Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
Сосновская
средняя общеобразовательная школа №1
Принято
Педагогическим Советом.
Протокол
от
|
Утверждаю.
Директор
МБОУ Сосновской СОШ №1
А.
В. Андриенко
Приказ
от
|
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по
всеобщей истории
для
8 «а» класса
на
2013-2014 учебный год
составитель:
Мялкина Галина Васильевна, учитель истории
первой квалификационной категории
п.
Сосновское
2013
Пояснительная
записка
Программа составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования(2004 г.).
Образовательная система «Школа-2100». Сборник программ
под.ред. Д. И. Фельдштейна — М.: Баласс, 2008. Программа «Всеобщая и российская
история». 5-9 кл. Д. Д. Данилов и др.
Основной задачей курса
является подготовка обучающихся на уровне требований, предъявляемых
Образовательным стандартом основного общего образования по всеобщей истории
(2004). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный компонент), курс
рассчитан на изучение в 5-9 классе общеобразовательной средней школы общим
объемом 195 учебных часов.
В цели курса входит: развивать умения по применению исторических знаний в жизни:
1-я
и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие
современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия Новой
истории XIX – начала XX века как в России, так и в мире в целом.
3-я
линия развития. Рассматривать в развитии процессы
модернизации, формирования индустриального общества на Западе, в России и на
Востоке, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые
зародились в XIX – начале XX века.
4-я
линия развития. Делать нравственный выбор (и объяснять его)
в ситуациях значительных общественных перемен, смены традиций и системы
ценностей, которые были характерны для мировой и российской истории в XIX –
начале XX века.
5-я
линия развития. Делать мировоззренческий и
гражданско-патриотический выбор (подтверждать его аргументами и фактами) в ситуациях
резких общественных перемен, быстрой смены традиций и системы ценностей,
которые были характерны для мировой и российской истории в эпоху XIX – начала
XX века. В дискуссии с теми, кто придерживается иных оценок, обосновывать свою
позицию аргументами и фактами, сравнивать свою позицию и иную, учиться
договариваться с людьми иных позиций.
КОМПЕТЕНЦИИ
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
|
умения в связной монологической форме
пересказать текст учебника,
воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя;
|
умения раскрыть содержание иллюстрации, схемы, карты;
|
|
|
ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
|
- умения сравнивать исторические явления в
различных странах, выделяя
сходство и различия;
|
- умения давать самостоятельную оценку
историческим явлениям, событиям
и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
|
- умения спорить и отстаивать свои взгляды;
|
- умения анализировать исторический
источник;
|
-
умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и диахронность
событий и явлений;
|
-
умения читать историческую карту, определять
местоположение историко-географических объектов.
|
Содержание данной программы согласовано с содержанием
Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки
Российской Федерации.
Тематический
план
№
темы
|
Название
темы
|
Содержание
темы
|
Требования
к уровню подготовки обучающихся по теме
|
Количество
часов
|
1
|
Вводная
тема..
|
Вопрос
о принципиальных отличиях Нового времени. Модернизация – переход от
аграрного к индустриальному обществу.
Основные идеи эпохи Просвещения и их реализация в ходе Великой
французской революции. Вопрос о целях и средствах в общественном прогрессе
|
·
Учиться добывать, сопоставлять и критически проверять
историческую информацию, полученную из различных источников (в том числе
Интернет, СМИ и т.д.).
·
Разделять российскую и всеобщую историю Нового времени на
этапы и объяснять выбранное деление.
·
Определять уровень развития общества, используя понятия:
аграрное общество, модернизация, индустриальное общество.
·
Определять и доказывать собственное мнение о цели и значении
модернизации России XIX – начала XX века.
·
В ходе решения учебных задач классифицировать и обобщать
понятия (явления), развившиеся в эпоху Нового времени: в экономике –
капиталистические отношения, промышленный переворот; в общественном делении –
классы, гражданское общество; в государственной жизни – революция, реформы,
консерватизм, либерализм, социализм; в культуре – научная картина мира и т.д.
|
2
|
2
|
Тема 1. Особенности западной цивилизации XIX века. 1800–1880-е
годы.
|
Возникновение научной картины мира: атомная
теория строения вещества, периодическая система химических элементов Д.Менделеева,
клеточная теория строения живых организмов, эволюционная теория
Ч.Дарвина. Изменение взгляда человека на общество и природу: «мир не храм,
а мастерская!» Технический прогресс в Новое время как
принципиальное расширение возможностей человечества: паровоз и пароход,
телеграф и телефон, система электроосвещения и другие достижения. Промышленный
переворот и его социальные последствия: утверждение капиталистических
отношений, развитие фабричного машинного производства и мирового рынка,
классы буржуазии и пролетариата и противоречия между ними.
Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма: основные идейные отличия в целях и средствах. Марксизм
(К.Маркс, и Ф.Энгельс) – вариант социалистического учения, коммунизм. Культурное
наследие Нового времени: смена основных художественных стилей западной
цивилизации XIX века: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Их
идейные отличия и основные достижения в литературе и искусстве.
Урок повторения
|
·
Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции
гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных
общественных деятелей во времена реформ, революций, войн XIX – начала XX
века.
·
Учиться добывать, сопоставлять и критически проверять
историческую информацию, полученную из различных источников (в том числе
Интернет, СМИ и т.д.).
|
5
|
3
|
Тема 2. Разрушение аграрного общества Европы. 1799–1849 гг.
|
Наполеон Бонапарт (годы правления
1799–1815 гг.), судьба и особенности личности. Империя Наполеона во Франции
(1804 г.), Гражданский кодекс. Наполеоновские войны в Европе: причины,
основные события (1805, 1812, 1815 гг.), последствия: утрата национальной
независимости и уничтожение преград на пути перехода от аграрного к
индустриальному обществу в Европе. Венский конгресс 1815 г.: противоречия
между великими державами, установление новых границ и правил международных
отношений Нового времени. Реставрация дореволюционных монархий и
Священный Союз.
Варианты перехода от аграрного к индустриальному обществу в
Европе: парламентские реформы и рабочее чартистское движение в Англии, революции
в континентальной Европе. Восточный вопрос международных европейских
отношений. Европейские революции 1848–1849 гг.: причины, основные
события в разных странах, результаты.
|
·
Определять основные причины и следствия модернизации в странах
Запада, в России и на Востоке; а также реформ, революций и колониальных войн.
·
Предлагать варианты мотивов поступков как известных
исторических личностей, так и представителей различных общественных слоев и
цивилизаций Нового времени.
|
6
|
|
Обобщение
и контроль
|
|
|
2
|
4
|
Тема
3. Модернизация стран Запада к 1880-м годам.
|
Национальные идеи и образование единых государств в Германии (1871 г.) и Италии (1861 г.): причины, основные
события и результаты (Итальянское королевство и Германская империя). Роль
О. фон Бисмарка (особенности личности и политических взглядов). Роль
Д.Гарибальди. Борьба народов Юго-Восточной Европы за независимость от
Османской империи и образование национальных государств.
Ускорение модернизации и формирование индустриального общества
в ведущих европейских странах. Социальный реформизм во второй половине XIX
в.: расширение избирательных прав, появление профсоюзов рабочих и рост их
влияния. Рост общественных противоречий: парламентская борьба в Англии,
Парижская коммуна, социал-демократическая партия Германии. Превращение США в
великую державу. Гражданская война в США (1861–1865 гг.): причины
противоречий Севера и Юга, основные события, результаты (отмена
рабства и ускорение модернизации Юга). Роль А. Линкольна (особенности
личности и политические взгляды).
|
·
Давать и подтверждать аргументами и фактами собственные оценки
действиям деятелей всеобщей и российской истории (в том числе безымянным) по
защите своей родины, изменению общественных порядков.
·
Вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов
и оценок прошлого. Различать в исторических текстах (речи): мнения,
доказательства (аргументы), факты, гипотезы (предположения). Отстаивая свою
позицию, выдвигать контраргументы и перефразировать мысль. Уметь взглянуть на
ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.
·
Определять свое собственное отношение к разным позициям в
спорах и конфликтах эпохи Нового времени. Находить или предлагать варианты
терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в
современности.
|
5
|
5
|
Тема
4. Мир за пределами западной цивилизации. 1800–1880-е годы.
|
Индустриальный Запад и аграрный Восток в XIX веке: колонизация
и создание колониальных империй. Судьба Тропической Африки.
Провозглашение независимых государств в Латинской Америке (Симон Боливар,
полуколониальное положение).
Нарастание кризисных явлений в традиционных аграрных обществах
Востока: проникновение европейцев и их порядков в страны исламского мира,
превращение Индии в колонию Британской империи (причины и последствия),
принудительное «открытие» Китая и Японии для контактов с европейцами. Черты
модернизации в странах Востока.
Начало модернизации в Японии:
причины и цели, восстановление власти императора (Муцухито), основные
реформы Мейдзи (с 1868 г.), первые результаты и особенности японской
модернизации.
Уроки повторения
|
·
В ходе решения учебных задач классифицировать и обобщать
понятия (явления), развившиеся в эпоху Нового времени: в экономике –
капиталистические отношения, промышленный переворот; в общественном делении –
классы, гражданское общество; в государственной жизни – революция, реформы,
консерватизм, либерализм, социализм; в культуре – научная картина мира и т.д.
|
7
|
6
|
Тема
5. На пороге общечеловеческой цивилизации (рубеж XIX–XX веков).
|
Научно-технический прогресс
на рубеже XIX–XX веков и рост возможностей человечества (двигатель
внутреннего сгорания, революция в естествознании и другие достижения).
Монополистический капитализм: монополии, финансовая олигархия,
массовое производство. Духовный кризис индустриального общества на рубеже
XIX–XX вв.: противоречия между высокой культурой («модерн») и запросами
массовой культуры, снижение значения моральных ценностей в условиях
монополистического капитализма.
Обострение противоречий в развитии индустриального общества в условиях монополистического капитализма: экономические
кризисы, рост социального недовольства, борьба за демократизацию общества,
усиление популярности социалистических идей и разделение социалистов на
революционное и реформистское крыло. Социальный реформизм в начале XX
века: расширение избирательных прав, деятельности профсоюзов и массовых
политических партий, начало создания государственной системы социального
обеспечения и регуляции отношений труда и капитала.
Кризис традиционного аграрного общества в странах Азии на
рубеже XIX–XX вв. и рост антиколониальных выступлений: революции в Турции
и Иране, массовое движение в Индии, революция в Китае (с 1911 г.).
Завершение колониального раздела мира и противоречия между
великими державами в колониях и в Европе. Начало
борьбы за передел мира: первые войны за передел мира, образование
противостоящих блоков Тройственного союза (к 1882 г.) и Антанты (к 1907 г.). Гонка
вооружений и усиление военных настроений.
|
·
Давать и подтверждать аргументами и фактами собственные оценки
действиям деятелей всеобщей и российской истории (в том числе безымянным) по
защите своей родины, изменению общественных порядков.
·
Вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов
и оценок прошлого. Различать в исторических текстах (речи): мнения,
доказательства (аргументы), факты, гипотезы (предположения). Отстаивая свою
позицию, выдвигать контраргументы и перефразировать мысль. Уметь взглянуть на
ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.
·
Определять свое собственное отношение к разным позициям в
спорах и конфликтах эпохи Нового времени. Находить или предлагать варианты
терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в
современности.
|
4
|
|
Обобщение
и контроль
|
|
|
3
|
Контрольные
работы: 4
Ресурсное
обеспечение рабочей программы
1.
Учебник: Данилов Д. Д Всеобщая история. История Нового
времени. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Д.Д.Данилов,
А.В.Кузнецов, С.С.Кузнецов, А.В.Репников, В.А.Рогожкин. - М.: Баласс, 2012
г., 304 с.
2.
Малкова Л.А., Миничева С.В., Данилов Д.Д. Российская и
Всеобщая история. 8 класс: методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс,
2010.-385с.
3. Медиаресурсы: презентации к урокам по темам.
Календарно-тематическое
планирование
№
|
Тема
урока
|
Число
часов
|
Дата
проведения
|
Корректировка
|
1
|
Введение.
Почему Новое время назвали «новым»?
|
1
|
|
|
2
|
Введение.
Век Просвещения – гильотина «старому порядку»
|
1
|
|
|
|
Тема
1. Особенности западной цивилизации
XIX
века (1800–1880_е годы)
|
5
|
|
|
3
|
Наука
и техника превращают природу в мастер_
скую
|
1
|
|
|
4
|
Капиталисты
и рабочие создают капиталистиче_
скую
экономику
|
1
|
|
|
5
|
Консерваторы,
либералы и социалисты спорят о
будущем
общества
|
1
|
|
|
6
|
Искусство
XIX века – «зеркало» меняющейся
жизни
|
1
|
|
|
7
|
Урок
повторения
|
|
|
|
|
Тема
2. Разрушение аграрного общества
в
Европе (1799–1849 гг.)
|
8
|
|
|
8
|
Создание
империи Наполеона
|
1
|
|
|
9
|
Крах
империи Наполеона
|
1
|
|
|
10
|
Венский
конгресс – новая система международных отношений
|
1
|
|
|
11
|
Варианты
развития европейских стран
|
1
|
|
|
12-13
|
Европейские
революции 1848–1849 годов
|
2
|
|
|
14-15
|
Повторительно-обобщающий
урок: «Общий
взгляд
на рождение индустриального Запада»
Контрольная
работа.
|
2
|
|
|
|
Тема
3. Модернизация стран Запада
к
1880_м годам
|
5
|
|
|
16-17
|
Новые
национальные государства в Европе
|
2
|
|
|
18
|
Модернизация
лидеров Западной Европы
|
1
|
|
|
19-20
|
США
в XIX веке: через гражданскую войну к статусу мировой державы
|
2
|
|
|
|
Тема
4. Мир за пределами западной
цивилизации
(1800–1880_е годы)
|
5
|
|
|
21
|
Западные
державы колонизируют мир
|
1
|
|
|
22
|
Исламский
Восток в XIX веке: борьба с колонизаторами
|
1
|
|
|
23
|
Индия
– «жемчужина в короне Британской империи»
|
1
|
|
|
24
|
Китай
в XIX веке: от империи к полуколонии
|
1
|
|
|
25
|
Япония:
от закрытой страны к европейской мо_
дернизации
|
1
|
|
|
26-27
|
Повторительно-обобщающий
урок.
Контрольная
работа.
|
2
|
|
|
|
Тема
5. На пороге общечеловеческой
цивилизации
(рубеж XIX–XX веков)
|
4
|
|
|
28
|
Бурные
перемены в индустриальном обществе
Запада
|
1
|
|
|
29
|
Демократизация
стран Запада на рубеже
XIX–XX
веков
|
1
|
|
|
30
|
Успехи
модернизации в колониальном мире
|
1
|
|
|
32
|
Путь
к мировой войне
|
1
|
|
|
33-34
|
Повторительно_обобщающий
урок «Общий
взгляд
на победу индустриального общества»
|
2
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.