Главная / Биология / Рабочая программа. Биология, "Основы общей биологии",9 класс.

Рабочая программа. Биология, "Основы общей биологии",9 класс.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


    1. Направленность и педагогическая целесообразность рабочей программы.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания. Клетка. Организм. Вид. Экосистемы.

В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (26 часов) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.

    1. Место предмета в образовательном процессе.

Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 70 часов, (2 часа в неделю).

    1. Отличительные особенности рабочей программы.

    2. Целевые установки рабочей программы.

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

    1. Формы реализации рабочей программы: наряду с уроком использование разнообразных форм организации учебного процесса экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров и внедрения современных педагогических технологий.

    2. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;


уметь:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),








II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Перечень разделов, тем

Количество часов

Разбивка часов по видам занятий

Теоретические виды занятий

Практические виды занятий

Контрольные работы

2.1.

Введение в основы общей биологии.

3


0


2.2.

Основы учения о клетке.

9


1

4

2.3.

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

4


1

1

2.4.

Основы учения о наследственности и изменчивости

10


2

2

2.5.

Основы селекции

5


0


2.6.

Происхождение жизни и развитие органического мира

4


0


2.7.

Учение об эволюции

8


1

1

2.8.

Происхождение человека (антропогенез)

6


0

1

2.9.

Основы экологии

11


2

1


Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки






Многообразие клеток.










Количество часов-70

Количество лабораторных работ – 7

Количество экскурсий – 1








Учебно – тематическое планирование

Содержание учебного материала: базовый раздел, подразделы; даты проведения уроков


Кол-во часов

Оборудование

Требования к уровню подготовки учащихся

Оценка результатов: контрольные виды деятельности

Предметно-содержательные линии

Критерии усвоения знаний


Практикумы, учебные проекты, домашняя работа

1


3

4

5

6

7

Введение в основы общей биологии.

3


.





Биология – наука о живом мире.

1


Биология как наука. Методы. Современная биология.


П. 1


Общие свойства живого.

1


Сущность жизни. Энгельс, понятие «жизнь». Св-ва:

ед-во элентного хим.состава.

ед-во биохим. состава.

Ед-во структурной организации. Дискретность и целостность. Метаболизм. Саморегуляция. Открытость. Размножение. Налед. И изменчив. Рост и развитие. Раздражимость и движение. Ритмичность.

Объяснять проявление свойств живых организмов на различных уровнях организации, отличать биологические объекты от объектов неживой природы, характеризовать общие свойства живых систем. Сравнивать процессы неживой и живой природы.

П. 2


Многообразие форм живых существ.

1


Молекулярно-генетический. Клеточный, Тканевый, Органный, Организменный, Популяционный, Биогеоценотический, Биосферный.

перечислять уровни организации и живой материи.

Объяснять проявление иерархического принципа организации живой природы. Объяснять значение для развития биологии подразделение ее на уровни организации. Определять принадлежность биологического объекта к уровню организации жизни.

П. 3


Входная контрольная работа.

1





Входная к. р.

Основы учения о клетке.

9


.





Цитология – наука о клетке.

1

Типы клеток.

История цитологии. Клеточная теория. Свойства клетки.

Сходства и различия клеток.

П. 4


Химический состав клетки.

1

ИКТ Хим. Состав клетки.

Общность химического состава клетки

Важность углерода в жизни клетки

П. 5


Белки и нуклеиновые кислоты.

1

Структура белков, ДНК, РНК.

Функции белков. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК

Функции белков и нуклеиновых кислот в клетке

П. 6


Строение и клетки

1

Клетка.

Мембрана, ядро, цитоплазма клетки. Два типа клеток

Цитоплазма – внутренняя среда клетки. Признаки деления организмов на прокариот и эукариот

П. 7


Функции частей и органоидов клетки.

Л.Р. Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток.

1


Мембранные и немембранные органоиды

Органоиды – специализированные структуры клетки

П. 8

Л.Р. Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток


Обмен веществ в клетке.

1

Метаболизм.

Анаболизм и катаболизм. Энергия клетки. АТФ

Макроэргические связи

П. 9


Биосинтез белков в клетке.

1

Биосинтез белков в клетке. ИКТ.

Понятие о биосинтезе. Этапы синтеза белков в клетке

Функции различных видов РНК в биосинтезе

П. 10


Фотосинтез.

1

Фотосинтез.

Понятие. Стадии фотосинтеза. Условия протекания и значение фотосинтеза

Отличие биосинтеза углеводов от биосинтеза белков. Значение световой фазы фотосинтеза

П.11


Обеспечение клеток энергией

1

Этапы энергообмена.

Понятие, стадии клеточного дыхания

Сходство и различия дыхания и фотосинтеза.

П.12


Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

4






Размножение живых организмов

1

Бесполое. Половое.

Типы размножения. Смена поколений

Эволюционное преимущество полового размножения перед бесполым

П. 13


Деление клетки. Митоз

Л.Р. Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растений.

1

Митоз. Фазы. ИКТ.

Понятие. Деление клеток прокариот

и эукариот. Клеточный цикл

Различия в процессах клеточного деления у прокариот и эукариот. Особенности каждой стадии процесса митоза

П. 14

Л.Р. Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растений.


Образование половых клеток. Мейоз

1

Гаметогенез. Мейоз. Фазы. Конъюгация. Кроссинговер.

Набор хромосом в клетке. Мейоз 1. Мейоз 2

Сравнивать биологическую сущность митоза и мейоза

П. 15


Индивидуальное развитие организмов - онтогенез

1

Онтогенез. Филогенез. Эмбриогенез. Постэмбриональное развитие. Метаморфоз.

Эмбриональный и постэмбриональный период онтогенеза

Периоды онтогенеза

П. 16


Основы учения о наследственности и изменчивости

10







История развития генетики

1

Портрет Менделя.

Предыстория генетики. Начало генетических исследований

Задачи и методы генетики

П. 17


Основные понятия генетики

1

Символика в генетике.

Наследственность организмов. Генотип и фенотип. Изменчивость организмов

Роль наследственности и изменчивости в жизни организмов

П. 19


Генетические опыты Менделя

1

Моногибридное скрещивание.

Методы в исследова-ниях Менделя. Первый и второй законы

Выводить законы Менделя

П. 20


Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя

1

Дигибридное скрещивание

Скрещивание по двум признакам. Третий закон Менделя

Знать цитологические основы законов Менделя

П 21.


Сцепленное наследование

1

Закон сцепленного наследования, цитологические основы.

Сцепленные гены. Кроссинговер.

Закон Моргана

П 22.


Взаимодействие генов

1

Типы взаимодействия.

Понятие о гене. Типы влияния генов. Условия проявления признаков

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов

П. 23


Определение пола. Сцепление с полом

1

Типы определения: у человека, млекопитающих, птиц, бабочек.

Механизм определения пола. Наследование, сцепленное с полом

Как определить пол будущего организма

П. 24


Наследственная изменчивость

Л.Р. Выявление генотипических и фенотипических проявлений произрастающих в неодинаковых условиях.

1

Комбинативная. Мутации.

Понятие.Типы наследственной изменчивости. Закон Вавилова

Причины наследственной изменчивости

П. 25

Л.Р. Выявление генотипических и фенотипических проявлений произрастающих в неодинаковых условиях.


Другие типы изменчивости

1

Модификационная.

Модификационная изменчивость. Норма реакции. Онтогенети-ческая изменчивость

Построение вариационного ряда и вариационной кривой

П.26


Наследственные болезни, сцепленные с полом

1

Гемофилия. Дальтонизм.

Группы наследствен-ных болезней. Генные болезни и аномалии. Хромосомные болезни

Диагностика заболеваний. Безопасность жизнедеятельности

П.26


Основы селекции

5


.



.


Генетические основы селекции организмов

1


Селекция как наука. Общие методы селекции

Главные методы селекции

П.27


Селекция растений

1


Методы селекции растений

Методы селекции растений

П. 28


Центры происхождения культурных растений

1

Портрет Вавилова. Карта Мира.

Учение о центрах происхождения культурных растений

Различие между первичным и вторичным центрами происхождения растений

П.29


Особенности селекции животных

1


Цели и методы селекции животных

Методы селекции животных

П.30


Основные направления селекции микроорганизмов

1


Методы селекции микроорганизмов

Методы селекции микроорганизмов

П.31


Происхождение жизни и развитие органического мира

4


.





Возникновение жизни на Земле в истории естествознания

1


Идеи абиогенеза и биогенеза

Основное различие идей биогенеза и абиогенеза

П. 32


Современные представления о возникновении жизни на Земле

1


Условия возникновения жизни на Земле. Коацерваты как предшественники организмов

Знать различные гипотезы.Уметь анализировать

П. 33.


Фотосинтез и биологический круговорот веществ в развитии жизни

1

Схемы круговорота.

Особенности протобионтов. Автотрофы. Изменения условий жизни на Земле. Возникновение биосферы

Роль гетеротрофов и автотрофов в биологическом круговороте веществ

П. 34


Этапы развития жизни на Земле

1

Этапы развития жизни на Земле

Общее направление эволюции. Этапы развития жизни

Направление и этапы развития жизни

П. 35


Учение об эволюции

8


.





Идея развития органического мира в биологии

1

Портреты Линнея, Ламарка, Дарвина.

Появление идей об эволюции. Теория эволюции Ж-Б. Ламарка

Что означает термин «эволюция». Какие законы сформулировал Ламарк

П. 36


Основные положения теории Чарльза Дарвина об эволюции органического мира

1

Борьба за существование. Естественный отбор.

Исследования Дарвина. Роль и значение естественного отбора в эволюции

Главное в эволюционной теории Дарвина

П.37


Современные представления об эволюции

1

Элементарные факторы эволюции.

Популяция как элементарная единица эволюции. Важнейшие понятия СТЭ

Почему популяцию называют структурной единицей эволюции. Каким образом естественный отбор направляет ход эволюции

П.38


Вид, его критерии и структура

1

Вид, его критерии и структура

Понятие о виде. Критерии вида

Критерии вида. Почему репродуктивный критерий считают характеристикой вида.

П.39


Процессы видообразования

1

Аллопатричес-кое. Симпатрическое.

Понятие о микроэволюции. Видообразование

Основные отличия аллопатического и симпатрического типов видообразования

П. 40


Макроэволюция – результат микроэволюций

1


Процессы макроэволюции

Сходство процессов микроэволюции и макроэволюции

П. 41


Основные направления эволюции

1

Биологический прогресс, регресс. Ароморфоз. Идиоадаптация. Катагенез.

Направления биологического прогресса. Соотношение направленной эволюции

Сходство и различия ароморфоза и дегенерации

П. 42


Основные закономерности биологической эволюции

Л.Р. Изучение изменчивости у организмов

1

Конвергенция. Дивергенция.

Основные особенности эволюции

Роль естественного отбора в эволюции

П. 43

Л.Р. Изучение изменчивости у организмов


Происхождение человека (антропогенез)

6


.





Эволюция приматов

1

Эволюция приматов

Дриопитеки. Челове-кообразные обезьяны

В чем заключаются особен-ности дриопитеков как предков человека

П.44


Доказательства эволюционного происхождения человека

1

Доказательства эволюционного происхождения человека

Факторы происхож-дения человека. Особенности организма человека

Черты сходства человека и человекообразных обезьян. Особенности строения, присущие только человеку

П. 45


Ранние этапы эволюции человека

1

Ранние этапы эволюции человека

Австралопитеки. Стадии антропогенеза. Архантропы.

Представители группы архантропов

П.46


Поздние этапы эволюции человека

1

Поздние этапы эволюции человека

Ранние неоантропы. Современные люди

Социальные факторы эволюции человека

П. 47


Человеческие расы, их родство и происхождение

1

Человеческие расы, их родство и происхождение

Человек разумный – полиморфный вид. Родство рас. Происхождение рас.

Что лежит в основе формирования человеческих рас

П.48


Человек и биосфера

1


Влияние человека в биосфере.

Главная задача человечества – сохранение жизни на Земле

П. 49



Основы экологии

11


.





Среда. Экологические факторы

1

Экологические факторы

Среда обитания и эко-логические факторы.

Почему наземно-воздушная среда характеризуется наибольшим разнообразием форм организмов

П. 50


Общие законы действия факторов среды на организм

1

Общие законы действия факторов среды на организм

Основные экологические законы. Периодичность в жизни организмов

Сигнальный фактор, его отличия от других абиотических факторов среды

П.51


Приспособленность организмов к факторам среды

Л.Р. Приспособленность организмов к окружающей среде

1

Приспособленность организмов к факторам среды

Морфологические ада-птации. Экологические и физиологические адаптации

Различие понятий «жизненная форма» и «экологическая группа»

П. 52

Л.Р. Приспособленность организмов к окружающей среде


Биотические связи в природе

1

Биотические связи в природе

Пищевые связи. Конку-ренция. Взаимовыгодные связи

Сходство и различия хищничества и паразитизма

П.53


Популяции

1

Популяции

Взаимосвязь организ-мов в популяции

Экологическая характери-стика популяции

П. 54


Функционирование популяции во времени

1

Функционирование популяции во времени

Регуляция численности популяции. Популяция как биосистема

Пространственная характе-ристика популяции

П. 55


Сообщества

1

Сообщества

Структура сообщества живых организмов. Экологические ниши. Биогеоценоз

Характеристика биогеоценоза

П. 56


Биогеоценозы , экосистемы и биосфера Экскурсия. Изучение и описание экосистемы своей местности


1

Биогеоценозы , экосистемы и биосфера

Биогеоценоз и экоси-стема. Структура экосистем. Трофические связи и уровни. Учение о биосфере

Условия существования экосистем

П. 57

Экскурсия. Изучение и описание экосистемы своей местности.


Развитие и смена биогеоценозов

1

Развитие и смена биогеоценозов

Саморазвитие биогео-ценоза.Первичные и вторичные сукцессии.

Проявление сукцессий в природе

П.58


Основные законы устойчивости живой природы

1

Основные законы устойчивости живой природы

Цикличность в экосис-темах. Биоразнообразие в экосистемах

Главные законы устойчивости экосистем

П. 59


Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы

Л.Р. Оценка качества окружающей среды

1

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы

Истощение природных ресурсов. Загрязнение среды. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы

Формы деятельности человека для устойчивого развития экосистемы

П. 60

Л.Р. Оценка качества окружающей среды




V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


5.1. Учебная литература

5.1.1. И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова. Учебник «Основы общей биологии», 9 класс, Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2013 г.

5.1.2. И.Н.Пономарёва, Л.В. Симонова, В.С.Кучменко. Пособие для учащихся: рабочая тетрадь «Основы общей биологии» М., издательский центр «Вентана – Граф», 2013 г.



5.2. Методические пособия

5.2.1. И.Н.Пономарёва, Л.В. Симонова, В.С.Кучменко «Основы общей биологии» 9 класс, Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2007 год;

5.2.2. И.Н. Пономарева. Методическое псобие. 9 класс. Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2011 год;

5.2.3. И.Н.Пономарёва, Н.М. Чернова. Программа «Основы общей биологии». М., издательский центр «Вентана – Граф», 2011 г.

5.2.4. Г.И. Лернер. Биология. Подготовка к ЕГЭ, контрольные и самостоятельные работы. Для учителя. Мастер-класс. М., «Эксмо», 2010г.

5.3. Электронные ресурсы

5.3.1. Электронный учебник, «Лабораторный практикум. Общая биология».

5.3.2. http://74214s002.edusite.ru/DswMedia/umkbiologiya2010-2011.doc

5.3.3. http://actuall.ru/book/54000083540







Рабочая программа. Биология, "Основы общей биологии",9 класс.
  • Биология
Описание:

Рабочая программа. Биология, 9 класс, "Основы общей биологии", 70 часов, 2 часа в неделю. Учебник авторов: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова. Н.М.Чернова.

Содержание программы отражает состояние науки и её вклад в решение современных проблем общества.

Одна из важнейших задач - экологическое образование. В программе существенное место занимает тема "Основы экологии". Экологический аспект введён ив другие разделы курса.

 Значтельное место в курсе "Основы общей биологии" отведено лабораторным работам и экскурсиям, которые  позволяют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением простейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды.

Автор Ондрина Галина Алексеевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 456
Номер материала 52567
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы