Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе в 5 классе (уровень - базовый)

Рабочая программа по литературе в 5 классе (уровень - базовый)



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 с. Пашково»

Согласовано Согласовано Утверждено приказом

Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР директора школы



«__»____2014г. «__» ____2014 г. Приказ № ___ от «__»____2014г.



Рабочая программа

по литературе в 5 классе

(уровень - базовый)

учителя -Алексеевой Юлии Сергеевны











2014 – 2015 учебный год



Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 12-е издание, М. Просвещение 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Раздел II. Учебно-тематический план.



Содержание

Кол-во часов

Введение. Книга в жизни человека.

1

Устное народное творчество

4

Русские народные сказки.

7

Из древнерусской литературы.

3

Из литературы XVIII века.

3

Из литературы XIX века.

21

Из литературы XX века.

22

Из зарубежной литературы.

9

ИТОГО

70











Раздел III. Содержание тем учебного курса.



Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Произведения для заучивания наизусть.

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья..»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.







Список литературы для самостоятельного чтения.



Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».

А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.

М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).

А. В. Кольцов. Осень. Урожай.

Н. В. Гоголь. Страшная месть.

Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.

Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.

В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.

И. С. Никитин. Утро. Пахарь.

Я. П. Полонский. Утро.

А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кру­жат.......

Ф. И. Тютчев. Утро в горах.

Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.

Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

А. Н. Островский. Снегурочка.

А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.

Из русской литературы XX века

М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».

А. И. Куприн. Чудесный доктор.

И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревен­ский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».

А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».

С. А. Есенин. Песнь о собаке.

Дон Аминадо. Колыбельная.

И. С. Соколов-Микитов. Зима.

П. П. Бажов. Каменный цветок.

М. М. Пришвин. Моя родина.

С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.

hello_html_m47029796.gifА. Т. Твардовский. Лес осенью.

Е. И. Носов. Варька.

В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.

Из зарубежной литературы Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор). Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.М. Твен. Приключения Тома Сойера.











Развернутое тематическое планирование по литературе в 5 классе

Примечание.

Условные сокращения в календарно-тематическом планировании:

К. – коммуникативная компетенция;

И.-К. – информационно-коммуникативная компетенция;

Я. – языковедческая (языковая и лингвистическая);

КУЛЬТ. – культуроведческая компетенция;

Р. – рефлексивная компетенция.

п/п


Система уроков

Дидактическая

модель

обучения

Педагогические

средства, формы

Вид деятельности

учащихся

Планируемый

результат

и уровень освоения

Дата

Тема

Цель


1

2

3

4

5

6

7


1

Введение. Роль книги в жизни человека и общества. Учебник литературы и работа с ним

Познакомить с целями и задачами предмета, содержанием учебника-хрестома-тии; дать понятие о вымысле и художественном творчестве, о писателе и авторе, литературных жанрах

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, работа с книгой, опорные записи

Групповая:

вспомнить загадки, считалки, игры, пословицы и поговорки.

Индивидуальная: написать рассказ по пословице

Базовый: знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии (И.-К.).

Продвинутый уровень:

Создание связного текста на необходимую тему (Я.)


2

Из славянской мифологии. Миф “Сотворение Земли”

Дать сведения о славянской мифологии, познакомить с содержанием одного из них, дать понятие о мифе

Объяснительно-иллюстративная, частично поисково-исследовательская

Рассказ, иллюстрации и репродукции; привлечение знаний по истории и мифологии народов, самостоятельное планирование и проведение исследования

Индивидуальная: сообщения об истории возникновения мифов; о других известных мифах: древнегреческих, китайских и др.

Коллективная: чтение и обсуждение мифа

Базовый: знать о верованиях древних славян, понятие “миф” (К.)

Продвинутый: знать разнообразие тематики мифов, их связь с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарем (И.-К., КУЛЬТ.)




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8







Углубленный: знать мифы разных народов, чем миф отличается от сказки, легенды и былины; как он связан с историей народа (КУЛЬТ.)


3

Из устного народного творчества. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные, частушки, считалки, загадки, скороговорки, заклички)

Обобщить знания об известных фольклорных жанрах, показать жанровые особенности загадок и считалок

Репродуктивная

Рассказ с элементами беседы, выставка книг, посвященных русскому фольклору, иллюстрации

Индивидуальная: сочинить загадку, частушку или колыбельную песню

Базовый: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора (К.).

Продвинутый: уметь создавать письменное оригинальное произведение (Я., Р., И.-К.)

В. П. Аникин,

Ю. Г. Круглов. Русское народное поэтическое творчество. (Л.: Просвещение, 1983)

4–6

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказка “Царевна-лягушка”. Образ Василисы Премудрой. Народная мораль в сказке. Художественный мир волшебной сказки

Расширить представления о мире сказок, сказочных жанрах и элементах. Показать способы построения народной сказки

Поисковая

Проблемные задания, иллюстрации И. Билибина,

В. Васнецова,

Т. Мавриной,

И. Кузнецова

Групповая: придумать сказку заданного вида, создать иллюстрацию

Базовый: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки (К.).

Продвинутый: знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок (Р., И.-К.)

Афанасьев. Народные русские сказки

7, 8

Иван крестьянский сын и Чудо-юдо” как волшебная сказка героического содержания. Особенности сюжета и героев сказки. Образ главного героя и его моральные качества. Герои сказки в оценке народа

Совершенствовать восприятие и понимание волшебной героической сказки. Совершенствовать навыки пересказа и речи

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций

Групповая: вспомнить любимые сказки, необычные присказки, концовки

Базовый: уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды (К.).

Продвинутый: уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа (Р., Культ.)

Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 5 классе. Кн. для учителя. (М., 2002)

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Р./р. Сочинение-описание картины

В. Васнецова “Аленушка”

Познакомить с творчеством художника В. Васнецова; научить создавать сочинение-описание по картине

Исследовательская

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Коллективная: устно описать картину по плану.

Индивидуальная: написать сочинение по картине

Базовый: знать некоторые работы кисти Васнецова (“Аленушка”, “Богатыри”, “Витязь на распутье”, “Иван-царевич на сером волке”. Владеть навыками устного описания по плану, а затем и письменного сочинения- описания по картине (КУЛЬТ.)

Репродукция картины В. Васнецова. Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 5 классе. Книга для учителя. (М., 2002)

10

Р./р. Творческая мастерская. Русские сказочники

Проверить и оценить качество знаний, полученных при изучении темы “Русские народные сказки”

Урок-путешествие

Проблемные задания. Детские иллюстрации. Выставка книг

Работа по группам: творческое чтение, задания

Базовый: владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу (И.-К.).

Продвинутый: использовать приобретенные знания для создания своих сказок (Р., Я.)

Е. Мордес. Искать, пробовать, обучать. 2002

11–13

Древнерусская литература. “Повесть временных лет” как литературный памятник.

Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича. Черты русских летописей

Познакомить с жанрами древнерусской литературы, с чертами русских летописей, показать нравственные аспекты летописи

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, работа с текстом, беседа. Связь с уроками истории, ИЗО. Иллюстрации А. Иванова

Групповая: составить план, словарик трудных (устаревших) слов

Базовый: знать жанры древнерусской литературы, уметь охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы (И.-К.).

Продвинутый: знать особенность связи в летописном тексте отдельных предложений (Р., Я.)

Энциклопедия для детей. Т. 9. (М.: Аванта+, 1998)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

14

Басни. Жанровые особенности басни

Познакомить с истоками басенного жанра

Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, выставка книг, иллюстрации

Групповая: инсценирование басни, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями

Базовый: познакомиться с русскими и зарубежными баснописцами XVIII века (К.).

Продвинутый: знать фрагменты из жизнеописания Эзопа, басни Эзопа, Лафонтена. (И.-К.)


15–16

И. А. Крылов. О писателе. Обличение человеческих пороков в баснях

Дать понятие о басне. Познакомить с языковым своеобразием басен Крылова

Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, портрет Крылова, иллюстрации к басням

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями

Базовый: знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль (Л.-К.).

Продвинутый: владеть навыком объяснения смысла морали (Я., Р.)








Углубленный: уметь охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил

И. А. Крылов; определять идейно-смысловую нагрузку в баснях (КУЛЬТ.)


17

В. А. Жуковский. “Спящая царевна” как литературная сказка

Познакомить с творчеством писателя, понятием “литературная сказка”

Объяснительно-иллюстративная

Беседа, работа с книгой, иллюстрации

Индивидуальная: выразительное чтение сказки

Базовый: знать отличие литературной сказки от народной (К.).

Продвинутый: знать и уметь приводить примеры антитезы (И.-К., Я.)


18

В. А. Жуковский. Баллада “Кубок”. Благородство и жестокость ее героев. Особенность жанра баллады

Познакомить с жанром баллады

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

Рассказ, беседа, проблемные задания

Индивидуальная: выразительное чтение баллады, создание иллюстраций

Базовый: знать особенности жанра баллады (К.).

Продвинутый: уметь определять роль пейзажа

Лейфма. Карточки для дифференцированного контроля. (“Матер Альфа”, 2003)

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8







в балладах В. А. Жуковского (Я.).

Углубленный: уметь определять жанр баллады как лироэпический; сравнивать фольклорные баллады с литературными (И.-К.)


19

А. С. Пушкин. Пролог к поэме “Руслан и Людмила”

Пополнить, уточнить знания о биографии писателя. Совершенствовать навыки выразительного чтения

Репродукций

Работа с книгой, тренинг, просмотр видеофильмов

Групповая: сообщения о детских и лицейских годах А. С. Пушкина.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть Пролога

Базовый: знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила” (Л.-К.).

Продвинутый: знать содержание и понимать идею поэмы “Руслан и Людмила” (Я.)

Учебный в/ф “Мой Пушкин”. Отрывок из х/ф “Руслан и Людмила”

20–23

А. С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”

Познакомить с историей сюжета, центральными образами сказки

Объяснительно-иллюстративная

Работа с книгой, беседа, демонстрация репродукций к сказке

Коллективная: работа над терминами “ритм”, “стихотворная и прозаическая речь”.

Индивидуальная: сравнить “Сказку о мертвой царевне…” со “Спящей красавицей” В. А. Жуковского в виде сравнительной таблицы и сказкой “Белоснеж-ка” из сборника братьев Гримм

Базовый: знать содержание сказки, уметь описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм (Л.-К.., Я.).

Продвинутый: уметь определять сходство и различия сказок Пушкина, Жуковского и братьев Гримм, понимать и находить “бродячие” сюжеты (КУЛЬТ.)

С. Я. Маршак

О сказках Пушкина”

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

24–25

Сочинение по сказкам А. С. Пушкина

Уточнить и систематизировать знания по сказкам А. С. Пушкина

Исследовательская

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Индивидуальная: раскрыть одну из тем – Добрые и злые силы в сказках Пушкина (на примере 1–2 сказок).

В чем превосходство царевны над царицей?

Что помогло Елисею в поисках невесты?

Базовый: обобщить знания по разделу. Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос (Р.).

Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа (Я.)


26

М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. “Бородино”. Патриотический пафос стихотворения

Познакомить со средствами художественной выразительности, с исторической основой стихотворения, композицией

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа,

портрет писателя; книги, иллюстрации, посвященные Бородинской битве

Коллективная: исследовательская работа по тексту.

Индивидуальная: выразительное чтение стихотворения наизусть

Базовый: знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев (К.).

Продвинутый: показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен (И.-К.)

З. Я. Рез. Лермонтов в школе. (М., 1963)

27–28

Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе. “Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Заколдованное место”. Поэтизация народной жизни. Реальность и фантастика в повестях

Познакомить с биографией и творчеством писателя; наблюдать над языком и фантастическим сюжетом произведения

Объяснительная иллюстрация

Рассказ, чтение текста произведения, комментирование

Групповая: работа с текстом, подготовить сообщение о трудных словах произведения.

Индивидуальная: создать иллюстрацию, составить кроссворд по произведению

Базовый: знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя (К.).

Продвинутый: уметь доказывать, что “Заколдованное место” – это

А. Полторац. Детство Гоголя

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8







повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль (Я.)


29–30

Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте. “На Волге”. Раздумья поэта о судьбе народа. Поэтический образ русской женщины в отрывке из поэмы “Мороз, Красный нос”

Познакомить с творчеством поэта, особенностями языка и стиля; совершенствовать навыки выразительного чтения

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Рассказ, связь с уроками истории, проблемные задания

Коллективная: работа с текстами произведений, частичный анализ.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть

Базовый: уметь охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты, сравнения (И.-К.)

Продвинутый: учить сопоставлять стихотворение Н. А. Некрасова “На Волге” с картиной художника И. Е. Репина “Бурлаки на Волге”; объяснить смысл названия поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный

нос”, его символическое значение (КУЛЬТ., Я.)

В. А. Никольская. Преподавание литературы в шко-

ле. (М., 1985)

31–32

Р./р. Сочинение по поэме Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”

Учить писать сочинение на заданную тему, в письменной форме выражать свое отношение к прочитанному

Исследовательская

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Индивидуальная: раскрыть одну из тем:

Мое отношение к героине поэмы Некрасова “Мороз, Красный нос”;

Сказочные традиции в поэме Некрасова “Мороз, Красный нос”

Базовый: владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос (Р.)

Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа (Я.)




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

33–37

И. С. Тургенев. Рассказ о писателе. Повесть “Муму”. Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления

Познакомить с основными этапами жизни писателя. Познакомить с героями повести, работать над

пониманием отношений Герасима и дворни, истории Татьяны, любви Герасима к Татьяне. Герасима и Муму. Раскрыть одну из тем:

Что воспевает Тургенев в образе Герасима?

Друзья и враги Герасима.

В чем вина и беда барыни?

Объяснительно-иллюстративная, проблемное изложение

Работа с текстом, беседа, проблемные задачи

Коллективная: составление цитатного плана рассказа.

Групповая: выразительное чтение диа-

логов по лицам.

Индивидуальная: сообщения по биографии Тургенева (детство Ивана Тургенева, самовластие Варвары Петровны, история дворника Андрея – прообраза Герасима, “аннибалова клятва”). Пересказ основных эпизодов

Базовый: знать этапы жизни Тургенева; владеть понятием “сюжет”.

Продвинутый: понимать роль портрета и пейзажа

в рассказе, уметь охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме (Я., Р.)

Богданов. Душа моя, все мысли мои в России. (М., 1995)

38

А. П. Чехов. Рассказ “Хирургия”. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации

Познакомить с понятием “юмор”, отличием юмора от сатиры

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, работа с книгой, беседа

Групповая: инсценирование или чтение по ролям рассказа “Хирургия”

Базовый: знать отличительные признаки юмора и сатиры; владеть навыком показывать роль предметной детали в рассказах Чехова.

Продуктивный уровень: КУЛЬТ., К.


39

А. В. Кольцов. Слово о поэте. Стихотворение “Песня пахаря”. Поэтизация крестьянского

Познакомить с творчеством поэта. Формировать навыки поэтического анализа

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, беседа, иллюстрации, работа с книгой, выразительное чтение

Коллективная: комментированное чтение стихотворения, беседа по вопросам.

Базовый: знать особенности построения поэтического произведения, уметь при чтении




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8


труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни




Индивидуальный: выразительное чтение отрывков из стихотворения

выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение.

Продвинутый: уметь выделять фольклорные элементы из художественного произведения.

Репродуктивный: И.-К.


40

Ф. И. Тютчев и

А. А. Фет. Картины русской природы в изображении поэтов

Раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; работать над содержанием понятия “лирический герой”; учить выразительному чтению стихов

Исследовательская

Проведение анализа-исследования произведения, аналитическая беседа, выразительное чтение стихов, работа со словарями

Коллективная: комментированное чтение отдельных стихотворений с элементами исследования.

Групповая: самостоятельный анализ-исследование стихов о природе (по выбору) с опорой на схему, презентация выбранных стихов.

Индивидуальная: заучивание наизусть, выразительное чтение, сравнить стихи Тютчева и Фета

Базовый: знать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.

Продвинутый: знать понятие параллелизма, уметь сравнивать стихи разных поэтов.

Продуктивный: Я., Р.


41

Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе

Формировать навыки анализа поэтического произведения поэтов XIX века: Ф. И. Тютчева, А. А. Фета,

А. Н. Плещеева,

А. М. Жемчужникова, А. В. Кольцова,

Н. С. Никитина,

А. Н. Майкова,

Урок-концерт

Диалог.

Демонстрация

Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов XIX века.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

Базовый: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, пони-

мать их роль в стихотво-

Портреты и репродукции картин, пейзажи русской природы, музыка Вивальди, Свиридова

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8



А. С. Пушкина,

И. З. Сурикова




рении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Исследовательский уровень: И.-К.


42–43

Р./р. Сочинение-миниатюра. “Красота русской природы” (по стихам Кольцова, Тютчева, Фета)

обобщить знания по поэзии XIX в., учить писать сочинение -миниатюру

Исследовательская

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Индивидуальная: раскрыть поэтическую красоту русской природы в сочинении-миниатюре

Базовый: овладеть навыком написания сочинения-миниатюры.

Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа.

Творческий: Я., Р.


44–47

В. Г. Короленко. Рассказ о писателе. “В дурном обществе”. Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести.

Р/р. Письменные ответы на вопросы по повести

Познакомить с главными героями повести, ролью портретов, пейзажа, сравнений в композиции повести

Объяснительно-иллюстративная

Работа с главами повести, беседа

Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести.

Групповая: выразительное чтение в лицах, сопоставительный анализ образов: Васи и Валека, Сони и Маруси, судьи и Тыбурция.

Индивидуальная: выступления на темы “Жизнь и смерть Маруси” и “Жизнь и характер Валека”; выразительное чтение заключительной

Базовый: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.

Продвинутый: определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести (К.); дать развернутый письменный ответ на один из вопросов:

1. Каким вы представляете себе Васю (Валека, Тыбурция и т. д. – на выбор)?

2. Какой эпизод повести вам запомнился больше всего? Почему?

Коровина, Збарский. Литература. 5 класс. Метод. советы. (М.: Просвещение, 2001)

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8






сцены повести. Письменные ответы на вопросы по повести

3. Как вы понимаете слова Тыбурция: “Может быть это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу”?








Понять и объяснить смысл названия повести В. Г. Короленко “В дурном обществе”, определять позицию автора

(И.-К., Р.)


48–49

А. П. Платонов. Рассказ “Никита”. Быль и фантастика. Душевный мир героя. Его отношения с природой

Познакомить с особым миром платоновских героев – с былью и фантастикой, одухотворением природы в воображении героя, с представлением о жизни как борьбе добра и зла, страданием и счастьем, оптимистическим восприятием окружающего мира

Репродуктивная

Работа с текстом, тренинг

Коллективная: беседа по вопросам.

Групповая: выразительное чтение отрывка из рассказа или рассказ о главном герое.

Индивидуальная: письменно ответить на вопрос: “Каким предстает мир перед главным героем рассказа А. Платонова “Никита”?

Базовый: воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев (К.).

Продвинутый: уметь разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы

(Р., Я.)

А. П. Платонов. Повести и рассказы. Из писем / сост. М. А. Платонова

50–51

К. Г. Паустовский. Рассказ “Парусный мастер”. Тема и проблема произведения

Познакомить с творчеством писателя. Раскрыть нравственное содержание рассказа, душевные качества героя. Показать романтическую

Объяснительно-иллюстративный

Рассказ, беседа, работа с книгой, иллюстрации

Коллективная: чтение рассказа. Беседа по вопросам.

Групповая: сообщение о жизни и творчестве К. Паустовского. Инсценировки

Базовый: знать содержание рассказов К. Паустовского, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

Продвинутый: знать черты романтизма, уметь




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8



настроенность произведений писателя



отрывков из рассказов К. Паустовского, выразительное чтение отрывков.

Индивидуальная: сообщение о романтизме, словесное рисование

выделять эти черты в произведении.

Продуктивный: И.-К


52–53

В. П. Астафьев. Рассказ о писателе. Автобиографический рассказ “Васюткино озеро”. Черты характера героя и его поведение в лесу. “Открытие” Васюткой нового озера

Познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества; показать значение картин природы в рассказе, совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки

Объяснительно-иллюстративная

Беседа, работа с текстом

Коллективная: обсуждение смысла названия рассказа, беседа по вопросам.

Групповая: пересказ истории с глухарем, чтение по лицам отдельных эпизодов.

Индивидуальная: подготовить сообщения о начале литературной деятельности писателя

Базовый: знать своеобразие творчества В. П. Астафьева (К.).

Продвинутый: знать об автобиографических произведениях писателя; уметь определять значение картин природы в рассказе, уметь охарактеризовать героя, объяснить смысл названия рассказа (И.-К., Я.)

В. А. Астафьев. “Судьба” рассказа “Васюткино озеро”

54–55

Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе. И. Бунин,

А. Блок, С. Есенин,

С. А. Клычков,

Д. Б. Кедрин,

А. А. Прокофьев,

Н. М. Рубцов, Дон-Аминадо

Познакомить с творчеством поэтов ХХ века; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения

Исследовательская

Проведение исследования-анализа произведения

Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

Базовый: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, опреде-

Шошин. Русские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. (М.: Просвещение, 1997)



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8







лять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Исследовательский:

И.-К.


56–59

Д. Дефо. “Робинзон Крузо” – произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека

Познакомить с творчеством писателя, рассмотреть характер главного героя, главную мысль произведения

Объяснительно-иллюстративная

Работа с книгой, беседа

Коллективная: прочитать роман Д. Дефо “Робинзон Крузо” (в изданиях для детей).

Групповая: подготовить сообщения на темы:

Как боролся Робинзон за свою жизнь в первые годы пребывания на острове?

Как менялись взаимоотношения Робинзона и Пятницы?

Как Вы объясните слова Робинзона о том, что он охотно согласился бы не возвращаться в Англию?

Индивидуальная: подготовить сообщения по биографии

Д. Дефо

Базовый: знать биографические сведения о

Д. Дефо и его творчестве, уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; уметь доказать, что роман Д. Дефо “Робинзон Крузо” – гимн неисчерпаемым возможностям человека, подтверждать примерами из текста, уметь пересказывать эпизоды произведения (И.-К.).

Продвинутый: знать, что в наше время обозначают слова “робинзон” и “робинзонада”; уметь объяснять, приводя примеры из разных произведений (Р.)




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

60–63

Х.-К. Андерсен. “Снежная королева”: соотношение реального и фантастического в сказке. Кай и Герда. Противопоставление красоты внутренней и внешней – Герда и Снежная королева.

Победа добра, любви и дружбы над злом

Познакомить с биографией Х.-К. Андерсена, своеобразием Андерсена-сказочника, пополнить знания по сказкам Андерсена, совершенствовать навыки создания характеристики героев, художественного пересказа, совершенствовать знания о жанровой и композиционной особенности сказки

Объяснительно-иллюстративная

Работа с книгой, рассказ, беседа

Базовый: знать содержание рассказа, уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы.

Коллективная: ответы на вопросы по произведению, дискуссия.

Индивидуальная: подготовить портретную, сравнительную характеристику героев

Базовый: знать своеобразие Андерсена-сказоч-ника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки (И.-К.).

Продвинутый: уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг; понимать и объяснять

смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки “Снежная королева”: “Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!”

Кузнецова,

М. И. Мещерякова, И. Н. Арзамасец. Детские писатели. (М., 1995)

64

М. Твен. “Приключения Тома Сойера”. Неприятие героем фальши взрослого мира. Радость игры

Познакомить с биографией и творчеством писателя, совершенствовать умение словесного рисования

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, работа с книгой, беседа

Коллективная: беседа по вопросам.

Индивидуальная: словесный портрет героев (словесное рисование)

Базовый: иметь представление о личности и творческой деятельности М. Твена; уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование) (Я.-Р.)

Продвинутый: оценивать и анализировать поступки героев (И.-К.)

Коровина, Збарский. Литература. 5 класс. Методические советы. (М.: Просвещение, 2001)



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

65

Д. Лондон. “Сказание о Кише”. Нравственное взросление героя рассказа

Познакомить с биографией и своеобразием творчества писателя; совершенствовать умение составлять цитатный план рассказа, обратить внимание на специфику жанра “сказание”

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, работа с текстом произведения, беседа

Коллективная: составление цитатного плана, беседа по вопросам.

Групповая: 1 - краткий пересказ; 2 – пересказ от лица одного из персонажей; 3 – пересказ близко к тексту одного из эпизодов.

Индивидуальная: подготовить сообщение о жизни и творчестве Д. Лондона

Базовый: знать биографию Д. Лондона, особенность его произведений, уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра “сказание”, уметь охарактеризовать образ героя (И.-К.).

Продвинутый: понимать и доказывать как реальность и миф сочетаются в рассказе (И.-К., Р.)

Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 5 кл. Книга для учи-

теля. (М., 2002)

66

О. Генри. Рассказ “Дары волхвов”. Смысл названия рассказа. Тема, сюжет, композиция рассказа

Познакомиться с писателем О. Генри. Раскрыть смысл названия рассказа. Показать мастерство писателя в построении сюжета и композиции рассказа

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, беседа, самостоятельная творческая деятельность

Коллективная: работа с учебником, чтение рассказа, беседа по вопросам.

Индивидуальная: пересказ эпизодов. Развернутый письменный ответ на вопрос: “Как проявляется душевная красота героев?”. Самостоятельный анализ других рассказов

Базовый: знать содержание рассказа, уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы.

Продвинутый: знать другие произведения писателя; уметь сопоставлять тему, сюжет, композицию произведения, знать понятие “интрига произведения”, раскрывать особенности финала рассказов О. Ген-ри.

Продуктивный: И.-К.




Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

67

Итоговый урок. Подведение итогов года. Рекомендация книг для летнего чтения

Выявить уровень литературного развития учащихся по вопросам:

Какие книги из прочитанных за год показались самыми важными, интересными и почему?

Любимые литературные герои и их нравственные качества

Личностно ориентированная педагогическая ситуация

Вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Коллективная: беседа по вопросам.

Индивидуальная: выступления, доказательные рассуждения

Базовый: знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литера-турными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям (Р.)


68–

70

Резервные уроки












Рабочая программа по литературе в 5 классе (уровень - базовый)
  • Русский язык и литература
Описание:

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 12-е издание, М. Просвещение 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

 

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Автор Алексеева Юлия Сергеевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 278
Номер материала 32944
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓