Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей
№ 149 с татарским языком обучения»
Советского
района г. Казани
РАССМОТРЕНО
Методическим объединением учителей
естественно-математического цикла
Протокол №___ от «___» ______2014г.
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по учебной работе
____________/_________/
«___»___________2014г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор лицея
Вафина Ф.Г__________ «___»___________2014г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
для 9 класса
на 2014 – 2015 учебный год
основного общего образования
Составитель:
Сингатуллина
Альфия Габдулхаковна
учитель математики высшей
квалификационной категории
Казань, 2014
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
и учебного плана лицея №149 на 2013-2014 учебный год. Согласно Федеральному базисному учебному плану данная рабочая программа
предусматривает организацию процесса обучения в объеме 208 часов: алгебра в объёме 140 часов 3+1 (школьный компонент) часа в
неделю и геометрия в объёме 68 часов (2 часа в неделю).
Данная
рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе
следующих документов:
Рабочая программа по математике реализуется
на основе следующих документов:
1.Федеральный компонент государственного
образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ от 5.03.
2004 г. №1089.
2. Федеральный
базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом
Минобразования РФ № 1312 от 9.03.2004г.
3. Примерные программы (созданные
на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта).
4. Образовательная программа
МБОУ “Лицей № 149 с татарским языком обучения”
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных
Министерством образования Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный
год.
Программа соответствует учебникам:
1. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч.
1. Учебник для общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович, П.В Семенов. -
14-е изд. стер. - М.: Мнемозина, 2012.
2. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч.
2. Задачник для общеобразовательных учреждений/ [А.Г.Мордкович, Л.А
Александровна, Т.Н. Мишустина и др.]; под ред. А.Г. Мордкович- 14-е изд. стер.-
М.: Мнемозина, 2012.
3. Геометрия. Атанасян Л. С.,
Бутузов В.Ф., Учебник для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений.
10-е изд. - М.: Просвещение, 2009 - 224 с.
В
соответствии с этим реализуется программа:
1. Зубарева, И.И. Программы: Математика 5-6 кл., Алгебра
7-9 кл., Алгебра и начала анализа 10-11 кл. / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович –
М.: Мнемозина, 2009. – с. 62–С. 3-14
2. Программы для общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы./ сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение,2009.
– 157 с. – С.43-78
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью
в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного
человека. Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения
задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры
подчеркивает значение математики как языка для построения математических
моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения
алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности,
для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений.
Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие
воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей
изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях
как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных
процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и
др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии
цивилизации и культуры.
Курс
характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным
усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная
направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам,
раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и
решению практических задач.
Целью
изучения курса алгебры является развитие вычислительных и формально -
оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать
их при решении задач математики и смежных предметов, усвоение аппарата
уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования
прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников.
Геометрия
- один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима
для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых
умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития
пространственного воображения и интуиции, математической культуры,
эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие
логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Курс
характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической
наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала.
Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при
доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса
позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении
математической теории, обеспечивает развитие логического мышления.
Изложение
материала характеризуется постоянным обращением к наглядности. Использованием
рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции
на этой основе. Целенаправленное обращение к приемам из практики развивает
умение учащихся выделять геометрические факты, формы и отношения в предметах и
явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Целью изучения курса
геометрии является систематическое изучение свойств геометрических фигур на
плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического
мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин
(физика, черчение) и курса стереометрии в старших классах.
Общеучебные
цели:
• Создание условия
для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать
необходимость их проверки.
• Создание условия
для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной
речи.
• Формирование умения
использовать различные языки математики: словесный, символический, графический.
• Формирование умения
свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации,
аргументации и доказательства.
• Создание условия
для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и
мотивированно организовывать свою деятельность.
• Формирование умения
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических
ситуаций.
• Создание условия
для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную
информацию.
Общепредметные
цели:
• Овладение системой
математических знаний и умений, необходимых для применения в практической
деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
• Интеллектуальное
развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной
жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности
и точности мысли, критичности мышления, интуиция, логического мышления,
элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности
к преодолению трудностей.
• Формирование
представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и
техники, средства моделирования явлений и процессов.
• Воспитание культуры
личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры,
играющей особую роль в общественном развитии.
Учащиеся
приобретают и совершенствуют опыт:
• Планирования и
осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и
конструирования новых алгоритмов.
• Решение
разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач,
требующих поиска путей и способов решения.
• Исследовательской
деятельности, развитие идей, проведение экспериментов, обобщения, постановки и
формулирования новых задач.
• Ясного, точного,
грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования
различных языков математики (словесного, символического, графического),
свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации,
аргументации и доказательства.
• Поиска, систематизации,
анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных
источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные
технологии.
Требования к
уровню подготовки выпускников 9 классов
В результате
изучения математики ученик должен: знать /понимать
·
существо понятия математического доказательства;
примеры доказательств;
·
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
• как используются
математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для
решения математических и практических задач;
• как математически
определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры
такого описания;
• как потребности
практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
• вероятностный
характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических
закономерностей и выводов;
• каким образом
геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических
объектов и утверждений о них, важных для практики;
• смысл идеализации,
позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами,
примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Арифметика
уметь
• выполнять устно
арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных
дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с
обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
• переходить от одной
формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной
и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби
и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием
целых степеней десятки;
• выполнять
арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и
действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми
показателями и корней; находить значения числовых выражений;
• округлять целые
числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и избытком,
выполнять оценку числовых выражений;
• пользоваться
основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать
более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
• решать текстовые
задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин,
дробями и процентами;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения несложных
практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости
справочных материалов, калькулятора, компьютера;
• устной прикидки и
оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием
различных приемов;
• интерпретации
результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными
свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
Алгебра
уметь
• составлять
буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и
формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления,
осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну
переменную через остальные;
• выполнять основные
действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с
алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
• применять свойства
арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований
числовых выражений, содержащих квадратные корни;
• решать линейные,
квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух
линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
• решать линейные и
квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
• решать текстовые
задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить
отбор решений, исходя из формулировки задачи;
• изображать числа точками
на координатной прямой;
• определять
координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать
множество решений линейного неравенства;
• распознавать
арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы
общего члена и суммы нескольких первых членов;
• находить значения
функции, заданной формулой, таблицей, графиком, по ее аргументу; находить
значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
• определять свойства
функции по ее графику; применять графические представления при решении
уравнений, систем, неравенств;
• описывать свойства
изученных функций, строить их графики; использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выполнения расчетов
по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными
величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
• моделирования
практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием
аппарата алгебры;
• описания
зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при
исследовании несложных практических ситуаций;
• интерпретации
графиков реальных зависимостей между величинами;
Элементы
логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
• проводить несложные
доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных
утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать
примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
• извлекать
информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять
таблицы, строить диаграммы и графики;
• решать
комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а
также с использованием правила умножения;
• вычислять средние
значения результатов измерений;
• находить частоту
события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
• находить
вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выстраивания
аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
• распознавания
логически некорректных рассуждений;
• записи
математических утверждений, доказательств;
• анализа реальных
числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
• решения
практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с
использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени,
скорости;
• решения учебных и
практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
• сравнения шансов
наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в
практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
• понимания
статистических утверждений.
Геометрия
уметь
• пользоваться
геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать
геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать
геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять
преобразования фигур;
• вычислять значения
геометрических величин (длин, углов);
• решать
геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними,
применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
• проводить
доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы,
обнаруживая возможности для их использования;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
• описания реальных
ситуаций на языке геометрии;
• решения
практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя
при необходимости справочники и технические средства);
• построений геометрическими
инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных
тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам
курса.
Рабочая
программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам
образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей
стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного
предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов
обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и
качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного
наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Примерная программа
конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт
примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Цели изучения:
§ овладение системой математических знаний и умений, необходимых
для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,
продолжения образования;
§ интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых
человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность
мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы
алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к
преодолению трудностей;
§ формирование представлений об идеях и методах математики как
универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и
процессов;
§ воспитание культуры личности, отношения к математике как к части
общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для
научно-технического прогресса;
§ развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических
умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач
математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и
вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного
средства математического моделирования прикладных задач, осуществление
функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса обучающиеся
овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
В содержании рабочей программы
предполагается реализовать компетентностный, личностно ориентированный,
деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
·
приобретения
математических знаний и умений;
·
овладение обобщенными
способами мыслительной, творческой деятельностей;
·
освоение компетенций:
учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития,
ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
В основу
содержания и структурирования данной программы, выбора приемов, методов и форм
обучения положено формирование универсальных учебных действий, которые создают
возможность самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний,
умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. В
процессе обучения алгебре осуществляется развитие личностных, регулятивных,
познавательных и коммуникативных действий.
Планируется
использование элементов следующих педагогических технологий в преподавании
предмета:
-
технологии полного усвоения;
-
технологии обучения на основе решения задач;
-
технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей;
-
технологии проблемного обучения
Элементы содержания раздела
алгебры
Вводное повторение по курсу алгебры
за 8 класс(10 часов)
Рациональные неравенства и их системы
(32ч)
Основная цель:
– формирование представлений о частном и общем решении рациональных
неравенств и их систем, о неравенствах с модулями, о равносильности неравенств;
– овладение умением совершать равносильные преобразования, решать
неравенства методом интервалов;
– расширение и обобщение сведений о рациональных неравенствах и
способах их решения: метод интервалов, метод замены переменной.
Линейное и квадратное неравенство с одной
переменной, частное и общее решение, равносильность, равносильные
преобразования, метод интервалов. Рациональные неравенства с одной
переменной, метод интервалов, кривая знаков, нестрогие и строгие неравенства.
Множества, операции над множествами. Системы линейных неравенств,
частное и общее решение системы неравенств, пересечение и объединение множеств.
Контрольных работ-1
Системы уравнений (26ч)
Основная цель:
– формирование представлений о системе двух рациональных уравнений с двумя
переменными, о рациональном
уравнении с двумя переменными;
– овладение умением совершать равносильные преобразования, решать
уравнения и системы уравнений с двумя переменными;
– отработка навыков решения уравнения и системы уравнений различными
методами: графическим, подстановкой, алгебраического сложения, введения новых
переменных.
Рациональное уравнение с двумя переменными, решение
уравнения с двумя переменными, равносильные преобразования, график уравнения,
система уравнений, решение системы уравнений. Метод подстановки, метод
алгебраического сложения, метод введения новых переменных, равносильные системы
уравнений, алгоритм метода подстановки. Составление математической
модели, система двух нелинейных уравнений, работа с составленной моделью,
применение всех методов решения системы уравнений.
Контрольных работ-1
Числовые функции (27ч).
Основная цель:
– формирование представлений о таких фундаментальных понятиях математики,
какими являются понятия функции, её области определения, области значения; о
различных способах задания функции: аналитическом, графическом, табличном,
словесном;
– овладение умением применения четности или нечетности, ограниченности,
непрерывности, монотонности функций;
– формирование умений находить наибольшее и наименьшее значение на заданном
промежутке, решая практические задачи;
– формирование
понимания того, как свойства
функций отражаются на поведении графиков функций.
Функция, независимая и зависимая переменная, область
определения и множество значений функции, кусочно-заданная функция. Способы
задания функции, график функции, аналитический, графический, табличный,
словесный. Возрастающая и убывающая на множестве, монотонная функция,
исследование на монотонность, ограниченная снизу и сверху на множестве,
ограниченная функция, наименьшее наибольшее значение на множестве, непрерывная
функция, выпуклая вверх или вниз, элементарные функции. Четная функция,
нечетная функция, симметричное множество, алгоритм исследования функции на
четность, график нечетной функции, график четной функции. Степенная
функция с натуральным показателем, свойства степенной функции с натуральным
показателем, график степенной функции с четным показателем, график степенной
функции с нечетным показателем, кубическая парабола, решение уравнений
графически. Степенная функция с отрицательным целым показателем,
свойства степенной функции с отрицательным целым показателем, график степенной
функции с четным отрицательным целым показателем, график степенной функции с
нечетным отрицательным целым показателем, решение уравнений графически.
Контрольных работ-2
Основная цель:
- расширить
и систематизировать знания учащихся об окружностях и многоугольниках
Определение
правильного многоугольника. Окружности вписанной и описанной в правильный
многоугольник. Формулы вычисления угла, площади и стороны правильного
многоугольника и радиуса вписанной в него окружности. Формула длина окружности
и дуги окружности, площадь круга и кругового сектора.
Прогрессии
(19 ч)
Основная цель:
– формирование преставлений о понятии числовой последовательности,
арифметической и геометрической прогрессиях как частных случаях числовых последовательностей;
о трех способах задания последовательности: аналитическом, словесном и
рекуррентном;
– сформировать и обосновать ряд
свойств арифметической и геометрической прогрессий, свести их в одну таблицу;
– овладение
умением решать текстовые задачи,
используя свойства арифметической и геометрической прогрессии.
Числовая последовательность, способы задания,
аналитическое задание, словесное задание, рекуррентное задание, свойства
числовых последовательностей, монотонная последовательность, возрастающая
последовательность, убывающая последовательность. Арифметическая
прогрессия, разность, возрастающая прогрессия, конечная прогрессия, формула n-го
члена арифметической прогрессии, формула суммы членов арифметической
прогрессии, среднее арифметическое, характеристическое свойство арифметической
прогрессии. Геометрическая прогрессия, знаменатель прогрессии,
возрастающая прогрессия, конечная прогрессия, формула n-го члена
геометрической прогрессии, показательная функция, формула суммы членов конечной
геометрической прогрессии, характеристическое свойство геометрической
прогрессии.
Контрольных работ-1
Элементы
комбинаторики, статистики и теории вероятностей (18ч)
Всевозможные комбинации, комбинаторные задачи, дерево
возможных вариантов, правило умножения.
Треугольник Паскаля, события достоверные,
невозможные, случайные; классическая вероятностная схема, классическое
определение вероятности.
Вариант,
многоугольник распределения данных, кривая нормального распределения.
Схеме Бернулли и функции ψ(x) и
φ(х).
Контрольных работ-1
Повторение(8часов)
Содержание обучения
Алгебра 9 класс
|
№
|
Тема раздела
|
Кол-во часов
|
Основная цель
|
1
|
Повторение курса 8 класса
|
10
|
Формирование представлений о целостности и
непрерывности курса алгебры 8 класса. Овладение умением обобщения и
систематизации знаний учащихся по основным темам курса алгебры 8 класса..
Развитие логического, математического
мышления и интуиции, творческих способностей в области математики.
|
2
|
Рациональные неравенства и их системы
|
32
|
Формирование представлений о частном и общем
решении рациональных неравенств и их систем, о неравенствах с модулями, о
равносильности неравенств. Овладение
умением совершать равносильные преобразования, решать неравенства методом
интервалов.
Расширение и обобщение сведений о
рациональных неравенствах и способах их решения: метод интервалов, метод
замены переменной.
|
3
|
Системы уравнений
|
26
|
Формирование представлений о системе двух
рациональных уравнений с двумя переменными;
Овладение умением совершать равносильные
преобразования, решать уравнения и системы уравнений с двумя переменными.
Отработка навыков решения уравнения и
системы уравнений различными методами: графическим, подстановкой,
алгебраического сложения, введения новых
переменных..
|
4
|
Числовые функции
|
27
|
Формирование представлений о таких
фундаментальных понятиях математики, какими являются понятия функции, ее
области определения, области значений; о различных способах задания функции:
аналитическом, графическом, табличном, словесном.
Формирование умений находить наибольшее и
наименьшее значения на заданном промежутке, решая практические задачи.
Овладение умением применения четности или
нечетности функции, ограниченности, непрерывности, монотонности..
Формирование понимания того, как свойства
функций отражаются на поведении графиков
функций.
|
5
|
Прогрессии
|
19
|
Формирование представлений о понятии
числовой последовательности, арифметической и геометрической прогрессиях как
частных случаях числовых последовательностей; о трех способах задания
последовательности: аналитическом, словесном и рекуррентном.
Овладение умением решать текстовые задачи,
используя свойства арифметической и геометрической прогрессий.
Сформулировать и обосновать ряд свойств
арифметической и геометрической прогрессий.
|
|
6
|
Элементы комбинаторики, статистики и теории
вероятностей
|
18
|
Формирование представлений о новом
математическом направлении – комбинаторике, статистике и теории вероятностей;
о понятиях множества и операциях над ними, о комбинаторных задачах и
простейших вероятностных задачах.
Формирование умения вывода основных формул
теории вероятностей и статистики.
Овладение умением решать задачи по
комбинаторике и вероятностные задачи жизненного содержания; применять формулы
теории вероятностей и статистики при решении задач.
|
7
|
повторение
|
8
|
|
Содержание
обучения
Алгебра 9 класс
|
№
|
Тема раздела
|
Кол-во часов
|
Основная цель
|
1
|
Повторение курса 8
класса
|
13
|
Формирование представлений о целостности и непрерывности курса алгебры
8 класса. Овладение умением обобщения и систематизации знаний
учащихся по основным темам курса алгебры 8 класса.
Развитие логического, математического мышления и
интуиции, творческих способностей в области математики.
|
2
|
Рациональные
неравенства и их системы
|
32
|
Формирование представлений о
частном и общем решении рациональных неравенств и их систем, о неравенствах с
модулями, о равносильности неравенств.
Овладение умением совершать равносильные преобразования, решать
неравенства методом интервалов.
Расширение и обобщение сведений о
рациональных неравенствах и способах их решения: метод интервалов, метод
замены переменной.
|
3
|
Системы уравнений
|
27
|
Формирование представлений о системе двух рациональных уравнений с
двумя переменными;
Овладение умением совершать равносильные преобразования,
решать уравнения и системы уравнений с двумя переменными.
Отработка навыков решения уравнения и системы
уравнений различными методами: графическим, подстановкой, алгебраического
сложения, введения новых переменных..
|
4
|
Числовые функции
|
26
|
Формирование представлений о
таких фундаментальных понятиях математики, какими являются понятия функции,
ее области определения, области значений; о различных способах задания
функции: аналитическом, графическом, табличном, словесном.
Формирование умений находить наибольшее и
наименьшее значения на заданном промежутке, решая практические задачи.
Овладение умением применения
четности или нечетности функции, ограниченности, непрерывности,
монотонности..
Формирование понимания того,
как свойства функций отражаются на поведении графиков
функций.
|
5
|
Прогрессии
|
19
|
Формирование представлений о
понятии числовой последовательности, арифметической и геометрической
прогрессиях как частных случаях числовых последовательностей; о трех способах
задания последовательности: аналитическом, словесном и рекуррентном.
Овладение умением решать
текстовые задачи, используя свойства арифметической и геометрической
прогрессий.
Сформулировать и обосновать ряд
свойств арифметической и геометрической
прогрессий.
|
|
6
|
Элементы
комбинаторики, статистики и теории вероятностей
|
17
|
Формирование представлений о новом математическом направлении –
комбинаторике, статистике и теории вероятностей; о понятиях множества и
операциях над ними, о комбинаторных задачах и простейших вероятностных
задачах.
Формирование умения вывода основных формул теории вероятностей и
статистики.
Овладение умением решать задачи по комбинаторике и
вероятностные задачи жизненного содержания; применять формулы теории
вероятностей и статистики при решении задач.
|
7
|
Повторение
|
6
|
|
|
Алгебра 9 класс
|
|
|
1
|
Повторение материала 8 класса
|
«Квадратный
трехчлен и его корни». «Разложение квадратного трехчлена на множители».
«Графики функций у = ах2+n ; y = a(x - m)2».
«Построение графика квадратичной функции».
|
13
|
2
|
Неравенства с одной переменной. Системы и совокупности
неравенств
|
|
32
|
3
|
Системы уравнений
|
Уравнения и
неравенства с двумя переменными. Диофантовы уравнения. Основные понятия,
связанные с системами уравнений и неравенств с двумя переменными. Методы
решения систем уравнений. Однородные системы. Симметрические системы.
Иррациональные системы. Системы с модулями. Системы уравнений как
математические модели реальных ситуаций.
|
27
|
4
|
Числовые функции
|
Определение
числовой функции. Область определения, область значений функции. Способы задания
функции. Свойства функций. Четные и нечетные функции.
Функции , их свойства и графики. Функция ее свойства и график.
|
26
|
5
|
Прогрессии
|
Числовые
последовательности. Свойства числовых последовательностей. Арифметическая
прогрессия. Геометрическая прогрессия. Метод математической индукции.
|
19
|
6
|
Элементы комбинаторики, статистики и теории
вероятностей
|
Комбинаторные задачи. Основные понятия математической статистики.
Простейшие вероятностные задачи. Экспериментальные данные и вероятности
событий.
|
17
|
7
|
Обобщающее повторение
|
|
6
|
|
|
Геометрия 9 класс
|
Содержание
|
Кол-во часов
|
1
|
Повторение 8 класса
|
Многоугольники. Определения, свойства,
формулы нахождения площадей. Окружность, элементы окружности, вписанная и
описанная окружность.
|
2
|
2
|
Векторы.
|
Понятие вектора. Сложение и вычитание
векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.
|
8
|
|
|
|
|
3
|
Метод координат
|
Координаты вектора. Простейшие задачи в
координатах. Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. Уравнение
прямой. Представление об уравнениях эллипса, гиперболы и параболы.
Контрольная работа №1
|
10
|
4
|
Соотношения между сторонами и углами
треугольника
|
Синус, косинус, тангенс угла. Теорема о
площади треугольника. Решение прямоугольных треугольников. Теорема синусов.
Теорема косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение в
координатах. Применение скалярного произведения векторов при решении задач и
доказательстве теорем. Соотношения между сторонами и углами четырехугольника.
|
11
|
5
|
Длина окружности и площадь круга
|
Правильные многоугольники и их свойства.
Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Длина дуги окружности.
Площади круга, сектора, сегмента.
|
12
|
6
|
Движения.
|
Отображение плоскости на себя, понятие
движения. Параллельный перенос, поворот, центральная и осевая симметрии.
Использование центрального подобия при решении задач. Композиция движений.
Центральное подобие и его свойства. Использование центрального подобия при
решении задач и доказательстве теорем. Понятие инверсии. Примеры
использования инверсии.
|
8
|
7
|
Начальные сведения из стереометрии.
|
Некоторые сведения о развитии геометрии. О
геометрии Лобачевского. Об аксиомах планиметрии.
|
8
|
8
|
Об аксиомах геометрии.
|
|
2
|
9
|
Повторение. Решение задач
|
|
7
|
|
|
|
|
|
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела, темы
|
Наименование
раздел, тем
|
Количество часов
|
Всего
|
Практические
занятия
|
Лабораторные
занятия (опыты)
|
Экскурсии
|
Контрольные
работы
|
1
|
Повторение
|
2
|
|
|
|
|
2
|
Векторы
|
8
|
|
|
|
|
3
|
Метод координат
|
10
|
|
|
|
1
|
4
|
Соотношения между
сторонами и углами треугольника
|
|
|
|
|
1
|
5
|
Длина окружности
и площадь круга
|
12
|
|
|
|
1
|
6
|
Движения.
|
8
|
|
|
|
1
|
7
|
Начальные
сведения из стереометрии.
|
8
|
|
|
|
|
8
|
Об аксиомах геометрии.
|
2
|
|
|
|
|
9
|
Повторение
|
2
|
|
|
|
1
|
Критерии и нормы оценки
знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
1. Оценка письменных
контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и
обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок
(возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или
непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих
случаях:
- работа выполнена полностью, но
обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не
являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два –
три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ
не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или
более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся
обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки,
показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в
полной мере.
- работа показала полное отсутствие у
обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная
часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за
оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые
свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение
более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные
обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов
обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если
ученик:
- полно раскрыл содержание материала
в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком,
точно используя математическую терминологию и символику, в определенной
логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки,
чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать
теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении
практического задания;
-продемонстрировал знание теории
ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость
используемых при ответе умений и навыков;
-отвечал самостоятельно, без
наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при
освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко
исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если
удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из
недостатков:
- в изложении допущены небольшие
пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при
освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух
недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные
после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих
случаях:
- неполно раскрыто содержание
материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но
показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для
усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической
подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены
ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках,
исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением
теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил
задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании
теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных
умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих
случаях
- не раскрыто основное содержание
учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей
или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении
понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах
или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих
вопросов учителя.
- ученик обнаружил полное незнание и
непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из
поставленных вопросов по изученному материалу.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков
обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
-незнание определения основных
понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых
символов обозначений величин, единиц их измерения;
-незнание наименований единиц
измерения;
-неумение выделить в ответе главное;
-неумение применять знания, алгоритмы
для решения задач;
-неумение делать выводы и обобщения;
-неумение читать и строить графики;
-неумение пользоваться первоисточниками, учебником и
справочниками;
-потеря корня или сохранение постороннего корня;
-отбрасывание без объяснений одного
из них;
-равнозначные им ошибки;
-вычислительные ошибки, если они не
являются опиской;
-логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует
отнести:
-неточность формулировок,
определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков
определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков
второстепенными; неточность графика;
-нерациональный метод решения задачи
или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных
основных вопросов второстепенными);
-нерациональные методы работы со
справочной и другой литературой;
-неумение решать задачи, выполнять
задания в общем виде.
Недочетами являются:
-нерациональные приемы вычислений и
преобразований;
-небрежное выполнение записей,
чертежей, схем, графиков.
Литература
1. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1.
Учебник для общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович, П.В Семенов. -
11-е изд. стер. - М.: Мнемозина, 2012.
2. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Задачник для общеобразовательных учреждений/ [А.Г.Мордкович, Л.А Александровна,
Т.Н. Мишустина и др.]; под ред. А.Г. Мордкович- 11-еизд.стер.- М.: Мнемозина,
2012.
3. Мордкович А.Г. Алгебра. 7-9 кл.:
Методическое пособие для учителя. - 3-е изд. - М.:Мнемозина, 2009.
4. Мордкович А.Г. События.
Вероятности. Статистическая обработка данных: Доп. Параграфы ккурсу алгебры.
7-9 кл. общеобразоват. учреждений/ А. Г. Мордкович, П. В. Семенов.-4-еизд.М.:
Мнемозина, 2006.
5. Алгебра: Тесты для 7-9 кл.
общеобразоват. учреждений/ А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская.5-е изд. - М.:
Мнемозина. 2006.
6. Алгебра. 9 класс. Самостоятельные
работы для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.А. Александрова; под ред.
А.Г. Мордковича. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Мнемозина, 2008.
7. Алгебра. 9 класс. Контрольные
работы для учащихся общеобразовательных учреждений/Л.А.Александрова; под ред.
А.Г. Мордковича. - М.: Мнемозина, 2008.
8. Сборник нормативных документов.
Математика/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008 (федеральный
компонент государственного стандарта, примерные программы по математике)
11. Геометрия. Дидактические
материалы. 9 класс/ Б.Г. Зив- М: Просвещение, 2009
12. Геометрия. 7 - 9 классы.
Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л.С. Атанасяна: разрезные
карточки/ сост.М.А. Иченская. - Волгоград: Учитель, 2007
13. Контрольные работы по геометрии:
9 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б Кадомцева и др./ Н.Б.
Мельникова. - М.: «Экзамен», 2010
15. Геометрия. 9 класс: Поурочные
планы (по учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7-9»)/ авт.-сост.
М.Г.Гилярова. - Волгоград: Учитель - АСТ, 2003
16. Геометрия. 9 класс. Поурочные
планы по учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7-9» в 2 ч. / авт.-сост. Т.Л.
Афанасьева, Л. А. Топилана. - Волгоград: Учитель, 2005
17.Геометрия.Учебник для 7-9 классов. Погорелов А.В. Учебник для
7 - 9 классов общеобразовательных учреждений. 10-е изд. - М.: Просвещение, 2009
- 224 с.
Литература для учащихся
1. Л.И.Звавич, Е.В.Потоскуев :
тестовые задания по геометрии ,9 класс-М Дрофа2006г.
2. Лысенко Ф.Ф. Математика Подготовка
к ГИА , ООО « Легион – М»,2010г
3. Мальцева Д.А, Клово А.Г Итоговая
аттестация. Предпрофильная подготовка, алгебра 9 класс-М.:НИИ школьных
технологий,2009 г
4. Корешкова Т.А., Мирошин В.В.,
Шевелева Н.В. Тренировочные задания ГИА 9 класс –М.:Эксмо, 2010г
5. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич
Л.И. Сборник задач по алгебре 8-9 класс – М.: Просвещение, 2006 г
6. Неискашова Е.В. Алгебра 50 типовых
вариантов экзаменеционных работ для подготовки к ГИА –М.:АСТ: Астрель, 2010г
Цифровые образовательные ресурсы
1. Живая математика. Институт новых технологий.
2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
Первое сентября.
3. Уроки
математики с применением информационных технологий.
Средства
обучения:
- карточки;
- мультимедийные средства;
- интерактивная доска;
- проектор;
-наглядные пособия;
- презентации
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.