Главная / Начальные классы / Рабочая программа 3 класс

Рабочая программа 3 класс

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №55» г.ПЕРМИ

 

 

СОГЛАСОВАНО                                                             УТВЕРЖДАЮ

Методическим советом                                                    приказом от 04.09.14 № СЭД-01-06-343

Протокол от 26.08.2014 № 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

3 КЛАСС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Составитель:

Пищальникова Ю.А.,

           учитель начальных классов

 

 

 


 

 

 

 


 

 

 

 








Пермь, 2014

Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Окружающий мир» («Наша планета Земля») разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждане на России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпред­метных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формированиям младших школьников умения учиться, а также на основе авторской программы «Окружаю­щий мир», разработанной А.А. Вахрушевым, А.С. Раутианом и др. Курс «Окружающий мир» («Наша планета Земля») для учащихся третьего класса - составная часть Образовательной системы «Школа 2100».

В соответствии с Образовательной программой и учебным планом МАОУ «СОШ №55», данная рабочая программа рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю. С учетом уровня подготовки обучающихся 3Г класса количество часов в разделе «Экологическая система живой оболочки Земли» увеличено на 2 часа, которые взяты из резервных уроков.

Специфика курса состоит в формировании целостной картины мира и создании фун­дамента для значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, гео­графии, обществознания, истории. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

Цель курса окружающего мира - осмысление личного опыта и приучение детей к ра­циональному постижению мира.

Задачи: - формирование в сознании учащихся единого, ценностно-окрашенного образа ок­ружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего жи­вого;

- формирование у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

Одна из основных особенностей данного курса - системное введение понятий. Оно предполагает связь каждого нового формирующегося понятия с ранее изученными, кото­рая осуществляется на этапе актуализации знаний. Каждое понятие вводится постепен­но, в несколько этапов. Средством воспитания, образования, развития личности школь­ника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной карти­ной мира, формирование оценочного, эмоционального отношения к нему. Смысл сооб­щения картины мира - при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознатель­ным участником жизни.

Деятельностный подход - основной способ получения знаний. При разработке дан­ного курса используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимак-са. Согласно этому принципу, содержание курса включает избыточные знания и избы­точные задания.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю.


Содержание программы (68 часов)

Часть 1. Обитатели Земли

Вещество и энергия

Тела естественные и искусственные. Вещество - то, из чего состоят все предметы, тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы - мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы; расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло -твёрдое. Почему лёд легче воды.

Энергия - источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, сол­нечный свет, падающая вода - явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделе­ние тепла.

Оболочка планеты, охваченная жизнью

Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов; Живая оболочка Земли - биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.

Важнейшее условие жизни людей - порядок окружающего мира. Стабильность усло­вий - следствие круговорота веществ в природе. Жизнь - участник круговорота веществ.

Участники круговорота веществ. Растения - производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные - потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии - разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные пи­тательные вещества для растений.

Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Го­рение и дыхание.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Экологическая система

Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема - единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «про­фессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва - единство живого и нежи­вого. Плодородие почв. Как образуется почва? Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы - излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в пере­работке отходов. Постепенное зарастание озера. Болото - заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лиш­ней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый кру­говорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота. Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в со­хранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в поч­венном плодородии. Зарастание луга лесом. Экосистема леса. Деревья - главные растения леса. Древесина. Деревья - мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лес­ные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте ве­ществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ. Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вы­лечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны? Поле - искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на по­лях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите - массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вре­дителями.

Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и жи­вые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста. Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

Живые участники круговорота веществ

Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень - основные органы цветкового растения. Цветок - орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из от­дельных клеток. Хлорофилл и его роль. Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между раз­ными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Воз­никновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опо­ра для мышц.

Появление твёрдых покровов - защита от хищников. Наружный скелет членистоногих - «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их осо­бенности.

Возникновение позвоночника - внутреннего скелета. Рыбы - позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие - органы дыхания, голая кожа и раз­витие головастиков в воде. Пресмыкающиеся - сухопутные животные с непостоянной тем­пературой тела. Звери и птицы - животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о по­томстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними жи­вотными. Грибы - разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники. Бактерии - универсальные разрушители веществ. Бактерии - самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии - главные участники всех круговоротов.

Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа неI успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой - единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.

Часть 2. Моё Отечество

Твои родные и твоя Родина в потоке времени

Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отче­ство - связь времен.

Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра- точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве - одной из самых распространённых в мире религий.

Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы - обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество - Россия!

История моей Родины. История - наука о прошлом человечества. Исторические источ­ники. Образ многовековой истории России.

Времена Древней Руси. IXXIII века

Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.

Создание Древнерусского государства. Киев - столица великих князей Древней Руси.

Принятие христианства при князе Владимире Святославовиче.

«Древняя Русь - страна городов». Города - центры культуры Древней Руси. Представ­ление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси.

Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука - кириллица.

Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Алек­сандр Невский.

Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Opда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотом Орды.

Времена Московского государства. XIV-XVII века

Время создания Московского государства - время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Ос­вобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.

Великий государь Иван III. Государственный герб России - двуглавый орёл. Москов­ское государство - наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Заня­тия и быт сельских жителей - крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства - Москва.

Московский Кремль - памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время - угроза распада Московского государства. Народное ополче­ние Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

Времена Российской империи. XVIII - начало XX века

Преобразование России Петром Великим - первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица - Санкт-Петербург.

Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государствен­ный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.

Отечественная война 1812 года - угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.

Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов - «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин - создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.

Правление Александра II - время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.

Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы

Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образова­ние Советского Союза.

Цель советского государства - строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строи­тельства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.

Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Вели­кой Отечественной войны.

Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.

Современная Россия

Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ - Россия. Современ­ная Россия - наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция - основной закон государства. Права и обязанности граждан.

Что такое демократия? Представления об избирательной системе.

Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и испол­нительной. Президент - глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума - собрание избранных народом представителей, которое создает за­коны.

Россия - общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.

Российская Федерация - государство, созданное союзом территорий. Совет Федера­ции. Россияне - все граждане Российской Федерации.

Достояние российской культуры - библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача - сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники со­временной России (происхождение и традиции празднования).

Региональный компонент В программу включены темы регионального компонента: Ставропольский край, родной поселок, семья.

Требования к уровню подготовки учащихся


Объяснять мир

Определять свое отношение к миру

Естествознание

- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;

- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

- перечислять особенности хвойных и цветковых растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.




Обществознание

- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы; отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

- по году определять век, место события в прошлом;

- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России;

- узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.


Планируемые результаты освоения предмета

В соответствии с программой «Окружающий мир», выделяются требования к результа­там, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации, и требованиям результатам, подлежащим проверке и аттестации.

К результатам, которые не подлежат формализованному итоговому контролю и ито­говой аттестации, по концепции ФГОСа, относятся ценностные ориентации выпускника, ко­торые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгля­ды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, то­лерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности. Эти результаты выявляются в ходе массовых мониторинговых, социологических и друга обследований.

К результатам, которые подлежат проверке и аттестации по концепции ФГОСа, отно­сятся научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и инфор­мационных системах; умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности; коммуникативные и информационные умения; умения оценивать объекты окружающей действительности с определенных пози­ций; способность к контролю и самоконтролю; способность к творческому решению учебных и практических задач.

Программа обеспечивает достижение третьеклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в третьем классе является формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкрет­ные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведе­ния, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на вторую линию развития - умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в третьем классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универ­сальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- учиться планировать учебную деятельность на уроке;

- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешно­сти выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных дости­жений (учебных успехов).

Познавательные универсальные учебные действия:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая ин­формация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и яв­ления; определять причины явлений, событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информа­цию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на первую линию развития - умение объяснять мир.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной ре­чи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- читать вслух и про себя тексты учебников (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

-договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в со­вместном решении проблемы (задачи);

- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога

(побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и работа в ма­лых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих учебных умений.

Часть 1. «Обитатели Земли»

Первая линия развития «Умение объяснять мир»:

- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;

- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

- перечислять особенности хвойных и цветковых растений; животных (насекомых, пау­ков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

Вторая линия развития «Умение определять своё отношение к миру»:

- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть 2. «Моё Отечество»

Первая линия развития «Умение объяснять мир»:

- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

- по году определять век, место события в прошлом;

- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России;

- узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и сто­лицу.

Вторая линия развития «Умение определять своё отношение к миру»:

- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и на­стоящему родной страны.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Критерии оценивания

В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся, в соответствии с развивающей, личностно ориентированной Образова­тельной системой «Школа 2100», которая позволяет:

1) определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. на­сколько обучение соответствует современным целям обучения;

2) развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;

3) мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;

4) создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.

Оценка усвоения знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших по­нятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового ма­териала проводится блиц-опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые не обходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Преимущество такой провер­ки состоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе того объема знаний, которым обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.

Оценка усвоения знаний может осуществляться через выполнение школьником зада­ний в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и проверочных работах. Задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения. Третьеклассник, полностью выполнивший само­стоятельно весь необходимый объем заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все не­обходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определения понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни.

Уровень проверочных и контрольных заданий различается своей сложностью. Объем заданий определяется, исходя из уровня знаний учеников.

В проверочных и контрольных работах отмечен уровень заданий (необходимый, про­граммный или максимальный), который могут самостоятельно выбирать ученики; акцент сделан на обязательный минимум и самые важнейшие положения максимума - с их помо­щью осуществляется тематический контроль и подготовка к итоговому контролю.

Проверочные работы предназначены для тематического контроля с целью получения информации об уровне развития умений, которая нужна для корректировки результатов и подготовки к итоговому контролю. Работа выполняется в течение 10-15 минут на любом из комбинированных уроков. Детям предлагается выполнить 2-4 задания, при этом указывает­ся, какое именно умение проверяет каждое задание.

В контрольных работах акцент сделан на обязательный минимум знаний - он является основой для итогового контроля группы тем. Контрольная работа выполняется на специаль­ном уроке.

Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных (проверочных), итого­вых (контрольных) работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачёта не должен быть жё­стко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Такое нако­пительное и формирующее оценивание учит школьников планировать свои действия. Третьеклассники должны постоянно видеть результаты своей работы. Для этого использу­ются таблица требований по предмету в «Дневнике школьника» и портфель достижений школьника.

В таблице требований по предмету в «Дневнике школьника» ученик (с помощью учите­ля) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответст­вующих умений.

В портфель достижений помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) вы­полненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).

Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении но­вых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.


Оценка ученика по универсальной шкале трёх уровней успешности


Уровень успешности

Отметка

Пояснения

Не достигнут необходимый уровень.

«2» - неудовле­творительно

Не решена типовая, много раз от­работанная задача.

1. Необходимый уровень - решение типовой задачи, подобной тем, что ре­шали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.

«3» - удовлетво­рительно

Частично успешное решение (с ошибкой или с привлечением по­сторонней помощи на любом из эта­пов решения).

«4» - хорошо

Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно).

2. Программный уровень - решение нестандартной задачи, где потребова­лось применить:

- новые, получаемые в данный момент знания;

- прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.

«4+» —

приближается к отлично

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой, не влияющей на результат, или при­влечением посторонней помощи на любом из этапов решения).


«5» - отлично

Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно).

Третий уровень - особый, необязательный для всех учеников, фиксирующий их исклю­чительные успехи

3. Максимальный уровень - решение задачи на неизученный материал, ко­торое потребовало:

- самостоятельно добытых, не полу­ченных на уроке знаний;

- новых, самостоятельно приобретён­ных умений.

«5+» -

превосходно

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой, не влияющей на результат, или при­влечением посторонней помощи на любом из этапов решения).

«5 и 5» -

превосходно

Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно).


Оценивается любое, особенно успешное действие, балльно фиксируется только реше­ние полноценной задачи.

За каждую учебную задачу или их группу, показывающую овладение учеником отдель­ным умением, ставится своя, отдельная отметка.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится по желанию ученика.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз).

Итоговая отметка - это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднее арифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные по­собия:

1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Данилов Д.Д. Окружающий мир. Обиттели Земли. 3 класс: учебник. - М.: Баласс, 2012.

2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружаю­щий мир. Обитатели Земли». 3 класс. - М.: Баласс, 2012.

3. Вахрушев А.А., Сизова Е.В., Данилов Д.Д., Тырин СВ. Окружающий мир. Моё Отечество (вводный курс истории и обществознания): учебник для 3 класса. - М.: Балам 2012.

4. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова ОС. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружаю щий мир. Моё Отечество». 3 класс. - М.: Баласс, 2012.

5. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работыi учебнику «Окружающий мир». 3 класс. В 2-х ч. - М.: Баласс, 2012.


   К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках окружающего мира, относятся:- компьютер, мультимедийный проектор Интернет – ресурсы: www.school2100.ru

Рабочая программа 3 класс
  • Начальные классы
Описание:

Рабоча        программа        по            окружающему     миру     3     класс     по    уч.     Вахрушев.        На      основе   ФГОС.

 

Рабоча        программа        по            окружающему     миру     3     класс     по    уч.     Вахрушев.        На      основе   ФГОС.

                       

Рабоча        программа        по            окружающему     миру     3     класс     по    уч.     Вахрушев.        На      основе   ФГОС.

                       

Рабоча        программа        по            окружающему     миру     3     класс     по    уч.     Вахрушев.        На      основе   ФГОС.

                       

                                                                                                                                                                                                                         

Автор Пищальникова Юлия Александровна
Дата добавления 22.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 365
Номер материала 4717
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓