Главная / История / Рабочая прграмма по истории Средних веков 6 класс

Рабочая прграмма по истории Средних веков 6 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории.

История Средних веков (6 класс).

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федеральной Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования . Рабочая программа рассчитана на 28 часов. На основе примерной программы основного общего образования по истории.// Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова. История. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов.- М.: Вентана-Граф, 2007//

Данная программа призвана осуществлять следующие цели и задачи МОУ «СОШ №3» :

Основные цели деятельности Школы - формирование общей культуры личности обучающихся их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, любви к Родине.


Основные задачи Школы и педагогического коллектива:


  • формирование общей культуры личности обучающихся , их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни;

  • обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования;

  • обучение, воспитание и формирование духовно-развитой, интеллектуальной, нравственно-убежденной личности.

Школа руководствуется в своей деятельности новейшими педагогическими технологиями.

Основное общее образование (вторая ступень) создает условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.


Основной целью курса Истории средних веков в 6 классе является изучение учебного материала по истории средних веков стран Европы, Азии, Африки и Америки учащимися 6-го основной общеобразовательной школы перед тем, как они начнут изучение Отечественной истории того же периода. Кроме того, изучение истории предполагает в качестве желательных результатов процесса обучения формирование у учащихся:

-во-первых, теоретического исторического мировоззрения и мышления;

-во-вторых, необходимых ЗУНов ;

- в-третьих, творческого и квазиисследовательского подхода к изучению истории; личностного отношения к предмету, высокого уровня мотивации учебной деятельности.

В цели курса так же входит:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие средневековых обществ, различные формы социального и политического строя;

- показать наиболее яркие личности Средневековья и их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину;

- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов Средневековья оставил позитивный след в истории человечества. Последнее даёт возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Задачи курса–создать учащимся возможности для

воспитания патриотизма, уважения к истории и традициям разных стран и народов, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

освоения знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности (т.е. формирование общеучебных ЗУНов, определяемых Обязательным минимумом исторического образования и ГОСТом);

овладения элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации (т.е. формирование новых и закрепление ранее приобретенных СУДов, в том числе самостоятельного исторического синтеза и анализа (текстов и др. документов, причинно-следственных связей, целей и результатов, конкретных исторических ситуаций и пр.); обобщения, сопоставления различных фактов, явлений, оценок, суждений, гипотез и пр. (в том числе и с учетом элементов историографии); использования различных источников информации, включая INTERNET);

формирования ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

применени знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран;

Основными принципами данного курса являются:

- многофакторный подход к истории, позволяющий раскрыть сложность и многомерность истории Средневековья;

- внимание к личностно-психологическим аспектам истории через раскрытие персоналий;

- сравнение исторических процессов, происходящих в различных странах и регионах;

- развитие патриотических чувств, формирование гражданских качеств учащихся;

- развитие личностных качеств учащихся, предоставление им возможности вырабатывать, раскрывать, обосновывать, отстаивать собственные взгляды и убеждения, с учетом изученных фактов, теорий, гипотез, мнений и суждений;

- ориентация на проблемное изложение курса с учетом блочно-модульной подачи материала, с использованием различных ТСО (видео, мультимедиа и пр.), различных источников информации, разнообразных форм и методов организации УД, в первую очередь, самостоятельной работы учащихся.

Требования к уровню подготовки:

- умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

- умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;

- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

- умения спорить и отстаивать свои взгляды;

- умения анализировать исторические источники;

- умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;

- умения читать историческую карту, определять местоположение историко – географических объектов.

Таким образом, приоритетной целью является необходимость создания при изучении истории средних веков благоприятных условий школьникам не только для развития теоретического мировоззрения, но и умения самостоятельно  решать возникающие проблемы, ставить перед собой личностно-значимые задачи, находить им решения, а так же развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся.

Учебно-методические материалы по курсу.

I.Учебники, учебные пособия для учащихся:

1.Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков», М., «Просвещение»;

II. Дополнительные материалы, хрестоматии, сборники и т.п.:

1.История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В.П. Будановой. М., «Эксмо-Пресс», 1999 г.

2.Книга для чтения по истории Средних веков / под ред. С.А. Сказкина. Ч.IМ., «Просвещение», 1969 г.

3.Книга для чтения по истории Средних веков: Пособие для учащихся / сост. Н.И. Запорожец; под ред. А.А. Сванидзе М., 1986 г.

4.Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков (V-XVвв.). ЧастьI. М., 1980 г.

5.Художественно-историческая хрестоматия. Средние века / рецензенты Н.И. Запорожец, И.Я. Лернер, М., «Просвещение», 1965 г.

III. Учебно-методическая литература:

1.Агафонов С.В. «Схемы по всеобщей истории. 6 класс», М., «Русское слово», 2005 г.

2.Арасланова О.В., Соловьев К.А. «Поурочные разработки по истории средних веков», универсальное пособие, 6 класс, М., «ВАКО», 2007 г. (в технологических картах проверочные тесты из данного пособия помечены *)

3.Биберина А.В. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории средних веков (V – конец XV в.), 6 класс», М., «Сфера», 2000 г. (в технологических картах данные тесты помечены **);

4.Донской Г.М. «Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков», М., «Просвещение», 1992 г.;

5.Задания по курсу истории Средних веков. М., ЛКМИ-«Метар», 1992 г.;

6Колесниченко Н.Ю. «История средних веков. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, 6 класс», Волгоград, «Учитель», 2007 г.;

7.Кулагина Г.А. «Сто игр по истории», М., 1983 г.;

8.Лебедева И.М. «организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах». Книга для учителя: из опыта работы. М., 1990 г.;

9.Никифоров Д.Н.«Альбом по истории культуры Средних веков», М.,1959 г.;

10Петрова Н.Г. «История средних веков. Книга для учителя», учебно-методические материалы, М., «Русское слово», 2002 г.;

11.Смирнов С.Г. «Задачник по истории Средних веков», М., 1995 г.;

12.«Тематический контроль по истории. Средние века», М, «Интеллект-центр» (в технологических картах данные тесты помечены ***);

13 Цветкова Г.А. «Дидактические материалы по истории Средних веков. 6 класс», М., «Владос», 2003 г.

IV. Дополнительная научно-познавательная литература для школьников.


1.«Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История».

М., 2000 г.;

2.Ионина Н.А. «100 великих городов мира», М., 2001 г.;

3.«История географических открытий. География». М., «Аванта+», 2000 г.;

4.Огнева О. «Рыцари. Турниры. Оружие.», энциклопедия. М., 2000 г.;

5.«Школьная энциклопедия. История Средних веков». М., 2003 г.;

6.«Энциклопедия для детей. Всемирная история». Т.1, М., «Аванта+», 2000 г.;

7.«Энциклопедия для детей. Искусство». Т.7, М., «Аванта+», 1998 г.;

8.«Энциклопедия для детей. Техника». Т.14, М., «Аванта+», 2003 г.;

9.«Энциклопедия для детей. Всемирная литература». Т.15, М., «Аванта+», 2000 г.;

10. «Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история» / сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М., 1994 г.;

11. «Я познаю мир. Города мира», Энциклопедия. М., 2000 г.;

12. «Я познаю мир. История», Энциклопедия. М., 2002 г.;

13. «Я познаю мир. Этикет, обычаи, быт», Энциклопедия. М., 2002 г.;

14. «Рыцари»; «В средневековом замке», М., «Олма-Пресс», 2000 г.






Содержание изучаемого курса

по истории Средних веков 6 класс (28ч.)

Введение (1ч)

Происхождение понятия «Средние века»«Светлый» и «темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков.

Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные.

Роль археологии в изучении истории Средних веков.

РАЗДЕЛ I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (9ч)

Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (4 ч)

Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и

отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание

Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством.

«Салическая правда». Принятие франками христианства.

Изменения в положении церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и

формирование христианской ортодоксии. Отцы Церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство.

Формирование и состав христианского канона. Структура и иерархия духовенства. Воз-

никновение папства. Церковный приход. Монашество. Бенедиктинский устав. Жизнь

средневекового монастыря.

Франкское государство в VI—VIII вв. Усиление власти майор-Домов. Карл Мартелл и его

бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла

Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей.

Верденский раздел, его причины и значение.

Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства

викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке.

Франция и Германия в IX—XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба

германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и

создание Священной Римской империи. Императоры и церковь.

Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия.

Система образования. «Каролингское возрождение». Книга в раннее Средневековье.

Историческая роль раннесредневековой культуры Западной Европы.

Тема 2. Византия и славянский мир (3ч)

Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной.

Территория и население. Константинополь — столица Византии и воплощение еемогущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при

Юстиниане. Судьба Византии в VII—XI вв. Взаимоотношения с Русью.

Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты

византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез

искусств. Византийская иконопись. Борьба иконоборцев и иконопочитателей.

Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание

славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие

христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Зна-

чение принятия христианства. Создание славянской письменности.

Тема 3. Арабский мир в VI—XI вв. (2 ч)

Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь

Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам.

Коран. Обязанности мусульман.

Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Сунниты и

шииты. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль

арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура

повседневной жизни.

РАЗДЕЛ II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (7 ч)

Тема 4. Феодальное общество (2ч)

Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства.

Сословия: теория и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие

феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия.

Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание,

занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской

чести. Куртуазность.

Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина.

Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура

крестьян.

Тема 5. Средневековый город (1ч)

Упадок городской жизни в раннее Средневековье. Причины возникновения и расцвета

средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города.

Патрициат. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан.

Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов.

Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Новое в

мировосприятии горожан.

Тема 6. Католическая церковь в XI—XIII вв. (2ч)

Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок

морального авторитета церкви в X—XI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей.

Различия между католицизмом и православием. Борьба папства и империи в XI в.

Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого

Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены.

Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и

конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов.

Папство в зените могущества. Ереси XI—XIII вв. (катары, вальденсы), причины их

широкого распространения. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении католической церкви.

Тема 7. Разные судьбы государств (2 ч)

Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле

объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при

Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов.

Сословная монархия. Конфликт с папством и «авиньонское пленение».

Воздействие нормандского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии.

Могущество королевской власти в конце XI — XII вв. Анжуйская держава. Реформы Генриха

II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая

роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента.

Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II

Гогенштауфена в Италии и в Германии.

Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление

князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII—XIV вв.


РАЗДЕЛ III. «ОСЕНЬ» СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (6ч)

Тема 9. Западная Европа в XIV—XV вв. (4 ч)

Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Черная смерть», ее экономические и

социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение

противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д'Арк и перелом в

ходе войны. Ее завершение и итоги.

Владение герцогов Бургундских в XV в. Борьба французских королей с бургундскими

герцогами и завершение объединения Франции. Централизаторская политика Людовика XI.

Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII

Тюдоре. Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и

Изабеллы.

Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV вв. Развитие личностного начала.

Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в

Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.

Тема 10. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV—XV вв. (2 ч)

Польша в XIV—XV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией

Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд. Расцвет Чехии в XIV

в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские

войны и их значение.

Страны Балканского полуострова в XIV—XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и

Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в

поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Гибель империи ромеев. Воздействие

поздневизантийской культуры на другие страны.

РАЗДЕЛ IV. ВДАЛИ ОТ ЕВРОПЫ (2ч)

Тема 11. Культуры и государства Азии (1 ч)

Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская обидина. Варны

и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религии

Индии. Достижения индийской культуры.

Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий

шелковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его

свержение. Императорская власть и чиновничество. Достижения китайской науки,

литературы и искусства.

Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины

их успехов. Распад монгольской державы. Завоевание Тимура. Самарканд во времена

Тимура и Улугбека. Общие черты и различия держав Чингисхана и Тимура.

Тема 12. Культуры и государства Африки и Америки (1 ч)

Особенности развития Африки. Магриб и Черная Африка. Транссахарская торговля и

ислам. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия. Арабская торговля на

восточном побережье Африки и государство Мономотапа.

Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым

Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.

Раздел V. Культура Западной Европы в XI—XIII вв. (2 ч)

Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера,

разум и опыт в средневековой науке. Рационализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в

развитии научных знаний. Схоластика.

Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и

готический стили, их отличительные черты.

Итоговое повторение (1 ч)

Значение Средневековья в мировой истории и культуре.


Раздел

Кол-во часов

Введение

1

Раннее средневековье

9

Расцвет средневековья

7

«Осень» средневековья

6

Вдали от Европы

2

Культура Западной Европы в к. 11-13вв

2

Итоговое повторение

1




КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 кл. Сред.века

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ

ТЕМА РАЗДЕЛА, КОЛ-ВО ЧАСОВ

ТЕМА ПРОВЕДЕНОГО УРОКА

ПРИМЕЧА

НИЕ ВАЛЕОЛОГ. КОМПОНЕНТ

ЗАД.

НА ДОМ

1


Введение

1ч.

Хронологические рамки средневековья. Великое переселение народов.

-\


с. 6-11

№1

2


Раннее средневе-ковье(9ч.)

Франкская империя и её распад. Христианизация Европы.


№2

3



Империя Карла Великого. Феодализм. Вассалитет. Политическая раздробленность.


№3

4



Образование государств во Франции, Германии, Италии. Англия в раннее средневековье. Нормандское завоевание.


№4

5



Культура Западной Европы в раннее средневековье.


№5

6



Византийская империя. Территория, хозяйство, государственное устройство.


№6

7



Культура Византии.


№7

8



Просветители славян- Кирилл и Мефодий. Образование государств в Восточной Европе.


№8

9



Племена Аравийского п-ва. Возникновение ислама. Арабские завоевания. Мухаммад.


№9

10



Культура стран халифата.


№10

11


Расцвет средневековой Европы (7ч.)

Знать и рыцарство. Средневековый замок.

Оптимиза

ция межлич

ностных отношений

№11

12



Феодалы и крестьяне. Феодализм. Крестьянская община.

Гигиена питания.

№12

13



Экономическое развитие Западной Европы. Средневековый город.

Причины возникновения инфекционных заболева

ний.

№1314

14



Сословный строй в Западной Европе. Власть духовная и светская. Католическая церковь. Ереси. Образование двух ветвей христианства.


№15

15



Каталицизм, православие, ислам в эпоху крестовых походов.


№16

16



Образование централизованных государств в Европе. Сословно-представительная монархия.


№17

17



Англия. Великая хартия вольностей. Парламент.


№18

18


«Осень» средневе-ковья (6ч.)

Столетняя война.

Травмоо

пасные ситуации.

№19

19



Кризис европейского средневекового общества в 14-15вв. Крестьянские восстания.


№20

20



Усиление королевской власти во Франции и Англии. Образование централизованных государств на Пиренейском п-ве.


№21,22

21



Германия и Италия в 12-15вв.


№2324

22



Гуситское движения в Чехии.


№25


23



Завоевание турками- османами Балканского п-ва. Османская империя.


№26

24


Культура Западной Европы в 11-15вв.(2ч.)

Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья. Романский и готический стили в художественной культуре.


№2728

25



Культура раннего возрождения в Италии.

Развитие медицины.

№2930

26


Вдали от Европы(2ч.)

Средневековое общество в Индии, Китае и Японии.

Самоконт

роль и саморегу

ляция настрое

ний.

№31

32

27



Государства и народы доколумбовой Америки. Африка.


№3334

28


Итоговое обобщение.(1ч.)

Повторительно-обобщающий урок.


с.268-269.


Рабочая прграмма по истории Средних веков 6 класс
  • История
Описание:

Рабочая программа составлена на основе Федеральной  Примерной программы основного общего образования  по истории МО РФ и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования . Рабочая программа рассчитана на  28 часов. На основе примерной программы основного общего образования по истории.// Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова. История. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов.- М.: Вентана-Граф, 2007// В программу включена пояснительная записка, которая содержит: цели и задачи, основные принципы курса, учебно- методический материал.

Автор Виноградова Людмила Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 455
Номер материала 31162
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓