Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа 1 вида по элективному курсу «Культура речи»

Рабочая программа 1 вида по элективному курсу «Культура речи»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6 п. Прогресс

муниципального образования Новокубанский район



Утверждено

решением педагогического совета

протокол № 1

от « 30 » августа 2014года

председатель педсовета

____________ Заплава И.Н.





Рабочая программа 1 вида


по элективному курсу «Культура речи»


Ступень обучения (класс) ) основное общее образование , 9 класс


Количество часов: 34 Уровень базовый


Учитель Гадун Елена Петровна


Программа разработана на основе элективного курса «Культура речи» авторской « Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы» С.И .Львовой

Москва «Мнемозина», 2009 г.

















Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6 п.Прогресс

муниципального образования Новокубанский район





Согласовано:

зам. директора по УВР

____________ Шелемех П.В.

«28» августа 201 4 года



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ


по элективному курсу «Культура речи»

Класс 9


Учитель Гадун Елена Петровна


Количество часов: всего _34 часа; в неделю __1_ __час


Планирование составлено на основе рабочей программы 1 вида,

утверждённой решением педагогического совета протокол № 1

от 30.08.2014 г.


Учитель Гадун Елена Петровна


















  1. Пояснительная записка

Рабочая программа 1 вида «Культура речи» разработана на основе элективного курса «Культура речи» авторской « Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы» С.И .Львовой, Москва «Мнемозина», 2009 г.

Программа элективного курса «Русская словесность» рассчитана на 34 часа и предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов, интересующихся русским языком и желающих изучить его углубленно.

Данный курс направлен на совершенствование умения пользоваться основными нормами русского литературного языка. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развивается такое качество речи, как правильность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Программа элективного курса способствует формированию профессионального интереса к лингвистике, научному анализу слова, знакомит с методами его исследования, отражает интегрирование учебных дисциплин.

Содержание элективного курса построено с учетом принципов научности, системности, последовательности и направлено на формирование коммуникативных и лингвистических компетенций, развитие умений и способов деятельности, необходимых в реальной жизни для решения практических задач.

Система творческих практических заданий даёт возможность научить школьников свободно владеть русским литературным языком в разных ситуациях общения, излагать свои мысли в связной форме, что, в конечном итоге, позволит быть в будущем конкурентоспособным и востребованным специалистом на рынке труда.

Последовательность расположения материала предполагает накопление опыта работы над словом и текстом, вырабатывает навыки самостоятельного анализа языковых единиц.

Программа курса имеет большое практическое значение: её средствами повышается культура речи, совершенствуются умения по стилистике, обогащается словарный запас учащихся. Занятия способствуют формированию у учащихся интереса к работе исследователя языка и вырабатывают профессиональный интерес к лингвистике.

Цель элективного курса:

развитие речевой культуры, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры;подготовка учащихся к ситуации выбора профиля дальнейшего обучения и приобретения навыков для будущей профессии;углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания, повышение общей языковой культуры школьников;формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

Задачи.

Образовательные:

обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; привитие интереса к научному анализу слова, знакомство с методами исследования его;совершенствование работы над книгой и другими источниками знаний;предупреждение речевых и грамматических ошибок;


Развивающие:

развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи ;развитие способности критически относиться к услышанному.


Воспитательные:

формирование профессионального интереса к лингвистике; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языкуформирование социально активной личности

Рабочая программа 1 вида «Культура речи» разработана на основе элективного курса «Культура речи» авторской « Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы» С.И .Львовой, Москва «Мнемозина», 2009 г. В авторской программе не указано распределения количества часов по темам, а имеется только общее количество часов в учебном году.

Таблица тематического распределения количества часов


п/п

Разделы, темы

количество часов

авторская программа С.И. Львовой

рабочая программа

1.

Нормативный аспект культуры речи


27

27

1.1.

Правильность речи


1

1.2.

Орфоэпические нормы


4

1.3.

Лексические нормы


4

1.4.

Грамматические нормы


5

1.5.

Интонационные нормы


3

1.6.

Орфографические нормы


5

1.7.

Пунктуационные нормы


5

2

Этический аспект культуры речи


7

7

2.1.

Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.


2

2.2.

Языковые средства выражения речевого этикета.


1

2.3.

Особенности речевого этикета.


1

2.4.

Основные речевые правила общения.


2

2.5.

Роль невербальных средств


1

Всего

34

34

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

протокол заседания зам.директора по УВР

методического объединения учителей «28» августа 2014г.

от «28» августа 2014 г. № 1 ________ П.В. Шелемех

_________ Е.П.Гадун



  1. Содержание обучения


Нормативный аспект культуры речи. (27 ч)

Правильность речи.

Правильность речи как соответствие её нормам современного русского литературного языка. (1 ч)

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. (4ч.) Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения

Лексические нормы. (4 ч)

Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистических свойств. Молодежный сленг (крутой, клевый и т.п.) и отношение к нему.

Грамматические нормы. (5 ч.)

Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложноподчинённых предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия.

Интонационные нормы. (3 ч)

Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в речевом общении.

Орфографические нормы. (5 ч)

Разделы русской орфографии и основные принципы написания:

1) правописание морфем;

2) слитные, дефисные и раздельные написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4)правила переноса слов;

5)правила грамматического сокращения слов.

Пунктуационные нормы. (5 ч)

Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них:

1) знаки препинания в конце предложений;

2) знаки препинания внутри простого предложения;

3) знаки препинания между частями сложного предложения;

4) знаки препинания при передаче чужой речи;

5) знаки препинания в связном тексте.

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.


Этический аспект культуры речи. ( 7 ч)

Речевой этикет как правила речевого общения. Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя. (2ч.)

Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в разных ситуациях речевого общения.(1 ч)

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. (1 ч)

Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дистанционном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.(2ч)

Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция.( 1 ч.)



































Муниципальное образование Новокубанский район, п.Прогресс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6


Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________ Шелемех П.В.

«28 » августа 2014 года





КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ


по элективному курсу «Культура речи»

Класс 9

Учитель Гадун Елена Петровна

Количество часов: всего 34 часов ; в неделю 1 часа;


Планирование составлено на основе рабочей программы 1 вида, утвержденной решением педсовета, протокол № 1 от 30 августа 2014 г.


Учитель Гадун Елена Петровна



















п/п

урока

Разделы, темы



Недели

Даты

проведения

ИИспользование уч.нагляд. и лабораторн. оборудован.



Правильность речи (1ч)


1.

1

Правильность речи как соответствие её нормам современного русского литературного языка





Орфоэпические нормы (4 ч)


2.

1

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении Основные нормы современного литературного произношения.




3.

2

Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм.




4.

3

Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и отчеств.




5.

4

Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Практическая работа





Лексические нормы (4 ч)


6

1

Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.




7

2

Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистических свойств.




8

3

Молодёжный сленг и отношение к нему.




9

4

Практическая работа.





Грамматические нормы (5ч)


10

1

Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.




11

2

Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим.




12

3

Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложноподчинённых предложений.




13

4

Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия




14

5

Практическая работа





Интонационные нормы (3ч)


15

1

Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи.




16

2

Смыслоразличительная роль элементов интонации. Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста




17

3

Этикетная функция интонации в речевом общении. Практическая работа





Орфографические нормы (5 ч)


18

1

Разделы русской орфографии и основные принципы написания: правописание морфем;




19

2

Слитные, дефисные и раздельные написания.




20

3

Употребление прописных и строчных букв.




21

4

Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов.




22

5

Практическая работа..





Пунктуационные нормы (5 ч)


23

1

Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них.

Знаки препинания в конце предложений.




24

2

Знаки препинания внутри простого предложения.




25

3

Знаки препинания между частями сложного предложения.




26

4

Знаки препинания при передаче чужой речи.




27

5

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Практическая работа





Этический аспект культуры речи. (7 ч)



28

1

Речевой этикет как правила речевого общения. Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.




29

2

Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя




30

3

Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в разных ситуациях речевого общения




31

4

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения




32

5

Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дистанционном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).




33

6

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета. Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета




34

7

Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция. Практическая работа




Рабочая программа 1 вида по элективному курсу «Культура речи»
  • Русский язык и литература
Описание:

1.     Пояснительная записка

      Рабочая программа  1 вида «Культура речи»разработана на основе   элективного курса «Культура речи» авторской  « Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы» С.И .Львовой, Москва «Мнемозина», 2009 г. 

       Программа элективного курса «Русская словесность» рассчитана на 34 часа и предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов, интересующихся русским языком и желающих изучить его углубленно.

 

          Данный курс направлен на совершенствование умения пользоваться  основными нормами русского литературного языка. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развивается такое качество речи, как правильность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Автор Га Елена Петровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 736
Номер материала 29666
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓