Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРабочая программа 1 вида по элективному курсу «Культура речи»

Рабочая программа 1 вида по элективному курсу «Культура речи»

Скачать материал

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6 п. Прогресс

муниципального образования Новокубанский район

 

 

                                                                                                             Утверждено  

                                                                                                решением педагогического совета

                                                                                                протокол  №  1

                                                                                                 от   « 30 »  августа  2014года

                                                                                                 председатель педсовета

                                                                                                  ____________ Заплава И.Н.

 

 

 

 

Рабочая программа 1 вида

 

по элективному курсу  «Культура речи»

 

Ступень обучения (класс) ) основное общее образование ,  9 класс

 

Количество часов: 34       Уровень базовый

 

Учитель      Гадун Елена Петровна

 

Программа разработана на основе   элективного курса «Культура речи» авторской  « Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы» С.И .Львовой

Москва «Мнемозина», 2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6 п.Прогресс

муниципального образования Новокубанский район

 

 

 

 

         Согласовано:

зам. директора по УВР

____________ Шелемех П.В.

«28»  августа  201 4 года

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

 

по элективному курсу «Культура речи»

Класс     9

 

Учитель  Гадун Елена Петровна

 

Количество часов:   всего _34  часа;      в неделю __1_ __час

 

Планирование составлено на основе  рабочей программы 1 вида,

утверждённой решением педагогического совета  протокол № 1

от 30.08.2014 г.

 

Учитель  Гадун Елена Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Пояснительная записка

      Рабочая программа  1 вида «Культура речи» разработана на основе   элективного курса «Культура речи» авторской  « Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы» С.И .Львовой, Москва «Мнемозина», 2009 г.  

       Программа элективного курса «Русская словесность» рассчитана на 34 часа и предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов, интересующихся русским языком и желающих изучить его углубленно.

          Данный курс направлен на совершенствование умения пользоваться  основными нормами русского литературного языка. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развивается такое качество речи, как правильность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

 Программа элективного курса способствует формированию профессионального интереса к лингвистике, научному анализу слова, знакомит с методами его исследования, отражает интегрирование учебных дисциплин.

 Содержание элективного курса   построено с учетом принципов научности, системности, последовательности и направлено на формирование коммуникативных и лингвистических компетенций, развитие умений и способов деятельности, необходимых в реальной жизни для решения практических задач.

 Система творческих практических заданий даёт возможность научить школьников свободно владеть русским литературным языком в разных ситуациях общения, излагать свои мысли в связной форме, что, в конечном итоге, позволит быть в будущем конкурентоспособным и востребованным специалистом на рынке труда.

      Последовательность расположения материала предполагает накопление опыта работы над словом и текстом, вырабатывает навыки самостоятельного анализа языковых единиц.

Программа курса имеет большое практическое значение: её средствами повышается культура речи, совершенствуются умения по стилистике, обогащается словарный запас учащихся. Занятия способствуют формированию у учащихся интереса к работе исследователя языка и вырабатывают профессиональный интерес к лингвистике.

Цель элективного курса:

развитие речевой культуры, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры;подготовка учащихся к ситуации выбора профиля дальнейшего обучения и приобретения навыков для будущей профессии;углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания, повышение общей языковой культуры школьников;формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

Задачи.

 Образовательные:

обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; привитие интереса к научному анализу слова, знакомство с методами исследования его;совершенствование работы над книгой и другими источниками знаний;предупреждение речевых и грамматических ошибок;

 

Развивающие:

развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи ;развитие способности критически относиться к услышанному.

 

Воспитательные:

формирование профессионального интереса к лингвистике; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языкуформирование социально активной личности

      Рабочая программа  1 вида «Культура речи» разработана на основе   элективного курса «Культура речи» авторской  « Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы» С.И .Львовой, Москва «Мнемозина», 2009 г. В авторской программе не указано распределения количества часов по темам, а имеется только общее количество часов в учебном году.

           Таблица тематического распределения количества часов

 

   № п/п

            

           Разделы, темы

        количество часов

авторская программа С.И. Львовой       

рабочая  программа

1.

 Нормативный аспект культуры речи

 

27

27

1.1.

Правильность речи

 

1

1.2.

Орфоэпические нормы

 

4

1.3.

Лексические нормы

 

4

1.4.

Грамматические нормы

 

5

1.5.

Интонационные нормы

 

3

1.6.

Орфографические нормы

 

5

1.7.

Пунктуационные нормы

 

5

2

Этический аспект культуры речи

 

7

7

2.1.

Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

 

2

2.2.

Языковые средства выражения речевого этикета.

 

1

2.3.

Особенности речевого этикета.

 

1

2.4.

Основные речевые правила общения.

 

2

2.5.

Роль невербальных средств

 

1

                                                                Всего

34

34

  

 

                                                                                                                 СОГЛАСОВАНО                                                                                               СОГЛАСОВАНО

протокол заседания                                                                 зам.директора по УВР

методического объединения учителей                                   «28» августа  2014г.

от «28» августа 2014 г. №  1                                                     ________ П.В. Шелемех

_________  Е.П.Гадун

 

 

1.     Содержание обучения

 

Нормативный аспект культуры речи. (27 ч)

       Правильность речи.

Правильность речи как соответствие её нормам современного русского литературного языка. (1 ч)

      Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. (4ч.) Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения

          Лексические нормы. (4 ч)

Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистических свойств. Молодежный сленг (крутой, клевый и т.п.) и отношение к нему.

        Грамматические нормы. (5 ч.)

Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложноподчинённых предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия.

        Интонационные нормы. (3 ч)

Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в речевом общении.

       Орфографические нормы. (5 ч)

 Разделы русской орфографии и основные принципы написания:

 1) правописание морфем;

 2) слитные, дефисные и раздельные написания;

 3) употребление прописных и строчных букв;

 4)правила переноса слов;

 5)правила грамматического сокращения слов.

     Пунктуационные нормы. (5 ч)

Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них:

1) знаки препинания в конце предложений;

2) знаки препинания внутри простого предложения;

3) знаки препинания между частями сложного предложения;

4) знаки препинания при передаче чужой речи;

5) знаки препинания в связном тексте.

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

 

Этический аспект культуры речи. ( 7 ч)

Речевой этикет как правила речевого общения. Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя. (2ч.)

Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в разных ситуациях речевого общения.(1 ч)

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. (1 ч)

Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дистанционном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.  

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.(2ч)

Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция.( 1 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное образование Новокубанский район, п.Прогресс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

 

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________ Шелемех П.В.

«28 »  августа 2014 года

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

 

по элективному курсу «Культура речи»

Класс     9

 

Учитель   Гадун Елена Петровна

Количество часов: всего 34  часов ; в неделю 1  часа;

 

Планирование составлено на основе рабочей программы 1 вида, утвержденной решением педсовета, протокол № 1  от  30   августа 2014 г.

 

Учитель   Гадун Елена Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№п/п

№ урока

Разделы, темы

 

 

Недели

Даты

проведения

ИИспользование уч.нагляд. и лабораторн. оборудован.

 

 

Правильность речи (1ч)

 

1.

1

Правильность речи как соответствие её нормам современного русского литературного языка

 

 

 

 

Орфоэпические нормы (4 ч)

 

2.

1

      Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении Основные нормы современного литературного произношения.

 

 

 

3.

2

Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм.

 

 

 

4.

3

Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и отчеств.

 

 

 

5.

4

Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Практическая работа

 

 

 

 

Лексические нормы (4 ч)

 

6

1

Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.

 

 

 

7

2

Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистических свойств.

 

 

 

8

3

Молодёжный сленг и отношение к нему.

 

 

 

9

4

Практическая работа.

 

 

 

 

Грамматические нормы (5ч)

 

10

1

Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

 

 

 

11

2

  Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим.

 

 

 

12

3

 Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложноподчинённых предложений.

 

 

 

13

4

Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия

 

 

 

14

5

Практическая работа

 

 

 

 

Интонационные нормы (3ч)

 

15

1

Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи.

 

 

 

16

2

Смыслоразличительная роль элементов интонации. Роль  интонации в передаче смысла речи и подтекста

 

 

 

17

3

Этикетная функция интонации в речевом общении. Практическая работа

 

 

 

 

Орфографические нормы (5 ч)

 

18

1

Разделы русской орфографии и основные принципы написания: правописание морфем;

 

 

 

19

2

Слитные, дефисные и раздельные написания.

 

 

 

20

3

Употребление прописных и строчных букв.

 

 

 

21

4

Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов.

 

 

 

22

5

Практическая работа..

 

 

 

 

Пунктуационные нормы (5 ч)

 

23

1

Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них.

Знаки препинания в конце предложений.

 

 

 

24

2

Знаки препинания внутри простого предложения.

 

 

 

25

3

Знаки препинания между частями сложного предложения.

 

 

 

26

4

Знаки препинания при передаче чужой речи.

 

 

 

27

5

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Практическая работа

 

 

 

 

 Этический аспект культуры речи. (7 ч)

 

 

28

1

Речевой этикет как правила речевого общения. Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

 

 

 

29

2

 Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя

 

 

 

30

3

Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в разных ситуациях речевого общения

 

 

 

31

4

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения

 

 

 

32

5

Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дистанционном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).

 

 

 

33

6

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.  Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета

 

 

 

34

7

Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения,  язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция. Практическая работа

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа 1 вида по элективному курсу «Культура речи»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Администратор баз данных

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

1.     Пояснительная записка

      Рабочая программа  1 вида «Культура речи»разработана на основе   элективного курса «Культура речи» авторской  « Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы» С.И .Львовой, Москва «Мнемозина», 2009 г. 

       Программа элективного курса «Русская словесность» рассчитана на 34 часа и предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов, интересующихся русским языком и желающих изучить его углубленно.

 

          Данный курс направлен на совершенствование умения пользоваться  основными нормами русского литературного языка. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развивается такое качество речи, как правильность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 556 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 668
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 310
    • DOCX 34.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гадун Елена Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гадун Елена Петровна
    Гадун Елена Петровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10402
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 229 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Мини-курс

Особенности психологической помощи детям

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 606 человек из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками: применение туристических приемов для эффективного обучения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология семейных отношений: понимание, следствия и решения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 16 человек