Главная / Физика / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по физике для 7 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по физике для 7 класса

Комитет по образованию администрации Алейского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вавилонская средняя общеобразовательная школа»

Алейского района

Алтайского края

ПРИНЯТА

На заседании педагогического совета школы

протокола ___4_____

От «27» августа 2013г.






Утверждено

Директор МБОУ

«Вавилонская СОШ»

приказа____

От «____» августа2013г.

Горшенина И.А.


/____________/




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по физике

для 7 класса на 2013-2014 учебный год


составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (основного) общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений Физика Астрономия 7-11 классы автор В. А . Коровин «Дрофа» 2010год,

Составитель: учитель физики

МБОУ «Вавилонская СОШ»

Н. А, Тюрина

Учитель I категории






2013 г




Оглавление


  1. Пояснительная записка------------------------------------------------3

  2. Требования к подготовке учащихся--------------------------------3

  3. Тематический план-----------------------------------------------------4-9

  4. Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся----------10-15

  5. Контрольно -измерительные материалы-------------------------16-17

  6. Лист изменений и дополнений в программу---------------------18







































Пояснительная записка


Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др.1, авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина2, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2010г

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).

Учебно-методический комплекс:

Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2010г

Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);




Тематический план. Физика 7 класс. 2 часа в неделю

урока

Наименование раздела и тем, количество часов

Изучение нового и закрепление

Контрольные и лабораторные


Введение. Физика и физические методы изучения природы 4ч

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Что изучает физика.

1



2

Физические термины. Наблюдения и опыты.

1



3

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений.

1



4

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа №1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности» Физика и техника


1


Первоначальные сведения о строении вещества 5 ч

5

Строение вещества. Молекулы. Проверочная работа по теме «Физические величины»

1



6

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»


1


7

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1



8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1



9

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел

1








Взаимодействие тел 21 ч

10

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения. Проверочная работа по теме «Строение вещества»

1



11

Скорость. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости».


1


12

Расчет пути и времени движения.

1



13

Решение задач по теме «Строение вещества», «Механическое движение»

1



14

Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества», «Механическое движение»


1


15

Инерция

1



16

Взаимодействие тел. Масса тел.

1



17

Измерение массы тела на весах. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах».


1


18

Понятие объема. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №5 «Измерение объема тела».


1


19

Плотность вещества. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Определение плотности твердого тела».


1


20

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1








21

Сила. Самостоятельная работа по теме «Плотность»

1



22

Явление тяготения. Сила тяжести.

1



23

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела

1



24

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1



25

Динамометр. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Исследование зависимости силу упругости от удлинения пружины»


1


26

Сложение двух сил. Равнодействующая сила.

1



27

Центр тяжести тела. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Определение центра тяжести плоской пластины»


1


28

Сила трения. Трение покоя. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».


1


29

Трение в природе и технике. Решение задач по теме «Взаимодействие тел»

1



30

Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел».


1


Давление твердых тел, жидкостей и газов 23 ч

31

Давление.

1



32

Способы увеличения и уменьшения давления.

1



33

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Измерение давления твердого тела на опору»


1


34

Давление газа. Самостоятельная работа по теме «Давление»

1



35

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

1



36

Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда.

1



37

Сообщающиеся сосуды. Самостоятельная работа по теме «Давление жидкостей»

1



38

Физический диктант. Решение задач по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

1



39

Контрольная работа №3 по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»


1


40

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1



41

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид.

1



42

Атмосферное давление на различных высотах. Манометры.

1



43

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

1



44

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Самостоятельная работа по теме «Атмосферное давление»

1



45

Архимедова сила

1



46

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №11 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»


1


47

Плавание тел. Плавание судов. Состоятельная работа по теме «Архимедова сила»

1



48

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»



1


59

Воздухоплавание. Тест по теме «Архимедова сила, плавание тел»

1



50

Решение задач по теме «Архимедова сила, плавание тел»

1



51

Контрольная работа №4 по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»


1


52

Урок-путешествие на остров «Эврика»

1



53

Зачет по практическим навыкам по теме

1



Работа, мощность, энергия. 13 ч

54

Механическая работа.

1



55

Мощность.

1



56

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие тел на рычаге. Самостоятельная работа по теме «Работа и мощность»

1



57

Момент силы. Рычаги в природе, технике, быту.

1



58

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №13 «Выяснение условий равновесия рычага».




1


59

Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики»



1



60

КПД

1



61

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»


1


62

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия.

1



63

Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

1



64

Решение задач по теме «Работа, мощность, энергия». Тест по теме «Работа и мощность, энергия»

1



65

Контрольная работа №5 по теме «Работа, мощность, энергия»


1


66

Урок-игра «Поиск слагаемых успеха»




Итоговое повторение 4 ч

67

Повторение материала по теме «Взаимодействие тел» Тест по теме «Взаимодействие тел»

1



68

Повторение материала по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» Тест по теме «Давление»

1



69

Итоговая контрольная работа


1


70

Повторение материала по теме «Строение вещества»

1
































Система оценивания.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. 

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

3.Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4.Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Орфографические и пунктуационные ошибки.

 Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:

а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

б) или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно

выполнил не менее половины работы или допустил:

а) не более двух грубых ошибок,

б) или не более одной грубой ошибки и одного недочета,

в) или не более двух-трех негрубых ошибок,

г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов,

д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.

Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий, т.е. записал условие одной задачи в общепринятых символических обозначениях.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если учеником оригинально выполнена работа.

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;

б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;

г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между также с материалом, усвоенным при изучении других смежных изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, предметов;

д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;

е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;

ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.

Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:

а) допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;

б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой ( например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).

Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,

в) отвечает неполно на вопросы учителя ( упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,

г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:

а) не знает и не понимает значительную или основную часть а


программного материала в пределах поставленных вопросов,

б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,

в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Критерии оценки устного ответа учащегося на экзамене

Оценка «5» - «отлично» ставится за развернутый, полный, безошибочный устный ответ, в котором выдерживается план, содержащий введение, сообщение основного материала, заключение, характеризующий личную, обоснованную позицию ученика по спорным вопросам, изложенный литературным языком без существенных стилистических нарушений. 11

Оценка «4» -  «хорошо» ставится за развернутый, полный, с незначительными ошибками или одной существенной ошибкой устный ответ, в котором выдерживается план сообщения основного материала, изложенный литературным языком с незначительными стилистическими нарушениями.

Оценка «3» - «удовлетворительно» ставится за устный развернутый ответ, содержащий сообщение основного материала при двух-трех существенных фактических ошибках, язык ответа должен быть грамотным.

Оценка «2» - « неудовлетворительно» ставится, если учащийся во время устного ответа не вышел на уровень требований, предъявляемых к «троечному» ответу.

Оценка «1» - «очень плохо» ставится, если учащийся не смог ответить по заданию учителя даже с помощью наводящих вопросов или иных средств помощи, предложенных учителем.

























Контрольная работа №1 по физике по теме "Строение вещества", "Механическое движение" УМК Перышкин А. В., Гутник Е. М. Вариант 1

1.                Почему дым от костра по мере его подъема перестает быть видимым даже в безветренную погоду?

2.                Скорость зайца 54 км/ч. Какой путь он совершит
за 3 минуты?

3.                Почему разломанный карандаш мы не можем соединить так, чтобы он вновь стал целым?

4.                Автомобиль за 10 минут прошел путь 12 км. С какой скоростью он двигался?  Постройте графики скорости и пути.

 

Контрольная работа №1

Вариант 2

1.                Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью даже в спокойной воде становится прозрачным?

2.                Скорость дельфина 72 км/ч. За какое время он совершит путь 2 км?

3.                Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между молекулами есть промежутки?

4.                Автомобиль за 0,5 часа прошел путь 18 км. С какой скоростью он двигался?  Постройте графики скорости и пути

Контрольная работа по физике в 7 по теме "Взаимодействие тел" Вариант 1

1.    Куда и почему отклоняются пассажиры относительно автобуса, когда он резко трогается с места, тормозит, поворачивает налево?

2.    Найти вес и силу тяжести, действующую на тело массой 40 кг. Изобразите эти силы на чертеже в выбранном масштабе.

3.    Найти массу бруска из латуни размерами 10х8х5 см. Плотность латуни 8500 кг/м3  Вариант 2

 Вариант 2

1.    Зачем некоторые мастера смазывают мылом шуруп перед ввинчиванием его в скрепляемые детали?

2.     Жидкость объемом 3 литра имеет массу 2,4 кг. Найдите ее плотность.

3.    Сокол парит в небе и держит в когтях воробья. Найдите силу тяжести, действующую на сокола и изобразите на чертеже в выбранном масштабе. Масса сокола 500 г, масса воробья




Контрольная работа по теме "Работа, мощность, энергия" Вариант 1.

1.     Найдите кинетическую энергию автомобиля «Волга» (ГАЗ-24) массой 1450 кг, движущегося со скоростью 108 км/ч.

2.     На левое плечо рычага действует сила 300 Н, а к правому подвешен груз массой 10 кг. Левое плечо рычага 10 см. Чему равно правое плечо рычага, если он находится в равновесии?

3.     Мощность двигателя подъемной машины 3 кВт. Какой груз она может поднять на высоту 12 м в течение 2 минут? 

Физика 7          Контрольная работа по теме «Работа, мощность, энергия»

Вариант 2.

1.     Какой потенциальной энергией  обладает самолет Ту-154 массой 90 т при полете на высоте 11 км над поверхностью Земли?

2.     На левое плечо рычага действует сила 100 Н Груз какой массы нужно подвесить к правому плечу рычага, чтобы он находился в равновесии? Левое плечо рычага 5 см, правое 20 см.

3.     Какая работа совершается при подъеме 5 м3 кирпича на высоту 15 м? Плотность кирпича 1600 кг/м3



















Лист изменений и дополнений в программу

Изме

ненния

Номера уроков


документа,

утв. измен.

Подпись

учителя

Дата

Срок

введ.

изм.

измененных

аннулированных

новых



































































































































































































1. .

2.

19


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по физике для 7 класса
  • Физика
Описание:

Комитет по образованию администрации Алейского района

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вавилонская средняя общеобразовательная школа»

Алейского района

Алтайского края

ПРИНЯТА

На заседании педагогического совета школы

№ протокола ___4_____

От «27» августа 2013г.

 

 

 

 

 

Утверждено

Директор МБОУ

«Вавилонская СОШ»

№ приказа____

От «____» августа2013г.

Горшенина И.А.

 

/____________/

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по физике

для  7 класса на 2013-2014 учебный год

 

составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (основного) общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений  Физика Астрономия 7-11 классы автор  В. А . Коровин  «Дрофа» 2010год,

                                              Составитель: учитель физики

                                        МБОУ «Вавилонская СОШ»

              Н. А, Тюрина

                         Учитель I категории

 

 

 

 

 

                                                           2013 г

 

 

 

                                                        Оглавление

 

1.     Пояснительная записка------------------------------------------------3

2.     Требования к подготовке учащихся--------------------------------3

3.     Тематический план-----------------------------------------------------4-9

4.     Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся----------10-15

5.     Контрольно -измерительные материалы-------------------------16-17

6.     Лист изменений и дополнений в программу---------------------18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др.[1], авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина[2], федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2010г

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).

Учебно-методический комплекс:

Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2010г

Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:

знать/понимать

ü     смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;

ü     смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

ü     описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;

ü     использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;

ü     представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;

ü     выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

ü     приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;

ü     решать задачи на применение изученных физических законов;

ü     осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

 

 

                                                                                                                       

 

Тематический план.  Физика 7 класс. 2 часа в неделю

№ урока

Наименование раздела и тем, количество часов

 Изучение нового и закрепление

Контрольные и лабораторные

 

 Введение.  Физикаи физические методыизучения природы 4ч

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Что изучает физика.

1

 

 

2

Физические термины. Наблюдения и опыты.

1

 

 

3

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений.

1

 

 

4

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа №1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности» Физика и техника

 

1

 

Первоначальные сведения о строении вещества 5 ч

5

Строение вещества. Молекулы. Проверочная работа по теме «Физические величины»

1

 

 

6

Инструктаж по ТБ.Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

 

1

 

7

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1

 

 

8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

 

 

9

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел

1

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие тел 21 ч

10

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения. Проверочная работа по теме «Строение вещества»

1

 

 

11

Скорость. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости».

 

1

 

12

Расчет пути и времени движения.

1

 

 

13

Решение задач по теме «Строение вещества», «Механическое движение»

1

 

 

14

Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества», «Механическое движение»

 

1

 

15

Инерция

1

 

 

16

Взаимодействие тел. Масса тел.

1

 

 

17

Измерение массы тела на весах. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах».

 

1

 

18

Понятие объема. Инструктаж по ТБЛабораторная работа №5 «Измерение объема тела».

 

1

 

19

Плотность вещества. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Определение плотности твердого тела».

 

1

 

20

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

 

 

 

 

 

 

 

21

Сила. Самостоятельная работа по теме «Плотность»

1

 

 

22

Явление тяготения. Сила тяжести.

1

 

 

23

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела

1

 

 

24

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

 

 

25

Динамометр. Инструктаж по ТБ. Лабораторная  работа №7 «Исследование зависимости силу упругости от удлинения пружины»

 

1

 

26

Сложение двух сил. Равнодействующая сила.

1

 

 

27

Центр тяжести тела. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Определение центра тяжести плоской пластины»

 

1

 

28

Сила трения. Трение покоя. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

 

1

 

29

Трение в природе и технике. Решение задач по теме «Взаимодействие тел»

1

 

 

30

Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел».

 

1

 

Давление твердых тел, жидкостей и газов 23 ч

31

Давление.

1

 

 

32

Способы увеличения и уменьшения давления.

1

 

 

33

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Измерение давления твердого тела на опору»

 

1

 

34

Давление газа. Самостоятельная работа по теме «Давление»

1

 

 

35

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

1

 

 

36

Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда.

1

 

 

37

Сообщающиеся сосуды. Самостоятельная работа по теме «Давление жидкостей»

1

 

 

38

Физический диктант. Решение задач по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

1

 

 

39

Контрольная работа №3 по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

 

1

 

40

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

 

 

41

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид.

1

 

 

42

Атмосферное давление на различных высотах. Манометры.

1

 

 

43

Поршневой  жидкостный насос. Гидравлический пресс.

1

 

 

44

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Самостоятельная работа по теме «Атмосферное давление»

1

 

 

45

Архимедова сила

1

 

 

46

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №11 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

 

1

 

47

Плавание тел. Плавание судов. Состоятельная работа по теме «Архимедова сила»

1

 

 

48

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

 

 

1

 

59

Воздухоплавание. Тест по теме «Архимедова сила, плавание тел»

1

 

 

50

Решение задач по теме «Архимедова сила, плавание тел»

1

 

 

51

Контрольная работа №4 по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

 

1

 

52

Урок-путешествие на остров «Эврика»

1

 

 

53

Зачет по практическим навыкам по теме

1

 

 

Работа, мощность, энергия. 13 ч

54

Механическая работа.

1

 

 

55

Мощность.

1

 

 

56

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие тел на рычаге. Самостоятельная работа по теме «Работа и мощность»

1

 

 

57

Момент силы. Рычаги в природе, технике, быту.

1

 

 

58

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №13 «Выяснение условий равновесия рычага».

 

 

 

1

 

59

Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики»

 

 

1

 

 

60

КПД

1

 

 

61

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

 

1

 

62

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия.

1

 

 

63

Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

1

 

 

64

Решение задач по теме «Работа, мощность, энергия». Тест по теме «Работа и мощность, энергия»

1

 

 

65

Контрольная работа №5 по теме «Работа, мощность, энергия»

 

1

 

66

Урок-игра «Поиск слагаемых успеха»

 

 

 

Итоговое повторение 4 ч

67

Повторение материала по теме «Взаимодействие тел» Тест по теме «Взаимодействие тел»

1

 

 

68

Повторение материала по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» Тест по теме «Давление»

1

 

 

69

Итоговая контрольная работа

 

1

 

70

Повторение материала по теме «Строение вещества»

1

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Система оценивания.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. 

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.                                                       

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

3.Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4.Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Орфографические и пунктуационные ошибки.

 Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:

а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

б) или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно

выполнил не менее половины работы или допустил:

а) не более двух грубых ошибок,                                                                       

б) или не более одной грубой ошибки и одного недочета,

в) или не более двух-трех негрубых ошибок,

г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов,

д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.

Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий, т.е. записал условие одной задачи в общепринятых символических обозначениях.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если учеником оригинально выполнена работа.

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;

б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;

г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между также с материалом, усвоенным при изучении других смежных изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, предметов;

д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;

е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;

ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.

Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:                                                                             

а) допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;

б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой ( например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).

Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,

в) отвечает неполно на вопросы учителя ( упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,

г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:

а) не знает и не понимает значительную или основную часть а

 

программного материала в пределах поставленных вопросов,

б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,

в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Критерии оценки устного ответа учащегося на экзамене

Оценка «5» - «отлично» ставится за развернутый, полный, безошибочный устный ответ, в котором выдерживается план, содержащий введение, сообщение основного материала, заключение, характеризующий личную, обоснованную позицию ученика по спорным вопросам, изложенный литературным языком без существенных стилистических нарушений. 11

Оценка «4» -  «хорошо» ставится за развернутый, полный, с незначительными ошибками или одной существенной ошибкой устный ответ, в котором выдерживается план сообщения основного материала, изложенный литературным языком с незначительными стилистическими нарушениями.

Оценка «3» - «удовлетворительно» ставится за устный развернутый ответ, содержащий сообщение основного материала при двух-трех существенных фактических ошибках, язык ответа должен быть грамотным.

Оценка «2» - « неудовлетворительно» ставится, если учащийся во время устного ответа не вышел на уровень требований, предъявляемых к «троечному» ответу.

Оценка «1» - «очень плохо» ставится, если учащийся не смог ответить по заданию учителя даже с помощью наводящих вопросов или иных средств помощи, предложенных учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №1 по физике по теме "Строение вещества", "Механическое движение" УМК Перышкин А. В., Гутник Е. М. Вариант 1

1.                Почему дым от костра по мере его подъема перестает быть видимым даже в безветренную погоду?

2.                Скорость зайца 54 км/ч. Какой путь он совершит
за 3 минуты?

3.                Почему разломанный карандаш мы не можем соединить так, чтобы он вновь стал целым?

4.                Автомобиль за 10 минут прошел путь 12 км. С какой скоростью он двигался?  Постройте графики скорости и пути.

 

Контрольная работа №1

Вариант 2

1.                Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью даже в спокойной воде становится прозрачным?

2.                Скорость дельфина 72 км/ч. За какое время он совершит путь 2 км?

3.                Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между молекулами есть промежутки?

4.                Автомобиль за 0,5 часа прошел путь 18 км. С какой скоростью он двигался?  Постройте графики скорости и пути

Контрольная работа по физике в 7 по теме "Взаимодействие тел" Вариант 1

1.    Куда и почему отклоняются пассажиры относительно автобуса, когда он резко трогается с места, тормозит, поворачивает налево?

2.    Найти вес и силу тяжести, действующую на тело массой 40 кг. Изобразите эти силы на чертеже в выбранном масштабе.

3.    Найти массу бруска из латуни размерами 10х8х5 см. Плотность латуни 8500 кг/м3  Вариант 2

 Вариант 2

1.    Зачем некоторые мастера смазывают мылом шуруп перед ввинчиванием его в скрепляемые детали?

2.     Жидкость объемом 3 литра имеет массу 2,4 кг. Найдите ее плотность.

3.    Сокол парит в небе и держит в когтях воробья. Найдите силу тяжести, действующую на сокола и изобразите на чертеже в выбранном масштабе. Масса сокола 500 г, масса воробья

 

 

 

Контрольная работа по теме "Работа, мощность, энергия" Вариант 1.

1.     Найдите кинетическую энергию автомобиля «Волга» (ГАЗ-24) массой 1450 кг, движущегося со скоростью 108 км/ч.

2.     На левое плечо рычага действует сила 300 Н, а к правому подвешен груз массой 10 кг. Левое плечо рычага 10 см. Чему равно правое плечо рычага, если он находится в равновесии?

3.     Мощность двигателя подъемной машины 3 кВт. Какой груз она может поднять на высоту 12 м в течение 2 минут? 

Физика 7          Контрольная работа по теме «Работа, мощность, энергия»

Вариант 2.

1.     Какой потенциальной энергией  обладает самолет Ту-154 массой 90 т при полете на высоте 11 км над поверхностью Земли?

2.     На левое плечо рычага действует сила 100 Н Груз какой массы нужно подвесить к правому плечу рычага, чтобы он находился в равновесии? Левое плечо рычага 5 см, правое 20 см.

3.     Какая работа совершается при подъеме 5 м3 кирпича на высоту 15 м? Плотность кирпича 1600 кг/м3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист изменений и дополнений в программу

Изме

ненния

Номера уроков

 

документа,

утв. измен.

Подпись

учителя

Дата

Срок

введ.

изм.

измененных

аннулированных

новых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                               


. .

.

Автор Тюрина Наталья Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 729
Номер материала 48448
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓