Главная / Другое / РАБОЧАЯ ПРОГРАМА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению «Права глазами детей»

РАБОЧАЯ ПРОГРАМА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению «Права глазами детей»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОДГОРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
















РАБОЧАЯ ПРОГРАМА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по социальному направлению
«Права глазами детей»





Составила:

Социальный педагог

МКОУ Подгоренской СОШ №1

Подгоренского района

Воронежской области

Гайкалова Людмила Петровна












2014 год

Пояснительная записка.


Огромное значение на сегодняшний день имеет правовое воспитание школьников. Праву принадлежит особое место в дополнительном образовании, поскольку оно позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности, связанные с развитием мышления и речи, практические навыки действия в социальной сфере. Занятия в дополнительном образовании направленные на правовое воспитание личности оказывают огромное влияние на формирование мировоззрения ребенка.

       Права человека! Права ребенка! Эти фразы прочно вошли в нашу жизнь и прижились в нашем обществе. Но еще звучат реплики, что мы не знаем своих прав, что они не выполняются, что не все понимают значимость этих юридических норм. Правовое воспитание школьников определяется теми изменениями, которые происходят в стране. В современных условиях меняется характер отношений между Государством и Личностью. Появилась возможность проявить себя в экономической и политической областях, реализовать себя как личность, и в то же время значительно возросла ответственность за свою судьбу. Жизненный успех определяется приоритетом таких свойств  личности, как предприимчивость, деловитость, умение быстро и правильно ориентироваться в системе социальных и экономических отношений, их правовом регулировании, действовать в соответствии со своими интересами, не переступая при этом закон. Этим определяется особая значимость правового воспитания как условия становления правовой культуры граждан и укрепления правопорядка. Человек должен с детства расти с прочным пониманием необходимости знаний своих прав, обязанностей и прав других людей, чтобы его действия не наносили вред другим. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных ситуациях. Ребенок должен уважать себя и знать, что закон на его стороне.

Проблема прав и свобод детей – одна из вечных проблем, решаемых человечеством. Важность её решения состоит в том, что осуществление прав личности есть одно из главных условий физического и психологического благополучия подрастающего поколения, его нравственного развития. В этой связи большое значение для позитивной социализации юных имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Одна из важнейших педагогических задач – воспитание ребят, сопричастными к жизни своей страны, своего народа, своей малой Родины.




Форма – факультативное занятие 7 класс.

Вид деятельности – проблемно – целостное общение

Цель:  формирование у учащихся правовой культуры, становление общественно активной,  социально компетентной личности, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободу человека, готовой и умеющей отстаивать и защищать их

Задачи:

·       познакомить учащихся с правовыми нормами  и правовыми терминами,

·      познакомить  детей с правами и обязанностями,

·       научить использовать теоретические знания на практике в повседневной жизни,

·      расширить правовой кругозор учащихся;

. сформировать умение прогнозировать последствия своих поступков.



Ожидаемые результаты:

  • Восполнить пробелы в знаниях учащихся о правах ребенка.


  • Выработка практических навыков и умений правомерного поведения

  • Обсуждение правовых норм стало интересным и актуальным

  • О своих правах учащиеся могут узнать не только от учителей и из СМИ, но и с помощью творческой деятельности освоить азы правоведения самостоятельно.

  • Ответственное отношение к правомерному поведению детей, уважительному отношению к закону и правам других детей.
















Тематическое планирование

п/п

Наименование темы

К-во часов

форма

1

«Права человека – что это?»

1

беседа

2

Мои права – твои права

1

Работа в группах

3

Я - дома, я - в школе, я - среди других

1

интерактивная игра

4

Способы ответственного поведения

1

диспут

5

Как защитить свои права.

1

дискуссия

6

Составление памятки «Кто может меня защитить?».

1

практикум

7

Итоговое занятие «Брейн-ринг»

1

интерактивная игра


итого

7




Содержание

  1. Дать общее представление о правах ребенка, познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина России.

  2. Работа с текстом Конвенции о правах ребенка.

  3. Учащимся предлагается сформулировать права, которые позволят им комфортно чувствовать себя дома, в школе. После выполнения этого задания ученики могут сравнить их с положениями Устава школы и ответить на вопрос: Какими правами, по их мнению, необходимо его дополнить? Учащимся можно предложить самостоятельно подобрать статьи из прессы о реализации и нарушениях прав ребенка. Анализируя их, они определяют, какие права были нарушены.

  4. Чтение и анализ пословиц об ответственности. Назвать примеры из жизни поправимых ошибок. Что можно отнести к непоправимым ошибкам? Почему? О какой ошибке вам труднее вспомнить и говорить? Почему? Что понимаете под словом «ответственность»?

  5. Учитель по очереди всем учащимся предлагает: а) выбрать один из возможных ответов и обосновать свой выбор; б) закончить мысль, предложенную и начатую учителем.

При завершении дискуссии следует обобщить выводы (мнения), которые сделали учащиеся. В идеальном варианте их могли бы сформулировать сами подростки.

  1. Встреча с юристом (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокуратура и т.д.). Составление памятки.

  2. Итоговое занятие.

Задания для «Брейн-ринга»

по теме: «Конвенция о правах ребенка»

Устная разминка

Дайте краткие ответы на вопросы:


1. На какие крупные группы можно разделить международные документы, в том числе о правах человека?

2. В каком году была принята «Декларация о правах ребенка»?

3. В каком году была принята «Конвенция о правах ребенка»?

4. Кем была принята «Конвенция о правах ребенка»?

5. Когда наша страна ратифицировала «Конвенцию о правах ребенка»?

6. Сколько статей включает в себя «Конвенция о правах ребенка»?

7. Кто, согласно Конвенции, является ребенком?

8. Как назывался первый документ, направленный на защиту прав ребенка?

9. С какого момента, согласно Конвенции, ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства?

10. На кого распространяются права, предусмотренные Конвенцией о правах ребенка?

11. В каких случаях, согласно Конвенции, ребенок может быть разлучен с родителями?

12. В чем состоит обязанность государства в отношении реализации прав ребенка на образование?

13. Расшифруйте аббревиатуру ЮНЕСКО?

14. В каких случаях может быть ограничено право ребенка на свободу выражения мнения?





Устный тур

Карточка № 1.

Выберите верные варианты ответов:

Государства-участники Конвенции обязаны:

А. Защищать ребенка от любых форм дискриминации.

Б. Нести ответственность за воспитание ребенка.

В. Принимать необходимые меры по защите прав ребенка.

Г. Обеспечить каждому ребенку получение доступного для него среднего образования.

Карточка № 2.

Выберите верные варианты ответов:

Назовите права, которые ребенок получает с момента рождения:

А. Право на получение гражданства.

Б. Насколько это возможно, право знать своих родителей.

В. Право вступать в ассоциации.

Г. Право на свободу совести.

Карточка № 3.

Выберите верные варианты ответов:

Государства-участники Конвенции обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности. Это положение включает:

А.Образование.

Б. Имя.

В. Гражданство.

Г. Свободу мысли.

Карточка № 4.

Выберите верные варианты ответов:

Государства-участники Конвенции должны принимать все возможные меры для обеспечения того, чтобы дети, не достигшие 15-летнего возраста:

А. Не принимали прямого участия в военных действиях.

Б. Ни при каких обстоятельствах не могли устроиться на работу.

В. Не могли покинуть образовательное учреждение.

Г. Не могли призываться на службу в вооруженных силах.

Карточка № 5.

Верно утверждение (-я):

А. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники Конвенции обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.

Б. Ребенок не имеет права сохранять связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.

1) только А;

2) только Б;

3) и А, и Б;

4) ни А, ни Б.

Карточка № 6.

Верно утверждение (-я):

А. Родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка.

Б. Государство должно оказывать надлежащую помощь родителям в воспитании детей.

1) только А; 2) только Б;

3) и А, и Б; 4) ни А, ни Б.

Карточка № 7.

Дайте определение понятия «Организация Объединенных Наций» (ООН).

Карточка № 8.

Дайте определение понятия «декларация».

Карточка № 9.

Дайте определение понятия «конвенция».

Карточка № 10.

Дайте определение понятия «ратификация».

Карточка № 11.

Дайте определение понятия «гражданство».

Карточка № 12.

Дайте определение понятия «семья».

Карточка № 13.

Заполните пропуски:

Государства-участники Конвенции признают, что каждый ребенок имеет _________ право на _______.

Карточка № 14.

Заполните пропуски:

Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется _________ обеспечению _________ ребенка.

Карточка № 15.

Дополните список:

Защита права ребенка на личную жизнь:

Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на:

А. Личную жизнь.

Б. Семейную жизнь.

В.

Г.

Д.

Карточка № 16.

Дополните список:

Право ребенка на отдых, досуг и культурную жизнь:

Государства-участники признают право ребенка на:

А. Отдых и досуг.

Б.

В.

Г.

Ответы к заданиям и критерии оценивания

Разминка

задания

Ответ

Критерии оценки ответов в баллах

1.

Декларации и конвенции

1

2.

1959 г.

1

3.

1989 г.

1

4.

Генеральной Ассамблеей ООН

1

5.

1990 г.

1

6.

54

1

7.

Каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее

1

8.

Женевская Декларация прав ребенка

1

9.

С момента рождения

1

10.

На всех детей без исключения

1

11.

Когда это противоречит наилучшим интересам ребенка

1

12.

Обязанность государства состоит в обеспечении бесплатного и обязательного начального образования, в поощрении среднего образования, доступного для каждого ребенка, и в обеспечении доступности высшего образования для всех на основе способностей

1

13.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры

1

14.

Могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы: а) для уважения прав и репутации других лиц или: б) для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья ли нравственности населения

1



Максимальное количество баллов за разминку – 14



Устный тур.

карточки

Ответ

Критерии оценки ответов в баллах

1.

А, В

2 (по 1 баллу за каждый верный ответ)

2.

А, Б

2 (по 1 баллу за каждый верный ответ)

3.

Б, В

2 (по 1 баллу за каждый верный ответ)

4.

А, Г

2 (по 1 баллу за каждый верный ответ)

5.

1

1

6.

3

1

7.

Международная организация, объединение государств, созданное в 1945 г. для поддержания и укрепления мира и безопасности, развития сотрудничества между народами и государствами

4 (за полный ответ; если есть неточности, не искажающие смысл формулировки – 3 балла)

8.

Провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации

4 (за полный ответ; если есть неточности, не искажающие смысл формулировки – 3 балла)

9.

Международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились

4 (за полный ответ; если есть неточности, не искажающие смысл формулировки – 3 балла)

10.

Утверждение органами верховной законодательной власти государства международных договоров или соглашений, придающее документу юридическую силу

4 (за полный ответ; если есть неточности, не искажающие смысл формулировки – 3 балла)

11.

Устойчивая правовая и политическая связь человека с государством, политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству

4 (за полный ответ; если есть неточности, не искажающие смысл формулировки – 3 балла)

12.

Группа лиц, существующая на основе брака, родства, принятия детей на воспитание и характеризующаяся общностью жизни, интересов, взаимной заботой

4 (за полный ответ; если есть неточности, не искажающие смысл формулировки – 3 балла)

13.

Неотъемлемое; жизнь

2 (по 1 баллу за каждое слово)

14.

Наилучшему; интересов

2 (по 1 баллу за каждое слово)

15.

В. Неприкосновенность жилища

Г. Тайну корреспонденции

Д. Незаконного посягательства на его честь и репутацию

3 (по 1 баллу за каждую верно указанную позицию)

16.

Б. Участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту

В. Свободно участвовать в культурной жизни

Г. Заниматься искусством

3 (по 1 баллу за каждую верно указанную позицию)



Максимальное количество баллов за первый (устный) тур – 44























Литература.



  1. Конституция РФ 1993г.


  1. Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.


  1. Декларация прав ребенка 1959 г.


  1. Конвенция о правах ребенка 1989 г.


  1. Семейный кодекс РФ


  1. Уголовный кодекс РФ


  1. Гражданский кодекс РФ


  1. Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»


  1. Постановление президента «Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей»





























 

Универсальные

 

                      

Результат формирования УУД


Личностные действия

 


Сформированность внутренней позиции школьника, гражданская ответственность, правовое самосознание, духовность и культура, толерантность, наличие морально-этических установок, основанных на общечеловеческих ценностях.


Регулятивные действия


Овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить

 соответствующие коррективы в их выполнение, способность к моральной самооценке,

принимать  самостоятельное решение в конкретных жизненных ситуациях, связанных с нарушением прав ребенка.

 


Познавательные действия


Приобретение правовых знаний, которые позволяют эффективно решать проблемы,

 представления о правах и обязанностях.

 




Коммуникативные действия

 



Способность учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, не

ущемляя прав других, эмоционально нравственная регуляция поведения в конфликтных ситуациях



РАБОЧАЯ ПРОГРАМА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению «Права глазами детей»
  • Другое
Описание:

Права человека! Права ребенка! Эти фразы прочно вошли в нашу жизнь и прижились в нашем обществе. Но еще звучат реплики, что мы не знаем своих прав, что они не выполняются, что не все понимают значимость этих юридических норм. Правовое воспитание школьников определяется теми изменениями, которые происходят в стране. В современных условиях меняется характер отношений между Государством и Личностью. Появилась возможность проявить себя в экономической и политической областях, реализовать себя как личность, и в то же время значительно возросла ответственность за свою судьбу. Жизненный успех определяется приоритетом таких свойств  личности, как предприимчивость, деловитость, умение быстро и правильно ориентироваться в системе социальных и экономических отношений, их правовом регулировании, действовать в соответствии со своими интересами, не переступая при этом закон. Этим определяется особая значимость правового воспитания как условия становления правовой культуры граждан и укрепления правопорядка. Человек должен с детства расти с прочным пониманием необходимости знаний своих прав, обязанностей и прав других людей, чтобы его действия не наносили вред другим. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных ситуациях. Ребенок должен уважать себя и знать, что закон на его стороне.

 

Автор Гайкалова Людмила Петровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 289
Номер материала 48414
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓