Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая учебная
программа по литературе составлена на основе Федерального компонента
Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён
приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), Федерального базисного
учебного плана (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9
марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных
учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение,
2009).
Программа
детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Особенностью содержания школьного литературного образования является концентрическое
построение. Литература 9 класса входит в первый концентр. В 9 классе подводятся
итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя,
происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется
работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная
и справочная литература.
Литературное образование на данном этапе (9 класс)
является переходным, так как в IX классе решаются задачи
предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического
изучения историко-литературного курса.
Цели:
Изучение
литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
·
воспитание духовно
развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского
сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
·
развитие эмоционального
восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления,
творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других
искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
развитие устной и письменной речи учащихся;
·
освоение текстов художественных
произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных
сведений и теоретико-литературных понятий;
·
овладение умениями
чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых
литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого
содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании
собственных устных и письменных высказываний.
Для реализации
рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
·
Литература: 9 кл. : Учебник-хрестоматия в 2-х
частях для общеобразовательных учреждений \ Автор-составитель В.Я. Коровина и
др. – М.: Просвещение, 2013.
Раздел II. Основное содержание тем учебного курса.
(102
часа)
Введение – 1
час
Литература и ее
роль в духовной жизни общества. Шедевры родной литературы. Формирование
потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой
читательской самостоятельности.
Теория
литературы. Литература как искусство слова (углубление
представлений).
Древнерусская
литература – 3 часа
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
История открытия памятника, проблема авторства. Характерные особенности
произведения.
Теория
литературы. «Слово» как жанр древнерусской
литературы.
Литература XVIII века – 14 часов (13+ 1 час развития речи)
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич
Ломоносов - великий русский ученый, поэт, реформатор
литературного русского языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при
случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия…» - типичные
произведения в духе классицизма. Прославление родины, мира, науки и просвещения
в произведениях М.В. Ломоносова.
Теория
литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил
Романович Державин. Слово о поэте. «Властителям и
судиям». Обличение несправедливости.
Денис Иванович
Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Герои и
события. Проблемы гражданственности. Проблемы образования и воспитания в
комедии. Сатирическая направленность комедии.
Теория
литературы. Понятие о классицизме. Основные правила
классицизма в драматическом произведении.
Николай Михайлович
Карамзин – писатель и историк. Слово о писателе. «Бедная
Лиза», «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в
повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему
миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория
литературы. Понятие о сентиментализме.
Жан-Батист
Мольер. Слово о писателе. «Мещанин во дворянстве»
- сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в
комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера.
Общечеловеческий смысл комедии.
Теория
литературы. Понятие о литературном направлении.
Классицизм (углубление понятия). Сатира (развитие понятия). Комедия как жанр
драматургии. Виды комического (развитие понятий).
Русская
литература XIX века – 55 часов (48+7 часов
развития речи)
Беседа об авторах и
произведениях, определивших лицо литературы XIX века.
Поэзия, проза, драматургия.
XIX век в русской
критике, публицистике, мемуарной литературе.
Романтическая
лирика начала века. К.Н. Батюшков, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский, К.Ф.
Рылеев, Д.В. Давыдов, П.А. Вяземский.
Теория литературы.
Понятие о романтизме (развитие представления).
Александр
Сергеевич Грибоедов: личность и судьба. Слово о
драматурге. «Горе от ума». Обзор содержания комедии. Комедия «Горе от
ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое
звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции
комедии. Критика о комедии (И.А. Гончаров «Мильон терзаний»).
Преодоление канонов классицизма в комедии.
Теория
литературы. Конфликт в драматическом произведении
(развитие понятия).
Александр
Сергеевич Пушкин: жизнь и судьба. Слово о поэте. «Евгений
Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Образы
главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Лирика. Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике
Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.
Теория
литературы. Роман в стихах (начальные представления).
Михаил Юрьевич
Лермонтов. Слово о поэте. «Герой нашего времени».
Обзор содержания. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в
русской литературе, роман о незаурядной личности. «Княжна Мери». Главные и
второстепенные герои.
Основные мотивы
лирики. Пафос вольности, чувства одиночества, тема
любви, поэта и поэзии.
Теория
литературы. Понятие о романтизме (закрепление
понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления).
Николай
Васильевич Гоголь. Слово о поэте. «Шинель».
Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем
Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда
согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного
адского холода. Незлобливость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и
противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественной литературе
(начальные представления)
«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и
живые души. Чичиков – «подлец-изобретатель» - новый герой эпохи.
Теория литературы.
Развитие понятия о литературном типе, о саторе. Образ-символ (начальные
представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Слово о поэте. «Первая любовь» - психологический характер
конфликта в повести. Композиция, особенности сюжета. Система образов: люди
«прежнего времени», герои-эгоисты, герои высокой духовности. Любовь к жизни
героев. «Тургеневская» девушка в повести. Образ героя-повествователя, лиризм,
эмоциональность тона рассказа. Роль пейзажа в повести.
Теория
литературы. Повесть (развитие представления).
Александр
Николаевич Островский. Слово о поэте. «Бедность не
порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в
патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя как средоточие
нравственных начал. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение
патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория
литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие
понятия).
Федор Михайлович
Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип
«петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго,
несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в
романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Лев Николаевич
Толстой. Слово о писателе. «Юность» - обзор
содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя
повести, его стремление к духовному обновлению. Духовный конфликт героя с
окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием,
скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья.
Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм «диалектика души», чистота
нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Теория
литературы. Автобиографичность произведения (развитие
понятия). Внутренний монолог (начальные представления).
Антон Павлович
Чехов. Слово о поэте. «Анна на шее».
Особенности сюжета рассказа. Двуплановость системы образов. Совершенство
композиции рассказа. Тема брака по расчету, разрушение семьи, фальшивость
семейных отношений. Истинные и ложные ценности героев рассказа.
Теория
литературы. Развитие представлений о видах (жанрах)
лирических произведений.
Поэзия XIX века
Творчество Н.А.
Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и других поэтов.
Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с
включением ряда произведений.
Теория
литературы. Развитие представлений о видах (жанрах)
лирических произведений.
Русская
литература XX -
29 часов(27+ 2 часа развития речи)
Богатство и
разнообразие жанров и направлений русской литературы XX
века. Ведущие прозаики России.
Иван Алексеевич
Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». Печальная
история людей разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
Разлука героев.
Максим Горький. Слово о писателе. «Макар Чудра». Раннее творчество Горького:
новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Проблема любви и
свободы. Герои рассказа. Художественное своеобразие рассказа: пейзаж и портрет
в романтическом произведении, эмоциональность и красочность языка. Роль
рассказчика.
Михаил
Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. «Собачье
сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов
произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа
живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием
гротеска в повести.
Теория литературы.
Реализм в художественной литературе (углубление понятия).
Михаил
Александрович Шолохов. Слово о писателе. «Судьба
человека» - смысл названия рассказа. Судьба родины и судьба человека.
Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина,
труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования.
Значение картины весенней картины для раскрытия идеи рассказа. Широта
типизации.
Теория
литературы. Реализм в художественной литературе
(углубление понятия).
Русская поэзия XX века-
Поэзия Серебряного
века. Многообразие направлений, жанров, вводов лирической поэзии. Вершины
явления русской поэзии XX века.
Александр
Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес
издалека…», «Заклятие огнем и мраком», «В ресторане», «Как тяжело ходить среди
людей…», «Возмездие», «Ямбы». Высокие идеалы и предчувствия перемен.
Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое проникновенное чувство родины.
Сергей
Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж
вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня
завтра рано…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя,
Шаганэ…», «До свиданья, друг мой, до свиданья…».
Тема любви в лирике
поэта. Народно-песенная основа лирики поэта. Сквозные образы в лирике Есенина.
Россия – главная тема есенинской поэзии.
Владимир
Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «А вы могли
бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Люблю», «Прозаседавшиеся».
Сатирические стихи,
стихи о любви. Новаторство Маяковского-поэта.
Марина Ивановна
Цветаева. Слово о поэте. «Моим стихам, написанным
так рано…», «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны
не мной…», «С большою нежностью – потому…», «Откуда такая нежность?..», «Стихи
о Москве», «Стихи к Блоку» из цикла «Ахматовой», «Родина».
Стихотворения о
поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в
творческих поисках поэта.
Николай
Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу
гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц», «Я где-то в поле возле
Магадана…», «Можжевеловый куст», «Завещание».
Стихотворения о
человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна
Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные
произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «ANNO
DOMINI», «Тростник», «Бег времени».
Стихотворения о любви,
о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой.
Александр
Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай»,
«Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия». Стихотворения о
родине, о природе.«Я убит подо Ржевом»…». Реальность и фантастика в
стихотворении. Нравственная позиция солдата.Незаметный и высокий героизм воина.
Интонация и стиль стихотворения.Теория литературы. Силлабо-тоническая и
тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (развитие понятий
Раздел III. Учебно-тематический план.
9 класс – 3 часа в неделю
№ п\п
|
Название раздела
|
Кол-во
часов
|
В том числе:
|
уроки
|
Уроки разв. речи
|
Контр.
работы
|
1.
|
Введение
|
1
|
1
|
|
|
2.
|
Древнерусская
литература
|
3
|
3
|
|
|
3.
|
Литература XVIII
века
|
14
|
13
|
1
|
|
4.
|
Русская литература XIX
века
|
55
|
46
|
7
|
2
|
5.
|
Русская литература XX
|
29
|
27
|
2
|
2
|
|
Итого
|
102
|
|
|
|
КОНТРОЛЬ
УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ (основные дидактические
единицы)
№п\п
|
Тема контроля
|
Вид контроля
|
Форма контроля
|
1.
|
«Слово о полку Игореве»
|
Текущий
устный
|
стихотворение наизусть (отрывок)
|
2.
|
Д.И.Фонвизин «Недоросль»
|
Итоговый
письменный
|
сочинение
|
3.
|
М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…»
|
Текущий
устный
|
отрывок наизусть
|
4.
|
Г.Р. Державин «Властителям и судиям».
|
Текущий
устный
|
стихотворение наизусть
|
5.
|
И.А. Гончаров «Миллион терзаний»
|
Текущий
письменный
|
конспект
|
6.
|
А.С. Пушкин «Храни меня, мой талисман…»,
«Анчар», «Поэт», «Пророк», «Я вас любил…»
|
Текущий
устный
|
стихотворение наизусть
|
7.
|
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
|
Текущий
устный
|
отрывок наизусть
|
8.
|
М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта», «Нищий»,
«Пророк», «Молитва», «Предсказание», «Родина»
|
Текущий
устный
|
стихотворение наизусть
|
9.
|
Идейная взаимосвязь стихотворений М.Ю.
Лермонтова «Бородино» и «Дума»
|
Итоговый
письменный
|
сочинение
|
10.
|
Н.В. Гоголь «Мертвые души» Деталь как
средство создания образов
|
Текущий
письменный
|
сочинение
|
11.
|
Творчество Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева,
А.А. Фета
|
Текущий
устный
|
стихотворение наизусть
|
12.
|
Сочинению на тему «Мой современник»
|
Текущий
письменный
|
сочинение
|
13.
|
А.А. Блок «Ветер принес издалека…»,
«Заклятие огнем и мраком», «В ресторане», «Как тяжело ходить среди людей…»,
«Возмездие», «Ямбы»
|
Текущий
устный
|
стихотворение наизусть
|
14.
|
С.А. Есенин «Вот
уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди
меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ
ты моя, Шаганэ…», «До свиданья, друг мой, до свиданья…»
|
Текущий
устный
|
стихотворение наизусть
|
15.
|
В.В. Маяковский
«А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Люблю», «Прозаседавшиеся».
|
Текущий
устный
|
стихотворение наизусть
|
16.
|
М.И. Цветаева «Моим стихам, написанным так
рано…», «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не
мной…», «С большою нежностью – потому…», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о
Москве», «Стихи к Блоку»
|
Текущий
устный
|
стихотворение наизусть
|
17.
|
Н.А. Заболоцкий
«Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц», «Я где-то в
поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «Завещание»
|
Текущий
устный
|
стихотворение наизусть
|
18.
|
А.А. Ахматова
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер»,
«Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Бег времени»
|
Текущий
устный
|
стихотворение наизусть
|
19.
|
А.Т. Твардовский
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия», «Я убит
подо Ржевом»…»
|
Текущий
устный
|
стихотворение наизусть
|
20.
|
Итоговая
творческая работа «Литература и современность»
|
Итоговый
|
сочинение
|
Раздел
IV. Требования к уровню
подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета.
Важнейшими умениями в 9 классах являются
следующие:
— выразительное чтение произведений или отрывков
из них наизусть;
— осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанною самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
— умение определять принадлежность произведения
к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к
одному из жанров или жанровых образований
(эпические и драматические тексты);
— умение обосновывать свое суждение, давать
характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
— умение выявлять роль героя, портрета,
описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного
произведения;
— умение составлять простой и сложный планы
изучаемого произведения;
— умение объяснять роль художественных
особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
—
умение владеть
монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов,
рефератов;
—
умение письменно
отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
Примерная
программа предусматривает формирование у учащихся универсальных учебных действий и ключевых
компетенций, таких
как:
-
выделение характерных причинно-следственных связей;
-
сравнение и сопоставление;
-
умение различать: факт, мнение, доказательство,
гипотеза, аксиома;
-
самостоятельное выполнение различных творческих
работ;
-
способность устно и письменно передавать содержание
текста в сжатом или развернутом виде;
-
осознанное беглое чтение, использование различных
видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-
владение монологической и диалогической речью,
умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка
и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в
соответствии с коммуникативной задачей;
-
составление плана, тезиса, конспекта;
-
подбор аргументов, формулирование выводов,
отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-
использование для решения познавательных и
коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии,
словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
В результате изучения
литературы ученик должен знать / понимать
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни и творческого пути
А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
-
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
-
воспринимать и анализировать художественный текст;
-
выделять смысловые части художественного текста,
составлять тезисы и план прочитанного;
-
определять род и жанр литературного произведения;
-
выделять и формулировать тему, идею, проблематику
изученного произведения; давать характеристику героев,
-
характеризовать особенности сюжета, композиции,
роль изобразительно-выразительных средств;
-
сопоставлять эпизоды литературных произведений и
сравнивать их героев;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в
том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
владеть различными видами пересказа;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с
изученным произведением;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания связного текста (устного и письменного) на
необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-
определения своего круга чтения и оценки литературных
произведений;
-
поиска нужной информации о литературе, о конкретном
произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение,
ресурсы Интернета).
Раздел V. Критерии
и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным
формам контроля знаний.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
1. Оценка "OТЛИЧНО" ставится за
исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста
произведения, умение использовать литературно-критические материалы для
аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение
литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в
единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать
необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть
программные произведения.
2. Оценка "ХОРОШО" ставится за ответ,
обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение
анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение
излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть
недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в
формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не
слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и
речевом оформлении высказываний.
3. Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО"
ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но
схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности
изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных
обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть
затруднения в чтении наизусть.
4. Оценка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО"
ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его
анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют
необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых
обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть
нарушения литературной нормы.
|
Нормы
оценки сочинений
Оценка за
грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний,
умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение:
- глубоко и аргументированно раскрывающее
тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других
материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно
анализировать материал, делать выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логичное и
последовательное в изложении мыслей;
- написанное правильным литературным языком и
стилистически соответствующее содержанию.
Отметка “4” ставится за сочинение:
- достаточно полно и убедительно раскрывающее
тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других
источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования
своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
- логичное и последовательное изложение
содержания;
- написанное правильным литературным языком,
стилистически соответствующее содержанию.
Отметка “3” ставится за сочинение, в
котором:
- в главном и основном раскрывается тема, в
целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему,
допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического
материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но
имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
- обнаруживается владение основами письменной
речи;
- в работе имеется не более четырёх недочётов
в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение,
которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о
поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа
отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не
опирающихся на текст, характеризуется случайным расположением материала,
отсутствием связи между частями;отличается бедностью словаря, наличием грубых
речевых ошибок.
Раздел VI–VII . Перечень
учебно-методического обеспечения основной дополнительной литературы.
Учебно-теоретические материалы:
1) Литература: 9 класс: Учебник-хрестоматия в 2-х частях для
общеобразовательных учреждений/ Автор-составитель В.Я. Коровина, И.С. Збарский,
В.И. Коровина – М.: Просвещение, 2013
Учебно-практические материалы:
1)
Коровина В.Я., Коровин В.И.. Збарский И.С. Читаем,
думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение, 2009
2)
Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по
литературе. 5-9 классы: Методическое пособие – М.: Дрофа, 2009
Учебно-справочные материалы:
1)
Литература: Большой справочник для школьников и
поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохова, А.Б. Есин, Н.Н. Коршунов,
Т.Г. Кучина, М.Б. Ладыгина и др., М.: Дрофа, 2009
2)
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь
русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова
– М.: Азбуковник, 2009
3)
Словарь литературоведческих терминов \Л.И.
Тимофеева, С.В. Тураев – М.: Просвещение, 2003
Раздел VIII. Приложение
Тематическое планирование , литература , 9 «Б» класс (3 часа в
неделю)
Кал.
дата
|
№ урока
|
Тема и тип урока
|
Виды и формы контроля
|
ЗУН(ы), формируемые в теме
|
Ключевые компетенции, формируемые в теме,
УУД
|
Межпредметные связи
|
ЦОР
|
|
1.
|
Вводный урок
|
|
|
|
|
|
|
2-4.
|
«Слово о полку Игореве» - величайший
памятник древнерусской литературы
|
Отрывок наизусть
|
История открытия «Слова…», жанры
древнерусской литературы
|
|
История «Древняя Русь»
|
Презентация на тему «История создания «Слово
о полку Игореве» (www.pro.Школу.ru)
|
|
5-6.
|
Классицизм в русском и мировом искусстве
|
|
|
Формировать
мировоззрение школьников;
уметь выбирать
правильный стиль поведения в зависимости от ситуации; умение принимать
решение в различных жизненных ситуациях; умение ставить цели, определять пути
их решения, выделять главное, классифицировать, рефлексировать,
|
|
|
|
7-8.
|
Пьеса эпохи классицизма Ж.Б. Мольер «Мещанин
во дворянстве»
|
|
Сведения об авторе, признаки классицизма в
драме
|
|
|
|
9.
|
Д.И.Фонвизин «Недоросль»
|
|
Сведение об авторе, сатира, ирония, подтекст
|
История «Исторические личности»
|
|
|
10.
|
Герои и события. Проблемы гражданственности
(урок-семинар)
|
|
Гражданственность, воспитание, образование
|
|
|
|
11.
|
Р.Р. Проблемы образования и воспитания в
комедии (урок-дискуссия)
|
Творческая работа
|
|
|
Интерактивный тест на знание комедии
«Недоросль» (собственная разработка)
|
|
12.
|
М.В. Ломоносов - великий русский деятель
|
|
Сведение об авторе, система стихосложения
|
История «Исторические личности»
|
|
|
13.
|
М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…» -
типичное произведение в духе классицизма
|
Отрывок наизусть
|
Понятие оды, метафористический язык
|
|
|
|
14.
|
Творчество Г.Р. Державина
|
|
Сведения об авторе, максимализм,
категоричность
|
История «Исторические личности»
|
|
|
15.
|
Стихотворения Г.Р. Державина
|
наизусть
|
|
|
|
|
16.
|
Понятие о сентиментализме. Н.М. Карамзин
«Бедная Лиза» (вводный урок)
|
|
Сведения об авторе, понятие сентиментализма
|
История «Исторические личности»
|
|
|
17.
|
Н.М. Карамзин – писатель и историк (урок
анализа художественного произведения)
|
|
Сведения об авторе, эпистолярный жанр
|
|
|
|
18.
|
Итоговый урок по разделу (урок-литературная
игра)
|
|
|
|
Презентация –игра
(www.pro.Школу.ru)
|
|
19.
|
Золотой век русской литературы. От
классицизма к романтизму (вводный урок)
|
|
Романтизм
|
осуществлять
самооценку деятельности; самостоятельно искать и отбирать необходимую
информацию;
находить способы
взаимодействия при работе в группе, уметь вступать в полемику и вести
дискуссию; уметь выполнять роль представителя группы, производителя идей;
формировать пути
здорового образа жизни, внутренней зкологической культуры
использование для
решения познавательных задач справочных пособий,
отражение в устной
и письменной форме результатов своей деятельности;
выбор и
использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной
задачей
|
|
|
|
20.
|
Романтическая литература начала века. «Литературный
Колумб России» Жизнь и творчество В.А. Жуковского
|
наизусть
|
Сведения об авторе, субъективизм
|
История «Исторические личности»
|
|
|
21.
|
Романтическая лирика начала века. К.Н.
Батюшков, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский, К.Ф. Рылеев, Д.В. Давыдов, П.А.
Вяземский (урок защиты литературной газеты)
|
наизусть
|
лирика
|
|
|
|
22.
|
Р.Р. Обучение анализу лирического
стихотворения (урок-практикум)
|
|
Элегия, мироощущение
|
|
|
|
23.
|
А.С. Грибоедов: личность и судьба (урок
лекция)
|
|
Сведения об авторе, оригинальность,
энциклопедизм
|
История «Исторические личности»
|
Презентация на тему
«Грибоедов и его бессмертная комедия
(собственная разработка)
|
|
24.
|
Комедия «Горе от ума» Знакомство с героями.
Чтение и анализ 1 действия (комбинированный урок)
|
|
Комедия, семантика фамилийконсерватизм,
крепостничество, прогресс
|
|
|
|
25.
|
Чтение и анализ 2 действия. Обучение анализу
монолога (комбинированный урок)
|
|
Кульминация конфликта
|
|
|
|
26.
|
Чтение и анализ 3 действия. Анализ сцены
бала (комбинированный урок)
|
|
Внесценические персонажи
|
|
|
|
27.
|
Чтение и анализ 4 действия комедии. Смысл
названия комедии «Горе от ума». Проблеме жанра. Новаторство и традиции в
комедии.
|
|
Новаторство, традиции
|
|
|
|
28.
|
Молодое поколение в комедии. Нравственный
идеал Грибоедова (семинарское занятие)
|
Творческая работа
|
Герой времени, антигерой
|
|
|
|
29.
|
И.А. Гончаров «Миллион терзаний» Обучение
конспектированию
|
|
|
|
Интерактивный тест
(www.pro.Школу.ru)
|
|
30.
|
А.С. Пушкин: жизнь и судьба (урок лекция)
|
|
Сведения об авторе
|
История «Исторические личности»
|
|
|
31.
|
Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина
|
наизусть
|
Вольнолюбивая лирика
|
|
Презентация на тему «Дружба в жизни А. С.
Пушкина (собственная разработка)
|
|
32.
|
Путешествие по Пушкинским местам (урок
путешествие)
|
|
Эволюция темы
|
|
|
|
33.
|
Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина (урок
анализ)
|
|
Пафос, идиллия
|
|
|
|
34.
|
Любовная лирика А.С. Пушкина
|
наизусть
|
|
|
|
|
35.
|
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина
(комбинированный урок)
|
|
Сквозная тема, лирическая медитация
|
|
|
|
36.
|
Образы природы в лирике А.С. Пушкина
(семинарское занятие)
|
|
|
|
|
|
37.
|
Р.Р.Обучение анализу лирического
стихотворения. Мое любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование,
оценка (урок развития речи)
|
Творческая работа
|
|
|
|
|
38.
|
«Евгений Онегин» История создания.
Литературная полемика вокруг романа. Замысел и композиция романа
|
Отрывок наизусть
|
Реализм
|
|
|
|
39.
|
Система образов романа «Евгений Онегин».
Сюжет. «Онегинская строфа»
|
|
«Онегинскаястрофа»
|
|
Фрагмент фильма (библиотека ШМО)
|
|
40.
|
М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два
поэтических мира (Лермонтов и Пушкин) (урок лекция)
|
|
Сведения об авторе
|
История «Исторические личности»
|
Презентация на тему «М. Ю. Лермонтов. Жизнь
и творчество поэта. (разработка Жижимонтовой Е. В.)
|
|
41.
|
Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова
|
|
лирическое отступление, конфликт
|
|
|
|
42.
|
Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова.
Анализ Стихотворения «Родина» (комбинированный урок)
|
наизусть
|
Инверсия
|
|
|
|
|
43.
|
Человек и природа в лирике М.Ю. Лермонтова
|
|
Пейзажная миниатюра, аллегория, символ
|
план как вид
информационной переработки текста;
адекватное
восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста
в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
приведение
примеров, подбор аргументов;
владение
монологической и диалогической речью;
осуществлять
самоконтроль, самоанализ языковых явлений;
самостоятельно редактировать
и творчески перерабатывать собственный текст;
понимать и
анализировать художественную роль стиля в произведениях художественной
литературы,
отбирать нужный по
теме материал, используя дополнительные источники информации;
делать сообщения;
|
|
|
|
44.
|
Р.Р. Подготовка к классному сочинению.
Судьба поколения 30-х годов в лирике М.Ю. Лермонтова (урок развития речи)
|
|
|
|
|
|
45.
|
Р.Р. Классное сочинение обучающего
характера. Идейная взаимосвязь стихотворений М.Ю. Лермонтова «Бородино» и
«Дума»
|
Творческая работа
|
Гражданский пафос
|
|
|
|
46.
|
«Герой нашего времени» Обзор содержания.
Печорин – «портрет поколения» ((обзорный урок)
|
|
Сюжет, фабула,композиция
|
|
|
|
47.
|
Век Лермонтова в романе (Анализ части
«Княжна Мери»)
|
|
Самодостаточность
|
|
|
|
48.
|
Р.Р. Обучение анализу эпизода (По главе
«Тамань»)
|
|
Микросюжет, авторская позиция
|
|
|
|
49.
|
Итоговый урок по творчеству М.Ю. Лермонтов
(урок обобщения и систематизации знаний)
|
|
|
|
|
|
50.
|
Н.В. Гоголь: страницы жизни. Первые
творческие успехи (урок лекция)
|
|
Сведения об авторе
|
История «Исторические личности»
|
|
|
51.
|
Цикл «Петербургские повести» (семинарское
занятие)
|
|
Монологическая речь
|
|
|
|
52.
|
«Мертвые души» История создания, особенности
сюжета, система образов. Чичиков и помещики
|
|
Поэма, система образов
|
|
|
|
53.
|
Р.Р. Деталь как средство создания образов
(урок развития речи)
|
Творческая работа
|
Художественная деталь
|
|
|
|
54.
|
Образ Чичикова (урок диспут)
|
|
|
|
|
|
55-56.
|
Творчество Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева,
А.А. Фета (обзорный урок)
|
наизусть
|
Поэтический фрагмент, лирическая миниатюра
|
|
|
|
57.
|
Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению
«Некрасов и его предшественники о поэте и поэзии» (урок развития речи)
|
Творческая работа
|
|
|
|
|
58.
|
И.С. Тургенев: личность , судьба,
творчество. Содержание повести «Первая любовь» (урок лекция)
|
|
Сведения об авторе
|
История «Исторические личности»
|
|
|
59.
|
История любви как основа сюжета повести.
Психологизм и лиризм И.С. Тургенева. Образ героя-повествователя.
|
|
повесть
|
|
|
|
60.
|
Идейный замысел повести. Мастерство
пейзажной живописи Тургенева
|
|
Анализ фрагментов текста, роль пейзажа в
произведении
|
|
|
|
61.
|
Роль XII главы в
повести «Первая любовь» (комбинированный урок)
|
|
Анализ эпизода
|
|
|
|
62.
|
А.Н. Островский. Слово о драматурге. Имена и
фамилии в пьесах Островского
|
|
Сведения о жизни драматурга
|
История «Исторические личности»
|
|
|
63.
|
«Бедность не порок» Основной конфликт
комедии. Работа с текстом драматического произведения
|
|
Композиция пьесы, понятие конфликта
|
|
|
|
64.
|
Любим Торцов – главный герой пьесы. Роль
народной песни в пьесе
|
|
Анализ образов драматического произведения
|
|
|
|
65.
|
Ф.М. Достоевский. Основные этапы жизни и
творчества. Повесть «Белые ночи». Место в творчестве
|
|
Сведения о жизни писателя. Обучение
монологическому высказыванию
|
История «Исторические личности»
|
|
|
66.
|
Тип петербургского мечтателя. Тема
одиночества человека в странном мире
|
|
Обучение аналитическому чтению
|
|
Фрагмент фильма
(www.pro.Школу.ru)
|
|
67.
|
Петербург Достоевского
|
Творческая работа
|
Особенности пейзажа
|
|
Интерактивный тест
(www.ns.portal.ru)
|
|
68.
|
Личность Л.Н. Толстого. Автобиографическая
трилогия. Обзор содержания. Психологизм прозы Толстого
|
|
Обучение работе с учебником. Диалектика души
героя
|
История «Исторические личности»
|
|
|
69.
|
Подлинные и мнимые ценности жизни
|
|
Закрепление навыков пересказа
|
|
|
|
70.
|
Р.Р. Особенности повествования Л.Н.
Толстого. Приемы психологического самоанализа героя. Глава «Я провалюсь».
Подготовка к сочинению (урок развития речи)
|
|
Приемы психологического самоанализа героя
|
|
|
|
71.
|
Р.Р. Как написать сочинение-очерк?
Подготовка к домашнему сочинению на тему «Мой современник» (урок развития
речи)
|
Творческая работа
|
Умение писать очерк
|
|
|
|
72.
|
Эпоха А.П. Чехова. Художественное мастерство
Чехова-рассказчика
|
|
Сведение о писателе, эпоха «Безвременья»
|
История «Исторические личности»
|
|
|
73.
|
«Маленькая трилогия» А. П. Чехова
|
|
Философско-нравственная проблематика
трилогии
|
|
Презентация (собственная разработка)
|
|
74-.
|
Русская литература XX
века: многообразие жанров и направлений
|
|
Конспектирование статьи, работа со словарем
|
|
|
|
|
75..
|
Мотивы русской литературы в новелле И.А.
Бунина «Темные аллеи»
|
|
Мотивы и сюжеты литературы XIX века
|
|
|
|
|
76.
|
А.М. Горький. Судьба писателя и раннее
творчество. Автобиографическая трилогия «Мои университеты»
|
|
Сведения о писателе, обучение работе с
учебником
|
|
История «Исторические личности»
|
|
|
77.
|
А.М. Горький «Мои университеты». Элементы
публицистики в художественной прозе
|
|
Знания о стиле писателя
|
|
|
|
|
78.
|
М.А. Булгаков. Жизнь и судьба. Сатирический
дар. Повесть «Собачье сердце». Обзор содержания.
|
|
Сведения о писателе
|
|
История «Исторические личности»
|
|
|
79.
|
Новая социальная обстановка и новая социальная
психология в «Собачьем сердце»
|
|
Социальная психология, социальная позиция
|
|
|
Фрагмент фильма (видеотека ШМО)
|
|
80.
|
Художественные особенности повести «Собачье
сердце» (урок лекция)
|
|
Особенности повести
|
|
|
|
|
81.
|
«Серебряный век» русской поэзии (урок
лекция)
|
|
Декаданс, ренессанс, модернизм, символизм,
акмеизм, футуризм
|
|
|
Презентация на тему «Серебряный век русской
поэзии»
(www.pro.Школу.ru)
|
|
82-83.
|
А.А. Блок. Своеобразие лирики
|
Наизусть
|
Сведения о поэте, символизм, мистика, трагизм,
музыкальность
|
|
История «Исторические личности»
|
|
|
84-85.
|
С.А. Есенин. Своеобразие лирики.
|
наизусть
|
Сведения о поэте, лиризм, исповедальность,
образность, имажинизм
|
|
История «Исторические личности»
|
|
|
86-87.
|
Слово о Маяковском
«Громада – любовь» и «громада – ненависть» в лирике поэта
|
|
Сведения о поэте,
публицистичность, агитационность, лиризм
|
|
История
«Исторические личности»
|
|
|
88-89.
|
Слово о Маяковском
«Громада – любовь» и «громада – ненависть» в лирике поэта
|
Наизусть
|
Сведения о поэтессе
|
|
|
|
|
90-91.
|
Н.А. Заболоцкий.
Слово о поэте. «Образ мироздания» в лирике Заболоцкого
|
Наизусть
|
Сведения о поэте
|
|
История
«Исторические личности»
|
|
|
92-93.
|
А.А. Ахматова Слово
о поэтессе
|
Наизусть
|
Сведения о поэтессе
|
|
История «Исторические
личности»
|
|
|
94-95.
|
М.А. Шолохов
«Судьба человека»
|
|
Сведения о
писателе, тематика
|
|
История
«Исторические личности»
|
Фрагмент фильма
«Судьба человека»
(видеотека ШМО)
|
|
96-97.
|
А.Т. Твардовский.
Слово о поэте. Стихи о Родине. Военная тема в творчестве
|
|
Сведения о
писателе, тематика стихов
|
|
История
«Исторические личности»
|
|
|
98-99.
|
Герои и проблемы
современной литературы (семинарское занятие)
|
|
|
|
|
Интерактивный тест
(www.pro.Школу.ru)
|
|
100-101.
|
Р.Р. Итоговое
сочинение (урок развития речи)
|
Творческая работа
|
Анализ прочитанного
за год
|
|
|
|
|
102.
|
Итоги года и
задание на лето
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.