Главная / Другое / Рабочая тетрадь дисциплине Маркетинг

Рабочая тетрадь дисциплине Маркетинг


В рабочей тетради рассматриваются проблемы, методы маркетинга и практика их применения в специфической среде российских предприятий.

Рабочая тетрадь содержит практикум по дисциплине «Маркетинг», включающий контрольные вопросы, тренировочные упражнения, задачи, ситуации, а также тесты для контроля знаний. Рабочая тетрадь имеет словарь, включающий набор основных терминов маркетинга.

Рабочая тетрадь предназначена для студентов экономических специальностей, а также для самостоятельного изучения дисциплины.

Содержание


Практическая работа №1 4

Объекты маркетинговой деятельности 4

Тип 7

маркетинга 7

Практическая работа №2 10

Субъекты маркетинговой деятельности 10

Практическая работа №3 18

Микро- и макросреда маркетинга 18

Практическая работа №4 22

Конкурентоспособность товаров. Расчет конкурентоспособности 22

Дополнительные задания 24

Практическая работа №5 25

Расчет конкурентоспособной цены 25

Практическая работа №6 30

Сбытовая политика. Проведение мероприятий ФОССТИС 30

Практическая работа №7 34

Использование методов и приемов маркетинга 34

Практическая работа №8 36

Организация рекламной кампании строительного предприятия 36

Задание 2 Объясните выражение: "Недостаточные рекламные расходы приводят к бессмысленной трате денег" 38

Задание 3 Организуйте рекламную кампанию фирмы (или товара), с деятельностью которой вы хорошо знакомы. Укажите наименование и вид деятельности фирмы, а также цели вашей рекламной кампании. Прежде чем приступить к разработке рекламной кампании, для ее успешного проведения необходимо ответить на следующие вопросы: 38

Практическая работа №9 40

Маркетинговые исследования рынка строительной продукции 40


Практическая работа №1

Объекты маркетинговой деятельности

Цель: научиться устанавливать основные виды потребностей.

Вопросы для повторения

  1. Дайте определение маркетинга. Когда возникла теория маркетинга и каковы предпосылки ее возникновения?

  2. Перечислите основные концепции маркетинга.

  3. В чем принципиальное отличие сбытовой концепции от маркетинговой?

  4. Назовите принципы и функции маркетинга.

Задание к практической работе №1

Задание 1.1 Дайте определение понятию «маркетинг». Используя его, подумайте, что вы будете понимать под рынком бытовых швейных машинок? Назовите два-три признака этого рынка. Объясните свой ответ.







Задание 1.2 Дайте характеристику рынка вашей организации (для хорошо известного вам предприятия). Определите его границы. Представьте социальный портрет вашего покупателя. Кто он, какой он? Что предпочитает, а чем пользоваться избегает? Назовите два-три признака своего рынка.








Задание 1.3 Опишите известный вам пример применения концепции совершенствования производства или предложите ее применение к товару, который вы знаете лучше всего.







Задание 1.4 Приведите пример применения концепции совершенствования товара или предложите ее применение к товару, который вы хорошо знаете.






Задание 1.5 Приведите пример применения концепции интенсификации коммерческих усилий и стимулирования сбыта.





Задание 1.6 Приведите пример применения концепции социально-этичного маркетинга; назовите возможные направления применения этой концепции в России, упомянув при этом конкретные товары, организации.





Задание 1.7 Работники одного довольно большого отдела предприятия отправляются на обед в свою столовую. Если понаблюдать за ними, то можно обнаружить, что все выберут себе различные блюда. Вопрос: что они удовлетворяют, придя на обед и выбирая блюда,— нужды или потребности? А если то и другое, то в чем заключаются их нужды, а в чем потребности?







Зhello_html_1d518f3d.gif
адание 1.8
Заполните матрицу потребностей по Абрахаму Маслоу

Рисунок 1 – Иерархия потребностей по А. Маслоу

Задание 1.9 Дайте характеристику запросам, их динамике на конкретный вид товара в рамках определенной территориальной единицы (края, района, города).






Задание 1.10 Припомните товар, с которым вы хорошо знакомы, перечислите его потребительские свойства, определите, для удовлетворения каких нужд он предназначен, коротко проследите динамику развития его потребительных свойств и укажите, действием каких факторов обусловлено это развитие.








Задание 1.11 Изучите рисунок 2, объясните, что на нем представлено. Подпишите название к данному рисунку.

hello_html_1869c42b.png

Рисунок 2 – _________________________________________________






Задание 1.12 Дайте характеристику товара или услуги, которые ваша организация предлагает на рынке. Если вы еще не работаете, сделайте такой анализ по отношению к любому товару, потребительные свойства которого и условия продаж вам хорошо известны.






Задание 1.13 Заполните таблицу. Укажите цель маркетинга при данном виде спроса и приведите пример такого спроса.

Таблица 1 – Виды спроса и тип маркетинга

Состояние спроса

Цель маркетинга

Тип

маркетинга

Пример

Негативный. Если все или значительная часть потребителей отвергает данный продукт


Конверсионный


Отсутствие спроса или низкий спрос. Все или большинство покупателей не проявляют интерес к товару


Стимулирующий


Потенциальный спрос. Когда некоторая часть покупателей заинтересована в какой либо вещи, которая еще не существует в виде товара


Развивающий


Снижающийся спрос. Когда объем спроса ниже, чем в предыдущем периоде


Ремаркетинг


Колеблющейся спрос. На товары сезонного характера


Стабилизирующий


Полный спрос. Объем продаж, который обеспечивает максимальную прибыль в данных условиях


Поддерживающий


Чрезмерный спрос. Превышающий производственные возможности компании


Демаркетинг


Иррациональный спрос. Если его удовлетворение предоставляется нежелательным из-за его свойств


Противодействующий


Дополнительные задания

Задание 1 Заполните соответствующими словами пустующие клетки. Буквы в выделенных клетках составят наименование комплексной системы оптимальной организации и повышения эффективности производства, ориентированный на максимальное удовлетворение потребностей конкретных потребителей.

  1. Разновидность маркетинговой концепции в условиях колеблющегося спроса.

  2. Маркетинговые мероприятия, проводимые при снижении спроса на товар.

  3. Лицо или организация, использующие продукт чьего-либо производства.

  4. Состязание между производителями товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод.

  5. Количество товаров и услуг, которое производитель желает и может продать по данной цене в определенный период времени.

  6. Виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых нуждаются люди, которые они желают, стремятся иметь и использовать.

  7. Совокупность факторов, имеющих непосредственное отношение к самой фирме, обслуживанию ее клиентуры и взаимодействию с поставщиками, покупателями и потребителями услуг.

  8. Система идей, взглядов на процессы и явления в природе и обществе.

  9. Набор правил для принятия решений, которыми фирма руководствуется в деятельности.

1








9

 








 

 








 

 

2

3

4





 

 

 

 

 

5

6


8

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 



 




 

 

 



Рисунок 3 – Кроссворд

Задание 2 Найдите аргументы «за» и «против» рыночной модели хозяйствования (рыночная экономика), ведь в ней немало объектов для совершенствования.







Задание 3 Припомните одно или два события из истории нашей страны, из русской литературы, фильмов, сказок и т.п., где бы подтверждалось мнение от том, что маркетинговые идеи, хотя они так и не назывались, были не чужды и нашим купцам, и попытайтесь обнаружить их «следы» в нашей сегодняшней жизни.






Практическая работа №2

Субъекты маркетинговой деятельности

Цель: научиться анализировать поведение покупателей, разрабатывать должностные инструкции маркетологов.

Вопросы для повторения

  1. Объясните, какие понятия входят в комплекс маркетинга.

  2. Какие объекты маркетинга существуют?

  3. Какие субъекты маркетинга существуют?

  4. Расскажите, какие объекты маркетинга выделяет Филипп Котлер.

  5. Какие степени удовлетворения потребностей существуют?

  6. Приведите классификацию человеческих потребностей.

  7. Какие виды спроса существуют?

  8. Почему комплекс маркетинга занимает центральное место в системе маркетинговой деятельности предприятия?

  9. Какие факторы влияют на схему организации службы маркетинга?

  10. В чем заключается маркетинговая деятельность граждан как потребителей?

Задание к практической работе №2

Зhello_html_7e948ec9.gif
адание 2.1
Расскажите из каких частей состоит комплекс маркетинга. Ответ на вопрос дайте на рисунке 4. Дайте определение каждому элементу.

Рисунок 4 – Комплекс маркетинга






Задание 2.2 Заполните таблицу, используя следующие составляющие: возраст, стиль жизни, размер семьи, степень нуждаемости в покупке, регион, плотность населения, пол, степень готовности купить товар, вид профессии, личные качества, численность населения, зарплата, климат, эмоциональное отношение к продукции, религия.

Таблица 2 – Критерии сегментирования рынка

Демографические

Психографические

Географические

Поведенческие











Задание 2.3 Укажите, к каким из приведенных стратегий маркетинга относятся следующие определения:

Стратегии маркетинга

А Диверсификации;

Б Развития рынка;

В Проникновения на рынок;

Г Разработки товара.


Определения

  1. фирма стремится расширить сбыт имеющихся товаров на существующих рынках посредством интенсификации товародвижения.

  2. фирма делает упор на новые модели для существующих рынков.

  3. фирма выпускает новые товары, ориентированные на новые рынки. Цели распределения, сбыта и продвижения товара отличаются от традиционных.

  4. фирма стремится расширить рынок. Возникают новые сегменты на рынке. Для известной продукции выявляются новые области применения.


Ответ: _______________________________________________________________________

Задание 2.4 Выберите из перечисленных ниже факторов те, от которых зависит спрос на товар:

  1. Доход покупателя;

  2. Вкусы покупателя;

  3. Накопленное имущество;

  4. Цена товара-заменителя;

  5. Покупательная способность;

  6. Цена товара;

  1. Доля расходов на сырье;

  2. Объем поставок;

  3. Мировое регулирование цен;

  4. Условия покупки;

  5. Ожидание роста цен в перспективе.


Ответ: _______________________________________________________________________

Задание 2.5 Изучите рисунок 5 «Система маркетинга на предприятии» и ответьте на вопросы: предприятие средних размеров специализируется на продаже женской одежды и имеет несколько отделов по видам женской одежды. Какая структура отдела маркетинга целесообразна для данного торгового предприятия? Какие подразделения будет включать в себя отдел маркетинга? Какие функции будет выполнять каждая группа?

hello_html_f82a22e.png

Рисунок 5 – Система маркетинга предприятия








Задание 2.6 Изучите возможные схемы организации отдела маркетинга и назовите основные отличия между тремя основными схемами. Для более наглядного ответа целесообразно использовать следующую таблицу:

Таблица 3 – Отличия между схемами организации отдела маркетинга

Наименование схемы

Управление службой маркетинга

Исследования

Планирование продукции

Товародвижение

Управление

сбытом

Продвижение

Ориентированная на товар







Ориентированная на регион







Ориентированная на рынок









Схемы организации отдела маркетинга:

  1. Функциональная организация – является самой распространенной схемой службы маркетинга. Специалисты по маркетингу руководят разными видами маркетинго­вой деятельности. Они подчиняются вице – президенту по маркетингу. Основным достоин­ством такой организации является простота управления. Однако если растет ассортимент и фирма увеличивает количество рынков, то такая организация теряет свою эффективность.

Вице-президент по маркетингу



Управление службой маркетинга


Управление службой сбыта


Управление по новым товарам


Управление службой рекламы и СТИС


Управление службой маркетинговых исследований

Рисунок 6 – Функциональная схема организации отдела маркетинга

  1. Организация по географическому признаку – используется, если компания тор­гует по всей территории страны. Торговые агенты могут жить в пределах обслуживае­мых ими территорий. Лучше узнавать своих клиентов и эффективно работать с минималь­ными издержками времени и средств на разъезды.

Вице-президент по маркетингу



Управление службой маркетинга


Управление по новым товарам



Управление общенациональной службой сбыта


Управление службой рекламы и СТИС


Управление службой маркетинговых исследований






    1. управляющий региональными службами сбыта

    2. управляющий зональными службами сбыта

    3. рациональные служащие по сбыту

    4. торговые агенты


Рисунок 7 – Схема организации отдела маркетинга по географическому признаку

  1. Организация по товарному производству. Используют фирмы с широкой товар­ной номенклатурой. Эта организация оправдывает себя, если выпускаемые изделия резко отличаются друг от друга и разновидностей этих товаров так много, что при функ­циональной организации маркетинга управлять этой структурой не возможно.


Вице-президент по маркетингу



Управление службой маркетинга


Управление службой

сбыта


Управляющий по товарной номенклатуре


Управление службой рекламы и СТИС


Управление службой маркетинговых исследований






  • управляющий по группам товаров

  • управляющий по товарам


Рисунок 8 – Схема организации отдела маркетинга по товарному производству

  1. Организация по рыночному принципу. Многие фирмы продают товары своего ассортимента на разных по своему характеру рынках.

  2. Организация по товарно-рыночному принципу. Когда фирма продает множе­ство разных товаров на множестве разных рынков.

Дополнительные задания

Задание 1 Изучив Положение об отделе маркетинга, заполните таблицу, определив основные задачи и функции, которые выполняет этот отдел, а также права и обязанности работников этого отдела: В Приложении 1 представлена должностная инструкция маркетолога, которую вы можете использовать при выполнении этого задания.

Таблица 4 – Отдел маркетинга

Задачи

Функции

Права

Ответственность
























Положение об отделе маркетинга

1 Общие положения

  1. Отдел маркетинга является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется директору предприятия.

  2. Отдел маркетинга возглавляется заместителем директора по маркетингу.

  3. Структуру и штаты отдела утверждает директор предприятия, исходя из условий и особенностей производства, а также объема работ, возложенных на отдел.

2 Задачи отдела маркетинга

  1. Разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга и ориентация работников и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции.

  2. Исследование потребительских свойств и производимой продукции и предъявляемых к ней покупателями требований; исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, коньюктуры рынка; изучение спроса на продукцию предприятия и разработка краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов потребности в выпускаемой продукции.

  3. Организация рекламы и стимулирование сбыта продукции.

  4. Своевременная подготовка и заключение договоров на поставку готовой продукции; обеспечение выполнения планов поставки продукции в срок и по номенклатуре; контроль за поставкой продукции.

3 Функции отдела маркетинга

  1. Анализ и прогнозирование основных конъюктурообразующих факторов потенциальных рынков сбыта выпускаемой продукции; коммерческо-экономических, включая экономическую ситуацию и финансовое состояние потенциальных покупателей, реальный платежеспособный спрос на выпускаемою продукцию и соотношение спроса и предложения на конкретные виды продукции; объемов поставки, технического уровня и качества конкурирующей продукции, ее преимуществ и недостатков по сравнению с продукцией данного предприятия; наличие новых рынков сбыта и новых потребителей выпускаемой продукции предприятием.

  2. Исследование потребительских свойств производимой продукции и сбор информации об удовлетворенности ими покупателей.

  3. Выявление передовых тенденций в мировом производстве по профилю предприятия.

  4. Выявление системы взаимосвязей между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж.

  5. Анализ конкурентоспособности продукции предприятия, сопоставление ее потребительских свойств, цены, издержек производства с аналогичными показателями конкурирующей продукции, выпускаемой другими предприятиями.

  6. Выявление системы взаимосвязей между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж.

  7. Расчет емкости рынка для продукции предприятия.

  8. Координация и согласование действий всех функциональных отделов в выработке единой коммерческой политики.

  9. Сбор, систематизация и анализ всей коммерческо-экономической информации по конъюктуре потенциальных рынков сбыта продукции предприятия; создание информационно-статистического банка данных по маркетингу, включая данные по заявке на поставку продукции, ее производству, наличию запасов, использование этих данных для ускорения сбыта продукции.

  10. Определение географического размещения потенциальных потребителей.

  11. Определение удельного веса продукции основных конкурентов в общем объеме сбыта на данном рынке.

  12. Исследование структуры, состава и организация работ, сбытовой сети, обсуживающей данный рынок.

  13. Организация обратной связи с потребителями: изучение мнения потребителей и их предложений по улучшению выпускаемой продукции.

  14. Анализ мотивов определенного отношения потребителей к предлагаемой им продукции.

  15. Анализ сильных и слабых сторон конкурирующей продукции.

  16. Разработка стратегии рекламы по каждому изделию и плана проведения рекламных мероприятий.

  17. Организация рекламы при помощи средств массовой информации; организация и подготовка статей для журналов, газет, радио...

  18. Осуществление прямой потовой рекламы: плановых и разовых рассылок писем, бандеролей, посылок с информационными материалами.

  19. Организация выставок-продаж, выставок на предприятии.

  20. Анализ действенности рекламы, ее влияния на сбыт продукции, информированности потребителей о продукции предприятия; разработка предложений по совершенствованию рекламы.

  21. Методическое руководство дилерской службой в области сбыта.

  22. Изучение передового опыта рекламы и стимулирование спроса в стране и за рубежом.

  23. Анализ организации оптовой торговли, сбытовой сети, выбор наиболее оптимальных по длительности, стоимости, и технической оснащенности каналов реализации продукции предприятия, оценка эффективности работы сбытовой сети.

  24. Анализ состояния реализации продукции предприятия, выявление продукции не имеющей достаточного сбыта, определение причин этого.

  25. Проведение сравнительного анализа издержек обращения, выявление и ликвидация экономически необоснованных расходов.

  26. Формирование новых потребностей с целью расширения рынка и поиск новых форм применения выпускаемой продукции.

  27. Разработка предложений по созданию принципиально новой продукции.

  28. Разработка предложений и рекомендаций по изменению характеристик, конструкции и технологии производства выпускаемой продукции с целью улучшения ее потребительских свойств.

  29. Участие совместно с экономическим, конструкторским, и технологическим отделами в определении себестоимости новых изделий и разработка мероприятий по снижению себестоимости выпускаемой продукции.

  30. Подготовка предложений и рекомендаций к плану производства продукции предприятия по номенклатуре и количеству, исходя из результатов конъюнктуры рынков и спросы на отдельные виды продукции.

  31. Подготовка и заключение договоров с покупателями с учетом нормативных актов на поставку продукции.

  32. Составление годовых, квартальных и внутримесячных планов поставок продукции в соответствии с договорами и контроль за их выполнением.

  33. Организация и планирование отгрузки готовой продукции; принятие мер по восполнению цехами задолженности по поставке продукции.

Практическая работа №3

Микро- и макросреда маркетинга

Цель: научиться анализировать окружающую среду маркетинга.

Вопросы для повторения

  1. Что называется окружающей средой маркетинга?

  2. Какие факторы окружающей среды маркетинга выделяют?

  3. Что входит в макросреду маркетинга?

  4. Что входит в микросреду маркетинга?

Задание к практической работе №3

Задание 3.1 Заполните рисунок 9 недостающими данными.

hello_html_m3b6e4bf3.png

Рисунок 9 – Окружающая среда предприятия


Задание 3.2 Дайте обобщенную характеристику внешнего окружения вашей фирмы. Опишите специфику влияния факторов внешней среды на деятельность фирмы. Не обязательно перечислять все факторы ближнего и дальнего окружения вашей организации. Сосредоточьте внимание только на тех из них, которые существенно влияют на деятельность вашей организации.









Задание 3.3 Опишите, каким образом природные факторы влияют на ваш бизнес, деятельность вашей организации или организации, которую вы хорошо знаете.







Задание 3.4 Опишите, каким образом демографические факторы влияют на ваш бизнес, деятельность вашей организации или организации, которую вы хорошо знаете.







Задание 3.5 Опишите, каким образом политические факторы влияют на ваш бизнес, деятельность вашей организации или организации, которую вы хорошо знаете.







Задание 3.6 Ответьте, какие социальные факторы влияют на ваш бизнес, деятельность вашей организации или организации, которую вы хорошо знаете.







Задание 3.7 Расскажите, каким образом культурные факторы влияют на ваш бизнес, на деятельность вашей организации или организации, которую вы хорошо знаете. Какие признаки культурных факторов являются для рассматриваемого вами случая наиболее значимыми?








Задание 3.8 Дайте классификационную схему ваших потребителей. Напишите, как вы с ними работаете. Какие потребители выгодны для вашей организации наиболее и почему?

hello_html_353a58d8.png

Рисунок 10 – Классификация возможных потребителей







Задание 3.9 Расскажите, с какими поставщиками и как работает ваша фирма. Есть ли у вас какие-либо предложения по улучшению работы вашей фирмы с поставщиками?








Дополнительные задания

Задание 1 Объясните, в чем состоит необходимость изучения и анализа окружающей среды маркетинга.






Задание 2 Решите кроссворд








3














1

 

2

 

 

 

 

 

 

 







8






 

 





 









 






 

 



2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





 

 





 









 






 

 




3

 

 

 

 

 

 

 

 


 






 

 





 









 






 

 





 









 






 

 





 










9





 

 





 










 





 

 





 

4



5






 






 





4

 

 

 

 

6

 

 

7

 

 

 

 

 



 





 

 



 

 



 


 






 





 

 



 

 



 


 






 





 

 



 

 



 


 












 



 

 



 


 












 



 

 





 












 



 

 

















 



 

 




















 

 









Рисунок 11 – Кроссворд

По горизонтали

По вертикали

  1. Касается всей ситуации в бизнес-среде города, страны.

  1. Фактор, показывающий экономическое положение страны.

  2. Фактор, показывающий природные ресурсы страны.

  3. Фактор, характеризующий уровень культурного развития.

  1. Характеризует ситуацию на отдельно взятом рынке, представляющем для организации интерес.

  2. Фактор, управляемый и направляемый организацией.

  3. Фактор, показывающий численность населения, плотность и т.д.

  4. Организации и частные лица, которые поставляют ресурсы, необходимые для производства.

  5. Важнейшая составляющая микросреды маркетинга.

  6. Соперник.

  7. Часть комплекса маркетинга.

  8. Одна из целей маркетинга.

  9. Организации, которые помогают другим организациям, продвигать на рынок и продавать товар.

Практическая работа №4

Конкурентоспособность товаров. Расчет конкурентоспособности

Цель: уметь оценивать конкурентоспособность организации и ее конкурентные преимущества.

Вопросы для повторения

  1. Что такое конкурентоспособность?

  2. Как определить показатели конкурентоспособности товара и компании в целом?

  3. Каковы особенности конкуренции в условиях развивающегося рынка РФ?

  4. Опишите ценовые и неценовые методы конкуренции.

  5. Почему конкурентоспособность импортных товаров часто оценивается выше, чем отечественных? Приведите конкретные примеры.

Задание к практической работе №4

Задание 4.1 Расскажите о конкурентах своей фирмы или фирмы, с деятельностью которой вы лучше всего знакомы. Как потребители покупают товар вашей фирмы? С какими товарами-конкурентами они сравнивают ваш товар? Как происходит это сравнение?






Задание 4.2 Какие методы конкурентной борьбы следует применить предприятию, имеющему хорошее финансовое положение и высокий имидж в условиях роста числа конкурентов?






Задание 4.3 В чем проявляется влияние рынка на качество и конкурентоспособность товара?






Задание 4.4 Охарактеризуйте основных конкурентов предприятия, с деятельностью которой вы лучше всего знакомы, отвечая на следующие вопросы:

    1. Кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров?

    2. Как обстоят их дела: с объемами продаж, с доходами, с внедрением новых моделей, с техническим сервисом (если речь идет о машинах и оборудовании). Много ли внимания и средств они уделяют рекламе своих изделий?

    3. Что собой представляет их продукция: основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей?

    4. Каков уровень цен на продукцию конкурентов? Какова, хотя бы в общих чертах, их политика цен?








Задание 4.5 Сравните товар, производимый вашей фирмой, с аналогичным товаром конкурента, используя основные показатели конкурентоспособности и заполните таблицу 5. Сделайте вывод.

Таблица 5 – Показатели конкурентоспособности

Показатели

конкурентоспособности

Конкуренты

Замечания о вашем товаре

в сравнении с конкурентами

Качество



Эксклюзивность обслуживания



Более низкие цены



Широта продуктовой линии



Надежность продукта



Своевременность в поставке



Удобство в местоположении продавца



Доступность продукта



Гарантия в послепродажном обслуживании



Помощь в использовании продукта



Продукт в комплексе



Вежливое обращение




Вывод: _______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Дополнительные задания

Задание 1 Сделайте SWOT-анализ по одному из внутренних факторов маркетинга вашей фирмы – товару, цене, месту продажи, стимулированию сбыта. Заполните матрицу SWOT-анализа для вашего предприятия (или предприятия, с деятельностью которого вы хорошо знакомы).



Возможности

1

2

3

Угрозы

1

2

3

Сильные стороны

1

2

3

ПОЛЕ «СИВ»

ПОЛЕ «СИУ»

Слабые стороны

1

2

3

ПОЛЕ «СЛВ»

ПОЛЕ «СЛУ»

Рисунок 12 – Матрица SWOT-анализа

Практическая работа №5

Расчет конкурентоспособной цены

Цель: научиться собирать информацию о ценах и анализировать ценовую политику организации.

Вопросы для повторения

  1. Какова сущность и значение цены в маркетинге?

  2. Приведите примеры ценовой и неценовой конкуренции.

  3. Что понимают под ценовой эластичностью спроса, эластичностью спроса по доходу и перекрестной эластичностью? Приведите примеры.

  4. Какие факторы оказывают влияние на политику цен предприятия?

  5. В каких случаях фирма придерживается стратегии «снятия сливок»? Приведите примеры из практики.

  6. В каких случаях предприятие предоставляет скидки с цены?

  7. В чем сущность метода определения цены с ориентацией на спрос? Перечислите остальные методы ценообразования.

  8. Какие виды цен обеспечивают повышение конкурентоспособности предприятия?

Задание к практической работе №5

Задание 5.1 Расскажите о ценовой политике предприятия, с деятельностью которой вы лучше всего знакомы, отвечая на следующие вопросы:

  1. Насколько цены отражают: издержки нашего предприятия; конкурентоспособность нашего товара; спрос на него?

  2. Какова вероятная реакция покупателей на повышение или понижение цены?

  3. Как действует фирма, если конкуренты изменяют цены?

  4. Известны ли потенциальным покупателям наши цены?

  5. Какое главное условие определяет нашу ценовую политику?












Задание 5.2 Определите, какие издержки вашей организации являются постоянными, а какие переменными.

Таблица 6 – Классификация издержек

Постоянные издержки

Переменные издержки








Задание 5.3 На основании приведенных ниже данных, определите цену товара и уровень планируемой прибыли. Сделайте вывод.

Таблица 7 – Условно-постоянные расходы

Наименование

Сумма, руб.

Зарплата УП

2784000000

Зарплата обеспечивающего персонала

1272000000

Плата за электроэнергию

135000000

Амортизация

192000000

Затраты на маркетинговые исследования

5000000

Итого

7376000000

Таблица 8 – Переменные расходыПР

Наименование

Сумма, руб.

Зарплата рабочих

367333

Стоимость материалов

1650000

Итого

2017333

Таблица 9 – Сводка контрольных показателей

Наименование

2006 год

2007 год

2008 год

Сбыт

3600

4320

6048

Цена

2555555

2516817

2460755

Прибыль

1199999880

1418171976

1941241766

Расходы на маркетинг

5000000

7000000

8000000

Решение:

  1. Определяем тип рынка и метод ценообразования:










  1. Определяем себестоимость продукции по следующей формуле:

hello_html_607dc29e.gif, (1)

где

S - ____________________________;

S(уп) - _________________________;

N - ___________________________;

S(пер) - _________________________;

1 hello_html_44a1ebfe.gif

2 hello_html_bdabd76.gif

3 hello_html_63b95750.gif

Перенесем полученные данные в таблицу 10.

Таблица 10 – Себестоимость продукции


2006 год

2007 год

2008 год

Себестоимость





  1. Определяем цену:




Цена товара с учетом планируемого процента прибыли определяется по следующей формуле:

hello_html_54872a53.gif, (2)

1 hello_html_6fa3e6b7.gif

2 hello_html_m1c0a057d.gif

3 hello_html_m39ba4259.gif

  1. Определяем прибыль на единицу продукции и точку безубыточности. Прибыль на единицу продукции определяется по следующей формуле:

hello_html_1ac44f9b.gif , (3)

hello_html_m4be990de.gif

hello_html_38cbe5d0.gif

hello_html_m7e93707c.gif

Перенесем полученные данные в таблицу 11.

Таблица 11 – Прибыль на единицу продукции


2006 год

2007 год

2008 год

Прибыль на единицу продукции




Точка безубыточности определяется по следующей формуле:

hello_html_m67dba7d0.gif, (4)

где

hello_html_m75a13a60.gif___________________________;

hello_html_m401da372.gif___________________________;

hello_html_4b985bf2.gif_________________________;

hello_html_m4a78c252.gif

hello_html_158c41af.gif

hello_html_7bc6c5b.gif

Вывод: _______________________________________________________________________

Дополнительные задания

Задание 1 Как может изменяться стратегия ценообразования в зависимости от этапа жизненного цикла товара? На каком этапе жизненного цикла товара обычно начинают устанавливаться рыночные цены?




Задание 2 Решите кроссворд










7

 

3

 

 

 

 

 











 






1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 








 








 




4



2

 

 

 

 

 




 




 




 








 




 


3

 

 

 

 






8

 

 

 

 

 



 












 


4

 

 

 

 










 




 














5

 

 

 

 







5







 







9

 

 

 






6

 

 

 

2





 











 





 











10

 

 

 

 

 











 





 
















 
















 





Рисунок 13 – Кроссворд

По горизонтали

По вертикали

    1. Право, позволяющее лицу или фирме заниматься определенным типом бизнеса с использованием фирменного наименования (торгового знака) другой фирмы.

    2. Результат непроизводственной деятельности фирмы или отдельного лица, направленный на удовлетворение конкретных потребностей человека.

    3. Наименование, знак, символ, рисунок или их сочетание, позволяющее выделить, опознать товар данного производителя и продавца среди аналогичных товаров других продавцов, конкурентов.

    4. Способ поведения в жизни.

    5. Популярная среди потребителей торговая марка.

    6. Изделие, при покупке которого потребитель сравнивает несколько альтернатив по различным критериям (цена, качество, стиль).

    7. Вид жизненного цикла товара, у которого бывают быстрый взлет и падение популярности.

    8. Вид жизненного цикла товара, который вообще не получил популярности.

    9. Последний этап жизненного цикла товара, когда нужно принимать решение о модификации товара или его снятии с производства.

    10. Деятельность организации по оказанию услуг потребителю, обеспечивающих какие-либо преимущества или удовлетворение его требований.

  1. Набор различных товаров, их видов и разновидностей, объединенных по какому-либо признаку.

  2. Стадия жизненного цикла товара, характеризующаяся признанием товара покупателем, быстрым увеличением спроса, объема продаж и прибыли.

  3. Оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы.

  4. Художественное проектирование промышленных изделий.

  5. Совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые способны удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.


Практическая работа №6

Сбытовая политика. Проведение мероприятий ФОССТИС

Цель: научиться анализировать и оценивать эффективность сбытовой политики.

Вопросы для повторения

  1. Что понимают под снабженческо-сбытовой политикой предприятия?

  2. Что такое канал распределения? Какие существуют каналы распределения продукции?

  3. Что понимают под «длиной» и «шириной» канала товародвижения? Какие факторы влияют на длину и ширину каналов распределения?

  4. Зачем нужны посредники? Кто такие зависимые и независимые посредники?

  5. Какие функции выполняют посредники? В чем их преимущества? Дайте характеристику основных типов посредников.

  6. Дайте характеристику оптовой и розничной торговли. Приведите примеры традиционной и прогрессивной форм продажи товаров.

Задание к практической работе №6

Задание 6.1 К какой из существующих форм торговли в соответствии с принятой классификацией относятся:

  1. торговый автомат;

  2. супермаркет;

  3. специализированный магазин;

  4. универмаг;

  5. гастроном;

  6. киоск;

  7. галантерейный магазин;

  8. розничный магазин-склад.

Назовите принципиальные отличия перечисленных предприятий розничной торговли.






Задание 6.2 Назовите ключевые личностные и профессиональные качества, которыми должны обладать продавцы вашей фирмы, исходя из ее специфики. Какими специальными знаниями должны обладать продавцы? Как они должны приобретать эти знания? Достаточно ли хорошо налажена профессиональная подготовка и повышение квалификации продавцов вашей фирмы?






Задание 6.3 Проследите цепочку поставок товара, с которым работает ваша фирма (или фирма, которую вы хорошо знаете). Какое место в канале распределения она занимает? Какова ее роль и какую распределительную функцию она выполняет? Есть ли возможность усовершенствования данного канала распределения?






Задание 6.4 Для важнейших терминов выберите правильное определение.

Термины

Определения

  1. дилер;

  2. канал распределения;

  3. дистрибьютер;

  4. посредники;

  5. товародвижение;

  6. косвенный канал распределения;

  7. оперативный маркетинг;

  8. тотальный маркетинг.


    1. тип канала, в который включены посредники;

    2. возможные пути движения товаров и услуг к конечному потребителю;

    3. фирмы, организации, оказывающие содействие в установлении контактов и заключении сделок, контрактов между производителями и потребителями, продавцами и покупателями товаров и услуг;

    4. фирма, осуществляющая оптовую закупку и сбыт товаров определенного вида на региональных рынках;

    5. процесс движения товара от производителя в розничную сеть к покупателю или через оптового покупателя и других участников обращения товаров;

    6. физическое или юридическое лицо, закупающее продукцию оптом и торгующее ею в розницу или малыми партиями;

    7. одна из форм маркетинга, суть которой состоит в привлечении максимального количества работников предприятий к маркетинговой деятельности;

    8. форма маркетинга, одна из функций которой — еженедельный прогноз сбыта продукции.

Ответ:________________________________________________________________________

Задание 6.5 Расскажите, какой тип посредников наиболее подходит для сбыта производимой вами продукции? Если ваша организация сама является посреднической, то к какому типу она относится? Сколько уровней имеет канал распределения, которым пользуется ваша организация или в котором она участвует?









Дополнительные задания

Задание 1 Приведите в соответствие специфические типы оптовых поставщиков и нижеприведенные термины:

Термины

Типы оптовых поставщиков

  1. оптовые предприятия прямой поставки;

  2. оптовые предприятия, поставляющие в супермаркеты, универсамы и крупные продовольственные магазины сопутствующие промышленные товары;

  3. предприятия, реализующие широкий ассортимент товаров;

  4. оптовые предприятия самообслуживания типа кэш-энд-керри;

  5. мелкооптовые предприятия, реализующие товар с колес;

  6. специализированные оптовые предприятия.

  1. Господин Топорков является владельцем фирмы по продаже оборудования. У него богатая номенклатура товаров — от ручных инструментов до кухонного оборудования. Однако он не держит широкого ассортимента каждого вида товара.

  2. Госпожа Довлатова является владелицей фирмы, специализирующейся на продаже ножей и ножниц, но может предложить любой тип ножа или ножниц, который потребуется.

  3. Фирма по торговле стройматериалами расположена в многоэтажном доме в центре города. Фирма сама не занимается хранением, торговлей и поставкой стройматериалов, она получает заказы от розничных и оптовых торговых фирм и обеспечивает прямую поставку товара от производителя к потребителю.

  4. Оптовый торговец рыбными продуктами закупает свежую рыбу у местных рыбаков. В свою очередь он продает ее ресторанам, которые передают заказ по телефону, расплачиваются наличными и сами забирают рыбу.

  5. Фермер Шорохов поставляет продукты питания в мелкие магазины, расположенные в крупном городе. Водители 6 грузовиков, принадлежавших ему, обеспечивают ежедневные поставки, и все операции оплачиваются наличными.

  6. Фирма поставляет готовую пищу в кафетерии офисов. Пища (закуски, бутерброды и пр.) выставляется в отдельной витрине. Офисы расплачиваются только за потребленную продукцию.

Ответ:________________________________________________________________________

Задание 2 Приведите примеры, подтверждающие известное выражение: "Наличие каналов распределения есть дополнительный, "невидимый" капитал фирмы".












Практическая работа №7

Использование методов и приемов маркетинга

Цель: научиться использовать различные методы маркетинга.

Вопросы для повторения

  1. Какие методы маркетинга существуют?

  2. В чем смысл применения методов изучения рынка? Перечислите эти методы.

  3. Какие методы формирования спроса и стимулирования сбыта существуют?

  4. Какие информационные методы маркетинга существуют?

Задание к практической работе №7

Задание 7.1 Применяет ли ваша фирма (или фирма, которую вы хорошо знаете) методы ФОССТИС, какие именно и в каком объеме? Есть ли реальные возможности совершенствования применяемых методов ФОССТИС?






Задание 7.2 Применяет ли ваша фирма (или фирма, которую вы хорошо знаете) методы изучения рынка, какие именно и в каком объеме?






Задание 7.3 Применяет ли ваша фирма (или фирма, которую вы хорошо знаете) какие-либо информационные методы, какие именно и в каком объеме?






Задание 7.4 Какой из перечисленных ниже инструментов стимулирования сбыта является наиболее подходящим для того, чтобы обеспечить повторные покупки потребительского товара, который приобретают регулярно? Объясните свой ответ.

  1. специальные купоны на упаковке;

  2. бесплатные образцы;

  3. распространение бесплатных купонов в каждую дверь;

  4. демонстрация (образцов товаров).





Задание 7.5 Для повышения лояльности потребителей розничный торговец может использовать различные методы. Какой из нижеуказанных методов наиболее эффективен для этого? Объясните свой ответ.

  1. Регулярная раздача бесплатных образцов товаров из ассортимента.

  2. Проведение рекламных акций, например, покупатель оплачивает две единицы товара, а получает три.

  3. Выдача клиентских карточек, которые дают право на бесплатное получение товаров при накоплении определенного количества баллов.





Дополнительные задания

Задание 1 Покажите на схеме связи межу элементами маркетинга. Обоснуйте свой ответ.

hello_html_153a2111.gif

Рисунок 14 – Элементы маркетинга

Практическая работа №8

Организация рекламной кампании строительного предприятия

Цель: научиться организовывать рекламную кампанию и оценивать ее эффективность.

Вопросы для повторения

  1. Перечислите основные функции и виды продвижения продукции на рынок.

  2. Каковы цели рекламных мероприятий? Какие средства распространения рекламы существуют на рынке?

  3. Назовите формы маркетинговых коммуникаций.

  4. Почему для установления эффективных коммуникаций с целевыми рынками предприятию необходимо использовать различные их формы?

  5. Каким требованиям, которыми должен удовлетворять источник рекламного обращения?

  6. Перечислите основные функции рекламы.

  7. Каковы критерии, которые должны использоваться при выборе оптимальных средств распространения рекламы?

  8. Перечислите недостатки наружной рекламы.

  9. Средства стимулирования сбыта эффективны только в сфере стимулирования потребителей. Прокомментируйте это утверждение.

  10. Каким образом формируется спрос и стимулируется сбыт?

Задание к практической работе №8

Задание 8.1 Попробуйте минимальным набором слов выразить привлекательность таких хорошо известных товаров, как, допустим, сливочное масло отечественного производства «Крестьянское» в противовес импортному маслу «Рама», отдых в отечественных санаториях (или просто в деревне) отдыху на заграничных курортах типа «предпочту Майами Майму» (Майма — небольшой населенный пункт в предгорьях Алтая).

Теперь минимальным набором слов выразите привлекательность товара вашей фирмы (предприятия) или другого, хорошо известного вам товара.










Задание 8.2 Вспомните какой-нибудь случай, связанный с воздействием на ваше поведение рекламного сообщения. Придумайте рекламную фразу и ее «эмоциональное окружение», благодаря которым у потенциальных покупателей возникла бы устойчивая положительная доминанта на рекламируемый вами товар.









Задание 8.3 Определите комплекс мероприятий – рекламных и совершенствования потребительных свойств, – способных сформировать автоматический положительный стереотип поведения покупателя на рынке по отношению к рекламируемому товару, который вы хорошо знаете.








Задание 8.4 Попробуйте кратко, в форме девиза (слогана) выразить суть вашего товара (или товара, который вы хорошо знаете) так, чтобы содержание фразы соответствовало настроению и ожиданиям покупателей. Мотивируйте ответ.








Задание 8.5 Сформулируйте критерии оценки рекламных средств для размещения рекламы вашей фирмы (или фирмы, которую вы лучше всего знаете), а также факторы и условия, определяющие специфику применения этих критериев. Обоснуйте выбор рекламных средств.







Дополнительные задания

Задание 1 Укажите взаимосвязь между содержанием рекламы и жизненного цикла товара.







Задание 2 Объясните выражение: "Недостаточные рекламные расходы приводят к бессмысленной трате денег"






Задание 3 Организуйте рекламную кампанию фирмы (или товара), с деятельностью которой вы хорошо знакомы. Укажите наименование и вид деятельности фирмы, а также цели вашей рекламной кампании. Прежде чем приступить к разработке рекламной кампании, для ее успешного проведения необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Кто ? Кто является вашими клиентами сейчас и в будущем. Вы должны правильно сегментировать рынок для того, чтобы точно представлять на кого направлена реклама.

  2. Для чего? ? Чего вы пытаетесь достичь? Увеличение объема продаж? Представления нового продукта? Удержание или завоевание долей рынка? Создать себе имидж или поддержать его.

  3. Когда ? Для рекламы очень важно время ее проведения. Лучший промоушн будет сведен на нет, если не будет проведен вовремя.

  4. Что ? Какова специфика продукта (услуги) который вы пытаетесь продвинуть на рынок. В чем уникальность его продажи?

  5. Где ? Какое средство массовой информации наиболее подходит для проведения вашей рекламной кампании.







Рекламная кампания должна содержать: характеристику предприятия (или товара); цель рекламной кампании, формы проведения вашей рекламной кампании. Работа оформляется на компьютере, может содержать презентацию, буклет, публикацию (Приложение 2).

Практическая работа №9

Маркетинговые исследования рынка строительной продукции

Цель: научиться собирать маркетинговую информацию, проводить маркетинговые исследования и анализировать полученную информацию для принятия решений.

Вопросы для повторения

  1. Каково значение маркетинговой информации?

  2. Какие методы сбора и обработки информации используются при маркетинговых исследованиях?

  3. Что понимают под маркетинговыми исследованиями?

  4. Каковы задачи и содержание маркетинговых исследований?

  5. Перечислите этапы и направления маркетинговых исследований.

Задание к практической работе №9

Задание 9.1 Объясните, почему любому предприятию необходимо проводить маркетинговые исследования?







Задание 9.2 Какими источниками информации Вы бы стали пользоваться при подготовке бизнес-плана развития собственного предприятия?







Задание 9.3 Существует мнение, что начинать маркетинговые исследования следует со сбора вторичной информации. Согласны ли вы с этим мнением? Объясните свой ответ.







Задание 9.4 Восстановите логическую последовательность при подаче необходимой информации в виде делового отчета:

    1. Основная часть отчета, содержащая рассуждения, анализ, сравнения.

    2. Введение: короткое описание цели документа, методы, используемые при подготовке и обработке данных.

    3. Приложение, включающее таблицы, графики, цифровые выкладки.

    4. Заключение, содержащее главные выводы, сделанные в ходе исследования.

    5. Рекомендации.

Ответ: _____________________________________________________________________.

Задание 9.5 Для следующих терминов выберете подходящее определение:

Термины

  1. Данные наблюдения

  2. Панель

  3. Первичные данные

  4. Маркетинговые исследования

  5. Вторичные данные

  6. Данные анкетирования

  7. Данные

  8. Маркетинговая информационная система

  9. 9Полевой эксперимент

Определения

  1. Часто повторяющиеся опросы.

  2. Процесс выявления маркетинговых проблем, систематического сбора и анализа информации с целью разработки рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности фирмы.

  3. Результат сбора данных с помощью почтовых, телефонных и личных опросов.

  4. Постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенных для сбора, анализа, оценки и распространения точной информации.

  5. Новые факты и цифры, собираемые впервые для разрабатываемого проекта.

  6. Исследование, проводимое в реальных (естественных) условиях.

  7. Комплекс данных, собираемых с помощью механических устройств или лично и показывающих характер поведения людей.

  8. Факты и цифры, которые уже зарегистрированы.

  9. Факты и цифры, важные для проблемы и полученные из первичных и вторичных источников.

Ответ: _______________________________________________________________________

Дополнительные задания

Задание 1 Разработайте анкету опроса мнения потребителей о качестве како­го-либо товара и о качестве обслуживания в магазине (анкета разрабатывается на отдельном листе формата А4). Попросите друзей заполнить анкету.









Рабочая тетрадь дисциплине Маркетинг
  • Другое
Описание:

В рабочей тетради рассматриваются проблемы, методы маркетинга и практика их применения в специфической среде российских предприятий.

Рабочая тетрадь содержит практикум по дисциплине «Маркетинг», включающий контрольные вопросы, тренировочные упражнения, задачи, ситуации, а также тесты для контроля знаний. Рабочая тетрадь имеет словарь, включающий набор основных терминов маркетинга.

Рабочая тетрадь предназначена для студентов экономических специальностей, а также для самостоятельного изучения дисциплины.

Автор Призова Ольга Владимировна
Дата добавления 11.09.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1619
Номер материала MA-060682
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓