Главная / Физкультура / Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Увлекательный баскетбол» для учащихся 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Увлекательный баскетбол» для учащихся 5 класса










Рабочая программа

внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительной направленности

«Увлекательный баскетбол»

для учащихся 5 класса















Составил учитель

физической культуры

Лымарева Н.Д.




2013 г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Баскетбол» для учащихся 5 классов разработана  на основе:

- «Физическая культура 5-9 классы. Рабочие программы» под редакцией В. И.  Ляха, М. Я. Виленского (2010г.)

-Адаптированная программа для Детско-юношеской спортивной школы (2002г.)

Программа спортивно-оздоровительного направления «Баскетбол» во внеурочной деятельности для учащихся 5 классов, соотносящаяся с Государственным стандартом и концепцией образования, по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья школьников, целью, которой является:

  • способствовать всестороннему физическому развитию;

  • способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность.

В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

Основные задачи:

1.Оздоровительная задача.

  • Укрепление здоровья.

  • Совершенствование физического развития.

2.Образовательная задача.

  • Обучение основам техники и тактики игры баскетбол.

  • Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;

  • Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.

3.Воспитательная задача.

  • Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом.

  • Воспитание моральных и волевых качеств.

Программа «Баскетбол» направлена на реализацию следующих принципов:

- принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей.

-принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.

-принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.

- принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык.

Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно метапредметными и предметными результатами.

Метапредметные результаты:

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

Предметные результаты:

-формирование знаний о баскетболе и его роли в укреплении здоровья;

- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития

Универсальные учебные действия:

Познавательные:

- определяют, где применяют действия с мячом,

- используют общие приёмы решения поставленных задач,

- ставят и формулируют проблемы,

- ориентируются в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные:

- принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений и участии в игре,

- принимают инструкцию педагога и четко следуют ей,

- осуществляют итоговый и шаговый контроль,

- выполняют действия в соответствии с поставленной задачей и условиям её реализации,

- используют установленные правила в контроле способа решения,

- планируют свои действия.

Коммуникативные:

- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности,

- ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии,

- используют речь для регуляции своего действия,

- формулируют собственное мнение и позицию,

Личностные:

- проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей,

- умеют управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,

- оказывают бескорыстную помощь своим сверстникам, умеют находить общий язык и общие интересы,

- ориентируются на понимании причин успеха в учебной деятельности,

- самоанализ и самооценка результата,

- понимают значение знаний для человека и принимают его, стремятся хорошо учиться,

- раскрывают внутреннюю позицию школьника.

Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:

  • потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;

  • умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;

  • спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;

  • стремление индивида вовлечь в занятия баскетболом свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).


Место программы в учебном плане.

Программа     соответствует    федеральному   компоненту   государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5 класса. Рассчитанная  на 68 учебных часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.

Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме урока, ограниченного временем (40мин) в системе целого учебного дня 2 раза в неделю.

Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.

Особенности набора детей – учащиеся 5 классов с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача).

Количество обучающихся – 12-15 человек.

Формы занятий – в форме урока, беседы, урок-презентация, урок-марафон

Формы контроля опрос, тесты-практикумы.

Годовое планирование учебно-тренировочного материала




Программный материал

Количество часов

1

Теоретические сведения

4

2

Баскетбол. Техническая подготовка

15

3

Общефизическая подготовка

20

4

Специально физическая подготовка

10

5

Подвижные и спортивные игры

17

6

Контрольные испытания

2


Итого

68





Содержание программы.

Баскетбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране. Занятия баскетболом улучшают работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.

Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.

В предложенной программе выделяются четыре раздела:

  1. Основы знаний.

  2. Общая физическая подготовка.

  3. Специальная подготовка.

  4. Примерные показатели двигательной подготовленности.

В разделе «основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме; о гигиенических требованиях; об избранном виде спорта.

В разделе «обшефизической подготовки» даны упражнения, строевые команды и другие двигательные действия. Обшефизическая подготовка способствует формированию общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества.

В разделе «специальной подготовки» представлен материал по баскетболу способствующий обучению техническим и тактическим приемам.

В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности занимающихся:

  • Контрольные нормативы по технической подготовке с учетом возраста.

  • Нормативы по физической подготовке.

Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых технических элементов, просмотр презентаций.

Два раза в год должны проводиться контрольные испытания по общей и специальной подготовке.


Теоретические и практические занятия, общеразвивающие и специальные упражнения.

Значение баскетбола в общеобразовательной системе, общеразвивающих и специальных упражнений в системе общефизической подготовки.

Место и время проведения общеразвивающих и специальных
упражнений во время тренировочных занятий.

Подбор упражнений и составление комплекса общеразвивающих и
специальных упражнений для различных видов спорта.

Общеразвивающие упражнения, направленные на всестороннее
физическое воспитание и развитие основных физических качеств:

Для развития силы - упражнения с предметами и без предметов,
на снарядах и со снарядами в парах.

Для развития быстроты - упражнения на быстроту двигательной
реакции, разновидности спортивных и подвижных игр.

Для развития выносливости - длительный бег умеренной и переменной
интенсивности.

Для развития ловкости и гибкости - упражнения с высокими
требованиями к координации и амплитуде движений.

Планируемый результат освоения программы «Баскетбол».

ЛИЧНОСТНЫЕ.

  • положительное отношение к систематическим занятиям баскетболом;

  • понимание роли баскетбола в укреплении здоровья.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • Рассказывать об истории развития баскетбола в России;

  • Рассказывать о правилах личной гигиены, профилактики травматизма;

  • Технически правильно выполнять двигательные действия в баскетболе;

  • Играть в баскетбол по упрощенным правилам.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • Следовать при выполнении задания инструкциям учителя;

  • Понимать цель выполняемых действий;

  • Различать подвижные и спортивные игры;

  • Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование тем

Дата

Часы

1

Техника безопасности. Ознакомление с основными строевыми командами. Изучение передачи, ловли, броска в корзину. Игры.

сентябрь

2

2

Повороты на месте. Изучение штрафного броска, подвижные игры. Эстафеты с элементами баскетбола.


2

3

«Гигиена баскетболиста. Врачебный контроль. Предупреждение травм». Ловля мяча, ведение мяча. Игры.


2

4

ОРУ. Упражнения на осанку. Передачи одной рукой. Ловля двумя руками. Бросок двумя снизу. Игры.


2

5

ОРУ. Упражнения на осанку. Ловля мяча снизу. Бросок одной от плеча. Ловля мяча от щита.

октябрь

2

6

Развитие быстроты, прыгучести и ловкости. Передачи и ловля в движении. Броски с места.


2

7

Развитие гибкости и умение сохранять равновесие. Ознакомление с защитной стойкой и передвижение приставными шагами. Игры.


2

8

Защитная стойка, передвижения защитника. Ловля мяча от щита. Изучение ранее изученных приемов.


2

9

Повороты с мячом и без мяча. Передачи мяча сверху в прыжке. Эстафеты с элементами баскетбола.

ноябрь

2

10

Правила соревнований и судейство баскетбола. Повороты на месте без мяча. Ведение мяча с изменением скорости. Игры.


2

11

Правила соревнований и судейство баскетбола. Повороты в движении. Передачи от груди с отскоком. Игра.


2

12

Передвижение в защитной стойке. Обводка препятствий. Эстафеты с элементами баскетбола.


2

13

Развитие быстроты, прыгучести, выносливости. Ловля катящегося мяча. Обводка, передачи, броски.

декабрь

2

14

Броски после ведения. Изучение игры 2*1. Эстафеты с элементами баскетбола.


2

15

Совершенствование ранее изученных приемов. Проверка физической подготовки занимающихся.

январь

2

16

Передачи двумя руками снизу. Противодействие ведению. Бросок в корзину после 2-х шагов.


2

17

«Оборудование, инвентарь и уход за ним». Ведение и броски с сопротивлением. Игра.


2

18

Проверка занимающихся по техническим нормативам.


2

19

Передачи одной рукой сбоку. Индивидуальные тактические действия: отрыв от игрока, держание игрока. Развитие выносливости.

февраль

2

20

Ведение со сменой рук. Общее физическое развитие занимающихся.


2

21

Изучение групповых тактических действий. Броски в корзину одной рукой.


2

22

Передачи в сложных игровых условиях. Игра


2

23

Развитие выносливости, координации, умение сохранять равновесие. Ознакомление с системой быстрого нападения.

март

2

24

Развитие выносливости, координации, умение сохранять равновесие. Ознакомление с системой быстрого нападения.


2

25

ОРУ. Взаимодействия 2-х игроков. Упражнения в системе быстрого нападения. Индивидуальные действия в нападении.


2

26

ОРУ. Изучение финта на рывок. Овладение системой быстрого нападения. Исправление ошибок в технике игры.


2

27

Технический прием «заслон». Взаимодействия 2*1. Устранение ошибок в технике игры.

апрель

2

28

Передачи в движении, броски с места, в движении, игра 1*1, 2*2. Индивидуальные действия в защите.


2

29

ОРУ. Передачи в движении, броски с места, в движении, игра 1*1, 2*2. Индивидуальные действия в защите. Штрафные броски.


2

30

Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами баскетбола.


2

31

Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения. Передачи в движении, броски с места, в движении, игра 1*1, 2*2.

май

2

32

Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Овладение индивидуальными защитными действиями. Подготовка к контрольным испытаниям.


2

33

Разновидность прыжков. ОРУ. Защитные действия против нападения. Подготовка к контрольным испытаниям.


2

34

Контрольные испытания. Тренировка в штрафных бросках.


2


Итого: 68


68

Материально-техническое обеспечение.


Подбор оборудования для занятий определяется задачами программы. Количество инвентаря определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

1. Щит с кольцом 4 штуки

2. Гимнастическая стенка 6 пролетов

3. Гимнастические маты 4 штуки

4. Скакалки 12 штук

5. Мячи баскетбольные №5 15 штук

6. Мячи набивные (масса 1кг) 5 штук


Содержание программы

Основы знаний (теоретическая часть):

  • Основы истории развития баскетбола в России;

  • Сведения о строении и функциях организма человека;

  • Правила игры в баскетбол

  • Места занятий, инвентарь.

Общефизическая подготовка (практическая часть):

  • Строевые упражнения;

  • Гимнастические упражнения;

  • Легкоатлетические упражнения;

  • Подвижные и спортивные игры.

Специальная физическая подготовка (практическая часть):

  • Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий;

  • Подвижные игры;

  • Упражнения для развития прыгучести;

  • Упражнения для развития качеств, необходимых при ловли и передачах мяча;

  • Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении бросков мяча;

Техника нападения (практическая часть):

  • Перемещения и стойки;

  • Действия с мячом. Передачи мяча;

Техника защиты:

  • Действия без мяча: остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.

Тактическая подготовка. Тактика нападения:

  • Индивидуальные действия

  • Командные действия

Тактика защиты:

  • Индивидуальные действия

  • Командные действия

Контрольные игры и соревнования:

теоретическая часть

  • Правила соревнований

практическая часть:

  • Соревнования по подвижным играм с элементами баскетбола

  • Учебно-тренировочные игры


Физическая подготовленность




п/п




Содержание требований (виды испытаний)



Мальчики



Девочки


1

Бег 60м с высокого старта (с)



2

Поднимание и опускание туловища за 30сек



3

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа



4

Прыжок в верх с места (см)



5

Прыжок в длину с места (см)

Челночный бег 3*10м




Техническая подготовленность


п/п

Содержание требований (виды испытаний)

Количественный

показатель

1

Передвижения в защитной стойке 6 *5 м (сек)


13.7

2

Техника щтрафного броска из 30


6

3

2-х шажная техника броска без сопротивления 10 справа, 10 слева (раз)

6/6




Список литературы


1.Мы играем в баскетбол. С. Стонкус. Москва «Просвещение» 1984 год

2.Баскетбол: Теория и практика Минск «Полымя» 1989 год

3.Баскетбол. Адаптированная программа для СДЮСШОР. Сызрань 2002 год

4.Баскетбол. Учебник для студентов под редакцией Ю.М. Портнова Москва, «Физкультура и спорт» 1988 год.

5.Урок физкультуры в современной школе – Москва, «Физкультура и спорт» 2002 год

6.Подвижные игры Л .Былеева, В. Яковлев – Москва, «Физкультура и спорт» 2000 год

7.Баскетбол Учебное пособие для занятий с начинающими. П.М.Цетлин – Москва, «Физкультура и спорт», 1994 год.




Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Увлекательный баскетбол» для учащихся 5 класса
  • Физкультура
Описание:

Программа спортивно-оздоровительного направления «Баскетбол» во внеурочной деятельности для учащихся 5 классов, соотносящаяся с Государственным стандартом и концепцией образования, по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья школьников, целью, которой является:

  • способствовать всестороннему физическому развитию;
  • способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность.

В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

Основные задачи:

1.Оздоровительная задача.

  • Укрепление здоровья.
  • Совершенствование физического развития.

2.Образовательная задача.

Обучение основам техники и тактики игры баскетбол.

  • Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
  • Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.

3.Воспитательная задача.

  • Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом.
  • Воспитание моральных и волевых качеств.
Автор Лымарева Наталья Дмитриевна
Дата добавления 03.06.2015
Раздел Физкультура
Подраздел Другое
Просмотров 3219
Номер материала 59859
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓