Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 6 класс на 2014-2015 учебный год Количество часов: 70 часов Учитель: Матвеенко Татьяна Михайловна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 6 класс на 2014-2015 учебный год Количество часов: 70 часов Учитель: Матвеенко Татьяна Михайловна

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 98

г. Барнаула Алтайского края

 

 

РАССМОТРЕНО на заседании                                               СОГЛАСОВАНО                                              УТВЕРЖДАЮ

ШМО учителей ________________                                    Зам. Директора по УР                                        Директор школы

«___» __ 2014 Протокол №__                          ____________________                     ___________________

Руководитель ШМО ______                            «___»____________20__г.                «___»___________

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного предмета «Литература» 6 класс

на 2014-2015 учебный год

 

Количество часов: 70 часов

 

Учитель: Матвеенко Татьяна Михайловна

 

 

 

 

 

 

                    Программа разработана на основе

·         Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»)

·         и авторской программы к учебникам под редакцией Г.С.Меркина«Литература» для 5–11 классов общеобразовательных учреждений (М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008).

 

 

                                                                               Раздел I. Пояснительная записка

 

Рабочая  учебная программа  составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и Примерной программы основного общего образования по литературе  и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2010 г.

Принцип построения программы концентрический на хронологической основе.

Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

·                воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

·                развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

·                освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

·                совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

            Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

            Рабочая программа рассчитана на 70  учебных часов, в неделю – 2

            Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Раздел II.  Учебно-тематический план.

6 класс – 2 часа в неделю

 

 

Тема

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Из мифологии

4

3

Из устного народного творчества

3

4

Из древнерусской литературы

2

5

Из литературы 18 века

2

6

Из русской литературы 19 века

33

7

Из русской литературы 20 века

16

8

Из зарубежной литературы

7

9

Итоговый урок

1

10

Контрольное тестирование

2

 

ИТОГО:

70

 

Вид контроля

Количество

Классное сочинение

3

Домашнее сочинение

2

Контрольное тестирование

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Программно-методическое обеспечение: //    Литература. 6 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Автор‑сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

 

 

Раздел III. Требования к уровню подготовки  обучающихся, осваивающих программу учебного предмета.

 

   Важнейшими умениями в 5—9 классах являются следующие:

  умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан­ною самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  умение определять принадлежность произведения к од­ному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драмати­ческие тексты);

  умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  умение составлять простой и сложный планы изучаемо­го произведения;

  умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

   умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

   умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине­ния на литературную и свободную темы;

   умение выявлять авторское отношение к героям, сопо­ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

умение высказывать собственное суждение об иллю­страциях.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

-                выделение характерных причинно-следственных связей;

-                сравнение и сопоставление;

-                умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

-                самостоятельное выполнение различных творческих работ;

-                способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

-                осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

-                владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

-                составление плана, тезиса, конспекта;

-                подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

-                использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

-                самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать

-         образную природу словесного искусства;

-         содержание изученных литературных произведений;

-         основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

-         изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

-                воспринимать и анализировать художественный текст;

-                выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

-                определять род и жанр литературного произведения;

-                выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

-                характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-                сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-                выявлять авторскую позицию;

-                выражать свое отношение к прочитанному;

-                выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-                владеть различными видами пересказа;

-                строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-                участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

-                писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-         создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-         определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

-         поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Раздел IV. Перечень учебно-методического обеспечения  основной и дополнительной литературы.

Основная литератураПримерная программа основного общего образования по литературе  и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2010

1.       2.Литература: 6 кл.: Учебник: В 2 ч./ Под ред. Меркина Г.С.. – М.: Русское слово, 2008.

 

Дополнительная литература

1.       Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М: Издательство «Экзамен», 2006.

2.       Власенков А.И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы. Содержание работы по классам. VVIII классы. – М.: АРКТИ, 1998.

3.       И.В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2004.

4.       Руссова Н.Ю. Технология написания сочинения. – М.: Айрис-пресс, 2007.

5.       Соловьёва Ф.Е.. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) / Ф.Е. Соловьёва; под ред.Г.С. Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.

6.       Соловьёва Ф.Е.. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин). Методическое пособие. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

7.       Стародуб К.В. Литературное краеведение в школе. – М.: Дрофа, 2003.

 

 

 

 

Раздел V. Приложение   Тематическое планирование, литература , 6 класс (2 часа в неделю, 68 часов)

п./п

Наименование раздела/темы урока

Виды деятельности обучающихся

Планируемые образовательные результаты

Ведущие формы, методы, средства обучения 

Домашнее

задание

1

 

О литературе, писателе и читателе. Книга и её  роль в жизни человека.

Беседа, викторина, работа с учебником

кратко повторить изученное в 5 классе;

Развивать  умение  работать с учебником литературы;

Порассуждать на тему, что значит талантливый читатель и о роли книги вообще.

Комбинированный урок

Формы работы: групповая, индивидуальная, работа в малых группах

Средства обучения: учебник,

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Составить тезисный план статьи учебника, посвященной Гомеру с. 15-19

 

ИЗ МИФОЛОГИИ (4часа)

 

2

Миф «Пять веков»

Беседа, пересказ, тезисный план

Выявление художественной идеи мифа, развитие навыков составления тезисного плана учебника

Формы работы: групповая, с использованием

ИКТ

Прочитать миф о Прометее с. 26-37, составить цитатный план мифа о Прометее.

3

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «/(едал и Икар», Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализо­вать свою мечту.

чтение и различные виды пересказа.

Вспомнить известные древнегреческие мифы;

Уметь передавать их содержание;

Познакомить с главными героями древнегреческой мифологии

Беседа, практикум; повторительно-обобщающий урок

Прочитать подвиги Геракла.

4

Подвиги Геракла. «Яблоки Гесперид»

Беседа, пересказ, цитатный план

Выявление значения образа Геракла для мировой и художественной культуры, развитие навыка ассоциативного мышления, составление цитатного плана

Комбинированный: сообщение новых знаний, повторение изученного материала Урок с применением средств ИКТ

С. 43 вопросы 9-12

С. 26 вопросы

5

Проверочный тест

Выполнение теста

 

Контроль знаний

Прочитать легенду «Солдат и смерть» с 47-55, пересказ эпизодов

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

(3 часа)

6

Легенда «Солдат и смерть»

Пересказ, анализ легенды, исследовательская работа

Выявление главного свойства жанра легенды, определение художественной идеи легенды, формирование исследовательских навыков учащихся

Комбинированный: сообщение новых знаний, повторение изученного материала Урок с применением средств ИКТ

Вопрос № 2 после уроков с. 57-58, перечитать «Одиссей на острове Циклопов»

7

Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана»

Беседа, работа с учебником, сопоставительный анализ

Выявление жанровых особенностей предания, сравнение сюжета  предания и мифа об Одиссее

Беседа, практикум; повторительно-обобщающий урок

Прочитать сказку о молодильных яблоках и живой воде» с. 66-83, вопрос 6 стр 84

8

 

 

 

 

 

Сказки

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности

сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.

Повторить  фольклорные словесные произведения, жанры, художественные традиции;

Познакомить учащихся с новой фольклорной сказкой (волшебной);

Выявить художественные черты и условности волшебной сказки

Комбинированный урок

Формы работы: групповая, индивидуальная, работа в малых группах

Средства обучения: учебник,

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Тезисный план статьи с. 86-87, художественный пересказ «сказание о белгородских колодцах»

9

«Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разоре­нии Рязани Батыем». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и лю­дях.

различные виды пересказа, простой план.

показать особенности древнерусской литературы, развивать творческие способности учеников.

 

Беседа, практикум; повторительно-обобщающий урок

Вопросы с. 103

10

«Поучение Владимира Мономаха»

Исследовательская работа с текстом

Воссоздание эпохи царствования Владимира Мономаха, выявление художественной идеи произведения

Комбинированный: сообщение новых знаний, повторение изученного материала Урок с применением средств ИКТ

Вопрос  2 с. 108

11

 

 

 

М.В. Ломоносов

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».

выразительное чтение.

Познакомить с биографией и литературным  творчеством М.В.Ломоносова и его стихами, сочинёнными на дороге в Петергоф…;

Рассмотреть особенности композиции и сюжета;

Урок усвоения новых знаний ИКТ

Подготовить  наизусть чтение стихотворения М.В.Ломоносова «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф»

12

М.В. Ломоносов о значении русского языка. М. В. Ломоносов и Петр Великий

Чтение наизусть, работа со словарем. Анализ произведения, беседа

  Основные идеи стихотворения , тема и ее реализация

Беседа, практикум; повторительно-обобщающий урок

 

Подготовить пересказ статьи о Жуковском с. 126- 131

13

В.А. Жуковский

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.

выразительное чтение

Познакомить с биографией и литературным В.А.Жуковского и его балладой «Светлана»;

Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского.

Комбинированный

Коллективная, парная, индивидуальная.ИКТ

Прочитать балладу «Светлана» Вопросы с. 143 - 144

14

«Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии.

Анализ произведения, исследовательская работа

Рассмотреть особенности композиции и сюжета

Комбинированный

Коллективная, парная, индивидуальная.ИКТ

С. 145-148 прочитать, вопросы с. 149

15

А.С. Пушкин

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Ли­цеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга

Работа с учебником, чтение, составление плана

Выявление факторов, оказавших влияние на становление творческой личности поэта, совершенствование навыков выразительного чтения, развитие творческих способностей

Урок усвоения новых знаний ИКТ

Подготовить пересказ с. 145-147. Вопросы с. 149

16

А.С. Пушкин «Деревня»

 

Выразительное чтение, анализ стихотворения, беседа

Выявление гражданской позиции автора, проявившейся в стремлении обличить социальное зло, формирование навыков многоуровнего анализа текста

Беседа, практикум; повторительно-обобщающий урок

Письменный анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда»

17

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

 

Анализ стихотворения, самостоятельная работа

Выявление контрастных образов или эмоционально противоположных мотивов, обучение анализу стихотворения, сопоставление произведений

Беседа, практикум; повторительно-обобщающий урок

Выучить наизусть стихотворение «зимнее утро»

18

А. С. Пушкин «Дубровский» История создания. Прототипы. Историческая эпоха в романе.

различные виды пе­ресказа, цитатный план,

Знакомство с исторической эпохой, формирование навыка сопоставительного анализа

Урок усвоения новых знаний ИКТ

Вопрос 3 с 241 письменно в форме таблицы

19

 

 

20-

 

 

 

 

21

А.С. Пушкин

 «Дубровский» .

2.. Причины ссоры Дубровского и Троекурова

3. Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник.

4. Дубровский и Маша Троекурова

:выразительное чтение, различные виды пе­ресказа, цитатный план, изложение с элементами рассужде­ния.

Рассмотреть систему образов и основной конфликт

в романе «Дубровский», помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в романе;

Вызвать интерес к творчеству поэта

Комбинированный: сообщение новых знаний, повторение изученного материала Урок с применением средств ИКТ

 

Составить цитатный план 6 главы; вопрос 2 с 141;

 

Вопрос 3 10 с. 241 письменно

 

Составить план устного рассказа: вопрос № 3  с 242

 

22

Р. Р. Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Составление плана сочинения, подбор материала

Уметь составлять план, подбирать цитатный материал

Развитие речи, групповая, индивидуальная работа

Написать сочинение

23 -24

М.Ю. Лермонтов

 «Ту­чи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.

выразительное чтение наизусть,

Познакомить учащихся с творчеством, биографией   и лирикой М.Ю.Лермонтова;

Отработать отличия стиха от прозы;

Беседа, практикум; повторительно-обобщающий урок

1.пересказ биографии М.Ю.Лермонтова

2. Вопросы на стр. 219.

3. Наизусть по выбору.

25 -26 – 27 - 28

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

 

изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.

Дать краткую характеристику творчества Н.В.Гоголя;

Познакомить с повестью, её своеобразием;

Выявить особенность героев повести;

Учиться давать описание внешности героев;

Комбинированный: сообщение новых знаний, повторение изученного материала Урок с применением средств ИКТ

Исследовательская работа с текстом.

Рассказ об Андрии и Остапе.

Составить план рассказа о жизни Остапа, выписать из текста имена казаков.

Написать небольшой рассказ.

 

«Бранное трудное время…» Степь как образ Родины в повести Гоголя

Андрий и Остап.

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя.

29

Р.Р Мастерская творческого письма. Подготовка к написанию рассказа о событиях от лица участника.

Работа с текстом

Подготовить учащихся к пониманию темы сочинения;

Дальнейшее развитие речи учащихся

Урок развития речи

Написать сочинениерассказ участника событий о Тарасе, Остапе и Андрии.

30

 – 31

 -

32

И.С. Тургенев

Тема любви в лирике. «В дороге».

сложный план, цитатный план.

расширить знания учеников о личной и творчес­кой биографии Тургенева;

 показать особенности жанра новеллы; помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения.

 

Комбинированный: сообщение новых знаний, повторение изученного материала Урок с применением средств ИКТ

Составить цитатный план. Прочитать рассказ «Бирю»;Вопросы с. 328

 Внеклассное чтение. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.

«Бурмистр», «малиновая вода»

 Классное сочинение по творчеству И. С. Тургенева

33 - 34

Н.А. Некрасов -

Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...».

различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).

расширить знания учеников о личной и творчес­кой биографии писателя; развивать навыки работы со стихотвор­ным текстом,

Комбинированный: сообщение новых знаний, повторение изученного материала Урок с применением средств ИКТ

1. Наизусть «В полном разгаре страда деревенская…»

 

 

35 –

36

Внеклассное чтение. Н.С. Лесков «Левша»

 

 

 

37-38

Л.Н. Толстой

«Детство» (главы из повести): «Матап», «Что за чело­век был мой отец?», «Детство» и др. по выбору.

 

различные типы пересказа, сочинение-зари­совка, составление цитатного плана

Проанализировать 1-4 главы: обратить внимание на отношение ребёнка к людям, которые его окружают, отметить влияние этих людей на мальчика; Показать учащимся душевную красоту русской женщины,

 

1.Подготовить рассказы на основе 1-4 глав: об отце, о матери, о Карле Ивановиче.

2.Прочитать 13, 28 главы и подготовить рассказ о жизни и смерти Натальи Савишны.

 

39

Мастерская творческого письма. Уроки доброты Л.Н. Толстого Рассказ «Бедные люди»

Работа с текстом

Художественные пересказ. Сочинение «Спешите делать добро

Повторение и обобщение изученного материала. Коллективная, индивидуальная.

Стр 22 живое слово.

40 –

41 - 42

В.Г. Короленко

Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе»: пробле­мы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, ми­лосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов.

различные виды пересказа; подготовка во­просов для обсуждения; план характеристики эпизода, персо­нажа.

начать знакомство учеников с личностью В.Г.Короленко; попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, зна­чение  как личности поэта, так  и его произведения;

Комбинированный: сообщение новых знаний, повторение изученного материала Урок с применением средств ИКТ

1 вопросы с. 64-65

2. живое слово с. 66 в. 1

3. сочинить рассказ о встрече повзрослевших Валека и Васи

 

43 -44

 

А.П.Чехов

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим», «Толстый и тонкий» «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочита­ние, угодливость в рассказе 

 

выразительное чтение, различные виды пе­ресказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведе­ний А.П. Чехова;

Углубить  знания  учеников о личной и творче­ской биографии Чехова;

Познакомить с его рассказом и выявить его  художественные особенности

Стр 92 вопрос 6; живое слово вопрос 1; с 93 после уроков вопрос 1

45

Мастерская творческого письма. Сочинение-повествование на тему «Смешной случай из жизни»

Работа с текстом

Заинтересовать учащихся творчеством А.П.Чехова

Урок развития речи

Написать юмористический рассказ о случае из жизни

46 -47

 

 

И.А.Бунин

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

 

составление словаря языка персонажа, чте­ние наизусть, письменный отзыв об эпизоде.

Дать краткую характеристику творчества И. Бунина;

Познакомить с рассказом «Лапти», его своеобразием;

Выявить особенность героев рассказа;

Комбинированный: сообщение новых знаний, повторение изученного материала Урок с применением средств ИКТ

Наизусть 

«Не видно птиц», прочитать рассказ «Белый пудель» озаглавить части.

48 - 49

А.И. Куприн

Детские годы писателя. «Белый пудель»

Работа с учебником

Познакомить с творчеством А.И.Куприна; выявление художественной идеи рассказа

Беседа, практикум; повторительно-обобщающий урок

Вопросы с. 142 – 143; прочитать рассказ «Тапер»; выписать ключевые слова характеризующие героев

50

А.И. Куприн

 «Тапёр». Основная тема и характе­ристика образов. Дети и взрослые в рассказе.

Работа с учебником, тетради

Познакомить с творчеством А.И.Куприна;

Выявить особенности сюжета рассказа «Тапёр»

Урок усвоения новых знаний ИКТ

Стр.101-102, задания 1-5.

Найти в сборниках С.Есенина стихи о животных.

51

С.А.Есенин

Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано

Работа с учебником

поэтический образ (развитие представле­ний о понятии), цветообраз, эпитет, метафора. Пафос и тема стихотворения. Одухотворен­ная природа — один из основных образов С.А. Есенина.

 

Урок усвоения новых знаний ИКТ

Наизусть по выбору

52

В.Ч. Литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:

Н. Рубцов «Тихая моя родина»

Работа с текстом

Дать учащимся возможность представить наиболее полюбившиеся им стихи поэтов  XX века

Урок усвоения новых знаний ИКТ

Приготовить иллюстрации о природе.

Пересказ и конспект статьи о Пришвине М.М. на стр 174 - 175

 

53 – 54 - 55

 

 

 

 

 

М.М. Пришвин

Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зор­кости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Классное сочинение по рассказу «Кладовая солнца»

Работа с учебником

кратко познакомить учеников с биографией и твор­чеством М.М.Пришвина, совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

 

сочинение-зарисовка, различные виды пере­сказа.

Вопрос 12  с 206; вопросы с 2204 205; цитатный план.

56 - 57

В.К. Железников. Краткие сведения о писателе. «Троп»: мир животных и человека в изображении писателя

Работа с учебником

Показать отношение человека к животным

мир животных и человека в изображении писателя. Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности, верности.

творческая мастерская — написание расска­за по заданному сюжету

 

58 - 59

Изображение войны; проблема жестокости, справедливо­сти, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к ро­дине: Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский.

«В прифронтовом лесу»;

Работа с учебником

показать значение стихотворений о ВО в; развивать интерес к произведениям о героическом прошлом на­шей страны.

Комбинированный: сообщение новых знаний, повторение изученного материала Урок с применением средств ИКТ

Наизусть о Великой Отечественной войне, стр. 224 вопросы

60

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»

 

 

план характеристики эпизода, персо­нажа

Выявление мотивов поступков героя, смысл названия

Урок усвоения новых знаний ИКТ

Вопросы с 243-244

Прочитать «васюткино озеро»

61

Внеклассное чтение В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

 

 

Пересказ с. 247-251

62

Арабские сказки «Тысяча и одна ночь»

различные виды пе­ресказа, цитатный план,

Знакомство с историей создания книги. Тематика и проблематика сказок

Комбинированный: сообщение новых знаний, повторение изученного материала Урок с применением средств ИКТ

Составить план статьи учебника о братьях Гримм

63

Сходство и различие народных и литературных сказок. Сказка Братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина

Работа с учебником, анализ

Исследовательская работа в группах

Урок усвоения новых знаний ИКТ

Прочитать рассказ «Вождь краснокожих»

64

О.Генри

Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о дет­стве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе

рассказ от другого лица.

кратко познакомить учеников с биографией и твор­чеством О.Генри, совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

Урок усвоения новых знаний ИКТ

Живое слово с. 281

65

Х.К. Андерсен

Утверждение непреходящих христианских ценностей в творчестве писателя. «Чайник»: мир добра и красоты.

подробный пересказ, краткий план, изложе­ние с элементами рассуждения.

Вспомнить творчество Г.Х.Андерсена;

Раскрыть понятие гордыни и сущности этого качества у людей.

Подготовиться к изложению

66

Дж. Лондон

Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни

Работа с учебником, анализ

Раскрыть воспитательный смысл произведения  жизне­утверждающий пафос рассказа, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы

Беседа, практикум; повторительно-обобщающий урок

 

67

М. Твет «Приключение Гекльберрифина»

Чтение текста

 

Беседа, практикум; повторительно-обобщающий урок

 

68

Итоговый урок

 

Урок викторина. Рекомендации летнего чтения

Беседа, практикум; повторительно-обобщающий урок

 

69-70

Тестирование по крупным произведениям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

 

Оценка устных ответов.
 При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений.
В настоящее время действуют нормы оценки сочинений, утверждённые Министерством народного образования РФ и опубликованные в сборнике "Программы средней общеобразовательной школы. Литература" (М., 1988) в разделе "Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся". Нормы оценки сочинений
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
· соответствие работы ученика теме и основной мысли;
· полнота раскрытия темы;
· правильность фактического материала;
· последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
· разнообразие словаря и грамматического строя речи;
· стилевое единство и выразительность речи;
· число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1.      Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.      Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.      Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.      Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.      Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1.      В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.      Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.      Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4.      Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.      Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

1.      Работа не соответствует теме.

2.      Допущено много фактических неточностей.

3.      Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4.      Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5.      Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

 

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 76 – 89 %;

«3» - 50 – 75 %;

«2» - менее 50 %.

 

  1. Оценка зачетных работ.

Зачет – форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход. Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работы должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать достаточную полноту проверки.

Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:

1 часть (теоретическая) – по критериям оценки устных ответов;

2 часть (практическая) – по критериям оценки тестовых работ.

Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна отметка, которая равна среднему баллу работы.

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 6 класс на 2014-2015 учебный год Количество часов: 70 часов Учитель: Матвеенко Татьяна Михайловна"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по оценке имущества

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая  учебная программа  составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и Примерной программы основного общего образования по литературе  и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2010 г.

Принцип построения программы концентрический на хронологической основе.

Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

·             воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

·             развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

·             освоение текстовхудожественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

·             совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

            Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

            Рабочая программа рассчитана на 70  учебных часов, в неделю – 2

 

            Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 484 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока для обучающихся с ОВЗ "Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения"
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: § 27 Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными
  • 06.10.2020
  • 458
  • 10
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 363
    • DOCX 63.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Матвеенко Татьяна Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Матвеенко Татьяна Михайловна
    Матвеенко Татьяна Михайловна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 26535
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 217 человек из 57 регионов

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 321 человек из 64 регионов

Мини-курс

Психология эмпатии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 16 регионов

Мини-курс

Читательская грамотность у школьников

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 16 регионов

Мини-курс

Введение в медиакоммуникации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе