Муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 6 п. Прогресс
муниципального
образования Новокубанский район
Утверждено
решением педагогического совета
протокол
№ 1
от « 30 » августа 2014года
председатель
педсовета
____________ Заплава И.Н.
Рабочая программа
1 вида
по элективному курсу «Культура речи»
Ступень
обучения (класс) )
основное общее образование , 9 класс
Количество
часов: 34 Уровень базовый
Учитель
Гадун Елена Петровна
Программа
разработана на основе элективного курса «Культура
речи» авторской « Программы по
русскому языку для общеобразовательных
учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные
курсы» С.И .Львовой
Москва «Мнемозина», 2009 г.
Муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 6 п.Прогресс
муниципального
образования Новокубанский район
Согласовано:
зам.
директора по УВР
____________
Шелемех П.В.
«28»
августа 201 4 года
КАЛЕНДАРНО –
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по элективному курсу «Культура речи»
Класс
9
Учитель
Гадун Елена Петровна
Количество
часов: всего _34 часа; в неделю __1_ __час
Планирование
составлено на основе рабочей программы 1 вида,
утверждённой
решением педагогического совета протокол № 1
от
30.08.2014 г.
Учитель Гадун Елена Петровна
1. Пояснительная записка
Рабочая программа 1 вида «Культура речи» разработана на основе элективного курса «Культура речи»
авторской « Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений.
5-11 классы: основной курс, элективные курсы» С.И .Львовой, Москва «Мнемозина»,
2009 г.
Программа элективного курса «Русская словесность» рассчитана на 34 часа и
предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов, интересующихся
русским языком и желающих изучить его углубленно.
Данный
курс направлен на совершенствование умения пользоваться основными нормами
русского литературного языка. Анализируемые языковые средства рассматриваются с
точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание
уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых
средств в разных условиях общения. На этой основе развивается такое качество
речи, как правильность, что может быть достигнуто в результате умелого
использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом
соблюдении языковых норм.
Программа
элективного курса способствует формированию профессионального интереса к
лингвистике, научному анализу слова, знакомит с методами его исследования,
отражает интегрирование учебных дисциплин.
Содержание
элективного курса построено с учетом принципов научности, системности,
последовательности и направлено на формирование коммуникативных и лингвистических
компетенций, развитие умений и способов деятельности, необходимых в реальной
жизни для решения практических задач.
Система
творческих практических заданий даёт возможность научить школьников свободно
владеть русским литературным языком в разных ситуациях общения, излагать свои
мысли в связной форме, что, в конечном итоге, позволит быть в будущем
конкурентоспособным и востребованным специалистом на рынке труда.
Последовательность расположения материала предполагает накопление опыта работы
над словом и текстом, вырабатывает навыки самостоятельного анализа языковых
единиц.
Программа
курса имеет большое практическое значение: её средствами повышается культура
речи, совершенствуются умения по стилистике, обогащается словарный запас
учащихся. Занятия способствуют формированию у учащихся интереса к работе
исследователя языка и вырабатывают профессиональный интерес к лингвистике.
Цель элективного курса:
развитие
речевой культуры, понимания важности сохранения чистоты русского языка как
явления культуры;подготовка учащихся к ситуации выбора профиля дальнейшего
обучения и приобретения навыков для будущей профессии;углубление
лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания, повышение
общей языковой культуры школьников;формирование сознательного отношения к языку
как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности;развитие интеллектуальных и творческих способностей
учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации,
самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Задачи.
Образовательные:
обучение
языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение
словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;использование
приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
привитие интереса к научному анализу слова, знакомство с методами исследования
его;совершенствование работы над книгой и другими источниками
знаний;предупреждение речевых и грамматических ошибок;
Развивающие:
развитие
языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи ;развитие
способности критически относиться к услышанному.
Воспитательные:
формирование
профессионального интереса к лингвистике; воспитание гражданственности и
патриотизма, любви к русскому языкуформирование социально активной личности
Рабочая программа 1 вида «Культура речи» разработана
на основе элективного курса «Культура речи» авторской « Программы по
русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс,
элективные курсы» С.И .Львовой, Москва «Мнемозина», 2009 г. В
авторской программе не указано распределения количества часов по темам,
а имеется только общее количество часов в учебном году.
Таблица тематического распределения
количества часов
№ п/п
|
Разделы, темы
|
количество часов
|
авторская
программа С.И. Львовой
|
рабочая
программа
|
1.
|
Нормативный аспект культуры речи
|
27
|
27
|
1.1.
|
Правильность речи
|
|
1
|
1.2.
|
Орфоэпические нормы
|
|
4
|
1.3.
|
Лексические нормы
|
|
4
|
1.4.
|
Грамматические нормы
|
|
5
|
1.5.
|
Интонационные нормы
|
|
3
|
1.6.
|
Орфографические нормы
|
|
5
|
1.7.
|
Пунктуационные нормы
|
|
5
|
2
|
Этический аспект культуры речи
|
7
|
7
|
2.1.
|
Речевой
этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и
речевой этикет.
|
|
2
|
2.2.
|
Языковые
средства выражения речевого этикета.
|
|
1
|
2.3.
|
Особенности
речевого этикета.
|
|
1
|
2.4.
|
Основные
речевые правила общения.
|
|
2
|
2.5.
|
Роль
невербальных средств
|
|
1
|
Всего
|
34
|
34
|
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
протокол заседания зам.директора
по УВР
методического объединения учителей «28»
августа 2014г.
от «28» августа 2014 г. № 1
________ П.В. Шелемех
_________ Е.П.Гадун
1. Содержание обучения
Нормативный аспект культуры речи. (27 ч)
Правильность
речи.
Правильность речи
как соответствие её нормам современного русского литературного языка. (1 ч)
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. (4ч.) Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы
современного литературного произношения: произношение безударных гласных
звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых
грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских
имён и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты
произношения и ударения
Лексические нормы. (4 ч)
Употребление слова
в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого
общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и
стилистических свойств. Молодежный сленг (крутой, клевый и т.п.) и
отношение к нему.
Грамматические нормы. (5 ч.)
Нормативное
употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу
согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе
словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование
сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными
членами, а также сложноподчинённых предложений. Синонимия грамматических форм и
их стилистические и смысловые различия.
Интонационные нормы. (3 ч)
Основные элементы
интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи.
Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Роль интонации в передаче
смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в речевом общении.
Орфографические нормы. (5 ч)
Разделы русской орфографии и основные принципы написания:
1) правописание
морфем;
2) слитные,
дефисные и раздельные написания;
3) употребление
прописных и строчных букв;
4)правила переноса
слов;
5)правила
грамматического сокращения слов.
Пунктуационные нормы. (5 ч)
Принципы русской
пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из
них:
1) знаки препинания
в конце предложений;
2) знаки препинания
внутри простого предложения;
3) знаки препинания
между частями сложного предложения;
4) знаки препинания
при передаче чужой речи;
5) знаки препинания
в связном тексте.
Абзац как
пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Этический аспект культуры речи. ( 7 ч)
Речевой
этикет как правила речевого общения. Речевой этикет как компонент культуры
речи. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.
Культура
диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя. (2ч.)
Языковые
средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости.
Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания
доброжелательности и взаимного уважения в разных ситуациях речевого общения.(1
ч)
Особенности
речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах
общения. (1 ч)
Основные
речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного.
Особенности речевого этикета при дистанционном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).
Основные
правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических
чатах Интернета.
Виды
коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.(2ч)
Роль
невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в
общении; их этикетная функция.( 1 ч.)
Муниципальное образование
Новокубанский район, п.Прогресс
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6
Согласовано
Заместитель директора
по УВР
_____________ Шелемех
П.В.
«28 » августа 2014
года
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по элективному курсу «Культура речи»
Класс
9
Учитель Гадун
Елена Петровна
Количество часов:
всего 34 часов ; в неделю 1 часа;
Планирование
составлено на основе рабочей программы 1 вида, утвержденной решением педсовета,
протокол № 1 от 30 августа 2014 г.
Учитель Гадун
Елена Петровна
№п/п
|
№ урока
|
Разделы, темы
|
Недели
|
Даты
проведения
|
ИИспользование уч.нагляд. и
лабораторн. оборудован.
|
|
|
Правильность речи (1ч)
|
|
1.
|
1
|
Правильность речи как соответствие её нормам
современного русского литературного языка
|
|
|
|
|
Орфоэпические нормы (4 ч)
|
|
2.
|
1
|
Орфоэпические (произносительные и
акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении Основные нормы современного
литературного произношения.
|
|
|
|
3.
|
2
|
Основные нормы современного литературного
произношения: произношение
безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение
некоторых грамматических форм.
|
|
|
|
4.
|
3
|
Особенности произношения иноязычных слов, а также
русских имён и отчеств.
|
|
|
|
5.
|
4
|
Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и
ударения. Практическая работа
|
|
|
|
|
Лексические нормы (4 ч)
|
|
6
|
1
|
Употребление слова в строгом соответствии с его
лексическим значением – важное условие речевого общения.
|
|
|
|
7
|
2
|
Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом
его значения и стилистических свойств.
|
|
|
|
8
|
3
|
Молодёжный сленг и отношение к нему.
|
|
|
|
9
|
4
|
Практическая работа.
|
|
|
|
|
Грамматические нормы (5ч)
|
|
10
|
1
|
Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний
по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в
составе словосочетаний.
|
|
|
|
11
|
2
|
Правильное построение предложений. Нормативное согласование
сказуемого с подлежащим.
|
|
|
|
12
|
3
|
Правильное построение предложений с обособленными членами, а
также сложноподчинённых предложений.
|
|
|
|
13
|
4
|
Синонимия грамматических форм и их стилистические и
смысловые различия
|
|
|
|
14
|
5
|
Практическая работа
|
|
|
|
|
Интонационные нормы (3ч)
|
|
15
|
1
|
Основные элементы интонации: логическое ударение,
пауза, мелодика, темп и тон речи.
|
|
|
|
16
|
2
|
Смыслоразличительная роль элементов интонации. Роль
интонации в передаче смысла речи и подтекста
|
|
|
|
17
|
3
|
Этикетная функция интонации в речевом общении.
Практическая работа
|
|
|
|
|
Орфографические нормы (5 ч)
|
|
18
|
1
|
Разделы русской орфографии и основные принципы написания:
правописание морфем;
|
|
|
|
19
|
2
|
Слитные, дефисные и раздельные написания.
|
|
|
|
20
|
3
|
Употребление прописных и строчных букв.
|
|
|
|
21
|
4
|
Правила переноса слов. Правила графического
сокращения слов.
|
|
|
|
22
|
5
|
Практическая работа..
|
|
|
|
|
Пунктуационные нормы (5 ч)
|
|
23
|
1
|
Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил,
включенных в каждый из них.
Знаки препинания в конце предложений.
|
|
|
|
24
|
2
|
Знаки препинания внутри простого предложения.
|
|
|
|
25
|
3
|
Знаки препинания между частями сложного предложения.
|
|
|
|
26
|
4
|
Знаки препинания при передаче чужой речи.
|
|
|
|
27
|
5
|
Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое
членение текста. Практическая работа
|
|
|
|
|
Этический
аспект культуры речи. (7 ч)
|
|
28
|
1
|
Речевой этикет как правила речевого общения. Речевой
этикет как компонент культуры речи. Культура поведения, культура речи и
речевой этикет.
|
|
|
|
29
|
2
|
Культура
диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя
|
|
|
|
30
|
3
|
Языковые средства выражения речевого этикета:
речевые стереотипы, формулы вежливости. Использование этикетных выражений для установления
контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в разных
ситуациях речевого общения
|
|
|
|
31
|
4
|
Особенности речевого этикета в официально-деловой,
научной и публицистической сферах общения
|
|
|
|
32
|
5
|
Основные речевые правила общения посредством
телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дистанционном общении (SMS-сообщения,
электронная почта, телефакс и др.).
|
|
|
|
33
|
6
|
Основные правила письменного общения в виртуальных
дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета. Виды коммуникативных неудач, вызванных
нарушением правил речевого этикета
|
|
|
|
34
|
7
|
Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в
общении; их этикетная функция. Практическая работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.