Муниципальное казенное образовательное учреждение
Большеверейская средняя общеобразовательная школа
Рамонского муниципального района Воронежской области
«Рассмотрено»
«Согласовано» «Утверждено»
на заседании МС зам.
директора по УВР Директор
ОУ
_____________
___________________ _________________
«___»_______2012 г
«__»________2012 г Приказ «__»___2012 г№__
Рабочая программа элективного курса
«Надорганизменные системы»
для 11 класса
Составитель: учитель Свиридова Наталья
Анатольевна
село Большая Верейка
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса для 11
класса составлена на основе программы «Элективный курс для 10-11 классов.
Надорганизменные системы» авт. Бодрова Н.Ф., Дорогань Л.В., ВОИПКиПРО, 2006
г.
Целью курса является формирование у учащихся целостного естественнонаучного
мировоззрения и основ природосообразного поведения.
Содержание курса позволяет развивать
представления о человеке как части природы, понимании единства и самооценивания
всего живого, необходимости сохранения биосферы и явлений в окружающей среде.
Для достижения целей поставлены задачи:
- Ознакомить школьников с теоретическими
основами экологии на основе расширения и углубления экологических знаний,
полученных ими в процессе изучения биологии
- Способствовать формированию понимания причин
глобальных экологических проблем современности и возможных путей их решения
- Развивать устойчивый интерес к изучению
живой природы
- Расширять кругозор школьников, повышать их
научный и культурный уровень
2.Общая характеристика элективного курса:
В рамках элективного курса изучаются три
основных темы: структурно-функциональная организация природы, человек и его
место в природе, природопользование и охрана природы.
При изучении предусматриваются проведение
практических занятий, проектная деятельность, тестирование, лекции. По
окончании изучения курса предусматривается контроль в виде тестирования с
получением зачета.
Курс расширяет базовые научные понятия для
создания представлений и биосфере, месте в ней человека и проблем, связанных с
технологизацией цивилизации.
3.
Место предмета в учебном плане
На изучение элективного курса «Надорганизменные
системы» отводится 17 часов (0,5 ч в неделю, 34 недели) из компонента
учреждения.
4. Требования к знаниям и умениям
По окончании курса учащиеся должны знать :
- Структуру и закономерности надорганизменных
систем от популяционно-видового до биосферного уровня
- Глобальные проблемы окружающей среды
- Подходы к моделированию и оценки состояния
экосистем
- Экологические факторы и их влияние на
организм человека
- Экологические принципы использования
природных ресурсов и охраны природы
Должны уметь:
- Владеть научной терминологией
- Объяснять значение экологических знаний для
жизни и хозяйственной деятельности человека
- Составлять планы, схемы, таблицы, работать с
дополнительными источниками литературы
5.Содержание курса.
Введение. Место экологии в
системе наук. Современное понимание экологии как науки об экосистемах и
биосфере. Связь состояния природной среды с социальными процессами.
Раздел 1. Структурно-функциональная
организация природы. Взаимоотношения организма и
среды. Окружающая среда. Факторы и их классификация. Закономерности проявления
факторов.
Популяция: показатели и структура.
Демографическая структура популяции. Репродуктивный потенциал и рост популяции.
Динамика численности и популяционные циклы.
Биологическое разнообразие как основа
стабильности природных систем. Антропогенное воздействие. Функции животных в
биосфере. Изменение многообразия видов.
Экосистема и ее структура. Классификация
экосистем. Компоненты экосистем. Структура и механизм функционирования
экосистем. Биоценоз как биологическая система
Экологические закономерности стабильности
экосистемы
Устойчивость и саморегуляция экосистемы. Энергетика
экосистемы. Законы термодинамики Перенос энергии. Экологические пирамиды.
Практические работы:
«Окружающая среда. Экологические факторы»
«Факторы, регулирующие численность»
«Демографическая структура популяции»
«Результативность действия факторв»
Раздел 2. Человек и его место в
биосфере. Экологические проблемы биосферы. Роль человека в биосфере.
Ноосфера. Экологический кризис. Виды загрязнений и последствия. Здоровье
человека и окружающая среда.
Место человека как биологического вида. Популяционные
характеристики человечества.
Факторы, вызывающие нарушение здоровья
человека. Болезни цивилизации.
Практическая работа «Человек и его среда обитания»
Раздел 3. Природопользование и
охрана природы.
Экологические катастрофы. Классификация
природных ресурсов. Методы контроля качества окружающей среды. Мониторинг.
Частные проблемы экологии.
6. Календарно-тематическое планирование
элективного курса в 11 классе «Надорганизменные
системы».
№\№
|
Тема занятия.
|
Вид занятия
|
Основные понятия
|
Формы контроля
|
Дата
по плану
|
Дата
по факту
|
Приме-
чание
|
1
|
Введение. Цели и задачи курса.
|
Лекция
|
Место экологии в
системе наук. Значение знаний
|
текущий
|
|
|
|
2
|
Взаимоотношения организма и среды.
Практическая работа№1.
Окружающая среда. Экологические факторы.
|
Практическая работа
|
Окружающая среда и
ее определение.
|
Практич. работа
|
|
|
|
3
|
Популяция: показатели и структура.
Практическая работа №2
«Факторы, регулирующие численность популяции».
Практическая работа №3
«Демографическая структура популяции
|
Практическая работа
|
Характеристика
популяции. Колебания
|
Практич. работа
|
|
|
|
4
|
Биологическое разнообразие как основа стабильности природных систем.
Практическая работа №4
«Результативность действия экологических факторов.
|
Практическая работа
|
Функции компонентов
БС. Многообразие
|
Практич. работа
|
|
|
|
5
|
Экосистема и ее структура. Многообразие естественных экосистем, их
характерные признаки, особенности, видовое разнообразие, значение.
|
Лекция
|
Экосистема.
Структура ЭС. Биоценоз. Влияние факторов
|
текущий
|
|
|
|
6
|
Экологические закономерности стабильности экосистем.
Характеристика экосистем леса,
степи, пустыни, луга, тундры, горных экосистем, экосистем пресных
водоёмов и морских экосистем.
|
Семинар
|
Компоненты ЭС.
Энергетика. Гомеостаз.
Разнообразие
|
Текущий
Сообщен. уч-ся
|
|
|
|
7
|
Глобальная экосистема-биосфера
Практическая работа №5
«Ресурсы биосферы»
|
Практическая работа
|
Состав БС. Запасы
БС
|
Практич. работа
|
|
|
|
8
|
Экологические проблемы биосферы.
Практическая работа №6
«Человек и его среда обитания»
|
Практическая работа
|
Роль человека.
Энергетический кризис.
|
Практич. работа
|
|
|
|
9
|
Круговорот веществ и поток энергии
|
Лекция
|
Круговороты атомов.
|
текущий
|
|
|
|
10
|
Здоровье человека и окружающая среда
|
Сообщения учащихся
|
Экологическая ниша
человека. Кризис здоровья
|
текущий
|
|
|
|
11
|
Биоритмы
|
Сообщения учащихся
|
Закономерности
процессов.
|
Творч.
работы
|
|
|
|
12
|
Болезни цивилизации
|
Сообщения учащихся
|
|
Творч.
работы
|
|
|
|
13
|
Основы рационального природопользования
|
Лекция
|
Мониторинг.
Контроль качества.
|
|
|
|
|
14
|
Экологические катастрофы.
|
Семинар
|
Парниковый эф-т.
Эрозия почв. Ионизация.
|
текущий
|
|
|
|
15
|
Частные проблемы экологии
|
Лекция
|
Энергетика.
Урбанизация Водопотребление
|
текущий
|
|
|
|
16
|
Охрана окружающей среды
|
Сообщения учащихся
|
Стратегия охраны
природы. Международное сотрудничество.
|
текущий
|
|
|
|
17
|
Итоговое занятие.
Тестирование.
|
Тестирование
|
|
тестирование
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.