цитат

черновик сочинения

22.10


23

22

Р/Р.Написание классного сочинения

Развитие речи обучающихся

пересказать текст, характеристика героя, составление плана, составление устного связного высказывания на заданную тему

сочинение

24.10


24

23

Р/Р Анализ классного сочинения. Работа над ошибками.

Развитие речи обучающихся


26.10



Раздел 2. Сказки для взрослых (30 часов)



25

1

В.Гауф "Маленький Мук" Волшебники бывают разными

Понятие «литературная сказка». Волшебники бывают молодыми (жизнь и творчество В.Гауфа

Выразительное чтение, выборочный пересказ, составление вопросов к эпизодам, аналитическое чтение, работа с толковым словарем

комментированное чтение

29.10


26

2

Бедный Маленький Мук (анализ сказки)


Выразительное чтение, анализ эпизодов, работа над характеристикой героя,аналитическая беседа, пересказ эпизода, словесное рисование.

иллюстрации

31.10


27

3

Бедный Маленький Мук (анализ сказки)


пересказ эпизода, словесное рисование.

2.11


2 четверть

28

4

Преступление принцессы Изольды (по сказке Телшова "Белая цапля"

Нравственные проблемы, поставленные в сказке Н.Д. Телешова «Белая цапля»



Развитие речи обучающихся

Выразительное чтение, выборочный пересказ, составление вопросов к эпизодам, аналитическое чтение

аналитическая беседа

пересказ эпизода,

словесное рисование.

12.11


29

5

Проблема выбора

письменная работа

14.11


30

6

Р/Р Подготовка к написанию классного сочинения


16.11


31

7

Р/Р Классное сочинение по сказке Н.Д.Телешова "Белая цапля"

классное сочинение

19.11


32

8

Р/Р Анализ сочинения. Работа над речевыми ошибками


21.11


33

9

"Музыкант" Гофман

Жизнь и творчество Гофман

Чтение и пересказ статьи в учебнике.

пересказ

23.11


34

10

Кто же такой крестный Дроссельмейер?

Единство двух миров, выдуманного и обыденного в сказке Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король"

Выразительное чтение и пересказ эпизодов.


26.11


35

11

Добрая Мария и отважный Щелкунчик

творческая работа

28.11


36

12

Р/Р Анализ домашней творческой работы.

Развитие речи обучающихся



30.12


37

13

Вн.чтение

Сказки Андерсена "Гадкий утенок", "Дикие лебеди", "Снежная королева"


Отбор важнейших эпизодов, составление плана характеристики персонажа, определение художественных особенностей сказки.

перессказ

3.12


38

14

Наш чудесный сказочник

ЖизньГ.Х.Андерсена. Очерк К.Паустовского "Великий сказочник". Тонкий лиризм, присущй писателю. Литературный портрет Андерсена.

Выразительное чтение сказок, ответы на вопросы,составление плана характеристики персонажа, создание иллюстраций.Подробный пересказ, анализ эпизодов.

комментированное чтение

5.12


39

15

Наш чудесный сказочник

комментированное чтение

7.12


40

16

Любовь, самоотверженность,. сострадание (анализ сказки "Русалочка")

Любовь, самоотверженность,. сострадание

перессказ

10.12


41

17

Любовь, самоотверженность,. сострадание (анализ сказки "Русалочка")

письменный ответ на вопрос

12.12


42

18

Р\Р. Художественные особенности литературной сказки

Развитие речи обучающихся

Работа в тетради на печатной основе, создание иллюстраций

творческая работа

14.12


43

19

Р\Р. Художественные особенности литературной сказки

иллюстрации

17.12


44

20

Р/Р подготовка к домашнему сочинение литературной сказки .

домашнее сочинение

19.12


45

21

Р/Р Анализ творческой работы.


21.12


46

22

Русалочье королевство (по сказке А.Н.Толстого "Русалка"

Сравнение морали сказки А.Тостого со сказкой иГ.Х.Андерсена художественные особенности сказок.Роль детали в художественном произведении.

Выразительное чтение сказок, ответы на вопросы,составление плана характеристики персонажа, создание иллюстраций.Подробный пересказ, анализ эпизодов.

сравнительная характеристика героев

24.12


47

23

Вн. чтение драма А.С.Пушкина "Русалка".

Развитие речи обучающихся

Выразительное чтение сказок, ответы на вопросы,составление плана характеристики персонажа, создание иллюстраций.Подробный пересказ, анализ эпизодов.

комментированное чтение

26.12


48

24

Вн. чтение стихотворение М.Ю.Лермонтова "Царская дочь".

Развитие речи обучающихся

наизусть

28.12


3 четверть

49

25

Великая сила искусства (по сказке В.В.Вересаева "Состязание"

Жизнь и творчество писателя. Анализ сказки

комментированное чтение, ответы на вопросы

фронтальный опрос

11.01


50

26

Подведкем итоги

Закрепить литературоведческое понятие о сказке как литературном жанре.

ответы на вопросы, чтение стать "Подведем итоги".

фронтальный опрос

14.01


51

27

Р/Р Подготовка к классному сочинению по разделу "Сказки для взрослых"

Развитие речи обучающихся

письменный ответ на вопрос

классное сочинение

16.01


52

28

Р/Р Классное сочинение

18.01


53

29

Р/Р Анализ классного сочинения

21.01



Раздел 3. "То времена, то деяния..."(14часов)



54

1

То старина, то деяние (о русской былине)

Былина-жанр русского народного эпоса.Мир былины.Отражение в былине духа русского народа.Любовь к родине.Классификация былин.Любимые герои былин. Художественные особенности былин.Известные собиратели былин А.М.Крюкова, М.Д.Кривополенова, П.Н.Рыбников и др.

чтение вслух материала главы 16.

лекция

конспект

23.01


55

2

"А тут станут мужики меня похваливати:"молодой Микула Селянинович" (былина "Вольга и Микула Селянинович"

Былина "Вольга и Микула Селянинович"-древнейшая русская былина эпохи Киевской Руси. Идея прославления крестьянина-землепашца.

Чтение и анализ отдельных эпизодов, составление портрета персонажа.

Выразительное чтение былины учащимися ,объяснение непонятных слов и выражений, пересказ, ответы на вопросы учебника.анализ былины, закрепление теоретического материала.

Составление цитатного плана, подбор синонимов, анализ эпизодов. Выполнение заданий в тетради по литературе.

комментированное чтение

25.01


56

3

Творческая работа . Былинный эпос.

Развитие речи обучающихся


творческая работа по РТ



57

4

Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"

Цикл былин , связанных с Ильей Муромцем.Илья Муромец- символ русского воина-защитника.Содержание былины.Идея и художественные особенности героической былины.

Пересказ былины, ее анализ, анализ эпизода, чтение по ролям,

словесное рисование, творческая работа зание в учебнике)

28.01


58

5

Герои и язык русского эпоса

Герои эпоса



30.01


59

6

Р/Р Сочинение-характеристика героя-богатыря

Развитие речи обучающихся


сочинение

1.02


60

7

"Вот для чего я рожден батыром"

Башкирский народный эпос. Образец героического эпоса.Герои эпоса

Знакомство со статьей в учебнике, работа с текстом былины, ступительное слово учителя, комментированное чтение, аналитическая беседа по вопросам в учебнике, сравнительная характеристика героев.

фронтальный опрос

4.02


61

8

Сасрыква и Манас

Эпос народов Кавказа.Герои эпоса

Беседа по фрагменту из эпоса народов Кавказа. Выразительное чтение, составление плана ответа, сравнительная характеристика героев.

ответы на вопросы

6.02


62

9

"Калевала"-карело-финский народный эпос

Спецификакарело-финского народного эпоса

Чтение статьи в учебнике.Художественный пересказ фрагментов, чтение статьи в учебнике, ответы на вопросы.

пересказ., ответы на вопросы

8.02


63

10

«Вам из диких стран принес я эту песнь о Гайавате!» (Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате»)

Героический эпос разных народов.Герои эпоса

Выразительное чтение, выборочный пересказ, анализ песни..

наизусть отрывок из поэмы

11.02


64

11

Вн.чт.Средневековый эпос "Песнь о Роланде"

Особенностях французского героического эпоса.художественные особенности «Песни о Роланде»

Выразительное чтение, ответы на вопросы, рассказ о главном герое.

комментированное чтение

13.02


65

12

«Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи..» (мифы Древней Греции)

Греческая мифология, ее корни , отражение в мировой культуре. Персонажи греческих мифов.

Пересказ статьи, пересказ мифов, ответы на вопросы.

илюстрации к мифам

15.02


66

13

Вн.чт.Мифы о Геракле и его подвигах.

Миф. Героический эпос разных народов. Миф, фольклор и литература. Герои эпоса. Воплощение в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа.

Выразительное чтение, пересказ, ответы на вопросы.

комментированное чтение

18.02


67

14

Р/Р Творческая работа .

Развитие речи обучающихся


Творческая работа по РТ

20.02


68

15

«Старца великого тень чую смущенной душой» (анализ фрагмента из поэмы Гомера «Одиссея»). Одиссей у циклопов

Герои эпоса. Воплощение в героическом эпосе нравственных идеалов народа.

Выразительное чтение, пересказ, ответы на вопросы.


22.02


69

16

Подведем итоги (Обобщающий урок по разделу III)

Развитие речи обучающихся

ответы на вопросы.

фронтальный опрос

25.02


70

17

Р/Р Подготовка к домашнему сочинение по разделу «Следы во времени»

Развитие речи обучающихся


домашнее сочинение

27.02



Раздел 4.Открывая мир вокруг



71

1

К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете»..

Многостороннее изображение человека в эпических произведениях. Автор и его герои.Многообразие реального и художественного миров. Вечные темы в литературе. Литература как способ познания жизни. Автор и его герой.

комментированное чтение. ответы на вопросы. Анализ эпизодов, чтение по ролям, пересказ, составление характеристик.

комментированное чтение

1.03


72

2

И.С. Тургенев «Муму». История немого дворника. Герасим и барыня. Невостребованная любовь.

Многообразие реального и художественного миров. Вечные темы в литературе. Литература как способ познания жизни. Автор и его герой.

комментированное чтение. ответы на вопросы. Анализ эпизодов, чтение по ролям, пересказ, составление характеристик

комментированное чтение

4.03


73

3

Герасим и дворовые. Сравнит характеристика. Литературный портрет. Интерьер.

пересказ

6.03


74

4

В деревню! Обретения и потери Герасима (смысл бунта Герасима)

комментированное чтение

11.03


75

5

Р/Р. Изображение человека в эпическом произведении

Развитие речи обучающихся


творческая работа по РТ

13.03


76

6

Глубокий интерес к человеку (рассказ И.С. Тургенева «Бирюк»)

Цикл "Записка охотника"-серьезные и мудрые рассказы о русских людях и русской природе.

Ответы на вопросы, выразительное чтение, словарная работа.

словесное рисование

15.03


77

7

Внутренний монолог. Творческий пересказ от лица героя.

Развитие речи обучающихся

пересказ

пересказ

18.03


78

8

Автор и его герой в эпическом произведении

Развитие речи обучающихся


творческая работа

1.04


79

9

Наедине с природой (И.С. Тургенев «Лес и степь»)

Выразительное чтение, анализ языковых средств.

ответы на вопросы

3.04


80

10

Чувство, живущее в сердце солдата (по рассказу Л.Н. Толстого «Севастополь в декабре месяце»)

Очерковая литература.Проблемы гражданского и нравственного состояния социума

Выборочный пересказ, выразительное чтение, ответы на вопросы, комментированное чтение.

комментированное чтение

5.04


81-82

11-12

Р/Р Художественное изображение действительности в эпическом произведении

Развитие речи обучающихся


творческая работа по РТ

8.04


83

13

Поэты о войне

Выразительное чтение, ответы на вопросы.

наизусть

10.04


84

14

Размышления о ценности человеческой жизни.

М. Лермонтов «Сон», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики...». . К. Симонов «Жди меня», М. Петровых «Апрель 1942», Б. Слуцкий «Лошади в океане». Обзор

Выразительное чтение, анализ стихотворения

наизусть

12.04


85

15

Наше тайное «Я» (изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов»

Особенности произведений А.Грина, его внимание к внутреннему миру человека, гуманистическая основа его произведений.

Анализ эпизодов, пересказ, определение композиционных частей, составление плана.

пересказ

15.04


86

16

Что такое истинный шедевр (по рассказу О Генри «Последний лист»)

Размышление о назначении художника и искусства вообще. Обзор

Выразительное чтение, словарная работа.

комментированное чтение

17.04


87

17

«Передаю тебя твоей совести» (повесть А.С. Пушкина «Выстрел»)

Нравственные проблемы повести

Пересказ, анализ текста, выразительное чтение.

письменная оабота

19.04


88

18

Р/Р. Автор и его герои в эпическом произведении.

Развитие речи обучающегося


творческая работа по РТ

22.04


89

19

Р/Р. Рассказ-характеристика героя

Развитие речи обучающегося


вопрос в РТ

24.04


90-91

20-21

Р/Р. Сочинение-размышление о прочитанной книге "О чем заставила меня задуматься книга...?

Развитие речи обучающегося


сочинение-размышление

26.04

29.04


92

22

А.С. Пушкин «Дубровский».Сюжет и композиция эпического произведения

Сюжет и композиция эпического произведения

Работа в РТ

Работа в РТ

3.05


93

23

Столкновение характеров упрямых и своенравных.

Столкновение характеров упрямых и своенравных.

Составление плана, пересказ, составление сравнительной характеристики, ответы на вопросы, выразительное чтение, инсценирование.

комментированное чтени,

6.05


94

24

Офицер становится разбойником.

ответы на вопросы, творческая работа №2 (учебник)

8.05


95

25


Искалеченные судьбы сына и дочери

Взаимоотношения героя и героини.

ответы на вопросы

10.05


96

26

Подведем итоги

Представления о литературе как учебнике жизни, способы выражения авторской оценки в произведении.

итогвый опрос

13.05


97

27

Р/Р. Подготовка к сочинению-сравнительная характеристика "Два помещика"(по роману А.С.Пушкина"Дубровский").


Развитие речи обучающегося

домашнее сочинение

15.05



Раздел 5. Смеясь сквозь слезы...(7часов)



98

1

Басня и ее история.Великий мастер басни.

Особенности изучаемых произведений.Авторский взгляд на мир и его отображение в художественной литературе. Смешное в жизни и литературе. Поучительная литература. Жанры комического.

Чтение и пересказ статьи в учебнике.

ответы на вопросы

17.05


99

2

Страшная сила сатиры. (М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

Чтение по ролям, инсценирование.

ответы на вопросы

20.05


100

3

Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова

Ответы на вопросы, выразительное чтение, словарная работа.

творческая работа по РТ

22.05


101

4

Джером К. Джером и его книга «Трое в лодке, не считая собаки»

Выразительное чтение, художественный пересказ, наблюдение за речью персонажей.Создание портретов персонажей, выразительное чтение.

творческая работа по РТ

24.05


102

5

Подведем итоги (Обобщающий урок по разделу V)

ответы на вопросы

27.05


103

6

Проверочная работа №1

ответы на вопросы

20.05


104

7

Проверочная работа №2

Рассказ об одном из героев.

31.05

















7.Список литературы для самостоятельного чтения учащихся

Раздел 1

А.С. Пушкин «Гробовщик», «Русалка»

Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

А. Стругацкий, Б. Стругацкий «Понедельник начинается в субботу»

А.К. Толстой «Упырь»

Ги де Мопассан «Орля»

Раздел 2

А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золо­том петушке»

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Н.П. Вагнер «Сказки Кота-мурлыки»

А.Н. Толстой «Русалочьи сказки»

А.Н. Островский «Снегурочка»

К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб», «Растрёпанный воробей»

В. Гауф «Калиф-аист», «Холодное сердце», «Карлик Нос»

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева», «Гадкий утёнок», «Соловей», «Дикие лебеди», «Оле-Лукойе»

О' Уайльд «Мальчик-звезда»

П. Трэверс «Мэри Поппинс»

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

X. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Я. Корчак «Король Матиуш I»

Раздел 3

Русские былины

Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»

НА. Кун «Мифы Древней Греции»

Гомер «Одиссея»

Раздел 4

АС. Пушкин «Станционный смотритель», «Метель», «Барышня-крестьянка»

Л.Н. Толстой «Детство», «Отрочество»

ИД. Василенко «Артёмка»

М.Горький «Детство», «В людях»

Л. Чарская «Записки институтки»

А.Я. Бруштейн «Дорога уходит вдаль»

В А. Осеева «Динка»

Р. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»

А.Г. Алексин «А тем временем где-то», «Мой брат играет на кларнете», «В тылу как в тылу», «Безумная Евдокия», «Раздел имущества»

Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

Ч.Диккенс «Приключения Оливера Твиста»

М.-М.Додж «Серебряные коньки»

Раздел 5

И А. Крылов. Басни

Джером К.Джером. «Трое в одной лодке, не считая собаки»

А.П. Чехов «Злоумышленник», «Хамелеон»



Средства обучения:

Учебник, тексты художественных произведений, электронные учебники, таблицы, раздаточный материал, компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

8.Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

  1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

  1. Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.


Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие: «5» - 90 – 100 %; «4» - 78 – 89 %;«3» - 60 – 77 %;«2»- менее 59 %.













Рабочая программа для 6 класса по литературе
  • Русский язык и литература
Описание:

         Рабочая программа  для 6 класса  рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования, программы по литературе для 5-11 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Бунеева.

           Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Автор Бусленко Ирина Павловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 614
Номер материала 35034
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓