Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №40
Утверждаю: Согласованно: Рассмотрено:
Директор
школы Зам. директора На заседании кафедры
естественных
наук
_______________ _____________ ________________
«__»_______20__г «__»_______20__г «__»_________20__г
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ ПО ХИМИИ «
ХИМИЯ В ВОПРОСАХ И ЗАДАЧАХ» для учащихся профильной группы 8Л1 класса(34 часа,
1 час в неделю)
УЧИТЕЛЯ
ХИМИИ ДОМАЩУК Т.Н.
2014-2015 учебный
год
Пояснительная записка
Направленность
модуля
образовательной программы – естественнонаучная.
Актуальность
модуля
образовательной программы определяется желанием со стороны детей и их
родителей в обучении химии на более глубоком уровне.
Современный
стандарт содержания образования по химии предусматривает создание условий для
достижения обучающимися следующих целей: освоение основных понятий и законов
химии; овладение умениями производить расчёты на основе химических формул
веществ и уравнений химических реакций; развитие познавательных интересов и
интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента,
самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными
потребностями; применение полученных знаний и умений для решения практических
задач в повседневной жизни; воспитание отношения к химии как к одному из
фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой
культуры.
Учебный
план в его федеральной части предусматривает изучение курса химии 2 часа в
неделю в 8 классе. Данный объём часов не достаточен для реализации стандарта
основного общего образования по химии. Одним из последствий сокращения числа
учебных часов заключается в том, что у учителя практически не остаётся времени
для отработки навыков решения задач, а именно задач , обеспечивающих
закрепление теоретических знаний, которые учат творчески применять их в новой
ситуации, логически мыслить, т.е. служат формированию культурологической
системообразующей парадигмы.
Решение
задач – признанное средство развития логического мышления обучающихся, которое
легко сочетается с другими средствами и приёмами образования. Включение разных
задач предусматривает перенос теоретического материала на практику и
осуществлять контроль за его усвоением, а учащимся – самоконтроль, что
воспитывает их самостоятельность в учебной работе. Решение задач должно
способствовать целостному усвоению стандарта содержания образования и
реализации поставленных целей.
Цель
модуля: создать условия для реализации минимума стандарта содержания
образования за курс основной школы; отработать навыки решения задач и
подготовить школьников к более глубокому освоению химии в старших классах.
Основные
задачи:
-
обеспечение школьников основной и главной теоретической информацией; -
отработать навыки решения простейших задач;
-
начать формировать связь между теоретическими и практическими знаниями
учащихся;
-
подготовить необходимую базу для решения различных типов задач в старших
классах.
Содержание
модуля соответствует минимальным требованиям стандарта образования, а также
содержит материал по углублению курса химии в 8 классе, на который следует
обратить внимание для успешного изучения далее (кристаллогидраты, различные
способы выражения состава раствора, различные способы приготовления
необходимого раствора; качественные реакции). Каждая тема содержит небольшой
теоретический материал, а главное – большое количество различных задач. Это
необходимо для формирования и развития навыков анализа, сравнения, обобщения,
самоанализа и самоконтроля, умений устанавливать причинно – следственные связи
между различными фактами, умений делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
Вниманию
учащимся предлагаются различные задания по содержанию и по сложности, которые
требуют от учащихся активной познавательной деятельности.
Модуль
предлагается профильной группе учащихся 8Л1 класса, которые желают получить
более глубокие знания по предмету.
Продолжительность
модуля 34 часа и предполагает изучение его в течение всего года по 1 часу в
неделю.
Ожидаемый
результат:
-успешное
обучение в последующих классах;
-знание
основных законов и понятий химии и их оценивание;
-умение
проводить простейшие расчёты;
-умение
ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые
уравнения, объяснять свои действия;
-успешная
самореализация школьников в учебной деятельности.
Содержание
тем модуля
Введение
(3 ч)
Химия —
наука о веществах, их свойствах и превращениях. Превращения веществ. Отличие
химических реакций от физических явлений.
Химическая
символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические
формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы.
Периодическая
система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие
периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для
получения сведений о химических элементах.
Тема
1. Атомы химических элементов
(5 ч)
Атомы
как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении
атомов. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса.
Взаимосвязь понятий протон, нейтрон, относительная атомная масса.
Периодическая
система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический
смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение
числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента —
образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами
металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических
свойств в периодах и группах.
Образование
бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой — образование
двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.
Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие
атомов неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов.
Электроотрицательность. Понятие о полярной ковалентной связи.
Взаимодействие
атомов металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о
металлической связи.
Демонстрации.
Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева.
Тема
2. Простые вещества
(4 ч)
Число
Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем
газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль
и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и
киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты
с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный
объем газов», «число Авогадро».
Тема
3. Соединения химических элементов
(6 ч)
Степень
окисления. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях.
Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий. Бинарные
соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление
их формул.
Основания,
их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей:
гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных
реакциях.
Кислоты,
их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная,
соляная, азотная. Изменение окраски индикаторов.
Соли
как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей
в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные
и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических
решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Чистые
вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства
чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси.
Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Демонстрации.
Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток
хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Модели атомов. Взрыв смеси
водорода с воздухом. Разделение смесей.
Лабораторные
опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных
классов. 2. Разделение смесей с помощью делительной воронки. 3. Дистилляция
воды.
Тема
4. Изменения, происходящие с веществами (5ч)
Понятие
явлений как изменений, происходящих с веществом. Явления, связанные с
изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, —
физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация,
выпаривание и возгонка веществ.
Явления,
связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и
условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света — реакции
горения. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях.
Закон
сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и
коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Типы химических
реакций: разложения, соединения, замещения и обмена.
Расчеты
по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или
объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества.
Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде
раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит
определенную долю примесей.
Демонстрации.
Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка йода или бензойной
кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с
горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния,
фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение
гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д)
взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е)
разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с
металлами.
Лабораторные
опыты. 1. Сравнение скорости испарения воды и
спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 2. Окисление меди в
пламени спиртовки или горелки. 3. Помутнение известковой воды от выдыхаемого
углекислого газа. 4. Получение углекислого газа взаимодействием соды и
кислоты. 5. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Тема
5. Практикум № 1 «Простейшие операции с
веществом» (2 ч)
1.
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения
с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. Анализ почвы и воды.
2. Признаки химических реакций.
Тема
6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
(8 ч)
Электролиты
и неэлектролиты. Сильные и слабые электролиты.
Основные
положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций.
Реакции обмена, идущие до конца. Классификация ионов и их свойства.
Кислоты,
их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории
электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций.
Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями
— реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы
растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания,
их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории
электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование
таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований.
Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.
Соли,
их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации.
Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие
солей с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики
химических свойств солей.
Обобщение
сведений об оксидах, их классификации и свойствах. Генетические ряды металла и
неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные
реакции. Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества
разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.
Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений
окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства
простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете
окислительно-восстановительных реакций.
Демонстрации.
Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость
электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Движение окрашенных ионов
в электрическом поле. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом
меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные
опыты. 1. Реакции, характерные для растворов
кислот (соляной или серной). 2. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов
натрия или калия). 3. Получение и свойства нерастворимого основания, например
гидроксида меди (II). 4. Реакции, характерные для растворов солей (например,
для хлорида меди (II). 5. Реакции, характерные для основных оксидов (для
оксида кальция). 6. Реакции, характерные для кислотных оксидов (для углекислого
газа).
Тема
8. Практикум № 2. «Свойства растворов
электролитов» (2 ч)
1.Условия течения
химических реакций между растворами электролитов до конца. 2. Решение
экспериментальных задач.
Требования
и результаты усвоения
Учащиеся
должны знать:
Основные формы
существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложны
вещества); основные сведения о строении атомов элементов малых периодов;
основные виды химических связей; типы кристаллических решеток; факторы,
определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия;
типологию химических реакций по различным признакам; сущность электролитической
диссоциации; названия, состав, классификацию и свойства важнейших классов
неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и с
позиций окисления-восстановления.
Учащиеся
должны уметь:
а) применять
следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы, молекулы; простое и
сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярная массы,
количество вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро;
электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный
процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакций и ее
классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости;
обратимость химических реакций, химическое равновесие и условия его смещения;
электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их
классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;
б) разъяснять
смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных
закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять
степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений;
составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать
окислительно-восстановительные реакции, определять по составу (химическим
формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и
характеризовать их химические свойства, в том числе и в свете теории
электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами
неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;
в) обращаться с
лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить
простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять
результаты наблюдений;
г) производить
расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.
Календарно –
тематическое планирование модуля
Последовательность
тем в образовательной программе
|
Последовательность
тем уроков в модуле
|
Дата
проведения
|
планир
|
Фактич
|
Введение
(4ч)
|
1.Урок-упражнение
по теме «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»
2.
Решение задач на вычисление массовой доли химического элемента в веществе.
|
|
|
Тема
№1. Атомы химических элементов (10ч)
|
1-2.
Урок-упражнение по теме «Строение атома»
3-5. Урок
упражнение по теме «Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная
и неполярная), ионная, металлическая.
|
|
|
Тема
№2. Простые вещества (7ч)
|
1-4.
Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная
масса», «молярный объем».
|
|
|
Тема
№3. Соединения химических элементов (12ч)
|
1.Урок-упражнение
по теме «Степень окисления. Составление формул бинарных соединений».
|
|
|
|
2-3.
Урок-упражнение по теме «Основные классы неорганических веществ. Номенклатура
неорганических веществ»
|
|
|
|
4.
Урок-упражнение по теме «Чистые вещества и смеси. Разделение смесей и очистка
веществ»
|
|
|
|
5-6.
Решение задач на вычисление массовой и объемной доли компонентов смеси
(раствора).
|
|
|
Тема
№4. Изменения, происходящие с веществами (10ч)
|
1.
Урок-упражнение по теме «Химическая реакция. Условия и признаки протекания
химических реакций. Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ при
химических реакциях»
|
|
|
|
2.Решение
задач на вычисление количества вещества, массы или объема по количеству
вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
|
|
|
|
3-5.
Урок-упражнение по теме «Классификация химических реакций по различным
признакам»
|
|
|
Тема
№5. Практикум №1 «Простейшие операции с веществом» (5ч)
|
1-2.
Урок-упражнение по теме «Правила безопасной работы в школьной лаборатории.
Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и
химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических
реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его
последствия»
|
|
|
Тема №6.
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18ч)
|
1.
Урок-упражнение по теме «Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая
диссоциация кислот, щелочей и средних солей»
|
|
|
|
2.
Урок-упражнение по теме «Реакции ионного обмена и условия их осуществления»
|
|
|
|
3-6.
Урок-упражнение по теме «Химические свойства оксидов, оснований, кислот,
солей в свете теории электролитической диссоциации»
|
|
|
|
7.
Урок-упражнение по теме «Генетическая связь между классами неорганических
веществ»
|
|
|
|
8.
Урок-упражнение по теме «Составление уравнений окислительно-восстановительных
реакций методом электронного баланса»
|
|
|
Тема
№7. Практикум №2 «Свойства электролитов» (2ч)
|
1.Практическая
работа № 6 «Ионные реакции»
2.Практическая
работа №9 «Решение экспериментальных задач»
|
|
|
Всего:
68 часов
|
34часа
|
|
|
Литература
для учителя:
1.
Адамович Т.П. Васильева Г.И. Сборник олимпиадных задач по химии.
2.
Будруджак П. Задачи по химии.
3.
Ерохин Ю.М.; Фролов В.И.Сборник задач и упражнений по химии.
4.
Контрольные и проверочные работы по химии 8 класс к учебнику Г.Е.Рудзитиса
“Химия» – 8 класс .
5.
Кузменко Н.Е., Ерёмин В.В. 2500 задач с решением.
6.
Цитович И.К.; Протасов П.И. Методика решения расчётных задач по химии.
7.
Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для техникумов.
Литература
для учащихся:
1. Абкин
Г.Л. Задачи и упражнения по химии.
2. Габриелян
О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях 8 – 9 классы.
3. Гаврусейко
Н.П. Проверочные работы по неорганической химии 8 класс.
4.
Савинкина Е.В. Свердлова Н.Д. Сборник задач и упражнений по химии.
5.
Суровцева Р.П. Задания для самостоятельной работы по химии в 8классе.
6. Хомченко
И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.