Главная / ОБЖ / Рабочая программа по ОБЖ для 10-11 классов

Рабочая программа по ОБЖ для 10-11 классов



РАССМОТРЕНА

на

заседании Методического совета ГБОУ СОШ № 493

протокол №1

________________ Л.И.Воднева


«31» августа 2012года


СОГЛАСОВАНА

зам. директора по УВР



_____________Е.А.Шестакова


« 15» сентября 2012 года

УТВЕРЖДЕНА

директор ГБОУ СОШ №493



___________Г.А.Пахомова


« 17» сентября 2012 года





 



 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по ____________Основам Безопасности Жизнедеятельности_________________

(предмет, курс)

класс __________10-11__кадетские классы__________________________

учитель ___Герасимова Ольга Александровна,

высшая квалификационная категория_______

(Ф.И.О., квалификационная категория учителя)















___2012-2013_ учебный год









Пояснительная записка

1. Статус документа.

Программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10-11 кадетских классов разработана на основе программы общеобразовательных учреждений по ОБЖ для 10-11 классов под общей редакцией А.Т.Смирнова Москва «Просвещение» 2012 г., составленной на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, на основе федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации , и Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года.

2. Нормативная основа реализации рабочей программы по ОБЖ

  • Закон РФ «Об образовании» Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п.5) Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (п. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).

  • Приказ Минобразования России от 27 ноября 2011г. № 2885 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования». Федеральный перечень учебников на 2012 – 2013 учебный год, представлен на странице сайта Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru

  • Приказ Министра обороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г № 96 /134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»;

  • Учебный план ГБОУ СОШ № 493 г. С-Петербурга на 2012/2013 учебный год.




3. Общая характеристика учебного предмета

В современном мире всевозможные опасные чрезвычайные ситуации природного и техногенного и социального характера становятся объективной реальностью. Вопросы безопасности государства и проживающих в нем людей становится наиболее приоритетными. Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, требует пересмотра системы обучения и подготовки молодого поколения на основе комплексного подхода в формировании у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасности личности, общества и государства в целом от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» как учебная дисциплина несет интегрированный характер и требует овладения широким спектром научных и прикладных знаний, в сравнении с другими общеобразовательными дисциплинами в образовательном учреждении является единой системой непрерывного целенаправленного педагогического процесса, обеспечивающего подготовленность обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, развитие и укрепление здоровья. Целью подготовки обучающихся по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» является получение разносторонних знаний и приобретение умений (действий) ответственно относиться к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среде. Реализация программы направлена на углубленное изучение учащимися тем в области безопасности жизнедеятельности с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Также она поможет определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом своих возможностей потребностей.



4. Цели и задачи курса

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10—11 клас­сах направлено на достижение следующих целей:

усвоение и закрепление учащимися знаний:

об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техно­генного и социального характера,

о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятель­ности личности, общества и государства,

об угрозе национальной безопасности России междуна­родного терроризма и наркобизнеса,

о государственной системе обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени,

об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации,

об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, при угрозе терро­ристического акта,

о мерах профилактики наркомании,

о роли здорового образа жизни для обеспечения демогра­фической безопасности страны,

о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности,

об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

усвоение учащимися содержания:

основных положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области обороны государства и проти­водействия терроризму,

нормативно-правовых актов Российской Федерации, опре­деляющих порядок подготовки граждан к военной службе в со­временных условиях и меры противодействия терроризму;

усвоение учащимися знаний:

о предназначении, основных функциях и задачах Воору­женных Сил Российской Федерации,

о видах Вооруженных Сил Российской Федерации и родах войск,

о руководстве и управлении Вооруженными Силами Рос­сийской Федерации,

об участии Вооруженных Сил России в контртеррористи­ческих операциях,

о государственных и военных символах Российской Феде­рации;

формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуще­ствить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общест­ва и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе соз­нательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином Российской Федерации конституционного долга и обязанностей по защите Отечества;

развитие у учащихся:

личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуа­циях природного, техногенного и социального характера, в том чис­ле при угрозе террористического акта,

потребности в соблюдении норм здорового образа жизни,

потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России в области безопасности жизнедеятельности,

физических и морально-психологических качеств, необхо­димых для выполнения гражданином обязанностей в профессио­нальной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации, при прохожде­нии военной службы по призыву или по контракту в современных Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области бе­зопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения:

умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедея­тельности;

умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техно­генного и социального характера);

умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта;

умение вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизне­деятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;

умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и са­мообучения;

умение формировать навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в усло­виях чрезвычайных ситуаций;

умение формировать навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различ­ного типа;

умение формировать ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федера­ции в обеспечении национальной безопасности России, в том чис­ле и по вооруженной защите Российской Федерации;

умение формировать ключевые компетенции в осуществле­нии осознанного выбора своей будущей профессиональной дея­тельности, связанной с защитой жизненно важных интересов лич­ности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, и пути продолжения своего образования.



5. Особенности курса

Содержание курса Основам безопасности жизнедеятельности выстроено по трем логичес­ки взаимосвязанным модулям и семи входящим в них разделам:

Модуль I (M-I). Основы безопасности лич­ности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности.

Раздел П. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Модуль II (М- II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел III. Основы здорового образа жизни.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Модуль III (M-III). Обеспечение военной бе­зопасности государства

Раздел V. Основы обороны государства.

Раздел VI. Основы военной службы.

Под модулем следует понимать конструктивно-завершённую часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета ОБЖ.

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» тесно взаимосвязан со всеми предметами школьного курса.


география - туризм, выживание в природе, ориентирование;

химия - опасные вещества, экологическая безопасность;

физика - природные явления, природные явления, техногенные аварии и катастрофы;

история – основы военной службы;

биология - оказание первой медицинской помощи, обморожения, ожоги, режим дня школьника, рацион питания, оказание ПМП, работа мышц, кровообращение, утомление, экологическая безопасность;

физическая культура – ОФП.


6. Педагогические технологии:


  • Технология развивающего обучения.

  • Технология проблемного обучения.

  • Технология личностно-ориентированного обучения.

  • Применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).


7. Контроль уровня обучения

В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на темы. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.

Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:

  • устный опрос (собеседование);

  • публичные выступления (высказывания, монолог, дискуссия, полемика);

  • понятийные (терминологические) диктанты;

  • тестирование: промежуточное, контрольное,

  • обязательные практические занятия и сдача нормативов

8. Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) об­щего образования отводит 140 часов для изучения на профильном уровне учебного предмета «ОБЖ». В том числе: в 10 и 11 классах по 70 ч, из расчета 2 ч в неделю. ( разделы 1-7)

9. Форма обучения: очная.

10. Режим занятий: 2 часа в неделю.



Учебно-тематическое планирование по курсу

Основное содержание учебного курса

 Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1.1. Автономное пребывание человека в природной среде Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Причины, приводящие человека к

автономному существованию в природе. Способы подготовки человека к автономному существованию в природной среде.

1.2. Практическая подготовка к автономному пребыванию в природной среде

Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направле­ния движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бива­ка и организация бивачных работ. Разведение костра, приго­товление пищи на костре, меры пожарной безопасности.

1.3. Обеспечение личной безопасности на дорогах.

Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль

человеческого фактора в возникновении ДТП. Правила безопасно­го поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязан­ности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на до­рогах.

1.4. Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на при­чины возникновения пожаров. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

1.5. Правила личной безопасности при пожаре

Профилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение

мер пожарной безопасности в быту. Правила безопасного пове­дения при пожаре в жилом или общественном здании.

1. 6. Обеспечение личной безопасности на водоемах в раз­личное время года

Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды.

1. 7. Обеспечение личной безопасности в различных быто­вых ситуациях

Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жили­ща. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.

/. 8. Обеспечение личной безопасности в криминогенных си­туациях

Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

1.9. Правила личной безопасности при угрозе террористи­ческого акта

Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке.

1. 10. Уголовная ответственность за участие в террорис­тической деятельности

Уголовная ответственность за подготовку и совершение тер­рористического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей). Уголовная от­ветственность за захват заложников, за заведомо ложное сообще­ние об акте терроризма, за организацию незаконного вооружен­ного формирования или участие в нем.

Тема 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций

2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия

Землетрясения, цунами, наводнения, ураганы, смерчи, ополз­ни и обвалы, лесные пожары — опасные чрезвычайные ситуации природного характера, приводящие к гибели людей.

2.2. Рекомендации населению по обеспечению личной безо­пасности в условиях чрезвычайной ситуации природного харак­тера

Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера — геологического, метеорологического, гидрологического и биоло­гического происхождения.

2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, при­чины их возникновения и возможные последствия

2.4. Рекомендации населению по обеспечению личной безо­пасности в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения аварии на радиационно опасном, на химически опас­ном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах.

Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера

3.3. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России

Терроризм: общие понятия и определения. Характеристика современной террористической деятельности в России. Междуна­родный терроризм как социальное явление.

3.5. Наркотизм и национальная безопасность России

Наркотизм как преступное социальное явление по незаконному распространению наркотиков среди населения ради получения прибыли. Основные составляющие наркотизма.

Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Тема 4. Нормативно-правовая база Российской Федера­ции по обеспечению безопасности личности, общества и го­сударства

4.1. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности

Положения Конституции Российской Федерации, основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера», «О безопасности», «О по­жарной безопасности», «О гражданской обороне», «О противо­действии терроризму» и др.). Краткое содержание основных положений законов, права и обязанности граждан.

4.2. Единая государственная система предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

Единая государственная система предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций, ее предназначение, структура и ос­новные задачи.

Раздел III. Основы противодействия терроризму и экстремизму в России.

Тема 5. Организационные основы борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации

5.1. Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом Правовая основа противодействия терроризму в современных

условиях: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные догово­ры Российской Федерации, Федеральный закон «О противодей­ствии терроризму» (от б марта 2006 г., № 35-ФЗ), Указ Президен­та РФ «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 г., № 116).

5.5. Государственная политика противодействия наркотизму

Концепция государственной политики по контролю за наркоти­ками в Российской Федерации. Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (принят в 1997 г.). Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, в которых предусмотрены наказа­ния за незаконные действия, связанные с наркотическими и психо­тропными веществами.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел IV. Основы здорового образа жизни

Тема 6. Здоровый образ жизни и его составляющие

6.1. Здоровый образ жизни

Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня рабо­тоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

6.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособ­ность человека

Основные понятия о биологических ритмах человека. Влия­ние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности чело­века. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспо­собности.

6.3. Значение двигательной активности и физической куль­туры для здоровья человека

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычки к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долго­летия.

6.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилак­тика вредных привычек

Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя — разновидность наркомании. Наркома­ния — это заболевание, возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ. Профилактика наркомании.

6.5. Правила личной гигиены

Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за ко­жей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.

Тема 7. Нравственность и здоровье

7.1. Нравственность и здоровье

Формирование правильных взаимоотношений полов. Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо вос­питывать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.

7.2. Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики

Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), формы пере­дачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.

7.3. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции

ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

7.4. Семья в современном обществе. Законодательство и семья

Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и по­рядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.

Тема 8. Основы медицинских знаний и профилактика ин­фекционных заболеваний

8.1. Сохранение и укрепление здоровья важнейшая часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физичес­кое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходи­мость сохранения и укрепления здоровья — социальная потреб­ность общества.

8.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, ме­ханизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 9. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

9.1. Первая медицинская помощь при острой сердечной не­достаточности и инсульте

Сердечная недостаточность и причины ее возникновения. Об­щие правила оказания первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности. Инсульт, основные причины его воз­никновения, признаки возникновения. Первая медицинская по­мощь при инсульте.

9.2. Первая медицинская помощь при ранениях

Понятие о ране, разновидностях ран. Последовательность оказания первой медицинской помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.

9.3. Основные правила оказания первой медицинской помощи Наиболее целесообразная последовательность оказания пер­вой медицинской помощи.

9.4. Правила остановки артериального кровотечения Признаки артериального кровотечения, методы временной ос­тановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки, пра­вила наложения жгута.

9.5. Способы иммобилизации и переноска пострадавшего Цель иммобилизации, возможные средства для иммобилизации. Способы переноски пострадавшего.

9.6. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двига­тельного аппарата

Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их возникновения. Профилактика травм опорно-двига­тельного аппарата. Основные правила оказания первой ме­дицинской помощи при травмах опорно-двигательного ап­парата.

9.7. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой трав­ме, травме груди, травме живота

Черепно-мозговая травма, основные причины ее возникнове­ния и возможные последствия. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме.

Травма груди, причины ее возникновения, возможные послед­ствия. Первая медицинская помощь при травме груди.

Травма живота, причины ее возникновения, возможные по­следствия. Первая медицинская помощь при травме живота.

9.8. Первая медицинская помощь при травме в области таза, при повреждении позвоночника, спины

Травма в области таза, причины ее возникновения, возможные последствия. Первая медицинская помощь при травме в области таза.

Травмы позвоночника и спины, основные виды травм позво­ночника и спины, их возможные последствия. Правила оказания первой медицинской помощи при травмах позвоночника и спины.

9.9. Первая медицинская помощь при остановке сердца Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанима­ции. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Сочетание про­ведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.

Модуль III. Обеспечение военной безопасности государства

Раздел VI. Основы обороны государства

Тема 10. Гражданская оборона — составная часть оборо­носпособности страны

10.1. Гражданская оборона — составная часть обороно­способности страны

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возника­ющих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.

10.2. Основные виды оружия и их поражающие факторы Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва.

Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.

Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, поражающие факторы.

Мероприятия, проводимые по защите населения от современ­ных средств поражения.

10.3. Оповещение и информирование населения о чрезвы­чайных ситуациях военного и мирного времени

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой ин­формации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных си­туациях.

10.4. Инженерная защита населения от чрезвычайных си­туаций военного и мирного времени

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное пред­назначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).

10.5. Средства индивидуальной защиты

Основные средства защиты органов дыхания и правила их ис­пользования. Средства защиты кожи. Медицинские средства за­щиты и профилактики.

10.6. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций

Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организа­ция санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.

10.7. Организация гражданской обороны в общеобразова­тельном учреждении

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения. Обязанности учащихся.

Тема 16. Воинская обязанность

16.1. Основные понятия о воинской обязанности Определение воинской обязанности и ее содержание. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на во­енную службу, прохождение военной службы по призыву, пребы­вание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

16.2. Организация воинского учета

Основное предназначение воинского учета. Государственные органы, осуществляющие воинский учет. Категория граждан, не подлежащих воинскому учету. Сведения о гражданине, которые содержатся в документах по воинскому учету.

16.3. Первоначальная постановка граждан на воинский учет Время первоначальной постановки граждан на воинский учет.

Состав комиссии по первоначальной постановке граждан на воин­ский учет. Предназначение профессионально-психологического от­бора при первоначальной постановке граждан на воинский учет.

16.4. Обязанности граждан по воинскому учету Основные обязанности граждан по воинскому учету до призы­ва их на военную службу и при увольнении с военной службы.

16.5. Обязательная подготовка граждан к военной службе Основное содержание обязательной подготовки граждан к во­енной службе, определенное Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Пери­оды обязательной подготовки к военной службе и их основное предназначение.

16.6. Требования к индивидуальным качествам специалис­тов по сходным воинским должностям

Общие требования к качествам военнослужащих, исполняю­щих обязанности на должностях связи и наблюдения. Водитель­ские и технические должности, прочие воинские должности.

16.7. Подготовка граждан по военно-учетным специально­стям

Предназначение подготовки по военно-учетным специальностям. Порядок осуществления отбора граждан для подготовки по во­енно-учетным специальностям. Льготы, предоставляемые гражда­нину, прошедшему подготовку по военно-учетной специальности, при призыве на военную службу.

16.8. Добровольная подготовка граждан к военной службе Основные направления добровольной подготовки граждан к

военной службе

16.9. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет

Основное предназначение и порядок проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет. Категории годности к военной службе. Порядок медицин­ского освидетельствования граждан, желающих поступить на учебу в военные образовательные учреждения высшего профессиональ­ного образования.

16.10. Профессиональный психологический отбор и его предназначение

Критерии по определению профессиональной пригодности призывника к военной службе.

16.11. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе Предназначение запаса, разряды запаса в зависимости от воз­раста граждан. Военные сборы. Пребывание в запасе.

Раздел VII. Основы военной службы

Размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд и его обязанности. Строевая подготовка с обязательным практикумом. Огневая подготовка. Тактическая подготовка. Правовые особенности военной службы. Ритуалы ВС. Прохождение военной службы по призыву и по контракту.







 









КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. Учебно-тематический план 10 класс

модуля, раздела, темы



Наименование модулей, разделов, тем

Часы

10 класс

M-I

Основы безопасности личности, общества и государства

24

P-I

Основы комплексной безопасности

10

Тема 1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

4

Тема 2

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций

4

Тема 3

Современный комплекс проблем безопасности социального характера

2

Р- II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

2

Тема 4

Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства

2

Р-3

Основы противодействию тероризму и экстремизму в России

12

M-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

6

P-III

Основы здорового образа жизни

6

Тема 5

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

2

Тема 6

Здоровый образ жизни и его составляющие

4

M-III

Обеспечение военной безопасности государства

40

P-V

Основы обороны государства

19

Тема 7

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны

7

Тема 8

Вооруженные силы Российской Федерации - защита нашего Отечества

3

Тема 9

Виды Вооруженных сил Российской Федерации и рода войск

7

Тема 10

Боевые традиции Вооруженных сил России

2

P-VI

Основы военной службы

21

Тема 11

Размещение и быт военнослужащих

3

Тема 12

Суточный наряд, общие обязанности лиц суточного наряда

3

Тема 13

Организация караульной службы

3

Тема 14

Строевая подготовка

6

Тема 15

Огневая подготовка

10

Тема 16

Тактическая подготовка

3


Всего часов

70


Поурочное планирование учебной программы ОБЖ 10 класс


П/П

Наименование

раздела и темы урока

Кол-во часов




Наглядные пособия и технические средства

Виды

контроля

Повторение

Кален-дарные сроки

Вид занятия

Виды

деятельности

и

формы

1

2

3

4

5

6

7

8

9


P-I Основы комплексной безопасности

10







1

Автономное пребывание человека в природной среде

1


беседа

коллектив-ная

плакаты

рисунки

схемы

фронтальный опрос

причины автономии

2

Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде.

1


беседа

коллектив-ная

плакаты

рисунки

фронтальный опрос

правила поведения в условиях автономии

3

Обеспечение личной безопасности на дорогах.

1


беседа

коллектив-ная

ПДД


фронтальный опрос

Обеспече-ние личной безопасности на дорогах

4

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях

1


беседа

коллектив-ная



Правила личной безопаснос-ти при пожаре

5

Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия

1


беседа

коллектив-ная

плакаты

рисунки


фронтальный опрос

Уголовная ответствен-ность за участие в террористи-ческой деятельнос-ти

6

Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера

1


беседа

коллектив-ная

плакаты

рисунки


фронтальный опрос

Чрезвычай-ные ситуации природного характера

7

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия

1


беседа

коллектив-ная

плакаты

рисунки


фронтальный опрос

обеспечение личной безопаснос-ти в условиях чрезвычай-ных ситуаций природного характера

8

Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера

1


беседа

коллектив-ная

плакаты

рисунки


контрольное задание фронтальный опрос

Чрезвычай-ные ситуации техногенно-го характера

9

Военные угрозы национальной безопасности России

1


лекция

коллектив-ная

схемы, диаграммы,

таблицы

фронтальный опрос

обеспечение личной безопаснос-ти в условиях чрезвычай-ной ситуации техногенно-го характера

10

Характер современных войн и вооруженных конфликтов

1


лекция

коллектив-ная

схемы, диаграммы,

таблицы


Военные угрозы националь-ной безопаснос-ти России


Р-2 Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

2







11

Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности человека

1


лекция

индивидуальная работа с законода-тельством

Конститу-ция РФ, законодат. РФ

фронтальный опрос

Наркотизм и националь-ная безопас-ность России

12

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

1


беседа

коллектив-ная

схемы, диаграммы

контрольное задание

обеспече-ние безопаснос-ти человека


Раздел 3 Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

12







13

Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия.

1


лекция

индивидуальная работа с законода-тельством

Конститу-ция РФ, законодат. РФ

фронтальный опрос

националь-ная безопас-ность России

14

Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния.

1


лекция

коллектив-ная

Конститу-ция РФ, законодат. РФ

фронтальный опрос

Террроризм и его виды

15

Экстремизм и экстремистская деятельность.

1


лекция

коллектив-ная

Конститу-ция РФ, законодат. РФ

фронтальный опрос

экстремизм

16

Основные принципы и направления действий террористической и экстремистской деятельности.

1


лекция

коллектив-ная

Конститу-ция РФ, законодат. РФ

фронтальный опрос

Деятельность экстремистов

17

Положения Конституции РФ, Концепции противодействия терроризму в РФ, ФЗ «О противодействии терроризму».

1


лекция

индивидуальная работа с законода-тельством

Конститу-ция РФ, законодат. РФ

фронтальный опрос

Основные законы

18

Роль государства в обеспечении национальной безопасности РФ.

1


лекция

индивидуальная работа с законода-тельством

Конститу-ция РФ, законодат. РФ

фронтальный опрос

националь-ная безопас-ность России

19

Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения.

1


лекция

коллектив-ная

Конститу-ция РФ, законодат. РФ

фронтальный опрос

националь-ная безопас-ность России

20

Культура безопасности жизнедеятельности- условие формирования анитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления.

1


лекция

индивидуальная работа с законода-тельством

Конститу-ция РФ, законодат. РФ

фронтальный опрос


21

Уголовная ответственность за терористическую деятельность.

1


лекция

индивидуальная работа с законода-тельством

Конститу-ция РФ, законодат. РФ

фронтальный опрос

Антитеррористическое поведение

22

Ответственность за осуществление экстремистской деятельности.

1


лекция

коллектив-ная

Конститу-ция РФ, законодат. РФ

фронтальный опрос

Уголовная ответственность

23

Правила безопасного поведения при угрозе теракта.

1


лекция

коллектив-ная

Конститу-ция РФ, законодат. РФ

фронтальный опрос

Ответственность за экстремизм


P-4 Основы здорового образа жизни

6








24


Сохранение и укрепление здоровья - важнейшая составляющая подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности


1



беседа


коллектив-ная


схемы,



фронтальный опрос

(РСЧС), ее структура и задачи

25

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

1


беседа

индивидуальная, характеристика ИЗ

схемы, диаграммы,

таблицы

фронтальный опрос

контрольное задание

Сохранение и укрепление здоровья

26

Здоровый образ жизни

1


беседа

коллектив-ная


фронтальный опрос

Основные инфекцион-ные заболевания

27

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

1


лекция

коллектив-ная

индивидуальная



Здоровый образ жизни

28

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

1


беседа

индивидуальная

схемы, диаграммы

фронтальный опрос

Биологические ритмы

29

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

1


беседа

индивидуальная

схемы, диаграммы

фронтальный опрос контрольное задание

Значение двигатель-ной активности


P-V Основы обороны государства

19







30

Гражданская оборона, ее предназначение и основные задачи

1


лекция

коллектив-ная


плакаты

рисунки


фронтальный опрос

Вредные привычки


31


Основные виды оружия и их поражающие факторы


1



лекция


коллектив-ная



плакаты

рисунки



фронтальный опрос


Граждан-ская оборона

32

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

1


лекция

коллектив-ная


плакаты

рисунки


фронтальный опрос

Основные виды оружия

33

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени

1


лекция

коллектив-ная


плакаты

рисунки


фронтальный опрос

Оповеще-ние и информирование населения

34

Средства индивидуальной защиты

1



индивидуальная

плакаты

рисунки

СИЗ

нормативы

Инженер-ная защита населения


35


Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации


1



лекция


коллектив-ная



плакаты



фронтальный опрос

Средства индивиду-альной защиты

36

Организация гражданской обороны в образовательном учреждении

1


лекция

коллектив-ная


плакаты

рисунки

схемы

фронтальный опрос контрольное задание

аварийно-спасатель-ные и другие неотложные работы

37

История создания Вооруженных сил Российской Федерации

1


лекция

коллектив-ная




Граждан-ская оборона

38

Памяти поколений - дни воинской славы России

1


лекция

индивидуальная

плакаты



История создания ВС РФ

39

Состав Вооруженных сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными силами Российской Федерации

1


лекция

коллектив-ная


схемы

фронтальный опрос контрольное задание

дни воинской славы России

40

Сухопутные войска, их состав и предназначение

1


лекция

коллектив-ная


плакаты

рисунки



Состав Вооружен-ных сил РФ

41

Военно-воздушные силы

1


лекция

коллектив-ная


плакаты

рисунки


фронтальный опрос

Сухопутные войска

42

Военно-морской флот

1


лекция

коллектив-ная


плакаты

рисунки


фронтальный опрос

Военно-воздушные силы

43

Ракетные войска стратегического назначения

1


лекция

коллектив-ная


плакаты

рисунки


фронтальный опрос

Военно-морской флот

44

Воздушно-десантные войска

1


лекция

коллектив-ная


плакаты

рисунки


фронтальный опрос

РВСН

45

Космические войска

1


лекция

коллектив-ная


плакаты

рисунки


фронтальный опрос

Воздушно-десантные войска

46

Другие войска

1


лекция

коллектив-ная


плакаты

рисунки


фронтальный опрос контрольное задание

Космичес-кие войска

47

Патриотизм и верность воинскому долгу - качества защитников Отечества

1


беседа

коллектив-ная


произведе-ния х\литерату-ры, истории

фронтальный опрос

Состав Вооружен-ных сил РФ


48


Дружба и войсковое товарищество -основа боевой готовности частей и подразделений


1



беседа


коллектив-ная


произведе-ния х\литерату-ры, истории

контрольное задание

Патриотизм


P-VI Основы военной службы

21







49

Размещение военнослужащих

1


лекция

коллектив-ная


Устав внутренней службы РФ

фронтальный опрос

Дружба и войсковое товарище-ство

50

Распределение времени и повседневный порядок

1


лекция

коллектив-ная


плакаты

Устав внутренней службы РФ


фронтальный опрос

Размещение военнослу-жащих

51

Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих

1


лекция

коллектив-ная


Устав внутренней службы РФ

фронтальный опрос контрольное задание

Повседнев-ный порядок

52

Суточный наряд, общие положения

1


лекция

коллектив-ная


Уставы ВС РФ

письменное задание

Укрепление здоровья военнослу-жащих

53

Обязанности дневального по роте

1


самостоят.

работа

индивидуальная

Уставы ВС РФ

самостоя-тельная работа

Суточный наряд

54

Обязанности дежурного по роте

1


самостоят.

работа

индивидуальная

Уставы ВС РФ

контрольное задание

Обязаннос-ти дневального по роте

55

Организация караульной службы, общие положения

1


лекция


Уставы ВС РФ

фронтальный опрос

Обязаннос-ти дежурного по роте

56

Часовой - лицо неприкосновенное

1


самостоят.

индивидуальная

Уставы ВС РФ

самостоя-тельная работа

Организа-ция караульной службы

57

Обязанности часового

1


самостоят.

работа

индивидуальная

Уставы ВС РФ

контрольное задание

Часовой

58

Строи и управление ими

1


практичес-кое

коллектив-ная

Уставы ВС РФ, плакаты,

рисунки


самостоя-тельная работа

Обязаннос-ти часового


59


Строевые приемы и движение без оружия


1



практичес-кое


индивидуально-групповая


Уставы ВС РФ плакаты

рисунки, практичес-кий показ, тренировка


зачёт

Строи и управление ими

60

Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении

1


практичес-кое

индивидуально-групповая

Уставы ВС РФ практичес-кий показ, тренировка

зачёт

Строевые приемы и движение без оружия

61

Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него

1


практичес-кое

индивидуально-групповая

Уставы ВС РФ практичес-кий показ, тренировка

зачёт

Выполне-ние воинского приветствия без оружия на месте и в движении

62

Строи отделения, развернутый строй, походный строй

1


практичес-кое

индивидуально-групповая

Уставы ВС РФ практичес-кий показ, тренировка

зачёт

Выход из строя и возвраще-ние в строй

63

Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении

1


практичес-кое

индивидуально-групповая

Уставы ВС РФ практичес-кий показ, тренировка

зачёт

Разверну-тый строй, походный строй

64

Назначение и боевые свойства автомата Калашникова

1


лекция

индивидуально-групповая

Наставле-ние по стрельбе, плакаты,

самостоя-тельная работа

Выполне-ние воинского приветствия

65

Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова (практическое занятие)

1


практичес-кое

индивидуально-групповая

плакаты практичес-кий показ, тренировка

выполнение норматива

Назначение и боевые свойства АК

66-67

Приемы и правила стрельбы из автомата (практические занятия)

8


практичес-кое

индивидуально-групповая

плакаты практичес-кий показ, тренировка

выполнение норматива

Порядок неполной разборки и сборки

68

16.1 Современный бой

1


лекция

коллектив-ная


Уставы ВС РФ, плакаты, практичес-кий показ

фронтальный опрос

Назначение и боевые свойства АК

69

16.2 Обязанности солдата в бою

1


самостоят.

работа

индивид.

Уставы ВС РФ, плакаты, практичес-кий показ

фронтальный опрос

Современ-ный бой

70

16.3Действия солдата в бою

1


практичес-кое

индивидуально-групповая

плакаты практичес-кий показ, тренировка

выполнение норматива

Обязаннос-ти солдата


Всего часов

70

















Учебно-тематический план 11 класс

модуля, раздела, темы



Наименование модулей, разделов, тем

Часы

10 класс

M-I

Основы безопасности личности, общества и государства

10

P-I

Основы комплексной безопасности

4

Тема 1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

4

Р-3

Основы противодействию терроризму и экстремизму в России

6

M-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

14

P-4

Основы здорового образа жизни

5

Тема 5

Нравственность и здоровье

5

Р-5

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

9

M-III

Обеспечение военной безопасности государства

46

P-V

Основы обороны государства

16

Тема 7

Воинская обязанность

11

Тема 8

Вооруженные силы Российской Федерации - защита нашего Отечества

2

Тема 9

Символы военной чести

3

P-VI

Основы военной службы

30

Тема 11

Особенности военной службы

8

Тема 12

Военнослужащий- вооружённый защитник Отечества

8

Тема 13

Ритуалы ВС РФ

4

Тема 14

Прохождение военной службы по призыву

3

Тема 15

Прохождение военной службы по контракту

5

Тема 16

Резерв

2


Всего часов

70




КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс

П/П

Наименование

раздела и темы урока

Кол-во часов




Наглядные пособия и технические средства

Виды контроля

Календар-ные сроки

Вид занятия

Виды и формы

деятельности


1


2

3

4

5

6

7

8


P-l

Основы комплексной безопасности

4






1

Пожарная безопасность, права и обязанности граждан в области пожарной безопасности



1


лекция

индивидуаль-ная работа с законодательством

коллективная

форма


фронтальный опрос

2

Правила личной безопасности при пожаре

1


беседа

ситуационные

задания


фронтальный опрос

3

Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года

1


беседа

самостоятель-ная работа



фронтальный опрос

4

Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях

1


беседа

самостоятель-ная работа



фронтальный опрос

контрольные задания


Р-3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

6






5

Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом, НАК, его предназначение и задачи.

1



индивидуаль-ная работа с законодатель-ством

коллективная

форма


тестирование

6

Контртеррористическая операция и условия ее проведения

1


беседа

ситуационные

задания


фронтальный опрос

7

Правила поведения при угрозе террористического акта (ситуационные задачи). Правовой режим контртеррористической операции.

1


беседа

ситуационные

задания


фронтальный опрос

8

Роль и место ГО в противодействии терроризму.

1


беседа

ситуационные

задания


письменная

работа



9


Применение ВС РФ в борьбе с терроризмом.


1




индивидуальная работа с законодательством

коллективная

форма


фронтальный опрос

контрольные задания

10

Участие ВС РФ в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны.

1


беседа





P-4

Основы здорового образа жизни

5







11


Правила личной гигиены


1




беседа



коллективная

форма работы




фронтальный опрос


12


Нравственность и здоровье


1



беседа


ситуационные

задания



письменная работа

13

Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики

1


лекция

ситуационные

задания


фронтальный опрос

14

Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе, меры профилактики ВИЧ-инфекции

1


беседа

работа с учебником


тестирование

15

Семья в современном обществе. Законодательство и семья

1


беседа

ситуационные

задания,

работа с учебником

«Зак-во о семье»

письменное задание


P-5

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

9






16

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

1


практическое

занятие

групповая форма, работа с учебником

плакаты

нормативы

по оказанию ПМП

17

Первая медицинская помощь при ранениях

1


практическое

занятие

групповая форма

плакаты

нормативы

по оказанию ПМП

18

Правовой аспект оказания первой медицинской помощи

1


практическое

занятие

групповая форма

плакаты

нормативы

по оказанию ПМП

19

Правила остановки артериального кровотечения

1


практическое

занятие

групповая форма

плакаты

нормативы

по оказанию ПМП


20


Способы иммобилизации и переноски пострадавшего


1



практическое

занятие


групповая форма


плакаты


нормативы

по оказанию ПМП

21

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата

1


практическое

занятие

групповая форма

плакаты

нормативы

по оказанию ПМП

22

Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота

1


практическое

занятие

групповая форма

плакаты

нормативы

по оказанию ПМП

23

Первая медицинская помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины

1


практическое

занятие

групповая форма

плакаты

нормативы

по оказанию ПМП

24

Первая медицинская помощь при остановке сердца

1


практическое

занятие

групповая форма

плакаты

нормативы

по оказанию ПМП


Раздел 6

Основы обороны государства

16






25

Функции и основные задачи современных Вооруженных сил России

1


лекция

индивидуаль-ная работа с законодательством

коллективная

форма, работа с учебником


фронтальный опрос

26

Применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом

1


лекция

индивидуаль-ная работа с законодательством

коллективная

форма, работа с учебником


фронтальный опрос


27


Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных сил Российской Федерации


1



лекция


индивидуаль-ная работа с законодательством

коллективная

форма, работа с учебником



фронтальный опрос,

контрольные задания

28

Боевой Знамя воинской части -символ воинской чести, достоинства и славы

1


лекция

работа с учебником

плакаты

фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

29

Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

1


лекция

работа с учебником

плакаты

фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

30

Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих

1


лекция

работа с учебником

рисунки,

фото учебника

фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

31

Основные понятия о воинской обязанности

1


лекция

работа с учебником


фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

32

Организация воинского учета

1


лекция

работа с учебником


фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

33

Первоначальная постановка граждан на воинский учет

1


лекция

работа с учебником


фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника


34


Обязанности граждан по воинскому учету


1



лекция


индивидуаль-ная работа с законодательством

коллективная

форма, работа с учебником



фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

35

Обязательная подготовка граждан к военной службе

1


лекция

индивидуаль-ная работа с законодательством

коллективная

форма


фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

36

Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям

1


лекция

ситуационные

задания, работа с учебником


фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

37

Подготовка граждан по военно-учетным специальностям

1


лекция

работа с учебником



38

Добровольная подготовка граждан к военной службе

1


лекция

индивидуаль-ная работа с законодательством

коллективная

форма


фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

39

Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет

1


лекция

индивидуаль-ная работа с законодательством

коллективная

форма


фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника


40


Профессиональный психологический отбор и его предназначение


1




лекция



работа с учебником




фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника


41


Увольнение с военной службы и пребывание в запасе


1



лекция

работа с учебником


контрольная работа, тесты


P-7

Основы военной службы

28






42

Правовые основы военной службы

1


лекция

индивидуаль-ная работа с законодательством

коллективная

форма

Конституция РФ, закон РФ

«О воинской обязанности»

фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

43

Статус военнослужащего

1


лекция

индивидуаль-ная работа с законодательством

коллективная

форма

Конституция РФ, закон РФ

«О воинской обязанности»

контрольные задания

44

Военные аспекты международного права

1


лекция

индивидуаль-ная работа с законодательством

коллективная

форма

Международ-ное право

фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

45

Общевоинские уставы

1


лекция

индивидуаль-ная работа с законодательством

коллективная

форма

«Уставы ВС РФ»

фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

46

Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации

1


лекция

работа с учебником

Устав внутр. сл. ВС РФ

фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

47

Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации

1


лекция

работа с учебником

Дисц. устав ВС РФ

фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

48

Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил Российской Федерации

1


лекция

работа с учебником

Устав Гарн. и Кар. службы ВС РФ

фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника


49


Строевой устав Вооруженных сил Российской Федерации


1



лекция


работа с учебником


Стр.устав ВС РФ


контрольное задание

50

Основные виды воинской деятельности

1


лекция

работа с учебником


фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

51

Основные особенности воинской деятельности

1


лекция

работа с учебником


фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

52

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуально-психологическим качествам гражданина

1


беседа

ситуационные

задания


фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

53

Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий звание воина Вооруженных сил Российской Федерации

1


беседа

ситуационные

задания


фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

54

Честь и достоинство военнослужащего Вооруженных сил Российской Федерации

1


беседа

ситуационные

задания


фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

55

Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой

1


беседа

ситуационные

задания


фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

56

Военнослужащий - подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников

1


беседа

ситуационные

задания


фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

57

Основные обязанности военнослужащих

1


лекция

работа с учебником


контрольная работа

58

Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части

1


лекция

работа с учебником


фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

59

Ритуал приведения к Военной присяге

1


лекция

работа с учебником


фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

60

Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники

1


лекция

работа с учебником


фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

61

Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку

1


лекция

работа с учебником


контрольная работа

62

Размещение. Призыв на военную службу

1


лекция

работа с учебником


фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

63

Порядок прохождения военной службы по призыву

1


лекция

работа с учебником


фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

64

Размещение и быт военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

1


лекция

работа с учебником


контрольная работа

65

Особенности военной службы по контракту

1


лекция

работа с учебником


фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

66

Требования, предъявляемые к гражданину при поступлении на военную службу по контракту

Материальное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту

1


лекция

индивидуаль-ная работа с законодательством

коллективная

форма


фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

67

Альтернативная гражданская служба

1


беседа

работа с учебником


контрольная работа

68

Порядок подготовки и поступления граждан в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования

1


беседа

работа с учебником


фронтальный опрос,

контрольные вопросы учебника

69-70

Порядок проведения профессионального отбора кандидатов для зачисления в военно-учебные заведения курсантами

Организация учебного процесса в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования

2


лекция

работа с учебником


самостоятель-ная работа


Всего часов

70








ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Учащиеся должны

знать/понимать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицин­ского освидетельствования, призыва на военную службу;

  • историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воин­ской славы России;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федера­ции;

  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особен­ности прохождения военной службы (по призыву и по контракту) и альтернативной гражданской службы;

  • нормы международного гуманитарного права;

  • требования, предъявляемые к уровню подготовленности при­зывников;

  • основные виды воинской деятельности;

  • строи отделения и порядок управления ими;

  • назначение и боевые свойства автомата Калашникова;

  • правила ухода за автоматом, порядок его хранения и сбережения;

  • правила подготовки автомата к стрельбе;

  • приемы и правила стрельбы из автомата;

  • основы современного общевойскового боя;

  • общие обязанности солдата в бою;

  • основные способы передвижения солдата в бою;

  • способы ориентирования на местности и движения по азимутам;

  • основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;

  • государственные и военные символы Российской Федерации;

  • боевые традиции Вооруженных Сил России;

  • классы сходных воинских должностей;

  • общие требования к безопасности военной службы;

  • порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;

  • общую организацию подготовки офицерских кадров для Воору­женных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;

  • правила безопасности при обращении с оружием и при организа­ции учебных стрельб;

  • средства массового поражения и их поражающие факторы;

  • защитные сооружения гражданской обороны и правила их ис­пользования;

  • порядок размещения и условия быта военнослужащих;


уметь:

  • применять основные способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защи­ты;

  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осоз­нанное самоопределение по отношению к военной службе.

  • выполнять строевые приемы на месте и в движении;

  • производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова;

  • вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся це­лям;

  • ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;

  • пользоваться индивидуальными средствами защиты;

  • использовать приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;

  • выполнять элементы строевой и тактической подготовки;

выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кан­дидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи;

вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соот­ветствующих служб экстренной помощи;

формирования у себя психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву, к обучению по про­граммам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах обра­зовательных учреждений высшего профессионального образова­ния






Список учебных пособий

1 Конституция Российской Федерации.

2 Федеральные законы Российской Федерации: "Об обороне", "О стагусе военнослужа­щих", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите на­селения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и тсхногснного характера".

3 Общевоинскне уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Военное изда­тельство, 2004.

4 Военный энциклопедический словарь. - М.: Военное издательство, 1983.

5 Вестник военной информации. Агентство "Воснинформ" Министерства обороны РФ и Российское информационное агентство "Новости". - 1998. - №1-12.

6 На службе отечеству: Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) Вооруженных Сил РФ. - М : Русь РКБ, 1998

7 Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту. - М.: Изд-во Всерос­сийской газеты "Нива России" - Москва 1997.


Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя:

  • Смирнов А.Т. , Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 и 11 классов общеобразовательных учреждений ( базовый и профильный уровень), -М., Просвещение, 2011-2012;

  • Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;

  • Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. ,., -М., Просвещение, 2004;

  • Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;

  • Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;

  • Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.

Учебные пособия:

  • Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Фалеев М.И. Основы безопасности жизнедеятельности – 10 класс / Мультимедийный учебник TeachProтм , - М.,

Федеральный центр науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России, 2005;

  • Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;

  • Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;

  • ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.2004-2008 - №№ 1-12;

  • Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей. 2004-2008 - №№ 1-12;

  • Библиотека журнала «Основы безопасности жизнедеятельности». 2006;

  • Арсеньев Е.Н. Работоспособность и здоровье человека на Севере. – Мурманск, Кольский центр «Валеос», 1993.

  • 1. Федеральные Законы Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об охране окружающей и природной среды», «О безопасности жизнедеятельности», «О безопасности дорожного движения», «О гражданской обороне».












Интернет-ресурсы по ОБЖ.

Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www.scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ

http://www.mvd.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

http://www.fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

http://www.fps.gov.ru

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

http://www.gan.ru

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Академия повышения квалификации работников образования

http://www.apkro.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Журнал «Курьер образования»

http://www.courier.com.ru

Журнал «Вестник образования»

http://www.vestnik.edu.ru

Издательский дома «Профкнига»

http://www.profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Издательский дом «Армпресс»

http://www.armpress.info

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

http://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России

http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html

Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности)

http://www.econavt-catalog.ru

Портал Всероссийской олимпиады школьников

http://rusolymp.ru/

Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru/edu/saf.htm

Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё Безопасности Жизнедеятельности

http://www.bezopasnost.edu66.ru

Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях

http:// www.hardtime.ru



Мультимедийные пособия в помощь преподавателю-организатору ОБЖ


    1. СD-ROM: мультимедиа-пособие – «профильное обучение». – Минобразование РФ

    2. СD-ROM: электронная книга – «Здоровье» (психологические тесты). – М.: Издательский дом «Равновесие», 2004.

    3. СD-ROM: электронная книга – «Самооборона без оружия». – М.: Издательский дом «Равновесие», 2005.

СD-ROM: библиотека электронных наглядных пособий ОБЖ –
5–11 классы. – Минобразование РФ. РЦЭМГО «Кирилл и Мефодий», 2003

14



Рабочая программа по ОБЖ для 10-11 классов
  • ОБЖ
Описание:

. Статус документа.

 Программа по основам безопасности жизнедеятельности для  10-11  кадетских  классов разработана на основе программы общеобразовательных учреждений по ОБЖ для 10-11  классов под общей редакцией А.Т.Смирнова   Москва «Просвещение» 2012 г., составленной на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, на основе федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, а также на основе  положений  Стратегии  национальной безопасности  Российской Федерации ,   и  Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации  к  военной  службе  на  период  до  2020  года.

Автор Герасимова Ольга Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 712
Номер материала 50714
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓