Главная / Биология / Рабочая учебная программа по биологии 5 класс (ФГОС)

Рабочая учебная программа по биологии 5 класс (ФГОС)




















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Биология»

на 2015/2016 учебный год




Класс 5



Составитель: Ильенкова Ю.Б.



















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В рабочей программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Изучение биологии в 5 классе общеобразовательного лицея направлено на достижение следующих целей:

1. В направлении личностного развития:

  • формирование представлений о биологии, как части общечеловеческой культуры, о значимости биологии в развитии цивилизации и современного общества;

  • приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;

  • развитие интереса к биологии и биологических способностей;

2. В метапредметном направлении:

  • развитие представлений о биологии как о науке, создание условий для приобретения первоначального опыта биологического моделирования;

  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для биологии и  являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью;

  • умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;

3.В предметном направлении:

  • овладение биологическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

  • создание фундамента для биологического развития, формирования механизмов мышления, характерных для биологической деятельности;

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);

  • соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;

  • классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;

  • сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения;

  • выявление приспособлений организмов к среде обитания;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Задачи:

  • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности, системой биологических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучении смежных дисциплин;

  • освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой);

  • воспитывать культуру личности, отношение к биологии как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Данная рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основании следующих документов:

- Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 года, №273-ФЗ;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897);

- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1015);

- Федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

- СанПиН  2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации в  общеобразовательных учреждениях” (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 зарегистрированным в Минюсте РФ 3.03.2011 № 19993);

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141 с.

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий лицеистов, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: личностно-ориентированная (педагогика сотрудничества), позволяющую увидеть уровень обученности каждого ученика и своевременно её подкорректировать; технология уровневой дифференциации, позволяющая ребенку выбирать уровень сложности, информационно-коммуникационная технология, обеспечивающая формирование учебно-познавательной и информационной деятельности обучающихся; технология развития критического мышления.

Наряду с традиционными формами обучения используются нестандартные уроки: творческие уроки, биологические диктанты, дидактические игры и др.

Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов контроля: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, домашняя самостоятельная работа, тест, устный опрос, фронтальный опрос.

Формы контроля знаний: контрольные, диагностические, самостоятельные работы, тесты.


Место учебного предмета в учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение «Биология. Бактерии, грибы, растения» в 5 классе отводится 35 часов из расчёта 1 час в неделю.

Домашнее задание предполагает не только выполнение тренировочных упражнений, но и другие формы: домашние контрольные работы, творческие работы в виде сообщений, презентаций, выполнение практических заданий, проектных заданий.

В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.

Резервное время выделено для коррекции усвоения материала наиболее трудных для учащихся тем и проведения диагностических работ.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

в личностном направлении:

  1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;

  2. реализация установок здорового образа жизни;

  3. формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;

  4. понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

  5. реализация теоретических познаний на практике;

  6. понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;

  7. умение отстаивать свою точку зрения; уметь слушать и слышать другое мнение.

в метапредметном направлении:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  2. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

  5. умение получать биологическую информацию из различных источников;

  6. способность определять отношения объекта с другими объектами; анализировать и определять существенные признаки объекта;

  7. умение  сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

  8. способность оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

  9. умение составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы и выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

  10. умение сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

в предметном направлении:

  1. выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессов жизнедеятельности (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение);

  2. приведение доказательств (аргументация) зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами, инфекционных и простудных заболеваний;

  3. объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  4. различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, съедобных и ядовитых грибов;

  5. сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  6. выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;

  7. овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

  8. знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  9. овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Структура дисциплины рассчитана на 35 часов (1 час в неделю)


урока

Содержание учебного материала

Кол-во

часов

Предметные

УУД

Метапредметные УУД

1-6

Тема 1. Введение

6




1,2

Биология - наука о живой природе. Методы исследования в биологии

2

Определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «наблюдение», «эксперимент», «измерение».

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей

Характеризовать основные методы исследования в биологии.


Объяснять роль науки биологии в практической деятельности людей.

Работать с текстом учебника по плану.

Выделять основное содержание в тексте учебника, которое соответствует ответу на поставленные вопросы задания в р\т.

Делать выводы и умозаключения по теме урока.

Соблюдать

правила техники безопасности в кабинете биологии.

Называть и различать лабораторное оборудование.

Испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого.

1

Определять принадлежность биологических объектов к царствам живых организмов.

Описывать по рисунку процесс передачи по цепи питания энергии и вещества

Определять понятия: «обмен веществ», «раздражимость», «рост», «развитие», «размножение», «движение», «дыхание», «питание».

Анализировать признаки живого. Составлять план параграфа.

Решать проблемную и ситуационную биологическую задачу

Уметь слушать и слышать другое мнение

4

Среды обитания живых организмов.

1

Выявлять приспособленность организмов к среде обитания.

Анализировать связи организмов со средой обитания.

Характеризовать среды обитания организмов;

Владеть таким видом изложения текста, как повествование

Работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Уметь отстаивать свою точку зрения

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1

Характеризовать экологические факторы

Отрабатывать навыки работы с текстом учебника

Характеризовать влияние деятельности человека на природу

Анализировать и сравнивать экологические факторы.

Отрабатывать навыки работы с текстом учебника

Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы


6

Обобщающий урок по теме "Введение"


1

Знать о многообразии живой природы, экологических факторах

определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы

Отрабатывать навыки работы с текстом учебника

критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия

Составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы

7-17

Тема 2. Клеточное строение организмов

11



7

Устройство увеличительных приборов.

1

Работать с лупой и микроскопом,

Объяснять устройство микроскопа.

Оформлять результаты лабораторной работы в тетради

Соблюдать технику безопасности при работе с увеличительными приборами

Сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их

Выполнять лабораторную работу под руководством учителя;

Уметь слушать и слышать другое мнение

8-10

Строение клетки.

3

Выделять существенные признаки строения клетки.

Определять понятия: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды


Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

11,12

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.

2

Определять понятия «химический элемент», «вещество», «органические вещества», «неорганические вещества», «простые вещества», «сложные вещества», «белки», «жиры», «углеводы», «нуклеиновые кислоты», «ДНК», «РНК», «минеральные вещества». Объяснять качественный и количественный состав химических веществ клеток.

Объяснять роль минеральных веществ и воды клетки.

Различать органические и неорганические вещества клетки. Составлять схемы, обобщая изученный материал и используя ресурсы Интернета и научную литературу по предмету.


13-15

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие. Деление клетки.

3

Определять понятия: «жизнедеятельность клетки», «питание клетки», «дыхание клетки»,

Знать основные процессы жизнедеятельности клетки


Получать биологическую информацию из различных источников

Работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Уметь слушать и слышать другое мнение

16,17

Понятие "ткань"

2

Определять понятие «ткань».

Выделять признаки, характерные для различных видов тканей.


Работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Составлять таблицы, обобщая изученный материал и используя ресурсы Интернета.

Уметь отстаивать свою точку зрения. аргументировать свою точку зрения


18-24

Тема 3. Царство Бактерии. Царство Грибы.

7



18

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

1

Выделять существенные признаки бактерий.

Характеризовать основные процессы жизнедеятельности бактерий.

Отличать бактерии от других живых организмов.

Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки

Определять существенные признаки бактерий

Уметь отстаивать свою точку зрения

19

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

Определять понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия».

Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека


Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий Решать проблемные биологические задачи.

Выдвигать гипотезы.

Систематизировать полученные знания.

Делать выводы

Уметь слушать и слышать другое мнение

20-24

Царство Грибы

5

Определять понятия: «сапрофиты», «паразиты», «хитин», «грибница», «мицелий» «способы размножения», «бесполое размножение», «половое размножение».

Давать общую характеристику Царству Грибов согласно плану.

Объяснять роль грибов в природе и жизни человека

Выделять основное содержание в тексте учебника, которое соответствует ответу на поставленные вопросы задания в р\т.

Анализировать и сопоставлять информацию из разных источников.

Делать выводы и умозаключения по теме урока

. Проводить лабораторные работы согласно алгоритму.

Сравнивать увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

Ставить цели и задачи исследования.

Выдвигать гипотезы исследования.

Проводить исследования.

Анализировать наблюдения.

Делать умозаключения и выводы.

Уметь отстаивать свою точку зрения

25-35

Тема 4. Царство Растения.

10



25

Разнообразие, распространение, значение растений.

1

Определять понятия «ботаника, низшие, высшие растения, слоевище, таллом»

Выделять особенности низших и высших растений.

Называть основные группы растений.

Характеризовать практическую значимость растений.

Объяснять роль растений в биосфере.

Анализировать признаки высших и низших растений.

Составлять план параграфа.

Использовать методы изучения растительных организмов в своей будущей практической деятельности.

Сравнивать высшие и низшие растения.

Делать выводы.

Уметь слушать и слышать другое мнение

26,27

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания.

2

Выделять существенные признаки водорослей.

Готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Работать с таблицами и гербарными образцами,

Определять водоросли разных отделов.

Оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, делать выводы

28

Лишайники

1

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники».

Выделяют особенности строения и жизнедеятельности лишайников.

Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира

Определять типы лишайников на гербарных экземплярах, виртуальных тренажерах и рисунках

29

Мхи

1

Выделять существенные признаки высших споровых растений. Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности мхов.

Объяснять роль мхов в природе и жизни человека.

Находить представителей на таблицах и гербарных образцах.

Оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, делать выводы


30

Папоротники, хвощи, плауны.

1

Выделять характерные признаки растений данного отдела. Сравнивать разные группы высших споровых растений



Находить представителей на таблицах и гербарных образцах

Составлять схемы классификации разных групп растений

Критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия

Оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради

31

Голосеменные растения

1

Выделять существенные признаков голосеменных растений. Описывать представителей голосеменных по таблицам и гербарным образцам.

Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека.


Выполнять лабораторную работу под руководством учителя, оформлять результаты работы, делать выводы

Уметь реализовывать теоретические познания на практике

32

Покрытосеменные растения

1

Выделять существенные признаки покрытосеменных растений.

Объяснять роль растений в биосфере.

Выполнять лабораторную работу по инструкции

Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения

Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

Оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради

33

Происхождение растений

1

Определять понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты».

Характеризовать основные этапы развития растительного мира.

Давать общую характеристику растительного царства.

Составлять схемы классификации и эволюции растений.


34,35

Обобщающий урок

2

Объяснять и называть причины происхождения того или иного Отдела растений.

Выявлять и показывать преимущества одних растений перед другими

Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира.

Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

Признавать право каждого на собственное мнение



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


Тема 1. Введение (6 часов)

Биология — наука о живой природе Методы исследования в биологии. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. Среды обитания живых организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Обобщающий урок. Пр.р. № 1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений». Экскурсия № 1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных».

Тема 2. Клеточное строение организмов (11 часов)

Устройство увеличительных приборов. Строение клетки. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Пластиды. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Жизнедеятельность клетки: рост, развитие. Деление клетки. Понятие «ткань». Обобщающий урок. Л.р. № 2 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними» Л.р. № 3 «Изучение клеток растения с помощью лупы». Л.р. № 4 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом». Л.р. № 5 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника». Л.р. № 6 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи». Л.р. № 7 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».

Тема 3. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты. Обобщающий урок. П.р. № 8 «Строение плодовых тел шляпочных грибов. Л.р. № 9 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей».

Тема 4. Царство Растения (10 часов)

Ботаника — наука о растениях. Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей. Лишайники. Мхи. Папоротники, хвощи, плауны. Голосеменные растения. Покрытосеменные растения. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Обобщающий урок. Л.р. № 10 «Строение мха» Л.р.№ 11 « Строение спороносящего хвоща». Л.р. № 12 «Строение спороносящего папоротника». Л.р.№13 «Строение хвои и шишек хвойных». Л.р .№ 14 «Строение цветкового растения».


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.

2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2012 г.

3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.

4. Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии. 5 класс. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. 5 класс"/ М.: Экзамен, 2012 г.

5. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

6. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

7. Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

8. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс (электронное учебное издание), ООО «Кириллл и Мефодий», 2004

9. Электронный атлас для школьника. Ботаника 6-7 классы. (электронное учебное издание), Интерактивная линия, 2004

10. Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 1. Отдел Моховидные. Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные. Отдел папоротниковидные. ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006

11. Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 2. Отдел Голосеменные. ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006

12. Биология 6-9 класс (электронная библиотека).


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВА-ТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  • специализированный кабинет биологии

  • биологическая лаборатория

  • мультимедийное оборудование:

  • компьютер

  • цифровой проектор

  • интерактивная доска

  • микроскопы

  • комплект таблиц

  • коллекции, гербарии



ПРИЛОЖЕНИЕ


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Содержание учебного материала

Кол-во

часов

Календарные

сроки

Введение (6 часов)

1

Биология - наука о живой природе. §1 РТ 6-9

1


2

Методы исследования в биологии. Входной контроль. Тест-контроль № 1. §2 РТ 10-14

1


3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. §3 РТ15-18

1


4

Среды обитания живых организмов. §4 РТ19-24

1


5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Тест – контроль № 2. §5 РТ 25-29

1


6

Обобщающий урок. Пр.р. № 1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений».

Экскурсия № 1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных». §1-5

1


Клеточное строение организмов (11 часов)

7

Устройство увеличительных приборов. Л.р. № 2 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними». §6 РТ 30-33

1


8

Строение клетки. Л.р. № 3 «Изучение клеток растения с помощью лупы». §7 РТ 34-39

1


9

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Л.р. № 4 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

1


10

Пластиды. Л.р. № 5 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»

1


11


Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. §8 РТ 40-41

1


12

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. §8 РТ 40-41

1


13

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Л.р. № 6 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи». §9

1


14

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

1


15

Деление клетки. §9 РТ 42-45

1


16

Понятие «ткань». Л.р. № 7 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей». §10

1


17

Обобщающий урок. §6-10 Тест-контроль № 3

1


Царство Бактерии. Царство Грибы. (7 часов)

18

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. §11

1


19

Роль бактерий в природе и жизни человека. Тест-контроль № 4. §12

1


20

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. §13

1


21

Шляпочные грибы. П.р. № 8 "Строение плодовых тел шляпочных грибов". §14

1


22

Плесневые грибы и дрожжи. Л.р.№ 9 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей». §15

1


23

Грибы-паразиты. §16 Тест-контроль № 5.

1


24

Обобщающий урок. Тест-контроль № 6. §11-16

1


Царство Растения (10 часов)

25

Ботаника — наука о растениях. §17

1


26

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. §18

1


27

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей. §18

1


28

Лишайники. §19

1


29

Мхи. Л.р. № 10 «Строение мха». §20

1


30

Папоротники, хвощи, плауны Л.р. № 11 «Строение спороносящего хвоща»

Л.р. № 12 «Строение спороносящего папоротника». §21

1


31

Голосеменные растения. Л.р. № 13 «Строение хвои и шишек хвойных растений». §22

1


32

Покрытосеменные растения. Л.р. № 14 «Строение цветкового растения». §23

1


33

Происхождение растений. §24

1


34

Основные этапы развития растительного мира

1


35

Итоговый урок. Итоговый тест.




ИТОГО:

35




ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Входной контроль. Тест-контроль № 1

Вариант 1

А1. К наукам о природе относится?

1) математика 2) биология 3) история 4)литература

А2. Укажите объект живой природы:

1) камень 2) планета 3) человек 4) Луна

А3. Растения, Бактерии, Грибы, Животные – это…

1) государства 2) царства 3) сообщества 4) виды

В1. Определите растения водоёма

а. кувшинка белая б. кубышка желтая в. ландыш майский г. рогоз

1) абв 2)авг 3) бвг 4) абг

В2. Какие животные НЕ характерны для зоны тундры:

а. песец б. бурый медведь в. соболь г. филин

1) бвг 2)авг 3)абв 4) абг

С1. Почему человек должен охранять живую природу?


Входной контроль. Тест-контроль № 1.

Вариант 2

А1. Биология – это наука:

1)о веществах 2)о явлениях 3)о живых организмах 4)о звёздах.

А2. Укажите объект живой природы:

1) гора 2) спутник 3) ветер 4) растение

А3. Растения, Бактерии, Грибы, Животные – это…

1) государства 2) сообщества 3)царства 4) виды

В1. Определите животных водоёма:

а. хомяк б. цапля в. лягушка г. водомерка

1) абв 2) авг 3) бвг 4) абг

В2. Найди растения тундры:

а. малина б. голубика в. морошка г. ягель

1) абв 2)авг 3) бвг 4) абг

С1. Что такое биосфера?


Тест – контроль № 2. Биология – наука о живом мире.

Вариант 1

Часть А

А1. Наука о живой природе носит название:

1. Физика 2. Химия 3. Биология 4. География 

А2. Какие признаки характерны для всех живых организмов:

1. Активное передвижение

2. Дыхание, питание, рост, размножение

3. Поглощение из почвы растворённых в воде минеральных солей

4. Образование органических веществ из неорганических

А3. Часть клетки, где хранится наследственная информация:

1. Цитоплазма 2. Ядро 3. Вакуоль 4. Клеточная стенка

А4. Молодая клетка отличается от старой тем, что …

1. В ней несколько маленьких вакуолей, ядро прилегает к клеточной

оболочке

2. В ней одна большая вакуоль, ядро прилегает к клеточной оболочке

3. В ней одна большая вакуоль, ядро располагается в центре

4. В ней несколько маленьких вакуолей, ядро располагается в центре

А5. Имя учёного, который первым обобщил биологические знания о

животных, накопленные до него человечеством:

1. Аристотель 2. Теофраст 3. К.Линней 4. Ч.Дарвин

Часть В

В1. К органическим веществам клетки относят:

А) минеральные соли Б) жиры В) белки Г) углеводы Д) воду Е) зола

Часть С

С1. Часть организма, которая выполняет особую функцию и обладает

особым строением называют …….

С2. Какие методы изучения живых организмов применяют в природе, а

какие в лаборатории. Приведите примеры.


Тест – контроль № 2. Биология – наука о живом мире.

Вариант 2

Часть А

А1. Наука о растениях носит название:

1. Ботаника  2. Зоология  3. Биология 4. Микология 

А2. Укажите метод, с помощью которого можно изучать

продолжительность зимней спячки у бурого медведя:

1. Наблюдение 2. Эксперимент 3. Сравнение 4. Моделирование 

А3. Гемоглобин – это …

1. Углевод 2. Сахароза 3. Белок крови 4. Жир

А4. Название наследственного материала в ядре клетки:

1. Хромосомы 2. Хлоропласты 3. Ядрышко 4. Вакуоль 

А5. Имя учёного, который создал первую систему ботанических

понятий:

1. Аристотель 2. Теофраст 3. К.Линней 4. Ч.Дарвин

Часть В

В1. Выберите признаки живых организмов:

А) обмен веществ и энергии Б) раздражимость В) сократимость

Г) размножение Д) поглощение световых лучей

Часть С

С1. Как определить увеличение микроскопа?

С2. Зарисуйте клетку кожицы лука. Подпишите её части. Какую

функцию выполняет клеточная мембрана?


Тест-контроль № 3. Клеточное строение организмов.

Вариант 1

Выберите один правильный ответ.

  1. Живая клетка представляет собой:

  1. простое вещество 3) часть живого организма

  2. сложное вещество 4) часть неживой природы

  1. Полужидкое вещество, которое заполняет клетку, - это:

  1. цитоплазма 3)наружная мембрана

  2. хлоропласт 4) ядро

  1. Женскую половую клетку называют:

  1. хлоропласт 3) нервная

  1. сперматозоид 4) яйцеклетка

  1. При оплодотворении происходит слияние:

  1. Половых клеток 3) хлоропластов

  2. Сперматозоид 4) клеток крови

Верны ли следующие утверждения:

А. Живые клетки дышат и растут.

Б. Внутри клетки человека в цитоплазме расположен хлоропласт.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) неверны оба суждения

Закончите предложения, используя слова из словарика:

  1. Тело растений имеет строение…

  2. При делении из одной клетки получаются…

  3. Живые клетки…

Словарик: А. Две. Б. Дышат. В. Клеточное

Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы,

соответствующие словам в словарике.

Все живые организмы имеют клеточное строение. Каждую живую

клетку покрывает…(1), под ней находится вязкое полужидкое

вещество…(2). У большинства клеток в центре расположено… (3).

Отличие растительных клеток от других живых клеток заключается в

том, что они содержат …(4).

Словарик: А. Цитоплазма. Б Хлоропласт. В. Наружная

мембрана. Г. Ядро


Тест-контроль № 3. Клеточное строение организмов

Вариант 2.

Выберите один правильный ответ.

  1. Клетка, как структура живого организма, была открыта с

  2. помощью:

  1. весов 3) телескопа

  2. мензурки 4) микроскопа

  1. Снаружи живую клетку покрывает:

  1. цитоплазма 3) мембрана

  2. хлоропласт 4) ядро

  1. Мужскую половую клетку называют:

  1. хлоропласт 3) клетка крови

  2. сперматозоид 4)яйцеклетка

  1. Из оплодотворённой яйцеклетки человека развивается:

  1. клетка половая 3) хлоропласт

  2. сперматозоид 4) зародыш организма

Верны ли следующие утверждения?

А. Живые клетки питаются и делятся.

Б. Яйцеклетка курицы – это желток куриного яйца.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) неверны оба суждения

Выберите три верных ответа. Клетки растительного организма

включают:

  1. сперматозоид 4) корень

  2. хлоропласт 5) цветок

  3. цитоплазму 6) ядро

Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы,

соответствующие словам в словарике.


Если рассмотреть стебель растения с помощью микроскопа, то можно обнаружить … (1), основное содержимое которых заполняет вязкая полужидкая масса … (2). Ограничивает и защищает ядро и органоиды от внешних воздействий … (3). В процессе питания растительных клеток принимает активное участие органоид зелёного цвета … (4).


Словарик: А. Наружная мембрана. Б. Хлоропласт. В. Клетки. Г. Цитоплазма


Тест-контроль № 4. Бактерии.

Вариант 1

Выберите один правильный ответ.

  1. Одноклеточные организмы объединены в царство:

  1. грибов 3) растений

  2. бактерий 4) животных

  1. Оформленное ядро отсутствует в клетке:

  1. грибов 3) бактерий

  2. растений 4)животных

  1. Жгутик бактерий представляет собой органоид для:

  1. передвижения

  2. запасания белка

  3. размножения

  4. перенесения неблагоприятных условий

  1. Споры бактерий служат для:

  1. питания 3) размножения

  2. дыхания 4) перенесения неблагоприятных условий

Верны ли следующие утверждения?

А. Самородная сера и природный газ образовались в результате

деятельности бактерий.

Б. Болезнетворные бактерии поражают только тело человека и не

встречаются в организме растений и животных.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) неверны оба суждения

Заполните таблицу, используя слова и предложения из словарика.

Строение бактериальной клетки


Части бактериальной клетки

Значение частей клетки

Жгутик


Нуклеиновая кислота


Оболочка



Словарик: А. Служит для передвижения. Б. Защищает содержимое

клетки. В. Содержит наследственную информацию.

Тест-контроль № 4. Бактерии.

Вариант 2.

Выберите один правильный ответ.

  1. Самые древние обитатели нашей планеты – это:

  1. грибы 3) бактерии

  2. растения 4) животные

  1. Наследственный материал клетки расположен непосредственно в

цитоплазме у:

  1. грибов 3) бактерий

  2. растений 4) животных

  1. Бактериальную клетку от окружающей среды отделяет:

  1. цитоплазма 3) ядерная оболочка

  2. жгутик 4) наружная мембрана

  1. Бактериальные клетки размножаются:

  1. спорами 3) участками цитоплазмы

  2. жгутиками 4) делением клетки

Верны ли следующие утверждения?

А. Бактериальные клетки могут иметь различную форму.

Б. Кефир получают, используя бактерии брожения.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4)неверны оба суждения

Заполните таблицу, используя слова и предложения из словарика.


Жизнедеятельность бактериальной клетки

Процесс жизнедеятельности бактерий

Как осуществляется

Передвижение


Перенесение неблагоприятных условий


Размножение



Словарик: А. Путём деления надвое. Б. С помощью жгутика.

В. В виде спор.


Тест-контроль № 5. Грибы.

Вариант 1

Выберите один правильный ответ.

  1. Биологи объединяют все грибы в систематическую группу:

  1. род 3) царство

  2. отдел 4) семейство

  1. Основная часть гриба боровика – это:

  1. корень 3) споры

  2. стебель 4) грибница

  1. Грибы размножаются с помощью:

  1. спор 3) семян

  2. гамет 4) спермиев

  1. Плесневый гриб пеницилл человек использует для получения:

  1. продуктов питания

  2. красителей

  3. лекарств

  4. одежды

Верны ли следующие утверждения?

А. Грибы размножаются спорами или участками грибницы.

Б. Между корнями дерева и грибницей шляпочного гриба

устанавливается взаимосвязь.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) неверны оба суждения



Тест-контроль № 5. Грибы.

Вариант 2

Выберите один правильный ответ.

  1. Плодовое тело подосиновика образуется:

  1. грибницей 3) побегом

  2. корнями 4) стеблем

  1. Плодовое тело гриба подберёзовика состоит из:

  1. корней 3) почек

  2. побегов 4) шляпки и ножки

  1. Плесень, или белый налёт, на хлебе образует:

  1. шляпочный гриб 3) дрожжи

  2. гриб мукор 4)бактерии

  1. Пекарские дрожжи представляют собой:

  1. бактерии 3) растения

  2. грибы 4) животных

Верны ли следующие утверждения?

А. Дрожжи размножаются семенами.

Б. Грибы превращают остатки мёртвых тел в минеральные вещества

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) неверны оба суждения



Тест-контроль № 6 «Царства Бактерии и Грибы».

Начало формы

Конец формы

1. Это многочисленные и разнообразные организмы. Имеют различные формы. Среди них есть подвижные и неподвижные. При движении используют жгутики (один или несколько).

а) водоросли

б) бактерии

в) животные

2. Клетки этих организмов содержат от одного до нескольких ядер. Кроме ядер, в них имеются и другие структурные компоненты: митохондрии, лизосомы, ЭПС…

а) бактериальная

б) растительная

в) дрожжевая

3. Эта клетка одета в особую плотную оболочку. Часто поверх клеточной стенки у неё вырабатывается дополнительный защитный слой слизи – капсула – предохраняющая клетку от высыхания.

а) растительная

б) бактериальная

в) грибная

4. Эти бактерии поселяются в клетках молодых корней, что приводит к образованию на корнях утолщений. На растениях, какого семейства образуются такие утолщения?

а) бобовые (мотыльковые)

б) сложноцветные (астровые)

в) злаковые (злаки)

5. Во время этого процесса бактериальная клетка претерпевает ряд биохимических процессов. В ней уменьшается количество свободной воды, снижается ферментативная активность, что обеспечивает устойчивость к неблагоприятным условиям среды.

а) митотическое деление

б) образование спор

в) обмен веществ

6. При благоприятных условиях среды этот процесс у многих бактерий происходит через каждые 20-30 минут.

а) размножение (деление)

б) питание

в) дыхание

7. В системе органического мира они занимают особое положение, представляя отдельное царство, наряду с царствами животных и растений. Они лишены хлорофилла, и поэтому питаются готовыми органическими веществами. Оболочки их клеток содержат хитин.

а) бактерии

б) грибы

в) водоросли

8. Процесс, при котором клетка гриба выделяет наружу вещества, разрывающие молекулы органических веществ на части.

а) дыхание

б) выделение

в) питание

9. Грибницу этого гриба в виде тончайших белых гифов можно обнаружить на залежавшемся хлебе. Что это за гриб?

а) мукор

б) головчатая плесень

в) оба ответа правильные

10. Представитель плесневых грибов, грибница которого состоит из гифов, разделённых поперечными перегородками на клетки.

а) пеницилл

б) сизая плесень

в) оба ответа правильные

11. Одноклеточные неподвижные организмы овальной или удлинённой формы, размером 8-10 мкм. В клетках накапливается волютин. Размножаются почкованием.

а) кишечнополостные

б) дрожжевые грибы

в) почконосные растения

12. Нижний слой шляпки трубчатого гриба состоит из многочисленных трубочек. На стенках трубочек развиваются многочисленные клетки, с помощью которых грибы размножаются.

а) споры

б) зёрна

в) семена

13. Съедобный гриб, образующий микоризу с елью.

а) белый

б) груздь

в) сыроежка

14. Ядовитый гриб, образующий микоризу с сосной.

а) моховик жёлто-бурый

б) мухомор красный

в) польский гриб

15. Несъедобный гриб.

а) бледная поганка

б) опёнок

в) сыроежка


Итоговый тест – контроль.

1 вариант

Часть А. Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных

А1. Наука о живой природе носит название

а) физика б) биология в) химия г) география

А2. Основная часть микроскопа

а) тубус б) штатив в) предметный столик г) зеркало

А3. Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название

а) разглядывание б) наблюдение в) измерение г) экспериментирование

А4. Самой крупной группой классификации является

а) вид б) царство в) род г) класс

А5. К неклеточным формам жизни относятся

а) бактерии б) вирусы в) простейшие г) дрожжи

А6. Из какого гриба удалось выделить вещество, убивающее бактерии (антибиотик)

а) мукор б) мухомор в) пеницилл г) дрожжи.

А7. Воздействие человека на природу это фактор

а) антропогенный б) биотический в) абиотический г) биологический

А8. Дождевой червь обитает

а) в наземно – воздушной среде б) в почвенной в) в водной г) в телах других организмов

А9. Самый близкий предок современного человека - это

а) неандерталец б) австралопитек в) кроманьонец г) человек умелый.

А10. Человек полностью истребил

а) зубра б) амурского тигра в) дронта г)китовую акулу.

Часть В.

В1. Выбери три правильных утверждения из шести предложенных

а) Клетка бактерии состоит из оболочки, цитоплазмы и ядра

б) Клетка бактерии не имеет ядра

в) Грибы – это растения

г) Грибы и Растения – разные царства природы

д) Тело водоросли состоит из корня и побега.

е) Животных делят на беспозвоночных и позвоночных


В2. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов


ОРГАНИЗМЫ

НАУКИ

А) шиповник

Б) жаворонок

В) собака

Г) берёза

Д) лиственница

Е) паук-крестовик

1) ботаника

2) зоология


Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв цифры:

А


Б


В


Г


Д


Е















В3. Расставьте виды человека в хронологическом порядке их возникновения

А. Человек разумный

Б. Человек прямоходящий

В. Австралопитек

Г. Человек умелый

Ответы внесите в таблицу:







Часть С. Объясните (дайте развернутый ответ на вопрос)

С1. Почему лесные растения (берёза, ель, осина) лучше приживаются, если их сажают вместе с грибницей шляпочных грибов?

С2. Каким образом человек стремится восстановить разрушенные им природные богатства?


Итоговый тест – контроль.

2 вариант

Часть А. Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных

А1. Клетку окружает и отделяет от внешней среды

а) вакуоль б) ядро в) цитоплазма г) клеточная мембрана

А2. К прокариотам относятся

а) бактерии б) лишайники в) простейшие г) дрожжи

А3. Научный метод исследования, не предполагающий никаких манипуляций по отношению к нему, называется
а) наблюдением б) рассматриванием г) экспериментированием д) измерением

А4. Основная и наименьшая единица классификации

а) класс б) царство в) вид г) род

А5. Ядро отсутствует в клетках

а) растений б) простейших в) грибов г) бактерий

А6. Зелёный пигмент хлорофилл находится в клетках

а) амёб б) растений в) грибов г) крокодилов

А7. Каков отличительный признак лишайников

а) сожительство гриба и корня растения б) обитание в организме хозяина

в) сожительство гриба и водоросли г) размножение спорами

А8. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию

а) потребителя б) производителя в) «разлагателя» г) хищника.

А-9. Современные люди относятся к виду

а) Человек умелый б) Человек прямоходящий в) Человек разумный г) Человек современный

А10.Территория, на которой запрещена любая деятельность людей

а) зоопарк б) берёзовая роща в) лесопарк г) заповедник

Часть В.

В1. Выбери три правильных утверждения

а) Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы

б) Растения поглощают только готовую пищу

в) Грибы, растения и животные – многоклеточные организмы

г) Тело простейших состоит из многих клеток

д) Простейшие – одноклеточные организмы

е) Тело цветкового растения состоит из побега и корня


В2. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов


ОРГАНИЗМЫ

Среда обитания

А) окунь

Б) крот

В) сорока

Г) медуза

Д) заяц

Е) дождевой червь

1) наземно-воздушная

2) водная

3) почвенная


Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв цифры:


А


Б


В


Г


Д


Е















В3. Установите последовательность звеньев цепи питания

А) ястреб-перепелятник

Б) гусеница

В) синица

Г) лист растения


Ответы внесите в таблицу:








Часть С. Объясните (дайте развернутый ответ на вопрос)

С1. Почему зеленый кузнечик имеет такую окраску.

С2. По каким причинам растения и животные становятся редкими.



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:

  • полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

  • раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятий и использованы научные термины, ответ самостоятельный, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, в обобщениях из наблюдений, опытов.

Отметка «3»:

  • усвоено основное содержание учебного мате­риала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

  • основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.


Оценка практических (лабораторных) работ

1. Оценка умений ставить опыты

Отметка «5»:

  • правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

  • правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при зак­ладке опыта допускаются; 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

  • правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.

Отметка «2»:

  • не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.

Отметка «1»:

  • полное неумение заложить и оформить опыт.

2. Оценка умений проводить наблюдения (экскурсия)

Учитель должен учитывать:

  • правильность проведения наблюдений;

  • умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «5»:

  • правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

Отметка «4»:

  • правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные признаки; допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «3»:

  • допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдения по заданию учителя; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «2»:

  • допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «1»

  • не владеет умением проводить наблюдения.


Оценка выполнения тестовых заданий

Тест из 10–15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20–30 вопросов используется для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала.

  • 90 – 100 % правильных ответов – оценка «5»,

  • 76 – 89 % правильных ответов – оценка «4»,

  • 51 – 75 % правильных ответов – оценка «3»,

  • меньше 51% правильных ответов – оценка «2».


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Отметка «5»:

  • ученик правильно выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Отметка «4», ставится если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Отметка «3», ставится если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии трех-пяти недочетов.

Отметка «2», ставится если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.











































Рабочая учебная программа по биологии 5 класс (ФГОС)
  • Биология
Описание:

Рабочая учебная программа по дисциплине «Биология» на 2015/2016 учебный год. В соответствии с ФГОС 2 поколения. Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141 с.

Автор Ильенкова Юлия Борисовна
Дата добавления 26.08.2015
Раздел Биология
Подраздел Планирования
Просмотров 4330
Номер материала MA-060485
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓