Рабочая программа по Всеобщей истории.
История
Средних веков (6 класс).
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена
на основе Федеральной Примерной программы основного общего образования по
истории МО РФ и федерального компонента государственного стандарта основного
общего образования . Рабочая программа рассчитана на 28 часов. На основе примерной программы основного общего
образования по истории.// Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова. История. Содержание
образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов.-
М.: Вентана-Граф, 2007//
Данная программа
призвана осуществлять следующие цели и задачи МОУ «СОШ №3» :
Основные цели деятельности Школы - формирование
общей культуры личности обучающихся их адаптация к жизни в обществе, создание
основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных
образовательных программ, воспитание гражданственности, любви к Родине.
Основные задачи Школы и педагогического коллектива:
-
формирование общей культуры личности обучающихся ,
их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и
последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни;
-
обучение и воспитание в интересах личности,
общества, государства, обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных
условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности
удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении
дополнительного образования;
-
обучение, воспитание и формирование
духовно-развитой, интеллектуальной, нравственно-убежденной личности.
Школа руководствуется в своей деятельности
новейшими педагогическими технологиями.
Основное общее образование
(вторая ступень) создает условия для воспитания, становления и формирования
личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к
социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для
получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего
профессионального образования.
Основной целью курса Истории средних веков в 6 классе
является изучение учебного материала по истории средних веков стран Европы,
Азии, Африки и Америки учащимися 6-го основной общеобразовательной школы перед
тем, как они начнут изучение Отечественной истории того же периода. Кроме того,
изучение истории предполагает в качестве желательных результатов
процесса обучения формирование у учащихся:
-во-первых, теоретического исторического
мировоззрения и мышления;
-во-вторых, необходимых ЗУНов ;
- в-третьих, творческого и квазиисследовательского подхода к изучению истории; личностного отношения к предмету, высокого уровня мотивации учебной деятельности.
В цели курса так же входит:
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой,
экономическое развитие средневековых обществ, различные формы социального и
политического строя;
- показать наиболее яркие личности Средневековья и их роль в
истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание
которых необходимо современному человеку и гражданину;
- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из
народов Средневековья оставил позитивный след в истории человечества. Последнее
даёт возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения,
гуманизм.
Задачи курса–создать
учащимся возможности для
·воспитания патриотизма,
уважения к истории и традициям разных стран и народов, к правам и свободам
человека, демократическим принципам общественной жизни;
· освоения знаний о
важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и
хронологической преемственности (т.е. формирование общеучебных ЗУНов,
определяемых Обязательным минимумом исторического образования и ГОСТом);
·овладения элементарными
методами исторического познания, умениями работать с различными источниками
исторической информации (т.е. формирование новых и закрепление ранее
приобретенных СУДов, в том числе самостоятельного исторического синтеза
и анализа (текстов и др. документов, причинно-следственных связей, целей и
результатов, конкретных исторических ситуаций и пр.); обобщения, сопоставления
различных фактов, явлений, оценок, суждений, гипотез и пр. (в том числе и с
учетом элементов историографии); использования различных источников информации,
включая INTERNET);
·формирования ценностных
ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными,
религиозными, этнонациональными традициями;
·применени знаний и
представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей
для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе,
участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям
других народов и стран;
Основными
принципами данного курса являются:
-
многофакторный подход к истории, позволяющий раскрыть сложность и многомерность
истории Средневековья;
- внимание к
личностно-психологическим аспектам истории через раскрытие персоналий;
- сравнение
исторических процессов, происходящих в различных странах и регионах;
- развитие
патриотических чувств, формирование гражданских качеств учащихся;
- развитие
личностных качеств учащихся, предоставление им возможности вырабатывать,
раскрывать, обосновывать, отстаивать собственные взгляды и убеждения, с учетом
изученных фактов, теорий, гипотез, мнений и суждений;
- ориентация на
проблемное изложение курса с учетом блочно-модульной подачи материала, с
использованием различных ТСО (видео, мультимедиа и пр.), различных источников
информации, разнообразных форм и методов организации УД, в первую очередь,
самостоятельной работы учащихся.
Требования к уровню
подготовки:
- умения в связной
монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию,
содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;
- умения
сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и
различия;
- умения давать
самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая
при этом собственные суждения;
- умения
спорить и отстаивать свои взгляды;
- умения
анализировать исторические источники;
- умения
оперировать историческими датами, выявлять синхронность и диахронность событий
и явлений;
-
умения читать историческую карту, определять местоположение историко –
географических объектов.
Таким образом, приоритетной целью является
необходимость создания при изучении истории средних веков благоприятных условий
школьникам не только для развития теоретического мировоззрения, но и умения самостоятельно
решать возникающие проблемы, ставить перед собой личностно-значимые
задачи, находить им решения, а так же развитие коммуникативных и творческих
способностей учащихся.
Учебно-методические материалы по курсу.
I.Учебники, учебные пособия для учащихся:
1.Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История
средних веков», М., «Просвещение»;
II. Дополнительные
материалы, хрестоматии, сборники и т.п.:
1.История Средних веков. 6 класс. Книга
для чтения / под ред. В.П. Будановой. М., «Эксмо-Пресс», 1999 г.
2.Книга для чтения по истории Средних
веков / под ред. С.А. Сказкина. Ч.IМ., «Просвещение», 1969 г.
3.Книга для чтения по истории Средних
веков: Пособие для учащихся / сост. Н.И. Запорожец; под ред. А.А. Сванидзе М.,
1986 г.
4.Степанова В.Е., Шевеленко А.Я.
Хрестоматия. История Средних веков (V-XVвв.). ЧастьI. М., 1980 г.
5.Художественно-историческая хрестоматия.
Средние века / рецензенты Н.И. Запорожец, И.Я. Лернер, М., «Просвещение», 1965
г.
III.
Учебно-методическая литература:
1.Агафонов С.В. «Схемы по всеобщей
истории. 6 класс», М., «Русское слово», 2005 г.
2.Арасланова О.В., Соловьев К.А.
«Поурочные разработки по истории средних веков», универсальное пособие, 6
класс, М., «ВАКО», 2007 г. (в технологических картах проверочные тесты из
данного пособия помечены *)
3.Биберина А.В. «Тестовые задания для
проверки знаний учащихся по истории средних веков (V –
конец XV в.), 6 класс», М., «Сфера», 2000 г. (в технологических
картах данные тесты помечены **);
4.Донской Г.М. «Задания для
самостоятельной работы по истории Средних веков», М., «Просвещение», 1992 г.;
5.Задания по курсу истории Средних веков.
М., ЛКМИ-«Метар», 1992 г.;
6Колесниченко Н.Ю. «История средних веков.
Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, 6 класс»,
Волгоград, «Учитель», 2007 г.;
7.Кулагина Г.А. «Сто игр по истории», М.,
1983 г.;
8.Лебедева И.М. «организация и проведение
исторических олимпиад в 6-9 классах». Книга для учителя: из опыта работы. М.,
1990 г.;
9.Никифоров Д.Н.«Альбом по истории культуры Средних веков»,
М.,1959 г.;
10Петрова Н.Г. «История средних веков.
Книга для учителя», учебно-методические материалы, М., «Русское слово», 2002
г.;
11.Смирнов С.Г. «Задачник по истории
Средних веков», М., 1995 г.;
12.«Тематический контроль по истории.
Средние века», М, «Интеллект-центр» (в технологических картах данные тесты
помечены ***);
13 Цветкова Г.А. «Дидактические
материалы по истории Средних веков. 6 класс», М., «Владос», 2003 г.
IV.
Дополнительная научно-познавательная литература для школьников.
1.«Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.
История».
М., 2000 г.;
2.Ионина Н.А. «100 великих городов мира», М., 2001 г.;
3.«История географических открытий. География». М., «Аванта+»,
2000 г.;
4.Огнева О. «Рыцари. Турниры. Оружие.», энциклопедия. М., 2000 г.;
5.«Школьная энциклопедия. История Средних веков». М., 2003 г.;
6.«Энциклопедия для детей. Всемирная история». Т.1, М., «Аванта+»,
2000 г.;
7.«Энциклопедия для детей. Искусство». Т.7, М., «Аванта+», 1998
г.;
8.«Энциклопедия для детей. Техника». Т.14, М., «Аванта+», 2003 г.;
9.«Энциклопедия для детей. Всемирная литература». Т.15, М.,
«Аванта+», 2000 г.;
10. «Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история» /
сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М., 1994 г.;
11. «Я познаю мир. Города мира», Энциклопедия. М., 2000 г.;
12. «Я познаю мир. История», Энциклопедия. М., 2002 г.;
13. «Я познаю мир. Этикет, обычаи, быт», Энциклопедия. М., 2002
г.;
14. «Рыцари»; «В средневековом замке», М., «Олма-Пресс», 2000 г.
Содержание изучаемого курса
по
истории Средних веков 6 класс (28ч.)
Введение (1ч)
Происхождение понятия «Средние века»«Светлый»
и «темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки
Средневековья. Периодизация истории Средних веков.
Источники по истории Средних веков:
письменные, изобразительные, вещественные.
Роль археологии в изучении истории Средних
веков.
РАЗДЕЛ I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
(9ч)
Тема 1. Западная Европа в раннее
Средневековье (4 ч)
Великое переселение народов и падение Западной
Римской империи. Образование и
отличительные черты германских королевств.
Остготская Италия. Франкское завоевание
Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской
власти. Организация управления государством.
«Салическая правда». Принятие франками
христианства.
Изменения в положении церкви в IV в. Споры
вокруг понимания христианства и
формирование христианской ортодоксии. Отцы
Церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство.
Формирование и состав христианского канона.
Структура и иерархия духовенства. Воз-
никновение папства. Церковный приход.
Монашество. Бенедиктинский устав. Жизнь
средневекового монастыря.
Франкское государство в VI—VIII вв. Усиление
власти майор-Домов. Карл Мартелл и его
бенефициальная реформа. Бенефиций и феод.
Создание Папского государства. Войны Карла
Великого. Принятие императорского титула и
его значение. Управление империей.
Верденский раздел, его причины и значение.
Походы викингов, их причины и последствия для
Западной Европы. Государства
викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны
в Америке.
Франция и Германия в IX—XI вв. Феодальная
раздробленность во Франции. Борьба
германских королей с венгерской опасностью.
Усиление королевской власти в Германии и
создание Священной Римской империи. Императоры
и церковь.
Истоки средневековой культуры. Церковь и
культура. Споры вокруг античного наследия.
Система образования. «Каролингское
возрождение». Книга в раннее Средневековье.
Историческая роль раннесредневековой культуры
Западной Европы.
Тема 2. Византия и славянский мир (3ч)
Особенности развития Восточной Римской империи
по сравнению с Западной.
Территория и население. Константинополь —
столица Византии и воплощение еемогущества. Особенности императорской власти.
Расцвет Византийской империи при
Юстиниане. Судьба Византии в VII—XI вв.
Взаимоотношения с Русью.
Роль античного наследия в культуре Византии.
Возникновение и отличительные черты
византийской церковной архитектуры. Собор
Святой Софии. Храм как образ мира и синтез
искусств. Византийская иконопись. Борьба
иконоборцев и иконопочитателей.
Прародина и расселение славян. Западные,
восточные и южные славяне. Складывание
славянских государств: Болгарии, Великой
Моравии, Чехии, Польши. Принятие
христианства в славянских странах в условиях
соперничества Рима и Константинополя. Зна-
чение принятия христианства. Создание
славянской письменности.
Тема 3. Арабский мир в VI—XI вв. (2 ч)
Условия жизни и занятия арабов. Племенное
устройство и верования. Проповедь
Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры.
Причины и ход объединения арабов. Ислам.
Коран. Обязанности мусульман.
Возникновение Халифата. Арабские завоевания.
Причины успехов арабов. Сунниты и
шииты. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата.
Ислам и культура стран Халифата. Роль
арабского языка. Расцвет науки, литературы и
искусства. Мечеть. Быт и культура
повседневной жизни.
РАЗДЕЛ II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (7
ч)
Тема 4. Феодальное общество (2ч)
Складывание нового устройства общества.
Формирование зависимого крестьянства.
Сословия: теория и практика. Феод и
установление вассальных отношений. Понятие
феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная
иерархия.
Рыцарство. Вооружение и боевая тактика
рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание,
занятия и образ жизни рыцарей. Замок.
Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской
чести. Куртуазность.
Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура
сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина.
Натуральное хозяйство. Крестьянская община,
ее функции и значение. Быт и культура
крестьян.
Тема 5. Средневековый город (1ч)
Упадок городской жизни в раннее
Средневековье. Причины возникновения и расцвета
средневековых городов. Борьба городов с
сеньорами. Социальная структура города.
Патрициат. Организация управления. Облик
средневекового города. Жизнь и быт горожан.
Средневековое ремесло. Цехи, их роль в
экономике и повседневной жизни городов.
Организация торговли. Торговые пути.
Ярмарки. Возникновение банков. Новое в
мировосприятии горожан.
Тема 6. Католическая церковь в XI—XIII
вв. (2ч)
Основы могущества церкви. Материальные
богатства церкви, их источники. Упадок
морального авторитета церкви в X—XI вв.
Клюнийская реформа. Разделение церквей.
Различия между католицизмом и православием.
Борьба папства и империи в XI в.
Причины и начало Крестовых походов, их
участники. Ход и результаты Первого
Крестового похода. Государства крестоносцев
на Востоке. Духовно-рыцарские ордены.
Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый
поход, его переломный характер. Упадок и
конец крестоносного движения. Значение
Крестовых походов.
Папство в зените могущества. Ереси XI—XIII
вв. (катары, вальденсы), причины их
широкого распространения. Борьба церкви с
ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в
укреплении католической церкви.
Тема 7. Разные судьбы государств (2 ч)
Начало объединения Франции. Слабость и сила
королевской власти, ее союзники в деле
объединения страны. Успехи Филиппа II
Августа. Укрепление королевской власти при
Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и
возникновение Генеральных штатов.
Сословная монархия. Конфликт с папством и
«авиньонское пленение».
Воздействие нормандского завоевания на
развитие феодальных отношений в Англии.
Могущество королевской власти в конце XI — XII
вв. Анжуйская держава. Реформы Генриха
II Плантагенета. Столкновение с церковью.
Великая хартия вольностей, ее историческая
роль. Возникновение и отличительные черты
английского парламента.
Новый этап борьбы империи и папства. Политика
Фридриха I Барбароссы и Фридриха II
Гогенштауфена в Италии и в Германии.
Колонизация земель западных славян.
Возникновение Швейцарского союза. Усиление
князей и ослабление императорской власти во
второй половине XIII—XIV вв.
РАЗДЕЛ III. «ОСЕНЬ» СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
(6ч)
Тема 9. Западная Европа в XIV—XV вв. (4
ч)
Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в.
«Черная смерть», ее экономические и
социальные последствия. Освобождение крестьян
от личной зависимости. Обострение
противоречий между крестьянами и сеньорами.
Жакерия. Восстание Уота Тайлера.
Причины и начало Столетней войны. Франция на
краю гибели. Жанна д'Арк и перелом в
ходе войны. Ее завершение и итоги.
Владение герцогов Бургундских в XV в. Борьба
французских королей с бургундскими
герцогами и завершение объединения Франции.
Централизаторская политика Людовика XI.
Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление
королевской власти в Англии при Генрихе VII
Тюдоре. Объединение Испании и завершение
Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и
Изабеллы.
Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV
вв. Развитие личностного начала.
Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение
культуры Возрождения в
Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и
искусство раннего Возрождения в Италии.
Тема 10. Центральная и Юго-Восточная
Европа в XIV—XV вв. (2 ч)
Польша в XIV—XV вв. Внутренняя политика
Казимира III Великого. Борьба с агрессией
Тевтонского ордена. Династическая уния Польши
и Литвы. Грюнвальд. Расцвет Чехии в XIV
в. Нарастание социальных, этнических и
религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские
войны и их значение.
Страны Балканского полуострова в XIV—XV вв.
Ослабление Византии, Болгарии и
Сербии. Усиление Османской империи.
Османские завоевания на Балканах. Византия в
поисках спасения. Ферраро-Флорентийская
уния. Гибель империи ромеев. Воздействие
поздневизантийской культуры на другие страны.
РАЗДЕЛ IV. ВДАЛИ ОТ ЕВРОПЫ (2ч)
Тема 11. Культуры и государства Азии (1
ч)
Природные условия Индии, ее богатства. Занятия
населения. Индийская обидина. Варны
и касты. Роль кастовой системы в индийском
обществе. Делийский султанат. Религии
Индии. Достижения индийской культуры.
Периодизация истории Китая в эпоху
Средневековья. Китай и его соседи. Великий
шелковый путь. Борьба с северными
кочевниками. Монгольское владычество и его
свержение. Императорская власть и
чиновничество. Достижения китайской науки,
литературы и искусства.
Объединение монголов и создание державы
Чингисхана. Завоевания монголов, причины
их успехов. Распад монгольской державы.
Завоевание Тимура. Самарканд во времена
Тимура и Улугбека. Общие черты и различия
держав Чингисхана и Тимура.
Тема 12. Культуры и государства Африки и
Америки (1 ч)
Особенности развития Африки. Магриб и Черная
Африка. Транссахарская торговля и
ислам. Государства Западного Судана.
Христианская Эфиопия. Арабская торговля на
восточном побережье Африки и государство
Мономотапа.
Освоение человеком Америки. Проблема
контактов доколумбовой Америки со Старым
Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их
достижения и особенности развития.
Раздел V. Культура Западной Европы в
XI—XIII вв. (2 ч)
Возникновение университетов. Университетское
образование. Жизнь студентов. Вера,
разум и опыт в средневековой науке.
Рационализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в
развитии научных знаний. Схоластика.
Архитектура и изобразительное искусство эпохи
расцвета Средневековья. Романский и
готический стили, их отличительные черты.
Итоговое повторение (1 ч)
Значение Средневековья в мировой истории и
культуре.
Раздел
|
Кол-во часов
|
Введение
|
1
|
Раннее средневековье
|
9
|
Расцвет средневековья
|
7
|
«Осень» средневековья
|
6
|
Вдали от Европы
|
2
|
Культура Западной
Европы в к. 11-13вв
|
2
|
Итоговое повторение
|
1
|
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 кл. Сред.века
№
|
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ
|
ТЕМА РАЗДЕЛА,
КОЛ-ВО ЧАСОВ
|
ТЕМА ПРОВЕДЕНОГО УРОКА
|
ПРИМЕЧА
НИЕ ВАЛЕОЛОГ. КОМПОНЕНТ
|
ЗАД.
НА ДОМ
|
1
|
|
Введение
1ч.
|
Хронологические рамки
средневековья. Великое переселение народов.
-\
|
|
с. 6-11
№1
|
2
|
|
Раннее
средневе-ковье(9ч.)
|
Франкская империя и её
распад. Христианизация Европы.
|
|
№2
|
3
|
|
|
Империя Карла
Великого. Феодализм. Вассалитет. Политическая раздробленность.
|
|
№3
|
4
|
|
|
Образование государств
во Франции, Германии, Италии. Англия в раннее средневековье. Нормандское
завоевание.
|
|
№4
|
5
|
|
|
Культура Западной
Европы в раннее средневековье.
|
|
№5
|
6
|
|
|
Византийская империя.
Территория, хозяйство, государственное устройство.
|
|
№6
|
7
|
|
|
Культура Византии.
|
|
№7
|
8
|
|
|
Просветители славян-
Кирилл и Мефодий. Образование государств в Восточной Европе.
|
|
№8
|
9
|
|
|
Племена Аравийского
п-ва. Возникновение ислама. Арабские завоевания. Мухаммад.
|
|
№9
|
10
|
|
|
Культура стран
халифата.
|
|
№10
|
11
|
|
Расцвет средневековой
Европы (7ч.)
|
Знать и рыцарство.
Средневековый замок.
|
Оптимиза
ция межлич
ностных отношений
|
№11
|
12
|
|
|
Феодалы и крестьяне.
Феодализм. Крестьянская община.
|
Гигиена питания.
|
№12
|
13
|
|
|
Экономическое развитие
Западной Европы. Средневековый город.
|
Причины возникновения
инфекционных заболева
ний.
|
№1314
|
14
|
|
|
Сословный строй в
Западной Европе. Власть духовная и светская. Католическая церковь. Ереси.
Образование двух ветвей христианства.
|
|
№15
|
15
|
|
|
Каталицизм,
православие, ислам в эпоху крестовых походов.
|
|
№16
|
16
|
|
|
Образование
централизованных государств в Европе. Сословно-представительная монархия.
|
|
№17
|
17
|
|
|
Англия. Великая хартия
вольностей. Парламент.
|
|
№18
|
18
|
|
«Осень» средневе-ковья
(6ч.)
|
Столетняя война.
|
Травмоо
пасные ситуации.
|
№19
|
19
|
|
|
Кризис европейского
средневекового общества в 14-15вв. Крестьянские восстания.
|
|
№20
|
20
|
|
|
Усиление королевской
власти во Франции и Англии. Образование централизованных государств на
Пиренейском п-ве.
|
|
№21,22
|
21
|
|
|
Германия и Италия в
12-15вв.
|
|
№2324
|
22
|
|
|
Гуситское движения в
Чехии.
|
|
№25
|
23
|
|
|
Завоевание турками-
османами Балканского п-ва. Османская империя.
|
|
№26
|
24
|
|
Культура Западной
Европы в 11-15вв.(2ч.)
|
Духовный мир
европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья.
Романский и готический стили в художественной культуре.
|
|
№2728
|
25
|
|
|
Культура раннего
возрождения в Италии.
|
Развитие медицины.
|
№2930
|
26
|
|
Вдали от Европы(2ч.)
|
Средневековое общество
в Индии, Китае и Японии.
|
Самоконт
роль и саморегу
ляция настрое
ний.
|
№31
32
|
27
|
|
|
Государства и народы
доколумбовой Америки. Африка.
|
|
№3334
|
28
|
|
Итоговое
обобщение.(1ч.)
|
Повторительно-обобщающий
урок.
|
|
с.268-269.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.