Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе 6-9 класс

Рабочая программа по литературе 6-9 класс



Приложение к основной

образовательной программе

основного /среднего общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30»

РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения

учителей русского языка и литературы,

протокол от 29.08.2014 года № 1

СОГЛАСОВАНА

заместитель директора

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 30»

_______ В.И.Осина

РАССМОТРЕНА

на заседании

педагогического совета, протокол

от 29.08.2014 года № 1

УТВЕРЖДЕНА

приказом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Средняя

общеобразовательная школа № 30»

от 30.08.2014 года

213




Рабочая программа

по учебному курсу

«Литература»

для 6-9 классов

(базовый уровень)


Составители: Чемодурова В.И

учитель русского языка и литературы,

Кондаурова О.В.,учитель русского языка и литературы;

Дурнева Е.В., учитель русского языка и литературы;

Гридунова И.В., учитель русского языка и литературы.










2014 год






Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе авторской программы Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В.А. Чалмаев- 8-е изд.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2012, // Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 6 – 9 кл. / сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В.А. Чалмаев – М.: Дрофа, 2010.

Цель рабочей программы:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.

Задачи рабочей программы:

  • развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постигать учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • формировать умения читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладевать возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладевать важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использоватье опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.


Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

1.Литература. 6 класс . Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях.Автор- составитель Г.С.Меркин. М.: «Русское слово»,2011.

2.Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор- составитель Г.С.Меркин. М.: «Русское слово», 2011.

3.Литература. 8 класс.:учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях./Автор-составитель Г.С.Меркин.М.: «Русское слово», 2011.

4.Литература 9 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях-авторы С, А. Зинин, В.И.Сахаров, В.А. Челмаев..- М.:ООО «ТИД «Русское слово», 2011.


Авторская программа расчитана на 312 ч., в том числе: в VI классе – 70 ч. (2 раза в неделю, из расчёта 35 учебных недель), в VII классе – 70 ч. (2 раза в неделю, из расчёта 35 учебных недель), в VIII классе – 70 ч. (2 раза в неделю, из расчёта 35 учебных недель), в IX классе – 102 ч. (3 раза в неделю, из расчёта 34 учебных недели).






Количество часов для проведения контрольных работ в 6-9-х классах:




6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

I четверть

Домашние сочинения

1

1

1

1

Классные сочинения

1

1

1

Тесты

1

1

1

1

II четверть

Домашние сочинения





Классные сочинения

1

1

1

1

Тесты





III четверть

Домашние сочинения





Классные сочинения

1

1

1

2

Тесты





IV четверть

Домашние сочинения





Классные сочинения

1

1

1

1

Тесты





год

Домашние сочинения

1

1

1

1

Классные сочинения

3

4

4

5

Тесты

1

1

1

1



Формы организации учебного процесса

При изучении литературы проводится текущий, периодический и итоговый контроль качества знаний и умений в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Текущий контроль осуществляется в процессе каждого урока. В текущем уроке практикуются различные формы:

  • выразительное чтение произведений различных жанров,

  • чтение наизусть,

  • все виды пересказов,

  • фронтальные и индивидуальные опросы,

  • групповые работы,

  • самостоятельные работы, проверяемые учителем, с самопроверкой, взаимопроверкой, тестирование,

  • развёрнутые ответы на вопросы,

  • устный и письменный анализ различных компонентов произведения и всего произведения в целом,

  • составление плана, цитатного плана,

  • рефераты,

  • презентации,

  • проектные работы,

  • творческие работы (иллюстрирование произведений, сочинения различных жанров, сочинение стихотворений различных жанров, сочинение сказок, рассказов на заданную и свободную тематику и др.)

Для проверки учебных достижений школьников предполагаются проверочные работы 3 типов, различные по содержательной направленности, полноте охвата литературного материала и характеру оценки результатов:

  1. работы, проверяющие знакомство школьников с произведениями, входящими в круг обязательного чтения (начитанность);

  2. работы, проверяющие глубину освоения литературных произведений и теоретических знаний по литературе;

  3. работы, выявляющие качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы.


Требования к уровню подготовки учащихся основной школы

6 класс

Учащиеся должны уметь

  • правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты, в том числе и наизусть;

  • осуществлять устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;

  • давать развернутый ответ на вопрос, составлять рассказ о литературном герое, характеристику героя или героев (в том числе групповую, сравнительную;

  • составлять отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;

подготовить сообщение, доклад, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (воображаемых, на основа прочитанного);

  • свободно владеть монологической и диалогическом речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщения, доклада и пр.);

  • использовать словари (терминологические, энциклопедические, мифологические, словари имен и т. д.), каталоги;

письменно:

  • давать развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением;

  • писать сочинение - миниатюру, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах;

  • создавать рассказ-характеристику одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика);

  • создавать небольшой отзыв на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм спектакль;

  • создавать план будущего сочинения, доклада (простой и сложный);

  • создавать оригинальное произведение (поучение, наставление, сказку, былину, частушку, рассказ, стихотворение);


7 класс

Учащиеся должны знать

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:

  • видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

  • различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

  • видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

  • объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

  • видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

  • передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

  • видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

  • аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

  • выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

  • оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

  • сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода

  • сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать еѐ с точки зрения выражения авторской позиции;

  • стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему.


8 класс

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений);

житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное

представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное

представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор

(развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск,

литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула,

психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета

драматического произведения, со- нет как форма лирической поэзии, авторское отступление как

элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

  • видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

  • обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

  • видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

  • комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

  • различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

  • определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

  • сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

  • выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

  • осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

  • видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

  • находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

  • сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

  • выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

  • редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.


9 класс

Учащиеся должны знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

Учащиеся должны уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план

  • прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного

  • или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного

  • произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою позицию.

Учебно-тематический план


Класс

Наименование разделов/тем

Количество часов

6

Введение

1

Из греческой мифологии

3

Из устного народного творчества

3

Из древнерусской литературы

3

Из литературы XVIII века

2

Из литературы XIX века

35

Из литературы XX века

7

Произведения о Великой Отечественной войне

6

Из зарубежной литературы

10

Итого часов в 6 классе

70 ч

7

Введение

1

Из устного народного творчества

3

Из древнерусской литературы

2

Из русской литературы 18 века

7

Из русской литературы 19 века

29

Из русской литературы 20 века

21

Из зарубежной литературы

7

Итого часов в 7 классе

70

8

Введение

1

Из устного народного творчества

2

Из древнерусской литературы

4

Из русской литературы 18 века

6

Из русской литературы 19 века

36

Из русской литературы 20 века

16

Из зарубежной литературы

5

Итого часов в 8 классе

70

9

Введение

1

Из древнерусской литературы

8

Из русской литературы 18 века

10

Из русской литературы первой половины 19 века

62

Из русской литературы второй половины19 века

7

Из русской литературы 20 века

14

Итого часов в 9 классе

102

Итого за курс

312




Содержание программы учебного курса

«Литература» 6-9 классы

6 класс

Введение (1ч)

Книга и её роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Из греческой мифологии (3ч)

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремлении познать мир и реализовать свою мечту.

Мифы о богатырях: «Встреча Ильма и Святогора», «Встреча в степи» и др. Своеобразие образа мифологического богатыря . «Шляпа». Написание классного сочинения по произведениям славянской мифологии. Вн.чт. Мифы разных народов.

Из устного народного творчества (3ч)

Предания.: «Знаменитый полководец», «Суворовские внуки». «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности

Из древнерусской литературы (3 )

Особенности древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем». «Поучение Владимира Мономаха». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях.

Из литературы XVIII века (2ч)

М.В. Ломоносов. Годы учения. Отражение позиции ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей учёного и поэта; тема и её реализация; независимость, гармония – основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Из литературы XIX века (30+5ч)

В.А. Жуковский.

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А.Жуковский и А.С.Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное в балладе, связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

А.С. Пушкин

Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина. Лицеист А.С.Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Простите, верные дубравы…», «Роняет лес багряный свой убор…», «Зимнее утро» и др. Интерес к истории России: Роман «Дубровский»-историческая правда и художественный вымысел.

М.Ю. Лермонтов

Годы учения, ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.

Н.В. Гоголь

Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (Любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг). Центральные образы и приёмы их создания.

И.С. Тургенев.

«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции цикла. Проблематика и художественное своеобразие рассказа «Бирюк». Один из рассказов «Записок охотника по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения

Н.А. Некрасов

Гражданская позиция Н.А.Некрасова в 60-70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской»- основные в творчестве поэта. Стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости.

Л.Н. Толстой

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н.Толстого.

В.Г.Короленко

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты и милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

А.П. Чехов

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы и приёмы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Из литературы XX века (7)

И.А. Бунин.

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет…», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

А.И. Куприн Детские годы писателя. Дети и взрослые в рассказе «Тапер». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия.

С.А. Есенин

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано…». Пафос и тема стихотворения. Одухотворённая природа – один из основных образов С.А.Есенина.

М.М. Пришвин.

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

В.К.Железников. «Троп»: мир животных и человека в изображении писателя.

Н.М. Рубцов. Человек и природы в стихотворениях «Звезда полей», «Тихая моя родина».

А.Т. Твардовский и его стихотворение «Станция Починок».

Произведения о Великой Отечественной войне (5+1ч)

Изображение войны, проблемы жестокости, справедливости, подвига, жизни и смерти, любви к родине: М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу», Д.С. Самойлов «Сороковые».

В.П. Астафьев.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Из зарубежной литературы (10ч)

М. Твен

Мир детства в произведении «Приключения Гекльберри Финна». Стремление детей к независимости как отличительная черта героев Твена. Юмористическое и комическое в произведении.

О.Генри

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве – с улыбкой и всерьёз (дети и взрослые в рассказе).

Г.Х. Андерсен

Утверждение непреходящих христианских ценностей в рассказе «Чайник».

Д. Лондон

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, основные образы. Воспитательный смысл произведения.


7 класс (70ч., 2 часа в неделю)

Введение (1ч)

Знакомство с содержанием и построением учебника литературы. Литературные роды и жанры

Из устного народного творчества (3ч)

Былина как жанр фольклора. Отражение в ней народных представлений о нравственности

Фольклор. Фольклорные жанры.

Русская народная песня

Из древнерусской литературы (2ч)

Поучительный характер древнерусской литературы. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»: любовь к Родине, образованность, духовность

Из русской литературы 18 века (5+2ч)

Классицизм как литературное направление. Жизнь и судьба М.В. Ломоносова. Теория о трех штилях

Общественно-политические события конца 16 – нач. 17 веков. Классицизм как литературное направление. Рационализм. События 18 столетия. Язык русской поэзии 18 века.

Жизнь и творчество Г.Р. Державина. «Властителям и судиям». Тема поэта и власти

Трансформация жанра оды («Фелица»). Героико-патриотические («На переход Альпийских гор», «Снегирь») и обличи­тельные произведения («Вельможа», «Властителям и судиям»). Философская лирика («На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад», «Река времен...»). Идеал честной частной жизни («Евгению. Жизнь Званская»). Державин о призвании поэта и своем творчестве («Признание», «К лире», «Памятник», «Лебедь»). Поэтическое новаторство Державина. Широта художест­венного изображения действительности. «Забавный русский слог». Автобиография Жизнь и творчество Д.И. Фонвизина. Комедия «Недоросль» как социальная сатира

Из русской литературы 19 века (21+8ч)

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Основные темы лирических произведений. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и балладе Пушкина. Поэма «Полтава»: образ Петра и тема России

Вн. чт. Час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин»

Романтический характер ранней пушкинской лирики. «Я пережил свои желания…», «Демон».

Лицейский период (1814—1817). Петербургский период (1817—1820). Участие в обществе «Арзамас», знакомство с деятелями декабристского движения. Вольнолюбивая лирика и ее связь с декабристской идеологией («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»), эпиграммы.

Поэма «Руслан и Людмила», ее новаторский характер, об­раз героя-повествователя, язык произведения, связь с устным народным творчеством.

Южный период (1820—1824). Идейно-тематическое и жанровое своеобразие лирики поэта, своеобразие лирического героя: «добровольный изгнанник» («Погасло дневное светило...»), узник («Узник»), мститель («Кинжал») и другие вольнолюби­вые устремления поэта («Свободы сеятель пустынный...» и др.).

Период михайловской ссылки (1824—1826). Подведение ито­гов романтического периода («К морю»). Новое понимание сущ­ности и назначения поэта («Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк»).

Творчество 1826—1829 годов. Общественно-политическая позиция Пушкина и ее отражение в лирике («Стансы», «Друзь­ям»). Образ Петра I в творчестве поэта («Стансы», «Арап Петра Великого», «Полтава»).

Декабристская тема и осуждение деспотизма («Во глубине сибирских руд...», «Арион», «Анчар»), Тема духовной независи­мости поэта в стихотворных манифестах Пушкина («Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту»). Философская лирика поэта («Дар напрасный, дар случайный...», «Брожу ли я вдоль улиц шум­ных...»).

«Полтава» — историко-героическая и социально-психоло­гическая поэма, герои поэмы, своеобразие языка, элементы украинского фольклора.

Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Тема Родины в творчестве поэта

Основная проблематика и художественное своеобразие «Песни про купца Калашникова»

Тематика и своеобразие ранней лирики М. Ю. Лермонтова, ее жанры, особенности характера лирического героя.

Лирика 1836—1841 годов, ее ведущие мотивы, органическая связь личных, гражданско-философских и социально-полити­ческих мотивов, острая новизна характера лирического героя. Тема поэта и поэзии («Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк»), те­ма Родины («Родина»). Острый аналитический взгляд на «свое поколение». Истоки народно-патриархального патри­отизма Лермонтова («Бородино», «Дума»).

Творчество Н.В. Гоголя. Изображение чиновничества и жизни маленького человека. Трагическое и комическое в повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Становление русской драматургии. Смех Гоголя как важнейший компонент художест­венного мира писателя.

И.С. Тургенев: жизнь и творчество. По страницам сборника «Записки охотника». Художественная идея рассказа «Хорь и Калиныч». Художественное своеобразие рассказа И.С. Тургенева «Певцы»

Начало литературной деятельности И.С. Тургенева. Путь к реализму. Цикл романов о настоящем и будущем России. Тема любви. Лиризм Тургенева. . Общая характеристика книги «Записки охотника». Природный ум, трудолюбие, смекалка, талант героев Тургенева.

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова. Тема народной доли в произведениях поэта. «По сибирским дорогам декабристок…». Тема русской женщины в творчестве поэта

Трагичность жизни и судьбы поэта. Раннее творчество Н.А. Некрасова. Некрасов и «натуральная школа», его издательская деятельность. Основные мотивы лирики Некрасова. Историко-революционные поэмы «Дедушка» и «Русские женщины», их идейное и художественное своеобразие, связь с общественной жизнью страны

Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Своеобразие сюжетов, проблематика, художественные особенности сказок писателя

Вн. чт. Человек из народа как герой литературы 19 века.

Юмор и сатира. Литературная сказка. Своеобразие сюжетов сказок Салтыкова-Щедрина.

Л.Н. Толстой как участник обороны Севастополя и писатель. Творческая история «Севастопольских рассказов». «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм воина.

Вн. чт. Оборона Севастополя глазами очевидца (анализ «Севастопольских рассказов»)

История жизни и творчества Н.С. Лескова. Особенности проблематики и центральная идея повести «Левша».

«Лесков – писатель будущего». История написания «Левши». Жанр сказа.

Жизнь и творчество А.А.Фета. Русская природа в стихах поэта

Понятие философской лирики. Романтизм и философская лирика. Основные темы, мотивы, художественное своеобразие. Философская проблематика поэзии А.А. Фета.

История жизни и творчества А.П. Чехова. Основная тематика и художественные особенности юмористических рассказов писателя

А.П. Чехов – тип писателя нового времени. Раннее творчество. сотрудничество в юмористических журналах. Основные темы творчества. Драматургия Чехова.

Из русской литературы 20 века (17+4ч)

Жизнь и творчество М. Горького. «Детство». Основные сюжетные линии в автобиографической повести. Становление характера Алеши в повести М. Горького «Детство». М. Горький «Легенда о Данко». Контраст как основной прием раскрытия замысла

И.А. Бунин: жизнь и творчество. Особенности лирики и прозы

Рассказ о писателе. Изобразительно-выразительные средства языка в создании живописных картин русской природы. «Догорел апрельский теплый вечер». Образ природы. «Кукушка».

Жизненный и творческий путь А.И. Куприна. Рассказы «Куст сирени» и «Allez!».

Рассказ о писателе. «Куст сирени Авторское отношение к событиям. Тема и идея.

Особенности творчества В.В. Маяковского

Особенности строения стиха В. Маяковского. Гуманистический пафос творчества. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче».

О жизни и творчестве С.А. Есенина. Тематика лирических стихотворений. Тема человека и природы. Лирическое «Я» и образ автора в стихотворениях С.А. Есенина. Вн. чт. Литературный вечер «Мой Сергей Есенин»

Жизненные и творческие вехи С. Есенина. Хронология творчества. Лирический герой Есенина.

И.С. Шмелев «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея

«Русская песня». Особенности сюжета произведения.

М.М. Пришвин «Москва-река»: тема и внутренний смысл. Родина, человек и природа в рассказе.

Человек и природа. «Москва-река». Тема рассказа.

А.Т. Твардовский: жизнь и творчество. История написания и своеобразие поэмы «Василий Теркин».

Документалистика о ВОВ. Антивоенная тема в «военной прозе». Творчество А.Т. Твардовского. «Василий Теркин».

В.М. Шукшин: жизнь и творчество. «Чудаки» и «Чудики» в рассказах писателя

Своеобразие шукшинской прозы. Герои Шукшина. грубости и приземленности. Внутренняя сила шукшинского героя.

Русские поэты 20 века о России.

Картины природы и русского быта.

Из зарубежной литературы (6+1ч)

У. Шекспир как поэт и драматург. Соне.т

Жизнь и творчество Шекспира. Особенности драматургии. Основные черты лирики. Сонет как литературный жанр. Основные темы сонетов. Вклад Шекспира в развитие мировой литературы

Основные мотивы стихотворений Р.Бернса рений.

Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ».

Творчество А. Сент-Экзюпери. «Планета людей». .

8 класс (70ч.,2 часа в неделю)


Введение (1ч)

Из устного народного творчества (2ч)

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»).

Из древнерусской литературы (4ч)

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы.

Из литературы XVIII века (4+2ч)

Г.Р. Державин

Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Н.М. Карамзин

Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Из литературы XIX века (32+4ч)

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники (3ч.)

В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невырази­мое», «Сельское кладбище».

К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...», «Смерть Ермака ».

К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение и в дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза».

А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соло­вей...»), «Романс», «Идиллия».

Н.М. Языков. «Пловец », «Родина ».

А.С. Пушкин

Стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор).

Роман «Капитанская дочка»: проблематика. Система образов романа.

М.Ю. Лермонтов

Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»— основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выраже­ния.

Н.В. Гоголь

Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая ис­тория пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.

И.С. Тургенев

Повесть «Ася». Возвышенное и траги­ческое в изображении жизни и судьбы героев.

Н.А. Некрасов

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

А.А. Фет

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

А.Н. Островский

Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Л. Н. Толстой

«Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала».


Из литературы XX века (15 + 1 ч)

М. Горький

Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Макар Чудра».

В. В. Маяковский

«Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; че­ловек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Н.А. Заболоцкий

Стихотворения: «Яне ищу гармо­нии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка».

В.П. Астафьев

Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет».

А.Т. Твардовский

Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью даль» (главы из поэмы). Рос­сия на страницах поэмы.

В.Г. Распутин

XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».

Вн.чт. В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки»

Из зарубежной литературы (5ч)

У. Шекспир

Трагедия «Ромео и Джульетта ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей).

М. Сервантес

Роман «Дон Кихот»: основ­ная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа.


9 класс (102ч., 3 ч. внеделю)

Введение (1ч)

История отечественной литературы как отражение особенностей культурно- исторического развития нации. Основные литературные направления 18-19 и 20 веков.

Из древнерусской литературы (6 +2ч)

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, её связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, её стилистические особенности. Проблема авторства «Слова». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.


Из литературы 18 века(10ч)

Основные тенденции развития русской литературы в 18 веке. Вклад А.Д.Кантемира и В.К.Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина для последующего развития русского поэтического слова. Расцвет отечественной драматургии (А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, Я.Б.Княжнин).

Книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М.Карамзина.


Литература первой половины 19 века (53+9ч)

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти 19 века.

Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н.Батюшкова, В.А.Жуковского, К.Ф.Рылеева, Е.А.Баратынского.

А.С.Грибоедов

Жизненный путь и литературная судьба А.С.Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У.Шекспира и Ж.Б.Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А.Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»)

А.С.Пушкин

Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.). Романтическая поэма «Кавказский пленник», её художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повести Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г.Белинский о романе.

М.Ю. Лермонтов

Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики.

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие

композиции и образной системы романа.«История души человеческой» как главный объект повествования в романе

.В.Г.Белинский о романе.

Н.В.Гоголь

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. Поэма «Мёртвы души» как вершина произведения художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сюжетно-композиционное своеобразие «Мёртвых душ».

Литература второй половины 19 века (Обзор с обобщением изученного) (7ч)

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 –х годов.

Расцвет социально-психологической прозы(произведения И.А.Гончарова и И.С.Тургенева).

Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова-Щедрина («История одного города»).

Лирическая ситуация 50-80-х годов 19 века (поэзия Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета).

Творчество А.Н.Островского как новый этап развития русского национального театра.

Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война

мир» и «Преступление и наказание»).

Проза и драматургия А.П.Чехова в контексте рубежа веков.

Из литературы 20 века (Обзор с обобщением изученного) (12 + 2ч)

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М.Горький, И.Бунин, А Куприн).

Драма М.Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм).

Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А.Блока, С.Есенина,

В.Маяковского, А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака).

Своеобразие отечественного романа первой половины 20 века. Литературный процесс 50-80 –х годов. Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов.


Формы и средства контроля

  • Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:

  • устный опрос;

  • тестирование;

  • письменные сочинения;

  • творческие работы (сообщение, отзыв, доклад, проект и т.д.

Перечень учебно-методических средств обучения


п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Обеспеченность, %

Основная литература

«Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы», автор- составитель Г.С.Меркин / Москва, «Русское слово», 2011 г.


1

100

Литература. 6 класс . Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях.Автор- составитель Г.С.Меркин. М.: «Русское слово»,2011.

по количеству учащихся

100

Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор- составитель Г.С.Меркин. М.: «Русское слово», 2011.

1

100

Учебник «Литература 8 класс» (автор - Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А., в трёх частях/ Издательство «Русское слово», Москва, 2011 г.

1

100

Литература 9 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях-авторы С, А. Зинин, В.И.Сахаров, В.А. Челмаев..- М.:ООО «ТИД «Русское слово», 2011.

1

100

Дополнительная литература

Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе. –М., 2007.

1

100

Каганович, С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 112 с

1

100

Семыкина, Е.Н. Комплексный литературоведческий анализ (от теории к практике): учебное пособие / Е.Н. Семыкина, Л.П. Соломахина, Е.А. Ширина. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2011. – 294 с.

1

100

Соловьева Ф.Е. Уроки литературы к учебнику «Литература. 8 класс»( автор- составитель Г.С.Меркин): методическое пособие/ Ф.Е.Соловьёва; под ред. Г.С.Меркина.- 2 изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 312 с.


1

100

Соловьева Ф. Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература 7 класс.» ( Автор-составитель Г. С. Меркин) М: «Русское слово», 2011

1

100

/Оборудование

Кузнецова Т.А. Литература XIX век. 5-10 классы. Методическое пособие и учебные плакаты. – М., «Русское слово», 2007

А.С.Грибоедов

1

100


А.С.Пушкин

1

100


М.Ю.Лермонтов

1

100


Н.В.Гоголь

1

100


А.Н.Островский

1

100


И.С.Тургенев

1

100


Н.А.Некрасов

1

100


Ф.И.Тютчев

1

100


Н.С.Лесков

1

100


М.Е.Салтыков-Щедрин

1

100


Л.Н.Толстой

1

100

4

Комплект портретов для кабинета литературы. Русские писатели XX века. – М., «Дрофа», 2003

Анна Андреевна Ахматова

1

100


Александр Александр Блок

1

100


Михаил Афанасьвич Булгаков

1

100


Иван Алексеевич Бунин

1

100


Максим Горький

1

100


Сергей Александрович Есенин

1

100


Евгений Иванович Замятин

1

100


Александр Иванович Куприн

1

100


Владимир Маяковский

1

100


Борис Леонидович Пастернак

1

100


Александр Исаевич Солженицын

1

100


Александр Трифонович Твардовский

1

100


Марина Ивановна Цветаева

1

100


Иван Сергеевич Шмелёв

1

100


Михаил Александрович Шолохов

1

100

5

Комплект портретов для кабинета литературы. Русские писатели XX века. – М., «Дрофа», 2003

Анна Андреевна Ахматова

1

100


Александр Александр Блок

1

100


Михаил Афанасьвич Булгаков

1

100


Иван Алексеевич Бунин

1

100


Максим Горький

1

100


Сергей Александрович Есенин

1

100



Евгений Иванович Замятин

1

100

6

Литература 5-11 классы.Таблицы

1

100


Художественные системы в литературе

1

100


Реализм

1

100


Принципы ритмической организации стихотворения

1

100


Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры

1

100


Роды литературы

1

100


Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы.

1

100


Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы.

1

100


Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы.

1

100


Классицизм. Сентиментализм

1

100


Романтизм. Модернизм

1

100


Стихосложение

1

100


Рифма

1

100


Строфа

1

100


Виды строф в лирике

1

100


Виды строф в лирике

1

100


Твердые стихотворные формы

1

100


Жанры лирики

1

100


Жанры лирики

1

100


Лирический герой

1

100


Темы и мотивы в лирике

1

100

Средства ИКТ

Универсальный портативный компьютер

7

100

Принтер

7

100

Сетевой фильтр

7

100

Акустическая система

7

100

Документ-камера

1

100

Цифровой образовательный ресурс

Аудиокнига. Бунин И.А. Избранная проза.

1

100

Аудиокнига. Грибоедов А.С. Горе от ума. Молодые супруги. Студент./ Аудиокнига. – М.: Студия АРДИС, 2006.

1

100

Аудиокнига. Поэзия серебряного века. / Аудиокнига. – М.: Студия АРДИС, 2004.

1

100

Аудиокнига. Пушкин А.С. Евгений Онегин.- ООО «Аудиокнига», 2007.

1

100

Аудиокнига. Тургенев И.С./ Аудиокнига. _ М.: Студия АРДИС, 2006.

1

100

Литература. 5-11 классы. /Библиотека электронных наглядных пособий. ООО «Дрофа»

1

100

Информационные ресурсы


www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».




www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».




www.rubricon.ru Энциклопеция «Рубрикон»




http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет».




http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал.




http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября».















Рабочая программа по литературе 6-9 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Аннотация

 к рабочей программе

по учебному курсу «Литература»

для 6-9 классов  (базовый уровень)

на 2014-2015 учебный год

 

Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 6-9 классов составлена на основе авторской программы по литературе Г.С. Меркина (Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011).

Количество часов, отведенных на реализацию рабочей программы в 6-9 классов    составляет   312 ч., в том числе:   в VI классе – 70 ч. (2 раза в неделю), в VII классе – 70 ч. (2 раза в неделю), в VIII классе – 70 ч. (2 раза в неделю), в IX классе  – 102 ч. (3 раза в неделю).

Используется  УМК под ред. Г.С. Меркина и др., рекомендованный Минобрнауки РФ и департаментом образования Белгородской области к применению в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014 – 2015 год. В состав УМК Г.С. Меркина6-9 классов   входят учебники:

С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 3 ч. - М. «Русское слово», 2009;
 С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 3 ч. - М. «Русское слово», 2009;

С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 3 ч. - М. «Русское слово», 2009;

 С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. Литература. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. - М. «Русское слово», 2009.

    Контрольно-измерительные материалы по литературе охватывают основное содержание предмета и позволяют получить достоверную информацию о соответствии знаний и умений учащихся требованиям государственного стандарта основного общего образования.

 Формы периодического контроля: 

              письменные контрольные работы,

              устные и письменные зачёты,  компьютерное тестирование,

              сочинение обобщающего характера.

 

Структура рабочей программы по учебному  курсу «Литература» для 6-9  классов соответствует Положению орабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), элективных курсов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №30».

 

 

Автор Чемодурова Вера Ивановна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1247
Номер материала 18736
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓