Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение
средняя общеобразовательная школа №136
Калининского района Санкт- Петербурга
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО______________________
«_____»____________2014г Руководитель МО:
_________________________
|
РЕКОМЕНДОВАНА
к использованию педагогическим советом ГБОУ СОШ
№136 Калининского района
Санкт – Петербурга
Протокол №___ от _______
|
«УТВЕРЖДАЮ» Приказ № __ от __________
Директор школы:
__________И.В.Бернатович.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
_______________________________________________________
для 7 класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель программы :
Борохов Владимир Викторович
_____________________________________________________________________________
г. Санкт – Петербург
Пояснительная записка
Рабочая программа по
предмету «Технология» для 7 «А» класса составлена на основе:
1. Федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования. (Приказ
Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 ред. от 31.01.2012 г.);
2. Авторской
программы Ю.Л.Хотунцева и В.Д.Симоненко соответствующей Федеральному
компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной
Министерством образования и науки Российской Федерации. (Ю.Л. Хотунцев,
В.Д.Симоненко. Программа курса технологии для 5-11 классов общеобразовательных
учреждений – 8-е изд., с изменениями. – М.: Просвещение, 2010);
3. Закона
РФ « Об образовании» от 29.12. 2012 № 273-ФЗ;
4. Федерального
перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
учреждениях в 2014-2015 уч. году.
Основными целями изучения учебного
предмета «Технология» в системе
основного общего
образованияявляются:
·
Формирование представлений о составляющих
техносферы, современном производстве
и распространённых в нём технологиях;
·
Освоение технологического подхода как универсального
алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
·
Формирование
представлений
о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды
технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых
продуктов труда;
·
Овладение необходимыми в повседневной
жизни базовыми(безопасными)приёмами ручного
и механизированного труда с использованием
распространённых инструментов, механизмов
и машин, способами управления
отдельными видами бытовой техники;
·
Овладение общетрудовыми и специальными
умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда;
·
Развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления,
пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
·
Формирование у обучающихся опыта самостоятельной
проектно-исследовательской деятельности;
·
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости,
ответственности за результаты своей деятельности,
уважительного отношения к людям различных профессий
и результатам их труда;
·
воспитание гражданских и патриотических
качеств личности;
·
профессиональное самоопределение школьников
в изменяющихся
условиях рынка труда, формирование
гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения,
социально обоснованных ценностных ориентаций.
На основании требований государственного образовательного
стандарта в содержании программы определяются следующие задачи курса:
·
научить
осуществлять творческий подход при выполнении учебных заданий, учитывая познавательные способности и
возможности школьника;
·
формировать
уважение к производительному труду;
·
дать представление об
использовании информационных технологий и программном обеспечении в различных
сферах материального производства и оказания услуг;
·
ознакомить
учащихся с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного
творчества и ремёсел, при активной поддержке художественной инициативы;
·
активно
развивать:
- совершенствование практических
умений и навыков учащихся в экономном и аккуратном производстве продуктов труда;
- умение защищать свои интересы,
проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы,
самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;
- способность работать с разными
видами информации: символами, текстами, таблицами при использовании
мультимедийных ресурсов, компьютерной техники для обработки, передачи,
систематизации информации, презентации результатов познавательной и
практической деятельности;
- умение работать в группе:
устанавливать дружественные взаимоотношения, предотвращать конфликтные ситуации
и т. д.
Общая характеристикаучебногопредмета:
Обучение
школьников технологии, строится на основе
освоения конкретных процессов преобразования
и использования материалов, энергии, информации, объектов природной
и социальной среды. В данной программе
изложено два основных
направления технологии:
«Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома», в рамках которых
изучается учебный предмет.
Выбор направления обучения проводится
не по половому признаку, а исходит из
интересов и склонностей обучаемых, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий.
На основе данной программы воспроизведено построение комбинированной программы при различном
сочетании разделов и тем указанных выше направлений с сохранением объёма времени, отводимого на их изучение.
Независимо
от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным
линиям:
·
безопасность,
культура, эргономика и эстетика труда;
·
получение,
обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
·
основы
черчения, графики и дизайна;
·
элементы
домашней и прикладной
экономики, предпринимательства;
·
знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;
·
влияние
технологических процессов на окружающую
среду и здоровье человека;
·
творческая, проектно-исследовательская деятельность;
·
технологическая культура производства;
·
история,
перспективы и социальные
последствия развития техники и технологии;
·
распространённые
технологии современного производства и услуг.
Все разделы программы содержат
основные теоретические сведения и лабораторно-практические
и практические работы.При
этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала.
Основная форма обучения учебно-практическая
деятельность. Приоритетными методами
являются
упражнения, лабораторно-практические и практические
работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном
году творческого проекта.
Соответствующая тема по учебному плану
программы
предлагается
в конце каждого года
обучения. Однако
методически возможно
построение годового учебного
плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала учебного года.
При организации творческой, проектной
деятельности обучающихся, будет акцентировано их внимание
на потребительском назначении и стоимости
продукта труда—изделия,
которое они выбирают
в качестве объекта проектирования и
изготовления. Мной будет предложено выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который
обеспечил бы охват
максимума рекомендуемых в программе для освоения
технологических операций.
Для более глубокого освоения
предмета «Технология» предлагается организовать для учащихся
летнюю технологическую практику за счёт времени из компонента
образовательного учреждения. В период
практики учащиеся под моим
руководством могут выполнять посильный ремонт учебных пособий, классного
оборудования, школьных помещений, санитарно-технических коммуникаций и др.
Обучение технологии предполагает широкое использование
межпредметных связей. Это связи с алгеброй и
геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и поделочных материалов ;с
физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин,
механизмов приборов, видов современных технологий;
с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение
интегрированных занятий в рамках отдельных
разделов.
Место
предмета в учебном плане
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся
возможность войти
в мир искусственной, созданной людьми
среды техники
и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
В учебном плане на 2014-2015 учебный год в ГБОУ СОШ№!36 Калининского
района г.Санкт-Петербурга отводится 68 часов для обязательного изучения
учебного предмета «Технология»израсчёта 2чвнеделю.При
этом предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 6 учебных часов
(или 11%) для реализации использования разнообразных форм организации
учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических
технологий. Для достижения положительных результатов в познании предмета
предусматривается выборочное тестирование после изучения каждой темы и
промежуточный контроль по окончанию изучения разделов.
С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение
предметной области «Технология» должно
обеспечить:
·
развитие
инновационной
творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных
учебных задач;
·
активное использование знаний, полученных
при
изучении
других учебных
предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
·
совершенствование
умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную
деятельность;
·
формирование
представлений
о социальных и этических аспектах научно-технического
прогресса;
·
формирование
способности придавать
экологическую
направленность любой деятельности,
проекту; демонстрировать
экологическое
мышление в разных формах
деятельности.
Учебно-методический
комплекс
I. Учебники
1. Технология: технический труд 7 класс. П.С. Самородский А.Т.
Тищенко, В.Д. Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2013.- 160 с.: ил.
2. Технология обработки металлов 5-9. Е.М. Савельев – М.:
Просвещение, 2000.- 223с.: ил.
II. Дополнительная
литература для учеников
1. Подшивка журналов «Сделай сам»
III. Методическая
литература для учителя
1. Методическое пособие по курсу «Технология. Индустриальные
технологии». 7кл. А.Т. Тищенко, М.: Вентана-Граф, 2014.- 144 с.
2. Примерные
программы основного общего образования. Технология. – М. : Просвещение, 2010. –
96 с. – (Стандарты второго поколения)
IV. Материалы для
проведения тестирования.
1.Дерендяев К.Л. Поурочные разработки по
технологии (Вариант для мальчиков) 7 класс. – М.: Вако, 2011. – 288с.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.apkro.ru - Сайтакадемии повышенияквалификацииг.Москва
2. http://www.school.edu.ru - Федеральный российский общеобразовательный портал
3. http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское
образование»
4. http://www.uroki.ru – Образовательный портал «Учёба»
5. http://www.vestnik.edu.ru - Сайтэлектронногожурнала «Вестникобразования»
Планируемые результаты изучения курса
технологии
Приизучениипредмета
«Технология» в основной школе обеспечивается достижение личностных,
метапредметных и предметныхрезультатов.
Личностные результаты освоения
обучающимися предмета«Технология» в основной школе:
·
формирование
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики; проявление познавательной активности в области
предметной технологической деятельности;
·
формирование
ответственного отношения к процессу обучения, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
·
самооценка
умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных
сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
·
развитие
трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение
желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
·
осознанный
выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду;
·
становление
самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности,
планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание
необходимости общественно полезноготруда как условия безопасной и
эффективнойсоциализации;
·
формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение
общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности
интересов и возможностей членов трудового коллектива;
·
проявление
технико-технологического и экономического мышления при организации своей
деятельности;
·
самооценка
готовности к предпринимательской деятельности в сферетехнологий, к
рациональному ведению домашнего хозяйства;
·
формирование
основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
·
развитие
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера;
·
формирование
индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты
освоения
учащимися предмета«Технология»
в основной школе:
·
самостоятельное
определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых
задач в учёбе и познавательной деятельности;
·
алгоритмизированное
планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
·
определение
адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям
способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
·
комбинирование
известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не
предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений
возникшей технической или организационной проблемы;
·
выявление
потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную
стоимость;
·
самостоятельнаяорганизация
и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
·
виртуальное
и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических
процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических
задач в процессе моделирования изделия или технологическогопроцесса;
·
осознанное
использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей
деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию
технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или
письменной форме результатов своей деятельности;
·
формирование
и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения
познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая
энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
·
организация
учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование
и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в
решение общихзадач коллектива;
·
оценивание
правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым
критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или
разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
·
соблюдение
норм и правил безопасности познавательно - трудовой деятельности и
созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с
технологической культурой производства;
·
оценивание
своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых
норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и
принципам;
·
формирование
и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета
«Технология» в основной школе:
в познавательной сфере:
·
осознание
роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование
целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и
культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и
преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также
соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и
возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
·
практическое
освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение
наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений,
процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
·
уяснение
социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и
сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание
видов, назначения материалов, инструментови оборудования, применяемого в
технологических процессах;
·
оценка
технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
·
развитие
умений применять технологии представления, преобразования и использования
информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов в
современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование
учебной и дополнительной технической и технологической информации для
проектирования и создания объектов труда;
·
овладение
средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами
выполнения графической документации, овладение методами чтения технической,
технологической и инструктивной информации;
·
формирование
умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения
прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам
естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления
технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности
деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и
проектов;
·
овладение
алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
овладение элементами научной организации труда, формами деятельности,
соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
·
планирование
технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом
характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и
оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических
ресурсов;
·
овладение
методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих
задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности
операций и составление операционной карты работ;
·
выполнение
технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов,
ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм
и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
·
выборсредств
и видов представления технической и технологической информации в соответствии с
коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
·
контроль
промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и
показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их
исправления;
·
документирование
результатов труда и проектной деятельности; расчёт себе стоимости продукта
труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся
ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
·
оценивание
своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание
ответственности закачество результатов труда;
·
согласование
своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других
участников познавательно-трудовой деятельности;
·
формирование
представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их
востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля
технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей
профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального
образования;
·
выраженная
готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
·
стремление
к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных
средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объектатруда и
выполнении работ;
в эстетической сфере:
·
овладение
методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов
труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы
выполненногообъекта или результата труда;
·
рациональное
и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и
элементов научной организации труда;
·
умение
выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества;
художественное оформление объектатруда и оптимальное планирование работ;
·
участие
в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести
красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
·
практическое
освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности:
действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели
коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации
партнёра;
·
установление
рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта,
эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации;
интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия
со сверстниками и учителями;
·
сравнение
разных точек зрения перед принятием решения и осуществлениемвыбора;
аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции
невраждебным для оппонентов образом;
·
адекватное
использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и
защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в
физиолого-психологической сфере:
·
развитие
моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и
выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой
точности движений при выполнении различных технологическихопераций;
·
соблюдение
необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом
технологических требований;
·
сочетание
образного и логического мышления в проектной деятельности.
Направление «Индустриальные
технологии»
Раздел«Технологии
обработки конструкционных материалов
Выпускник 7 класса
научится:
·
находить
в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и
осуществления выбранной технологии;
·
создавать
и читать эскизы, технические рисунки, чертежи, схемы;
·
выполнять
в масштабе и правильно оформлять техническиерисунки и эскизы разрабатываемых
объектов;
·
осуществлять
технологические процессы создания или ремонта
·
материальных
объектов.
Выпускник7класса получит возможность
научиться:
·
грамотно
пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией,
которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных
технических объектов;
·
осуществлять
технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
Раздел «Технологии
электротехнических работ»
Выпускник 7 класса
научится:
·
разбираться
в адаптированной для школьников технико-технологической информации по
электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются
при разработке, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и
аппаратов, составлять простые электрические схемы цепей бытовых устройств и
моделей;
·
осуществлять
технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих электрические
цепи;
·
учитывать
необходимость экономии электрической энергии.
Выпускник 7 получит
возможность научиться:
·
составлять
электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок,
создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя
дополнительные источники информации;
·
осуществлять
процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические
цепис элементами автоматики.
Раздел «Технологии исследовательской и
созидательной деятельности»
Выпускник
7
класса научится:
·
планировать
и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему;
обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или
желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять
технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации
замысла; осуществлять технологический процесс;
·
представлять
результаты выполненного проекта: пользоваться основными видамипроектной
документации; готовитьпояснительную записку к проекту; оформлять проектные
материалы; представлять проект к защите.
Выпускник 7получит возможность научиться:
·
организовывать
и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и
стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать
технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
·
осуществлять
презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную
оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать
вариант рекламы для продукта труда.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Технология. Индустриальные технологии 7 класс - 68 ч
Раздел I. Технологии создания
конструкционных материалов 40 ч.
1.1
Технологии создания
изделий из древесины и древесных материалов. Элементы машиноведения – 20 ч.
1.2
Технологии создания
изделий из металлов и искусственных материалов. Элементы машиноведения – 20 ч.
Раздел II. Технологии электротехнических
работ 10 ч
2.1 Электромонтажные и сборочные технологии–4
ч.
2.2 Электротехнические устройства
с элементами автоматики – 4 ч.
2.3 Бытовые электроприборы – 2 ч.
Раздел III. Технологии ведения дома 6 ч.
3.1 Основы технологий ремонта жилых
помещений – 6 ч.
Раздел IV. Творческие проекты 12 ч.
3.1 Исследовательская и созидательная деятельность – 12 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.