Главная / Физика / Рабочая программа. Элективный курс: "Измерения и измерительные приборы"

Рабочая программа. Элективный курс: "Измерения и измерительные приборы"



Элективный курс

Измерительные приборы и измерения

Пояснительная записка

Курс предназначен для учащихся 9 классов, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. В объёме 17 часов (0,5 часа в неделю весь учебный год или 1 час в неделю одно полугодие). Из них:

  • лекционных – 4 часов;

  • семинарских занятий – 2 часа;

  • практических занятий – 10 часов;

  • конференция – 1 час.

Программа курса охватывает три темы: механика, молекулярная физика, электродинамика (законы постоянного тока).

Курс построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики в основной школе, дает возможность более глубоко познакомиться с методами измерения физических величин, изучить принцип действия различных измерительных приборов, в том числе знакомство с современными цифровыми, приобрести умения практического использования измерительных приборов, обработки и анализа полученных результатов.

Цель данного курса: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора профиля дальнейшего обучения.

Задачами данного курса являются:

  • Реализация учениками интереса к предмету.

  • Создание условий по самоопределению учащихся при выборе профиля.

  • Формирование навыков исследовательской деятельности.

  • Формирование умений работать с различными измерительными приборами.

Основным видом деятельности учащихся является исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, выдвижение гипотез, построение объясняющих моделей, экспериментирование, математическая обработка данных, анализ информационных источников, а также предполагает использование коммуникативных умений (умение работать в группе, культуру ведения дискуссии, презентации результатов и т.д.).

Главной особенностью данного курса является то, что при проведении экспериментальной части учащиеся используют не только стандартное оборудование кабинета физики, но и современные цифровые измерительные приборы. Целью каждой работы с использованием современной измерительной техники является не только проведение исследований зависимостей одних физических величин от других, но и сравнение результатов измерений, полученных с помощью различных измерительных приборов.

В теоретическую часть курса включены вопросы по изучению устройства и принципа работы современных цифровых измерительных приборов. Учащиеся знакомятся с типами датчиков и регистрирующих приборов, способами обработки и отображения информации. Изучаются стандартные блок-схемы измерительных устройств в различных отраслях и применение (в физике, астрономии, метеорологии, биологии и медицине).

Результатом обучения служит формирование навыков исследовательской деятельности, умений:

    • выстроить план исследования,

    • объяснять физические явления с опорой на выбранную модель,

    • составлять отчет о проведённом исследовании, с учётом вычисления погрешностей измерений,

    • построения таблиц и графиков исследуемых зависимостей,

    • предлагать и проводить наблюдения, измерения, эксперименты, позволяющие выявить характеристики явлений, проверить и скорректировать рабочую модель.

Итогом работы является конференция по результатам проведённых исследований.

Курс направлен на решение задач, с которыми ученики встречаются в повседневной жизни, на формирование уверенности в своих знаниях и способностях успешного взаимодействия с предметами окружающего мира и разнообразными техническими устройствами.

Основное содержание курса

Измерение физических величин (3 часа)

Физические величины и их измерение. Единицы и эталоны величин. Международная система единиц СИ. Абсолютные и относительные погрешности прямых измерений. Классификации измерительных приборов. Цифровые измерительные приборы и их принцип действия. Инструментальные и отсчетные погрешности. Классы приборов. Границы систематических погрешностей и способы их оценки. Случайные погрешности измерений и оценка их границ.

Этапы планирования и выполнения эксперимента. Техника безопасности при проведении эксперимента. Выбор метода измерений и измерительных приборов. Запись результатов измерений. Таблицы и графики. Обработка результатов измерений. Сравнение полученных результатов.

Измерения расстояния и времени. Методы измерения тепловых величин. Методы измерения электрических величин.

Лабораторные работы:

1. Измерение размеров малых тел. Измерение площади и объёмов тел.
2. Исследование зависимости силы трения от веса тела.
3. Измерение ускорения свободного падения тел.
4. Исследование видов действия тока.
5. Исследование термопары. Градуирование термопары.
6. Измерение КПД нагревательной установки.
7. Расширение предела измерений амперметра. 8. Расширение предела измерений вольтметра.

Физические измерения в повседневной жизни (1 час)

Измерение массы тел. Измерение температуры. Влажность воздуха и способы ее измерения. Измерение атмосферного давления. Измерение артериального давления. Бытовые электроприборы.

Лабораторные работы:

1. Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий и измерение влажности воздуха различными способами.
2. Измерение артериального давления.


Резерв времени – 1 час.

Формы организации обучения и контроля достижений учащихся

При организации работы необходимо начать с теоретических занятий, сначала лекционных. Затем необходимо перейти на активное использование методов проблемного обучения, таких, как эвристическая беседа и проблемно-поисковая беседа. Использование этих методов позволяет активно включать учащихся в обсуждение выдвигаемых проблем, гипотез, задач, которые предлагает как учитель, так и сами ученики. Использование таких методов позволяет ученикам активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов, учит культуре общения, умениям высказывать и отстаивать свою точку зрения, обосновывать высказанные утверждения и т.д.

На практических занятиях работа должна быть организована от простого к сложному. При выполнении лабораторных работ учащиеся смогут приобрести умения и навыки планировать физический эксперимент в соответствии с поставленной задачей, научиться выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент, обрабатывать и сравнивать полученные результаты. Сначала ученикам необходимо придерживаться предлагаемого описания проведения лабораторной работы, а впоследствии они должны сами научиться планировать собственную экспериментальную деятельность.

Текущий контроль собственных достижений учащихся организуется при проведении семинаров в конце выполнения работ определённой темы. На таком занятии учащимся предоставляется право публично доложить о результатах проведённых исследований, сравнить свои результаты с другими, полученными “коллегами” после проведения аналогичных исследований, обсудить их. При проведении таких занятий учащиеся получают первичные навыки выступлений перед аудиторией, научаются задавать вопросы и отвечать на них, отстаивать свои результаты, доказывать собственную позицию и т. д.

Последние две работы учащиеся выполняют самостоятельно или в малых группах по 2–3 человека, по своему желанию выбирая электрический прибор и автоматическое устройство, которое они будут моделировать. Для организации такой работы можно использовать элементы метода проектов.

Результаты 7 и 8 работ представляются учащимися на обсуждение перед всеми во время проведения итоговой аттестации, которая проходит в форме конференции.



Тематическое планирование


п.п.

Тема

Форма проведения

Количество часов

Измерения, единицы СИ

Лекция

1

Датчики

Лекция

1

Датчики генераторные

Лекция

1

Регистрирующие приборы

Лекция

1

Измерения в физике, астрономии, метеорологии

Семинар

1

Измерения в биологии, медицине, быту

Семинар

1

Практикум

Лабораторная работа

10

Конференция


1



ЛИТЕРАТУРА для учителя:

  1. Физическая лаборатория: Учебное пособие для учителей и учащихся. Вып. 1. Механика / Под ред. А. Б. Долицкого, Е. Ю. Заславской. – М.: МИРОС, 1997. – 128 с.: ил.

  2. Долицкий А. Б., Заславская Е. Ю., Пустовалов Г.Е. Физическая лаборатория: Учебное пособие для учителей и учащихся. Вып. 2. Тепловые явления. Электродинамика. / Под ред. А. Б. Долицкого, Е. Ю. Заславской. – М.: МИРОС, 1997. – 160 с.: ил.

  3. Долицкий А. Б., Заславская Е. Ю., Пустовалов Г. Е. Физическая лаборатория: Учебное пособие для учителей и учащихся. Вып. 3. Вращение твёрдого тела. Колебания волны. – М.: МИРОС, 1997. – 80 с.: ил.

  4. Кабардина С. И. Измерение физических величин. Элективный курс: Методическое пособие / С. И. Кабардина, Н. И. Шефер.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 136., ил.

  5. Кабардина С. И. Измерение физических величин. Элективный курс: Учебное пособие / С. И .Кабардина, Н. И. Шефер. Под ред. О. Ф. Кабардина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 151., ил.

  6. Марущак С. В. Принцип действия современных измерительных приборов / С .В. Марущак. – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2005. – 60 с. – (Библиотечка творческих идей: Физика. Вып. № 61.).

  7. Никифоров В.Г. Погрешности измерений при выполнении лабораторных работ по физике. 7–11 кл. – М.: Дрофа, 2004. – 112 с.: ил. – (Библиотека учителя).

  8. Балашов Б. Б. Физика: Проб. Учеб. для 7 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1994. – 224 с.: ил.

  9. Объедков Е. С. Физическая микролаборатория / Е. С. Объедков, О. А. Поваляев. – М.: Просвещение. – 2001. – 112 с. – (Библиотека учителя физики).

  10. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики: Дидакт. материал: 9–11 кл. / Ю. И. Дик, О. Ф. Кабардин, В.А.Орлов и др.; Под ред. Ю. И. Дика, О. Ф. Кабардина. – М.: Просвещение, 1993. – 208 с.: ил.

  11. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики: 10–11 кл. / Ю.И.Дик, О. Ф. Кабардин, В.А.Орлов и др.; Под ред. Ю.И.Дика, О. Ф. Кабардина.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2002. – 157 с.: ил.

Литература для учащихся:

  1. Физическая лаборатория: Учебное пособие для учителей и учащихся. Вып. 1. Механика / Под ред. А. Б. Долицкого, Е. Ю. Заславской. – М.: МИРОС, 1997. – 128 с.: ил.

  2. Долицкий А. Б., Заславская Е. Ю., Пустовалов Г.Е. Физическая лаборатория: Учебное пособие для учителей и учащихся. Вып. 2. Тепловые явления. Электродинамика. / Под ред. А. Б. Долицкого, Е. Ю. Заславской. – М.: МИРОС, 1997. – 160 с.: ил.

  3. Долицкий А. Б., Заславская Е. Ю., Пустовалов Г.Е. Физическая лаборатория: Учебное пособие для учителей и учащихся. Вып. 3. Вращение твёрдого тела. Колебания волны. – М.: МИРОС, 1997. – 80 с.: ил.

  4. Кабардина С. И. Измерение физических величин. Элективный курс: Учебное пособие / С.И. Кабардина, Н. И. Шефер. Под ред. О. Ф. Кабардина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 151., ил.

  5. Марущак С. В. Принцип действия современных измерительных приборов / С. В. Марущак. – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2005. – 60 с. – (Библиотечка творческих идей: Физика. Вып. № 61.).

  6. Резников З.М. Прикладная физика: Учебное пособие для учащихся по факультатив. курсу: 10 кл. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.: ил.

  7. Шилов В. Ф. Тетрадь для лабораторных работ по физике для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.– 62 с.: ил.

  8. Шилов В. Ф. Тетрадь для лабораторных работ по физике для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.– 80 с.: ил.





Рабочая программа. Элективный курс: "Измерения и измерительные приборы"
  • Физика
Описание:

Элективный курс

  Измерительные приборы и измерения

Пояснительная записка

   Курс предназначен для учащихся 9 классов, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. В объёме 17 часов (0,5 часа в неделю весь учебный год или 1 час в неделю одно полугодие). Из них:

·         лекционных – 4 часов;

·         семинарских занятий – 2 часа;

·         практических занятий – 10 часов;

·         конференция  – 1 час.

     Программа курса охватывает три темы: механика, молекулярная физика, электродинамика (законы постоянного тока).

     Курс построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики в основной школе, дает возможность более глубоко познакомиться с методами измерения физических величин, изучить принцип действия различных измерительных приборов, в том числе знакомство с современными цифровыми, приобрести умения практического использования измерительных приборов, обработки и анализа полученных результатов.

Цель данного курса: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора профиля дальнейшего обучения.

Задачами данного курса являются:

·         Реализация учениками интереса к предмету.

·         Создание условий по самоопределению учащихся при выборе профиля.

·         Формирование навыков исследовательской деятельности.

·         Формирование умений работать с различными измерительными приборами.

Автор Автайкин Генрих Александрович
Дата добавления 14.12.2014
Раздел Физика
Подраздел Планирования
Просмотров 544
Номер материала 7162
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓