Главная / Русский язык и литература / Рабочая учебная программа по литературе, составленная на основе Федерального компонента. Учебгик под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2009).

Рабочая учебная программа по литературе, составленная на основе Федерального компонента. Учебгик под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2009).

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), Федерального базисного учебного плана (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2009).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Особенностью содержания школьного литературного образования является концентрическое построение. Литература 9 класса входит в первый концентр. В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Литературное образование на данном этапе (9 класс) является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Цели:

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  • Литература: 9 кл. : Учебник-хрестоматия в 2-х частях для общеобразовательных учреждений \ Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2013.



Раздел II. Основное содержание тем учебного курса.


(102 часа)


Введение – 1 час

Литература и ее роль в духовной жизни общества. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).


Древнерусская литература – 3 часа

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника, проблема авторства. Характерные особенности произведения.

Теория литературы. «Слово» как жанр древнерусской литературы.


Литература XVIII века – 14 часов (13+ 1 час развития речи)

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский ученый, поэт, реформатор литературного русского языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия…» - типичные произведения в духе классицизма. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Слово о поэте. «Властителям и судиям». Обличение несправедливости.

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Герои и события. Проблемы гражданственности. Проблемы образования и воспитания в комедии. Сатирическая направленность комедии.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Николай Михайлович Карамзин – писатель и историк. Слово о писателе. «Бедная Лиза», «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Понятие о сентиментализме.

Жан-Батист Мольер. Слово о писателе. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Понятие о литературном направлении. Классицизм (углубление понятия). Сатира (развитие понятия). Комедия как жанр драматургии. Виды комического (развитие понятий).


Русская литература XIX века – 55 часов (48+7 часов развития речи)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия.

XIX век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Романтическая лирика начала века. К.Н. Батюшков, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский, К.Ф. Рылеев, Д.В. Давыдов, П.А. Вяземский.

Теория литературы. Понятие о романтизме (развитие представления).

Александр Сергеевич Грибоедов: личность и судьба. Слово о драматурге. «Горе от ума». Обзор содержания комедии. Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А. Гончаров «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Теория литературы. Конфликт в драматическом произведении (развитие понятия).

Александр Сергеевич Пушкин: жизнь и судьба. Слово о поэте. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Лирика. Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о поэте. «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. «Княжна Мери». Главные и второстепенные герои.

Основные мотивы лирики. Пафос вольности, чувства одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Слово о поэте. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобливость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественной литературе (начальные представления)

«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «подлец-изобретатель» - новый герой эпохи.

Теория литературы. Развитие понятия о литературном типе, о саторе. Образ-символ (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Слово о поэте. «Первая любовь» - психологический характер конфликта в повести. Композиция, особенности сюжета. Система образов: люди «прежнего времени», герои-эгоисты, герои высокой духовности. Любовь к жизни героев. «Тургеневская» девушка в повести. Образ героя-повествователя, лиризм, эмоциональность тона рассказа. Роль пейзажа в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представления).

Александр Николаевич Островский. Слово о поэте. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя как средоточие нравственных начал. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность» - обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к духовному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм «диалектика души», чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Теория литературы. Автобиографичность произведения (развитие понятия). Внутренний монолог (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Слово о поэте. «Анна на шее». Особенности сюжета рассказа. Двуплановость системы образов. Совершенство композиции рассказа. Тема брака по расчету, разрушение семьи, фальшивость семейных отношений. Истинные и ложные ценности героев рассказа.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.


Поэзия XIX века

Творчество Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и других поэтов. Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.


Русская литература XX - 29 часов(27+ 2 часа развития речи)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Ведущие прозаики России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». Печальная история людей разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Разлука героев.

Максим Горький. Слово о писателе. «Макар Чудра». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Проблема любви и свободы. Герои рассказа. Художественное своеобразие рассказа: пейзаж и портрет в романтическом произведении, эмоциональность и красочность языка. Роль рассказчика.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе (углубление понятия).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека» - смысл названия рассказа. Судьба родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина, труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней картины для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе (углубление понятия).

Русская поэзия XX века-

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, вводов лирической поэзии. Вершины явления русской поэзии XX века.

Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «Заклятие огнем и мраком», «В ресторане», «Как тяжело ходить среди людей…», «Возмездие», «Ямбы». Высокие идеалы и предчувствия перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое проникновенное чувство родины.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «До свиданья, друг мой, до свиданья…».

Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа лирики поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Россия – главная тема есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Люблю», «Прозаседавшиеся».

Сатирические стихи, стихи о любви. Новаторство Маяковского-поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Моим стихам, написанным так рано…», «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «С большою нежностью – потому…», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку» из цикла «Ахматовой», «Родина».

Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц», «Я где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «Завещание».

Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Бег времени».

Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия». Стихотворения о родине, о природе.«Я убит подо Ржевом»…». Реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата.Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (развитие понятий





Раздел III. Учебно-тематический план.

9 класс – 3 часа в неделю



п\п

Название раздела

Кол-во

часов

В том числе:


уроки

Уроки разв. речи

Контр.

работы

1.

Введение

1

1



2.

Древнерусская литература

3

3



3.

Литература XVIII века

14

13

1


4.

Русская литература XIX века

55

46

7

2

5.

Русская литература XX

29

27

2

2


Итого

102













КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ (основные дидактические единицы)


п\п

Тема контроля

Вид контроля

Форма контроля

1.

«Слово о полку Игореве»

Текущий

устный

стихотворение наизусть (отрывок)

2.

Д.И.Фонвизин «Недоросль»

Итоговый

письменный

сочинение

3.

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…»

Текущий

устный

отрывок наизусть

4.

Г.Р. Державин «Властителям и судиям».

Текущий

устный

стихотворение наизусть

5.

И.А. Гончаров «Миллион терзаний»

Текущий

письменный

конспект

6.

А.С. Пушкин «Храни меня, мой талисман…», «Анчар», «Поэт», «Пророк», «Я вас любил…»

Текущий

устный

стихотворение наизусть

7.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Текущий

устный

отрывок наизусть

8.

М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта», «Нищий», «Пророк», «Молитва», «Предсказание», «Родина»

Текущий

устный

стихотворение наизусть

9.

Идейная взаимосвязь стихотворений М.Ю. Лермонтова «Бородино» и «Дума»

Итоговый

письменный

сочинение

10.

Н.В. Гоголь «Мертвые души» Деталь как средство создания образов

Текущий

письменный

сочинение

11.

Творчество Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета

Текущий

устный

стихотворение наизусть

12.

Сочинению на тему «Мой современник»

Текущий

письменный

сочинение

13.

А.А. Блок «Ветер принес издалека…», «Заклятие огнем и мраком», «В ресторане», «Как тяжело ходить среди людей…», «Возмездие», «Ямбы»

Текущий

устный

стихотворение наизусть

14.

С.А. Есенин «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «До свиданья, друг мой, до свиданья…»


Текущий

устный

стихотворение наизусть

15.

В.В. Маяковский «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Люблю», «Прозаседавшиеся».


Текущий

устный

стихотворение наизусть

16.

М.И. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…», «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «С большою нежностью – потому…», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку»

Текущий

устный

стихотворение наизусть

17.

Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц», «Я где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «Завещание»


Текущий

устный

стихотворение наизусть

18.

А.А. Ахматова Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Бег времени»


Текущий

устный

стихотворение наизусть

19.

А.Т. Твардовский «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия», «Я убит подо Ржевом»…»

Текущий

устный

стихотворение наизусть

20.

Итоговая творческая работа «Литература и современность»

Итоговый

сочинение


Раздел IV. Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета.

Важнейшими умениями в 9 классах являются следующие:

  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанною самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся универсальных учебных действий и ключевых компетенций, таких как:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;


В результате изучения литературы ученик должен знать / понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).





Раздел V. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

  1. Оценка "OТЛИЧНО" ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения.

  2. Оценка "ХОРОШО" ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний.

  3. Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть.

  4. Оценка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушения литературной нормы.




Нормы оценки сочинений

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка “5” ставится за сочинение:

  • глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Отметка “4” ставится за сочинение:

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

  • логичное и последовательное изложение содержания;

  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

  • обнаруживается владение основами письменной речи;

  • в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2” ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст, характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.


Раздел VI–VII . Перечень учебно-методического обеспечения основной дополнительной литературы.


Учебно-теоретические материалы:

1) Литература: 9 класс: Учебник-хрестоматия в 2-х частях для общеобразовательных учреждений/ Автор-составитель В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровина – М.: Просвещение, 2013


Учебно-практические материалы:

  1. Коровина В.Я., Коровин В.И.. Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение, 2009

  2. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие – М.: Дрофа, 2009


Учебно-справочные материалы:

  1. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохова, А.Б. Есин, Н.Н. Коршунов, Т.Г. Кучина, М.Б. Ладыгина и др., М.: Дрофа, 2009

  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – М.: Азбуковник, 2009

  3. Словарь литературоведческих терминов \Л.И. Тимофеева, С.В. Тураев – М.: Просвещение, 2003













Раздел VIII. Приложение

Тематическое планирование , литература , 9 «Б» класс (3 часа в неделю)

Кал. дата

урока

Тема и тип урока

Виды и формы контроля

ЗУН(ы), формируемые в теме

Ключевые компетенции, формируемые в теме,

УУД

Межпредметные связи

ЦОР


1.

Вводный урок







2-4.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

Отрывок наизусть

История открытия «Слова…», жанры древнерусской литературы


История «Древняя Русь»

Презентация на тему «История создания «Слово о полку Игореве» (www.pro.Школу.ru)


5-6.

Классицизм в русском и мировом искусстве



Формировать мировоззрение школьников;

уметь выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации; умение принимать решение в различных жизненных ситуациях; умение ставить цели, определять пути их решения, выделять главное, классифицировать, рефлексировать,




7-8.

Пьеса эпохи классицизма Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»


Сведения об авторе, признаки классицизма в драме




9.

Д.И.Фонвизин «Недоросль»


Сведение об авторе, сатира, ирония, подтекст

История «Исторические личности»



10.

Герои и события. Проблемы гражданственности (урок-семинар)


Гражданственность, воспитание, образование




11.

Р.Р. Проблемы образования и воспитания в комедии (урок-дискуссия)

Творческая работа



Интерактивный тест на знание комедии «Недоросль» (собственная разработка)


12.

М.В. Ломоносов - великий русский деятель


Сведение об авторе, система стихосложения

История «Исторические личности»



13.

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…» - типичное произведение в духе классицизма

Отрывок наизусть

Понятие оды, метафористический язык




14.

Творчество Г.Р. Державина


Сведения об авторе, максимализм, категоричность

История «Исторические личности»



15.

Стихотворения Г.Р. Державина

наизусть





16.

Понятие о сентиментализме. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» (вводный урок)


Сведения об авторе, понятие сентиментализма

История «Исторические личности»



17.

Н.М. Карамзин – писатель и историк (урок анализа художественного произведения)


Сведения об авторе, эпистолярный жанр




18.

Итоговый урок по разделу (урок-литературная игра)




Презентация –игра

(www.pro.Школу.ru)


19.

Золотой век русской литературы. От классицизма к романтизму (вводный урок)


Романтизм

осуществлять самооценку деятельности; самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

находить способы взаимодействия при работе в группе, уметь вступать в полемику и вести дискуссию; уметь выполнять роль представителя группы, производителя идей;

формировать пути здорового образа жизни, внутренней зкологической культуры

использование для решения познавательных задач справочных пособий,

отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей




20.

Романтическая литература начала века. «Литературный Колумб России» Жизнь и творчество В.А. Жуковского

наизусть

Сведения об авторе, субъективизм

История «Исторические личности»



21.

Романтическая лирика начала века. К.Н. Батюшков, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский, К.Ф. Рылеев, Д.В. Давыдов, П.А. Вяземский (урок защиты литературной газеты)

наизусть

лирика




22.

Р.Р. Обучение анализу лирического стихотворения (урок-практикум)


Элегия, мироощущение




23.

А.С. Грибоедов: личность и судьба (урок лекция)


Сведения об авторе, оригинальность, энциклопедизм

История «Исторические личности»

Презентация на тему

«Грибоедов и его бессмертная комедия (собственная разработка)


24.

Комедия «Горе от ума» Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия (комбинированный урок)


Комедия, семантика фамилийконсерватизм, крепостничество, прогресс




25.

Чтение и анализ 2 действия. Обучение анализу монолога (комбинированный урок)


Кульминация конфликта




26.

Чтение и анализ 3 действия. Анализ сцены бала (комбинированный урок)


Внесценические персонажи




27.

Чтение и анализ 4 действия комедии. Смысл названия комедии «Горе от ума». Проблеме жанра. Новаторство и традиции в комедии.


Новаторство, традиции




28.

Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова (семинарское занятие)

Творческая работа

Герой времени, антигерой




29.

И.А. Гончаров «Миллион терзаний» Обучение конспектированию




Интерактивный тест

(www.pro.Школу.ru)


30.

А.С. Пушкин: жизнь и судьба (урок лекция)


Сведения об авторе

История «Исторические личности»



31.

Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина

наизусть

Вольнолюбивая лирика


Презентация на тему «Дружба в жизни А. С. Пушкина (собственная разработка)


32.

Путешествие по Пушкинским местам (урок путешествие)


Эволюция темы




33.

Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина (урок анализ)


Пафос, идиллия




34.

Любовная лирика А.С. Пушкина

наизусть





35.

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина (комбинированный урок)


Сквозная тема, лирическая медитация




36.

Образы природы в лирике А.С. Пушкина (семинарское занятие)






37.

Р.Р.Обучение анализу лирического стихотворения. Мое любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка (урок развития речи)

Творческая работа





38.

«Евгений Онегин» История создания. Литературная полемика вокруг романа. Замысел и композиция романа

Отрывок наизусть

Реализм




39.

Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет. «Онегинская строфа»


«Онегинскаястрофа»


Фрагмент фильма (библиотека ШМО)


40.

М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин) (урок лекция)


Сведения об авторе

История «Исторические личности»

Презентация на тему «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. (разработка Жижимонтовой Е. В.)


41.

Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова


лирическое отступление, конфликт




42.

Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ Стихотворения «Родина» (комбинированный урок)

наизусть

Инверсия





43.

Человек и природа в лирике М.Ю. Лермонтова


Пейзажная миниатюра, аллегория, символ

план как вид информационной переработки текста;

адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

приведение примеров, подбор аргументов;

владение монологической и диалогической речью;

осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений;

самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст;

понимать и анализировать художественную роль стиля в произведениях художественной литературы,

отбирать нужный по теме материал, используя дополнительные источники информации;

делать сообщения;






44.

Р.Р. Подготовка к классному сочинению. Судьба поколения 30-х годов в лирике М.Ю. Лермонтова (урок развития речи)






45.

Р.Р. Классное сочинение обучающего характера. Идейная взаимосвязь стихотворений М.Ю. Лермонтова «Бородино» и «Дума»

Творческая работа

Гражданский пафос




46.

«Герой нашего времени» Обзор содержания. Печорин – «портрет поколения» ((обзорный урок)


Сюжет, фабула,композиция




47.

Век Лермонтова в романе (Анализ части «Княжна Мери»)


Самодостаточность




48.

Р.Р. Обучение анализу эпизода (По главе «Тамань»)


Микросюжет, авторская позиция




49.

Итоговый урок по творчеству М.Ю. Лермонтов (урок обобщения и систематизации знаний)






50.

Н.В. Гоголь: страницы жизни. Первые творческие успехи (урок лекция)


Сведения об авторе

История «Исторические личности»



51.

Цикл «Петербургские повести» (семинарское занятие)


Монологическая речь




52.

«Мертвые души» История создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики


Поэма, система образов




53.

Р.Р. Деталь как средство создания образов (урок развития речи)

Творческая работа

Художественная деталь




54.

Образ Чичикова (урок диспут)






55-56.

Творчество Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета (обзорный урок)

наизусть

Поэтический фрагмент, лирическая миниатюра




57.

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению «Некрасов и его предшественники о поэте и поэзии» (урок развития речи)

Творческая работа





58.

И.С. Тургенев: личность , судьба, творчество. Содержание повести «Первая любовь» (урок лекция)


Сведения об авторе

История «Исторические личности»



59.

История любви как основа сюжета повести. Психологизм и лиризм И.С. Тургенева. Образ героя-повествователя.


повесть




60.

Идейный замысел повести. Мастерство пейзажной живописи Тургенева


Анализ фрагментов текста, роль пейзажа в произведении




61.

Роль XII главы в повести «Первая любовь» (комбинированный урок)


Анализ эпизода




62.

А.Н. Островский. Слово о драматурге. Имена и фамилии в пьесах Островского


Сведения о жизни драматурга

История «Исторические личности»



63.

«Бедность не порок» Основной конфликт комедии. Работа с текстом драматического произведения


Композиция пьесы, понятие конфликта




64.

Любим Торцов – главный герой пьесы. Роль народной песни в пьесе


Анализ образов драматического произведения




65.

Ф.М. Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи». Место в творчестве


Сведения о жизни писателя. Обучение монологическому высказыванию

История «Исторические личности»



66.

Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире


Обучение аналитическому чтению


Фрагмент фильма

(www.pro.Школу.ru)


67.

Петербург Достоевского

Творческая работа

Особенности пейзажа


Интерактивный тест

(www.ns.portal.ru)


68.

Личность Л.Н. Толстого. Автобиографическая трилогия. Обзор содержания. Психологизм прозы Толстого


Обучение работе с учебником. Диалектика души героя

История «Исторические личности»



69.

Подлинные и мнимые ценности жизни


Закрепление навыков пересказа




70.

Р.Р. Особенности повествования Л.Н. Толстого. Приемы психологического самоанализа героя. Глава «Я провалюсь». Подготовка к сочинению (урок развития речи)


Приемы психологического самоанализа героя




71.

Р.Р. Как написать сочинение-очерк? Подготовка к домашнему сочинению на тему «Мой современник» (урок развития речи)

Творческая работа

Умение писать очерк




72.

Эпоха А.П. Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика


Сведение о писателе, эпоха «Безвременья»

История «Исторические личности»



73.

«Маленькая трилогия» А. П. Чехова


Философско-нравственная проблематика трилогии


Презентация (собственная разработка)


74-.

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений


Конспектирование статьи, работа со словарем





75..

Мотивы русской литературы в новелле И.А. Бунина «Темные аллеи»


Мотивы и сюжеты литературы XIX века





76.

А.М. Горький. Судьба писателя и раннее творчество. Автобиографическая трилогия «Мои университеты»


Сведения о писателе, обучение работе с учебником


История «Исторические личности»



77.

А.М. Горький «Мои университеты». Элементы публицистики в художественной прозе


Знания о стиле писателя





78.

М.А. Булгаков. Жизнь и судьба. Сатирический дар. Повесть «Собачье сердце». Обзор содержания.


Сведения о писателе


История «Исторические личности»



79.

Новая социальная обстановка и новая социальная психология в «Собачьем сердце»


Социальная психология, социальная позиция



Фрагмент фильма (видеотека ШМО)


80.

Художественные особенности повести «Собачье сердце» (урок лекция)


Особенности повести





81.

«Серебряный век» русской поэзии (урок лекция)


Декаданс, ренессанс, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм



Презентация на тему «Серебряный век русской поэзии»

(www.pro.Школу.ru)


82-83.

А.А. Блок. Своеобразие лирики

Наизусть

Сведения о поэте, символизм, мистика, трагизм, музыкальность


История «Исторические личности»



84-85.

С.А. Есенин. Своеобразие лирики.

наизусть

Сведения о поэте, лиризм, исповедальность, образность, имажинизм


История «Исторические личности»



86-87.

Слово о Маяковском «Громада – любовь» и «громада – ненависть» в лирике поэта


Сведения о поэте, публицистичность, агитационность, лиризм


История «Исторические личности»



88-89.

Слово о Маяковском «Громада – любовь» и «громада – ненависть» в лирике поэта

Наизусть

Сведения о поэтессе





90-91.

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. «Образ мироздания» в лирике Заболоцкого

Наизусть

Сведения о поэте


История «Исторические личности»



92-93.

А.А. Ахматова Слово о поэтессе

Наизусть

Сведения о поэтессе


История «Исторические личности»



94-95.

М.А. Шолохов «Судьба человека»


Сведения о писателе, тематика



История «Исторические личности»

Фрагмент фильма «Судьба человека»

(видеотека ШМО)


96-97.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине. Военная тема в творчестве


Сведения о писателе, тематика стихов


История «Исторические личности»



98-99.

Герои и проблемы современной литературы (семинарское занятие)





Интерактивный тест

(www.pro.Школу.ru)


100-101.

Р.Р. Итоговое сочинение (урок развития речи)

Творческая работа

Анализ прочитанного за год





102.

Итоги года и задание на лето











23


Рабочая учебная программа по литературе, составленная на основе Федерального компонента. Учебгик под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2009).
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая   учебная  программа  по   литературе  составлена  на  основе  Федерального  компонента  Государственного  образовательного  стандарта  общего  образования  (утверждён  приказом  Минобразования  РФ  № 1089  от  5  марта  2004  года),  Федерального  базисного  учебного  плана  (утверждён  приказом  Минобразования  РФ  № 1312  от  9  марта  2004  года),   программы  по  литературе  для  общеобразовательных  учреждений  5 - 11  классы  под  редакцией  В. Я. Коровиной  (М.: Просвещение,  2009).

Автор Вивтоненко Юлия Станиславовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 214
Номер материала 32521
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓