Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение
средняя общеобразовательная школа №136
Калининского района Санкт- Петербурга
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО______________________
«_____»____________2014г Руководитель МО:
_________________________
|
РЕКОМЕНДОВАНА
к использованию педагогическим советом ГБОУ СОШ №136
Калининского района
Санкт – Петербурга
Протокол №___ от _______
|
«УТВЕРЖДАЮ» Приказ № __ от __________
Директор школы:
__________И.В.Бернатович.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
_______________________________________________________
для 5 класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель
программы :
Борохов Владимир Викторович
_____________________________________________________________________________
г. Санкт – Петербург
Пояснительная
записка
Рабочая
программа по предмету«Технология» для 5 класса составлена на
основе:
- Федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования. (Приказ
Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 ред. от 31.01.2012 г.);
- Авторской
программы Ю.Л.Хотунцева и В.Д.Симоненко соответствующей Федеральному
компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной
Министерством образования и науки Российской Федерации. (Ю.Л.Хотунцев,
В.Д.Симоненко. Программа курса технологии для 5-11 классов
общеобразовательных учреждений – 8-е изд., с изменениями. – М.: Просвещение,
2010);
- Закона РФ « Об
образовании» от 29.12. 2012 № 273-ФЗ;
- Федерального
перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
учреждениях в 2014-2015 уч. году.
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного
общего образования являются:
·
Формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
·
Освоение технологического подхода как универсального алгоритма
преобразующей и созидательной деятельности;
·
Формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры
труда подрастающего поколения на
основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической
деятельности по созданию
личностно или общественно
значимых продуктов труда;
·
Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными)приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых
инструментов, механизмов и машин, способами
управления отдельными видами бытовой техники;
·
овладениеобщетрудовымииспециальнымиумениями,необходимымидляпроектированияисозданияпродуктовтруда;
·
развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления,
пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
·
формирование у обучающихся опыта самостоятельной
проектно-исследовательской деятельности;
·
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности,целеустремлённости,предприимчивости,ответственности за результаты
своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий
и результатам их труда;
·
воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
·
профессиональное самоопределение школьников в изменяющихся
условиях рынка труда, формирование
гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения,
социально обоснованных ценностных ориентаций.
На основании требований государственного
образовательного стандарта в содержании программы определяются следующие задачи
курса:
·
научить
осуществлятьтворческийподход при выполнении учебных заданий,учитываяпознавательныеспособностиивозможностишкольника;
·
формировать уважение
к производительному труду;
·
дать представление об
использовании информационных технологий и программном обеспечении в различных
сферах материального производства и оказания услуг;
·
ознакомить
учащихся с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного
творчества и ремёсел, при активной поддержке художественной инициативы;
·
активно
развивать:
- совершенствование практических
умений и навыков учащихся в экономном и аккуратном производстве продуктов труда;
- умение защищать свои интересы, проявлять
ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно
приобретать знания, используя различные источники;
- способность работать с разными
видами информации: символами, текстами, таблицами при использовании
мультимедийных ресурсов, компьютерной техники для обработки, передачи,
систематизации информации, презентации результатов познавательной и
практической деятельности;
- умение работать в группе:
устанавливать дружественные взаимоотношения, предотвращать конфликтные ситуации
и т. д.
Общая
характеристика учебного предмета:
Обучение школьников технологии, строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной
и социальной среды. В данной программе
изложено два основных
направления технологии:
«Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома », в рамках которых
изучается учебный предмет.
Выбор направления обучения проводится
не по
половому признаку, а исходит из
интересов и склонностей обучаемых, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий.
На основе данной программы воспроизведено построение комбинированной программы при различном
сочетании разделов и тем указанных выше направлений с сохранением объёма времени, отводимого на их изучение.
Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение
материала по следующим сквозным образовательным линиям:
·
безопасность, культура, эргономика и эстетика труда;
·
получение, обработка, хранение и
использование технической и технологической информации;
·
основы черчения, графики и дизайна;
·
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
·
знакомство с миром
профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;
·
влияние технологических
процессов на окружающую среду и здоровье человека;
·
творческая, проектно-исследовательская
деятельность;
·
технологическая культура производства;
·
история, перспективыи социальные последствия развития техники
и технологии;
·
распространённые технологии современного
производства и услуг.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается,
что перед выполнением практических работ школьники
должны освоить необходимый минимум теоретического
материала. Основная форма обучения учебно-практическая деятельность. Приоритетными
методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой
предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном
году творческого проекта.
Соответствующая тема по учебному плану
программы
предлагается
в конце каждого года
обучения. Однако
методически возможно
построение годового учебного
плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала учебного года.
При организации
творческой, проектной деятельности обучающихся, будет акцентировано их внимание на потребительском
назначении стоимости продукта труда—изделия,
которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Мной будет
предложено выбрать такой объект
для творческого
проектирования (в соответствии с
имеющимися возможностями), который обеспечил
бы охват максимума рекомендуемых в программе
для освоения технологических операций.
Для более глубокого освоения предмета «Технология» предлагается организовать для учащихся летнюю технологическую
практику за счёт времени из компонента образовательного учреждения. В период практики учащиеся под моим руководством
могут выполнять посильный ремонт учебных пособий, классного оборудования, школьных помещений, санитарно-технических коммуникаций
и др.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных
связей. Это связи с алгеброй
и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и поделочных материалов;
с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении
технологий художественно-прикладной обработки
материалов. При этом
возможно проведение интегрированных занятий в рамках
отдельных разделов.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники
и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
В учебном плане на
2014-2015 учебный отводится 68 часов для обязательного изучения учебного
предмета «Технология»из расчёта 2ч в неделю. При этом предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 6
учебных часов (или 11%) для реализации использования разнообразных форм
организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и
педагогических технологий. Для достижения положительных результатов в
познании предмета предусматривается выборочное тестирование после изучения
каждой темы и промежуточный контроль по окончанию изучения разделов.
С учётом общих требований федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования второго поколения
изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
·
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения
прикладных учебных задач;
·
активное использование знаний, полученных
при
изучении
других учебных
предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
·
совершенствование умений
осуществлять
учебно-исследовательскую
и проектную деятельность;
·
формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
·
формирование способности
придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Учебно-методический
комплекс
I. Учебники
1. Технология. Индустриальные технологии 5 класс. А.Т. Тищенко,
В.Д. Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2013.- 192 с.: ил.
2. Технология обработки металлов 5-9. Е.М. Савельев – М.:
Просвещение, 2000.- 223с.
II. Дополнительная литература для учеников
1. Подшивка журналов «Сделай сам»
III. Методическая литература для учителя
1. Методическое пособие по курсу «Технология. Индустриальные
технологии». 5кл. А.Т. Тищенко, М.: Вентана-Граф, 2014.- 144 с.
2. Примерные программы основного общего
образования. Технология. – М. : Просвещение, 2010. – 96 с. – (Стандарты второго
поколения)
IV. Материалы для проведения тестирования.
1.Дерендяев
К.Л. Поурочные разработки по технологии.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.apkro.ru – Сайта академии повышения
квалификации г.Москва
2.
http://www.school.edu.ru - Федеральный российский общеобразовательный портал
3.
http://www.edu.ru - Федеральныйпортал«Российское образование»
4.
http://www.uroki.ru – Образовательный портал «Учеба»
5.
http://www.vestnik.edu.ru - Сайтэлектронногожурнала «Вестникобразования»
Планируемые результаты изучения курса технологии
Приизучениипредмета
«Технология» в основной школе обеспечивается достижение личностных,
метапредметных и предметныхрезультатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета«Технология» в основной школе:
·
формирование
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики; проявление познавательной активности в области
предметной технологической деятельности;
·
формирование
ответственного отношения к процессу обучения, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
·
самооценка умственных
и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с
позиций будущей социализации и стратификации;
·
развитие трудолюбия и
ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для
удовлетворения перспективных потребностей;
·
осознанный выбор и
построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного
ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом
устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду;
·
становление
самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности,
планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание
необходимости общественно полезноготруда как условия безопасной и
эффективнойсоциализации;
·
формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности
интересов и возможностей членов трудового коллектива;
·
проявление
технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
·
самооценка готовности
к предпринимательской деятельности в сферетехнологий, к рациональному ведению
домашнего хозяйства;
·
формирование основ
экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
·
развитие
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера;
·
формирование
индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты
освоения учащимися
предмета
«Технология» в основной школе:
·
самостоятельное
определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых
задач в учёбе и познавательной деятельности;
·
алгоритмизированное
планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
·
определение
адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям
способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
·
комбинирование
известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не
предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений
возникшей технической или организационной проблемы;
·
выявление
потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную
стоимость;
·
самостоятельная организация
и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
·
виртуальное и
натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических
процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач
в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
·
осознанное
использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей
деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию
технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или
письменной форме результатов своей деятельности;
·
формирование и развитие
компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы
и другие базы данных;
·
организация учебного
сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с
другими её участниками; объективное оценивание вклада своей
познавательно-трудовой деятельности в решение общихзадач коллектива;
·
оценивание
правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым
критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или
разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
·
соблюдение норм и
правил безопасности познавательно - трудовой деятельности и созидательного
труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической
культурой производства;
·
оценивание своей
познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм,
эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и
принципам;
·
формирование и
развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные
результаты освоения
учащимися предмета «Технология» в основной школе:
В познавательной сфере:
·
осознание роли
техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование
целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и
культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и
преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также
соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и
возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
·
практическое освоение
обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение
наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений,
процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
·
уяснение социальных и
экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного
производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения
материалов, инструментови оборудования, применяемого в технологических
процессах;
·
оценка технологических
свойств сырья, материалов и областей их применения;
·
развитие умений применять
технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать
возможности и области применения средств и инструментов в современном
производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и
дополнительной технической и технологической информации для проектирования и
создания объектов труда;
·
овладение средствами
и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения
графической документации, овладение методами чтения технической, технологической
и инструктивной информации;
·
формирование умений
устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения
прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам
естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления
технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности
деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и
проектов;
·
овладение алгоритмами
и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение
элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими
культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
·
планирование
технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом
характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и
оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических
ресурсов;
·
овладение методами
учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач,
моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и
составление операционной карты работ;
·
выполнение
технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов,
ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм
и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
·
выборсредств и видов
представления технической и технологической информации в соответствии с
коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
·
контроль
промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и
показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
·
документирование
результатов труда и проектной деятельности; расчёт себе стоимости продукта
труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся
ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
·
оценивание своей
способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности
закачество результатов труда;
·
согласование своих
потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников
познавательно-трудовой деятельности;
·
формирование
представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их
востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля
технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей
профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального
образования;
·
выраженная готовность
к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей
способности и готовности к предпринимательской деятельности;
·
стремление к экономии
и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда;
наличие экологической культуры при обосновании объектатруда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
·
овладение методами
эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда,
дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненногообъекта
или результата труда;
·
рациональное и эстетическое
оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной
организации труда;
·
умение выражать себя
в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества;
художественное оформление объектатруда и оптимальное планирование работ;
·
участие в оформлении
класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в
домашний быт;
в коммуникативной сфере:
·
практическое освоение
умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с
учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и
поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть
нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию,
учитывать намерения и способы коммуникации партнёра;
·
установление рабочих
отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное
сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу
сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
·
сравнение разных
точек зрения перед принятием решения и осуществлениемвыбора; аргументирование
своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов
образом;
·
адекватное
использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и
защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
·
развитие моторики и
координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций
с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при
выполнении различных технологическихопераций;
·
соблюдение
необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом
технологических требований;
·
сочетание образного и
логического мышления в проектной деятельности.
Направление «Индустриальные технологии»
Раздел«Технологии обработки конструкционных
материалов
Выпускник 5 класса научится:
·
находить в учебной
литературе сведения, необходимые для конструированияобъекта и осуществления
выбранной технологии;
·
читать технические рисунки,
эскизы, чертежи, схемы;
·
выполнять в масштабе
и правильно оформлять техническиерисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
·
осуществлять
технологические процессы создания или ремонтаматериальных объектов.
Выпускник5 класса получит возможность научиться:
·
грамотно пользоваться
графической документацией и технико-технологической информацией, которые
применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических
объектов;
·
осуществлять
технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
Раздел «Технологии
домашнего хозяйства»
Выпускник 5 класса научится:
·
выявлять
необходимость ремонта предметов интерьера, одежды и обуви, оценивать
экономические затраты на ремонт;
·
выполнять не сложный
ремонт предметов интерьера, одежды и обуви;
·
обслуживать и
ухаживать за предметами быта, инвентарём, одеждой и обувью;
·
рассчитывать домашний
бюджет и экономно относиться к ресурсам домашнего быта.
Выпускник 5получит
возможность научиться:
·
оценивать и
планировать экономику домашнего хозяйства;
Раздел «Технологии
исследовательской, опытнической и проектной
деятельности»
Выпускник5 класса научится:
·
планировать и
выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему;
обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или
желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять
технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации
замысла; осуществлять технологический процесс;
·
представлять
результаты выполненного проекта: пользоваться основными видамипроектной
документации; готовитьпояснительную записку к проекту; оформлять проектные
материалы; представлять проект к защите.
Выпускник 5 получит
возможность научиться:
·
организовывать и
осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов,
поиска новых технологических решений; планировать и организовывать
технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
·
осуществлять
презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную
оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать
вариант рекламы для продукта труда.
ОСНОВНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Технология.
Индустриальные технологии 5 класс - 68 ч
Раздел I. Технологии
обработки конструкционных материалов 50 ч.
1.1
Технологии
ручной обработки древесины и древесных материалов – 20 ч.
1.2
Технологии
художественно-прикладной обработки материалов – 6 ч.
1.3
Технологии ручной
обработки металлов и искусственных материалов – 24 ч.
Раздел II. Технологии
домашнего хозяйства 6 ч.
2.1 Технологии ремонта деталей интерьера,
одежды и обуви и ухода за ними – 4 ч.
2.2 Эстетика и экология жилища – 2 ч.
Раздел III. Технологии
исследовательской и опытнической деятельности 12 ч.
3.1
Исследовательская и созидательная деятельность – 12 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.