Инфоурок ИЗО, МХК Рабочие программыРабочая программа 8-9 класс "Искусство"

Рабочая программа 8-9 класс "Искусство"

Скачать материал

                                     Пояснительная записка

Программа адресована для   МБОУ «Смородинская СОШ» с  Смородино 8- 9 класс.

Рабочая программа учебного предмета «Искусство» для 8-9 классов (базовый уровень) составлена на основе   авторской программы «Искусство.8-9классы». Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, И.Э Кашекова Е.Д. Критской.

Образовательная область данного предмета: художественно – эстетический цикл.

Основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:                                                                                                                          - развитие эмоционально - эстетического восприятия дейст­вительности, художественно - творческих способностей учащих­ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зритель­но - образной памяти, вкуса, художественных потребностей;                                                                                —воспитание культуры восприятия произведений изобра­зительного, декоративно - прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, спо­собности воспринимать его исторические и национальные особенности;                                                                                                                                                                                                        

приобретение знаний об искусстве как способе эмо­ционально - практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декора­тивно - прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитек­туры, кино, театра;                                                                                                                          —овладение умениями и навыками разнообразной худо­жественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также пси­хологической разгрузки и релаксации средствами искусства.      

Цель программы- развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.                                                                                 

Изучение предмета «Искусство» в 8-9  классах  способствует решению следующих задач:                         

-актуализация  имеющегося  у учащихся  опыта общения с искусством;                                                             -культурная  адаптация школьников в  современном  ин­формационном пространстве, наполненном  разнообразными  явлениями  массовой культуры;                                                                                              

-формирование  целостного  представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;                                                                                                                                               -углубление художественно-познавательных  интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под­ростков;                                                                                                                   -воспитание художественного вкуса;                                                                                                                           -приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;                                                                                                                                                               -формирование умений и навыков художественного са­мообразования.    

 В авторской программе по искусству  в 8-9 классах на изучение предмета отводится по 35 часов. По календарному годовому графику МБОУ «Смородинская СОШ»  - продолжительность учебного года 34 недели. В связи с этим в авторскую программу внесены изменения:

в 8 классе  34 часа (1 час в неделю) уплотнен  материал по теме «Красота в искусстве жизни» на 1 час (было 11часов, стало 10часов.);  в 9 классе   уплотнен материал  по теме «Дар созидания. Практическая функция» на 1 час (было 11 часов, стало 10 часов).

В связи с тем, что учащиеся 9 класса в 2013-2014 учебном году не изучали предмет «Искусство» в 2014-2015 учебном году для прохождения программы за 8 класс добавлен 1 час в неделю из школьного компонента. Таким образом, в 9 классе на изучение предмета «Искусство» отводится 68 часов (2 часа в неделю).

Для реализации содержания рабочей программы и  достижения целей образовательной программы по искусству в 8-9 классах, используется

учебно-методический комплект:                                                                     

 1. Программа: Искусство.8-9классы. Авторы Г.П. Сергеева,И.Э.Кашекова, Е.Д. Критская: -М.: Просвещение, 2009. -128 с.пособие для учителей общеобразоват. организаций /Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э Кашекова. – 3-е изд. –М. : Просвещение, 2014. – 104 с.                                                                                                                                                 2.Искусство. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций /  Г.П Сергеева , И.Э.Кашекова , Е.Д. Критская. -4-е изд., перераб. - М.: «Просвещение», 2014. -191с.                                                                                                                

Количество учебных часов:

         Рабочая программа учебного предмета «Искусство» базового уровня в 8-9 классах рассчитана на 102 часа за два года обучения: 34 часа в 8 классе (1 час в неделю) и 68 часов в 9 классе (2 час в неделю). Из них:
-Количество часов для проведения творческих работ: 8 класс-  3 ; 9 класс- 6
 -Количество часов для проведения экскурсий: 8 класс- 1  ,  9  класс-  2 .                                                   

Формы организации учебного процесса: при организации учебного процесса используется классно-урочная система обучения. Урок длительностью 45 минут.

  Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая.                                              Методы обучения:                                                                                                                                             -По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;                                                                    -По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;                                                                                                                                                -По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.                                                                   Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, личностно-ориентированная, ИКТ.                                                                                                                          Формы  контроля : входной контроль 2-3 неделя сентября, рубежный контроль 3 неделя декабря, тематический контроль –после тематических разделов, итоговый контроль 2-3 неделя мая. Проводятся в форме: тестирования, устного опроса, практических работ, защиты творческих проектов.

 

Требования к уровню подготовки учащихся.     

8 класс  

·               иметь представление о значении искусства в жизни человека;

·               понимать  возможности искусства в отражении вечных тем жизни;

·               рассматривать искусство как духовный опыт человечества;

·               размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной. Эстетической, ценностно-ориентирующей);

·               иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных искусств, музыки, литературы, театра и кино;

·               использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.

9 класс  

·        представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека;

·        понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая,

воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);

·        ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;

·        понимать особенности художественного языка разных видов искусства;

·        осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;

·        выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;

·        использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.

 

Учебно – тематическое планирование «Искусство»

 8 класс ( 34 ч).

№ раздела

Название темы урока.

Количество часов

Плановые сроки прохождения

1

 Искусство в жизни современного человека            

Входной контроль: тестирование

 3

1.09-20.09

2

Искусство открывает новые грани мира

Творческая контрольная работа № 1

6

22.09-18.10

3

Искусство как универсальный способ общения

Рубежный  контроль: творческая контрольная работа № 2

7

3.11-27.12

4

Красота в искусстве и жизни   

Творческая контрольная работа № 3

10

10.01-23.03.

5

Прекрасное пробуждает доброе

Экскурсия (1ч)

Итоговый  контроль: защита творческих проектов (2ч)

8

1.04-25.05

                                                            Итого                 34

 

Учебно – тематическое планирование «Искусство» в 9 классе. (68 часов)

№п/п

Название раздела, темы урока.

Количество часов

1

 Искусство в жизни современного человека   

Входной контроль: тестирование        

 3

2

Искусство открывает новые грани мира

Экскурсия

Тематический контроль:творческая контрольная работа № 1

6

3

Искусство как универсальный способ общения

7

4

Красота в искусстве и жизни  

Творческая контрольная работа № 2

10

5

Прекрасное пробуждает доброе

Рубежный контроль: творческая контрольная работа : №3

8

6

Воздействующая сила искусства

Творческая контрольная работа № 4

9

7

Искусство предвосхищает будущее

Творческая контрольная работа № 5

7

8

Дар созидания. Практическая функция Творческая контрольная работа № 6

10

9

Искусство и открытие мира для себя Экскурсия (1ч)

Итоговый контроль: защита проектов. (2 ч)

8

                                                                                 Итого

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы учебного предмета «Искусство»

8 класс

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Художественный материал:

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предме­ты материальной культуры в контексте разных стилей.

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Обобщение и систематизация представлений о многообра­зии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

 

 

Художественный материал:

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, об­рядами, бытом, религиозными традициями на примерах пер­вобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного ис­кусства, музыкального фольклора, храмового синтеза ис­кусств, классических и современных образцов профессио­нального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и за­рубежных мастеров.

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древне­го Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Мла­денцем в русской и западноевропейской живописи. Изобра­жения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайков­ский, С. Прокофьев, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Сви­ридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жи­тия святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарков­ского, С. Урусевского и др.

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Самостоятельное освоение какого-либо явления и созда­ние художественной реальности в любом виде творческой де­ятельности. Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты). Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Художественный материал

Изучение произведений отечественного и зарубежного ис­кусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоцио­нально-образный язык символов, метафор, аллегорий в рос­писи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые кар­тины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитекту­ра (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесе­ния в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Му­хина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипрен­ский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и жи­вопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Сви­ридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзен­штейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся

Создание или воспроизведение в образной форме сообще­ния друзьям, согражданам, современникам, потомкам с по­мощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о со­временном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наибо­лее полно отражающего сущность человека. Обоснование сво­его выбора.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков)  человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Художественный материал

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с сим­волами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музы­ке и других искусствах.

Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Не­фертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимир­ской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульп­турные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Вес­на» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. По­ленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жиз­ни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штра­ус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современ­ной музыки.

Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Алек­сандрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Передача красоты современного человека средствами лю­бого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), ри­сунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в ри­сунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений сред­ствами любого вида искусства.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арттерапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Экскурсия в Художественную Галерею г. Белгорода. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Исследовательский проект.

Художественно-творческая деятельность

Исследовательский проект. Создание художественного замысла и воплощение эмо­ционально-образного содержания средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр)

 

Содержание программы учебного предмета «искусство»

9 класс Раздел 1. Искусство в жизни современного человека

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

 

 

 

Художественный материал:

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предме­ты материальной культуры в контексте разных стилей.

 

 

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Обобщение и систематизация представлений о многообра­зии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Художественный материал:

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, об­рядами, бытом, религиозными традициями на примерах пер­вобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного ис­кусства, музыкального фольклора, храмового синтеза ис­кусств, классических и современных образцов профессио­нального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и за­рубежных мастеров.

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древне­го Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Мла­денцем в русской и западноевропейской живописи. Изобра­жения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайков­ский, С. Прокофьев, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Сви­ридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жи­тия святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарков­ского, С. Урусевского и др.

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Самостоятельное освоение какого-либо явления и созда­ние художественной реальности в любом виде творческой де­ятельности. Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты). Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Художественный материал

Изучение произведений отечественного и зарубежного ис­кусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоцио­нально-образный язык символов, метафор, аллегорий в рос­писи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые кар­тины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитекту­ра (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесе­ния в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Му­хина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипрен­ский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и жи­вопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Сви­ридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзен­штейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

 

Художественно-творческая деятельность учащихся

Создание или воспроизведение в образной форме сообще­ния друзьям, согражданам, современникам, потомкам с по­мощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о со­временном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наибо­лее полно отражающего сущность человека. Обоснование сво­его выбора.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков)  человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Художественный материал

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с сим­волами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музы­ке и других искусствах.

Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Не­фертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимир­ской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульп­турные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Вес­на» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. По­ленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жиз­ни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штра­ус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современ­ной музыки.

Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Алек­сандрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Передача красоты современного человека средствами лю­бого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), ри­сунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в ри­сунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений сред­ствами любого вида искусства.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арттерапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Экскурсия в Художественную Галерею г. Белгорода. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Исследовательский проект.

Художественно-творческая деятельностьИсследовательский проект. Создание художественного замысла и воплощение эмо­ционально-образного содержания средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр.

Раздел 6. Воздействующая сила искусства

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Художественный материал

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т.п.).

Протест против идеологии социалистического строя в авторской песне, рок-музыке.

Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А.Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаика, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др. Музыкальная классика и массовые жанры (Л.Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.) Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература. Произведения поэтов и писателей 19-20 вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40-50-х гг. ХХ в. Экранизации опер, балетов, мюзиклов

Художественно-творческая деятельность учащихся

Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном и негативном виде.

Создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбирать и анализировать различные художественные произведения, использовавшиеся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Раздел 7. Искусство предвосхищает будущее

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Художественный материал

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петров-Водкин.  «Рождение новой планеты» К. Юон. «Черный квадрат» К. Малевич. Живопись символистов (У. Блейк, К. Фридрих и др.).

Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Э. Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекофония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Ч. Айвз и др.). Рок-музыка

Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессонна, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина.

Художественно-творческая деятельность учащихся

Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра), в котором есть скрытое пророчество будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.Составление собственного прогноза будущего средствами какого-либо вида искусства.Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».

Раздел 8. Дар созидания. Практическая функция

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Художественный материал

Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.

Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Афинский Акрополь, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.); монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальоне и др.); предметы мебели и посуды. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений).

Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М.Салтыков-Щедрин, Н. лесков, П. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.Б. Мольер и др.) (из программы по литературе – по выбору учителя).

Экранные виды искусства, театр. Кинофильмы: «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Деми, «Человек дождя» Б. Левинсона.

Художественно-творческая деятельность учащихся

Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового назначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой. Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики. Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Создавать украшения или эскизы украшений предметов быта, с использованием средств компьютерной графики. Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта, конкурса, фестиваля искусств. Создавать их художественное оформление.

Раздел 9. Искусство и открытие мира для себя

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства -  новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства. Экскурсия в Художественную Галерею г. Белгорода. Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Художественный материал

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.

Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображения различных представлений о  системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.

Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений. Искусство в жизни выдающихся людей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).

Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев – из программы по литературе).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гиббсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера.

Художественно-творческая деятельность учащихся

Исследовательский проект средствами различных видов искусства. Создание компьютерной презентации, видео- и фотокомпозиций, театральных постановках, участие в виртуальных и реальных путешествиях, в проведении конкурсов чтецов, музыкантов и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы и средства контроля.

Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на сформулированные вопросы,  творческие контрольные работы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности с концептуальным обоснованием, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.

входной контроль 2-3 неделя сентября: тестирование (20 мин); рубежный контроль- 3 неделя декабря: тест (20 мин);  тематический контроль – после тематических разделов: контрольные работы (45 мин);  итоговый контроль 2-3 неделя мая: защита проектов.  Тексты тестов прилагаются

Темы творческих проектов

1.                              Мировоззрение народа на примерах перво­бытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики.

2.                              Образы природы, человека, окружающей жизни в произве­дениях русских и зарубежных мастеров.

3.                              Устное народное творчество.

4.                              Искусство как проводник духовной энергии.

5.                              Знаково-символический характер изобразительного искусства.

6.                              Образы и символы в русской поэзии и прозе.

7.                              Образная символика кино­фильмов С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др.

8.                              Красота в понимании разных народов.

9.                              Синтез искусств в создании художественного образа спектакля.

10.                         Образы природы, родины в русской прозе и поэзии

11.                         Рекламные видеоклипы.

12.                         Многообразие направлений в современной эстрадной отечественной и зарубежной музыке (рэп-музыка, рок-музыка).

13.                         Направление стиля рэп в современной эстрадной музыке.

14.                         Ис­пользование иносказания, метафоры в различных видах искус­ства.

15.                         Развитие ди­зайна и его значение в жизни современного общества.

16.                         Ансамбль Тадж-Махала – символ единства красоты и духовности (макетирование).

17.                         Образ средневековой архитектуры в облике замка Нойшванштайн (макетирование).

18.                         Исторические особенности ансамбля Московского Кремля.

19.                         Арттерапевтическое воздействие музыки.

20.                         Специфика изобра­жений в полиграфии.

21.                         Формирование окружающей среды декоратив­но-прикладным искусством в разные эпохи (вазы).

22.                         Исторические особенности ландшафтного и интерьерного проектирования в русской архитектуре (макетирование).

23.                         Формирование окружающей среды русским декоратив­но-прикладным искусством.

24.                         Архитектурные особенности Кафедрального собора г.Белгород

Перечень учебно-методических средств обучения

 

Литература:

 основная  

1. Искусство. 8-9 классы:   учебник общеобразоват. организаций  / Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова ,Е.Д. Критская . -4-е изд.,перераб. - М.:  Просвещение, 2014. -191с. : ил.                                                                                                                                                                                                                                                                               

2. Искусство.8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д. критской: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Г.П. Сергеева, И.Э Кашекова , Е.Д. Критская. -3-еизд. - М.: Просвещение, 2014.-104с. 

Дополнительная

1.     Цвет и линия/ Ю.Г.Аксенов  , М. М. Левидова.-  М.,1986

2.     Что такое искусство  /В. В. Алексеева.- М.,1998                                                                                                                                       

АУДИОЗАПИСИ И ФОНОХРЕСТОМАТИИ:

1. CD-диски  «Комплект уроков по ИЗО» 8, 9 классы

  Электронные образовательные ресурсы

·        http://artorbita.ru/tipy_rospisi/batik/gory

·        http://art.1september.ru/index.php

·        http://art.1september.ru/

·        http://art.1september.ru/urok/

·        http://www.kafedramhk.ru/

·          http://pedsovet.su/load/94 

·         achiy_batik.html

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарно тематическое планирование « Искусство» 8  класс (34ч)

п/п

Название раздела, темы урока.

Дата

планир.

Дата

фактич.

Задание на дом

Раздел   №1   Искусство в жизни современного человека - 3 часа

1

Искусство вокруг нас.

 

2.09

 

Стр. 6-8,

повторение видов искусства

2

Художественный образ – стиль – язык.

Входной контроль: тестирвание (20 мин)

9.09

 

Стр.10- 13.

Сообщение о жанрах искусства

3

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

16.09

 

Стр. 14-19. Сообщение о жанрах искусства

Раздел  №2            Искусство открывает новые грани мира - 6 часов

4(1)

Искусство рассказывает о красоте Земли.

23.09

 

Стр. 20-25. Подготовка к тесту

5(2)

Зримая музыка.

30.09

 

Стр.26-27.

6(3)

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

7.10

 

Стр. 28-33. Сообщение о русских портретистах

7(4)

Портрет в искусстве:  России.

Портреты наших великих соотечественников.

Контрольная работа №1.

14.10

 

Стр. 34-39. Подготовка к контрольной работе

8(5)

Музыкальный портрет

Александр Невский.

 

21.10

 

Стр.40-43.

9(6)

Портрет  композитора в литературе и кино.

4.11

 

Стр.44-45. Сообщение о музеях

Раздел  №3     Искусство как универсальный способ общения - 7 часов

10(1)

Мир в зеркале искусства.

11.11

 

Стр. 46-47. Подготовка к викторине-тесту

11(2)

Роль искусства в сближении народов.

18.11

 

Стр. 48-53.

12(3)

Искусство художественного перевода – искусство общения.

25.11

 

Стр.54-55.

13(4)

Искусство -  проводник духовной энергии.

2.12

 

Стр.56-57

14(5)

Как происходит передача сообщения в искусстве.

9.12

 

Стр.58-59.

15(6)

Знаки и символы искусства. Художественные послания предков.

Рубежный контроль: Контрольная работа №2

16.12

 

Стр.60-65

16(7)

Разговор с современником.Музыкально-поэтическая символика огня. 

23.12

 

Стр.66-75.

Раздел  №4                         Красота в искусстве и жизни -  11 часов

17(1)

Что есть красота?

13.01

 

Стр.76-77.

18(2)

Откровенье вечной красоты.

20.01

 

Стр.78-79.

19(3)

Застывшая музыка

27.01

 

Стр.80-81. Символика Древнего Египта

20(4)

Есть ли у красоты свои законы?

3.02

 

Стр.82-85.

21(5)

 Всегда ли люди одинаково понимали красоту

10.02

 

Стр.86-87. Сообщение о женском идеале средневековья

22(6)

 Великий дар творчества : радость и красота созидания.

17.12

 

Стр.88-89. Сообщение об африканских племенах

23(7)

 Как соотносятся красота и польза.

24.02

 

Стр.90-93. Сообщение об архитектуре Др. Греции

24(8)

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

3.03

 

Стр.94-95 Подготовка к контрольной работе

25(9)

Контрольная работа №3

10.03

 

 

26(10)

  Великий дар творчества: радость и красота созидания.

17.04

 

Повторить стр. 76-95.

27(11)

Обобщение темы «Красота в жизни и искусстве»

31.04

 

 

Раздел   №5              Прекрасное пробуждает доброе -  7 часов

28(1)

Преобразующая сила искусства

7.04

 

Стр. 96-97. Кроссворд  о музеях

29(2)

Крупнейшие художественные музеи страны

14.04

 

 Подготовка к викторине

30(3)

Красота природы родной земли.

21.04

 

Сбор материала для проекта

31(4)

Героический пафос в монументальной скульптуре

28.04

 

 Сообщение о Станиславском и Немировиче-Данченко

32(5)

Художники театра.

Итоговый контроль: тестирование (20 мин)

5.05

 

Сбор материала для проекта

33(6)

Народные сказки, мифы, легенды. Экскурсия .

12.05

 

 Сбор материала для проекта

34(7)

Исследовательский проект

19.05

 

 

 

 

Календарно тематическое планирование «Искусство» 9 класс (34ч)

п/п

Название раздела, темы урока.

Дата

План .

Дата

Факт.

Задание на дом

Раздел   №1   Искусство в жизни современного человека - 3 часа

1

Искусство вокруг нас.

 

1.09

 

Стр. 6-8,

повторение видов искусства

2

Художественный образ – стиль – язык.

 

2.09

 

Стр.10- 13.

Сообщение о жанрах искусства

3

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

Входной контоль: тестирование (20 мин)

8.09

 

Стр. 14-19. Сообщение о жанрах искусства

Раздел  №2            Искусство открывает новые грани мира - 6 часов

4

Искусство рассказывает о красоте Земли.

9.09

 

Стр. 20-25. Подготовка к тесту

5

Зримая музыка.

15.09

 

Стр.26-27.

6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

16.09

 

Стр. 28-33. Сообщение о русских портретистах

7

Портрет в искусстве:  России.

Портреты наших великих соотечественников.

Контрольная работа №1.

22.09

 

Стр. 34-39. Подготовка к контрольной работе

8

Музыкальный портрет

Александр Невский.

 

23.09

 

Стр.40-43.

9

Портрет  композитора в литературе и кино.

29.09

 

Стр.44-45. Сообщение о музеях

Раздел  №3     Искусство как универсальный способ общения - 7 часов

10

Мир в зеркале искусства.

30.09

 

Стр. 46-47. Подготовка к викторине-тесту

11

Роль искусства в сближении народов.

6.10

 

Стр. 48-53.

12

Искусство художественного перевода – искусство общения.

7.10

 

Стр.54-55.

13

Искусство -  проводник духовной энергии.

13.10

 

Стр.56-57

14

Как происходит передача сообщения в искусстве.

14.10

 

Стр.58-59.

15

Знаки и символы искусства. Художественные послания предков.Промежуточный контроль. Контрольная работа №2

20.10

 

Стр.60-65

16

Разговор с современником.Музыкально-поэтическая символика огня. 

21.10

 

Стр.66-75.

Раздел  №4                         Красота в искусстве и жизни -  11 часов

17

Что есть красота?

3.11

 

Стр.76-77.

18

Откровенье вечной красоты.

4.11

 

Стр.78-79.

19

Застывшая музыка

10.11

 

Стр.80-81. Символика Древнего Египта

20

Есть ли у красоты свои законы?

11.11

 

Стр.82-85.

21

 Всегда ли люди одинаково понимали красоту

17.11

 

Стр.86-87. Сообщение о женском идеале средневековья

22

 Великий дар творчества : радость и красота созидания.

18.11

 

Стр.88-89. Сообщение об африканских племенах

23

 Как соотносятся красота и польза.

24.11

 

Стр.90-93. Сообщение об архитектуре Др. Греции

24

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

25.11

 

Стр.94-95 Подготовка к контрольной работе

25

Контрольная работа №3

1.12

 

 

26

  Великий дар творчества: радость и красота созидания.

2.12

 

Повторить стр. 76-95.

27

Обобщение темы «Красота в жизни и искусстве»

8.12

 

 

Раздел   №5              Прекрасное пробуждает доброе -  7 часов

28

Преобразующая сила искусства

9.12

 

Стр. 96-97. Кроссворд  о музеях

29

Крупнейшие художественные музеи страны

15.12

 

 Подготовка к викторине

30

Красота природы родной земли.

Рубежный контроль: тестирование (20 мин)

16.12

 

Сбор материала для проекта

31

Героический пафос в монументальной скульптуре

22.12

 

 Сообщение о Станиславском и Немировиче-Данченко

32

Художники театра.

 

23.12

 

Сбор материала для проекта

33

Народные сказки, мифы, легенды. Экскурсия .

12.01

 

 Сбор материала для проекта

34

Исследовательский проект

13.01

 

 

Раздел  № 6             Воздействующая сила искусства - 9 часов

35

Искусство и власть.  

19.01

 

Стр.102-103 Подготовка к с/р

36

Вечные темы и великие исторические события

20.01

 

Стр.104-105

37

Искусство Великой Отечественной войны

26.01

 

Стр.106-107 Сообщение о средствах выражения в искусстве

38

Какими средствами воздействует искусство?

27.01

 

Стр. 108-111 Подготовка к тесту

39

Средства музыкальной выразительности

2.02

 

Стр.112-115

40

Храмовый синтез искусств.

3.02

 

Стр.116-117

41

Виды храмов разных конфессий. Контрольная работа № 4

9.02

 

Стр.118-119 Подготовка к к/работе

42

Синтез искусств в театре.  

10.02

 

Стр.120-121

43

Синтез искусств в кино, на телевидении. Обобщение темы.  

16.02

 

Стр.120-121, задание на стр.121

Раздел  №7     Искусство предвосхищает будущее -  7 часов

44

Дар предвосхищения.

 

17.02

 

Стр. 122-123 Сообщение о Верещагине

45

 Какие знания дает искусство

23.02

 

Стр.124-125 Подготовка к тесту.

46

Предсказание в искусстве.

24.02

 

Стр.126-129

47

Художественное мышление в авангарде науки.

2.03

 

Стр. 130 Подготовка к с/р

48

Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности Промежуточный контрольКонтрольная работа№5

3.03

 

Стр.131.

49

Художник и ученый.

 

9.03

 

Стр.132-133 Подготовка к контрольной работе.

50

Художник и ученый (произведения современного искусства).

 

10.03

 

Стр.134-135.

Раздел  № 8            Дар созидания. Практическая функция – 11 часов

51

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

16.03

 

Стр.136-137 Сообщение о видах храмового зодчества

52

Архитектура исторического города.

17.03

 

Стр.138-141

53

Архитектура современного города.

30.03

 

Стр.142-145 Сообщение о книжной графике

54

Специфика изображений в полиграфии.

31.03

 

Стр.146-151 Повторение понятий интерьера, дизайна

55

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

6.04

 

Стр.152-155 Сообщение о промыслах Белгородской области

56

Декоративно-прикладное искусство.

7.04

 

Стр.156-161 Подготовка к к/р.

57

Музыка в быту.

Контрольная работа № 6

13.04

 

Стр.162-165 

Сообщение о  массовой культуре

58

Массовые, общедоступные искусства.

14.04

 

Стр.166-173

59

Изобразительная природа кино.

20.04

 

Стр.174-175 Сообщение о А. Петрове, Н. Рыбникове

60

Музыка в кино.

 

21.04

 

Стр.176-177

61

 Особенности киномузыки. Тайные смыслы образов искусства, или загадки музыкальных хитов.

27.04

 

Стр.178-181

Раздел № 9              Искусство и открытие мира для себя  - 7 часов

62

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

28.04

 

Стр.182 Выбор темы итогового проекта

63

Симметрия и асимметрия в искусстве и науке.

4.05

 

Стр. 183

64

Литературные страницы.

5.05

 

Стр.184 -185

Сбор материала

65

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.

11.05

 

Стр.186-187 Подготовка к защите проекта

66

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Экскурсия.

12.05

 

Стр.188-189 Подготовка к защите проекта

67

 Итоговый контроль: защита проектов

18.05

 

Проект.

68

Итоговый контроль: защита проектов

19.05

 

Проект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                               ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

 

   Тематика проектов:

 

25.                         Мировоззрение народа на примерах перво­бытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики.

26.                         Образы природы, человека, окружающей жизни в произве­дениях русских и зарубежных мастеров.

27.                         Устное народное творчество.

28.                         Искусство как проводник духовной энергии.

29.                         Знаково-символический характер изобразительного искусства.

30.                         Образы и символы в русской поэзии и прозе.

31.                         Образная символика кино­фильмов С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др.

32.                         Красота в понимании разных народов.

33.                         Синтез искусств в создании художественного образа спектакля.

34.                         Образы природы, родины в русской прозе и поэзии

35.                         Рекламные видеоклипы.

36.                         Многообразие направлений в современной эстрадной отечественной и зарубежной музыке (рэп-музыка, рок-музыка).

37.                         Направление стиля рэп в современной эстрадной музыке.

38.                         Ис­пользование иносказания, метафоры в различных видах искус­ства.

39.                         Развитие ди­зайна и его значение в жизни современного общества.

40.                         Ансамбль Тадж-Махала – символ единства красоты и духовности (макетирование).

41.                         Образ средневековой архитектуры в облике замка Нойшванштайн (макетирование).

42.                         Исторические особенности ансамбля Московского Кремля.

43.                         Арттерапевтическое воздействие музыки.

44.                         Специфика изобра­жений в полиграфии.

45.                         Формирование окружающей среды декоратив­но-прикладным искусством в разные эпохи (вазы).

46.                         Исторические особенности ландшафтного и интерьерного проектирования в русской архитектуре (макетирование).

47.                         Формирование окружающей среды русским декоратив­но-прикладным искусством.

48.                         Архитектурные особенности Кафедрального собора г.Белгорода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 класс    Контрольная работа №1

1.     Как вы понимаете выражения «стиль – это эпоха» и   «стиль-это человек»?

2.     Какие виды искусства знакомят вас с образами муз?

3.     Какие открытия изменили представления человечества о строении Вселенной, о форме Земли? Приведите примеры научных открытий, изменивших жизнь человека.

4.     Объясните смысл высказывания французского писателя А. де Сент-Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».

5.     Что привлекает композиторов и художников в русской природе?

6.     Рассмотрите изображение Александра Невского. Что это за человек? Каким он предстаёт перед нами? Какими чертами характера наделён?

7.     Что такое пейзаж?

8.     Напиши, кем являются следующие люди:

Леонардо да Винчи

Александр Скрябин

Вольфганг Моцарт

Александр Невский

Павел Третьяков

8 класс    Контрольная работа №2

1.     Почему наше время и культуру сегодняшнего дня называют информационными?

2.     Какая информация для современного человека заключена в памятниках культуры?(стр.47 учебник).

3.     Что такое музей?

4.     Что такое сонет?

5.     В чём специфика искусства и каковы его особенности как способа общения?

6.     Что такое знаки и символы искусства?

7.     Какими знаками и символами разные виды искусства рассказывают о мире?

8.     Какое историческое событие могло послужить поводом для создания Андреем Рублёвым иконы «Троица»?

9.     В чём заключается историческая миссия Дмитрия Донского и Сергея Радонежского?

10. Вспомните картины, песни, сказки, литературные произведения , в которых воплощены образы-символы солнца, дороги, дерева.

8 класс    Контрольная работа №3

1.     Объясните фразу: «Искусство пробуждает в людях художников».

2.     Почему архитектуру  часто называют застывшей музыкой7

3.     Почему храм Покрова на Нерли вызывает ассоциацию со свечой7

4.     Какие особенности имеет музыкальный ритм?

5.     Как называются жанры искусства, которые изображают повседневную жизнь? Какие художники работали в этих жанрах?

6.     Что такое шлягер?

7.     Поясните конкретными примерами смысл выражения  поэта Д. Самойлова:  «Музыка лечит…Музыка губит».

8.     Какие законы есть у красоты7

9.     Как вы понимаете  символику картины «Герника»?

 

Итоговая контрольная работа по искусству 8 класс

Задание 1. Дай определение следующим понятиям:

1.     Художественный образ

2.     Стиль

3.     Язык

4.     Портрет

5.     Гармония

6.     Композиция

7.     Красота

8.     Натюрморт

9.     Музей

Задание 2.   Напиши, чем отличаются:

1.     Перевод и художественный перевод

2.     Парадный и камерный портрет

3.     Эталон красоты в Древней Греции и современного человека

4.     Обряд и ритуал

5.     Знаки и символы

Задание 3.  Расположи перечисленные виды искусства в 3 группы: временные, пространственные и пространственно-временные:

1.     Литература

2.     Скульптура

3.     Театр

4.     Танец

5.     Кино

6.     Музыка

7.     Архитектура

8.     Дизайн

9.     Графика

10. Декоративно-прикладное искусство

Задание 4.  Выбери правильный ответ:

1.     Художник, автор иконы «Троица»

А) Рублев, б) Васнецов, в) Грек

2. Первая цветовая установка была названа в честь

А) Кандинского, б) Скрябина, в) Чайковского

3. Борис Горбонос – это псевдоним

А) Пугачевой, б) Кабалевского, в) Шекспира

4. Импрессионизм переводится с французского  как

А) рассказ, б) впечатление, в) восторг

5. Застывшей музыкой называют

А) живопись, б) архитектуру, в) музыку

6. Символ образа дороги – это

А) жизненный путь, б) бегство от чего-то, в) стремление к чему-то

7. Фольклор – это

А) русское народное музыкальное творчество

Б) русское народное творчество

В) народное творчество

8. Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррерас – это

А) «Могучая кучка», б) «Передвижники», в) «Три тенора»

Задание 5.

1.     Опиши, как связаны искусство и наука.

2.     Опиши идеал красоты одной из эпох (на выбор

                

      Контрольная работа № 1    9 класс    

Задание 1

зимний дворец Растрелли1. Памятник архитектуры:

  1. Зимний Дворец
  2. Адмиралтейство
  3. Петропавловская крепость

 

 

В

2. Работа какого художника представлена:

  1. Д. Левицкий
  2. Ф. Рокотов
  3. В. Боровиковский

 

 

царское село - екатерининский дворец3. В каком архитектурном стиле построено это здание:

  1. Елизаветинское рококо
  2. Екатерининский классицизм
  3. Александровский ампир  

 

4. Выберите правильные ответы:

В первой половине  19 века в русской живописи  появились новые имена:

 

1)      К. Брюллов

2)      Ф. Рокотов

3)      Д. Левицкий

 

5. Какой архитектор спроектировал  это здание (Смольный монастырь):

  1. А. Захаров
  2. К. Росси
  3. Воронихин

 

 

фотки с фотика 005

6. Что это за памятник архитектуры:

  1. Адмиралтейство
  2. Арка Главного штаба
  3. Русский музей

 

 

7. Как называется этот жанр:

  1. Портрет
  2. Парсуна
  3. Парадный портрет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Какой художник написал эту картину:

  1. К. Брюллов
  2.  Ф. Рокотов
  3. В. Тропинин

 

 

 

 

9. Дворцово-парковый ансамбль:

  1. Петергоф
  2.  Царское село
  3. Царицыно

 

 

 

10. В честь какого праздника освящена церковь:

  1. Благовещения
  2. Успения
  3. Покрова

 

Задание 2

    1. Стиль в архитектуре начала 18 века – это….

 

    1. Основоположник русской скульптуры…….

 

    1. Причины принятия христианства…….

 

Задание3

                  Подробное описание любого произведения искусства

                                                

 

                                                                 ОТВЕТЫ

                                                                  Задание 1

Таблица ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

3

2

1

2

3

2

2

1

3

 

 

 

 

Задание 2

  1. петровское барокко
  2. Ф. Шубин
  3. Причины принятия христианства

 

 

Задание 3

 

В описании любого произведения искусства (картины, архитектурного ансамбля, музыкального произведения) обязательно правильно указать название произведения, его автора, эпоху создания – стиль. Если это картина, то обязательное описание сюжета.

 

Контрольная работа № 2     9 класс

 

1.      Искусство – это…

А) выражение внутреннего или внешнего мира творца в художественном образе

Б) выражение чувств творца в музыкальных произведениях

В) образное осмысление действительности

Г) образная действительность, как смысл в жизни творца

2.      Что относится к смешанным видам искусства?

А) хореография

Б) опера

В) архитектура

Г) литература

3.      Динамические виды искусства

А) киноискусство

Б) опера

В) музыка

Г) балет

4.      Какие виды искусства используют в лечебных целях?

А) скульптура

Б) фотография

В) театр

Г) музыка

5.      Театр в переводе с греческого

А) представление

Б) зрелище

В) места для зрелищ

Г) спектакль

6.      Основатель русской театральной  системы

А) И. Смоктуновский

Б) К. Станиславский

В) братья Люмьер

Г) Н. Михалков 

7.      Какой вид театра имени Щепкина  в г.Белгороде?

А) драматический

Б) ТЮЗ

В) оперы и балета

Г) театр кукол

8.      Кто, во время театрального представления может действовать посредствам своего тела, голоса и движений?

А) режиссер

Б) актеры

В) автор

Г) суфлер 

9.      Какому виду искусства фотография ближе всего

А) скульптура

Б) дизайн

В) живопись

Г) кино

10.  Определите функции живописи

А) эстетическая

Б) внушающая

В) социологическая

Г) социально-воспитывающая

11.  Вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму, и выполняются из твердых материалов.

А) графика

Б) фотография

В) скульптура

Г) дизайн   

12.  Кто создал скульптуру «Рабочий и колхозница»? 

пгдгд

                                  А) Е. Вучетич

                                  Б) Р. Исмагилов  

                                  В) В. Мухина  

                                  Г) В. Клыков

 

 

 

 

13.  Дизайн от латинского designare, что означает…

А) отрезать

Б) создавать

В) отмерять

Г) делать

14.  Работы писателя Б. Акунина 

А) «Турецкий гамбит»

Б) «Тарас Бульба»

В) «Брестская крепость»

Г) «Война и мир»

15.  В каком веке появился кинематограф?

А) XVIII

Б) XIX

В) XX

Г) XXI

16.  Документальный фильм 

А) сценарий является вымыслом

Б) используется компьютерная графика

В) основан на реальных событиях

Г) снимается скрытой камерой  

17.  Профессии в кино

А) оператор

Б) скульптор

В) реставратор

Г) актер

18.  Песня, которую написал Д.Ф.Тухманов

А) «С чего начинается Родина?»

Б ) «День победы»                                                

В) «Нам нужна одна победа»

Г) «Нежность»

19.  Каким видом печатной продукции занимается полиграфия?

А) газета

Б) журнал

В) баннер

Г) этикетка

20.  Основные выразительные средства в радиоискусстве

А) посторонний шум

Б) выразительная речь

В) текст

Г) звук

21.  Кто является создателем «лунной походки»?

А) Тото Кутуньо

Б) Патрисия Каас

В) Майкл Джексон

Г) Андреано Челентано 

22.  юододтлНайти русский народный костюм

олдлдюобдолюжА)                               Б)                                 В) лщрдод                                Г)                                

 

 

 

 

 

23.  Композитор мюзикла «Призрак оперы»

А) М. Кроуфорд

Б) Д. Ницше

В) Э. Ллойд – Вебер

Г) Э. Макгрегор

24.  Что включает в себя строительная оболочка интерьера?

А) пол, стены, потолок

Б) оборудование, мебель

В) функциональные процессы

Г) дизайн  

 

           26. Какие виды музыкальной терапии различают

А)  активная и пассивная

Б)  современная и классическая

В)  инструментальная и оркестровая

Г)  хоровая и ансамблевая 

27.  Автор плаката ВОВ «Дойдем до Берлина»

  А) И.Иванов

Б) Л.Голованов

В) И.Тоидзе

Г) Д.Моор

 

 

 

Контрольная работа № 3     9 класс

1. Часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира.                                                                                                                                                        Искусство                                                                                                                                                 Стиль                                                                                                                                                               Язык

2. Это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру.

Искусство

Художественный образ

Стиль

3.Муза истории

Талия

Эрато

Клио

4.Это жанр, посвященный изображению природы

пейзаж

натюрморт

портрет

5. Изображение определенного человека или группы людей.

пейзаж

натюрморт

портрет

6. По указу какого царя мощи Александра Невского были перевезены в Санкт-Петербург

Ивана 4

Петра 1

Александра 1

7.Жанр, характерной особенностью которого являются изображение предметов обихода, снеди, цветов и др.

Натюрморт

Пейзаж

Портрет

8.Общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий

Символы

Язык

Знаки

9. К видам портрета НЕ относится:

парадный

камерный

повседневный

10.Основатель Третьяковской галереи:

Репин

Третьяков

Перов

Тесты на рубежный контроль.

 

1.      Как с латинского переводится experimentum

А) опыт

Б) эксперимент

В) мастерство

Г) проба

 

2.      На какие две группы делится искусство?

А) художественное и нравственное

Б) современное и классическое

В) пространственное и временное

Г) материальное и духовное

 

3.      Что относится к зрелищным видам искусства?

А) живопись

Б) графика

В) фотография

Г) театр

 

4.      Изобразительные виды искусства 

А) живопись

Б) графика

В) цирк

Г) балет

 

5.      Театр – это…

А) направление искусства, в котором чувства и эмоции передаются зрителю

Б) направление искусства, в котором актер играет для себя

В) направление искусства, в котором участвуют зрители 

Г) направление искусства, в котором автор передает свои эмоции на сцене

 

6.      Основатель русской театральной системы

А) И. Смоктуновский

Б) братья Люмьер

В) Н.Михалков

Г) К. Станиславский 

 

7.      Какой вид театра в г. Перми, который носит имя П.И.Чайковского 

А) драматический

Б) ТЮЗ

В) оперы и балета

Г) театр кукол

 

8.      Кто во время спектакля может действовать посредствам своего тела, голоса и движений?

А) автор

Б) актеры

В) суфлер

Г) режиссер

 

9.      Фотоискусство – это искусство создания …  фотографии

А) профессиональной

Б) гармоничной

В) любительской

Г) художественной

 

10.  Определите функции живописи

А) религиозная

Б) познавательная

В) прикладная

Г) развивающая

 

11.  Картина Леонардо да Винчи 

мрьббА)                                                               

 

 

 

 

 

 

 

брлбрл                                                                                                                  

            Б)                                                                                                                         

                                                                

 

           В)

млбоюлл

 

 

 

 

 

 

 

          

южюдлю           Г)

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа 8-9 класс "Искусство""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель службы приёма заявок

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа по курсу "Искусство" 8-9 класс, разработана к авторской программе Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е. Д. критская.  Рабочая программа расчитана на 102 часа, 2 года изучения. Часы распределены следующим образом: 8 класс - 34 часа (1 час в неделю), 9 класс - 68 часов (2 часа в неделю). В 9 классе второй час в неделю выделен из школьного компонента, для реализации программы "Искусство". так как в 8 классе учащиеся изучали "Изобразительное искусство".

Для адаптации программы на следующие года достаточно:

1. Исключить темы 8 класса в тематическом планировании

2. Исключить темы 8 класса в календарно-тематическом планировании

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 233 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по ИЗО (7 класс) по теме "прямые линии и организация пространства"
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Прямые линии и организация пространства
  • 30.09.2020
  • 1191
  • 15
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.11.2014 790
    • DOCX 3.8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шелихова Наталья Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шелихова Наталья Леонидовна
    Шелихова Наталья Леонидовна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 10
    • Всего просмотров: 29818
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования

Педагог по изобразительной деятельности

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 186 человек

Курс профессиональной переподготовки

Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель мировой художественной культуры

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и мировая художественная культура")

Учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Экономика и управление

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы управления проектами: от концепции к реализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детское развитие: ключевые моменты взаимодействия с детьми и подростками

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 296 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 160 человек