Главная / География / рабочая программа 6 класс по УМК

рабочая программа 6 класс по УМК

Пояснительная записка

1.Общее положение:

Рабочая программа по Географии. Природа и люди. 6 класс

Рабочая программа по географии составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по геогафии, утвержденн приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).

  4. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2010-2011, 2011-2012 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 20.04.2010 г. № 164-мр (в ред. от 30.12.2010 г. № 1235-мр)

  5. Учебный план МБОУ СОШ №28 г.Иркутска на 2014/2015 учебный год.

  6. Авторская программа (основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по географии. Программы общеобразовательных учреждений В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина Москва «Просвещение», 2010.

  7. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11

2.Цель и задачи рабочей программы:

Изучение географии в 6 классе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства, разных территорий, о своей родине — России во всем ее разнообразии и целостности, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности, использовать один из языков международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

3. Пояснительная записка

Рабочие программы по географии призваны сохранить традиции классического учебного предмета и наряду с этим полнее раскрыть неиспользованные резервы главным образом в структуре содержания и организации обучения.

Структура рабочей программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.

Информационно-методическая функция рабочей программы позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение значения географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента (география своего края, области, района, региона). Включение этих рекомендаций в рабочую программу федерального компонента связано с тем, что изучение малой родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармоничного взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле и в то же время формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего отечества.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования в VI классе — 34 часа (1 учебный час в неделю).

Курс ориентирован на усвоение учащимися: 
      — общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью географического пространства для человека, с заботой, сохранением окружающей среды для жизни на Земле и жизнедеятельности человека; 
      — опыта жизнедеятельности человека через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карту, путешествие, наблюдения традиций, использование современной техники и т. д.), способствующие изучению, освоению, сохранению географического пространства; 
      — опыта ориентирования в пространстве с помощью различных способов, обеспечивающих безопасность человека (планов, карт, приборов, природных объектов); 
      — опыта реализации личностных социально-коммуникативных потребностей на основании создания собственных географических продуктов (схем, проектов, эссе, дневников, описаний, стихов, карт, компьютерных программ) и презентаций их в диалоге и полилоге с другими. 

4.Содержание курса:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования в VI классе — 34 часа (1 учебный час в неделю).

      Географические знания традиционно считаются важнейшим элементом содержания географического образования. Они лежат в основе формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе, социально-культурному окружению, другим людям, понимания себя в географическом пространстве. С географических знаний начинается формирование умений. Важнейшими знаниями, изучаемыми в курсе, являются знания о земной поверхности и оболочках Земли. Характеристика оболочек Земли осуществляется в следующей последовательности: 
      — значимость оболочки (или ее части) для существования планеты, жизни на Земле, для человека и лично для школьника; 
      — качество объекта, его вещественный состав и структура; 
      — формы существования (распределение в пространстве); 
      — изменение во времени вследствие природных и антропогенных воздействий; 
      — пути решения проблем, связанных с антропогенным воздействием на оболочки Земли; 
      — личный вклад школьника (мой вклад) в решение общечеловеческих проблем. 
      В число важных образовательных задач входит усвоение учащимися топографо-картографических знаний в теме «План и карта». Учащиеся должны усвоить: а) знания о планете и карте как моделях земной поверхности; б) осознать, что план и карта — выдающиеся произведения человеческой мысли; в) план и карта — международный символический язык географии. Впервые в курсе формируются историко-географические знания по теме «Как люди открывали Землю». Они позволят учащимся выяснить, как развивались знания землян о пространстве планеты, вклад Великих географических открытий в становление и развитие цивилизаций. Важным моментом является то, что учащиеся знакомятся с именами выдающихся географов, путешественников. В теме раскрываются знания о методах географической науки. 
      В теме «Планета Земля» формируются межпредметные знания о Земле как планете Солнечной системы. Учащиеся знакомятся с законами движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, с распределением тепла и света на поверхности Земли, с теорией формирования земных сфер. Учащиеся должны осознать уникальность планеты Земля. 
      Гуманизация школьной географии актуализировала знания о населении планеты Земля в теме «Человек на Земле». Учащиеся узнают о расселении людей по территории Земли, в своей местности, адаптации людей к новым условиям жизни. В содержание вводятся знания о расах и народах, государствах и их столицах, политической карте. Реализация культурологического подхода потребовала раскрытия знаний о диалоге культур, единстве народов, вкладе Н. Н. Миклухо-Маклая в доказательство единства людей и разнообразия их культур. 
      В курсе представлены следующие виды знаний: 
      — о внешнем облике географического объекта (явления). Данная группа знаний призвана создать у учащихся образ изучаемого явления с помощью текста и внетекстовых компонентов: гора, равнина, вулкан, река, океан и т. д.; 
      — о размещении географических объектов в пространстве: тепловых поясах, горах и равнинах, природных зонах; расселении человека по планете; 
      — о свойствах процессов и явлений: солености морской воды, плодородии, влажности воздуха и т. д.; 
      — о процессах: круговороте воды в природе, круговороте веществ; 
      — о составе географических объектов и процессов: оболочках Земли, человеческих расах, составе горных пород; 
      — о структуре географических объектов; 
      — о связях между географическими объектами и явлениями: временных, причинно-следственных, пространственных, функциональных, структурных. 
      В эту систему следует включить знания о материальных и духовных ценностях, отражающих опыт познания и существования человека в пространстве: способы ведения хозяйства, быт населения, объекты природного и культурного наследия. 
      Географические знания, изучаемые в курсе, сложны и многоаспектны. Они рассматриваются в пространственном аспекте (как и где, размещены), категориальном (как взаимосвязаны с другими понятиями) и генетическом (раскрывают развитие, и изменение объектов во времени). При изучении курса необходима постоянная опора на местный материал. 
      В курсе изучаются эмпирические знания, представленные географической номенклатурой. При отборе номенклатуры авторы руководствовались следующими принципами. Географические названия отражают наиболее крупные объекты каждого материка, а также свою страну, свою местность. 
      Цифровой материал представляет наиболее крупные объекты на Земле: самые высокие горы, самые крупные по площади равнины, самая глубокая впадина. 
      Теоретические знания представлены как общими географическими понятиями, так и единичными, конкретизирующими (река — река Нил и т. д.). Изучение географических законов и закономерностей географической оболочки опирается на раскрытие взаимосвязей. Конструкция учебника основана на раскрытии системы географических проблем. Учащиеся знакомятся с общенаучными умениями: природным явлением, комплексом, причиной, следствием и т. д. С этой целью учитель проводит с учащимися словарную работу. 
      В связи с ограниченностью во времени в большинстве своем географические знания формируются дедуктивным путем. Новому понятию сразу дается определение, затем раскрываются его существенные признаки, а далее с помощью заданий и упражнений осуществляется связь с другими понятиями, т. е. производится применение понятий. 
      Авторы включили в содержание курса методологические «знания о знаниях». Они представлены в форме алгоритмов действий (типовых планов) и ознакомления с методами науки. Наиболее подробно учащиеся знакомятся с методом наблюдений и картографическим методом. 
      Формирование знаний требует от учителя большой работы с понятийно-категориальным материалом

Название раздела , темы

Кол-во часов

Практические работы

1.

Тема 1. На какой Земле мы живем

3

      Практикум. 1. Анализ источников географической информации. 2. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».


Тема 2. Земля как планета


2

      Практикум. 3 Подготовка сообщения «Земля во Вселенной». 4. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. 5. Составление схемы «Тепловые пояса Земли».


Тема 3. План и карта


5

      Практикум. 6. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута. 7. Топографический диктант. 8. Ориентирование по плану города. 9 Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений. 10. Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков.


Тема 4. Человек на Земле

2

      Практикум. 11. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. 12. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.


Тема 5. Литосфера

5

Практикум. 13. Изучение свойств горных пород и минералов. 14. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов. 15. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений. 16. Описание по карте равнин и гор по плану. 17. Описание рельефа своей местности.


Тема 6. Гидросфера


5

      Практикум. 18. Описание реки и озера по плану. 19. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира. 20. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли. 21. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников информации.



Тема 7. Атмосфера


5

      Практикум. 1. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды. 2. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра. 3. Построение и анализ розы ветров. 4. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. 5. Анализ погоды на ближайшие два-три дня.


Тема 8. Биосфера


2

      Практикум. 1. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. 2. Описание одного растения или животного своей местности.


Тема 9. Географическая оболочка Земли


3

      Практикум. 1. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах». 2. Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.



ГЕОГРАФИЯ. ПРИРОДА И ЛЮДИ
6 класс

(34 ч; 1 ч в неделю)

    Тема 1. На какой Земле мы живем (3 ч)

 Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Развитие географической науки от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей — ученые, стоявшие у истоков географии. Великие географические открытия: открытия X. Колумба, Ф. Магеллана и их влияние на судьбы мира. Как были открыты и исследованы материки. Современные географические открытия. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей.
      
Практикум. 1. Анализ источников географической информации. 2. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».

    Тема 2. Земля как планета (2 ч)

      Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце — источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета. Уникальные условия жизни на Земле. Земля — обитаемая планета. Материки и океаны. Формы и размеры Земли. Движение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца. Смена сезонов года. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Распределение тепла и света на Земле.
      
Практикум. 1. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной». 2. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. 3. Составление схемы «Тепловые пояса Земли».

    Тема 3. План и карта (5 ч)

      Ориентирование человека в пространстве. Способы ориентирования по компасу, Солнцу, Полярной звезде, местным признакам. Определение азимута. План местности. Особенности изображения Земли на плане. Масштаб. Условные знаки. Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали. Абсолютная высота. Относительная высота. Чтение плана местности. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности.
      Глобус — модель Земли. Географическая карта. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Глобус и географическая карта — достижения человечества.
      Свойства географической карты. Масштаб. Легенда карты. Градусная сетка. Параллели и меридианы. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современные способы создания карт.
      
Практикум. 1. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута. 2. Топографический диктант. 3. Ориентирование по плану города. 4. Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений. 5. Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков.

    Тема 4. Человек на Земле (2 ч)

      Расселение людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Языки. Государства на земном шаре.
      
Практикум. 1. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. 2. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.

    Тема 5. Литосфера (5 ч)

      Литосфера — каменная оболочка Земли. Значение литосферы для жизни на Земле. Строение литосферы. Горные породы. Минералы: их свойства, происхождение. Полезные ископаемые. Охрана земных недр.
      Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Литосферные плиты. Землетрясения и их причины. Вулканы, причины их образования. Строение вулкана. Горячие источники. Гейзеры. Сейсмические районы Земли.
      Рельеф Земли. Основные формы рельефа. Горы и равнины. Особенности их образования. Различия равнин по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах.
      Горы. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей.
      Выветривание. Овраги, сели. Барханы. Исследование и охрана литосферы. Описание рельефа своей местности.
      
Практикум. 1. Изучение свойств горных пород и минералов. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов. 3. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений. 4. Описание по карте равнин и гор по плану. 5. Описание рельефа своей местности.

    Тема 6. Гидросфера (5 ч)

      Гидросфера — водная оболочка Земли. Значение гидросферы. Состав и строение гидросферы. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы.
      
Мировой океан, его части, его взаимодействие с сушей и атмосферой. Единство вод Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения океанских глубин. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане. Стихийные явления в Океане. Правила обеспечения личной безопасности на воде.
      
Воды суши. Реки — артерии Земли. Речная система. Питание и режим рек. Равнинные и горные реки, их особенности. Изменения в жизни рек. Значение рек для человека. Крупнейшие реки мира и России. Рациональное использование ресурсов рек.
      Озера. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды и водохранилища. Хозяйственное значение озер и болот.
      Подземные воды. Их происхождение, возможности использования человеком. Минеральные воды.
      Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Природные памятники гидросферы. Наблюдение за водным объектом.
      
Практикум. 1. Описание реки и озера по плану. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира. 3. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли. 4. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников информации.

    Тема 7. Атмосфера (5 ч)

      Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав воздуха. Охрана воздуха — охрана жизни. Пути повышения качества воздушной среды. Части атмосферы.
      Тепло в атмосфере. Температура воздуха. Термометр. Суточный ход температуры воздуха. Средняя суточная температура. Амплитуда колебаний температуры воздуха (суточная, годовая).
      Атмосферное давление. Изменения атмосферного давления. Барометр. Ветер. Причины образования ветра. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон.
      Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Абсолютная и относительная влажность. Гигрометр. Облачность. Облака и их виды. Осадкомер.
      Погода. Элементы погоды. Воздушные массы. Типы воздушных масс: арктические, умеренных широт, тропические, экваториальные; их свойства.
      Климат и климатические факторы. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.
      
Практикум. 1. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды. 2. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра. 3. Построение и анализ розы ветров. 4. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. 5. Анализ погоды на ближайшие два-три дня.

    Тема 8. Биосфера (2 ч)

      Биосфера. Состав биосферы, связь с другими сферами Земли. Особенность биосферы. В. И. Вернадский о биосфере. Границы распространения жизни на Земле.
      Человек — часть биосферы. Этапы взаимоотношения человека с биосферой. Круговорот веществ в биосфере. Единство человека и природы.
      Почва как особое природное образование. В. В. Докучаев — основатель науки о почвах — почвоведения. Свойства почвы. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия образования разных типов почв. Охрана почв. Наблюдение за почвенным покровом своей местности. Описание почвы.
      Разнообразие растений и животных и их распространение на Земле. Сохранение человечеством биоразнообразия на Земле.
      
Практикум. 1. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. 2. Описание одного растения или животного своей местности.

    Тема 9. Географическая оболочка Земли (3 ч)

      Понятие «географическая оболочка». Состав и строение географической оболочки. Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Закономерности развития географической оболочки. Природные зоны Земли — зональные природные комплексы. Карта природных зон Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Ландшафт — природный, промышленный, сельскохозяйственный. Культурные ландшафты. Природное наследие.
      
Практикум. 1. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах». 2. Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.

5.Требования к уровню подготовки учащихся

      В результате изучения курса «География. Природа и люди» ученик должен:
      
1) знать / понимать:
      значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей;
      результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий;
      основные источники географической информации, методы изучения Земли;
      географические следствия движений Земли вокруг своей оси, Солнца;
      различия между планом местности, картой, глобусом, современные способы создания карт;
      как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы;
      состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них;
      изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием человеческой деятельности;
      географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом;
      
2) уметь: 
      показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте мира, карте океанов, глобусу географические объекты, обозначать и надписывать географические объекты на контурной карте;
      давать описание существенных признаков географических объектов и явлений;
      находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, статистических материалов, справочников, научно-популярной литературы, Интернета;
      приводить примеры: развития представлений человека о Земле; крупнейших по площади и населению стран; крупнейших рас и народов мира; крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности; адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды; влияния природы на формирование культуры людей; источников загрязнения сфер Земли; использования и охраны природных ресурсов;
      составлять: простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи; описание образа природных объектов; описание природных объектов по типовому плану; описание природных явлений и процессов (погода, климат, течение, природные зоны, тепловые пояса, ветры, природно-культурные и социально-экономические явления) по картам, наблюдениям, статистическим показателям;
      определять: на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород (в коллекции);
      применять: приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения простейших наблюдений за отдельными географическими объектами; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы, горных пород в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: статистических, картографических, геоинформационных;
      
3) оценивать:
      роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично;
      универсальное значение природы.

6.Критерии и нормы оценки.

      Важной частью учебного процесса по географии в 6 классе является контроль, учет и оценка достижений учащихся всех компонентов содержания географического образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру), а также оценка динамики личностного развития учащихся (проявление познавательного интереса к предмету, самостоятельность, организованность, умение работать в группе, эмпатия и толерантность). 
      Контроль, учет, оценка достижений учащихся при изучении курса «География. Природа и люди» выполняет несколько функций: 
      — контролирующую (на каком уровне усвоен материал); 
      — обучающую (что усвоено в курсе); 
      — констатирующую (как занимался ученик по курсу); 
      — уведомляющую (какой балл получил ученик); 
      — стимулирующую (поощрение к регулярным занятиям). 
      Важное место отводится в курсе самооценке. Главный смысл самооценки заключается в развитии умений самоконтроля у ученика, самостоятельной экспертизы собственной деятельности. 
      Основными функциями самооценки являются: 
      — констатирующая (что я знаю хорошо, а что недостаточно); 
      — побудительная (мне многое удалось выяснить, но в этом вопросе я не разобрался); 
      — проектированная (что мне еще необходимо изучить). 
      Основу для самооценки учащихся создает умелая организация их самостоятельной работы, развитие у них критического отношения к полученным результатам. 
      Процедура самооценки по курсу «География. Природа и люди» включает ряд элементов: 
      — создание необходимого эмоционального настроя учащихся на анализ собственных результатов. Этому способствуют учебник и тренажер, которые уже с первых страниц нацеливают школьников на оценку собственных достижений; 
      — сопоставление результатов самооценки учащимися через диалог с учителем и одноклассниками; 
      — создание учителем эталонов для самооценивания. Этому служит рубрика «Шаг за шагом» учебника, понятийный и фактический материал «Легкий экзамен», рубрика «Запомните», позволяющая проверить усвоение географического содержания, рубрика «Откройте атлас», позволяющая усвоить географическую номенклатуру. 
      Вопросы и задания, помещенные в учебнике и конструируемые учителем при подготовке к уроку, можно разделить на следующие уровни познавательной деятельности учащихся: 
      I  уровень — задания на воспроизведение учебного материала так, как он изложен в учебнике. (Что называется масштабом? Где находятся Уральские горы? Приведите пример самого глубокого озера на Земле.); 
      II  уровень — задания, в которых усвоение содержания применяется по образцу в повторяющейся знакомой ситуации. (По типовому плану сравните Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины. Составьте схему по тексту: каковы свойства географической оболочки? Как в повседневной жизни можно применить знания о топографическом плане? Что является причиной землетрясений? А что будет их следствием?) Задания этого уровня позволяют выяснить понимание взаимосвязей между объектами и явлениями, стимулируют мыслительную деятельность, направляя мыслительный процесс на анализ, синтез, сравнение, выявление причинно-следственных связей; 
      III  уровень — творческое применение усвоенного содержания в новой учебной ситуации. (Докажите, что процесс круговорота воды в природе не зависит от человека. Проведите географическое описание «Мое любимое озеро».) 
      Проверка усвоенного содержания по курсу «География. Природа и люди» подразделяется на фронтальную (для всего класса) и индивидуальную, проводимую на различных этапах урока. Различают текущий и итоговый учет достижений учащихся. Текущий индивидуальный учет проводится в письменной и устной форме. В устной форме учащиеся могут отвечать на вопросы учителя или своих товарищей. Следует практиковать задания в игровой форме. Письменный текущий опрос осуществляется по вопросам учебника, тренажера, по компьютерным заданиям. Вопросы и задания могут быть в форме теста, кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов. 
      В 6 классе учащиеся обучаются работать с тестами. Наиболее распространены и соответствуют возрастным особенностям учащихся следующие виды тестов. Тесты открытого типа: «Уральские горы находятся на материке... их высота... метров над уровнем моря». Среди тестов закрытого типа используют тесты, предлагающие альтернативные вопросы: «Верно ли утверждение: «Страбон — имя ученого, давшего название науке «География»?» Да/Нет (подчеркните). Другой разновидностью тестов закрытого типа являются тестовые задания множественного выбора: «Самые высокие горы России: а) Урал; б) Кавказ; в) Алтай. Толщина мантии составляет: а) 10 км; б) 65 км; в) 290 км; г) 3500 км; д) 1800 км». 
      Более сложными являются тестовые задания на установление соответствия между двумя элементами. 
      Фронтальный опрос, проводимый как в устной, так и в письменной форме, позволяет провести учет достижений у большинства учащихся в течение небольшого промежутка времени. Формулировать вопросы необходимо с учетом уровней познавательной самостоятельности учащихся. 
      Следует отметить, что наряду с классификацией заданий по уровню познавательной самостоятельной деятельности учащихся необходимо применять систему заданий, отражающих формирование у учащихся опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности. Мы выделяем пять групп заданий. 
      
Первая группа — задания, воссоздающие у учащихся образы, эмоциональные переживания: «С чем можно сравнить строение земной коры? Представьте, что вы находитесь в пустыне. Опишите, что вы увидите, услышите, почувствуете». 
      
Вторая группа — задания, раскрывающие значимость объектов и явлений для природы (общества) и человека (себя лично): «Какова роль Мирового океана: а) для развития природы Земли; б) для человечества?» 
      
Третья группа — задания оценочно-рефлексивные: «Что вы считаете красивым и некрасивым в вашем городе? Почему? Какое ощущение у вас вызывает данный культурный ландшафт (негативное, нейтральное, позитивное)?» 
      
Четвертая группа — задания на разрешение ценностных противоречий: «Перед вами образные определения, которые даны вулканам: враги, союзники, убийцы, помощники. Почему даны такие противоречивые определения? А какого мнения придерживаетесь вы?» 
      
Пятая группа — задания коммуникативной позиции в ситуациях поиска, диалога: «Великий ученый Ф. Бэкон сказал: «Три великих открытия эпохи — книгопечатание, порох и компас — изменили облик и состояние мира». Выскажите ваше суждение по поводу этих мыслей ученого. Как вы считаете, можно ли согласиться с таким высказыванием: «Вода — это жизнь, а жизнь — это вода»?»
      Основная цель контроля, учета и оценки достижений учащихся — подведение итогов и проверка уровня усвоения учащимися учебного материала, который определяет степень готовности учащихся к изучению следующей темы содержания. По результатам контроля учитель может объективно оценить применяемую им методику обучения.

Оценка устных ответов учащихся:

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы

В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»

Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов

Оценка письменных контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания

Оценка практических работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме ,самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить, правильны результат и вывод.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов

Оценка «1» ставится, если учащийся не выполнил работу

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков.но правильно указаны основные географические объекты

Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю

8.Список литературы.

1География. Природа и люди. Учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. А.И. Алексеева. - М.: Просвещение, 2014.

2.Географический атлас. 6 класс. - М.: Дрофа, 2014.

3.Николина В.В. География. 6 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

4.Николина В.В. География. 6 класс. Мой тренажер. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.

5.Гусева Е.Е. География. 6 класс. "Конструктор" текущего контроля. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

6.Баранчиков Е.В. и др. География Земли. 6 класс. Задания и упражнения. - М.: Просвещение.2011

.

1.Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс. - М.: Дрофа, 2007.

2.За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2005.

3.Климанова О.А. География. Землеведение. - М.: Дрофа, 2008.

4Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение. - М.: Дрофа, 2008.

5.Крылова О.В. Физическая география. Начальный курс. 6 класс. - М.: Просвещение, 2005.

6.Рабочая тетрадь по географии. 6 класс / Под ред. Сиротина В.И. - М.: Дрофа, 2007.

7Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. - М.: Глобус, 2010.

8.Интернет-ресурсы.









Календарно тематическое планирование 2014-2015

6класс ГЕОГРАФИЯ. ПРИРОДА И ЛЮДИ. Алексеев А.И. (34 часа) серия «Полярная звезда»

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата

Коррек-

тировка

Форма организации

учебных занятий

Виды контроля


Тема: Введение 

 

 

 

 

1

 Что такое география и как мы будем ее изучать. Пр1.Анализ источников географической информации.  Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».


02.09


Изучение нового материала

Вводная лекция


Тема1: На какой Земле мы живем.

2





2

 Как люди открывали Землю.

Пр2. Обозначение на карте материков и океанов Земли.


09.09


комбинированный

Анализ карт, пр.р

3

   География сегодня.


16.09


комбинированный

Анализ карт


Тема2: Планета Земля.

2





4

 Мы во Вселенной.


23.09


комбинированный

Анализ карт

5

 Солнечный свет на Земле.

Пр3.Составление схемы «Тепловые пояса Земли»


30.09


комбинированный

Анализ карт


Тема3: План и карта.

5





6

    Ориентирование на местности.

Пр.4.Ориентирование по компасу.


07.10


комбинированный

Анализ карт

7

     Земная поверхность на плане и карте.

Пр.5.Топографический диктант.


14.10


комбинированный

Анализ карт

8

    Географическая карта.

Пр.6. Ориентирование по плану города.


21.10


комбинированный

Анализ карт

9

  Градусная сеть.


28.10


комбинированный

Анализ карт

10

 Географические координаты.

Пр 7.Определение координат и расстояний по карте.

Пр.8.Чтение аэрофото и космических снимков.


11.11


комбинированный

Анализ карт


Тема 4: Человек на Земле.

2





11

   Как люди заселяли Землю.

Пр. 9.Крупнейшие государства мира и их столицы.


18.11


комбинированный

Анализ карт

12

   Расы и народы.

Распространение рас, народов, языков.


25.11


комбинированный

Анализ карт


Тема5: Литосфера — твердая оболочка Земли.

5





13

  Земная кора — основная часть литосферы


02.12


комбинированный

Анализ карт

14

  Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Пр.11.Изучение свойств горных породи минералов.


09.12


комбинированный

Анализ карт

   Движения земной коры.




комбинированный

Анализ карт

16

   Рельеф Земли Равнины.

Пр.12. Обозначение равнин на к\к мира и России.

Пр.13.описание равнины по плану.


16.12


комбинированный

Анализ карт

17

  Рельеф Земли. Горы суши.

Пр.14. Обозначение на к/к мира и России гор, вулканов.

Пр.15.Описание гор по плану.


23.12


комбинированный

Анализ карт


Тема 6: Гидросфера — водная оболочка Земли.

5





18

  Состав и строение гидросферы.


30.12


комбинированный

Анализ карт

19

   Мировой океан.


13.01


комбинированный

Анализ карт

20

  Воды Океана.


20.01


комбинированный

Анализ карт

21

   Реки — артерии Земли.

Пр.16. Обозначение на карте крупных рек

Пр.17. Описание реки по плану


27.01


комбинированный

Анализ карт

22

  Озера, подземные воды и ледники.

Пр.18.Обозначение на карте озер.

Пр.19.Описание озера о плану.


03.02


комбинированный

Анализ карт

23

Обобщение по теме «Гидросфера»


10.02


комбинированный

Анализ карт


Тема 7: Атмосфера — воздушная оболочка Земли.

5





24

 Состав и строение атмосферы.

Пр.20. Календарь погоды.


17.02


комбинированный

Анализ карт

25

  Тепло в атмосфере.


24.02


комбинированный

Анализ карт

26

  Давление и ветер.

Пр.21.Построение розы ветров


03.03


комбинированный

Анализ карт

27

  Влага в атмосфере.


10.03


комбинированный

Анализ карт

28

   Погода и климат.

Пр. 22.Характеристика климата своей местности.


17.03


комбинированный

Анализ карт


Тема8: Биосфера — живая оболочка Земли

2





29

  Биосфера — земная оболочка.

Пр.23 Составление схемы взаимодействия оболочек Земли.


07.04


комбинированный

Анализ карт

30

   Биосфера — сфера жизни.

Пр.24. Описание одного растения и животного своей местности.


14.04


комбинированный

Анализ карт


Тема 9: Географическая оболочка.

3





31

   Географическая оболочка Земли


21.04


комбинированный

Анализ карт

32

  Природные зоны Земли

Пр.25. Приспособленность людей к жизни в разных природных зонах.


28.04


комбинированный

Анализ карт

33

   Культурные ландшафты.

Пр.26. Моделирование ландшафта.


05.05


комбинированный

Анализ карт

34

Обобщение (итоговый тест о курсу 6 класса)

1

12.05


комбинированный

тест

























21


рабочая программа 6 класс по УМК
  • География
Описание:

материал содержит рабочую программу, цели ,задачи, перечень практических работ,требования к уровню подготовки учащихся,календарно - тематическое планирование, список литературы.

В число важных образовательных задач входит усвоение учащимися топографо-картографических знаний в теме «План и карта». Учащиеся должны усвоить: а) знания о планете и карте как моделях земной поверхности; б) осознать, что план и карта — выдающиеся произведения человеческой мысли; в) план и карта — международный символический язык географии. Впервые в курсе формируются историко-географические знания по теме «Как люди открывали Землю». Они позволят учащимся выяснить, как развивались знания землян о пространстве планеты, вклад Великих географических открытий в становление и развитие цивилизаций. Важным моментом является то, что учащиеся знакомятся с именами выдающихся географов, путешественников. В теме раскрываются знания о методах географической науки. 
      В теме «Планета Земля» формируются межпредметные знания о Земле как планете Солнечной системы. Учащиеся знакомятся с законами движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, с распределением тепла и света на поверхности Земли, с теорией формирования земных сфер. Учащиеся должны осознать уникальность планеты Земля. 
      Гуманизация школьной географии актуализировала знания о населении планеты Земля в теме «Человек на Земле». Учащиеся узнают о расселении людей по территории Земли, в своей местности, адаптации людей к новым условиям жизни. В содержание вводятся знания о расах и народах, государствах и их столицах, политической карте. Реализация культурологического подхода потребовала раскрытия знаний о диалоге культур, единстве народов, вкладе Н. Н. Миклухо-Маклая в доказательство единства людей и разнообразия их культур. 
      В курсе представлены следующие виды знаний: 
      — о внешнем облике географического объекта (явления). Данная группа знаний призвана создать у учащихся образ изучаемого явления с помощью текста и внетекстовых компонентов: гора, равнина, вулкан, река, океан и т. д.; 
      — о размещении географических объектов в пространстве: тепловых поясах, горах и равнинах, природных зонах; расселении человека по планете; 
      — о свойствах процессов и явлений: солености морской воды, плодородии, влажности воздуха и т. д.; 
      — о процессах: круговороте воды в природе, круговороте веществ; 
      — о составе географических объектов и процессов: оболочках Земли, человеческих расах, составе горных пород; 
      — о структуре географических объектов; 
      — о связях между географическими объектами и явлениями: временных, причинно-следственных, пространственных, функциональных, структурных. 
      В эту систему следует включить знания о материальных и духовных ценностях, отражающих опыт познания и существования человека в пространстве: способы ведения хозяйства, быт населения, объекты природного и культурного наследия. 

Требования к уровню подготовки учащихся

 

      В результате изучения курса «География. Природа и люди» ученик должен:
      1) знать / понимать:
      значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей;
      результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий;
      основные источники географической информации, методы изучения Земли;
      географические следствия движений Земли вокруг своей оси, Солнца;
      различия между планом местности, картой, глобусом, современные способы создания карт;
      как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы;
      состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них;
      изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием человеческой деятельности;
      географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом;
      2) уметь: 
      показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте мира, карте океанов, глобусу географические объекты, обозначать и надписывать географические объекты на контурной карте;
      давать описание существенных признаков географических объектов и явлений;
      находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, статистических материалов, справочников, научно-популярной литературы, Интернета;
      приводить примеры: развития представлений человека о Земле; крупнейших по площади и населению стран; крупнейших рас и народов мира; крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности; адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды; влияния природы на формирование культуры людей; источников загрязнения сфер Земли; использования и охраны природных ресурсов;
      составлять: простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи; описание образа природных объектов; описание природных объектов по типовому плану; описание природных явлений и процессов (погода, климат, течение, природные зоны, тепловые пояса, ветры, природно-культурные и социально-экономические явления) по картам, наблюдениям, статистическим показателям;
      определять: на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород (в коллекции);
      применять: приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения простейших наблюдений за отдельными географическими объектами; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы, горных пород в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: статистических, картографических, геоинформационных;
      3) оценивать:
      роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично;
      универсальное значение природы.

Автор Зуева Наталья Юрьевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 355
Номер материала 44852
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓