Главная / Технология / Рабочая программа по технологии мальчики 5 класс для сельских школ

Рабочая программа по технологии мальчики 5 класс для сельских школ

МБОУ Усожская средняя образовательная школа

Комаричского муниципального района Брянской области







«Рассмотрено и Согласовано на заседании МС

Руководитель методического объединения

- ------------ /--------------- /

Протокол №___ от

« » 2013 г.


«Проверено»

Заместитель директора по УВР МБОУ Усожской СОШ

________/ Даничкина Т.В/



«____»____________2013 г.


«Утверждаю»

Директор

МБОУ Усожской СОШ

__________/ Хорьков В.В/





Приказ № ___ от «___»____2013 г.


Рабочая программа

по предмету «Технология»

5класс

Базовый уровень


На 2013-2014 учебный год




Составитель: учитель Мельник Т.Н










2013г.

Пояснительная записка

к рабочей программе по технологии

в сельской школе (Технология.Сельскохозяйственный труд).

5 класс.

Рабочая программа «Технология» в 5классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1 (ст.7).

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9.03.2004 года №1312».

  • приказа Министерства образования Российской Федерации от 5.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • программы «Технология в сельской школе» под редакцией В.Д.Симоненко 2008 г.


Цель учебного предмета.

Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:

I. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.

Для этого учащиеся должны быть способны:

а)определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;

б)находить и использовать необходимую информацию;

в)выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);

г)планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);

д)оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.

II.Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.

Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.


Задачи учебного предмета.

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

а)формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б)привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

в)ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г)развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

д)обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е)воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

ж)овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;

з)использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми умениями и навыками.

Наряду с традиционными методами обучения применяются методы проектов и кооперированную деятельность учащихся.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа адресована для учащихся 5 класса сельских общеобразовательных школ, построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта образовательной области “Технология”.Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю). Рабочая программа по учебному курсу «Технология» включает следующие разделы: «Сельскохозяйственный труд», которые дополняются базовым разделом «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов, «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».«Для раздела «Сельскохозяйственный труд» являются подразделы «Растениеводство» и «Животноводство». По подразделам «Растениеводство» и «Животноводство» есть наличие учебно-материальной базы для организации практической деятельности школьников э то школьные учебно-опытные участки, являются основной базой изучения растениеводства. Для изучения животноводства в качестве учебно-материальной базы используем животноводческие фермы сельскохозяйственных предприятий и личные подсобные и фермерские хозяйства родителей учащихся. Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется с помощью тестирования, перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года, также защиты проекта. Для оценки теоретических понятий используются опрос и проверочные тесты, для оценки умений – практические задания и проекты. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Содержание учебного предмета

Вводный урок

Теоретические сведения. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока.

Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 5 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.

Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для 5 класса , библиотечка кабинета. Электронные средства обучения.

Основы аграрной технологии (осенние работы)

Теоретические сведения. Основные задачи сельскохозяйственного производства. Отрасли сельского хозяйства: растениеводство и животноводство. Понятие «аграрные технологии». Понятие «сельскохозяйственные культуры». Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни. Овощные культуры (лук репчатый, морковь и свекла столовая): сорта, семена, способ посадки, уборка урожая. Способы учета урожая. Понятие «система обработки почвы». Обработка почвы под овощные растения: основная, предпосевная и послепосевная (междурядная).

Практические работы. Экскурсия на пришкольный участок. Изучение сельскохозяйственных растений в осенний период.

Уборка и учет урожая лука репчатого. Подготовка участка к осенней основной обработке почвы под огурцы и томаты.

Варианты объектов труда. Сельскохозяйственные растения. Урожай лука репчатого. Пришкольный участок.

Основы аграрной технологии (весенние работы) (

Теоретические сведения. Способы выращивания овощных культур. Виды удобрений, их применение. Понятие «подкормка», сочетание подкормки с междурядной обработкой почвы. Правила безопасной работы с удобрениями. Понятия «однолетние зеленные культуры», «предшествующие культуры», «чистый пар». Сроки и способы посева семян зеленных культур. Агротехнические, химические и биологические меры защиты сельскохозяйственных растений от вредителей и болезней. Правила безопасной работы при опрыскивании растений.

Разработка учебных проектов по выращиванию сельскохозяйственных, цветочно-декоративных культур.

Профессии, связанные с технологиями выращивания культурных растений.

Практические работы. Посадка рассады белокочанной капусты в открытый грунт. Прополка и прореживание всходов овощных растений. Подкормка ранней белокочанной и цветной капусты. Опрыскивание культурных растений для защиты их от вредителей и болезней.

Варианты объектов труда. Рассада белокочанной и цветной капусты. Всходы овощных растений.

ЖИВОДНОВОДСТВО

Выращивание молодняка сельскохозяйственной птицы
(8 часов) 

Основные теоретические  сведения.

Биологические особенности и хозяйственные ценности кур, уток, гусей, индеек. Требования содержания молодняка сельскохозяйственной птицы. Правила безопасного труда при работе с сельскохозяйственной птицей. Профессии, связанные с получением продукции птицеводства.

Практические работы.

Подготовка кормов и кормление. Заготовка дикорастущих растений для подкормки птицы.

Варианты объектов труда.

Цыплята, утята



Технология обработки древесины (14)

Сведения по материаловедению. Элементы графической грамоты

Древесина как природный конструкционный материал. Применение древесины в народном хозяйстве. Строение древесины. Породы древесины. Виды пороков древесины и их характерные признаки. Текстура древесины и ее использование. Виды пиломатериалов.

Понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже детали призматической формы. Главный вид, виды слева и сверху. Нанесение размеров. Правила чтения чертежа детали. Понятие об инструкционно-технологической карте.

Изучение конструкции и технических требований, предъявляемых к изготавливаемым деталям и изделию, ознакомление с технологией его изготовления: подбор заготовок, инструментов.

Разметка, строгание и пиление

Столярный или комбинированный верстак, его назначение и устройство. Приемы и последовательность разметки с помощью шаблонов, линейки, угольника и рейсмуса.

Инструменты, приспособления для строгания и пиления. Устройство и назначение рубанка.

Поперечные и продольные пилы. Клинообразная форма режущей части столярных инструментов. Форма зубьев пил для поперечного и продольного пиления.

Стусло как средство обеспечения заданной точности взаимного расположения обрабатываемых поверхностей детали и повышения производительности труда при пилении.

Сверление отверстий. Изготовление изделий из древесины

Обозначение формы и размеров отверстий на чертеже. Виды сверл, устройство и область их применения. Назначение и устройство коловорота и ручной дрели. Закрепление сверл. Приемы сверления коловоротом и ручной дрелью. Контроль размеров отверстия. Правила безопасности труда при сверлении. Изготовление деталей из древесины, имеющих отверстия.

Отделка деталей и их подготовка к сборке

Приемы зачистки и полирования поверхностей деталей с помощью напильника с грубой насечкой, с применением шлифовальной шкурки. Контроль шероховатости поверхностей сравнением с

Элементы машиноведения(2)

Устройство и управление сверлильным станком

Общее устройство и принцип действия сверлильного станка. Кинематическая схема станка; органы управления станком. Правила безопасности при подготовке и во время работы на сверлильном станке.

Технология обработки металла (12)

Изучение конструкции и технологии изготовления изделия, разметка заготовки

Рабочее место (слесарный и комбинированный верстаки), его организация и уход за ним. Правила безопасности труда. Экономия материальных и трудовых затрат. Бережное отношение к оборудованию.

Содержание чертежа детали из тонколистового металла; выбор изображения (видов), простановка размеров, правила оформления чертежа. Последовательность составления эскиза. Чтение чертежа: определение по чертежу формы элементов, их размеров и местоположения на детали.

Резка, правка и гибка тонкой листовой стали

Понятие о стали. Виды тонколистового металла. Его получение. Белая и черная жесты. Механические и технологические свойства стали. Применение тонколистовой стали в конструкциях изделий.

Назначение слесарных инструментов (слесарная линейка, чертилка, угольник, кернер, киянка). Инструменты, применяемые для правки, гибки и резки тонколистового металла. Конструкция, принцип действия ручных слесарных ножниц и приемы работы ими. Назначение и устройство приспособлений для гибки (оправки, шаблона, универсального гибочного приспособления). Особенности технологии гибки тонколистового металла. Правила безопасной работы при резке и гибке металла.

Сверление, клёпка и окраска изделия

Последовательность сверления отверстий на сверлильном станке и соединения деталей на заклепках. Инструменты, применяемые для клепки. Устройство и применение натяжки, поддержки и обжимки; приемы клепки. Подготовка поверхностей к окраске. Назначение и способы окраски, художественное оформление изделий из металла. Контроль качества изделий.

Практические работы

Составление технического рисунка или эскиза детали из тонколистового металла (с одним-двумя элементами). Чтение чертежа и конструкционно-технологической карты изготавливаемой детали.

Правка заготовки разметка. Резание ручными ножницами. Гибка с помощью приспособлений. Сверление на станке. Соединение деталей алюминиевыми заклёпками. Окраска поверхности изделия масляной краской.

Изготовление изделий из проволоки

Проволока в ее промышленное получение. Виды проволоки, ее применение. Конструктивные элементы деталей из проволоки (фаска, скругление, ушко и др.) и их назначение, Анализ геометрических форм деталей. Круглогубцы, плоскогубцы и кусачки, их назначение и основные части. Расчет длины заготовки из проволоки.

Изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки

Содержание чертежей изделий из тонколистового металла и проволоки. Правила выполнения надписей на чертежах. Способы соединения деталей из тонколистовой стали и проволоки. Понятие о фальцевом шве, соединение проволоки расклепыванием. Приемы пайки и лужения, применяемые материалы (припой, флюсы). Приспособления для опиливания тонколистового металла и проволоки. Варианты конструкции изготавливаемого изделия.

Черчение и графика

Теоретические сведения. Способы графического изображения изделия. Понятия «эскиз», «чертеж», «технический рисунок». Виды чертежей. Материалы, инструменты, приспособления для построения чертежа. Масштаб. Организация рабочего места и правила безопасного выполнения чертежных работ.

Практические работы. Изучение графической документации. Выполнение эскиза, чертежа и технического рисунка детали или изделия.

Варианты объектов труда. Эскизы, чертежи и технические рисунки.

Электротехнические работы



Проектная деятельность

Теоретические сведения. Понятие учебного творческого проекта по технологии. Проектирование и изготовление личностно или общественно значимых изделий с использованием конструкционных, текстильных или поделочных материалов. Этапы проектной деятельности: поисковый, технологический, аналитический, их содержание. Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.

Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор модели проектного изделия. Подбор материалов, инструментов и приспособлений, технологии выполнения. Выбор формы, цвета, размера изделия. Изготовление проектного изделия. Контроль процесса и качества изготовления изделия. Презентация творческого проекта.

Варианты объектов труда. Творческие проекты, например: приспособление для съема яблок; подставка под горячее; подсвечник; обнова к лету и др.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса (базовый уровень)

Учащиеся должны знать:

что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;

основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;

пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;

особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;

о видах посадок и об уходе за растениями, о видах размножения растений;

что такое текстовая и графическая информация;

какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;

общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций;

назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления; уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;

основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;

виды пиломатериалов;

возможности и умения использовать микрокалькуляторы и ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;

источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;

технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;

принципы ухода за одеждой и обувью.

структуру технологического цикла получения животноводческой продукции; биологические и хозяйственные особенности основных видов сельскохозяйственных животных своего региона и нескольких ведущих пород для каждого вида; общие требования к условиям содержания животных; наиболее распространенные и наиболее опасные болезни сельскохозяйственных животных и меры их профилактики

уметь:

рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическим картам;

обрезать штамповую поросль;

выполнять основные виды работ по уходу за животными в условиях небольших ферм; определять принадлежность кормов к основным группам (грубые, сочные, концентрированные); сравнивать корма различных групп по питательности; с помощью учебной и справочной литературы составлять простые рационы; подбирать корма для замены в рационе; подбирать пары для разведения животных в небольших хозяйствах; определять продуктивность различных видов животных; по внешним признакам определять больных животных; выполнять простые приемы ветеринарной обработки мелких животных (обработка повреждений кожи); производить дезинфекцию животноводческих помещений и оборудования нетоксичными препаратами.

читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;

понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;

графически изображать основные виды механизмов передач;

находить необходимую техническую информацию;

осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;

выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;

соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;

владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);

применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;

набирать и редактировать текст;

создавать простые рисунки;

работать на ПЭВМ в режиме калькулятора.

Должны владеть компетенциями:

ценностно-смысловой;

деятельностной;

социально-трудовой;

познавательно-смысловой;

информационно-коммуникативной;

межкультурной;

учебно-познавательной.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

вести экологически здоровый образ жизни;

использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;

планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену, выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях;

проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.


Тематическое планирование по технологии 5 класс

п.п.

Разделы и темы

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Прим.

1

Вводный урок.Инструктаж по ТБ.

1





Основы аграрной технологии(осенний рериод)(7)





2

Отрасли сельского хозяйства : растениеводство и животноводство.

1




3-4

Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни

2




5-6

Овощные культуры :лук репчатый, морковь и свекла столовая

2




7-8

Обработка почвы под овощные растения.

2





Животноводство(8)





9-10

Биологические особенности и хозяйственные ценности кур, уток, гусей, индеек.

2




11-12

Требование содержания молодняка сельскохозяйственной птицы.

2




13

Правила безопасного труда при работе с сельскохозяйственной птицей.

1




14

Профессия, связанные с получением продукции птицеводства.

1




15-16

Подготовка кормов и кормление. Заготовка дикорастущих растений для подкормки птицы.

2





Черчение и графика(2)





17

Основные сведения о линиях чертежа.

1




18

Понятие об эскизе, техническом рисунке, чертеже.

1





Элементы машиноведения(2)





19

Понятие о механизме и машинах .

1




20

Типовые детали и их соединения.

1





Технология ручной обработки древесины(14)





21

Оборудование рабочего места учащегося и планирование работ по созданию изделий из древесины.

1




22

Древесина как природный конструкционный материал.

1




23

Разметка плоских деталей

1




24

Технология пиления древесины.

1




25-26

Строгание древесины.

2




27-28

Операции и приемы сверление древесины.

2




29-30

Выпиливание лобзиком.

2




31-32

Соединение деталей из древесины.

2




33-34

Отделка изделий из древесины.


2





Технология ручной обработки металлов(12)





35-36

Организация рабочего места для ручной обработки металлов. Назначение и устройство слесарного верстака и тисков.


2




37-38

Виды получения тонколистового металла и проволоки .Правка листового металла и проволоки.

2




39-40

Правка и разметка листового металла и проволоки.

2




41-42

Основные приемы резания, зачистки и гибки тонколистового металла и проволоки

2




43

Операции пробивания и сверления отверстий в тонких металлических листах

1




44

Соединение тонколистового металла фальцевым швом и заклепками

1




45

Устройство сверлильного станка и приемы работы на нем.

1




46

Профессии ,связанные с получением, ручной обработкой металлов сверлением отверстий на станке

1





Электротехнические работы(4)





47-48

Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Монтаж электрической цепи.

2




49-50

Бытовые светильники Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.

2





Технологии ведения дома(4)





51-52

Понятие «интерьер». Оборудование кухни

2




53-54

Уход за одеждой и обувью.

2





Творческая проектная деятельность(8)





55

Обоснование темы выбора творческого проекта

1




56

Построение «звездочки обдумывания». Выбор необходимых инструментов, приспособлений, оборудования.

1




57

Составление технической документации творческого проекта.

1




58

Выполнение технологических операций.

2




59-60

Выполнение технологических операций. Изготовление изделия

2




61

Эколого-экономическое обоснование.

1




62

Разработка рекламы изделия.

1





Основы аграрной технологии(весенний период)





63-64

Защита и презентация творческого проекта.

2




65-66

Способы выращивания овощных культур

2




67-68

Сроки и способы посева семян овощных культур

2




69-70

Виды удобрений, их применение

2






















  1. Занятия по трудовому обучению 5-7. Обработка древесины, металла. М., Просвещение, 1990 г.

  2. Подборка журналов «Школа и производство», за разные годы издания.

  3. Выпиливание лобзиком. Рыженко В.И. Траст пресс, 1999 г.

  4. Столярные работы. Лифарь М.П. . Траст пресс, 1999 г.

  5. Объекты труда. Коваленко, Куленёнок. М., Просвещение 1990 г.

  6. Мастерим из древесины. Рихвк. М., Просвещение 1988 г.

  7. Обработка древесины в школьной мастерской. Рихвк. М., Просвещение 1984 г.

  8. Начинаем мастерить из древесины. Мартенсон. М., Просвещение 1981 г.

  9. Азбука профориентации 21 века. «Рост», Санкт-Петербург, 2001 г.

  10. Справочник по трудовому обучению: обработка древесины и металла, электротехнические и ремонтные работы: 5-7 кл./ под ред. И.А.Карабанова - М.: Просвещение, 1992.

  11. Марченко А.В. Настольная книга учителя технологии «АСТ – Астрель» М.: 2005 г

















Рабочая программа по технологии мальчики 5 класс для сельских школ
  • Технология
Описание:
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии в сельской школе (Технология.Сельскохозяйственный труд). 5 класс. Рабочая программа «Технология» в 5классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:  закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1 (ст.7).  приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9.03.2004 года №1312».  приказа Министерства образования Российской Федерации от 5.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».  программы «Технология в сельской школе» под редакцией В.Д.Симоненко 2008 г.
Автор Мельник Татьяна НИКОЛАЕВНА
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1235
Номер материала 34648
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓