Главная / Начальные классы / Рабочая программа 3 класс планета знаний.Изобразительное искусство.

Рабочая программа 3 класс планета знаний.Изобразительное искусство.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Удельно-Дуваней

муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан



Рассмотрено на заседании РМО

Руководитель _________/Н.В.Бикбулатова/

Протокол №____

«___» _________20__г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____ /_Шабанова Л.Р./

«___» _________ 20__г.

Утверждаю

Директор

МОБУ СОШ

с. Удельно-Дуваней

_____ /Л. А. Гайниева/

Приказ №______

«___» _________ 20__г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Изобразительное искусство»

для учащихся 3 класса

Срок реализации данной программы 2014 -2015 учебный год



разработана на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 3-й класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний» М.:АСТ Астрель, 2012г.

Автор программы: Н.М. Сокольникова.



Составитель: Переведенцева Мария Викторовна

Год составления программы: 2014 год.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Нормативная основа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,

  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17.05.2012 г. «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»,

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Устав образовательной организации;

  • Основные образовательные программы НОО.

  • Примерные программы по учебным предметам;

  • Учебный план образовательной организации МОБУ СОШ села Удельно-Дуваней;

  • Положение о рабочей программе учителя (локальный акт ОУ)

  • Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета.


1.2. Цели и задачи изучения учебного предмета:


Программа «Изобразительное искусство» позволяет ре­шать следующие цели:

  • приобщение школьников к миру изобразительного ис­кусства, развитие их творчества и духовной культуры;

  • освоение первичных знаний о мире пластических ис­кусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архи­тектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культу­ры восприятия произведений профессионального и народ­ного изобразительного искусства; нравственных и эстети­ческих чувств: любви к родной природе, своему народу, Ро­дине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

  • Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:

  • эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сфе­ру личности, способствующая обогащению этой сферы, раз­витию эмоциональной отзывчивости личности на произве­дения искусства как на отражение человеческих пережива­ний, эмоций, чувств;

  • ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокуль­турной среде по высшим духовно-нравственным и эстети­ческим критериям;

  • арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негатив­ных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;

  • информационная функция, обеспечивающая расши­рение общего и художественного информационного про­странства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизу­альных, компьютерных, текстовых и др.).


Программа «Изобразительное искусство» позволяет ре­шать следующие задачи:

  • сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духов­но-нравственном развитии;

  • сформировать познавательный интерес и положитель­ное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;

  • ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;

  • сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание кра­соты как ценности; потребности в художественном творче­стве и в общении с искусством;

  • сформировать представления о видах и жанрах изоб­разительного искусства, в том числе об архитектуре, дизай­не как видах искусства, об основных видах народного и де­коративно-прикладного искусства;

  • сформировать практические умения и навыки в вос­приятии, анализе и оценке произведений искусства; обу­чить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной вырази­тельности произведений искусства;

  • обучить теоретическим и практическим основам ри­сунка, живописи, композиции, лепки;

  • обучить основам народного и декоративно-прикладно­го искусства;

  • обучить основам дизайна (элементам проектирова­ния, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);

  • развить у школьников способность выражать в твор­ческих работах своё отношение к окружающему миру;

  • обучить элементарным умениям, навыкам, спосо­бам художественной деятельности;

  • обучить основным средствам художественной вырази­тельности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, ком­позиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;

  • обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;

  • развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные пред­ставления, изобразительные способности;

  • развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.


1.3.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Обучение изобразительному искусству, будучи целенаправленным процессом формирования у учащихся развитого эстетического сознания и художественного вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве, потребности и способности творить «по законам красоты», непрерывно связано с эстетическим воспитанием и как бы «пронизывает» его, во многом предопределяя его эффективность.


1.4.Место учебного предмета в учебном плане.

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Планета Знаний», а именно авторской программы Н.М. Сокольниковой. Учебный курс «Изобразительное искусство» изучается через обязательную часть учебного плана. Общий объём часов с 1 по 4 класс - 138 , в 1 классе – 33, во 2 - 4 классе - 34 (1 ч. в неделю)

В 3 классе 1 час в неделю – 34 недели = 34часа.

В 1 четверти – 8часов.

Во 2 четверти – 8 часов

В 3 четверти - 10 часов

В 4 четверти – 8 часов.



1.5.Общая характеристика учебного предмета.


Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно – прикладного, архитектуры и дизайна. Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования:

  • приобщение к искусству как духовному опыту поколений;

  • овладение способами художественной деятельности;

  • развитие творческой одаренности ребенка.

Инвариантная (обязательная) часть программы обеспечивает необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам. Вариативная часть программы содержит расширенный материал по основам художественного изображения, декоративному искусству и дизайну и включает задания повышенной сложности.


1.6.Сведения о примерной программе по учебным предметам, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания;


Рабочая программа разработана в полном соответствии с авторской программой Н.М. Сокольникова. Программа курса « Изобразительное искусство». АСТ, Астрель, Москва, 2012 год.




1.7.Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.

  • Технология личностно – ориентированного обучения;

  • Здоровьесберегающие технологии;

  • Информационно- коммуникационные технологии;

  • Аудиовизуальная технология;

  • Метод проблемного обучения;

  • Метод самоконтроля;

  • Групповой метод;

  • Метод создания ситуации успеха;

  • Фронтальная работа с классом





2.Основное содержание курса

3 класс (34 ч)

«Мир изобразительного искусства» (13 ч)

«Путешествие в мир искусства» Знакомство с ведущими художественными музеями мира. Британский музей (Лондон). Лувр (Париж). Музей Прадо (Мадрид). Дрезденская картинная галерея (Дрезден). Музей Гуггенхайма (Нью Йорк).

«Жанры изобразительного искусства» Натюрморт. Пейзаж. Портрет.

«Мир народного искусства» (5ч)

Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павловопосадские платки. Скопинская керамика.

«Мир декоративного искусства» (8ч)

Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет.

«Мир архитектуры и дизайна» (8 ч)

Форма яйца. Форма спирали. Форма волны

В инвариантной (основной) части программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 1 ч в неделю. Все задания носят или относительно длительный характер (1–2 ч) или кратковременный, быстрый — упражнения, наброски и зарисовки (5–15 мин). Творчески активные дети могут за один урок выполнить не одну, а две работы. Они могут помочь одноклассникам. Учебные задания и проверочные работы чередуются в зависимости от педагогических задач. Беседы об изобразительном искусстве, народном и декоративном искусстве, архитектуре и дизайне, как правило, проводятся в начале каждого урока (10–15 мин). В 3–4 классах возможно проведение уроков — заочных экскурсий, активными участниками которых должны стать сами дети.



3.Планируемые результаты

К концу 3 класса у учащихся будут сформированы умения:



ЛИЧНОСТНЫЕ

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;

· понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;

· понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

· положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства

· интерес к посещению художественных музеев, выставок.



Учащиеся получат возможность для формирования:

· осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;

· представления о роли искусства в жизни человека;

· восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;

. положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;

. основ эмоционально - ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

· следовать при выполнении художественно - творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;

· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

· продумывать план действий при работе в паре;

· различать и соотносить замысел и результат работы;

· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);

· анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно - творческой работы по заданным критериям.



Учащиеся получат возможность научиться:

· самостоятельно выполнять художественно – творческую работу;

· планировать свои действия при создании художественно - творческой работы;

· руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно - творческой работы;

· определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно - творческой работы по выбранным критериям.



Познавательные

Учащиеся научатся:

· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

· группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;

· анализировать, из каких деталей состоит объект;

· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

· характеризовать персонажей произведения искусства;

· различать многообразие форм предметного мира;

· конструировать объекты различных плоских и объёмных форм.



Учащиеся получат возможность научиться:

· находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера

· наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;

· использовать знаково - символические средства цветовой гаммы в творческих работах;

· устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);

· классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;

· конструировать по свободному замыслу;

· анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;

· сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;

группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию

· моделировать дизайнерские объекты.



Коммуникативные

Учащиеся научатся:

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;

· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета общения та и правила устного

· задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;

· учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).



Учащиеся получат возможность научиться:

· высказывать собственное мнение о художественно творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно выразительным средствам;

· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно - творческой работы в группе;

· владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;

· владеть диалогической формой речи, уметь дополнять отрицать суждение, приводить примеры.

4.Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Контролем  знаний,  умений  и  навыков  является  текущая  проверка художественной  деятельности в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Это  творческие  работы учащихся,  выполненные в  различных видах  изобразительного искусства. Результаты работы будут оцениваться через самопроверку, взаимопроверку. Формы контроля – промежуточные, итоговые.

Проверочные работы-3

Тестирование (итоговое) – 1 (в конце года)

5. Календарно – тематическое планирование.


урока

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Тема урока

Вид контроля

Примечание

Жанры изобразительного искусства (13 ч)

1 четверть

(8ч)

Основные виды учебной деятельности:

Ознакомление с натюрмортом как жанром изобразительного искусства.

цветовой круг, основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета.

Изучение передачи светотени на предмете.

Обучение акварельной живописи. Передача пространства на листе с помощью линейной и воздушной перспективы.

Знакомство с рисованием автопортрета, композицией портрета.

Обучение лепке и рисованию портретов.

Обучение умению вырезать и рисовать силуэты сказочных героев.

Обучение техники коллажа.

1

06.09


Натюрморт.

Вводный

С.4-10

2

13.09


Композиция в натюрморте. Учимся у мастеров.


текущий

С.10-15

3

20.09


Светотень Последовательность рисования куба.


С.24-25

4

27.09


Школа графики. Натюрморт с кувшином


С. 26-29

5

04.10


Пейзаж как жанр. Композиция в пейзаже Школа живописи

текущий

С.30-35

6

11.10


Перспективные построения. Воздушная перспектива.


С.36-37

7

18.10


Школа живописи. Рисование пейзажа (акварель).


С. 38-45

8

25.10


Портрет как жанр. Автопортрет. Проверочная работа

тематический

С.48-49




2четверть-(8 ч)



9

08.11


Школа графики. Рисование портрета девочки (карандаш)


С. 46-47

10

15.11


Школа лепки. Лепка портрета дедушки (пластилин).


С.50-53

11

22.11


Портреты сказочных героев. Силуэт.


С.54-57

12

29.11


Необычные портреты. Школа коллажа.

текущий

С.58-59


13

06.12


Твои творческие достижения. Проверочная работа

тематический

С.60-61

Народное искусство (6 ч)

Основные виды учебной деятельности:


Обучение умению вырезать узоры из бумаги. Воспитание любви к русскому народному искусству.

Обучение умению рисовать богородские игрушки.

Знакомство с изделиями павлопосадских мастеров.

Обучение умению вырезать узоры из бумаги. Воспитание любви к русскому народному искусству.

Обучение умению рисовать богородские игрушки.

Знакомство с изделиями павлопосадских мастеров.

Знакомство со скопинской керамикой. Обучение умению лепить скопинские сосуды

14

13.12


Резьба по дереву. В избе. Деревянная и глиняная посуда.

текущий


15

20.12


Богородские игрушки. Школа народного искусства.


С.72-77

16

27.12


Жостовские подносы. Школа народного искусства. Проверочная работа

тематический

С.78-83

3 четверть ( 10 ч)

17

17.01


Павлопосадские платки.

текущий


18

24.01


Скопинская керамика. Школа народного искусства


С. 86-89

19

31.01


Твои творческие достижения. Школа народного искусства

текущий

С.90-91

Декоративное искусство (9ч)

Основные виды учебной деятельности:

Обучение приёмам стилизации.

Изучение схем размещения орнамента на круге, прямоугольнике, квадрате. Обучение приёмам декоративной росписи.

Изучение художественных приёмов декоративной композиции.

Обучение секретам декора. Развитие художественного вкуса обучающихся, их эмоциональной и интеллектуальной сферы.


20

07.02


Декоративная композиция. Стилизация.


С. 94-97

21

14.02


Замкнутый орнамент.



С.98-99


22

21.02


Декоративный натюрморт.

текущий

С.100-101


23

28.02


Декоративный пейзаж.



С.102-103


24

07.03


Декоративный портрет. Школа декора.


С.104-105


25

14.03


Маски из папье-маше (картона). Школа декора.


С. 106-107


26

21.03


Твои творческие достижения. Проверочная работа

тематический

С. 108-109


4 четверть- (8 ч)

27

04.04


Праздничный декор. Писанки.


С.110-111

28

11.04


Секреты декора. Катаем шарики. Рисуем нитками.

текущий

С.112-113

Мир дизайна и архитектуры (6 ч)

Основные виды учебной деятельности:

Изучение формообразования на основе яйца. Обучать умению различать форму яйца в объектах дизайна и архитектуры

Обучение изготовлению мобиля и декоративной свечи. Развитие дизайнерского мышления, художественного вкуса.

Обучать умению различать форму спирали в объектах дизайна и архитектуры.

Обучать умению различать волны в объектах дизайна и архитектуры.

29

18.04


Мир дизайна и архитектуры. Форма яйца.


С. 118-121

30

25.04


Школа дизайна. Форма яйца. Мобиль. Декоративная свеча.


С.122-123


31

02.05


Форма спирали. Архитектура и дизайн.

текущий

С. 124-127

32

16.05


Школа дизайна. Форма спирали. Бумажная роза. Бусы. Барашек.


С. 128-129

33

23.05


Форма волны. Изготовление декоративного панно. Коробочка для печенья. С.130-133, 135

тематический


34

30.05


Твои творческие достижения. Итоговое тестирование

итоговый

С. 136-137

6.Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

  1. класс

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Учеб­ник. — М.: ACT, Астрель.

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Рабо­чая тетрадь. — М.: ACT, Астрель.

Н.М. Сокольникова. Обучение в 3 классе по учебнику «Изобра­зительное искусство». — М.: ACT, Астрель.

Интернет – ресурсы:

http://www.artsait.ru/ - русская живопись

http://shteltn.ucoz.ru/ - все об искусстве

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=kmHBEo8ze2A#! – живопись в видеоклипах

http://rarities.artrussia.ru/ - Шедевры мировой живописи. Картины великих художников, шедевры искусства

7. Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы

1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа: 3-й класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, английский язык, музыка, изобразительное искусство,технология, физическая культура: [сборник]. — М.: Астрель, 2012. — 413, [3] с. — (Планета знаний).

2. http://www.1september.ru (нормы контрольных работ, характеристика УМК «Планета знаний»)

3. .http://www.proshkolu.ru//Про Школу. ру

4. Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель, 2011

5. Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель, 2011

6. Н.М. Сокольникова. Обучение в 1 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель, 2011

Материально – техническое обеспечение:

  • технические средства обучения (телевизор, персональный компьютер);

  • демонстрационные пособия;

  • экранно – звуковые пособия;

  • учебные игры.



Рабочая программа 3 класс планета знаний.Изобразительное искусство.
  • Начальные классы
Описание:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
                        средняя общеобразовательная школа с. Удельно-Дуваней
                      муниципального  района Благовещенский район Республики Башкортостан

Рассмотрено на                                    заседании РМО
Руководитель _________/Н.В.Бикбулатова/
Протокол №____
«___» _________20__г.    Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____    /_Шабанова Л.Р./
«___» _________    20__г.    Утверждаю
Директор
МОБУ СОШ
с. Удельно-Дуваней
_____    /Л. А. Гайниева/
Приказ №______
«___» _________    20__г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по  учебному предмету
«Изобразительное искусство»
для учащихся 3  класса
Срок реализации  данной программы  2014 -2015  учебный год

разработана на основе  «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 3-й класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний» М.:АСТ Астрель, 2012г.
Автор программы: Н.М. Сокольникова.

Составитель: Переведенцева Мария Викторовна
Год составления программы: 2014 год.
   
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1.    Нормативная основа:
•    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
•    Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
•    Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
•    Приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17.05.2012 г.  «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»,  
•    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
•    Устав образовательной организации;
•    Основные образовательные программы НОО.
•    Примерные программы по учебным предметам;
•    Учебный план образовательной организации МОБУ СОШ села Удельно-Дуваней;
•    Положение о рабочей программе учителя (локальный акт ОУ)
•    Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
•    Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
•    Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета.

Автор Переведенцева Мария Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 699
Номер материала 28359
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓