Главная / Начальные классы / Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Научное общество обучающихся" (познавательное направление, 4 класс)

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Научное общество обучающихся" (познавательное направление, 4 класс)

Чунское районное муниципальное образование

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

п. Весёлый Чунский район Иркутская область



Рассмотрено на заседании ШМО классных руководителей

Протокол № 1 от 26.08.2014.

Руководитель ШМО: ____________


Согласовано на заседании методического совета школы.

Протокол № 1 от 27.08.2014.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:________________


Утверждено директором

МОБУ СОШ №7 п. Весёлый.

Приказ № 1 от 02.09.2014.

Директор МОБУ СОШ №7: _______________

м.п.


Рабочая программа

внеурочной деятельности

для 4 класса

«Научное общество обучающихся»

(познавательное направление)

на 2014-2015 учебный год

(разработана на основе

авторской программы Д.В. Григорьева,

1 час в неделю, 34 часа за год).



Составитель:

Подскребышева Елена Юрьевна,

учитель начальных классов

МОБУ СОШ №7 п. Весёлый.

Высшее образование.

Первая квалификационная категория.



Литература:

1. Григорьев Д.В. Программа внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. – М.: Просвещение, 2011.





п.Весёлый

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189.

  • - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, утверждёнными приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357.

  • Типовым Положением об общеобразовательном учреждении в редакции Постановлений правительства Российской Федерации от 10.03.2009 № 216.

  • Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Региональным учебным планом для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы», утверждённым распоряжением министерства образования Иркутской области от 12.08.2011г. № 920-мр.

  • Письмом Министерства образования Иркутской области от 04.06.2014г. №55-37-5064/14 «Об использовании регионального учебного плана общеобразовательными организациями Иркутской области».

  • Уставом муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №7 п. Весёлый, утверждённым постановлением мэра Чунского района Иркутской области 12.12.2011г. №685.

  • Приказом МОБУ СОШ №7 п. Весёлый от 29.08.2014 года № О-154.1 «Об утверждении учебного плана МОБУ СОШ №7 п. Весёлый на 2014-2015 учебный год».

  • Бессрочной лицензией на право ведения образовательной деятельности (серия РО № 045859, регистрационный № 4701), выданной Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области 03.04.2012 года.

  • Свидетельством о государственной аккредитации (серия 38АО1 № 0000646, регистрационный №2480), подтверждающим государственный статус общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы, выданным Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области 26.03.2014 г.




Структура документа.

Рабочая программа внеурочной деятельности Интеллектуальный клуб «Научное общество обучающихся» представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; тематический план; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методических и технических средств обучения.


Общая характеристика внеурочной деятельности «Научное общество обучающихся».

Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространённых видов внеурочной деятельности в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативов, кружков, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности: экскурсий, олимпиад, викторин, исследовательских проектов, работы научных обществ обучающихся, интеллектуальных клубов и т.д. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

Воспитательная направленность занятий в рамках «Научного общества обучающихся» связана в основном с формированием ценностного отношения школьников к познавательной мотивации.

Цели и задачи курса «Научное общество обучающихся»

Цель курса - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи курса:

    • развивать познавательные потребности младших школьников;

    • развивать познавательные способности младших школьников;

    • обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

    • формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

    • формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Место внеурочной деятельности в учебном плане.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Научное общество обучающихся» разработана на основе федеральных государственных образовательных стандартов II поколения. Обучение предполагается в объёме 1 часа в неделю (34 часа в год), что соответствует авторской программе Д.В.Григорьева, П.В.Степанова.

Результаты освоения курса «Научное общество обучающихся»

В процессе освоения курса внеурочной деятельности «Научное общество обучающихся» будут сформированы следующие виды универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к исследовательской деятельности;

- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.



ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН.

Раздел

Количество часов

1. Общие занятия. Введение в исследовательскую деятельность

6

2. Проработка индивидуальных исследовательских тем.

14

3. Цикл экспериментов «Разрушители мифов»

8

4. Конференция научного общества обучающихся

6

Итого:

34







календарно-Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Цель урока

Тип урока

Контроль

Дата

план

факт

Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность (6 ч.)

1

Явление и понятие научного исследования. Организация исследовательской работы.

Познакомить обучающихся с явлениями и понятиями научного исследования. Познакомить с этапами исследовательской деятельности.

Открытие новых знаний

Индивидуальный



2

Определение проблемы исследования, выявление её актуальности.

Упражнять в определении проблем исследования. Учиться выявлять актуальность исследовательской деятельности.

Открытие новых знаний

Индивидуальный



3

Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования.

Тренировать в умении формулировки темы, определении объекта и предмета исследования

Открытие новых знаний

Индивидуальный



4

Выдвижение гипотезы исследования.

Учить выдвигать гипотезу в соответствии с темой исследования.

Открытие новых знаний

Индивидуальный



5

Постановка задач исследования.

Упражнять в постановке задач исследования.

Открытие новых знаний

Индивидуальный



6

Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости.

Учить определять теоретические основы исследования, его научно-практическую значимость.

Открытие новых знаний

Индивидуальный



Раздел 2. Проработка индивидуальных исследовательских тем (14 ч.)

7

Культура оформления исследовательской работы.

Познакомить обучающихся с правилами оформления исследовательской работы.

Урок методологической направленности

Индивидуальный



8-9

Актуальные темы гуманитарных исследований.

Познакомить с актуальными темами гуманитарных исследований.

Урок методологической направленности

Индивидуальный

10-11

Дискуссии по актуальным гуманитарным проблемам современности.

Познакомить и обсудить актуальные гуманитарные проблемы современности.

Урок методологической направленности

Индивидуальный



12-13

Актуальные направления естественно – научных исследований.

Познакомить с актуальными темами естественно – научных исследований.

Урок методологической направленности




14-15

Дискуссии по актуальным направлениям естественно – научных исследований современности.

Познакомить и обсудить актуальные направлениям естественно – научных исследований современности.

Урок методологической направленности

Индивидуальный



16-20

Консультации по индивидуальным исследовательским темам.

Проведение индивидуальных консультаций по выбранным обучающимися темам.

Урок методологической направленности

Индивидуальный



Раздел 3. Проведение цикла экспериментов «Разрушители мифов» (8 ч.)

21-22

«Можно ли пить воду из – под крана в школе?»

Подготовка и проведение эксперимента по данной теме.

Комбинированный

Индивидуальный



23-24

«Вредна ли кока-кола?»

Подготовка и проведение эксперимента по данной теме.

Комбинированный

Индивидуальный



25-26

История предметов. Столовые приборы.

Подготовка и проведение эксперимента по данной теме.

Комбинированный

Индивидуальный



27-28

Тайна твоего имени.

Подготовка и проведение эксперимента по данной теме.

Комбинированный

Индивидуальный



Раздел 4. Конференция научного общества обучающихся (6 ч.)

29

Разработка программы конференции.

Подготовка и разработка программы научной конференции обучающихся.

Комбинированный

Индивидуальный



30

Подготовка докладов, мультимедийных презентаций.

Подготовка докладов и мультимедийных презентаций к научной конференции обучающихся.

Комбинированный

Индивидуальный



31-34

Конференция научного общества обучающихся

Проведение конференции научного общества обучающихся.

Комбинированный

Индивидуальный





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Литература для учителя и обучающихся:

  1. Григорьев Д.В. Программа внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Журналы «Начальная школа» с приложениями.

  3. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.


Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:

  1. Ноутбук обеспечивают учащимся мультимедиа-возможности.

  2. Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, даёт возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу, повышает эффективность организационных и административных выступлений.

  3. Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.

Оставляю за собой право корректировки календарно-тематического планирования в течение учебного года.


Учитель: __________________ /Подскребышева Е.Ю.


Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Научное общество обучающихся" (познавательное направление, 4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа внеурочной деятельности - Интеллектуальный клуб «Научное общество обучающихся» представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; тематический план; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методических и технических средств обучения.

Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространённых видов внеурочной деятельности в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативов, кружков, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности: экскурсий, олимпиад, викторин, исследовательских проектов, работы научных обществ обучающихся, интеллектуальных клубов и т.д. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

Воспитательная направленность занятий в рамках «Научного общества обучающихся» связана в основном с формированием ценностного отношения школьников к познавательной мотивации.

Цель курса - трансформация процесса развития интеллек­туально-творческого потенциала личности ребенка путем со­вершенствования его исследовательских способностей в про­цесс саморазвития.

В процессе освоения курса внеурочной деятельности «Научное общество обучающихся» будут сформированы коммуникативные, познавательные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия.

Автор Подскребышева Елена Юрьевна
Дата добавления 03.05.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 1691
Номер материала 58779
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓