1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.
Направленность и
педагогическая целесообразность рабочей программы.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего
образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной
системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому
программа включает сведения об общих биологических закономерностях,
проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора
содержания на профильном уровне составляет знаниецентрический подход, в
соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие
достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру
поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований,
значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса
биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие
системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая
организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии
курса: Биология как наука. Методы научного познания. Клетка. Организм. Вид.
Экосистемы.
В примерной программе предусмотрен
резерв свободного учебного времени (26 часов) для более широкого использования,
наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий,
лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных
педагогических технологий.
1.2.
Место предмета
в образовательном процессе.
Примерная программа разработана на основе
федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в
соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 70 часов, (2 часа в
неделю).
1.3.
Отличительные
особенности рабочей программы.
1.4.
Целевые установки
рабочей программы.
ü освоение знаний о живой природе и присущих ей
закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых
организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в
практической деятельности людей; методах познания живой природы;
ü овладение умениями применять биологические
знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности
собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в
области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с
биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за
биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические
эксперименты;
ü развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за
живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными
источниками информации;
ü воспитание позитивного ценностного отношения
к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры
поведения в природе;
ü иcпользование приобретенных знаний и умений в
повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о
собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки
последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному
организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей
среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и
стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Общеучебные умения, навыки и
способы деятельности.
Примерная программа
предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении
приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного)
общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ,
оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.
1.5.
Формы
реализации рабочей программы: наряду
с уроком использование разнообразных форм организации учебного процесса
экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров и внедрения современных
педагогических технологий.
1.6.
Ожидаемые
результаты и способы определения их результативности.
знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов
и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов
своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и
превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста,
развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции
жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения
энергии в экосистемах;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной
естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого
ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на
примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни
человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль
биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты
окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль
человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость
здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и
изменчивости, проявления наследственных заболеваний
• изучать биологические объекты и процессы: ставить
биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать
за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными
изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать
биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и
органоиды клетки
• выявлять изменчивость организмов, приспособления
организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы
и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и
делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к
определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей
среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в
экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации:
находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических
групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических
терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в
том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни.
• соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции,
вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
|
Перечень разделов, тем
|
Количество часов
|
Разбивка часов по видам занятий
|
Теоретические виды занятий
|
Практические виды занятий
|
Контрольные работы
|
2.1.
|
Введение в
основы общей биологии.
|
3
|
|
0
|
|
2.2.
|
Основы учения
о клетке.
|
9
|
|
1
|
4
|
2.3.
|
Размножение и
индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
|
4
|
|
1
|
1
|
2.4.
|
Основы учения
о наследственности и изменчивости
|
10
|
|
2
|
2
|
2.5.
|
Основы
селекции
|
5
|
|
0
|
|
2.6.
|
Происхождение
жизни и развитие органического мира
|
4
|
|
0
|
|
2.7.
|
Учение об
эволюции
|
8
|
|
1
|
1
|
2.8.
|
Происхождение
человека (антропогенез)
|
6
|
|
0
|
1
|
2.9.
|
Основы
экологии
|
11
|
|
2
|
1
|
|
Клетка –
генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки
|
|
|
|
|
|
Многообразие
клеток.
|
|
|
|
|
|
Количество часов-70
Количество лабораторных
работ – 7
Количество экскурсий – 1
|
|
|
|
|
Учебно – тематическое планирование
Содержание учебного материала: базовый раздел, подразделы; даты
проведения уроков
|
Кол-во часов
|
Оборудование
|
Требования к уровню подготовки учащихся
|
Оценка результатов: контрольные виды деятельности
|
Предметно-содержательные линии
|
Критерии усвоения знаний
|
Практикумы,
учебные проекты, домашняя работа
|
1
|
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Введение в
основы общей биологии.
|
3
|
|
.
|
|
|
|
Биология – наука о живом мире.
|
1
|
|
Биология как наука. Методы. Современная биология.
|
|
П. 1
|
|
Общие свойства живого.
|
1
|
|
Сущность
жизни. Энгельс, понятие «жизнь». Св-ва:
ед-во
элентного хим.состава.
ед-во биохим. состава.
Ед-во структурной организации. Дискретность
и целостность. Метаболизм. Саморегуляция. Открытость. Размножение. Налед. И
изменчив. Рост и развитие. Раздражимость и движение. Ритмичность.
|
Объяснять
проявление свойств живых организмов на различных уровнях организации,
отличать биологические объекты от объектов неживой природы, характеризовать
общие свойства живых систем. Сравнивать процессы неживой и живой природы.
|
П. 2
|
|
Многообразие форм живых существ.
|
1
|
|
Молекулярно-генетический. Клеточный, Тканевый, Органный,
Организменный, Популяционный, Биогеоценотический, Биосферный.
|
перечислять
уровни организации и живой материи.
Объяснять
проявление иерархического принципа организации живой природы. Объяснять
значение для развития биологии подразделение ее на уровни организации.
Определять принадлежность биологического объекта к уровню организации жизни.
|
П. 3
|
|
Входная
контрольная работа.
|
1
|
|
|
|
|
Входная к. р.
|
Основы учения
о клетке.
|
9
|
|
.
|
|
|
|
Цитология –
наука о клетке.
|
1
|
Типы клеток.
|
История цитологии. Клеточная теория. Свойства клетки.
|
Сходства и различия клеток.
|
П. 4
|
|
Химический
состав клетки.
|
1
|
ИКТ Хим. Состав
клетки.
|
Общность химического состава клетки
|
Важность углерода в жизни клетки
|
П. 5
|
|
Белки и
нуклеиновые кислоты.
|
1
|
Структура белков,
ДНК, РНК.
|
Функции белков. Нуклеиновые кислоты: ДНК и
РНК
|
Функции белков и
нуклеиновых кислот в клетке
|
П. 6
|
|
Строение и клетки
|
1
|
Клетка.
|
Мембрана, ядро, цитоплазма клетки. Два типа
клеток
|
Цитоплазма – внутренняя среда клетки.
Признаки деления организмов на прокариот и эукариот
|
П. 7
|
|
Функции частей и
органоидов клетки.
Л.Р.
Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток.
|
1
|
|
Мембранные и немембранные органоиды
|
Органоиды – специализированные структуры
клетки
|
П. 8
Л.Р. Многообразие клеток. Сравнение
растительной и животной клеток
|
|
Обмен веществ в клетке.
|
1
|
Метаболизм.
|
Анаболизм и катаболизм. Энергия клетки. АТФ
|
Макроэргические связи
|
П. 9
|
|
Биосинтез белков
в клетке.
|
1
|
Биосинтез белков в клетке. ИКТ.
|
Понятие о биосинтезе. Этапы синтеза белков в
клетке
|
Функции различных видов РНК в биосинтезе
|
П. 10
|
|
Фотосинтез.
|
1
|
Фотосинтез.
|
Понятие. Стадии фотосинтеза. Условия
протекания и значение фотосинтеза
|
Отличие биосинтеза углеводов от биосинтеза
белков. Значение световой фазы фотосинтеза
|
П.11
|
|
Обеспечение
клеток энергией
|
1
|
Этапы энергообмена.
|
Понятие, стадии
клеточного дыхания
|
Сходство и различия
дыхания и фотосинтеза.
|
П.12
|
|
Размножение и
индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
|
4
|
|
|
|
|
|
Размножение
живых организмов
|
1
|
Бесполое. Половое.
|
Типы размножения. Смена поколений
|
Эволюционное преимущество полового
размножения перед бесполым
|
П. 13
|
|
Деление клетки.
Митоз
Л.Р.
Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растений.
|
1
|
Митоз. Фазы. ИКТ.
|
Понятие. Деление клеток прокариот
и эукариот. Клеточный цикл
|
Различия в процессах клеточного деления у
прокариот и эукариот. Особенности каждой стадии процесса митоза
|
П. 14
Л.Р. Рассматривание микропрепаратов с
делящимися клетками растений.
|
|
Образование
половых клеток. Мейоз
|
1
|
Гаметогенез. Мейоз. Фазы. Конъюгация.
Кроссинговер.
|
Набор хромосом в клетке. Мейоз 1. Мейоз 2
|
Сравнивать биологическую сущность митоза и
мейоза
|
П. 15
|
|
Индивидуальное
развитие организмов - онтогенез
|
1
|
Онтогенез. Филогенез. Эмбриогенез.
Постэмбриональное развитие. Метаморфоз.
|
Эмбриональный и постэмбриональный период
онтогенеза
|
Периоды онтогенеза
|
П. 16
|
|
Основы учения
о наследственности и изменчивости
|
10
|
|
|
|
|
|
История развития
генетики
|
1
|
Портрет Менделя.
|
Предыстория генетики. Начало
генетических исследований
|
Задачи и методы генетики
|
П. 17
|
|
Основные понятия
генетики
|
1
|
Символика в генетике.
|
Наследственность организмов. Генотип и фенотип.
Изменчивость организмов
|
Роль наследственности и изменчивости в жизни
организмов
|
П. 19
|
|
Генетические
опыты Менделя
|
1
|
Моногибридное скрещивание.
|
Методы в исследова-ниях Менделя. Первый и
второй законы
|
Выводить законы Менделя
|
П. 20
|
|
Дигибридное
скрещивание. Третий закон Менделя
|
1
|
Дигибридное скрещивание
|
Скрещивание по двум признакам. Третий закон
Менделя
|
Знать цитологические основы законов
Менделя
|
П 21.
|
|
Сцепленное
наследование
|
1
|
Закон сцепленного наследования,
цитологические основы.
|
Сцепленные гены. Кроссинговер.
|
Закон Моргана
|
П 22.
|
|
Взаимодействие
генов
|
1
|
Типы взаимодействия.
|
Понятие о гене. Типы влияния генов. Условия
проявления признаков
|
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов
|
П. 23
|
|
Определение
пола. Сцепление с полом
|
1
|
Типы определения: у человека, млекопитающих,
птиц, бабочек.
|
Механизм определения пола. Наследование,
сцепленное с полом
|
Как определить пол будущего организма
|
П. 24
|
|
Наследственная
изменчивость
Л.Р. Выявление
генотипических и фенотипических проявлений произрастающих в неодинаковых
условиях.
|
1
|
Комбинативная. Мутации.
|
Понятие.Типы наследственной изменчивости.
Закон Вавилова
|
Причины наследственной изменчивости
|
П. 25
Л.Р. Выявление генотипических и
фенотипических проявлений произрастающих в неодинаковых условиях.
|
|
Другие типы
изменчивости
|
1
|
Модификационная.
|
Модификационная изменчивость. Норма реакции.
Онтогенети-ческая изменчивость
|
Построение вариационного ряда и вариационной
кривой
|
П.26
|
|
Наследственные
болезни, сцепленные с полом
|
1
|
Гемофилия. Дальтонизм.
|
Группы наследствен-ных болезней. Генные
болезни и аномалии. Хромосомные болезни
|
Диагностика заболеваний. Безопасность
жизнедеятельности
|
П.26
|
|
Основы
селекции
|
5
|
|
.
|
|
.
|
|
Генетические
основы селекции организмов
|
1
|
|
Селекция как наука. Общие методы селекции
|
Главные методы селекции
|
П.27
|
|
Селекция
растений
|
1
|
|
Методы селекции растений
|
Методы селекции растений
|
П. 28
|
|
Центры
происхождения культурных растений
|
1
|
Портрет Вавилова. Карта Мира.
|
Учение о центрах происхождения культурных
растений
|
Различие между первичным и вторичным
центрами происхождения растений
|
П.29
|
|
Особенности
селекции животных
|
1
|
|
Цели и методы селекции животных
|
Методы селекции животных
|
П.30
|
|
Основные
направления селекции микроорганизмов
|
1
|
|
Методы селекции микроорганизмов
|
Методы селекции микроорганизмов
|
П.31
|
|
Происхождение
жизни и развитие органического мира
|
4
|
|
.
|
|
|
|
Возникновение
жизни на Земле в истории естествознания
|
1
|
|
Идеи абиогенеза и биогенеза
|
Основное различие идей биогенеза и
абиогенеза
|
П. 32
|
|
Современные
представления о возникновении жизни на Земле
|
1
|
|
Условия возникновения жизни на Земле. Коацерваты как
предшественники организмов
|
Знать различные гипотезы.Уметь анализировать
|
П. 33.
|
|
Фотосинтез и
биологический круговорот веществ в развитии жизни
|
1
|
Схемы круговорота.
|
Особенности протобионтов. Автотрофы. Изменения
условий жизни на Земле. Возникновение биосферы
|
Роль гетеротрофов и автотрофов в
биологическом круговороте веществ
|
П. 34
|
|
Этапы развития
жизни на Земле
|
1
|
Этапы развития жизни на Земле
|
Общее направление эволюции. Этапы развития
жизни
|
Направление и этапы развития жизни
|
П. 35
|
|
Учение об
эволюции
|
8
|
|
.
|
|
|
|
Идея развития
органического мира в биологии
|
1
|
Портреты Линнея, Ламарка, Дарвина.
|
Появление идей об эволюции. Теория эволюции Ж-Б. Ламарка
|
Что означает
термин «эволюция». Какие законы сформулировал Ламарк
|
П. 36
|
|
Основные
положения теории Чарльза Дарвина об эволюции органического мира
|
1
|
Борьба за существование. Естественный отбор.
|
Исследования Дарвина. Роль и значение естественного
отбора в эволюции
|
Главное в эволюционной теории Дарвина
|
П.37
|
|
Современные
представления об эволюции
|
1
|
Элементарные факторы эволюции.
|
Популяция как элементарная единица эволюции.
Важнейшие понятия СТЭ
|
Почему популяцию называют структурной
единицей эволюции. Каким образом естественный отбор направляет ход эволюции
|
П.38
|
|
Вид, его
критерии и структура
|
1
|
Вид, его критерии и структура
|
Понятие о виде. Критерии вида
|
Критерии вида. Почему репродуктивный
критерий считают характеристикой вида.
|
П.39
|
|
Процессы
видообразования
|
1
|
Аллопатричес-кое. Симпатрическое.
|
Понятие о микроэволюции. Видообразование
|
Основные отличия аллопатического и
симпатрического типов видообразования
|
П. 40
|
|
Макроэволюция –
результат микроэволюций
|
1
|
|
Процессы макроэволюции
|
Сходство процессов микроэволюции и
макроэволюции
|
П. 41
|
|
Основные
направления эволюции
|
1
|
Биологический прогресс, регресс. Ароморфоз.
Идиоадаптация. Катагенез.
|
Направления
биологического прогресса. Соотношение направленной эволюции
|
Сходство и
различия ароморфоза и дегенерации
|
П. 42
|
|
Основные
закономерности биологической эволюции
Л.Р. Изучение
изменчивости у организмов
|
1
|
Конвергенция. Дивергенция.
|
Основные
особенности эволюции
|
Роль
естественного отбора в эволюции
|
П. 43
Л.Р. Изучение изменчивости у организмов
|
|
Происхождение
человека (антропогенез)
|
6
|
|
.
|
|
|
|
Эволюция
приматов
|
1
|
Эволюция
приматов
|
Дриопитеки. Челове-кообразные обезьяны
|
В чем заключаются
особен-ности дриопитеков как предков человека
|
П.44
|
|
Доказательства
эволюционного происхождения человека
|
1
|
Доказательства
эволюционного происхождения человека
|
Факторы происхож-дения человека. Особенности организма
человека
|
Черты сходства человека и человекообразных
обезьян. Особенности строения, присущие только человеку
|
П. 45
|
|
Ранние этапы
эволюции человека
|
1
|
Ранние этапы
эволюции человека
|
Австралопитеки. Стадии антропогенеза.
Архантропы.
|
Представители группы архантропов
|
П.46
|
|
Поздние этапы
эволюции человека
|
1
|
Поздние этапы
эволюции человека
|
Ранние неоантропы. Современные люди
|
Социальные факторы эволюции человека
|
П. 47
|
|
Человеческие
расы, их родство и происхождение
|
1
|
Человеческие
расы, их родство и происхождение
|
Человек разумный – полиморфный вид. Родство
рас. Происхождение рас.
|
Что лежит в основе формирования человеческих
рас
|
П.48
|
|
Человек и
биосфера
|
1
|
|
Влияние человека
в биосфере.
|
Главная задача человечества – сохранение
жизни на Земле
|
П. 49
|
|
Основы
экологии
|
11
|
|
.
|
|
|
|
Среда.
Экологические факторы
|
1
|
Экологические факторы
|
Среда обитания и эко-логические факторы.
|
Почему наземно-воздушная среда
характеризуется наибольшим разнообразием форм организмов
|
П. 50
|
|
Общие законы
действия факторов среды на организм
|
1
|
Общие законы действия факторов среды на организм
|
Основные экологические законы. Периодичность в жизни
организмов
|
Сигнальный фактор, его отличия от других
абиотических факторов среды
|
П.51
|
|
Приспособленность
организмов к факторам среды
Л.Р. Приспособленность
организмов к окружающей среде
|
1
|
Приспособленность
организмов к факторам среды
|
Морфологические
ада-птации. Экологические и физиологические адаптации
|
Различие понятий «жизненная форма» и
«экологическая группа»
|
П. 52
Л.Р. Приспособленность организмов к
окружающей среде
|
|
Биотические
связи в природе
|
1
|
Биотические
связи в природе
|
Пищевые связи. Конку-ренция. Взаимовыгодные
связи
|
Сходство и различия хищничества и
паразитизма
|
П.53
|
|
Популяции
|
1
|
Популяции
|
Взаимосвязь организ-мов в популяции
|
Экологическая характери-стика популяции
|
П. 54
|
|
Функционирование
популяции во времени
|
1
|
Функционирование
популяции во времени
|
Регуляция численности популяции. Популяция
как биосистема
|
Пространственная характе-ристика популяции
|
П. 55
|
|
Сообщества
|
1
|
Сообщества
|
Структура сообщества живых организмов.
Экологические ниши. Биогеоценоз
|
Характеристика биогеоценоза
|
П. 56
|
|
Биогеоценозы ,
экосистемы и биосфера Экскурсия. Изучение и описание экосистемы своей
местности
|
1
|
Биогеоценозы ,
экосистемы и биосфера
|
Биогеоценоз и экоси-стема. Структура
экосистем. Трофические связи и уровни. Учение о биосфере
|
Условия существования экосистем
|
П. 57
Экскурсия. Изучение и описание экосистемы
своей местности.
|
|
Развитие и смена
биогеоценозов
|
1
|
Развитие и смена
биогеоценозов
|
Саморазвитие биогео-ценоза.Первичные и
вторичные сукцессии.
|
Проявление сукцессий в природе
|
П.58
|
|
Основные законы
устойчивости живой природы
|
1
|
Основные законы
устойчивости живой природы
|
Цикличность в экосис-темах. Биоразнообразие
в экосистемах
|
Главные законы
устойчивости экосистем
|
П. 59
|
|
Экологические
проблемы в биосфере. Охрана природы
Л.Р. Оценка
качества окружающей среды
|
1
|
Экологические
проблемы в биосфере. Охрана природы
|
Истощение природных ресурсов. Загрязнение
среды. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы
|
Формы деятельности человека для устойчивого
развития экосистемы
|
П. 60
Л.Р. Оценка качества окружающей среды
|
|
V.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
5.1. Учебная литература
5.1.1. И.Н.Пономарёва,
О.А.Корнилова, Н.М.Чернова. Учебник «Основы общей биологии», 9 класс, Москва,
изд. центр «Вентана – Граф», 2013 г.
5.1.2. И.Н.Пономарёва, Л.В. Симонова,
В.С.Кучменко. Пособие для учащихся: рабочая тетрадь «Основы общей биологии» М.,
издательский центр «Вентана – Граф», 2013 г.
5.2. Методические пособия
5.2.1. И.Н.Пономарёва, Л.В. Симонова, В.С.Кучменко
«Основы общей биологии» 9 класс, Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2007 год;
5.2.2. И.Н. Пономарева. Методическое псобие. 9 класс.
Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2011 год;
5.2.3. И.Н.Пономарёва, Н.М. Чернова.
Программа «Основы общей биологии». М., издательский центр «Вентана – Граф»,
2011 г.
5.2.4. Г.И. Лернер. Биология.
Подготовка к ЕГЭ, контрольные и самостоятельные работы. Для учителя.
Мастер-класс. М., «Эксмо», 2010г.
5.3. Электронные ресурсы
5.3.1. Электронный учебник, «Лабораторный практикум.
Общая биология».
5.3.2. http://74214s002.edusite.ru/DswMedia/umkbiologiya2010-2011.doc
5.3.3. http://actuall.ru/book/54000083540
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.