Главная / Начальные классы / Рабочая программа "Изобразительное искусство" Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова

Рабочая программа "Изобразительное искусство" Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова

Пояснительная записка



Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - 3- е изд. переработанное и доп. – М: Вентана – Граф, 2012) c учётом требований Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования.


Курс «Изобразительное искусство» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, оно направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру. Овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование). Развитие толерантного мышления учащихся; воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска.

Цели и задачи обучения изобразительного искусства:

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культур

В основе преподавания предмета «Изобразительное искусство» лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с образовательными дисциплинами.

       В программе представлены три направления художественного развития учащихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется тому или иному направлению.

1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир). Освоение законов создания произведения искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, симметрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно-творческой деятельности человека. Профессия художника-творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре). Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.

2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию.

Начальная школа — время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного восприятия окружающего. Важное условие развития художественно-образного мышления — вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.); во-вторых, у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца) — общие эстетические принципы и художественно-выразительные средства. Деятелы-юстный полихудожественный подход и интегрированный характер организации занятий позволяет разнообразить и обогатить восприятие, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, способствует развитию у детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.

3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, — развитие у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.

                      Направления работы в классе реализуются в следующих видах художественной деятельности.

Работа на плоскости направлена на овладение детьми разными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.

Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.) с помощью разнообразных художественных материалов (красок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппликации, коллаже).

Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн — создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), природного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.).

Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.

Развивающие и художественные задачи решаются в каждом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни, развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.

1 класс. Для детей этого возраста свойственны впечатлительность и стремление познать мир вокруг. Поэтому на этапе знакомства с изобразительным искусством следует формировать у детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными (разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.); развивать умение видеть и замечать, слышать и чувствовать, изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и формировать осознание себя как части мира; развивать у детей стремление передавать свои наблюдения в творческих работах. Ведущая практическая задача этого года обучения — освоение учащимися формата листа.

Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни. Развитие ощущения пространства: предметы, люди в пространстве. Конкретное, единичное в пространстве.

Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Интерес к объектам окружения. Разнообразие форм в природе и в неприродной среде. Индивидуальное чувство формы.

Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Цвет и краски в природе (солнце, вода, воздух, радуга, огонь, растения, животные). Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение. Формирование индивидуального чувства цвета.

Композиционные задачи в искусстве. Развитие основ проектного мышления на основе освоения композиционных задач в искусстве. Композиция, форма, цвет и настроение. В практическую деятельность учащихся с первого года обучения включены задания, предполагающие использование Средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Такие задания способствуют развитию зрительного (визуального) восприятия, повышению интереса к непосредственному окружению; помогают сформировать умения работать С дистанционными материалами и инструментами, анализировать и сознательно использовать информацию из различных источников (книг, журналов, видео- и кинофильмов, Интернета, рекламы, газет, словарей и др.).

На изучение курса «Изобразительное искусство» в 1 классе предусмотрено 33 часа.

      В основе учебников и рабочих тетрадей  лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство»:

•  воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям (с учётом многонациональности  России);

•  развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);

•  общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания предмета (практика и восприятие)

•  воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство) в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;

•  воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;

•  развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;

•  совершенствование индивидуальных способностей•  формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.

Формы уроков разнообразны: урок – игра, экскурсия, урок контроля и т. д. Изучение предмета «Изобразительное искусство» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностными результатами обучения учащихся являются:


  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

  • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

  • формирование духовных и эстетических потребностей;

  • овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Метапредметными результатами обучения являются: обеспечение познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст.

Предметными результатами учащихся являются: сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой; получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

На данном этапе обучения развиваются следующие компетентности: учебно – познавательная, социальная, коммуникативная, информационная.






















Учебно – тематическое планирование



Тематические блоки

Кол-во часов

Использование ИКТ (кол-во часов)

Использование проектной деятельности (кол-во часов)

Использование

Исследовательской

деятельности (кол-во часов)

1

Форма


9

1

1


2

Цвет

7

1

1


3

Композиция

9

1

1


4

Фантазия

8

1

1



Всего:


33

4ч. – 12%

4 ч.- 12%




Основное содержание учебно-тематического планирования



Тематический

блок,

тема учебного занятия

Кол-во

часов

Формы учебных

занятий

Организация практической деятельности обучающихся

Формы контроля

Форма. Формы предметов изображения:: дерева, листа дерева, узоров в полосе, круге. Изображение букв русского алфавита, различных видов зданий, различных животных, человека, его костюма.

9

урок с использованием ИКТ, экскурсия, урок –импровизация, урок – игра, урок – путешествие, урок - театрализация


Работа в тетрадях по рисованию

Цвет. Передача настроения с помощью цвета, создание нужного образа, выражение своего отношения к миру. Рисование осеннего, зимнего, весеннего, летнего пейзажей. Передача различного настроения в природе (солнечное и пасмурное, спокойное и тревожное, грустное и радостное).

7

урок с использованием ИКТ, экскурсия, урок - выставка


Работа в тетрадях по рисованию

Композиция. Правильное расположение изображения на листе бумаги. Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, русским народным сказкам. Рисование снежинок на окне. Изображение аквариума с его жителями. Узоры в круге, квадрате, полосе; украшение зданий.

9

урок с использованием ИКТ, экскурсия, урок - выставка


Работа в тетрадях по рисованию

Фантазия. Мечты и желания превращаются в интересные рисунки и поделки. Изображение своих сказок в нескольких картинах: необычная шляпа для сказочного героя; узор для калейдоскопа; волшебный лист; сказочная рыба; цветы- песенки; волшебные камни; планета-яблоко и др.

8

урок с использованием ИКТ, экскурсия, урок –импровизация, урок – игра, урок – путешествие, урок - театрализация


Работа в тетрадях по рисованию



Календарно – тематическое планирование.

урока

Наименование тем урока

Дата

проведения

Икт

примечание



По плану

По факту



1

Экскурсия. Кто под листиком спрятался?





2

Урок – импровизация. Осенние листочки.





3


Экскурсия. Осенний парк (лес).





4

Экскурсия. Кто прогнал птиц на юг?





5

Урок – игра. Первая буква моего имени





6




Урок – игра. «Дом» для себя или любимой куклы.

Проект «Волшебный теремок».





7

Урок – путешествие. Одежда сказочного героя.





8-9








Урок – театрализация. Мишка и лисица в осеннем лесу.







10

Жанры изобразительного искусства. Пейзаж. Шорох осени.













11

Жанры изобразительного искусства. Пейзаж. Яркий снег, хрустящий лёд.









12

Листопад.





13

Утро золотых одуванчиков.





14

«Солнечно и пасмурно». Разные настроения в природе.





15

Ночью была гроза.





16

Помоги Деду Морозу украсить окно

снежинками.

Проект «Сказочные

снежинки»





17

Дворец Снежной королевы.





18

Кто нарисовал узоры на окне?





19

Импровизация. Передача в цвете настроения, полученного от восприятия русской народной сказки «Теремок».





20

Декоративный фриз для тарелочки.

Проект «Гжель»





21

Аквариум.





22

Волшебная паутина.





23

Кто рисует на скалах?





24

Весна и осень.





25

Волшебная музыка ветра. Что еще имеет голос?





26

Зачем людям узоры?





27

Необычные вазы.






28

Необычная шляпа для сказочного героя.






29

На ярмарке.

Проект «Веселая ярмарка»





30

Подводное царство.





31

Почему камни такие красивые?





32

Кто помогает художнику? Итоговый урок






33

Итоговый урок.


























Требования к уровню подготовки, учащихся по данной программе


К концу обучения в 1 классе учащиеся должны знать:

  • Названия главных цветов

( красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой);

  • Элементарные правила смешивания цветов

( красный+ желтый = фиолетовый; синий +желтый = зеленый и т.д.)

  • О деятельности художника

( что может изобразить художник- предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.)

К концу обучения в 1 классе учащиеся смогут научиться:


  • Верно держать лист бумаги, карандаш, свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

  • Правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски,

ровно закрывать ими нужную поверхность ( не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

  • Устно описывать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления

( человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.)

действия ( идут, сидят, разговаривают и т. д), выразить свое отношение;

  • Выполнять простые по композиции предметы.











Список литературы



УМК

Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2011г.

Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2014г.



Литература для учителя



Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. Программа. 1-4 классы. + CD

Е.А.Ермолинская. Методические разработки уроков. Органайзер для учителя. 1 класс. – М.: «Вентана - Граф», 2013г.

Виноградова Н.Ф Сборник программ к комплекту «Начальная школа XXI века.

М.: «Вентана - Граф», 2013г.


Литература для обучающихся



Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2011г.

Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2014г.



Электронные образовательные ресурсы



  • Изобразительное искусство 1 класс. Электронное обеспечение. Изд-во «Вентана-Граф», 2013 г.

  • Электронные образовательные ресурсы http://eor-np.ru/

  • Детские электронные презентации и клипы http://viki.rdf.ru/











Рабочая программа "Изобразительное искусство" Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова
  • Начальные классы
Описание:

                                              Пояснительная  записка 

    Рабочая  программа  разработана на основе авторской программы    «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова (сборник программ  к комплекту учебников «Начальная  школа ХХI  века» - 3- е изд. переработанное  и доп. – М: Вентана – Граф, 2012) c учётом требований Федерального государственного общеобразовательного стандарта   начального общего образования.

 

 

               Курс «Изобразительное искусство» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, оно направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей,  формирование  основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру.  Овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество,  художественное конструирование). Развитие толерантного мышления учащихся;  воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие  умений и навыков исследовательского поиска.

Автор Дельманова Марина Александровна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1174
Номер материала 11394
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓