Главная / Физика / рабочая прогр. по физике 7 кл

рабочая прогр. по физике 7 кл


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета физики для 7 класса МБОУ Дятьковская средняя общеобразовательная школа № 3 Брянской области составлена на основе

  • Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  • Федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

1. Учебник: А.В. Пёрышкин, ДРОФА, 2009 г.

2. Сборник задач: А.В. Пёрышкин, Астрель, 2011г.

На изучение физики на базовом уровне согласно Федеральному базисному плану отводится 70 часов (2 часа в неделю).

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 час (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


В результате изучения физики ученик 7 класса должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро,

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохране­ния импульса и механической энергии

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изда­ний, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:

  • для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

  • контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

Обязательный минимум содержания

курса физики 7 класса

Механика

Явления: механическое движение, свободное падение, инерция, упругая деформация, тяготение, трение, атмосферное давление.

Понятия и величины: относительность движения, траектория, скорость, масса, сила, давление, работа силы, мощность, коэффициент полезного действия.

Модели: материальная точка.

Законы: Паскаля, Архимеда.

Методы: исследования механических явлений; описания механического движения; измерения расстояния, времени, объема, массы, силы.

Задачи на применение законов Паскаля, Архимеда, правила моментов для анализа ситуаций и расчета.

Применения: простые механизмы, измерительная линейка, часы, динамометр, весы, мерный цилиндр.

Молекулярная физика, термодинамика

Явления: диффузия.

Понятия и величины: температура, плотность, КПД.

Модели: дискретность структуры газа, жидкости и твердого тела, хаотичность, непрерывность движения и взаимодействие частиц вещества.

Методы: измерения плотности вещества, давления воздуха.

Задачи на модели строения вещества, давление воздуха.

Применения: термометр, барометр.

Требования к уровню подготовки

учащихся, окончивших 7 класс

1. Владеть методами научного познания.

1.1. Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.

1.2. Измерять: температуру, массу, объем, силу (упругости, тяжести, трения скольжения), расстояние, промежуток времени, плотность.

1.3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков:

силы упругости от удлинения пружины;

массы вещества при разных его объемах.

1.4. Объяснять результаты наблюдений и экспериментов:

большую сжимаемость газов;

малую сжимаемость жидкостей и твердых тел.

1.5. Выявлять эмпирические закономерности:

зависимость силы тяжести от массы тела;

зависимость массы тела от его объема.

2. Формулировать физические законы и условия их применимости.

2.1. Вычислять равнодействующую силу.

2.2. Объяснять изменение скорости при свободном падении.

3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической).

3.1. Приводить примеры:

  • зависимости скорости движения одного и того же тела, а также его траектории от выбора системы отсчета;

  • деформации тел при взаимодействии;

  • опытов, подтверждающих основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества.

3.2. Читать и пересказывать текст учебника.

3.3. Выделять главную мысль в прочитанном тексте.

3.4. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.

3.5. Конспектировать прочитанный текст.

3.6. Определять промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам.

3.7. Определять по графику зависимости координаты от времени координату тела в данный момент времени.

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая.

Время, выделяемое на изучение отдельных тем, в программе считается примерным, поэтому считаю его распределить следующим образом:


Учебно-тематический план


п/п

Название разделов и тем

Всего часов

Из них

Л/р

К/р

Введение

4

1


Строение вещества

6

1


Движение и взаимодействие тел

21

4

3

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

25

2

3

Работа и мощность. Энергия

12

2

1

Итоговое повторение

2




Итого

70

10

7



Введение (4 ч)

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)

Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Движение и взаимодействие тел. (21 ч)

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.

Давление твердых тел, газов, жидкостей. (25 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.

Работа и мощность. Энергия. (12 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Итоговое повторение (2 ч)



Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Дата по плану

Дата фактич.

Примечание

Инструктаж по технике безопасности. Что изучает физика. Наблюдения и опыты.




Физические величины. Измерение физических величин




Точность и погрешность измерений




Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»




Строение вещества. Молекулы.




Лабораторная работа №2 «Измерение молекул малых тел»




Взаимное притяжение и отталкивание молекул.




Агрегатные состояния вещества




Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов




Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах




Механическое движение




Равномерное и неравномерное движение




Скорость. Единицы скорости




Расчёт пути и времени движения




Решение задач по темам «Расчёт пути и времени движения», «Скорость»




Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение»




Инерция. Взаимодействие тел




Масса тела. Единицы массы.




Измерение массы тела на весах. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»




Плотность вещества.




Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа №5 «Определение плотности твёрдого тела»




Расчёт массы и объёма тела по его плотности




Решение задач по теме «Плотность вещества. Масса тела. Объём»




Контрольная работа №2 по теме «Плотность вещества. Масса. Объём»




Сила




Явление тяготения. Сила тяжести. Вес тела




Сила упругости. Закон Гука




Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.




Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»




Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил




Сила трения. Трение покоя




Контрольная работа №3 по теме «Сила тяжести. Вес тела»




Давление. Единицы давления




Способы уменьшения и увеличения давления




Давление газа. Закон Паскаля




Давление в жидкости и газе. Кратковременная контрольная работа №4 по теме «Давление. Закон Паскаля»




Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.




Решение задач по теме «Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда»




Сообщающиеся сосуды




Вес воздуха. Атмосферное давление. Воздушная оболочка Земли




Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли




Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах




Манометры. Кратковременная к/р. №5 по теме «Давлениие в жидкости и газе»




Поршневой жидкостный насос




Гидравлический пресс




Решение задач по теме «Гидравлический пресс»




Действие жидкости и газа на погруженное в них тело




Архимедова сила




Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы»




Плавание тел




Решение задач по теме «Определение архимедовой силы и условия плавания тел»




Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»




Плавание судов. Воздухоплавание




Решение задач по теме «Выяснение условий плавания тела в жидкости»




Обобщающий урок по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»




Контрольная работа №6 по теме «Давление твёрдых тел и газов»




Механическая работа. Единицы работы




Мощность. Единицы мощности




Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность»




Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе




Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага»




Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики




Решение задач на «золотое правило» механики




Коэффициент полезного действия механизма




Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»




Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.




Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии




Контрольная работа №7 по теме «Работа и мощность»




Повторение




Повторение





График контрольных и лабораторных работ-7 класс


Введение


л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Определение цены деления измерительного прибора





Строение вещества


л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Измерение молекул малых тел





Взаимодействие тел


л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Измерение массы на рычажных весах


Механическое движение.


Измерение объема тела.

Измерение плотности твердого тела


Плотность вещества. Масса. Объём


Градуирование пружины и измерение сил динамометром


Сила тяжести. Вес тела



Давление твердых тел, жидкостей и газов


л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело


Давление. Закон Паскаля


Выяснение условий плавания тела


Давление в жидкости и газе




Давление твёрдых тел и газов



Работа. Мощность. Энергия


л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Выяснение условий равновесия рычага


Работа и Мощность.


Определение КПД наклонной плоскости





Литература

  1. Пёрышкин А.В. «Физика. 7 класс» учебник – М.: Дрофа, 2009;

  2. Пёрышкин А.В. «Сборник задач по физике 7-9» - М.: Астрель, 2011;

  3. Громцева О.И. «Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс» - М.: Экзамен, 2012;

  4. Марон А.Е., Марон Е.А. «Физика. 7 класс» дидактические материалы - М.: Дрофа, 2006;

  5. Марон Е.А «Опорные конспекты и разноуровневые задания» - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009;

  6. Минькова Р.Д. «Рабочая тетрадь по физике 7 класс» - М.: Экзамен, 2012;


рабочая прогр. по физике 7 кл
  • Физика
Описание:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета физики для 7 класса  составлена на основе

·      Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004;

Федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях. 

На изучение физики на базовом уровне согласно Федеральному базисному плану отводится 70 часов (2 часа в неделю).

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Автор Балашова Кристина Вячеславовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Физика
Подраздел Планирования
Просмотров 566
Номер материала 2916
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓