Пояснительная
записка
Рабочая программа разработана на основе авторской
программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В.
Богданова (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» -
3- е изд. переработанное и доп. – М: Вентана – Граф, 2012) c учётом требований
Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального
общего образования.
Курс «Изобразительное искусство»
носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с
различными сторонами материального мира, оно направлено на формирование основ
художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства,
потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными
понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления,
воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа
произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру. Овладение
практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических
искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок,
живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество,
художественное конструирование). Развитие толерантного мышления учащихся;
воспитание культуры межнационального общения в процессе системного,
комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом
регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов;
формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска.
Цели
и задачи обучения изобразительного искусства:
• развитие
способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного
искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
•
освоение первичных знаний о мире пластических
искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о
формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
•
овладение элементарными умениями, навыками,
способами художественной деятельности;
•
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры
восприятия произведений профессионального и народного изобразительного
искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему
народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому,
многонациональной культур
В основе преподавания предмета
«Изобразительное искусство» лежит единство обучения и воспитания,
взаимодействие с образовательными дисциплинами.
В
программе представлены три направления художественного развития учащихся. В
зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется
тому или иному направлению.
1. Развитие дифференцированного зрения:
перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и
окружающий мир). Освоение законов создания произведения искусства (композиция,
форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного
искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, симметрия,
асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Формирование представлений о роли
и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие,
национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции).
Знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства. Виды
и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм
художественно-творческой деятельности человека. Профессия художника-творца. Отображение
окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в
художественном творчестве (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве,
скульптуре, архитектуре). Изобразительное искусство как выразитель истории
человечества в художественных образах.
2. Развитие фантазии и воображения.
Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности
самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде
художественной деятельности. Развитие желания творить, формирование
индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и
выстроить композицию.
Начальная школа — время активного
развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного восприятия
окружающего. Важное условие развития художественно-образного мышления —
вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных
видов искусства. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребёнок в силу
своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает и
усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия
и т. д.); во-вторых, у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки,
литературы, театра, танца) — общие эстетические принципы и
художественно-выразительные средства. Деятелы-юстный полихудожественный подход
и интегрированный характер организации занятий позволяет разнообразить и
обогатить восприятие, развивает ассоциативное мышление, способность
анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, способствует развитию у
детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.
3. Художественно-образное
восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика).
Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического
в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.
Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных
задач. Цель, которая стоит перед учителем, — развитие у школьников способности
воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства. Осваивая
программный материал, школьники получают представление об искусстве и его
истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять
содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка
произведений искусства.
Направления работы в классе
реализуются в следующих видах художественной деятельности.
Работа на плоскости направлена на
овладение детьми разными материалами: гуашевыми и акварельными красками,
цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.
Декоративно-прикладные виды
деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных
композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей,
рыб, птиц, насекомых и т. д.) с помощью разнообразных художественных материалов
(красок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппликации, коллаже).
Работа в объёме (скульптура)
предполагает лепку из глины или пластилина; художественное конструирование и
дизайн — создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в
работе готовых объёмных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых
контейнеров, упаковок), природного материала (веток, листьев, почек, камней,
ракушек и др.).
Художественно-творческое восприятие
произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы,
обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.
Развивающие и художественные задачи
решаются в каждом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: развитие
пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни,
развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности,
развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире,
композиционные задачи в искусстве.
1 класс. Для детей этого возраста
свойственны впечатлительность и стремление познать мир вокруг. Поэтому на этапе
знакомства с изобразительным искусством следует формировать у детей умения
наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными (разнообразием
цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.); развивать
умение видеть и замечать, слышать и чувствовать, изучать предметный мир и
природу; развивать чувство пространства и формировать осознание себя как части
мира; развивать у детей стремление передавать свои наблюдения в творческих
работах. Ведущая практическая задача этого года обучения — освоение учащимися
формата листа.
Развитие пространственного мышления
и представлений о пространстве в искусстве и жизни. Развитие ощущения
пространства: предметы, люди в пространстве. Конкретное, единичное в
пространстве.
Развитие представлений о форме в
искусстве и окружающей действительности. Интерес к объектам окружения.
Разнообразие форм в природе и в неприродной среде. Индивидуальное чувство
формы.
Развитие представлений о цвете в
искусстве и окружающем предметном мире. Цвет и краски в природе (солнце, вода,
воздух, радуга, огонь, растения, животные). Цвет и форма в искусстве. Цвет и
настроение. Формирование индивидуального чувства цвета.
Композиционные задачи в искусстве.
Развитие основ проектного мышления на основе освоения композиционных задач в
искусстве. Композиция, форма, цвет и настроение. В практическую деятельность
учащихся с первого года обучения включены задания, предполагающие использование
Средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Такие задания
способствуют развитию зрительного (визуального) восприятия, повышению интереса
к непосредственному окружению; помогают сформировать умения работать С
дистанционными материалами и инструментами, анализировать и сознательно
использовать информацию из различных источников (книг, журналов, видео- и
кинофильмов, Интернета, рекламы, газет, словарей и др.).
На изучение курса «Изобразительное
искусство» в 1 классе предусмотрено 33 часа.
В основе
учебников и рабочих тетрадей лежит системно-деятельностный
(компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие
определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к
общему содержанию предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание толерантности и
уважения к другим культурам и народным традициям (с учётом многонациональности
России);
• развитие желания
знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве
(мотивация);
• общекультурное и личностное
развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий,
обеспечивающих успешное усвоение содержания предмета (практика и восприятие)
• воспитание познавательной
культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика,
скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство) в
соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное
воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного
воспитания;
• воспитание патриотических
чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;
• развитие основ научных
знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;
• совершенствование
индивидуальных способностей• формирование умения планировать свою
деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия
произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры
личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с
художественной точки зрения произведения искусства.
Формы уроков
разнообразны:
урок – игра, экскурсия, урок контроля и т. д. Изучение предмета
«Изобразительное искусство» позволяет достичь личностных, предметных и
метапредметных результатов.
Личностными
результатами
обучения учащихся являются:
·
формирование у ребёнка ценностных
ориентиров в области изобразительного искусства;
·
воспитание уважительного отношения к
творчеству, как своему, так и других людей;
·
развитие самостоятельности в поиске
решения различных изобразительных задач;
·
формирование духовных и эстетических
потребностей;
·
овладение различными приёмами и техниками
изобразительной деятельности;
·
воспитание готовности к отстаиванию своего
эстетического идеала;
·
отработка навыков самостоятельной и
групповой работы.
Метапредметными
результатами
обучения являются: обеспечение познавательными и коммуникативными учебными
действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой,
историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая
изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением
действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст.
Предметными
результатами учащихся являются: сформированность
первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и
духовно-нравственном развитии человека; ознакомление учащихся с выразительными
средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из
них; ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного
искусства; первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной
деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером,
элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
На данном этапе
обучения развиваются следующие компетентности: учебно – познавательная,
социальная, коммуникативная, информационная.
Учебно – тематическое планирование
№
|
Тематические
блоки
|
Кол-во
часов
|
Использование
ИКТ (кол-во часов)
|
Использование
проектной деятельности (кол-во часов)
|
Использование
Исследовательской
деятельности
(кол-во часов)
|
1
|
Форма
|
9
|
1
|
1
|
|
2
|
Цвет
|
7
|
1
|
1
|
|
3
|
Композиция
|
9
|
1
|
1
|
|
4
|
Фантазия
|
8
|
1
|
1
|
|
|
Всего:
|
33
|
4ч.
– 12%
|
4
ч.- 12%
|
|
Основное
содержание учебно-тематического планирования
Тематический
блок,
тема
учебного занятия
|
Кол-во
часов
|
Формы
учебных
занятий
|
Организация
практической деятельности обучающихся
|
Формы
контроля
|
Форма. Формы предметов
изображения:: дерева, листа дерева, узоров в полосе, круге. Изображение
букв русского алфавита, различных видов зданий, различных животных,
человека, его костюма.
|
9
|
урок
с использованием ИКТ, экскурсия, урок –импровизация, урок – игра, урок – путешествие,
урок - театрализация
|
|
Работа в
тетрадях по рисованию
|
Цвет. Передача
настроения с помощью цвета, создание нужного образа, выражение своего
отношения к миру. Рисование осеннего, зимнего, весеннего, летнего пейзажей.
Передача различного настроения в природе (солнечное и пасмурное, спокойное и
тревожное, грустное и радостное).
|
7
|
урок
с использованием ИКТ, экскурсия, урок - выставка
|
|
Работа в
тетрадях по рисованию
|
Композиция.
Правильное расположение изображения на листе бумаги. Иллюстрации к сказкам
А.С.Пушкина, русским народным сказкам. Рисование снежинок на окне.
Изображение аквариума с его жителями. Узоры в круге, квадрате, полосе;
украшение зданий.
|
9
|
урок
с использованием ИКТ, экскурсия, урок - выставка
|
|
Работа в
тетрадях по рисованию
|
Фантазия.
Мечты и желания превращаются в интересные рисунки и поделки. Изображение
своих сказок в нескольких картинах: необычная шляпа для сказочного героя;
узор для калейдоскопа; волшебный лист; сказочная рыба; цветы- песенки;
волшебные камни; планета-яблоко и др.
|
8
|
урок с
использованием ИКТ, экскурсия, урок –импровизация, урок – игра, урок –
путешествие, урок - театрализация
|
|
Работа в
тетрадях по рисованию
|
Календарно –
тематическое планирование.
№
урока
|
Наименование
тем урока
|
Дата
проведения
|
Икт
|
примечание
|
|
|
По плану
|
По факту
|
|
|
1
|
Экскурсия. Кто
под листиком спрятался?
|
|
|
|
|
2
|
Урок –
импровизация. Осенние листочки.
|
|
|
|
|
3
|
Экскурсия.
Осенний парк (лес).
|
|
|
|
|
4
|
Экскурсия. Кто
прогнал птиц на юг?
|
|
|
|
|
5
|
Урок – игра.
Первая буква моего имени
|
|
|
|
|
6
|
Урок – игра.
«Дом» для себя или любимой куклы.
Проект
«Волшебный теремок».
|
|
|
|
|
7
|
Урок –
путешествие. Одежда сказочного героя.
|
|
|
|
|
8-9
|
Урок –
театрализация. Мишка и лисица в осеннем лесу.
|
|
|
|
|
|
|
10
|
Жанры
изобразительного искусства. Пейзаж. Шорох осени.
|
|
|
|
|
11
|
Жанры
изобразительного искусства. Пейзаж. Яркий снег, хрустящий лёд.
|
|
|
|
|
12
|
Листопад.
|
|
|
|
|
13
|
Утро золотых
одуванчиков.
|
|
|
|
|
14
|
«Солнечно и
пасмурно». Разные настроения в природе.
|
|
|
|
|
15
|
Ночью была
гроза.
|
|
|
|
|
16
|
Помоги
Деду Морозу украсить окно
снежинками.
Проект
«Сказочные
снежинки»
|
|
|
|
|
17
|
Дворец Снежной
королевы.
|
|
|
|
|
18
|
Кто нарисовал
узоры на окне?
|
|
|
|
|
19
|
Импровизация.
Передача в цвете настроения, полученного от восприятия русской народной
сказки «Теремок».
|
|
|
|
|
20
|
Декоративный
фриз для тарелочки.
Проект «Гжель»
|
|
|
|
|
21
|
Аквариум.
|
|
|
|
|
22
|
Волшебная
паутина.
|
|
|
|
|
23
|
Кто рисует на
скалах?
|
|
|
|
|
24
|
Весна и осень.
|
|
|
|
|
25
|
Волшебная музыка
ветра. Что еще имеет голос?
|
|
|
|
|
26
|
Зачем людям
узоры?
|
|
|
|
|
27
|
Необычные вазы.
|
|
|
|
|
28
|
Необычная шляпа
для сказочного героя.
|
|
|
|
|
29
|
На ярмарке.
Проект «Веселая
ярмарка»
|
|
|
|
|
30
|
Подводное
царство.
|
|
|
|
|
31
|
Почему камни
такие красивые?
|
|
|
|
|
32
|
Кто помогает
художнику? Итоговый урок
|
|
|
|
|
33
|
Итоговый урок.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Требования к уровню подготовки, учащихся по данной программе
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны
знать:
·
Названия главных цветов
(
красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой);
·
Элементарные правила смешивания цветов
(
красный+ желтый = фиолетовый; синий +желтый = зеленый и т.д.)
·
О деятельности художника
(
что может изобразить художник- предметы, людей, события; с помощью каких
материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски
и пр.)
К концу обучения в
1 классе учащиеся смогут научиться:
·
Верно держать лист бумаги, карандаш,
свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных
направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
·
Правильно работать акварельными красками
– разводить и смешивать краски,
ровно
закрывать ими нужную поверхность ( не выходя за пределы очертаний этой
поверхности);
·
Устно описывать изображенные на картине
или иллюстрации предметы, явления
(
человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.)
действия
( идут, сидят, разговаривают и т. д), выразить свое отношение;
·
Выполнять простые по композиции предметы.
Список литературы
УМК
Л.Г.Савенкова,
Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2011г.
Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская,
Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2014г.
Литература для учителя
Л.Г.Савенкова,
Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. Программа. 1-4 классы. + CD
Е.А.Ермолинская.
Методические разработки уроков. Органайзер для учителя. 1 класс. – М.: «Вентана
- Граф», 2013г.
Виноградова
Н.Ф Сборник
программ к комплекту «Начальная школа XXI века.
М.: «Вентана -
Граф», 2013г.
Литература для обучающихся
Л.Г.Савенкова,
Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. – М.:
Вентана-Граф,2011г.
Л.Г.Савенкова,
Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Вентана-Граф,
2014г.
Электронные образовательные ресурсы
·
Изобразительное искусство 1 класс.
Электронное обеспечение. Изд-во «Вентана-Граф», 2013 г.
·
Электронные
образовательные ресурсы http://eor-np.ru/
·
Детские электронные презентации и клипы http://viki.rdf.ru/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.