Главная / Логопедия / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей: « От звука к слову »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей: « От звука к слову »

Тамбовское областное государственное бюджетное

образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей


« От звука к слову »


(Формирование правильного звукопроизношения и речевого развития ребёнка,

для детей старшего дошкольного возраста, срок реализации один год)













Составитель:

Шаврина Т. И.









Тамбов

2013 г.



Краткая информационная справка


Сведения об авторе:

Шаврина Татьяна Ивановна, учитель-логопед , первая квалификационная категория.



Информация о программе:



Программа реализуется с сентября 2013 года


Тип программы – экспериментальная


Направление деятельности – социально-педагогическая


Уровень освоения – краткосрочный


Возрастной диапазон – дошкольники


Первичная экспертиза и утверждение программы проведены на заседании Экспертного совета Центра творчества детей и юношества – август 2013 год.

























Пояснительная записка


Данная программа разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения, направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;


Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Задачи программы:

— выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;

— определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка.

— расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;

---_воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

--- развитие общей и мелкой моторики;

— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевыми нарушениями .



Актуальность


Речь является важнейшей психической функцией человека – универсальным средством общения, мышления, организации действий. Отклонение в речевом развитии отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающим, препятствуют становлению полноценной личности, вызывают трудности в освоении школьной программы.

Поэтому разработка специальной программы, учитывающей увеличивающиеся за последние годы количество детей с ОВЗ из контингента воспитанников нашего учреждения, является актуальной.



Новизна


- организация непосредственной непрерывной коррегирующей деятельности взрослого и ребенка и организация особой предметно-развивающей среды со специально подобранным методическим обеспечением в процессе коррекционной работы на базе логопедического пункта учреждения.


Педагогическая целесообразность

Учитывая возрастающий рост числа детей с речевыми нарушениями, нуждающихся в помощи специалистов данная программа является своевременной и актуальной.



Требования к результатам:

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.



Содержание программы коррекционной работы определяют

принципы:

— Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от дошкольного образования к основному общему образованию.

— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, , т. е. системный подход к анализу особенностей развития и исправления нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход педагогов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.


— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.



Направления работы

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

- своевременное выявление детей с ФФН;

- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ТОГБОУ ДОД) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ФФН и ФН, выявление его резервных возможностей;

- изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ФФН и ФН;

- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

- анализ успешности коррекционно- развивающей работы.

Коррекционно- развивающая работа включает:

- выбор оптимальных для развития ребёнка с ФФН и ФН коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;

- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

- коррекцию и развитие высших психических функций;

- развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ФФН и ФН единых для всех участников образовательного процесса;

- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ФФНР и ФНР.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации). Направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ФФН и ФН, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.

Планируемые результаты логопедической работы:

- правильная артикуляция всех звуков речи в различных позициях;

- чёткая дифференциация всех изученных звуков;

- умение производить элементарный звуковой анализ и синтез;

- овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Работа логопеда начинается с диагностического обследования ребенка. После диагностики для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план работы, который реализуется в процессе логопедических занятий и занятий с психологом.

Подготовительный этап работы включает в себя развитие познавательных процессов и подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа. Продолжительность – 2-10 занятий.  Проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия 2-3 раза в неделю.

Основной этап включает индивидуальные и подгрупповые занятия. Каждое занятие включает следующие разделы:

Раздел

Продолжительность

Коррекция звукопроизношения

10-15 минут

Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза

5-7 минут

Формирование лексико - грамматического строя речи

5-7 минут

Развитие мелкой моторики

3-5 минут









Методы и приёмы обучения


1.Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности делятся на две группы: методы формирования интереса к учению и методы формирования долга и ответственности.



2.Методы организации учебно-познавательной деятельности

Методы словесной передачи и слухового восприятия- объяснение, беседа, рассказ, чтение, пересказ.

Методы наглядной передачи и зрительного восприятия- наблюдение, показ предметов, показ картины, иллюстрации.,



Используемые технологии


Программа «От звука к слову» предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Занятия проходят 3 раза в неделю (96 часов в год), способ организации — индивидуальные занятия, длительность занятия 10 – 15 минут и подгрупповые 20 минут.

  • Материально-техническое обеспечение.

Для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в ТОГБОУ ДОД имеется логопедический кабинет, оборудованный и оформленный в соответствии с рекомендациями, изложенными в нормативных документах.

  • Информационное обеспечение

Создание информационной образовательной среды на основе использования информационно-коммуникационных технологий:

- сети интернет

- мультимедийных, аудио и видео материалов

- расширение информационных потоков с помощью электронной почты

- создание и использование информационно-методического фонда учебной и методической литературы (книги, пособия, журналы «Логопед» и др.)

- создание системы широкого доступа родителей (законных представителей) к сетевым источникам информации (сайт ТОГБОУ ДОД, консультации)

В учреждении создана информационная образовательная среда, представляющая собой:

- сайт образовательного учреждения;

- консультационный пункт;

Все компьютеры учреждения подключены к сети Интернет.



Программно-методическое обеспечение

1.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб.,2004 г.

2.На индивидуальных и подгрупповых занятиях используются компьютерные технологии и развивающие компьютерные игры с целью разнообразия приемов работы по автоматизации звуков речи и закреплению навыков чтения, а также для развития лексико-грамматического строя речи и коррекции психических процессов:

"Говорим правильно",

"Домашний логопед",

3.Нищева Н.В. .«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи». СПб.,2004.

4.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.(подготовительная группа). М.,2006.

5.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). М., 2002.






Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда. При реализации программы последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.










Учебно — тематический план



п/п

Раздел программы

Общее

количество часов




Вводное занятие

1

I.

Диагностика речевого развития

1

1.1

Обследование

1

1.2

Обследование

1

II

Коррекция звукопроизношения


2.1

Знакомство с речевым аппаратом

1

2.2

Исправление недостатков произношения свистящих звуков (С, З, Ц, Сь, Зь)

16

2.2.1

Постановка звука

4

2.2.2

Автоматизация звуков в прямых и обратных слогах

2

2.2.3

Автоматизация звуков в предложении

2

2.2.4

Автоматизация звуков в тексте

2

2.2.5

Автоматизация звуков в спонтанной речи

2

2.2.6

Дифференциация звуков по твердости - мягкости, звонкости – глухости

4

2.3

Исправление недостатков произношения шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ)

16

2.3.1

Постановка звука

4

2.3.2

Автоматизация звуков в прямых и обратных слогах

2

2.3.3

Автоматизация звуков в предложении

2

2.3.5

Автоматизация звуков в тексте

2

2.3.4

Автоматизация звуков в спонтанной речи

2

2.3.5

Дифференциация звуков по твердости - мягкости, звонкости – глухости

4




2.4

Исправление недостатков произношения соноров

32




2.4.1

Исправление недостатков произношения соноров (Л – Ль)

Постановка звуков,автоматизация звуков по плану(см. свистящие,шипящие звуки)

16

2.4.2

Исправление недостатков произношения соноров (Р – Рь)

Постановка звуков,автоматизация звуков по плану(см. свистящие,шипящие звуки)

16

III.

Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза

4

4

Развитие лексико –

грамматических категорий

4

5

Развитие связонной речи

5

6

Развитие мелкой моторики

5

7

Итоговое занятие

1


Итого:

96


















Методические условия реализации программы.


Разделы программы

Формы организации занятий

Методы и приемы

Дидактический материал, ТСО

Вводное занятие

Индивидуаль-

ное занятие

Словесно-наглядные

Методические пособия,игры на развитие речи и фонематического восприятия





Диагностика речевого развития

Индивидуаль-

ное занятие

Словесно-наглядные

Логопедические пособия,игры на развитие речи и фонематического восприятия


Коррекция звукопроизношения

Индивидуаль-

ное занятие

Словесно-наглядные,

практические,

зондовый массаж

Логопедические зонды,

Дид. игры,логопедические пособия



Развитие мелкой моторики

Индивидуаль-

ные,подгрупп-

повые занятия

Словесно-наглядные,

практические.


Дидактические игры

Итоговое занятие

Индивидуаль-

ные,подгрупп-

повые занятия

Словесно-наглядные

Логопедические пособия,дидактические игры


















Методы диагностики личностного развития детей


В ходе диагностики личностного развития детей используются тесты «Какая самооценка у вашего ребенка», «Тревожность», методика «Определение уровня воспитанности дошкольников» ( по В.А. Васильеву).


Виды и формы контроля освоения программы


При освоении программы предусмотрена начальная и конечная диагностика, цель которой выявить уровень освоения программы. Диагностическим инструментарием служат специально разработанные игры и упражнения.



Учебно-методический комплект


Для успешной реализации программы разработано методическое обеспечение: календарно-тематическое планирование, индивидуальные траектории развития ребёнка, , методики итоговой аттестации воспитанников, изготовлен необходимый наглядный и раздаточный материал.



  • Материально-техническое обеспечение.

Для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в ДОУ имеется логопедический кабинет, оборудованный и оформленный в соответствии с рекомендациями, изложенными в нормативных документах.

  • Информационное обеспечение

Создание информационной образовательной среды на основе использования информационно-коммуникационных технологий:

- сети интернет

- мультимедийных, аудио и видео материалов

- расширение информационных потоков с помощью электронной почты

- создание и использование информационно-методического фонда учебной и методической литературы (книги, пособия, журналы «Логопед» и др.)

- создание системы широкого доступа родителей (законных представителей) к сетевым источникам информации (сайт ТОГБОУ ДОД, консультации)



Список используемыхлитературных источников


  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.Б. , Туманова Т.В. « Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида».

  • Алябьева, Е.А. Стихотворные упражнения для развития у детей с ОНР причинного мышления и речи./ Е.А.Алябьева. // Логопед–2005.-№3–с.66

  • Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И.Т.Власенко. – Москва 2000 г – 134 с.

  • Иванова, Н.Н. Основы специальной психологии и коррекционной педагогики/Н.Н.Иванова, О.В.Бачина. –Тамбов: ПБОЮЛ Першина Т.В., 2003г–176с.

  • Калиниченко С.А. Игровые приемы развития памяти у детей с недостатками речи./ С.А.Калиниченко. // Логопед. –2006. –№ 1. –с.52–60.

  • Лебедева С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации./ С.А.Лебедева. //Вопросы психологии.-1997. –№5–с.20–27.

  • Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи/ Н.В.Нищева. –СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. –528с.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей: « От звука к слову »
  • Логопедия
Описание:

Данная программа разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения, направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;

 

Цель программы: обеспечить  системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Задачи программы:

— выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;

— определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка.

— расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;

---_воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

--- развитие общей и мелкой моторики;

 

— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевыми нарушениями .

Автор Шаврина Татьяна Ивановна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 354
Номер материала 45275
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓