Главная / Биология / Рабочая программа. Биология, "Человек и его здоровье",8 класс.

Рабочая программа. Биология, "Человек и его здоровье",8 класс.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


    1. Направленность и педагогическая целесообразность рабочей программы. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

1.2. Место предмета в образовательном процессе.

Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 8 классе выделено 70 часов, (2 часа в неделю).

    1. Отличительные особенности рабочей программы.

    2. Целевые установки рабочей программы.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

1.5.Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

    1. Формы реализации рабочей программы: наряду с уроком использование разнообразных форм организации учебного процесса экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров и внедрения современных педагогических технологий.

    2. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

человек и его здоровье (70 ч)

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Питание. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма.

Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость.

Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.

Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения.

Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

Демонстрации:

Сходство человека и животных.

Строение и разнообразие клеток организма человека.

Ткани организма человека.

Органы и системы органов организма человека.

Нервная система.

Железы внешней и внутренней секреции.

Пищеварительная система.

Система органов дыхания.

Механизм вдоха и выдоха.

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Состав крови.

Группы крови.

Кровеносная система.

Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Лимфатическая система.

Мочеполовая система.

Строение опорно-двигательной системы.

Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

Строение кожи.

Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.

Анализаторы.

Лабораторные и практические работы:

Изучение микроскопического строения тканей.

Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).

Измерение массы и роста своего организма.

Распознавание на таблицах органов и систем органов человека.

Изучение строения головного мозга человека (по муляжам).

Определение норм рационального питания.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.

Определение частоты дыхания.

Измерение кровяного давления.

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал.

Изучение внешнего вида отдельных костей.

Изучение изменения размера зрачка.














II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Перечень разделов, тем

Количество часов

Разбивка часов по видам занятий

Теоретические виды занятий

Практические виды занятий

Контрольные работы

2.1.

Введение

1


-


2.2.

Организм человека. Общий обзор.

5


3

1

2.3.

Опорно-двигательная система.

8


4

1

2.4.

Кровь. Кровообращение.

9


6

1

2.5.

Дыхательная система.

6


4

1

2.6.

Пищеварительная система.

7


2

1

2.7.

Обмен веществ и энергии.

3


1


2.8.

Мочевыделительная система

2


0

1

2.9.

Кожа.

3


0

1

2.10.

Эндокринная система.

2


0

1

2.11

Нервная система.

5


3


2.12.

Органы чувств. Анализаторы.

5


2

1

2.13.

Поведение и психика.

7


2


2.14.

Индивидуальное развитие организма.

5


0


2.15.

Обобщение. Что мы изучили за год.

Годовая к.р.

2



1



70


27

















Календарно – тематическое планирование




Содержание учебного материала: базовый раздел, подразделы; даты проведения уроков


Кол-во часов

Оборудование

Требования к уровню подготовки учащихся

Оценка результатов: контрольные виды деятельности


Предметно-содержательные линии

Критерии усвоения знаний


Практикумы, учебные проекты, домашняя работа


1


3

4

5

6

7


Введение. Биологическая и социальная природа человека.

1


Биологические и социальные факторы эволюции человека.


П. на стр. 6-9.



Организм человека. Общий обзор.

5





3



Науки об организме человека.

1


Предметы изучения наук о человеке: анатомии, физиологии, гигиены, психологии. Методы изучения: самонаблюдение, наблюдение, лабораторный анализ, описание строения.

Описывать методы изучения человека, приводить примеры научных открытий на этапах становления наук о человеке. Приводить примеры научных открытий на этапах становления наук о человеке; характеризовать основные открытия ученых на различных этапах становления наук о человеке;

П.1



Структура тела. Место человека в живой природе.

1


Рудименты, атавизмы, доказательство животного происхождения человека, систематическое положение человека; антропология; этнография;

находить черты сходства зародышей и человека.

П.2



Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.
Л.р. № 1. «Действие фермента каталазы на пероксид водорода».

1

Клетка. Микро-скоп. Раствор пероксида во-дорода. Расти-тельная клетка.

Называть органоиды клетки и их функции; узнавать органоиды и виды тканей на немых рисунках; описывать и узнавать этапы деления клетки; называть основные группы тканей; приводить примеры расположения тканей в органах; называть функции тканей и их структурных компонентов. Возбудимость; органоиды; развитие; рост; обмен веществ в клетке; деление клетки; свойства клеточной мембраны; ткань; нервное волокно; основные виды тканей; строение нейрона; свойства нервной и мышечной тканей.

Давать определение терминам; узнавать по рисункам расположение органов и систем органов; называть органы человека, относящиеся к определенным системам; находить у себя грудную и брюшную полости; называть факторы сохранения постоянства внутренней среды организма.

П. 3.

Л.р. № 1. «Действие фер-мента каталазы на пероксид водорода».



Ткани.
Л.р. № 2. «Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей».

1

Ткани. Микроскоп. Микро-препараты.

П. 4.

Л.р. № 2. «Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей».



Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции.
П.р. № 1. «Получение мигательного рефлекса и его торможения».

1

Торс человека.

П.5.

П.р. № 1. «Получение мигательного рефлекса и его торможения».









Тест по теме.


Опорно-двигательная система.

8


.



4



Скелет. Строение, состав и соединение костей.
Л.р. № 3. «Строение костной ткани».
Л.р. № 4. «Состав костей».

1

Скелет. Микроскоп. Микропрепа-раты.

Макро- и микроскопическое строение кости, соединения костей, строение сустава, строение скелета, строение черепа,

Называть функции опорно-двигательной системы, описывать химический состав костей, узнавать по немому рисунку строение отделов скелета.

П. 6.

Л.р. № 3. «Строение костной ткани».
Л.р. № 4. «Состав костей».




Скелет головы и туловища.

1

Скелет.

П.7.



Скелет конечностей.
П.р. № 2. «Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти».

1

Скелет.

П.8.

П.р. № 2. «Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти».



Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

1

Приемы

первой помощи при травмах

Приемы

первой помощи при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Скелетные мышцы, гиподинамия, динамическая и статическая работа, утомление, осанка, плоскостопие, приемы первой доврачебной помощи.


описывать приемы оказания первой медицинской помощи;

перечислять повреждения опорно-двигательной системы.

Описывать строение мышц, узнавать расположение скелетных мышц и приводить примеры мышц сгибателей и разгибателей, называть последствия гиподинамии.

Описывать нарушение осанки различных степеней, называть причины нарушения осанки и развития плоскостопия,

П.9.



Мышцы.

1

Мышцы.

П.10.



Работа мышц.

1

динамическая и статическая работа

П.11.



Нарушения осанки и плоскостопие.
П.р. № 3. «Определение нарушений осанки и плоскостопия».

1

Нарушения осанки и плоскостопие.

П. 12.

П.р. № 3. «Определение нарушений осанки и плоскостопия».



Развитие опорно-двигательной системы.

1

Развитие опорно-двигательной системы.

П. 13.









Тест по теме.


Кровь. Кровообращение.

9


.



6



Внутренняя среда. Значение крови и её состав.
Л.р. № 5. «Сравнение крови человека с кровью лягушки».

1

Микроскоп. Микропре-параты.

компоненты внутренней среды; свертывание крови; состав крови и плазмы; строение и функции клеток крови;

образование тканевой жидкости и лимфы;

Перечислять компоненты внутренней среды и их функции; описывать образование тканевой жидкости и лимфы;

П. 14.

Л.р. № 5. «Сравнение крови человека с кровью лягушки».



Иммунитет.

1

Виды иммунитета.

иммунитет, его виды; иммунная система; аллергия; СПИД;

Антитело; лимфатические сосуды и лимфатические узлы; фагоцитоз;

приводить примеры инфекционных заболеваний; называть органы иммунной системы; давать определение терминам.


П.15.



Тканевая совместимость и переливание крови.

1

Презентация «Кровь. Переливание»

группы крови; правила переливания крови; резус-фактор.


П. 16



Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

1

Строение и работа сердца. Круги кровообращения

строение и работа сердца; автоматизм сердца; сердечный цикл.


П. 17



Движение лимфы.
П.р. № 4. «Кислородное голодание».

1


Органы кровеносной и лимфатической систем; строение кровеносных и лимфатических сосудов;

называть факторы, влияющие на движение крови; описывать механизм измерения артериального давления; называть причины юношеской гипертонии;

П. 18.

П.р. № 4. «Кислородное голодание».



Движение крови по сосудам.
Движение крови по сосудам.
П.р. № 5. «Пульс и движение крови.

№6 Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки».

№7 Рефлекторный приток крови к мышцам.

1

Движение крови по сосудам.

движение крови по сосудам; артериальное давление крови, пульс;

описывать движение крови по большому и малому кругам кровообращения;

Давать определение терминам; называть транспортные системы человека и их органы;

П. 19.

П.р. № 5. «Пульс и движение крови.

№6 Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки».

№7 Рефлекторный приток крови к мышцам.



Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

1

Регуляция работы сердца

Нервная и гуморальная регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

называть гормоны, влияющие на работу сердца; описывать расположение и строение сердца;

П. 20.



Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

П.р. № 8. «Функциональная сердечно-сосудистая проба».

1

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.


гигиена сердечно-сосудистой системы;


П.21.

П.р. № 8. «Функциональная сердечно-сосудистая проба».



Первая помощь при кровотечениях.

1

Приемы первой помощи.

первая помощь при заболевании сердца и кровотечении.

оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях.

П. 22.









Тест по теме.


Дыхательная система.

6


.



4



Значение дыхания. Органы дыхания.

1

Торс человека.


Дыхание; органы дыхания; верхние и нижние дыхательные пути; значение дыхания; диффузия газов; кашель и чихание; легочное и тканевое дыхание; механизмы вдоха и выдоха; жизненная емкость легких; инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей; приемы оказания первой помощи утопающему, пострадавшему от отравления угарным газом.



Узнавать по немым рисункам органы дыхания; называть этапы дыхания; описывать механизм газообмена легких и тканевого дыхания; называть расположение органов дыхательной системы; давать определение терминам; описывать приемы реанимации; первой помощи утопающему, при электротравме, при удушении.


П. 23




Строение легких. Газообмен в легких и тканях.
Л.р. № 6. «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».

1


П.24.

Л.р. № 6. «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».



Дыхательные движения.
Л.р. № 7. «Дыхательные движения».

1


П.25

Л.р. № 7. «Дыхательные движения».



Регуляция дыхания. Пр.р. № 9 «Измерение охвата грудной клетки»


1


П. 26.

Пр.р. № 9 «Измерение охвата грудной клетки»



Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания.
П.р. № 10. «Определение запылённости воздуха в зимнее время».

1


П.27.

П.р. № 10. «Определение запылённости воздуха в зимнее время».



1 помощь при поражениях органов дыхания

1




П.28.









Тест по теме.

Пищеварительная система.

7


Пищеварение; значение питания; функции и состав пищи; изменение пищи в процессе пищеварения, этапы пищеварения; органы пищеварения; механическая и химическая обработка пищи; пищеварительные ферменты; механизм всасывания; роль печени в организме; регуляция пищеварения; возбудители желудочно-кишечных инфекционных заболеваний; правила приема пищи; признаки недоброкачественности пищевых продуктов.

Приводить примеры пищи животного и растительного происхождения; описывать строение зубов, проявление функций органов ротовой полости; описывать строение и расположение желудка и двенадцатиперстной кишки; описывать состав желудочного сока, механизм всасывания, роль печени; перечислять функции толстого и тонкого кишечника; называть и показывать по таблице расположение органов пищеварительной системы; называть симптомы аппендицита; приводить примеры безусловных и условных пищеварительных рефлексов; называть правила приема пищи.

2


Значение пищи и её состав.

1


П. 29.



Органы пищеварения.

1

Торс человека.

П.30


Зубы.

1


П.31.


Пищеварение в ротовой полости и в желудке.
Л.р. № 8. «Действие ферментов слюны на крахмал».
Л.р. № 9. «Действие ферментов желудочного сока на белки».

1


П. 32.

Л.р. № 8. «Действие фер-ментов слюны на крахмал».
Л.р. № 9. «Действие фер-ментов желудоч-ного сока на белки».


Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

Пищеварение в кишечнике. Всасывание

П. 33.


Регуляция пищеварения.

1


П.34.


Заболевание органов пищеварения.

1


П.35.









Тест по теме.


Обмен веществ и энергии.

3





1



Обменные процессы в организме.

1


Метаболизм. Ассимиляция. Диссимиляция. Взаимосвязь. Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен; этапы обмена веществ; витамины, их роль; основные гиповитаминозы; нормы питания и режим питания

Примерные нормы суточной потребности человека в питательных вещесивах.

А, В,С, Д. Значение.

Стадии обмена веществ. Подготовительная, клеточная, заключительная.

Энергоемкость.

Называть основные этапы обмена веществ; перечилсять функции белков, жиров и углеводов; называть группы витаминов, продукты питания, в которых находятся витамины; перечислять значение витаминов в организме; приводить примеры продуктов, содержащих незаменимые аминокислоты, ненасыщенные жирные кислоты.

Гипер-гипоаватаминоз.

П. 36.




Нормы питания.
П.р. № 11. «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки».

1


П. 37.

П.р. № 11. «Функциональная проба с макси-мальной задерж-кой дыхания до и после нагрузки».



Витамины.

1

Содержание витаминов в продуктах.

П. 38.









Тест по теме.


Мочевыделительная система

2


Органы мочевыделения; Почки; корковое и мозговое вещество; нефрон; фильтрация; образование мочи; функции выделения; предупреждение почечных заболеваний.


Называть функции системы мочевыделения; факторы, влияющие на работу почек, меры профилактики болезней почек; называть и показывать по таблице органы выделительной системы; узнавать по немому рисунку структурные компоненты почки; описывать строение и работу нефрона.


0



Строение и функции почек.

1

Торс человека.

П. 39.




Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

1


П. 40.

Тест по теме.


Кожа.

3


Кожа; производные кожи; функции кожи; терморегуляция; закаливание; приемы оказания первой помощи при ожогах и обморожениях; гигиена одежды и обуви; грибковые и паразитарные болезни кожи, травмы; первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Описывать строение кожи; перечислять функции кожи; перечислять признаки теплового и солнечного удара; характеризовать приемы оказания доврачебной помощи; называть возбудителей; причины заболевания кожи, гормональные нарушения; называть меры первой помощи при термическом и химическом ожогах.

0



Значение кожи и её строение.

1

Строение кожи.

П. 41.


К.тест Мочевыделение.


Нарушение кожных покровов и повреждения кожи.

1


П. 42.



Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах.

1

Приемы закаливания.

П. 43.









Тест по теме.


Эндокринная система.

2


Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны , их действие на внутренние органы.


Называть орган эндокринной системы; узнавать по рисункам органы эндокринной системы; называть причины сахарного диабета; описывать симптомы нарушения функций желез внутренней секреции.

0



Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

1

Железвы В.С.

П. 44.




Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

1

Роль гормонов

П. 45.









Тест по теме.


Нервная система.

5


Значение нервной системы; спинной и головной мозг; нервы и нервные узлы; строение и функции спинного мозга и головного мозга; соматический и автономный отделы нервной системы; симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы.


Описывать проявление функций нервной системы; описать по рисунку и микропрепарату строение и функции спинного мозга, строение головного мозга; узнавать по немому рисунку структурные компоненты головного мозга; называть функции отделов головного мозга, долей коры больших полушарий; описывать проявление функций симпатической и парасимпатической н/с.

3



Значение, строение и функционирование нервной системы.
П.р. № 12. «Действие прямых и обратных связей».

1

Строение Н.С.

П. 46.

П.р. № 12. «Действие прямых и обратных связей».



Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.
П.р. № 13. «Штриховое раздражение кожи».

1


П. 47.

П.р. № 13. «Штриховое раздражение кожи».



Нейрогормональная регуляция.

1


П. 48.



Спинной мозг.

1

Спинной мозг.

П. 49.



Головной мозг: строение и функции.
П.р. № 14. «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка».

1

Головной мозг.

П. 50.

П.р. № 14. «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка».



Органы чувств. Анализаторы.

5


Анализаторы и органы чувств; значение анализаторов; зрительный анализатор; положение и строение глаз; строение и функции сетчатки; бинокулярное зрение; гигиена зрения; предупреждение глазных болезней, травм глаза; близорукости и дальнозоркости; коррекция зрения; слуховой анализатор; строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха; гигиена органов слуха. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса

Называть структурные компоненты анализатора; описывать строение глаза и уха, сетчатки, зрительного анализатора; называть функции структур глаза; описывать механизм передачи звуковых сигналов; называть значение слуха для жизни человека; описывать строение и расположение органов равновесия, мышечного чувства, кожной чувствительности, обоняния и вкуса.

2



Как действуют органы чувств и анализаторы.

1

Строение анализаторов.

П. 51.




Орган зрения и зрительный анализатор. П.р. №15 «Принцип работы хрусталика»

1

Модель глаза.

П. 52.

П.р. №15 «Принцип работы хрусталика»



Заболевания и повреждения глаз.

1


П. 53.



Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.
П.р. № 16. «Проверка чувствительности вестибулярного аппарата».

1

Модель уха.

П. 54.

П.р. № 16. «Проверка чувствительности вестибулярного аппарата».



Органы осязания, обоняния, вкуса.

1

Органы осязания, обоняния, вкуса.

П. 55.



Поведение и психика.

7


ВНД. Приобретенные рефлексы; торможение рефлекса; динамический стереотип; инстинкты; рассудочная деятельность; сон, его стадии; правила гигиены сна; мышление; память; познавательные процессы человека; роль речи в познании и труде; внимание; воля; рассеянность.

Индивид и личность. Темперамент и характер.

Приводить примеры торможения рефлексов; приводить примеры врожденных и приобретенных программ поведения; описывать фазы сна; называть познавательные процессы человека, качества ума; приводить примеры факторов, влияющих на формирование потребностей; приводить примеры ситуаций проявления функций воли; описывать физиологические основы внимания; приводить примеры эмоций.




Врождённые формы поведения.

1

Рефлексы. Инстинкты.

П. 56.




Приобретённые формы поведения.
П.р. № 17. «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма».

1

Условные рефлексы. Динамический стереотип. Рассудочная деятельность.

П. 57.

П.р. № 17. «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма».



Закономерности работы головного мозга.

1

Портрет Сеченова. Торможение.

П. 58.



Биологические ритмы. Сон и его значение.

1

Сон. Виды сна.

П. 59.



Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

1

Познавательные процессы.Речь и сознание.

П. 60.



Воля и эмоции. Внимание.
П.р. № 18. «Изучение внимания при разных условиях».

1

Произвольное непроизвольное внимание.




П. 61.

П.р. № 18. «Изучение внимания при разных условиях».



Работоспособность. Режим дня.

1

Режим дня.


П. 62.



Индивидуальное развитие организма.

5


Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Мужская и женская половые системы. Образование и развитие зародыша. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Индивид и личность. Харатер итемперамент.



Перечислять этапы жизненного цикла особи; узнавать по рисункам органы размножения; называть функции плаценты; перечислять рефлексы новорожденных; описывать режим беременной.




Половая система человека.

1

Строение системы.

П. 63.




Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путём.

1

Наследственные болезни.

СПИД.

П. 64.



Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

1

Внутриутробное развитие организма.

П.65.



О вреде наркогенных веществ.

1


П. 66.



Психологические особенности личности.

1



П. 67.



Обобщение. Что мы изучили за год.

Годовая к.р.

2













Годовая к.р.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


5.1. Учебная литература


      1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.. Биология. 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М., издательский центр «Вентана –Граф», 2013г.

      2. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.. Биология. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику для учащихся общеобразовательных учреждений. М., издательский центр «Вентана –Граф», 20г.


5.2. Дополнительная и методическая литература


5.2.1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек.

5.2.2. Лернер Г.И., Биология. Тема «Человек». 8-9 классы. Подготовка к ЕГЭ. Самостоятельные и контрольные работы. Мастер-класс для учителя. М., «Эксмо».

5.2.3. Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Биология.Человек и его здоровье.

5.2.4. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А. Биология. Человек. Культура здоровья


5.3. Электронные образовательные ресурсы

5.3.1. Электронный учебник, «Лабораторный практикум. Биология. Человек»

5.3.2. http://umlit.ru/catalog/view/108431

5.3.3. Программно-методическое обеспечение биологии в 2013-2014 уч

5.3.4. Программно-методическое обеспечение биологии в 2011-2012 уч

5.3.5. http://www.bestreferat.ru/referat-216304.html




22


Рабочая программа. Биология, "Человек и его здоровье",8 класс.
  • Биология
Описание:

Рабочая программа. Биология, 8 класс. "Человек и его здоровье",  68 часов, 2 часа в неделю. Учебник авторов: А.Г.Драгомиров иР.Д. Маш. 

Структура курса состоит из ерёх частей. В первой  части раскрывается биосоциальная природа человека, оределяется место человека в природе, даётся топография органов, раскрывается предмет и методыанатомии, физиологии и гигиены. проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, клеточное строение, ткани, нервно-гуморальная регуляция.

Во второй части даётся обзор основных систем органов, вводятсясведения об обмене веществ, нервной и эндокринной систеах и их связи, анализаторах, поведении и психике.

В третьей, завершающей части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретённые качества личности: темперамент, характер, спосбности. 

В программе предусмотрены практические и лабораторные работы.

Тренировочные занятия способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти,воображения.

Автор Ондрина Галина Алексеевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 465
Номер материала 52441
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓