Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа «Литература» Основное общее образование 6 класс. Базовый уровень 2014-2015 учебный год

Рабочая программа «Литература» Основное общее образование 6 класс. Базовый уровень 2014-2015 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Комсомольская средняя общеобразовательная школа»






«Утверждаю»

Директор МБОУ «Комсомольская СОШ»

Асначёва О.В

Приказ № от «29 »августа 2014













Рабочая программа «Литература»

Основное общее образование 6 класс.

Базовый уровень

2014-2015 учебный год

Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарт общего образования и примерной программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2010.



Составитель

Учитель русского языка и литературы Кочеткова Т.И

п. Комсомольский 2014





класс

6 класс

Часов за год/неделю по программе

68/2

Часов за год/неделю по учебному плану

68/2

Наличие рабочей программы

+

Наличие календарно-тематического планирования

+

Контрольных работ

4











































Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по литературе для образовательной школы создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2010.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения литературы:

-осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

  • свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

  • научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;

  • способами свободного владения письменной речью;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной

компетенциями.

Таким образом, компетентностный подход к созданию календарно-тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся 6 классов.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.


Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
















Литература 6 класс (68 часов)

Настоящий рабочая программа разработана применительно к учебной программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2010).

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебной хрестоматии: Литература. 6 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Автор-сост. В. П. Полухина. – М.: Просвещение, 2007 г. А также дополнительных пособий для учителя:

Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В. П. Полухиной / авт.-сост. О.А.Еремина. –М.,: Экзамен, 2008. – 348 с.

Олимпиадные задания по литературе. 6 класс / Сост. О. А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 158 c.










Содержание программы.


п/п

раздел

Количество часов

Виды деятельности

Форма контроля

1.

Введение

1

Беседа, тестирование.


2.

Устное народное творчество

3

Беседа.


3.

Из древнерусской литературы

1

Рассказ учителя, обучение чтению.


4.

Из русской литературы 18 века


1

Рассказ учителя, беседа.


5.

Из русской литературы 19 века


31

Рассказ учителя, беседа, обучение чтению, устному рассказу, практикум.

Контрольная работа или тестирование по творчеству А.С.Пушкина.


6.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

1

Рассказ учителя, обучение чтению, практикум.

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова.

7.

Из русской литературы 20 века


6

Рассказ учителя, обучение чтению, практикум.


8.

Произведения о Великой Отечественной войне


10

Рассказ учителя, обучение чтению, практикум.

Контрольная работа или тестирование по творчеству Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, литературе о ВОВ.


9.

Родная природа в русской поэзии 20 века.

2

Рассказ учителя, обучение чтению.


10.

Писатели улыбаются

1

Рассказ учителя, беседа.


11.

Из литературы народов России (обзор)

1

Беседа.


12.

Из зарубежной литературы

3

Рассказ учителя, беседа.


13.

Произведения зарубежных писателей

8

Рассказ учителя, беседа.

Урок контроля. Выявление уровня литературного развития учащихся.



Требования к уровню подготовки учащихся 6 классов (базовый уровень):

должны знать:

  • основные историко-культурные сведения, необходимые для адекватного понимания текста художественного произведения;

  • теоретико-литературные понятия; образную природу словесного искусства;

  • биографические сведения о писателях;

  • содержание изученных литературных произведений;

должны уметь:

  • ориентироваться в историко-литературном пространстве изучаемых произведений (соотносить эпоху, автора, литературное направление);

  • выразительно читать (в том числе и наизусть) фрагменты текста;

  • владеть различными видами пересказа (выборочный, сжатый, подробный);

  • владеть навыками анализа художественного текста;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • составлять план прочитанного;

  • выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику герою;

  • характеризовать художественные особенности текстов литературных произведений;

  • выражать своё отношение к прочитанному;

  • писать отзывы и другие виды творческих работ по прочитанным произведениям;

  • владеть компетенциями: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, культуроведческой, рефлексивной;

способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.







Тематическое поурочное планирование по

литературе 6 класс.

68 часов(2 часа в неделю)



Дата (по плану)

п/п

раздел

Тема урока

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Виды деятельности обучающихся

ЭОР


1

Введение

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои.

Беседа, работа с книгой, демонстрация

Выявление уровня литературного развития учащихся, повторение изученного в 5 классе, знакомство с учебником, дать представление о художественной литературе как особой форме познания действительности.

Коллективная.

Групповая.



2

Устное народное творчество

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

Слово учителя, комментарий, беседа

Познакомить учащихся с образцами обрядового фольклора, заинтересовать их старинной русской обрядовой поэзией

Коллективная.

Групповая.

Фонохрестоматия

для 6 класса


3


Устное народное творчество. Пословицы , поговорки и загадки как малый жанр фольклора.

Слово учителя, работа с учебником, беседа

Показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок, научить пользоваться пословицами и поговорками в речи

Коллективная.

Групповая

Фонохрестоматия

для 6 класса


4


Урок-«посиделки». Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?»

Слово учителя, работа с учебником, беседа

Умение писать сочинение

Коллективная.

Групповая



5

Из древнерусской литературы

Русские летописи. «Повесть временных лет» . «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел.

Слово учителя, работа с учебником, комментированное чтение, беседа

Знакомство с историей – осознание себя звеном в цепи поколений, показать, как отражены в летописи народные идеалы

Коллективная.

Групповая

Фонохрестоматия

для 6 класса


6

Из русской литературы 18 века

Русские басни. И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне.

Слово учителя, работа с учебником, комментированное чтение, беседа

Расширить представление о жанре басни, развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст, рассмотреть особенности языка 18 века

Коллективная.

Групповая

Фонохрестоматия

для 6 класса


7

Из русской литературы 19 века

И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

Слово учителя, работа с учебником, комментированное чтение, беседа

Расширить представление о жанре басни, развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст. Роль власти народа в достижении общественного блага, критика мнимого мудреца и неумелого хвастуна

Коллективная.

Групповая

Фонохрестоматия

для 6 класса


8


И.А.Крылов. «Осел и соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.

Слово учителя, работа с учебником, комментированное чтение, беседа

Расширить представление о жанре басни, развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст. Комическое изображение знатока, не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории

Коллективная.

Групповая

Фонохрестоматия

для 6 класса


9


А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

Слово учителя, сообщения учащихся, слайд-материалы; портреты, выставка книг, репродукция И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене»; фотографии Царского Села.

Обучение выразительному чтению

Групповая. Индивидуальная

Презентация

«Лицейские годы»


10


А.С.Пушкин «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Композиция и смысл. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения.

Слово учителя, комментированное чтение, обучение чтению.

Роль композиции в понимании смысла стихотворения, развитие речи, выработка умений восприятия поэтического слова через выражение чувств, через обращение к сведениям по теории литературы

Групповая. Индивидуальная

Фонохрестоматия

для 6 класса


11


А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога».

Слово учителя, беседа по тексту.

Жанр стихотворного послания, эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С. Пушкина, обучение чтению, учиться видеть за строчками стихов чувства, переживания, настроения, реальные события и общечеловеческий смысл

Групповая. Индивидуальная

Коллективная.



12


А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня – крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести.

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному

Роль случая в композиции произведения

Коллективная.

Групповая.



-


А.С. Пушкин. «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них.

Слово учителя, беседа по прочитанному, дискуссия на тему...

Роль случая в композиции произведения

Коллективная.

Групповая.



13


А.С. Пушкин. «Дубровский» Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.

Слово учителя

Обучение чтению, рассказать об истории создания романа, помочь учащимся разобраться в отношениях между героями

Коллективная.

Групповая. Индивидуальная


презентация



«Усадьбы помещиковв»


14


Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке».

Слово учителя, комментированное чтение, портреты, выставка книг.

Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке», выяснить мотивировку поступков героев

Коллективная.

Групповая.

Фонохрестоматия

для 6 класса


15


Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к ним. Композиция романа.

Слово учителя, комментированное чтение

Развитие понятия о композиции художественного произведения, выяснить характер отношений между Машей и Дубровским

Коллективная.

Групповая.



16


Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Слово учителя, комментированное чтение, портреты, выставка книг, репродукции картин А. И. Куинджи, И. Е. Репина.

Развитие речи учащихся, учиться отбирать материал к сочинению, показать логику развития мысли в сочинении

Коллективная.

Групповая.



17


Контрольная работа или тестирование по творчеству А.С.Пушкина.

Письменная контрольная работа

Проверка уровня знаний

Самостоятельная работа



18


М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения.

Слово учителя, комментированное чтение

Помочь почувствовать настроение лермонтовских стихотворений.

Особенности выражения темы одиночества, обучение анализу стихотворения.

Коллективная.

Групповая.

Презентация

«М.Ю.Лермонтов»


19


Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…».

Слово учителя, комментированное чтение, портрет, репродукция картины К. А. Савицкого

Уметь анализировать стихотворения

Коллективная. Групповая

Фонохрестоматия

для 6 класса


20


М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Размеры стиха. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения.

Беседа, комментированное чтение.

Дать первоначальное понятие о балладе. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю.Лермонтова.

Коллективная. Группова

Фонохрестоматия

для 6 класса


-


Классное сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова»

Написание сочинения

Умение писать сочинение

Самостоятельная



21


Н.В. Гоголь «Старосветские помещики».

Чтение по ролям, беседа по вопросам

Развитие речи учащихся, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя

Коллективная. Групповая



22


И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.

Работа с текстом

Познакомить учеников с фрагментами биографии Тургенева, развивать навыки выразительного чтения, анализа текста

Коллективная. Групповая

Презентация

«И.С.Тургенев»


23


Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С.Тургенев- мастер портрета и пейзажа.

Слово учителя, комментированное чтение.

Портреты героев как средство изображения их характеров, показать взаимосвязь человека и природы в рассказе

Коллективная. Групповая



24


Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева. «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся…» Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.

Слово учителя, беседа по вопросам, по содержанию.

Обучение анализу стихотворения

Коллективная. Групповая. Индивидуальная

Фонохрестоматия

для 6 класса


25


Ф.И.Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения.

Слово учителя, комментированное чтение, портреты.

Обучение анализу стихотворения

Коллективная. Групповая. Индивидуальная

Фонохрестоматия

для 6 класса


26


А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.

Проблемные задания различного уровня сложности

Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

Коллективная. Групповая. Индивидуальная

Фонохрестоматия

для 6 класса


27


А.А.Фет. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них- у дуба, у березы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

Слово учителя, комментированное чтение, портрет поэта.

Обучение анализу стихотворения

Коллективная. Групповая. Индивидуальная

Фонохрестоматия

для 6 класса


28


Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению.

Беседа по вопросам, анализ эпизодов, устное словесное рисование.

Подготовка к сочинению по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Коллективная. Групповая. Индивидуальная



29


Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа- созидателя.

Слово учителя, портрет поэта, чтение, беседа по прочитанному

Познакомить учеников с важными вехами детства и юности Некрасова, обозначит главную тему его поэзии, показать место стихотворения «Железная дорога в творчестве поэта, показать двойственность чувств поэта, риторическую направленность стихотворения, дать понятие о трехсложных размерах стиха

Коллективная. Групповая. Индивидуальная.

Презентация

«Н.А.Некрасов»


30


Своеобразие композиции стихотворения «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

Беседа по прочитанному, работа по вопросам

Обучение анализу стихотворения

Групповая.

Фонохрестоматия

для 6 класса


31


Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А.Некрасова.

Слово учителя и подготовленных учащихся о писателе; выставка книг писателя

Декабристская тема в творчестве Н.А.Некрасова.

Коллективная. Групповая. Индивидуальная



32


Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А. Некрасова.

Письменная контрольная работа.

Контроль знаний.

Самостоятельная работа.



33


Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе. Бесправие народа.

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам.

Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Лескова, дать представление о жанре сказа, выяснить авторское отношение к героям повести, помочь ученикам разобраться в характеристиках персонажей

Коллективная. Групповая



34


Особенности языка повести Н.С.Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С.Лескова «Левша».

Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию

Умение писать сочинение

Коллективная. Групповая. Индивидуальная



-


Н.С.Лесков «Человек на часах»






35


А.П.Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию.

Дать представление о личности А.П.Чехова, попытаться раскрыть природу смешного в рассказе Чехова, показать особенности чеховского стиля

Коллективная. Групповая. Индивидуальная

Презентация

«А.П.Чехов»


36


А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

Комментированное и выразительное чтение, беседа по прочитанному.

Практикум, закрепление понятия о комическом, расширение знакомства с творчеством Чехова-юмориста, развитие творческих способностей учащихся

Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества А. П, Чехова

1

Презентация

«Толстый и тонкий»


37

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри какая мгла…». Художественные средства, передающие состояние природы и человека в пейзажной лирике. Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А.К.Толстой. Где гнутся над омутом лозы…»

Беседа по прочитанному, по вопросам.

Развитие понятия о лирике, пробудить интерес к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэта

Коллективная. Групповая. Индивидуальная

Фонохрестоматия

для 6 класса


38

Из русской литературы 20 века

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова.

Беседа-размышление по прочитанному

Познакомить с некоторыми вехами биографии писателя, раскрыть образную систему сказки-были

Коллективная. Групповая



39


А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота героев, позиция автора.

Беседа по прочитанному

Раскрыть суть победы романтической мечты над реальностью жизни, авторской позиции в произведении

Коллективная. Группова



40


М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

Слово учителя

Обучение чтению, знакомство с некоторыми фактами биографии Пришвина, раскрыть особенности жанра, характеры героев

Коллективная. Групповая



41


Образ природы в сказке-были «Кладовая солнца». Анализ эпизода «О ели и сосне, растущих вместе».

Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию.

Практикум, анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе», показать метафорический смысл сказки-были, раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы

Коллективная. Групповая. Индивидуальная.

Фонохрестоматия

для 6 класса


42


Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению.

Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию.

Подготовка к сочинению. Развитие речи учащихся, учиться отбирать материал к сочинению, показать логику развития мысли в сочинении

Коллективная. Групповая. Индивидуальная



43


Классное сочинение «Человек и природа сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Написание сочинения

Умение писать сочинение

Самостоятельная



44

Произведения о Великой Отечественной войне

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Д.С.Самойлов «Сороковые» и другие. Патриотизм, мысли о Родине и о войне.

Слово учителя, чтение с комментариями учителя, просмотр видеоматериалов, репродукций о селе Константиново

Обучение выразительному чтению стихотворений К.М.Симонова, Д.С.Самойлова, рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны, показать, как высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями

Коллективная. Групповая. Индивидуальная

Фонохрестоматия

для 6 класса


45


А.А.Лиханов. «Последние холода». Дети и война.

Слово учителя, комментированное чтение

Умение анализировать произведение

Коллективная. Групповая.



46


В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни после войны.

Слово учителя

Обучение чтению, познакомить с чертами личности писателя, показать автобиографичность рассказа, отметить особенности его композиции, своеобразие языка

Коллективная. Групповая.



47


В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Народная речь. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Задания дифференцированного типа

Постановка нравственных вопросов: честность, доброта, долг, попытаться вызвать у учеников отклик на эти вопросы

Коллективная. Групповая.



48


В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение трудностей послевоенного времени.

Слово учителя, беседа по прочитанному, портрет писателя.

Познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя, с главными темами его творчества, прояснить мотивы поведения героя рассказа

Коллективная. Групповая.



49


Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Роль учительницы в жизни мальчика. Подготовка к сочинению.

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному, портрет

Раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память»

Коллективная. Групповая.



50


Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.Г.Распутина и В.П.Астафьева»

Написание сочинения

Умение писать сочинение

Коллективная. Групповая.



51


Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному

Развитие понятия о лирике

Коллективная. Групповая. Индивидуальная

Фонохрестоматия

для 6 класса


52


Ф.Искандер. слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе.

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному

Познакомить учеников с биографией писателя, своеобразием его прозы

Коллективная. Групповая



53


Контрольная работа или тестирование по творчеству Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, литература о ВОВ.

Контрольная работа.

Оценить знания, умения, навыки учащихся.

Самостоятельная



54

Родная природа в русской поэзии 20 века.

А.А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О как безумно за окном…» С.А.Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…» , «Пороша» . Чувство любви к родной природе и Родине.

Слово учителя, беседа по прочитанному, портрет

Обучение выразительному чтению, проследить традиции поэзии 19 века в поэзии 20 века

Коллективная. Групповая.

Фонохрестоматия

для 6 класса


55


А.А.Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики.

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному, портрет

Обучение анализу стихотворения, развитие понятия о лирике

Коллективная. Групповая.

Фонохрестоматия

для 6 класса


56

Писатели улыбаются

В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал».Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики».

Слово учителя, беседа по прочитанному, портрет

Обучение анализу текста

Коллективная. Групповая.

Презентация



«В.М.Шукшин»


57

Из литературы народов России (обзор)

К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малый мой народ…». Тема Родины и народа. Г.Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга».

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному

Обучение анализу стихотворений

Коллективная. Групповая.



58

Из зарубежной литературы

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному

Дать представление о мифе, его природе, познакомить учеников с мифами Древней Греции, приоткрыть глубину идей и красоту образов древней мифологии, дать понятие «герой», раскрыть многозначность этого понятия

Коллективная. Групповая. Индивидуальная

Презентация

«Мифы»


59


Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

Портреты писателей, чьё творчество изучалось в этом учебном году,  беседа по прочитанным произведениям, задания дифференцированного типа.

Показать общее и различное в понятиях «миф» и «легенда», показать как преобразуются античные образы в литературе на примере стихотворения А.Пушкина «Арион»

Коллективная. Групповая. Индивидуальная



60


Гомер. Слово о нем. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.

Слово учителя, беседа по прочитанному.

Познакомить учеников с образом Гомера, рассказать о предыстории его великих произведений, дать учащимся почувствовать неповторимость, богатство и красоту поэмы Гомера

Коллективная. Групповая. Индивидуальная



61

Произведения зарубежных писателей

М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. Пародия на рыцарские романы. Образ Санчо Пансы.

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному, портрет писателя

Познакомить учеников с великим романом о верности идеалам, душевном благородстве и наивной простоте героя, помочь понять, почему «Дон Кихот» - книга на все времена

Коллективная. Групповая. Индивидуальная

Презентация

«Дон Кихот»


62


Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

Слово учителя, беседа по прочитанному, портрет

Анализ баллады

Коллективная. Групповая. Индивидуальная



63


П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм.

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному

Развивать понятие о герое, дать понятие о героическом характере в литературе, вызвать учеников на самостоятельные размышления о жизни

Коллективная. Групповая. Индивидуальная



64-65


М.Твен «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критической ситуации. Юмор в произведении.

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному

Знакомство с биографией писателя, попытаться определить, в чем обаяние образов героев Марка Твена

Коллективная. Групповая. Индивидуальная



66


А. де Сент –Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка- притча. Друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче.

Портреты писателей, чьё творчество изучалось в этом учебном году,  беседа по прочитанным произведениям, задания дифференцированного типа.

Познакомить учеников с личностью писателя, дать краткий обзор его творчества, помочь разобраться во взглядах писателя на жизнь

Коллективная. Групповая. Индивидуальная

Презентация

«Маленький принц»


67


Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?»

Написание отзыва

Умение писать отзыв

Самостоятельная



68


Урок- праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения.

Литературная викторина по изученным произведениям

Закрепление знаний

Групповая.





Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 6 класс: к учебнику В.Я. Коровиной «Литература: 5 класс» / О.А. Ерёмина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен». 2008.

  2. Литература. 6 кл. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я. Коровина (и др.). – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

  3. Программа по литературе для 5-11 классов / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. – М. «Просвещение», 2010 .

  4. Сайт учителя русского языка и литературы Инессы Перовой [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Режим доступа: http://perova.jimdo.com/.

  5. Учебные презентации для уроков литературе 6 класс.

  6. Учительский портал [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/

  7. Фонохрестоматия по литературе для 6 класса.

  8. Шадрина С.Б. Литература 6 класс поурочные планы/ C.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2010.


































Рабочая программа «Литература» Основное общее образование 6 класс. Базовый уровень 2014-2015 учебный год
  • Русский язык и литература
Описание:

Настоящая рабочая программа по литературе для образовательной школы  создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной  программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2010.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

 

Автор Кочеткова Татьяна Ивановна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 610
Номер материала 36787
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы