Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Юный филолог" (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Юный филолог" (5 класс)

Пояснительная записка


Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не всегда позволяет ответить на вопросы детей, показать им богатство родного языка, раскрыть многие его тайны. И тут на помощь приходит программа внеурочной деятельности «Юный филолог», являющейся продолжением урока, его дополнением.

Данная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС, соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования школы.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с обучающимися, предполагает развитие кругозора и мышления обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика».

Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.

Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в Российской Федерации. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.

Цель программы: расширение и закрепление познавательных интересов и развитие коммуникативных способностей обучающихся.

Задачи

Обучающие:

  • совершенствовать умение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;

  • способствовать приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробудить у обучающихся потребность к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • совершенствовать общее языковое развитие обучающихся.

Воспитывающие:

  • воспитывать у обучающихся культуру обращения с книгой;

  • формировать и развивать у обучающихся разносторонние интересы, культуру мышления;

  • воспитывать любовь к родному языку.

Развивающие:

  • развивать интерес к родному языку как к учебному предмету;

  • развивать мотивацию к изучению родного языка;

  • развивать творческие способности;

  • приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться справочной литературой;

  • развивать коммуникативные способности обучающихся.

Содержание программы внеурочной деятельности «Юный филолог» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.

Организация деятельности обучающихся основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой.

Программа позволяет реализовать компетентностный и системно-деятельностный подходы.

Формы проведения занятий:

  • лекции;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Основные методы и технологии:

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • информационно-коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Программа рассчитана на 1 год, реализуется через план внеурочной деятельности, общеинтеллектуальное направление. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Местом проведения занятий может быть кабинет русского языка и литературы, библиотека, музей. Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 5 класса.




























Содержание программы

Организационное занятие.(1ч).

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

Раздел 1.

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)

Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.

Тема 1.3. Роль интонации в устной речи.

Тема 1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает».

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Раздел 2.

Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)

Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова.

Тема 2.4. Этимология слов. Работа со словарями.

Тема 2.5. Сказочные превращения.

Тема 2.6. Презентация творческой работы.

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела обучающиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.



Раздел 3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит.

Тема3.2. В чём секрет правописания морфем.

Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.

Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Тема3.5. Бенефис знаний.

Проводятся исследования данных тем, обучающиеся, используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Раздел 4.

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)

Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка.

Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы.

Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

Раздел 5.

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)

Тема 5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Тема 5.2. В чём секрет глагола и его форм.

Тема 5.3. Как отличать грамматические омонимы.

Тема 5.4. Какими бывают предложения.

Тема 5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг.

Раздел 6.

Речевой этикет (2 ч)

Тема 6.1 Правила речевого этикета.

Тема 6.2 Формулы речевого этикета.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Раздел 7.

Обобщающее занятие. (1ч)

Тема 7.1 Аукцион знаний.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник.

















Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.


Формы учета знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Используются методики оценки результативности: «познай себя» (рефлексивный практикум), анкетирование, наблюдение, беседы.

Контроль и оценка освоения программы внеурочной деятельности зависят от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторин, творческих конкурсов, КВН, ролевых игр, олимпиад, проектов.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет спосоьствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.


Учебно-тематический план

Тема


Теория

Практика

1

Организационное занятие

1

1


Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)

2-3

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова

2

1

1

4-5

Для чего используют звуковые повторы в речи.

2

1

1

6-7

Какова роль интонации в устной речи

2

1

1

8

Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

1

1


Загадки русского словообразования.

( Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)

9

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

1

0,5

0,5

10

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

1

0,5

0,5

11

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

1


0,5

0,5

12

Этимология слов. Работа со словарями

1

0,5

0,5

13

Сказочные превращения.

1

0,5

0,5

14-15

Презентация творческой работы.

2

1

1

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

16

Зачем нужно знать алфавит

1

0,5

0,5

17

В чём секрет правописания морфем

1

0,5

0,5

18

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

1

0,5

0,5

19

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

1

0,5

0,5

20

Бенефис знаний.

1

0,5

0,5


Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)




21

На какие группы делится словарный состав русского языка


1

0,5

0,5

22

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

1


0,5

0,5

23

О чём рассказывают фразеологизмы

1

0,5

0,5

24

Фразеология в художественных произведениях.

1

0,5

0,5

25

Лабораторная работа.

1

0,5

0,5


Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)



26

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

1

0,5

0,5

27

В чём секрет глагола и его форм.

1

0,5

0,5

28

Как отличать грамматические омонимы.

1

0,5

0,5

29

Какими бывают предложения.

1

0,5

0,5

30-31

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

1

1

1


Речевой этикет (2 ч)





32

Правила речевого этикета.

1

1


33

Формулы речевого этикета

1

1



Обобщающее занятие (1ч)




34

Аукцион знаний.

1


1


ИТОГО:

34

18,5

15,5






Список литературы для педагога


  1. Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст] / А.Т. Арсирий. - М.: Просвещение, 2000.

  2. Бурмако, В.М. Русский язык в рисунках. [Текст] / В.М.Бурмако. – М.: Просвещение, 1991.

  3. Волина, В.В. Весѐлая грамматика [Текст] / М.:, Знание, 2005.

  4. Львова, С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка [Текст] / С.И.Львова. - М.: Мнемозина, 2007.

  5. Павлова, Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова [Текст] / Т.И.Павлова. – Ростов-на-Дону, 2007.

  6. Чачина, Т.М., Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. [Электронное учебное издание] / Дрофа, 2007.

  7. Шанский, Н.М. Лингвистические детективы [Текст]/ Н.М.Шанский. – М.: Дрофа, 2007.


Список литературы для обучающихся


  1. Львова, С.И. Русский язык 5-7 классы. [Текст] / С.И.Львова. – М.: Дрофа, 2007.

  2. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет[Текст] / С.И.Львова. – М.: Дрофа, 2007.

  3. Панов М.В. Занимательная орфография [Текст]/ М.В.Панов. - М.: Просвещение, 1981.

  4. Тумина Л.Е. Сочини сказку[Текст] / Л.Е.Тумина. - М.:. Дрофа, 2006.

13


Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Юный филолог" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС, соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования школы.Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с обучающимися, предполагает развитие кругозора и мышления обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку.

Автор Морозова Ирина Владимировна
Дата добавления 14.10.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 1421
Номер материала MA-061320
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓