Главная / История / Рабочая тетрадь по краеведению "Кольский край в древности"

Рабочая тетрадь по краеведению "Кольский край в древности"









Рабочая тетрадь

по истории Кольского Севера.

"Кольский край в древности"
















Автор: Махова Анна Григорьевна

учитель МБОУ СОШ № 23 г.Мурманска

















Мурманск



Зайцы снежные там скачут,

Ледяные там медведи

На вершинах снежных ходят

По горам из снега бродят.

Там и лебеди из снега.

(карело-финский эпос «Калевала»)


Страшным местом изображена в Калевале, в древнем карело-финском эпосе, Кольская земля. А каким же был Кольский край в древности?

Юные северянин, помочь разобраться Вам в этом вопросе помогут материалы рабочей тетради «Кольский край в древности».

Кольская земля – частица нашей великой Родины. Каждый человек любит и дорожит краем, где он родился и вырос, знает историю своего родного края.


hello_html_m42385d4d.jpg


1 Кольский полуостров долгое время был покрыт гигантским ледником.

Толщина его доходила до…

1) 1,5 км 2) 2-х км 3) 1 км 4) 4-х км

Укажите правильный ответ.


2. Из Атлантики к берегам Мурмана прорвалось теплое течение

Гольфстрим, которое ускорило таяние льдов на Севере:

1) около 20 тысяч лет назад 3) около 10 тысяч лет назад

2) около 15 тысяч лет назад 4) около 5 тысяч лет назад


3. Потепление на Севере наступило:

1) во 2 тысячелетии до н.э. 3) 800 лет до н.э.

2) в 1 тысячелетии до н.э. 4) 1500 лет до н.э.


4. Расселение людей по Кольскому Северу происходило в период:

1) 7 – 6 тыс.лет до н.э.

2) 8 тыс.лет до н.э.

3) 5- 4 тыс.лет до н.э.

4) 7 тыс.лет назад Укажите правильный ответ.




5. Какие природно-климатические условия Севера благоприятствовали

появлению первобытных людей на Мурмане?

1) Теплое течение Гольфстрим.

2) В реках и озерах много рыбы и водоплавающей птицы.

3) Теплый климат.

4) Жаркое продолжительное лето.


hello_html_2082e56e.jpg


6. Назовите ученого с мировым именем, исследователя

Археологических памятников Кольского Севера.

______________________________________________________________


7. Укажите название научных трудов Н.Н.Гуриной,

посвященных культуре и быту первобытных людей Кольского

Севера.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________


8. Проанализируйте текст, ответьте на вопросы, заполните таблицу.


Кольский полуостров в силу своего окраинного положения, сурового климата и относительно слабой заселенности при этом полукочевым народом значительно позже других областей России стал предметом археологических изысканий.

Сама мысль о существовании здесь в древности населения казалась нереальной. Не исключено также, что на это оказал известное влияние и вывод первого исследователя Д.И. Кельсиева. Совершив путь вдоль северо-восточной границы п-ва летом 1877 г. с целью сбора материала для первой антропологической выставки в Москве и изучения Русской Лапландии, он сделал следующий вывод: "От Сосновки к северу берегом ехал с лопарями и по лопарям и только последние 150 верст перед Колою делаю на пароходе. Кроме каменных куч и двух несомненных чудских ям, круглых и воронкообразных (4 сажени диаметром), у Поноя доисторических древностей берег не представляет. После всех изысканий могу с убеждением сказать, что их здесь нет".




Впервые о каменных лабиринтах (вавилонах) упоминается в XVI в., в записях русских послов С.Г. Звенигородского и Г.В. Васильчикова, побывавших в северо-западной части Кольского п-ва в связи с переговорами об установлении шведской границы. Ими было записано предание о сооружении

лабиринта в Валитовой губе (Варангер-фиорд) и упоминание о лабиринте у с. Кола (уничтоженного в 1852 г. при строительстве Кольского острога). О каменном лабиринте в бухте Виловатой (в р-не р. Умба) сообщил впервые Еер, Обследование же понойских лабиринтов в 1901 г. произвел К.П. Рево.. Подробное описание лабиринта близ г. Кандалакши было опубликовано С. Дурылиным в 1913 г.

Таким образом, дореволюционный период охарактеризовался лишь скудными сведениями, касающимися исключительно наземных памятников - каменных лабиринтов и остатков жилищ на саамских стойбищах.

Первые сведения об археологических материалах со стоянок и могильника относятся к 30-м годам нашего столетия. Большую ценность представили изыскания Имандровской экспедиции Мурманской биологической станции, обнаружившей в процессе своих исследований в 1925 г. погребения на Б. Оленьем острове. Сотрудники экспедиции Г.Д. Рихтер и С.Ф. Егоров раскопали 2 погребения. В 1928 г. А.В. Шмидт произвел там же раскопки. Это были первые работы, произведенные специалистом археологом. Было обнаружено 13 новых погребений.

Кроме раскопок на Б. Оленьем о-ве А.В. Шмидт произвел раскопки на левов берегу р. Варзуги, против с. Кузомень, где обнаружил 11 стоянок эпохи каменного века в районе оз. Гагарье и на побережье самой Варзуги. Было найдено значительное количество грузил для сетей. В последующие годы раскопки Оленеостровского могильника производил А.В. Ципленков. В 1934-1935 гг. в связи с геологическими изысканиями в южной части Кольского полуострова Г.И. Горецкий обнаружил 9 неолитических стоянок на побережье р. Нивы .Огромное принципиальное значение имели работы, предпринятые геологом Б.Ф. Земляковым в 1935 г. Его экспедиция исследовала Рыбачий п-ов, где была найдена стоянка арктического палеолита В 1937 г. к исследованию Рыбачьего п-ва присоединились группы геологов И.И. Краснова и С.В. Яковлева... Было доказано существование на Кольском п-ве памятников разных эпох: арктического палеолита (мезолита), неолита и раннего металла..

Перерыв в изучении древней истории Кольского полуострова длился с 1937 до 1946 г. - когда к работе приступила археологическая экспедиция Ленинградского отделения Института

археологии АН СССР под руководством автора данного обзора.

Это были первые послевоенные годы, тяжелые для страны, что определяло финансирование экспедиции. Однако за это время удалось сделать немало. В 1946 г. было обследовано южное

побережье (район Кандалакши) - Колвицкое озеро, р. Умба, изучен кандалакшский лабиринт, открыт умбинский лабиринт и найдены окружающие его стоянки, стоянки на Колвицком озере, на р. Ниве. В 1947 г. обследовалось северное побережье полуострова (от Титовки до Йоконги). Найдены стоянки различных эпох, в основном неолитические: в Титовке, Ура-губе, р. Коле, Туломе, Вороньей, Оленке, Захребетном, Харловке, на Иоконьгском озере. В течение двух сезонов (1947-1948) раскапывался Оленеостровский могильник, вблизи пос. Полярное открыты 2 стоянки (Екатерининская I и II), а также обнаружены и изучены лабиринты и расположенные вблизи них стоянки - Харловка, на тоне Вящина и Трящина.

Таким образом, второй период исследования, несмотря на его относительную краткость, характеризовался целеустремленностью. Однако, по ряду причин работы пришлось приостановить до 1964 г., когда в связи со строительством Патсойокской ГЭС появились ассигнования на археологические исследования. И хотя финансирование было очень ограниченным, а зона затопления протянулась всего лишь на 17 км от правого берега р. Патсойоки (южнее г. Никель), все же удалось открыть 3 стоянки каменного века, а на одной из них произвести небольшие раскопки .




В 1969 г. возобновили исследование Кольского п-ва и с тех пор вели его без перерыва в течение 14 лет. Иные финансовые возможности позволили увеличить количество участников экспедиции и продолжительность работ. В них приняли участие специалисты археологи. Чрезвычайно

существенным следует считать научное содружество с геологами, палеоботаниками, палеозоологами, физиками, что обеспечило более высокий уровень исследования. Так, в течение ряда лет экспедиции проводились совместно с геологами Кольского филиала АН СССР, возглавляемыми Б.И. Кошечкиным, что дало многое для нашего понимания геологической ситуации памятников, определения их высотного положения с помощью инструментальной съемки, а следовательно, и их возраста. При исследовании поселений Маяк и Маяк II обнаружено огромное количество костей морских и сухопутных животных, рыб и птиц в сопровождении орудий морского промысла, что позволяет теперь достаточно обоснованно охарактеризовать формы хозяйства. В южной и центральной частях п-ва сотрудники Карельского филиала АН СССР Ю.А. Титов, Г.А.Панкрушев, П.Э.Песонен,
А.В. Анпилогов исследовали отдельные памятники на р. Ниве, на оз. Колвицком, Ловозере, часть которых была ранее открыта нами. Подводя краткие итоги археологического изучения Кольского полуострова, можно сказать следующее: к началу работ экспедиции ЛОИА (1946 г.) здесь были известны лишь в полной мере единичные памятники эпохи мезолита (Рыбачий п-ов), неолита (Пинозеро, Кузомень), раннего металла (несколько погребений Оленеостровского могильника) и 3 лабиринта (кандалакшский и 2 понойских), что, естественно, не позволяло составить сколько-нибудь правильные представления об эпохах и тем самым о развитии культуры в целом.

Полученные материалы дают возможность воссоздать основные этапы развития древней культуры населения этого, во многом своеобразного, региона.

Публикуется по книге Н.Н.Гурина,

"История культуры древнего населения Кольского полуострова". С-Пб. 1997 г.





























л Этапы археологического

исследования

Кольского пол-ва


Ученые, принявшие участие в экспедициях археологического исследования

Кольского пол-ва


Результаты и итоги

археологических

исследований

Кольского пол-ва


1.Дореволюционный

период







2. 1925 -1937 гг





3. 1946 – 1948 гг






4. 1969 – 1983 гг











9. hello_html_m696fc492.png



Нанесите на контурную карту памятники первобытной эпохи на

Кольском полуострове.:

hello_html_m66f482ed.gif

- места первых стоянок древних жителей края


hello_html_m66a1240a.gif

- лабиринты (вавилоны)


hello_html_1c5de547.gif

- сейды




hello_html_m6d209e09.gif

- петроглифы

hello_html_4859321.png10. Проанализируйте документ и ответьте на вопросы.

«В 3-х км от города Полярного в Кольском заливе находится Большой Олений остров, на котором первобытные люди хоронили умерших сородичей. В 1928 году Оленеостровский могильник изучал археолог

А.В.Шмидт. Он вскрыл 11 погребений древних лапландцев. В раскопанной первой могиле лежал мужчина в деревянной колоде; в правую его руку вложен кремневый кинжал, в левую – костяной гарпун, каким били морских зверей; под головой у умершего – костяной нож для бытового пользования и костяные лощила для выделки шкур, роговой гребень для расчесывания волокон, две тонкие костяные иглы, кинжал с резным орнаментом, кремневый наконечник стрелы, пять скребков, отщепы из кварца и кремнистого сланца, пластинка из клыка бобра, куски глиняного сосуда, птичьи кости».

И.Ф.Ушаков. Аборигены Кольского Севера. Древние кильдинцы.

«Советский Мурман», 1993, №156.



hello_html_12a968a7.png


11.


Прочитайте фрагмент из документа и ответьте на вопросы.


Маяк 2 – поселение первобытных людей на восточном Мурмане, близ

Дроздовки, существовавшее четыре тыс.лет назад. Найдено множество

бытовых предметов, фигурок животных, формочки для литья бронзовых

топориков, костные остатки ластоногих и сухопутных зверей.

Замечательны три скульптуры белого медведя – две из мыльного камня

и одна из рога: изображения очень реалистичны. В 1980 году найдены

еще две маленькие великолепно исполненные фигурки животных из

моржового клыка, судя по величине и отверстиям,- подвески-амулеты.

Гурина Н.Н. История культуры древнего населения Кольского полуострова. СПб, 1997г. Стр. 85-89


1) Прочитайте тексты документов 11 и 10, сравните предметы, найденные в

двух могильниках: в чем сходство, в чем различие? Чем объясняются

различия?

________________________________________________________


________________________________________________________


2) Определите к какому веку относятся древние захоронения.


_______________________________________________________


_______________________________________________________


3) По набору орудий труда, осколков глиняной посуды определите основные

занятия древних жителей Кольского полуострова?


_______________________________________________________


_______________________________________________________


4) Почему Н.Н.Гурина назвала поселение Маяк-2 уникальным не только

для Кольского полуострова, но и всего Севера Европы?

______________________________________________________


______________________________________________________


______________________________________________________


5) Изложите суждения о роли первобытного искусства в истории

Кольского Севера, России, Всемирной истории.

_________________________________________________________


_________________________________________________________

6) В чем заключается значение изучение древнейших поселений на

Кольском полуострове для исторической науки?

________________________________________________________


________________________________________________________






hello_html_m492bffc8.jpg

.hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m13a61b2e.gifhello_html_77d0fd73.gif

1hello_html_m2a7690f7.gif1.Оленеостровский могильник – археологический памятник первобытной эпохи (1тыс.до н.э.). Изучался в 1928 году .В.Шмидтом, в 1947-1948 гг Н.Н.Гуриной. Наиболее интересные находки – медный наконечник копья и шаманская колотушка для бубна. По извлеченному здесь человеческому черепу М.М.Герасимов создал скульптурный портрет молодой женщины – протолопарки. В Оленеостровском могильнике обнаружена небольшая вырезанная из кости голова лося. Древний мастер сумел передать характерные особенности облика животного: горбинку на морде, отвислость нижней губы, приподнятые настороженные уши.

Лит. КЗ, с 12-15 Шмидт А.В. Древний могильник на Кольском заливе //

Кольский сборник, Л., 1930.


1) Предположите, кем мог быть древний лапландец, обладатель колотушки в

родовом коллективе?

2) О возникновении каких верований говорит эта находка?

3) Какие предметы свидетельствуют о религиозных

верованиях древних саамов? Как называют такую религию?

4) Можно ли утверждать, что древние жители Кольского

полуострова занимались искусством?

Свой ответ аргументируйте.

____________________________________________________________


____________________________________________________________

____________________________________________________________









12 Плато сейдов"


Комплексы сейдов, по расположению часто именуемые "плато сейдов", являются уникальными мегалитическими памятниками Кольского полуострова. Характеризуя признаки арктических комплексов мегалитов можно выделить несколько аспектов. Самый главный признак - условия расположения, здесь существует как высотная, так и географическая привязка, далеко не на всякой высокой сопке можно найти скопления сейдов. Хотя определенную систему географического расположения выявить не удалось она явно есть. Кроме этих факторов существуют и ландшафтные особенности - среди комплексов сейдов почти всегда встречаются верховые озера, либо водоемы расположены поблизости от камней. Количество сейдов в комплексах варьируется в пределах от двадцати до нескольких сотен. Кроме собственно сейдов в комплексах почти всегда встречаются сопутствующие конструкции - каменные круги, "жертвенники", камни поставленные на камни(часто острием вниз или вертикально), ряды камней а также трещины в скалах забитые камнями. Разнообразие конструкций, продуманность по отношению к ландшафту и установленные валуны весом в десятки тонн позволяют отнести "плато сейдов" к следам довольно развитой древней культуры. По насыщенности мегалитами Кольский полуостров (и близлежащие районы Карелии) являются вторым после северного Кавказа "мегалитическим" регионом европейской России. Комплексы сейдов встречаются от горы Воттоваара в Карелии до полуострова Рыбачий, вероятно охватывая всю территорию Кольского полуострова. Наиболее известны комплексы на островах Кузова и в национальном парке Паанаярви. В отличии от одиночных сейдов, которые могли быть установлены в любую эпоху при минимуме усилий плато "сейдов" выделяются своей сложностью и древностью. О природном происхождении комплексов из сотен сейдов, объединенных множеством соотносящихся признаков не может быть и речи. Несомненно сейды являются безмолвными остатками обширной и загадочной культуры мегалитов доисторических эпох...

Ниже представлены фотографии сделанные на "плато сейдов" в разных частях Кольского полуострова летом 2004года.

Афанасьев С.А. Журнал «Северный Альманах» №4 2004г. стр. 18-22
















hello_html_66fafb17.jpghello_html_m19b53c1d.jpg

Все три опоры сейда из камней разного Визуально неустойчивожение– одно

цвета. из «фирменных» признаков древних

сейдов

hello_html_5546b8e5.jpg

Трещины забитые камнями - - жертвы духам подземной







Проанализируйте документ и ответьте на вопросы.

«Сейды были не что иное, как простые камни, которым поклонялись… Им приносили жертвы. Приносили их для того, что бы они способствовали хорошему улову, удачной охоте, давали хорошую погоду и т.п. Жертвоприношения совершались около самих сейдов. Само место, где стоял священный камень считалось святым…»

Николай Харузин «Сейды и русские лопари» 1890г. Мурман – край Российский «Современник» – М., 1985, стр. 62


1) Соотнесите основные элементы ранних религиозных верований у славян

и саамов?

______________________________________________________________


2) Сохранились ли в настоящее время у саамов элементы

языческих обрядов? Посети краеведческий музей, составьте рассказ

о религиозных верованиях саамов.



13. Установить соответствие между понятиями, терминами и их

определениями.


1) Вавилоны а) священные камни у лопарей, по их

верованиям «обиталище хозяев

местности»


2) Сейды б) местное название каменных кладок-

лабиринтов. На Кольском

полуострове отмечены близ

Кандалакши, Умбы, Поноя,

Дроздовки. Назначение загадочно.

3) Петроглифы в) грубые толстостенные сосуды раннего

неолита. Имеют сходства с сосудами

первобытных племен верхней Волги.


4) Ямочно-гребенчатая керамика г) рисунки первобытных людей, битые

на камнях.


5) Асбестовая керамика д) тип глиняной посуды первобытной

эпохи, особенностью которой является

добавка в глину мелкотолченого

асбеста, отчего сосуды становились

более прочными.


14. Установите соответствия между местонахождением и датами обнаружения

петроглифов на Кольском полуострове.


1) Петроглифы в среднем течении а) 1979

реки Поноя, в урочище Чальмны-Варрэ



2) Петроглифы возле рек и Зубовка на б) 1997

правом берегу реки Майкаю


3) Петроглифы на береговой скале в) 1973

Канозера.

г) 1977



hello_html_m3ef41fda.jpg15.


Интересными памятниками первобытной культуры на

территории Кольского полуострова являются лабиринты

(вавилоны), концентрические ряды камней, выложенные на

земле обычно в виде подковы и создающие замысловатые,

запутанные ходы.

1) Какие существуют предположения ученых о целях

сооружения лабиринтов на Кольском Севере?

Какова Ваша гипотеза?


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________








hello_html_f1caa22.jpg



Для самобытной религии саамов характерны три ее признака: магия, фетишизм, анимизм. Правда, перечисленные элементы являются основными для любой религии.


Саамский фольклор, из которого мы черпаем сведения о древнейших верованиях, а равно и предания населения, насыщены образами множества колдунов. В каждом крупном селении еще недавно могли указать на 5-7 человек обоего пола, умеющих колдовать. Они именно "умеют колдовать", также, как умеют хорошо стрелять, ловить рыбу или изготовлять прочную корежу. Колдовство их не удивляет остальных, так как колдовать способен каждый, если его по дружбе этому научат или хитростью выведает приемы.


Большинство известных нам колдовских приемов основано на понятии о симпатическом сродстве явлений. В период, предшествовавший приручению дикого оленя, важнейшим орудием охотничьей магии являлись рога диких оленей или "чуэрвь-гарты". Облюбовав себе место в районе охотничьих владений селения, охотник сносил сюда рога убитых им оленей и ставил в два параллельных ряда так, как рога должны были стоять у бегущих один за другим оленей.


Наряду с магией воображение древних саамов привлекают к себе сейды-фетиши. На вопрос, что означает сейд, современные саамы дают весьма неопределенные ответы: "Это камень такой, как будто человек"; "Сейдом у нас раньше считали такие камни, как будто в них что-то было"; "Глупые были, вот и молились сейдам. Камень и камень, ничего в нем нет. Однако, хорошо помогали: и рыб, и зверя, и птиц помногу доставали".

Наконец, третьим элементом верований саамов является одухотворение сил природы – солнца, луны, облаков, грома, северного сияния и т.д.

Отражение анимистических представлений о природе мы находим также в фольклоре саамов России и некоторых материальных атрибутах как олицетворение, по-видимому, изображения солнца, кольцеобразные подвески на поясах и предпочтение белого, солнечного цвета в оленях.


По мере развития анимистических представлений и усложнения общественных отношений сознание саамов населяет окружающую природу различными духами. Первоначально это – зооморфные духи хозяйки и хозяина. Оленям и пастбищам покровительствует Луот-хозик – "ходит на ногах, как человек, и лицо человеческое, только вся в шерсти, как олень". В связи с магией и анимизмом среди саамов были широко распространены понятия об антропоморфизме и зооморфизме или возможности перевоплощения людей в животных. Стремясь избежать голода, старик превращается в медведя и проводит зиму в берлоге; колдуны и колдуньи в ряде случаев оборачиваются в оленей, в собак, волков и даже рыб. Современный вариант ранее приведенной сказки о смерти Няла гласит, что он помешался, вообразил себя глухарем и полез на сосну. Весьма вероятно, что по более древним вариантам Нял принял образ

глухаря.

Были ли у саамов личные духи-оберегатели, т.е. онгоны, трудно установить. От екостровских саамов мне приходилось слышать рассказы о том, что у некоторых бабинских стариков были божки вроде кукол, завернутые в тряпки, с которыми они никогда не расставались. .


По мере административного воздействия служителей христианского культа и общего развития культуры родовых колдунов и колдуний заменяет один сильнейший колдун селения – нойда, функции которого напоминают функции обычного шамана народов Севера.

Нойда лечит больных, изгоняя болезни, руководит жертвоприношениями, общается с духами и предрекает будущее. В отличие от прежних колдунов нойда силен не умением колдовать, а умением вступать в связь с духами и реализовать на благо или во вред людям силы.

Трудно сказать, были ли когда-либо распространены "волшебные барабаны" типа скандинавских в пределах русской Лапландии. Множество общих черт древнейших верований делают весьма вероятным предположение о том, что шаманские бубны были известны кольским саамам.

По сообщению Шаткова Ф., семиостровские старики-саамы передавали, что культовым предметом нойды, употреблявшимся при различных церемониях и при лечении больных, был "печень", т.е. пояс. Привожу дословно это весьма ценное сообщение. "У них употреблялся в старину при всяких религиозных обрядах и вообще при волхованиях, даже при лечении больных, особого устройства и формы пояс, каковой назывался "печень". Пояс этот отчасти напоминал бубен, когда он лежал на каком-либо ровном месте и в свернутом виде, но только не был обтянут кожей, как бубен.

При лечении пояс обносили три раза около поясницы больного, но больному не одевали; после третьего обноса пояса больной ударял кебуна 3 раза ладонью правой руки по спине и говорил ему: "Будьте у тебя глаза светлые, ноги крепкие, чтобы ты лучше помог мне". Кебун отвечает: "Завтра же все узнаешь". На ночь перед сном кебун одевает пояс на себя и ложится спать; во сне он должен увидеть судьбу больного.

Резюмируя изложенные материалы о пережитках древнейших верований саамов, мы должны отнести их верования к разряду религий шаманских, характерных для большинства народов Севера. По рукописи Н. Волкова из архива МАЭ РАН. 1947 года

журнал «Северный альманах» №1-2003г. Стр.9-12.

Прочитайте документ, ответьте на вопросы.


1. Какие признаки характерны для самобытной религии саамов?


2. Приведите примеры из текста магии, фетишизма и анимизма

в религии древних саамов.


3. Как проявился антропоморфизм и зооморфизм в

религиозных верованиях саамов? Приведите примеры.


4. Каковы в племени функции нойда - шамана народов Севера?


5. Используя иллюстрацию, текст документа, расскажите о

применении культовых предметов нойдом при лечении больных.


6. Какова позиция автора текста по поводу характера религии древних саамов? Согласны ли вы с этой позицией? Ответ аргументируйте.




________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


17. В истории края встречается много спорных утверждений, разных точек зрения на проблему возникновения цивилизации на Севере.

Одно из них: В 20-10 тыс.до н.э. на Кольском полуострове сложилась

«Гиперборейская цивилизация»


Проанализируйте фрагменты из статьи, разделитесь на группы сторонников и

противников существования гиперборейской цивилизации.

Дословно этноним гиперборейцы означает "те, кто живут за Бореем (Северным ветром)", или просто - "те, кто живут на Севере". О них сообщали многие античные авторы. Один из самых авторитетных ученых Древнего мира - Плиний Старший писал о гиперборейцах, как о реальном древнем народе, жившем у полярного круга, и генетически связанном с эллинами через культ Аполлона Гиперборейского. Вот что дословно говорится в "Естественной истории" (IV, 26): "За этими [Рипейскими] горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ (если можно этому верить), который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью. <...> Нельзя сомневаться в существовании этого народа".

Даже из этого небольшого отрывка из "Естественной истории" нетрудно составить ясное представление о Гиперборее. Первое - и это самое главное, - она размещалась там, где Солнце может не заходить по нескольку месяцев. Другими словами, речь может идти только о приполярных областях, тех, что в русском фольклоре именовались Подсолнечным царством. Другой важное обстоятельство: климат на Севере Евразии в те времена был совсем другим. Это подтверждают и новейшие комплексные исследования, проведенные недавно на севере Шотландии по международной программе: они показали, что еще 4 тысячи лет назад климат на данной широте был сравним со средиземноморским, и здесь водилось большое количество теплолюбивых животных. Главным же подтверждением неоспоримого факта благоприятной климатической ситуации служат ежегодные миграции перелетных птиц на Север - генетически запрограммированная память о теплой Прародине. Косвенным свидетельством в пользу существования в северных широтах древней высокоразвитой цивилизации могут служить находящиеся здесь повсюду мощные каменные сооружения и другие мегалитические памятники (знаменитый кромлех Стоунхенджа в Англии, аллея менгиров во французской Бретани, каменные лабиринты Соловков и Кольского полуострова).

Сохранилась карта Г.Меркатора - наиболее известного картографа всех времен, опиравшегося на какие-то древние знания, где Гиперборея изображена в виде огромного арктического материка с высокой горой (Меру) посередине.

hello_html_m34c257f.png

Несмотря на скудные сведения историков, античный мир располагал обширными представлениями и немаловажными подробностями о жизни и нравах гиперборейцев. И все потому, что корни давних и тесных связей с ними уходят в древнейшую общность праиндоевропейской цивилизации, естественным образом связанную и с Полярным кругом и с "краем земли" - северной береговой линией Евразии и древней материковой и островной культурой. Именно здесь, как пишет Эсхил: "на краю земли", "в безлюдной пустыне диких скифов" - по приказу Зевса был прикован к скале непокорный Прометей. Но край, где томился терзаемый драконоподобным коршуном Прометей, покуда его не освободил Геракл (получивший за это эпитет Гиперборейского), - не всегда был столь безлюдным и бесприютным. Все выглядело иначе, когда несколько раньше сюда, на край Ойкумены, к гиперборейцам приходил знаменитый герой древности - Персей, чтобы сразиться с Горгоной Медузой и получить здесь волшебные крылатые сандалии, за что он также был прозван Гиперборейским.

Видимо, неспроста многие древние авторы, включая крупнейших античных историков, настойчиво говорят о летательных способностях гиперборейцев.

Археологов не перестает удивлять обилие так называемых "крылатых предметов", постоянно находимых в эскимосских могильниках и относимых к самым отдаленным временам истории Арктики.

hello_html_m6690ec82.png

Вот он еще один символ Гипербореи! Сделанные из моржового клыка (откуда их поразительная сохранность), эти распростертые крылья, не вписывающиеся ни в какие каталоги, сами собой наводят на мысль о древних летательных приспособлениях. Впоследствии эти символы, передаваясь из поколения в поколение, распространились по всему свету и закрепились практически во всех древних культурах: египетской, ассирийской, хеттской, персидской, ацтекской, майя и так - до Полинезии.

hello_html_m1d28297b.png

Не приходится сомневаться, что древняя Гиперборея имеет непосредственное отношение к древнейшей истории России, а русский народ и его язык напрямую связан с исчезнувшей или растворившейся в недрах океана и суши легендарной страной гиперборейцев. Неспроста ведь Нострадамус в своих "Центуриях" именовал россиян не иначе как «народом гиперборейским».  О культурной древности Соловейской (Кольской) земли свидетельствуют имеющиеся здесь каменные лабиринты (диаметром до 5 м), наподобие тех, что разбросаны по всему русскому и европейскому Северу с перекочевкой в крито-микенскую (знаменитый лабиринт с Минотавром), древнегреческую и другие мировые культуры.

hello_html_f3efc2c.png


Предлагалось немало объяснений, касающихся предназначения соловецких каменных спиралей: могильники, жертвенники, макеты рыболовных ловушек. Последнее по времени: лабиринты - модели антенн для связи с внеземными или параллельными цивилизациями. Наиболее близкое к истине объяснение смысла и назначения русских северных лабиринтов дал известный в прошлом отечественный историк науки Д.О.Святский. По его мнению, ходы лабиринта, являются не чем иным, как символизацией блуждания Солнца в течение полярной полугодичной ночи и полугодичного дня по кругам. . Русские северные лабиринты не только служили для хождения внутри них, но также выступали и в качестве схемы-напоминания для ведения магических хороводов.

Северные лабиринты характерны еще тем, что рядом с ними находятся горки (пирамидки) камней. Особенно их много в Русской Лапландии, где их культура пересекается с традиционными саамскими святилищами - сейдами. Подобно Ловозерским Тундрам, они встречаются по всему миру и, наряду с классическими египетскими и индейскими пирамидами, а также насыпными курганами являются символами-напоминаниями о полярной Прародине и вселенской горе Меру, расположенной на Северном полюсе. Удивительно, что вообще сохранились каменные спирали-лабиринты и пирамидки на русском Севере.

Более 10 каменных лабиринтов найдено к настоящему времени на Кольском полуострове, в основном на берегу моря. Большинство писавших о русских лабиринтах отвергает саму возможность их сближения с критскими мегалитами: критяне, дескать, не могли посещать Кольский полуостров, так как им потребовалось бы несколько лет, чтобы по Атлантическому океану в обход Скандинавии достичь Баренцева моря, хотя Одиссей, как известно, добирался до Итаки не менее 10 лет. Между тем ничто не мешает представить процесс распространения лабиринтов в обратном порядке - не с Юга на Север, а наоборот - с Севера на Юг. Действительно, сами критяне - создатели Эгейской цивилизации вряд ли посещали Кольских полуостров, хотя полностью это не исключено, так как он входил в зону Гипербореи, имевшей постоянные контакты со Средиземноморьем. Зато прапредки критян и эгейцев наверняка обитали на севере Европы, включая Кольский полуостров, где оставили сохранившиеся по сей день следы-лабиринты, прообразы всех последующих сооружений подобного рода..

Литература:
Валерий Демин. Гиперборея - праматерь мировой культуры.


Предметы из моржового клыка hello_html_2873a0ea.png


Предметы из моржового клыка. Эти распростертые крылья, сами собой наводят на мысль о древних летательных приспособлениях.

Галерея Гиперборейской цивилизации


Гигантское изображение человека на отвесной скале, на Кольском полуострове

hello_html_2f9b1d50.jpg


Гигантское изображение человека на отвесной скале, на Кольском полуострове. По саамской легенде это - Куйва, предводитель коварных иноземцев, которые чуть было не истребили доверчивых и миролюбивых лопарей. Но саамский шаман-нойд призвал на помощь духов и остановил нашествие захватчиков, а самого Куйву обратил в тень на скале.

1) Прочитайте статью и рассмотрите рисунки к тексту.


2) Кем, когда и по какому поводу была написана статья.


_________________________________________________________


3) Озаглавьте фрагменты статьи.


_________________________________________________________


_________________________________________________________


_________________________________________________________


4) Каково основное содержание и ведущая идея источника?


_________________________________________________________


_________________________________________________________


5) Изложите суждения, выскажите альтернативные точки зрения по

обсуждаемой проблеме.


_________________________________________________________


_________________________________________________________


_________________________________________________________


_________________________________________________________


6) Какие косвенные прямые и реальные доказательства подтверждают или опровергают существование Гипербореи? Свой ответ аргументируйте.


_________________________________________________________


_________________________________________________________


_________________________________________________________


_________________________________________________________


18. Составьте таблицу особенностей развития общества в древности

на Крайнем Севере.

Причины медленного развития

человеческого общества на Севере.


1

2

3

4

Развитие человеческого общества на Крайнем Севере шло очень медленно. Это объясняется природными условиями Заполярья. Бедность почв и суровый климат препятствовали

возникновению

земледелия. Отсутствовала медная руда. Не было даже кремня – основного поделочного материала каменного века.





1) Используя фрагменты из историко-краеведческих исследований профессора И.Ф.Ушакова заполните в таблице остальные причины медленного развития человеческого общества на Крайнем Севере.

И.Ф.Ушаков Избранные произведения в 3-х томах:

Историко-краеведческие исследования.

Мурманск. 1997 г. т 1 Кольская земля. стр. 25-26

Групповое задание.











19. Решите кроссворд «Наш край в древности»



в

а

в

и

Л

о

н

ы




2.

к

е

р

А

м

и

к

а


3.

а

с

Б

е

с

т


4.

п

е

т

р

о

г

л

И

ф

ы


5.

г

а

Р

п

у

н



6.

г

у

р

и

н

А



7.

м

о

г

и

л

ь

Н

и

к



8.

ш

м

и

д

т





1. Местное название каменных кладок-лабиринтов.


2. Материал для изготовления посуды людей первобытной эпохи.


3. Добавка в глину, используемой для изготовления посуды, для

предания ей прочности.


4. Наскальные рисунки.


5. Орудия труда, используемое первобытными людьми для рыболовства.


6. Ученая с мировым именем, автор книги «Время, врезанное в камень»


7. Оленеостровский … - археологический памятник первобытной эпохи.


hello_html_m2a7690f7.gif



hello_html_m72fff9ae.jpghello_html_1f24eb44.jpg








Иhello_html_95fd899.jpgспользуя свои знания по истории

Кольского полуострова в древности,

вставь в документ пропущенные слова.


«Заселение Кольского полуострова согласно исследованиям ……………….

произошло не ранее……… до н.э. До прихода русского населения у аборигенов

господствовал ……. строй. Развитие ….

общества в крае сравнительно успешно шло во втором тысячелетии до н.э., когда

климат был …… современного. Древнее

население выявило и хозяйственно освоило наиболее добычливые места для

…… и …… , имело вместительные лодки,

дальнобойные ……. , составные …… ,

костяные рыболовные …… , прочные …… сосуды, обработанные шлифовкой наконечники …… и ……, появились изделия из …… .

Резчики изготовляли изящные фигурки ….. (предметы культа). Художники

выбивали на плоских ...... изображения людей, ……, рыб и т.п.

Гурина Н.Н. «Время, врезанное в камень» Из истории древних лапландцев.

Стр 14-18























22.

hello_html_55dd6a0d.jpghello_html_m9f15b02.jpghello_html_m3e165ac1.jpg


___________________ ____________________ ____________________


hello_html_m492bffc8.jpghello_html_m3ef41fda.jpghello_html_2082e56e.jpg



__________________ ___________________ ____________________





hello_html_m19b53c1d.jpghello_html_f1caa22.jpg


________________________ ______________________________

1.Подпишите названия изображений. Составьте эссе, используя данные опорные символы. Предлагаемые темы эссе: «Анимизм, фетишизм, магия в религиозных верованиях саамов». «Первобытное искусство древних жителей Кольского полуострова». «Археологические памятники древности в моем крае».


2.Самостоятельно сформулируйте тему эссе и напишите эссе по данной теме.

26


Рабочая тетрадь по краеведению "Кольский край в древности"
  • История
Описание:

Данная работа содержит материал по истории Кольского края в древности, снабжена тестовыми заданиями, задания по работе с картами, таблицами, историческими документами, материалами публицистического характера, иллюстрациями, кроссвордами по истории родного края. Может использоваться при проведении уроков истории в 5-х классах, подготовках учащихся к олимпиадам.

Работа с данным пособием способствует формированию любви и интереса к изучению истории родного края, формирует чувство патриотизма и уважения к истории своей Малой Родины - Кольского полуострова.

Автор Махова Анна Григорьевна
Дата добавления 30.03.2016
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 544
Номер материала MA-066000
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓