Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которых
разработано тематическое планирование:
·
закон РФ
«Об образовании» (ст.9, п.6; ст.32, п.2, пп.7);
·
Федеральный
компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом
Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
·
примерная
программа среднего (полного)
общего образования по физике, профильный уровень, X-XI классы, рекомендованная Министерством образования и науки РФ. 2008 г.;
·
Федеральный
перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию, на 2011/2012 учебный год. Утвержден приказом Минобразования РФ №
2080 от 24.12.2010 г
Программа
составлена на базе Примерной программы среднего (полного) общего образования физике (профильный уровень) и
авторской программы Л.Э.Генденштейна с УМК. Данный учебно-методический комплект предназначен для преподавания физики в
10-11 классах с углубленным изучением
предмета. В учебниках на современном уровне и с учетом новейших достижений
науки изложены основные разделы физики. Особое внимание уделяется
изложению фундаментальных и наиболее сложных вопросов школьной программы.
Программа разработана с таким расчетом, чтобы обучающиеся приобрели достаточно
глубокие знания физики и в вузе смогли посвятить больше времени профессиональной подготовке по выбранной специальности.
Высокая плотность подачи материала позволила авторам изложить обширный
материал качественно и логично. Значительное количество времена отводится на
решение физических задач и лабораторные практикумы.
Учебно-методический комплект
1.
«Физика базовый
и углубленный уровни». Л.Э. Генденштейн, Ю.И.Дик, М., Мнемозина, 2014
2.
УМК «Физика
-10». Генденштейн и др. Учебник для 10 кл, 2-е издание,
3.
УМК
«Физика-10». Генденштейн и др. Тетрадь для лаб. работ
4.
УМК
«Физика-10». Кирик ЛА, . Методические материалы , 2 –е издание
5.
УМК
«Физика-10». Кирик ЛА, и др.. Сб.заданий и самостоятельных работ, 2-е издание
6.
Авдеева А.
В. Методические рекомендации по использованию учебников под редакцией Г. Я.
Мякишева «Механика.10 класс», «Молекулярная физика. Термодинамика. 10 класс»,
«Электродинамика. 10-11 класс», «Оптика. Квантовая физика.11 класс» при
изучении физики на профильном уровне. -М.: Дрофа, 2008.
7.
Парфентьева
Н.А. Сборник задач по физике: базовый и профильный уровни: для 10-11кл. общеобразоват.
учреждений. – М.: Просвещение, 2007
8.
Гольдфарб Н.
И. Физика. Задачник. 10-11классы. - М.: Дрофа, 2007.
9.
Дик Ю. И. и
др. Физика. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.:
Дрофа, 2005.
(В календарно-тематическом планировании приведена
лекционно-семинарская система занятий)
Курс физики для
углубленного изучения отводит на 10-11 классы 340 часов, из расчета 5 учебных
часов в неделю
Цели изучения физики: освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе
современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области
физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;
методах научного познания природы;
·
овладение
умениями проводить
наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по
физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;
практического использования физических знаний; оценивать достоверность
естественнонаучной информации;
·
развитие
познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения
знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и
современных информационных технологий;
·
воспитание
убежденности
в возможности познания законов природы; использования достижений физики на
благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в
процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению
оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к
морально-этической оценке использования научных достижений, чувства
ответственности за защиту окружающей среды;
·
использование
приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни,
обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и
охраны окружающей среды.
На уроках физики для достижения
хорошего качества знаний применяются различные технологии обучения:
·
проблемное
обучение (учащиеся приходят к необходимому утверждению или выводу при решении
проблемной задачи);
·
дифференцированное
обучение (при изучении, закреплении, проверке материала, учащимся
предлагаются разноуровневые задания);
·
опережающее
обучение (учащиеся сообщают сведения из разделов, изучающихся позже);
·
личностно - ориентированное обучение (отбор учебного материала с
учетом возрастных, психологических, физиологических особенностей учащихся, их
общего развития и подготовки).
Общеучебные умения и навыки, способы
деятельности учащихся:
Примерная программа предусматривает
формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего
образования являются:
Познавательная деятельность:
·
использование
для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение,
измерение, эксперимент, моделирование;
·
формирование
умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы,
теории;
·
овладение
адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
·
приобретение
опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
o владение монологической и
диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и
признавать право на иное мнение;
o использование для решения
познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
·
владение
навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные
результаты своих действий:
·
организация
учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального
соотношения цели и средств.
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса
«Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников»,
который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию
деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися
интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями,
необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем
мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает
требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится
учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий,
физических величин и законов.
Рубрика «Уметь» включает требования,
основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел, отличать гипотезы от
научных теорий, делать выводы на основании экспериментальных данных, приводить
примеры практического использования полученных знаний, воспринимать и
самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете,
научно-популярных статьях.
В рубрике «Использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»
представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на
решение разнообразных жизненных задач.
Изучение курса физики в 10 классе структурировано на основе физических
теорий следующим образом: механика, молекулярная физика, электродинамика.
Ознакомление учащихся с разделом «Физика и методы научного познания»
предполагается проводить при изучении всех разделов курса.
Программой предусмотрено изучение разделов:
1. Физика
и научный метод познания 5
часов
2. Механика 76
час
2.1 Кинематика 21
часов
2.2 Динамика 34
часов
2.3 Законы сохранения в механике 21
часов
3. Молекулярная
физика и термодинамика 55
часа
3.1 Молекулярная физика 30
часов
3.2 Термодинамика 25
часов
4. Электростатика 27
часов
4.1 Электрические взаимодействия 4
часа
4.2 Свойства электрического поля 23
часов
5. Подведение
итогов учебного года 1
час
6. Резерв
учебного времени 6
часов
По программе учащиеся
должны выполнить 6 контрольных работ и 9 лабораторных работ.
Календарно-тематическое планирование
10 класс (170 часов-5 часов в неделю)
Календарно-тематическое планирование 10 класс, 5
часа в неделю, Л.Э.Генденштейн
|
|
Физика и научный метод познания (5 ч)
|
|
1
|
Физика и научный
метод познания.
|
§ 1
(пп.1-2) введение.
|
2
|
Применение
физических открытий.
|
§ 2
(п.3) введение.
|
3
|
Повторение понятия
вектора
|
|
4
|
Повторения :
действия с векторами
|
|
5
|
Решения задач
|
|
|
Механика (76 ч)
1. Кинематика (21 ч)
|
|
6
|
Система отсчета,
траектория, путь и перемещение.
|
§ 1,№ 1.15;1.19;1.22;1.28.
|
7
|
Скорость.
Прямолинейное равномерное движение.
|
§ 2,№ 2.9;2.19;2.21;2.25.
|
8
|
Действия с
векторными величинами.
|
§9
|
9
|
Сложение скоростей
|
§9
|
10
|
Переход в другую
систему отсчёта
|
§9
|
11
|
Ускорение.
Прямолинейное равноускоренное движение.
|
§ 3,№ 3.8;3.25;3.28;3.31.
Л/работа №1.
|
12
|
Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения
тела при
равноускоренном движении».
|
№ 3.21;3.42;3.46;3.50.
|
13
|
График зависимости скорости от времени
|
§5
|
14
|
Средняя
скорость
|
§10
|
15
|
Свободное
падения тел
|
§7
|
16
|
Криволинейное
движение.
|
§ 4,№ 4.12;4.20; 4.27;4.33.
Л/работа № 2.
|
17
|
Лабораторная работа №2 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально».
|
№ 4.15;4.23;4.29; 4.39.
|
18
|
Угловая
скорость
|
§8
|
19
|
Катящееся
колясо
|
§8
|
20
|
Движения
тела, брошенного горизонтально
|
§11
|
21
|
Решение задач.
|
§ 5.Повторить§ 1-3,№ 3.9;
3.27;4.21;4.38.
|
22
|
Обобщающий урок
по теме «Кинематика».
|
Повторить§ 4-5
|
23
|
Движения тела,
брошенного под углом к горизонту
|
§11
|
24
|
Относительное
движение брошенных тел
|
§12
|
25
|
Отскок мяча от
наклонной плоскости
|
§12
|
26
|
Контрольная
работа №1 «Кинематика».
|
|
|
2. Динамика (34 ч)
|
|
27
|
Закон инерции —
первый закон Ньютона. Место человека во Вселенной.
|
§ 6,7; № 5.1, 5.3.
|
28
|
Явление инерции.
|
§6.2
|
29
|
Инерциальная
система отсчета.
|
§6.3
|
30
|
Плотность планеты.
|
§18
|
31
|
Силы в механике.
Сила упругости.
|
§ 8.Лабораторная работа № 3,№ 7.18,7.19, 7.22.
|
32
|
Лабораторная работа № 3 «Определение жесткости пружины».
|
№ 7.16,7.21, 7.23,7.41.
|
33
|
Системы
мира.
|
§7
|
34
|
Закон
Гука.
|
§8.3
|
35
|
Тело
на наклонной плоскости.
|
§19
|
36
|
Второй закон
Ньютона.
|
§ 9; № 5.15,5.26, 5.27
|
37
|
Взаимодействие
двух тел. Третий закон Ньютона.
|
§ 10; № 5.2,5.9, 5.28,5.29.
|
38
|
Примеры применения
второго закона Ньютона.
|
§9.2
|
39
|
Примеры применения
третьего закона Ньютона.
|
§10.2
|
40
|
Решение задач.
|
|
41
|
Всемирное
тяготение.
|
§ 11; № 6.8, 6.16, 6.19
|
42
|
Движение под
действием сил всемирного тяготения.
|
§ 12;№ 6.5,6.27, 6.29,6.37.
|
43
|
Движение по
горизонтали.
|
§20.1
|
44
|
Движение по
вертикали.
|
§20.2
|
45
|
Конический маятник.
|
§21.2
|
46
|
Вес и
невесомость.
|
§ 13;№ 7.14,7.27, 7.35
|
47
|
Силы трения.
|
§ 14;№ 8.11,8.22, 8.28
|
48
|
Движение тел в
одном направлении.
|
§23.1
|
49
|
Движение тел в
различных направлениях.
|
§23.2
|
50
|
Движение тел
относительно друг друга.
|
§24
|
51
|
Решение задач.
|
§ 15.Лабораторная работа № 4,№ 8.37,9.11, 9.16.
|
52
|
Лабораторная работа № 4 «Определение коэффициента трения скольжения».
|
Повторить§ 6-9;№ 9.10,
9.17, 9.19,9.26.
|
53
|
Поворот
транспорта.
|
§21.1
|
54
|
Учет
трения со стороны внешних тел.
|
§23.1
|
55
|
Учет
трения между телами системы.
|
§24.1
|
56
|
Обобщающий урок
по теме «Динамика».
|
Повторить§ 10-15;
|
57
|
Контрольная
работа №2. «Динамика».
|
|
58
|
Итоги контрольной
работы.
|
|
59
|
Тело на гладкой
наклонной плоскости.
|
§19.1
|
60
|
Условие покоя тела
на наклонной плоскости.
|
§19.2
|
|
3. Законы сохранения в механике (21 часов)
|
|
61
|
Импульс. Закон
сохранения импульса.
|
§ 16;№ 10.12,10.22, 10.25
|
62
|
Реактивное
движение. Освоение космоса.
|
§ 17;№ 10.8,10.17, 10.24
|
63
|
Импульс силы.
|
§25.3
|
64
|
Удары, выстрелы.
|
§26.3
|
65
|
Решение задач.
|
|
66
|
Механическая
работа. Работа сил тяжести, упругости и трения.
|
§ 18 (п.1);№ 11.10,11.11, 11.16,11.46.
|
67
|
Мощность. Решение задач.
|
§ 18 (п.2);№ 11.12,11.20, 11.21,11.43.
|
68
|
Разрыв летящего
снаряда.
|
§32.1
|
69
|
Упругие
столкновения.
|
§32.2
|
70
|
Неупругие
столкновения.
|
§32.3
|
71
|
Энергия. Закон
сохранения механической энергии.
|
§ 19;№ 11.6,11.26,11.28
|
72
|
Решение задач.
|
§ 20.Лабораторная работа № 5,№ 11.32,11.40.
|
73
|
Соскальзывание с
полусферы.
|
§33.3
|
74
|
Гладкая горка и
шайба.
|
§34.1
|
75
|
Система с пружиной.
|
§34.2
|
76
|
Лабораторная работа № 5 «Изучение закона сохранения механической энергии».
|
Повторить§16-17,№ 11.13,11.23,11.25, 11.34.
|
77
|
Обобщающий урок
по теме «Законы сохранения в механике».
|
Повторить
§18-20;
|
78
|
Кинетическая
энергия.
|
§29.1
|
79
|
Потенциальная
энергия.
|
§30.1
|
80
|
Энергия поднятого
груза.
|
§30.2
|
81
|
Контрольная
работа №3. «Законы сохранения в механике».
|
|
|
- Механические колебания и волны
(Изучается в ознакомительном плане и при подготовке
к ЕГЭ.)
|
|
|
Молекулярная физика и термодинамика (55 ч)
5. Молекулярная физика (30 ч)
|
|
82
|
Молекулярно-кинетическая
теория.
|
§ 24;№ 14.6,14.7,14.8
|
83
|
Условия равновесия
тела.
|
§35
|
84
|
Применение условий
равновесия тела.
|
§36
|
85
|
Гидростатика.
|
§37
|
86
|
Количество
вещества. Постоянная Авогадро.
Решение
задач.
|
§ 25; № 14.23,
14.32, 14.36,14.54.
|
87
|
Температура.
|
§ 26;№ 15.3, 15.12, 15.15
|
88
|
Основные положения
МКТ
|
§ 38.1
|
89
|
Основная задача МКТ
|
§ 38.2
|
90
|
Агрегатные
состояния вещества.
|
§ 38.3
|
91
|
Газовые законы.
|
§ 27;№ 15.19,15.31, 15.41
|
92
|
Решение
задач.
|
Лабораторная работа № 6;№ 15.27,15.43, 15.47.
|
93
|
Уравнение
Клайперона
|
§ 39.4
|
94
|
Адиабатный
процесс
|
§ 47.1
|
95
|
Циклический
процесс.
|
§ 47.2
|
96
|
Лабораторная работа № 6 «Опытная проверка закона Бойля-Мариотта».
|
Лабораторная работа № 7;№ 15.40,15.44, 15.50.
|
97
|
Лабораторная работа № 7 «Проверка уравнения состояния идеального газа».
|
№ 15.25,15.30, 15.32,
15.68.
|
98
|
Учет
гидростатического давления.
|
§ 46.1
|
99
|
Два
газа в цилиндре
|
§ 46.2
|
100
|
Подъемная
сила шара.
|
§ 46.3
|
101
|
Температура и
средняя кинетическая энергия молекул.
|
§ 28; № 16.9,16.18, 16.23
|
102
|
Решение задач.
|
§ 29;№ 15.26,15.49, 15.71
|
103
|
Насыщенный пар.
|
§44.2
|
104
|
Зависимость
давления от температуры.
|
§44.3
|
105
|
Кипение.
|
§44.4
|
106
|
Состояния
вещества.
|
§ 30;№ 17.4,17.19, 17.29
|
107
|
Обобщающий урок
по теме «Молекулярная физика».
|
Повторить §24-30;
|
108
|
Относительная
влажность.
|
§45.1
|
109
|
Точка росы.
|
§45.3
|
110
|
Измерение
влажности.
|
§45.4
|
111
|
Контрольная
работа №4. «Молекулярная физика».
|
|
|
6. Термодинамика (25 ч)
|
|
112
|
Внутренняя
энергия. Способы изменения вн. энергии.
|
§ 31 (п.1);№ 18.13,18.17,
|
113
|
Скорости молекул.
|
§41.3
|
114
|
Средняя
кинетическая энергия молекул.
|
§41.2
|
115
|
Решение задач.
|
|
116
|
Первый закон
термодинамики.
|
§ 31(п.2);№ 18.22,18.24, 18.32,18.36.
|
117
|
Тепловые
двигатели.
|
§ 32;№ 19.8,19.15, 19.19,
|
118
|
Холодильники.
|
§32.1
|
119
|
Кондиционеры.
|
§32.2
|
120
|
Решение задач.
|
|
121
|
Второй закон
термодинамики. Охрана окр. среды.
|
§ 33;№ 19.5,19.22, 19.30.
|
122
|
Решение задач.
|
§ 34;№ 18.21,18.38, 18.47,
|
123
|
Уравнение теплового
баланса.
|
§48.1
|
124
|
Уравнение теплового
баланса без фазовых переходов.
|
§48.2
|
125
|
Решение задач.
|
|
126
|
Фазовые
переходы.
|
§ 35.Лабораторная работа № 8;№ 20.19,20.39, 20.47.
|
127
|
Л/р № 8
«Измерение относительной влажности воздуха».
|
Повторить §31-32.
Л/р№9;№18.23,18.44,18.52
|
128
|
Уравнение теплового
баланса при фазовых переходах.
|
§48.3
|
129
|
Расчет КПД цикла.
|
§43.3
|
130
|
Экологический
кризис.
|
§45.5
|
131
|
Лабораторная
работа № 9 «Определение коэффициента поверхностного натяжения».
|
§33-35;№19.21,20.22, 20.33.
|
132
|
Обобщающий урок
по теме «Термодинамика».
|
Повторить§31-35;
|
133
|
Энергетический
кризис.
|
§43.5
|
134
|
Испарение и
конденсация.
|
§44.1
|
135
|
Решение задач.
|
|
136
|
Контрольная
работа №5. «Термодинамика».
|
|
|
Электростатика (27 ч)
|
|
137
|
Природа
электричества.
|
§ 37;№ 21.13,21.23, 21.26,
|
138
|
Роль электрических
взаимодействий.
|
§36.2
|
139
|
Носители
электрического заряда.
|
§49.2
|
140
|
Закон Кулона.
|
§37.1
|
141
|
Электрическое
поле. Взаимодействие электрических зарядов.
|
§ 38;№ 22.17,22.26, 22.28
|
142
|
Напряженность
электрического поля.
|
Повторить§ 36-38.
|
143
|
Линии
напряженности.
|
§38.2
|
144
|
Проводники и
диэлектрики.
|
§49.3
|
145
|
Электризация тел.
|
§49.4
|
146
|
Решение задач.
|
§ 39;№ 22.10,22.38, 22.39,
|
147
|
Проводники и
диэлектрики в электростатическом поле.
|
§ 40;№ 23.16,23.21, 23.37
|
148
|
Опыты с
электрометром.
|
§50.1
|
149
|
Элементарный
электрический заряд.
|
§50.3
|
150
|
Решение задач.
|
|
151
|
Потенциал и
разность потенциалов.
|
§ 41;№ 23.25,23.47, 23.49
|
152
|
Электроемкость.
Энергия электрического поля.
|
№ 21.32,22.35, 22.41,23.42.
|
153
|
Энергия заряженного
конденсатора.
|
§54.2
|
154
|
Равновесие зарядов.
|
§55.1
|
155
|
Поле системы
зарядом.
|
§55.2
|
156
|
Решение задач.
|
Повторить §36-41.
|
157
|
Обобщающий урок
по теме «Электростатика».
|
|
158
|
Движение вдоль
линий напряженности.
|
§56.1
|
159
|
Движение частицы в
конденсаторе.
|
§56.2
|
160
|
Движение тела в
электрическом поле.
|
§56.3
|
161
|
Контрольная
работа №6. «Электростатика».
|
|
162
|
Разность
потенциалов.
|
§40.2
|
163
|
Отчего бывают
грозы.
|
§40.4
|
164
|
Итоговый урок.
Решение задач.
|
|
165
|
Резерв учебного
времени
|
|
166
|
Резерв учебного
времени
|
|
167
|
Резерв учебного
времени
|
|
168
|
Резерв учебного
времени
|
|
169
|
Резерв учебного
времени
|
|
170
|
Резерв учебного
времени
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.