Главная / Другое / РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ-ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВВЕДЕНИЕ В ХОРЕОГРАФИЮ»

РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ-ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВВЕДЕНИЕ В ХОРЕОГРАФИЮ»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Городской Дом детского творчества

муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

городского округа город Радужный





Утверждаю: директор МАУ ДО ГДДТ

________ Вербицкая О.В.

педсовет №3

от «28» августа 2014г.





РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ-ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ВВЕДЕНИЕ В ХОРЕОГРАФИЮ»


Возраст обучающихся: 5-9 лет

Срок реализации: 3 года









Автор и составитель:

Коваленко Вера Павловна,

педагог дополнительного образования





















г. Радужный, 2012 г.







СОДЕРЖАНИЕ


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………..…………….……..………..3

2. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………………………...……………….….…………….9

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………………………..….….…………...11

4. АППАРАТ КОНТРОЛЯ……………………………………………...……………….………………19

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………………………..……….……….…......……….21

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..………………………...…23












































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа творческого объединения «Жемчужина» «Введение в хореографию» (в дальнейшем Программа) имеет художественную направленность, модифицированная, разработана на основе примерной программы «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», Москва, Просвещение, 1988 года, рассчитана на 3 года обучения. При составлении программы использован опыт ведущих специалистов хореографии, учтены современные хореографические тенденции, рассмотрены различные танцевальные стили и направления, использовалась методическая литература, базовые программы, личный опыт работы, учтены современные методические требования.

Данная программа допускает внесение изменений, осуществляет дифференцированный подход в работе с детьми различной подготовленности и одаренности; направлена на творческое развитие личности ребенка и создание необходимых условий для развития всех занимающихся детей; предусматривает создание позитивного микроклимата, формирование сотворческих отношений внутри хореографического коллектива, развивает отношения дружбы, сотрудничества и открытого общения между детьми и педагогом.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Актуальность проблем художественно-эстетической направленности обусловлена современным социальным заказом на художественное образование школьников. Дополнительное образование решает вопросы художественно-эстетического развития детей, использует познавательные и воспитательные возможности предметов художественно-эстетической направленности, культивирующих у учащихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. В связи с этим в среде педагогов формируется необходимость теоретического осмысления программ дополнительного образования и верного практического решения, результатом чего является данная программа по введению в начальное хореографическое воспитание дошкольников и младших школьников.

Танец и музыкально - ритмическую деятельность сегодня необходимо рассматривать не просто как метод музыкального и танцевального воспитания, а как вид творческой деятельности в широком понимании, как часть общечеловеческой культуры, педагогический метод нравственно - коммуникативного воспитания, а также форму решения валеологических проблем, как вид досуга, отдыха и развлечения. В процессе учебных занятий у дошкольников (в учреждениях Дошкольного образования) и младших школьников (в школах) происходит снижение работоспособности, в результате длительного поддерживания статической позы нарушается осанка. Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса данной программы является организация двигательного режима детей, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движении. Повышение двигательной активности оказывает значительное влияние на умственную активность детей, развитие физических качеств, общее здоровье (физическое и психическое), художественно-эстетическое и культурное развитие.

Методика преподавания в студиях хореографии, как правило, в своей основе опирается на хореографические программы профессиональных учебных заведений. По данной программе могут обучаться все дети, независимо от наличия у них хореографических данных, т.е. не проводится отбор детей с учетом профессиональной пригодности, состав учащихся разнороден и по способностям и по возрасту, поскольку у данной программы иная цель обучения, нежели в учебных учреждениях, имеющих своей целью подготовить как можно больше танцовщиков для профессиональной сцены. Этим обусловлено особое внимание к эффективности учебного процесса и выбору репертуара. Программа сочетает тренировочные упражнения по формированию необходимых групп мышц и танцевальные движения классического, народно-характерного, историко-бытового и бального танцев, что способствует развитию танцевальности учащихся. Теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе занятий и в ходе работы над постановками.

Значимость.

Занятия в творческом объединении «Жемчужина» по данной программе способствуют социальной активности ребенка, он знакомится с основами искусства хореографии. Данная программа дает всем детям азы начальной хореографической подготовки, выявляет их склонности и способности.

В танцевальных группах немаловажное место занимает подготовка репертуара и выступление перед зрителем. Каждое движение или хореографическая композиция, этюд, осваиваемые в учебном курсе каждого раздела данной программы, требует от учащихся эмоциональности, творческой активности, мобилизации духовных и физических сил. Эстетика хореографии, ее технические, эмоциональные, жанровые краски становятся благодатной почвой для всестороннего развития детей в объектах дополнительного образования, таких как МАУ ДО ГДДТ.

Цель программы: создание условий для развития способностей детей и творческой реализации полученных знаний, умений и навыков посредством хореографии.

Задачи:

обучающие:

-- научить учащихся ориентироваться по сторонам зала, освоить повороты, перестроения и построения;

-- научить ориентироваться в музыкальном сопровождении, научить согласовывать музыку и движение, познакомить с основами музыкальной грамоты;

-- научить различным танцевальным шагам и движениям простой и сложной координации;

-- научить слушать, понимать и правильно выполнять задания педагога,

-- обучить детей хореографической лексике данной программы;

-- научить переключать внимание с одного вида деятельности на другой в процессе занятия;

развивающие:

--создать и обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

--выявить, развить и поддержать талантливых учащихся;

--сформировать и развить творческие способности учащихся;

--удовлетворить индивидуальную потребность учащихся в художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии;

-- развить музыкальный слух и чувство ритма,

-- развить физические и танцевальные способности: пластичность мышц, скоростно-силовые качества, выносливость, устойчивость, координацию, артистичность;

-- развить у детей двигательную активность, память, волевые качества;

-- развить у детей творческое начало, танцевальную выразительность, образное мышление, артистизм, умение применять изученные элементы в импровизации;

воспитательные:

--профессионально сориентировать учащихся;

--формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укрепить здоровье учащихся;

--обеспечить духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое, трудовое воспитание учащихся;

-- формировать общую культуру учащихся;

-- содействовать воспитанию личности, способной адаптироваться в современном обществе;

-- воспитать трудолюбие, усердие;

-- воспитать умение работать в паре, в коллективе, понимать и уважать партнера.

-- сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества.

Формы занятий: групповые, коллективные.

Вид занятий: практический вид деятельности.

Специфика программы.

1-й год обучения:

1.Музыкально-ритмическая деятельность;

2.Партерная гимнастика;

3. Постановочная работа.

4.Творческая деятельность.

5.Итоговое занятие.

2-й год обучения:

1.Музыкально-ритмическая деятельность;

2.Партерная гимнастика;

3.Показательный танец.

4.Итоговое занятие.

Раздел «Музыкально-ритмическая деятельность» -- это музыкальные игры и ритмика, в которых решаются задачи хореографического обучения, в сочетании с комплексом упражнений, способствующих развитию координации (соотношению одновременных и последовательных движений рук, ног, корпуса и головы), ориентации по сторонам зала, развитию танцевальности, развитию музыкального слуха и чувства ритма, синхронности (умению исполнять движения одновременно всем классным коллективом). Музыкально-ритмическая деятельность базируется на азбуке музыкального движения, включает элементы классического, народно-сценического, историко-бытового и современного танцев. На занятиях музыкально-ритмической деятельности учащиеся познают историю хореографического искусства (просмотр видео, беседа), имеют место межпредметные связи: с историей, географией (этническими особенностями народов), иностранными языками, математикой.

Цель музыкально-ритмической деятельности—познакомить учащихся с таким видом искусства как хореография, расширить танцевальный кругозор, научить ориентироваться по сторонам зала, согласовывать движения с музыкой.

Образовательные задачи: научить слушать ритм музыки, темп, слышать начало и конец музыкальной фразы, определять характер музыки, ее акценты, различать динамические оттенки музыки, научить согласовывать свои движения с музыкой.

Развивающие задачи: развить внимание, память, координацию, пространственную координацию, музыкальный слух, чувство ритма, двигательную активность, образное мышление.

Воспитательные задачи: воспитать чувство коллективизма, культуру общения, умение работать в паре, всем коллективом, проявлять уважение к партнеру, педагогу.

Содержание: координационно-пространственные упражнения музыкально-ритмической направленности.

Музыкальные игры имеют законченный игровой сюжет, по структуре логично завязаны по схеме: вступление-завязка-кульминация-развязка-финал, чем похожи на хореографические зарисовки, выполняются под музыку с начала до конца мелодии с целью научить слышать вступление, начало и конец музыкальной фразы, улавливать ритм шагов, ориентироваться по сторонам зала (строения и перестроения относительно стороны зала 8-1-2), передавать эмоциональную окраску и характер игры. Музыкальные игры имеют огромное воспитательное значение.

Ритмика—это танцевальные упражнения, комбинации и этюды, целью которых является развитие необходимых групп мышц и музыкальной грамотности, координации, ориентации, которые имеют эмоциональную, образную окраску (например: изображаем цаплю, а целью упражнения является научить детей исполнять battement).

Основные упражнения ритмики.

-- приставные шаги вправо с правой ноги и влево с левой ноги;

-- приставные шаги с правой ноги влево (крестом) с продвижением вперед и назад, вправо и влево; приставные шаги с левой ноги вправо (крестом) с продвижением вперед и назад, вправо и влево;

-- вправо и влево: вращения вокруг своей оси и повороты на ¼ и ½, полные повороты;

-- открывания ног (battements);

--выпады;

-- хлопки на определенный счет; комбинации хлопков;

-- шаги passé;

-- приседания (plies, пружинка);

-- epaulement (в сочетании с шагами и встречными движениями противоположных рук -- «противоход»);

-- движения рук: исполнение упражнений прямыми руками, согнутыми в локтях, симметричными, сложнокоординационными (разными движениями обеих рук, стоя на месте или в сочетании с простыми движениями ног), «восьмеркой»;

-- положения головы: прямо, вправо, влево;

--положения стоп: по 6 позиции (варианты), по 1 и по 2 классической позиции;

--шаги по позициям, галоп, pa shasse;

-- releves;

--«ковырялочка», «моталочка», притопы, касание натянутым носком и пяткой (сокращенной стопой) пола.

Учитывая возраст, отсутствие опыта, знаний, умений и навыков, в 1 полугодии (семестре) 1-го года обучения первые 4 занятия проводятся в смешанном виде, элементы музыкально-ритмической деятельности и партерной гимнастики изучаются за один раз, как одно комплексное занятие, т.е. в занятие музыкально-ритмической деятельностью вводятся 2-4 элемента партерной гимнастики. Такой подход позволяет детям получить представление о нагрузке. В учебно-тематическом плане такое занятие все равно засчитывается как «Музыкально-ритмическая деятельность». Далее дети уже имеют некоторый опыт, некоторые знания на уровне узнавания элементов и понятий, представление об умениях и необходимых навыках, способны воспринимать информационную и физическую нагрузку, что позволяет разделить музыкально-ритмическую деятельность и партерную гимнастику на два отдельных занятия (см. Учебно-тематический план). Такое разделение позволяет научить детей лучше сосредотачиваться, проявлять выносливость, волю, силовые качества, позволяет очень хорошо разогревать мышцы, учащиеся овладевают навыком активно переключать внимание с одного элемента на другой и достаточно долго его удерживать.

В процессе музыкально-ритмической деятельности учащиеся знакомятся с понятиями:

--направления движения: внутрь, наружу, вправо, влево, вокруг себя, назад, вперед (также по диагонали); против часовой стрелки, по часовой стрелке, лицом по линии танца, спиной по линии танца, по кругу, по спирали и т.д.;

--соло, в паре, группой, партнер;

--опорная нога, рабочая нога;

-- амплитуда, считываемость, координация, ориентация, выворотность, подъем и т.д.;

--центр тяжести, перенос веса тела;

--повороты (вращения): на четверть круга, на полкруга, полный поворот;

-- ускорение, замедление и т.д.;

--счет, ритм, темп, сильная доля, за тактом, конец и начало музыкальной фразы, вступление, музыкальный «квадрат»;

--сокращение, натяжение стопы, подъем, полупальцы, каблучный и т.д.;

--сцена, кулисы, работа на зрителя и т.д.;

--перевоплощение, характер, образ, подражание;

--понятие «точки» (при вращениях), фиксация (остановка) взгляда;

--акцент (пульсация);

-- точки зала, epaulement; поза.

-- построения – в линию, шеренгу, шахматным порядком, полукругом, квадратом, в круг, спиралью, диагональю, и перестроения -- dos as dos змейкой, «прочёс», а также из одной фигуры в другую, размыкания и смыкания.

2-й год обучения – более углубленное изучение хореографических дисциплин, разучивание танцев, подготовка к концертам и отработка исполнительского мастерства.

По истечении 1 года обучения, учащиеся, как правило, уже более осознанно подходят к выполнению учебных задач на занятиях, так как с помощью педагога осмысливают изменения своей личности, свои знания, умения и навыки, появляется первый опыт публичных выступлений. Разница между 1 и 2 годом обучения в том, что весь опыт по изучению музыкально-ритмической деятельности и партерной гимнастики сводится к выступлению на сцене с полноценным хореографическим номером, также меняется структура подачи танцевального материала. Несмотря на то, что на 2 году обучения раздел программы «Музыкально-ритмическая деятельность» остается, сама музыкально-ритмическая деятельность для детей 7-9 лет обогащается таким программным материалом как классическими и народно-сценическими упражнениями. Программный материал 1-го года обучения периодически прорабатывается во 2-й год обучения на занятиях музыкально-ритмической деятельности. Для дошкольников музыкально-ритмическая деятельность перерабатывается и избранно исполняется как отдельные танцевальные номера--показательные танцы, такой подход позволяет лучше усвоить танцевальный материал.

Раздел «Партерная гимнастика» включает в себя комплекс упражнений по развитию всех групп мышц музыкально-ритмической направленности, способствующих постановке корпуса, правильной постановке дыхания, амплитуды шага, гибкости, пластичности. В 1 год обучения все упражнения партерной гимнастики проводятся только в игровой форме, с учетом того, что дети только изучают упражнения. Во 2 год обучения, когда дети уже имеют опыт исполнения упражнений, подходят к исполнению более осознанно, занятия проводятся в более насыщенном темпе, более технично и амплитудно.

Цель всех упражнений партерной гимнастики 1-го года обучения - изучить схемы упражнений под музыкальный счет, научить слушать и понимать задания педагога, развить все группы мышц, индивидуальную координацию и умение напрягать отдельные группы мышц изолированно. Цель всех упражнений партерной гимнастики 2-го года обучения – еще лучше развить и укрепить все группы мышц и индивидуальную координацию и умение напрягать отдельные группы мышц изолированно, научить слушать и понимать задания педагога, жесты. Образовательные, развивающие и воспитательные задачи раздела «Партерная гимнастика» такие же, как и в разделе «музыкально-ритмическая деятельность». Содержание: гимнастические упражнения на полу в позициях лежа и сидя, стоя у палки.

Многие упражнения партерной гимнастики являются развивающими одновременно несколько групп мышц, поэтому, отнесение их к определенному разряду упражнений на развитие какой-то одной группы мышц является условным, например, упражнение «Ножницы» не только развивает умение ребенка натягивать ноги, но и развивает амплитуду шага, но в списке упражнений «Ножницы» числятся как упражнение на натяжение ног.

Во 2-й год обучения на занятиях партерной гимнастики могут добавляться новые упражнения, которые базируются на ранее изученных, то есть усложняются и варьируются уже изученные, на усмотрение педагога, в связи с индивидуальными психо-физическими возможностями детей, например, в упражнении «Стрелочки» добавить упражнение «Медвежьи ушки», что усложнит упражнение, усилит напряжение мышц и улучшит координацию. Занятия партерной гимнастикой продолжаются в привычном ритме.

Комплексное занятие по партерной гимнастике включает в себя все упражнения курса по 1-2 на выбор педагога из каждого раздела, например: 1-2 упражнения на постановку корпуса, 1-2 на натяжение ног, 1-2 на амплитуду шага, 1-2 на гибкость позвоночника, и т.д., что позволяет охватить на занятии практически все группы мышц. У такого занятия есть свои плюс в общем развитии и нагрузке на все мышцы тела. Однако, имеет смысл давать на занятиях партерной гимнастикой и узконаправленные упражнения, только на определенные группы мышц, что дает более эффективную нагрузку именно на эту группу мышц.

Раздел «Постановочная работа» включает в себя постановку в группах этюдов и хореографических зарисовок по программному материалу раздела «Музыкально-ритмическая деятельность», а также их отработки на сцене для достижения качества исполнения с последующей целью показательных выступлений.

В процессе постановочной работы учащиеся учатся работать на зрителя, осваивают культуру поведения на сцене, за кулисами, отрабатывают синхронность, осмысливают постановочный процесс в целом как необходимую часть хореографического образования. Целью постановочной работы в 1-й год обучения является показать перед зрителями все навыки и умения, приобретенные за определенный период времени обучения по данной программе, поскольку это музыкальные игры, ритмическая деятельность, партерная гимнастика, то подача данного материала предоставляется как маленький концерт в виде этюдов и хореографических зарисовок.

На второй год обучения постановочная работа включена как компонент в раздел «Показательный танец».

Раздел «Показательный танец» включает в себя изучение танцевального материала, постановочную работу. Показательный танец включен в план программы только на 2-й год обучения – это постановка и отработка качества классического, народно-сценического, эстрадного или иного танца, на выбор педагога, с учетом возможностей детей, с последующей концертной деятельностью. Участвуя в процессе репетиций, дети приучаются к вариативности, у них развиваются художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности, инициативность, умение передать музыку и содержание образа движением.

Раздел «Творческая деятельность» включает в себя показательные выступления в 1-й год обучения, в конце учебного года. В таких выступлениях ребенок мобилизуется, проявляет волю и стремление показать себя с самой лучшей стороны, продемонстрировать полученные умения.

На 2-й году обучения раздел «Творческая деятельность» как компонент включена в раздел «Показательный танец», в конце каждого учебного полугодия (семестра) проводятся показательные выступления перед зрителем (см. Учебно-тематический план , 2-й год обучения).

Раздел «Итоговое занятие» включает в себя контроль за результативностью по итогам изучения программного материала в 1-й год обучения с целью определить уровень обученности детей по разделам «Музыкально-ритмическая деятельность» и «Партерная гимнастика». Итоговые занятия проводятся как обычные, в привычной обстановке. По результатам итоговых занятий педагог корректирует свою деятельность на следующий учебный год.

В коллектив «Жемчужина» могут вливаться дети, подходящие по возрасту и увлеченные искусством танца, как в 1-й, так и во 2-й год обучения, если психо-эмоциональный и физиологический уровни соответствуют Программе. На второй год обучения, выявив более одаренных учащихся, руководитель может составлять творческие группы по способностям, чтобы осуществить дифференцированный подход к обучению, учесть психо-эмоциональные и физические данные детей. При таком методическом приеме все дети имеют возможность выступить на сцене с качественным номером, что немаловажно, поскольку предложенный педагогом танцевальный материал будет доступен всем учащимся; способные дети, имеющие хорошие физические данные, могут выступить с более сложным номером, менее одаренные дети—с более простым, но каждый ребенок получит сценический опыт. Так же руководитель может использовать учеников старшей группы, как инструкторов для проведения занятий с малышами. Это стимулирует учащихся: старших - показать свои навыки, младших - тянуться за ними.

Прием детей проходит без специального отбора. Единственным условием приема в хореографический коллектив «Жемчужина» МАУ ДО ГДДТ является разрешение врача на усиленную физическую нагрузку в связи с общим соматическим здоровьем ребенка. Наполняемость групп в объединении устанавливается в количестве до 15 человек.

Режим занятий:

--2 часа в неделю по 40 минут каждое занятие, практически-групповым видом деятельности, для детей в возрасте 5 - 7 лет для дошкольного возраста в 1-й год обучения—72 часа в год (См. Учебно-тематический план, Дошкольники (5-7 лет); во 2-й год обучения -- 72 часа в год (См. Учебно-тематический план. Дошкольники, 6-7 лет.);

--4 часа в неделю (2 занятия в неделю по 2 часа), для детей 7-9 лет (1-2 классы) во второй год обучения (См. Учебно-тематический план, Младшие школьники, 7-9 лет, 2-й год обучения, 144 часа в год.)


3. Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы

Год обучения

1год обучения


2год обучения


3год

обучения



Вводное занятие

1

1

1


Музыкально-ритмическая деятельность

31

25

42


Партерная гимнастика

35

25

45


Постановочная работа

9

--

--


Показательный танец

--

19

52


Творческая деятельность

4

--

--


Итоговое занятие

2

2

4


Итого:

72

72

144



2.Учебно-тематический план

Дошкольники (5-7 лет).

1год обучения, 72 часа в год.


№№

П



Разделы

Количество часов



Формы контроля

Теория

Практика

Всего


11

Вводное занятие

1

----

1

-

22

Музыкально ритмическая деятельность

8

23

31

Выполнение специальных упражнений, наблюдение

-- музыкальные игры

4

11

15

Выполнение специальных упражнений, наблюдение

-- ритмические упражнения

4

12

16

Выполнение специальных упражнений, наблюдение

3

33

Партерная гимнастика

5

20

25

Выполнение специальных упражнений, наблюдение, опрос.

44

Постановочная работа

1

8

9

Наблюдение

55

Творческая деятельность

-

4

4

Концертная деятельность

66

Итоговое занятие

-

2

2

Выполнение программных упражнений, наблюдение


ИТОГО:


72



Учебно-тематический план.

Дошкольники, 6-7 лет.

2 год обучения, 72 часа в год.


П№

Разделы

Количество часов

Формы контроля

теория

практика

Всего часов


1

1

Вводное занятие

1

----

1


22


2

Музыкально- ритмическая деятельность:



25

Выполнение специальных упражнений, наблюдение.

музыкальные игры и ритмика;

------

12

элементы классического, народно-сценического танцев.

3

10

33

3

Партерная гимнастика

3

22

25

Выполнение специальных упражнений, наблюдение, опрос.

4.4

Показательный танец:



19

Концертная деятельность.

Наблюдение, корректировка программы

изучение танцевального материала;

1

4

постановочная работа, отработка номера;

------

12

выступления (творческая деятельность).

------

2

55

Итоговое занятие

------

2

2

Выполнение специальных упражнений, наблюдение, опрос.


ИТОГО:


72



Учебно-тематический план.

Младшие школьники, 7-9 лет.

3-й год обучения, 144 часа в год.


П№

Разделы

Количество часов

Формы контроля

теория

практика

Всего часов


1

1

Вводное занятие


1

----

1


22


2

Музыкально- ритмическая деятельность:



42

Выполнение специальных упражнений, наблюдение.


-- музыкальные игры и ритмика;

------

10

--элементы классического, народно-сценического танцев.

3

29

33

3

Партерная гимнастика

1

44

45

Выполнение специальных упражнений, наблюдение, опрос.

4.4

Показательный танец:



52

Концертная деятельность.

Наблюдение, корректировка программы

--изучение танцевального материала;

2

12

--постановочная работа, отработка номера;

2

26

--выступления (творческая деятельность).

------

10

55

5.

Итоговое занятие

------

4

4

Выполнение специальных упражнений, наблюдение, опрос.


ИТОГО:


144





3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения, 72 часа в год.

1.Музыкально-ритмическая деятельность, 31 час.

Теория: мелодия и движение, темп музыки, музыкальные размеры, контрастная музыка (быстрая - медленная, веселая – грустная), характер музыки, метро-ритм, счет.

Практика: ритмика и музыкальные игры: движения в различных темпах; определение характера музыки словами; передача изменения характера музыки в движениях.


1.1. Музыкальные игры:

1.1.1. Музыкальная игра «Ягоды-грибочки», 5 часов.

Цель игры: обучение в игровой форме основной музыкальной раскладке.

Образовательные задачи: научить слушать ритм музыки, темп, слышать начало и конец музыкальной фразы, определять характер музыки, ее акценты, различать динамические оттенки музыки.

Развивающие задачи: развить внимание, память, координацию, музыкальный слух, чувство ритма.

Воспитательные задачи: воспитать чувство коллективизма, сопереживания.

Содержание игры: Дед Лесовик идет в лес по грибы и ягоды. Девочки—ягодки, мальчики--грибочки. Дед ищет грибы и ягоды, а те спрятались и шутят над дедом. В итоге, грибы-ягоды показались деду лесовику, и тот их собрал в корзину и отнес домой.

Ход игры: Дед идет по лесу, напевая песенку и поглядывая из-под руки в поиске грибов и ягод. Дети сидят в шахматном порядке, опираясь на одно колено, чтобы было удобно выпрыгивать, подняв над головами руки, сложенные домиком, как бы прикрывшись листиками. Не найдя грибов, дед разочарованно говорит: «Ау, ау, грибы-ягоды, вы где?». Дети молча подпрыгивают вверх и снова садятся в ту же позицию. Дед говорит: «Что это был за шум? Наверное, это были зайчики!» и продолжает свой путь, снова напевая песенку. Эту ситуацию можно повторять 2-3 раза, варианты: дед упоминает белочек, ёжиков или птичек. Наконец дед сдается и отчаянно произносит: «Не может быть, чтобы в лесу не было ни грибов, ни ягод! Ау, ау, грибы-ягоды, вы где?!», -- «Вот мы где!»,-- громко выкрикивают все дети одновременно, встают, раскрывают руки, как будто выглянули из-под листиков, и снова садятся на места. «Вот как много грибов и ягод в лесу!» -- обрадованно говорит дед,-- «А ну-ка, полезайте ко мне в корзину!», -- и показывает в ритм музыки на каждого ребенка, на каждый счет ритма. Дети по очереди встают и с последним собираются в хоровод и идут «домой». Дед ведет «цепочку-хоровод» по кругу. Придя «домой», хоровод останавливается, дети стоят лицом внутрь круга и дед говорит: «Бабушка нажарила нам грибочков, матушка сварила варенье, детки прибежали из леса, съели грибы и выпили чаю с вареньем и сказали бабушке и матушке спа-си-бо!». Слово «Спа-си-бо» дети говорят хором. Игра окончена.

Музыкальное сопровождение: классическая музыка для детей, народные мелодии, на выбор педагога.

1.1.2. Музыкальная игра «Змейка», 5 часов.

Цель игры: обучение в игровой форме ориентации в зале.

Образовательные задачи: научить ориентироваться по сторонам зала, поворотам через правое и левое плечо, построениям и перестроениям в различные фигуры и линии.

Развивающие задачи: развить внимание, память, координацию, ориентацию, музыкальный слух, чувство ритма.

Воспитательные задачи: воспитать чувство коллективизма, умение работать с партнером.

Основные перестроения:

-- хоровод «цепочкой», «зигзаг» («змейка»), линия, «спираль» лицом внутрь круга, сужение и расширение круга.

Содержание игры: Змейка ползет по лесу между деревьями. Заползает на пенек погреться на солнышке, сворачивается спиралькой. Прибегает ёжик (белочка, собачка и т.д.), хватает змейку за хвостик и стаскивает с пенька. Змейка ползет дальше и игра начинается сначала. Игра дает возможность каждому ребенку быть «Головой» змейки или «Ёжиком», то есть ведущим.

Ход игры: Игра начинается с хоровода, дети двигаются «цепочкой», взявшись за руки. Затем «Голова» змейки становится ведущей и ведет всю «цепочку» за собой, двигаясь по залу спокойным шагом зигзагообразным способом (по линии в диагонали, в кругу, не замыкая круга), периодически закручиваясь в «спираль». Все перестроения начинаются на новую музыкальную фразу. При выполнении «спирали» на «раскрутку» начинается движение в обратную сторону и ведущим становится учащийся, бывший последним в цепочке, т.е. «хвостиком» змейки.

Музыкальное сопровождение: песня «Коляда», в исполнении ансамбля «Иван Купала».

1.1.3. Музыкальная игра «Стирка», 5 часов.

Цель игры: расширить двигательный кругозор.

Образовательные задачи: научить ориентироваться по сторонам зала, поворотам через правое и левое плечо, различать правую и левую стороны, научить передавать образность.

Развивающие задачи: развить внимание, память, координацию, ориентацию, музыкальный слух, чувство ритма.

Воспитательные задачи: воспитать чувство коллективизма, синхронность.

Содержание и ход игры: изображаем последовательно процесс стирки, начиная со снимания одежды: снимаем кофту, штаны, берем тазик, несем тазик, включаем воду (крутим кран), насыпаем порошок, стираем (в нескольких вариантах: приседая, покачиваясь, пританцовывая и т.д.), выжимаем, встряхиваем, вешаем на веревку, закрепляем прищепками, вытираем пот со лба (утомились!) и начинаем танцевать: приставные шаги, хлопки, повороты, наклоны и т.д.

Музыкальное сопровождение: чарльстон или твист, любая веселая ритмическая эстрадная музыка, на выбор педагога.

1.2. Ритмические упражнения, 16 часов.

1.2.1. «Волшебники».

Содержание: взмахиваем волшебной палочкой и колдуем.

Цель-улучшить координацию и ориентацию в пространстве, изучаются приставные шаги крестом по 4 позиции вправо и влево, поворотами по 1/4 в сочетании с движениями рук «восьмеркой», с акцентами на сильные музыкальные доли.

1.2.2. «Кошки».

Содержание: коты и кошки гуляют по крыше.

Цель – изучить epaulement (в сочетании с шагами и встречными движениями противоположных рук -- «противоход»), изучаются шаги в основной ритм музыки с направленными встречно противоположными руками.

1.2.3. «Гусары».

Содержание: гусары едут на лошадях.

Цель - улучшить координацию и ориентацию в пространстве, изучаются танцевальные шаги на носок в сочетании с движениями рук (управление лошадью, саблю «наголо»).

1.2.4. «Русский танец».

Содержание: исполнение основных движений русского народно-сценического танца.

Цель - расширить двигательный кругозор, улучшить пространственную координацию, изучаем «ковырялочку», «гармошку», основные позиции рук ( изображаем игру на гармошке), повороты в парах, топотушки.

1.2.5. «Часики».

Содержание: изобразить часы, ход стрелок, бой часов, маятник.

Цель – расширить двигательный кругозор, научить слушать музыку,улучшить координацию и ориентацию в пространстве, изучаются танцевальные шаги на высоких полупальцах и прямыми коленями в сочетании с движениями рук (координация), шаги по позициям, повороты, хлопки на счет.

1.2.6. «Кузнечик».

Содержание: кузнечик прыгает и танцует.

Цель—научить слушать музыку и согласовывать движения с музыкой, изучить броски ногами (battement), «моталочку».

1.2.7. «Танго».

Содержание: танцуем танго.

Цель - расширить двигательный кругозор, научить слушать музыку и попадать в такт и ритм, изучаем танцевальные шаги на «подушку» с ударом пяткой, акценты на «подушку».

1.2.8. «Ладушки».

Цель—выучить хлопки в парах, используя танцевальный материал и музыку танца «Полька».

Музыкальное сопровождение «Карело-финская полька».

1.2.8. «Разминка».

Содержание: ритмичные шаги (на высоких полупальцах, на пятках, с перекатами стоп с пятки на носок, с подниманием колена и т.д.), подскоки и бег в ритм музыки.

Цель—разогреть мышцы ног и корпуса, выполнить кардиологическую нагрузку.

1.2.9. «Принцы и принцессы».

Цель—расширить двигательный кругозор, познакомить детей с мировой танцевальной культурой—выучить поклон и приглашение дам на танец кавалерами, научить двигаться в парах, слушать музыку, понимать правую и левую стороны, направление движения по линии танца,обучить координации движений и ориентации в зале.

1.2.10. «Мячики».

Цель—укрепить бедро спереди, научить держать спину.

Исходное положение: в 1-й позиции, grand plie, руки на палке, спина ровная.

Выполнять мелкие подскоки, имитируя «мячик», 4-8 раз.

2.Партерная гимнастика, 25 часов.

Теория: понятие «корпус», «осанка», «выворотность», позиции рук и ног.

Практика: постановка корпуса, позиций ног и рук, выработка эластичности суставов, мышц, позвоночника, растяжка.

Разминка для подготовки к занятию партерной гимнастикой: энергичный шаг на прямых ногах, выпады, поднимание колена во время ходьбы, поднимание прямых ног во время ходьбы, наклоны в стороны с руками на поясе и открытыми в стороны, ходьба в позиции виса с опорой на руки сзади («крабик») вперед лицом и вперед спиной, ходьба с прямыми и согнутыми в коленях ногами в позиции наклона корпуса вперед, в опоре на прямые руки.

2.1. Упражнения на натяжение ног.

2.1.1. «Ракета», выполнять 3-4 раза.

Содержание упражнения -- ракета устанавливается вертикально, нацеливается в космос, отпускаются крепления, ракета выстреливает и летит, приземляется.

Исходное положение—лежа на спине, руки прижаты к корпусу, ноги напряжены, колени прямые, подъемы стоп и носки натянуты. Общий счет—8. На счет 1-2 поднять обе ноги вертикально, на 3-4 раскрыть в стороны и вернуть в вертикальное положение, на 5-6 прижать колени с натянутыми носками к груди под углом 90 градусов и вернуть в вертикальное положение, на 7-8 вернуть ноги в исходное положение лежа.

2.1.2. «Ножницы». Выполнять 2-3 раза.

Содержание – режем ножницами все вокруг.

Исходное положение—лежа на спине, руки прижаты к корпусу, ноги напряжены, колени прямые, подъемы стоп и носки натянуты. Общий счет—16 (8+8). На 1-2 поднять ноги вертикально, на 3-4-5-6-7 выполнить махи в стороны и с возвратом в вертикальное положение крестом перпендикулярно корпусу в вертикальном положении, на 8-соединить ноги в вертикальном положении. На 1-2, 3-4, 5-6 махи ног одновременно в разных направлениях параллельно плоскости корпуса с возвратом в исходное вертикальное положение, на 7-8 возврат в исходное положение лежа.

2.1.3. «Качельки». Выполнять 3-4 раза.

Содержание: имитируем движения качелей.

Исходное положение—лежа на спине, руки прижаты к корпусу, ноги напряжены, колени прямые, подъемы стоп и носки натянуты.Общий счет – 8. На 1-4 поднять напряженные прямые ноги ввех и закидываем за голову, прикасаясь к полу натянутыми носками, на 5-6 вернуть обратно в исходное положение лежа на спине, на 7-8 поднять корпус и наклониться к ногам, касаясь лбом натянутых колен.

2.2.Упражнения на амплитуду шага.

2.2.1. «Лягушка».

Содержание - изобразить лягушку.

Исходное положение: максимальное раскрывание в противоположные стороны согнутых в коленях ног в позиции лежа на животе.

2.2.2. «Уголок». Выполнить 2 раза.

Содержание - сесть в полушпагат, подогнув одну ногу под себя. Корпус прямой, вертикальный, руки прямые, опираются на пол по обе стороны корпуса. Выполнить наклоны корпуса вперед на подвернутую ногу. Выполнить наклоны корпуса назад, максимально отведя плечи и голову назад, коснуться затылком пальцев отведенной назад ноги, которую нужно поднять навстречу движению корпуса.

2.2.3. «Цыпленок табака». Выполнить 2 раза.

Содержание: из позиции «Лягушка» открыть одну ногу, максимально выпрямить ее.

2.3. Упражнения на гибкость позвоночника.

2.3.1. «Кошка». Выполнить 3-4 раза.

Содержание: изобразить, как потягивается кошка.

Исходное положение—положение лицом вниз , подтянув согнутые в коленях ноги под живот. Двигаться вперед, прижимая грудь к полу с вытянутыми руками и плечами вперед, Вернуться назад в исходное положение. В этом упражнении также решаются задачи развития эластичности мышц плеча и предплечья

2.3.2. «Никого». Выполнить 2-3 раза.

Содержание: играем в игру «Никого здесь нет!»: в исходном положении максимального отведения плеч назад и вниз (прогиб корпуса назад из вертикального положения) в позиции лежа на животе, опора на кисти рук, с прямыми локтями, ноги натянуты и разведены на ширине плеч, повернуть голову вправо и задать вопрос: «Никого? Ответ: «Никого!», повернуть голову влево и повторить вопрос-ответ, повернуть голову назад и повторить вопрос. Ответ: «Никого здесь нет, только наши ноги!» и поднять стопы, стараясь их увидеть. Вариант—коснуться натянутыми носками затылка.

2.3.3. «Лодочка». Выполнить 3-4 раза.

Содержание – лодочка качается на волнах.

Исходное положение лежа на животе, с натянутыми ногами и стопами, ноги на ширине плеч, прямые руки вытянуты вперед, кисти взяты в «замок». Поднять напряженные руки и ноги на максимально возможную высоту и покачаться вперед и назад, удерживая ноги и руки в натянутом положении.

2.3.4. «Мостик». Выполнить 2 раза.

Содержание: изобразить крутой мостик.

Основная позиция—максимально прогнуться назад из положения стоя и встать на руки.

2.4.Упражнения на развитие гибкости тазобедренных и коленных суставов.

2.4.1. «Оригами». Выполнить 8-10 раз.

Содержание: максимальное поднимание и опускание колен в положении лежа на спине с ногами, согнутыми в коленях и выворотными ступнями, пятки максимально приближены к бедрам;

2.4.2. «Лотос». Выполнить 8-10 раз.

Содержание: удерживание максимально раскрытых колен на полу в позиции седа с прямым корпусом, со ступнями, максимально подтянутыми к бедрам (имитация позы «лотоса»); также вариация данного упражнения – лежа на спине.

2.5. Упражнения на дыхание:

В позиции лежа на спине, руки вдоль туловища, при сжимании диафрагмы--выдох, при раскрывании – вдох. Выполнять данное правило дыхания во всех упражнениях: при группировании тела –выдох, при распрямлении—вдох.

2.6. Упражнения на постановку корпуса.

2.6.1. «Медвежьи ушки». Выполнить 8-10 раз.

Содержание: В позиции лежа (руки вдоль туловища) или седа на ягодицах с удерживанием ровной спины (руки спокойно лежат на бедрах) выполнять работу стопами в 1,2 и 6 позициях на сокращение, натяжение и вращение внутрь и наружу.

2.6.2. «Стрелочки». Выполнить 4-6 раз.

Содержание: Поочередное поднимание и опускание натянутых ног с вытянутыми подъемами и пальцами в положении седа на ягодицах с прямым корпусом. Руки спокойно лежат на коленях.

2.6.3. «Маятник». Выполнить 6-8 раз.

Содержание: В положении седа на ягодицах, выполнять наклоны прямого корпуса в стороны при максимально натянутых ногах, раскрытых в стороны, положение рук—в «замке» на затылке, при наклонах локтями касаться пола.

2 год обучения.

Содержание программы.

Дошкольники 6-7 лет (2 часа в неделю).

Музыкально-ритмическая деятельность:

Теория: мелодия и движение, темп музыки, музыкальные размеры, контрастная музыка (быстрая - медленная, веселая – грустная), характер музыки, метро-ритм, счет.

Практика: проработка элементов классического, народно-сценического, историко-бытового танцев.

-- Музыкальные игры и ритмика, 12 часов:

1.1. «Принцы и принцессы».

Цель — Изучить основной шаг вальса, движения по сторонам зала и по кругу по линии танца.

Образовательные задачи: научить ориентироваться по сторонам зала, поворотам через правое плечо, различать правую и левую стороны, расширить двигательный кругозор, выучить и закрепить основные шаги вальса, научить слушать музыку, направление движения по линии танца, обучить координации движений и ориентации в зале.

Развивающие задачи: развить внимание, память, координацию, ориентацию, музыкальный слух, чувство ритма.

Воспитательные задачи: воспитать чувство коллективизма, синхронность, умение работать в паре.

Рисунки этюда: по кругу, в шеренгу.

    1. «Ладушки», этюд танца «Полечка».

Цель – изучить этюд танца «Полечка».

Образовательные задачи: научить ориентироваться по сторонам зала, поворотам через правое и левое плечо, расширить двигательный кругозор, выучить и закрепить основные шаги польки, галопа, научить слушать музыку, направление движения по линии танца, обучить координации движений и ориентации в зале.

Развивающие задачи: развить внимание, память, координацию, ориентацию, музыкальный слух, чувство ритма.

Воспитательные задачи: воспитать чувство коллективизма, синхронность, умение работать в паре.

Рисунки этюда: по кругу, «квадратом».

1.3. «Русский танец».

Цель -- выучить этюд на тему «Русский народно-сценический танец».

Образовательные задачи: научить ориентироваться по сторонам зала, различать правую и левую стороны, расширить двигательный кругозор, выучить и закрепить основные шаги и ходы русского народно-сценического танца, научить слушать музыку, обучить координации движений и ориентации в зале.

Развивающие задачи: развить внимание, память, координацию, ориентацию, музыкальный слух, чувство ритма.

Воспитательные задачи: воспитать чувство коллективизма, синхронность, умение работать в паре.

Рисунки этюда: круг, полукруг, шеренга, «прочес».

1.4.Музыкальная игра «Змейка» (См. 1 год обучения);

1.5. Музыкальная игра «Стирка» (См. 1 год обучения);

1.6. Ритмические упражнения «Волшебники» (См. 1 год обучения);

1.7. Ритмические упражнения «Русский танец» (См. 1 год обучения).

-- Элементы классического, народно-сценического танцев;

1.8. Элементы классического танца, 12 часов:

-- основные позиции ног, рук; положение корпуса и головы;

-- demi plies и grands plies по 1 и 2 позициям;

-- releves;

-- 1 и 2 port de bras;

-- шаг passé par terre;

-- epaulement;

-- повороты вокруг своей оси (понятие «точки», подготовка к tours);

-- прыжки: pas soutes по 1 и 2 позициям;

--battement tendu simple.

1.9. Элементы народно-сценического танца, 13 часов:

-- основные позиции ног, рук; положение корпуса и головы;

-- припадания по 6 позиции на месте и с продвижением вперед по линии;

--«гармошка», «ёлочка»;

-- подготовка к «моталочке» – махи рабочей ногой в прыжке на опорной ноге;

--«моталочка»;

-- подготовка к «веревочке» -- passе, sur le coup de pied;

--ходьба на высоких полупальцах с прямым корпусом;

-- «ковырялочка»;

-- «молоточки».

  1. Партерная гимнастика, 25 часов:

Теория: понятие «корпус», «осанка», «выворотность», позиции рук и ног.

Практика: постановка корпуса, позиций ног и рук, выработка эластичности суставов, мышц, позвоночника, растяжка.

-- Добавочные упражнения к партерной гимнастике 1-го года обучения.

2.1. Упражнения на амплитуду шага.

2.1.1. «Батманы»:

Содержание: стоя у палки, выполнять махи прямой натянутой ногой вперед, назад и в стороны.

2.1.2. «Шнурок»:

Содержание: лежа на полу на животе, раскрыть натянутые ноги в стороны в одну линию. Упражнение можно выполнять в положении сидя, с прямой вертикальной спиной.

2.1.3. «Прямой шпагат»:

Содержание: сидя на полу, раскрыть прямые ноги , одну вперед, другую назад. Упражнение выполнять с правой и с левой ноги.

2.1.4. «Полушпагат»:

Содержание: выполнить шпагат, переднюю ногу согнуть в колене и сидеть на ней.

    1. Упражнения на гибкость позвоночника:

2.2.1. «Полумостик с колен». Выполнить 2 раза.

Содержание: В позиции стоя на коленях, раскрытых на ширине плеч, прогнуться с прямыми руками назад в позицию «мостик». Вариант: встать на голову в указанной позиции, руками обнять себя за бедра.

2.2.2. «Мостик из позиции стоя». Выполнить 2 раза.

Содержание: В позиции стоя на прямых ногах, раскрытых на ширине плеч, прогнуться назад в позицию «мостик», стоять на прямых руках. Выход из позиции : разогнуться в обратном направлении, встать с прямыми поднятыми руками.

2.3.Упражнения на натяжение ног и крепость плечевого пояса:

2.3.1. «Ножницы». Выполнять 2 раза.

Содержание – режем ножницами все вокруг в позиции «стойка на лопатках».

Исходное положение— лежа на спине, ноги натянуты. Упражнение выполнять стоя на лопатках, руки подпирают лопатки, ноги напряжены и направлены вертикально, колени прямые, подъемы стоп и носки натянуты. Общий счет—16 (8+8). На 1-2 подняться на лопатки, ноги вертикальны, на 3-4-5-6-7 выполнить махи в стороны и с возвратом в вертикальное положение крестом перпендикулярно корпусу в вертикальном положении, на 8-соединить ноги в вертикальном положении. На 1-2, 3-4, 5-6 махи ног одновременно вперед-назад, с возвратом в исходное горизонтальное положение на 7-8 счета.

  1. «Показательный танец», 19 часов.

Во 2 год обучения дети уже должны выступать на сцене перед зрителями.

2-4 показательных танца строятся на танцевальном материале уже изученных движений музыкальных игр и ритмических упражнений, с разницей выхода и ухода, развития сюжета, как в полноценном танцевальном номере.

3.1. Изучение танцевального материала: движение—комбинация—этюд— композиционный рисунок всего хореографического номера—5 часов;

3.2. Постановочная работа: изучение композиции танца, рисунка танца, перестроений, обоснование сюжетной линии; отработка качества танца: техничность, амплитудность, синхронность, эмоциональность, образность—12 часов.

3.3. Выступления (творческая деятельность) как основной показатель мастерства участников коллектива—2 часа.

Содержание программы.

Младшие школьники 7-8 лет.

Теория: мелодия и движение, темп музыки, музыкальные размеры, метро-ритм, контрастная музыка (быстрая - медленная, веселая – грустная), характер музыки, метро-ритм, счет.

Практика: музыкальная раскладка, проработка элементов классического, народно-сценического, историко-бытового танцев.

  1. Музыкально-ритмическая деятельность, 42 часа:

-- Музыкальные игры и ритмика:

1.1. «Принцы и принцессы».

Цель — Изучить основной шаг вальса, движения по сторонам зала и по кругу по линии танца.

Образовательные задачи: научить ориентироваться по сторонам зала, поворотам через правое плечо, различать правую и левую стороны, расширить двигательный кругозор, выучить и закрепить основные шаги вальса, научить слушать музыку, направление движения по линии танца, обучить координации движений и ориентации в зале.

Развивающие задачи: развить внимание, память, координацию, ориентацию, музыкальный слух, чувство ритма.

Воспитательные задачи: воспитать чувство коллективизма, синхронность, умение работать в паре.

Рисунки этюда: по кругу, в шеренгу.

    1. Музыкальная игра «Ладушки», этюд танца «Полечка».

Цель – изучить этюд танца «Полечка».

Образовательные задачи: научить ориентироваться по сторонам зала, поворотам через правое и левое плечо, расширить двигательный кругозор, выучить и закрепить основные шаги польки, галопа, научить слушать музыку, направление движения по линии танца, обучить координации движений и ориентации в зале.

Развивающие задачи: развить внимание, память, координацию, ориентацию, музыкальный слух, чувство ритма.

Воспитательные задачи: воспитать чувство коллективизма, синхронность, умение работать в паре.

Рисунки этюда: по кругу, «квадратом».

Рисунки этюда: круг, полукруг, шеренга, «прочес».

1.3. Музыкальная игра «Стирка» (См. 1 год обучения);

-- Элементы классического, народно-сценического танцев, 29 часов:

Теория: понятия «выворотность», позиции рук, ног, корпуса, головы,

Практика – выполнение упражнений у палки и на середине зала, постановка корпуса, позиций ног и рук, музыкальная раскладка

1.4. Элементы классического танца:

-- основные позиции ног, рук; положение корпуса и головы;

-- demi plies и grands plies по 1 и 2 позициям;

-- releves;

-- 1 и 2 port de bras;

-- шаг passé par terre;

-- epaulement;

-- повороты вокруг своей оси (понятие «точки», подготовка к tours);

-- прыжки: pas soutes по 6, 1 и 2 позициям;

--battement tendu simple.

1.5. Элементы народно-сценического танца:

-- основные позиции ног, рук; положение корпуса и головы;

-- припадания по 6 позиции на месте и с продвижением вперед по линии;

--«гармошка», «ёлочка»;

-- подготовка к «моталочке» – махи рабочей ногой в прыжке на опорной ноге;

--«моталочка»;

-- подготовка к «веревочке» -- passе, sur le coup de pied;

--ходьба на высоких полупальцах с прямым корпусом;

-- «ковырялочка»;

-- «молоточки».

  1. Партерная гимнастика (См. партерная гимнастика 1 года обучения и добавочные упражнения 2-го года обучения для дошкольников), 45 часов.

Теория: понятие «корпус», «осанка», «выворотность», позиции рук и ног, темп музыки, счет.

Практика: постановка корпуса, позиций ног и рук, выработка эластичности суставов, мышц, позвоночника, растяжка., музыкальная раскладка.

В связи со значительным увеличением часов на партерную гимнастику, более тщательно прорабатываются все мышцы, особенно много уделяется внимания растяжке, амплитуде шага, натяжению ног, дети уже должны иметь представление о шпагате.

  1. «Показательный танец», 52 часа.

Для младших школьников 2 года обучения ставится 2 танца, частично на основе изученных движений раздела музыкально-ритмическая деятельность, но также изучается много новых движений, что позволяет детям значительно расширить танцевальный кругозор, много времени уделяется отработке качества танцев.

3.1. Изучение танцевального материала: движение—комбинация—этюд— композиционный рисунок всего хореографического номера—12 часов;

3.2. Постановочная работа: изучение композиции танца, рисунка танца, перестроений, обоснование сюжетной линии.; отработка качества танца: техничность, амплитудность, синхронность, эмоциональность, образность—26 часов;

3.3. Выступления (творческая деятельность) как основной показатель мастерства участников коллектива—10 часов.





3. АППАРАТ КОНТРОЛЯ.

Ожидаемый результат:

Основной показатель работы - выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся каждого года обучения:

--физическое развитие;

--техническое развитие (технически правильно выполнять движения, танцы);

--теоретическое развитие (знание теории);

--музыкальное развитие;

--эстетическое развитие.

В ходе изучения данного программного материала должны быть сформированы следующие ключевые компетенции (с учетом индивидуальных способностей учащихся):

Информационные компетенции.

Знать:

- понятие строения музыкального произведения: вступление, части (в частях тема), музыкальная фраза;

-понятие выразительного значения темпа музыки (очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро), легатто и стакатто;

- понятие музыкального размера, метроритма;

- понятийный аппарат (лексика) данного курса обучения;

- знания по качественному исполнению изученных движений разминки, музыкальных игр и танцев данного курса обучения;

-«считываемость»;

-- музыкальную раскладку упражнения;

Уметь:

- менять движение в зависимости от смены музыкальных частей, фраз;

- вслушиваться в музыку, отражать в движении разнообразные оттенки характера музыкальных произведений (веселый, спокойный, энергичный, торжественный); выполнять движения в разных темпах; различать разнообразные динамические оттенки музыки (очень тихо, тихо, умеренно, быстро, громко, очень громко); выполнять движения с различной силой, амплитудой в зависимости от динамических оттенков музыки;

- определять сильную музыкальную долю, темп музыки, ее ритм, характер музыки, динамику, акценты, считать музыкальные такты и шаги.

- определять сильную музыкальную долю, темп музыки, ее ритм;


Владеть:

--первоначальным навыком исполнения танцевальных элементов;

--навыком согласования движений с музыкальным ритмом и темпом;

--навыком улавливать начало и конец музыкальной фразы;

--навыком вести счет;

--первоначальным навыком технически грамотно исполнять движения.


Компетенции личностного самосовершенствования.

Знать:

-способы осуществления самоконтроля и адекватной самооценки;

- культуру внешнего вида, одежды, рабочего места;

Уметь:

- качественно исполнить в правильной последовательности все упражнения, уметь согласовать свои движения с музыкой;

-передать образный характер движения;

- понимать такие ценности как «семья», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим».

- выполнять правила для учащихся, различать плохие и хорошие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одногруппников, соблюдать порядок и дисциплину в группе, детском саду, школе, общественных местах.

-эстетически воспринимать предметы и явления в окружающей природной и социальной среде, иметь личностное (собственное, индивидуальное) эмоционально окрашенное отношение к произведениям искусства.

-ответственно относиться к своему здоровью;

- быть красивым (овладеть культурой, эстетикой движения), сильным, ловким.

Коммуникативные компетенции.

Знать:

-навыки в работе с партнером, нормы поведения в паре и в коллективе, этичность, вежливость и доброжелательность;

- простейшие коммуникативные умения и навыки;

-первичные навыки саморегуляции.

Уметь:

- слушать, и говорить, проявлять внимание к другим людям;

- работать в паре с партнером, проявлять уважение.

Формы контроля: контрольные и открытые занятия, концерты для родителей, выступления на различных мероприятиях, участие в конкурсах, фестивалях, также контролем за уровнем обученности является визуальное педагогическое наблюдение за работой детей на занятиях хореографией. Критерии оценивания уровня обученности детей следующие: техничность исполнения движений, правильная последовательность, амплитудность, эмоциональность исполнения, согласованность движений с музыкой.

Промежуточная и итоговая индивидуальная аттестация проводится в начале, середине и конце учебного года. Ежегодно оценивается уровень сформированности специальных знаний, умений, навыков по трехбалльной системе: 1- низкий уровень, 2- средний уровень, 3 – высокий уровень. Все данные сводятся в итоговую таблицу:

Уровень сформированности специальных умений и навыков

Фамилия

Имя

Музыкально-ритмическая деятельность


Знание классической и современной хореографии

Творческая деятельность



Входной контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Входной контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Входной контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

























Промежуточная и итоговая аттестация также является формой подведения итогов.



5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для достижения цели данной образовательной программы необходимо опираться на следующие основные педагогические принципы:

--наглядности;

--доступности;

-- постепенности в развитии способностей детей;

-- строгой последовательности в овладении лексикой и техническими приемами;

-- систематичности и регулярности занятий;

-- целенаправленности учебного и воспитательного процесса;

-- сознательности и активности.

Режим усложнения должен быть оптимальным, соответственно возрасту, если дети не усвоили материал, то стоит вернуться к более медленному темпу и повторить.

В ходе образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:

-- сотрудничества;

-- здоровьесберегающей;

-- социальной.

В процессе обучения хореографии применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы:

--наблюдение,

--беседа,

--обсуждение,

--объяснение, показ;

--словесное сопровождение движений под музыку и т.д.

Методы уровня деятельности детей:

--объяснительно-иллюстративный: дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

--репродуктивный: дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

--частично-поисковый: участие детей в коллективном поиске решения поставленных задач.

В плане занятия:

1.Организационный момент, поклон, постановка целей и задач занятия.

2. Основная часть занятия: разминка, музыкальные игры (изучение новых движений и /или повторение изученного), гимнастика или изучение танцевальных этюдов, закрепление изученного материала в самостоятельной практической работе;

3. Подведение итогов занятия, поклон.

Анализ ошибок проводится после каждой практической части занятия.

Методика построения основной части занятия раздела «Музыкально-ритмическая деятельность»:

-объяснение и показ упражнений, игр;

-методика изучения упражнений, правила исполнения;

-музыкальная раскладка (счет, темп, ритм, такт, начало и конец музыкальной фразы, на какой счет начинать и заканчивать движение, в каком характере выполнять, музыкальные акценты, метроритм, вступление и т.д.);

-предупреждение наиболее распространенных ошибок;

-закрепление изученного материала в практической работе вместе с учителем;

-закрепление изученного материала в самостоятельной практической работе.

Этапы изучения танцевальной лексики на занятиях:

1.Показ, проучивание, совершенствование, повторение, закрепление.

2.Последовательность изучения отдельного танцевального движения:

- показ движения в «чистом виде»;

- словесная характеристика (характер движения, музыкальный размер, образность);

- раскладка движения на простые элементы;

- проучивание в медленном темпе;

- ускорение темпа;

- исполнение в «чистом виде».

3.Последовательность изучения лексики: отдельное движение - комбинация - этюд - композиция.

Также необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о движении, следует показывать и объяснять в последовательности:

--куда наступаем (как переносим все);

--как ставим ногу (как работает стопа);

--что делает колено;

--как работают бедра;

--что делают руки: плечо, предплечье, кисть;

--что делают плечи, корпус;

--куда повернута голова, направлен взгляд;

--система взаимоотношений частей тела в пространстве – какие танцевальные элементы выполнять в процессе движения в зале, направление по линии танца (рисунок танца: круг, линия, полукруг и т.д.), куда смотреть во время движения, куда двигаться и как: вперед-назад, вправо-влево, спиной вперед, лицом вперед и т.д.

Методика построения занятия партерной гимнастикой:

Для правильного построения занятия гимнастикой принципиальным является не только правильная последовательность разогрева и нагрузки на определенные группы мышц, подбор движений, но и чередование трудных упражнений с легкими, силовой нагрузки на группы мышц с их растяжкой, учитывание темпа исполнения, плотности урока. По структуре занятие гимнастикой традиционно: вводная часть, разминка, основная часть и заключительная. В основной части занятия гимнастикой особенно важно максимально учитывать эффективность выбранных упражнений для выработки силовых качеств, гибкости, пластичности, силы маха (шага) -- это разумное чередование упражнений в темпе с максимальным напряжением мышц и растяжением с восстановлением дыхания, сочетание активных движений с пассивными, медленных с быстрыми, динамичных со статичными, расслабление (общее и местное) с напряжением и т.д. - то есть посредством круговой тренировки на все группы мышц.

Подбор упражнений последователен (для мышц, суставов, связок) – голеностоп, тазобедренный пояс, позвоночник, плечевой пояс, шея, руки; шея, руки, позвоночник (мышцы живота, косые, спины), тазобедренные мышцы, ягодицы, бедра, голени, стопы; сложные упражнения (с задействованием больших групп мышц определенного назначения и соседних в той же последовательности). Силовыми упражнениями, а также упражнениями, требующими большого напряжения и максимальной собранности, следует заниматься, когда все группы мышц хорошо разогреты (во избежание травм), т.к. гимнастика требует предельной собранности, ловкости и силы, гибкости и пластичности. Для подготовки к нагрузке необходима разминка всех мышц.

Технические средства обучения: для занятий хореографией необходимы следующие условия: помещение площадью не менее 30 кв. метров, зеркала на стене в рост ребенка не менее 6 погонных метров, станок, музыкальное сопровождение (аккомпаниатор, магнитофон).

Формы подведения итогов: результаты наблюдений за учащимися, полученные педагогом во время занятий, промежуточная и итоговая аттестация, общественный показ достижений (концертная деятельность), показательные итоговые занятия для родителей:

--определения уровня усвоения программы каждым учащимся (что усвоено на

высоком уровне, что нуждается в доработке);

--выявления количества учащихся (%) полностью освоивших образовательную программу, освоивших программу в необходимой степени, не освоивших программу;

--определения уровня усвоения образовательной программы (%) как в целом, так и в

течение каждого учебного года;

--проведение сравнительного анализа уровня усвоения образовательной программы

в течение 2 лет обучения;

--внесения корректив в содержательную часть образовательной программы, в

методику преподавания и т.п.



Условия реализации программы:

конкретное планирование деятельности; кадровое обеспечение программы, методическое обеспечение программы; педагогические условия; материально-техническое обеспечение.


6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

6.1. Для педагогов


  1. Барышникова Т. Азбука хореографии. - М.: Айрис-пресс, 2001.

  2. Бриске И.Э. Народный танец: Программа обучения одаренных детей 9 -14 лет. - Ч.:ЧГАКИ, 2000.

  3. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца: Учебно-методическое пособие. -Л. : Искусство, 1983.

  4. Громов Ю. Танцуйте, дети. - Чеб.: 1967.

  5. Константиновский В. Учить прекрасному. - М.: Молодая гвардия, 1973.

  6. Калашникова Т.И. Ритмика и хореография в педагогическом колледже. - И.: Тускарора, 2000.

  7. Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы. - Программа для начальной и средней школы. - М. : Просвещение, 1997.

  8. Настюков Г.А. Сюжетный танец. - М.: Профиздат, 1960.

  9. Окунева В.В. Русские пляски для детей. - М.: АПН РСФСР, 1953.

  10. Организация дополнительного образования детей на базе образовательных учреждений различных типов и видов. М., ООО «Новое образование», 2009. – 120 с.

  11. Попова И. А. Образовательная программа педагога дополнительного образования (Метод. пособие для зам. директоров, методистов, педагогов учреждений дополнительного образования). – Новокузнецк: Институт повышения квалификации, 2000. – 17 с.

  12. «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ». – М. : Просвещение, 1988.

  13. Путь ребенка в творчестве. СПб.: Центр развития дополнительного образования ГОУ СПбГДТЮ, 2005 – 131 с.

  14. Смит Л. Танцы: Начальный курс. Перевод с англ. - М.: Астрель, 2001.

  15. Степанова Л.Г. Народные сюжетные танцы. - М.: Советская Россия, 1967.

  16. Творчество, личность, развитие. Об опыте работы Дома школьников Центрального района Г. Воронежа. /под ред. д-ра пед. наук Н.В. Соловьевой. – Воронеж, «Эксмо-Лимитед», 1998. – 143 с.

  17. Устинова Т.А. Русские танцы. - М.: Молодая гвардия, 1955.

  18. Шлямин А.М., Брыкин А.Т. Гимнастика: Учебник. - М.: Физкультура и спорт, 1979

6.2. Для учащихся

1. Барышникова Т. Азбука хореографии. - М.: Айрис-пресс, 2001.

2. Боттомер М. «Учимся танцевать» «Эксмо-пресс» 2002

  1. Бочарникова Э. «Страна волшебная - балет» М, «ДетЛит», 1974

  2. Браиловская Л. «Самоучитель по танцам» Ростов-на-Дону «Феникс» 2003









РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ-ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВВЕДЕНИЕ В ХОРЕОГРАФИЮ»
  • Другое
Описание:

     

РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ-ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВВЕДЕНИЕ В ХОРЕОГРАФИЮ» -- это авторская разработка , которая поможет  в обучении тхореографии детей возраста 5-9 лет. Программа прошла многолетнийй этап опробации, имеет хорошие результаты. Рекомендуется хореографам, работающих с дошкольниками и младшими школьниками.

В программе музыкальные игры, ритмические упражнения,элементы классического и народно-сценического танцев.

Автор Коваленко Вера Павловна
Дата добавления 31.01.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1201
Номер материала 55337
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы