Главная / История / Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 5 класса "Страницы истории моей Родины""

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 5 класса "Страницы истории моей Родины""

Название документа 16-17 КТП 5 Страницы истории моей Родины.docx

Календарно-тематическое планирование занятий «Страницы истории моей Родины». 5 класс.



Раздел, тема, урок

Колич. часов

Срок проведения

Проектно-исследовательская деятельность

(практическая часть)

1

Как появилась история? История в жизни человека.

Как изучать историю?

1



2

Богиня Клио раскрывает тайны. Науки-помощницы истории.

1


Словарная работа «Переводим с русского на русский»

3

Памятные юбилейные даты 2016 года.


1


Составление виртуального календаря

4

Дни воинской славы России.


1


Работа с документом (ФЗ)

5

Битва на Чудском озере (1242 г.).


1



6

Александр Невский.


1


Подготовка материалов для проекта «Личность в истории России»

7

Куликовская битва (1380 г.).


1



8

Дмитрий Донской.


1


Подготовка материалов для проекта «Личность в истории России»

9

День народного единства.


1



10

Полтавская битва (1708 г.).


1



11

Первые победы русского флота (1714, 1720 гг.).


1



12

Пётр Великий.


1


Подготовка материалов для проекта «Личность в истории России»

13

Чесменское сражение (1770 г.).


1



14

Взятие Измаила (1790 г.).


1



15

А.В. Суворов. «Наука побеждать».


1


Подготовка материалов для проекта «Личность в истории России»

16

Сражение у мыса Тендра (1790 г.).


1



17

Ф.Ф. Ушаков.


1


Подготовка материалов для проекта «Личность в истории России»

18

Памятные юбилейные даты 2017 года.

1



Составление виртуального календаря

19

Бородинское сражение (1812 г.).


1



20

М.И. Кутузов.


1


Подготовка материалов для проекта «Личность в истории России»

21

Синопское сражение (1853 г.).


1



22

П.С. Нахимов.


1


Подготовка материалов для проекта «Личность в истории России»

23

День героев России.


1



24

День защитника Отечества.


1



25

Парад 1941 года на Красной площади.


1



26

Контрнаступление советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой в 1941 г.


1



Раздел, тема, урок

Колич. часов

Срок проведения

Проектно-исследовательская деятельность

(практическая часть)

27

Разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год).

1




28

Разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год).

1




29

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год).

1



30

Полководцы Великой Отечественной войны.


1



31

Полководцы Великой Отечественной войны.


1


Подготовка материалов для проекта «Личность в истории России»

32

Наш край и наш народ в Великой Отечественной войне.


1


Подготовка материалов для проекта «Личность в истории России»

33

Проект «Личность в истории России»


1



34

Проект «Личность в истории России»


1




Итоговое занятие




35

Следы истории в современности

1






Название документа 16-17 Пояснит зап Страницы истории моей Родины 5 кл ФГОС.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Страницы истории моей Родины». 5 класс.

1

Нормативные акты и

учебно-методические

документы, на

основании которых

разработана рабочая

программа

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности разработана на основе:

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. (Серия «Стандарты второго поколения»).

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: «Просвещение» 2010.

  • Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование)/ под редакцией В. А. Горского. – М.: «Просвещение», 2011.

  • Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: «Просвещение», 2010.

  • Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Зеленоборская СОШ»,

По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической, и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле (нравственность, толерантность, эрудированность);

при этом используются возможности различных видов внеурочной деятельности.

2

Общие цели и задачи

образования с учетом

специфики учебного

предмета, курса

Цели программы:

  • Цель курса: формирование познавательной потребности в освоении обучающимися исторического материала об основных событиях в истории России.

Образовательные задачи:

  • Познакомить с памятными датами истории России;

  • Овладеть начальными навыками по сбору материала об исторических личностях российской истории.

Воспитательные задачи:

  • Развить гражданские качества, патриотическое отношение к России;

  • Воспитывать обучающихся на примере жизни и деятельности выдающихся исторических личностей.

  • Развивающие задачи:

  • Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности;

  • Стимулировать стремление знать как можно больше об истории своей страны.

3

Общая характеристика

учебного

предмета, курса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы истории моей Родины» по общеинтеллектуальному, нравственному направлению составлена на основе Федерального закона от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями).

Актуальность программы обусловлена тем, что к 5 классу учащиеся получили только общее представление об основных важнейших событиях российской истории, которые должны стать основой формирования осознанного патриотизма.

Программа предусматривает глубокое изучение событий и роли исторических личностей с обязательным исследованием событий, причинно-следственных связей, оценки событий с позиций современности. В программу включены занятия, которые знакомят учащихся с памятными датами российской истории на момент изучаемого периода (2016, 2017 гг.).

История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.

Однако спорность и противоречивость анализа исторического процесса, оценок ключевых событий, которые существуют в современной науке, активно переносятся в современную публицистику, что порождает острые мировоззренческие споры с явной политической окраской. Этот естественный процесс заметно осложняет преподавание истории в школе.

К тому же анализ результатов современного школьного исторического образования свидетельствует, что массовая школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся. Зачастую овладение историческим материалом у большинства учеников ограничивается запоминанием набора фактов (часто бессистемно), не поднимаясь до уровня умений строить причинно-следственные объяснения, проводить анализ, давать самостоятельные аргументированные нравственные и гражданские оценки событий прошлого. Изучение фактических и теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой, с умением переносить исторические знания и умения на решение проблем в современных жизненных ситуациях.


4

Описание места

учебного предмета,

курса в учебном плане

В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности:

  • духовно-нравственное,

  • научно-познавательное,

  • общеинтеллектуальное.

При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, идёт подготовка к изучению истории России в дальнейшем на весь период обучения.

5

Роль учебного курса,

предмета в достижении

обучающимися

планируемых

результатов освоения

основной

образовательной

программы школы

При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, идёт подготовка к изучению истории России в дальнейшем на весь период обучения.

Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности деятельности школьников в средней школе.

6

Информация о

количестве учебных

часов, на которое рассчитана

рабочая программа в

соответствии с

учебным планом

В 5 классе учебным планом предусмотрено 35 часов из расчёта 1 учебный час в неделю (35 недель).









СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1

Наименование разделов

учебной программы и

характеристика

основных

содержательных линий

Содержание данной программы определено требованиями к результатам основной образовательной программы основного общего образования ФГОС 2012 года:

определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного курса;

в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;

достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией и психологом.



Дни воинской славы — это особые празднества в ознаменование побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории страны. До революции они назывались «викториальными». В дни их празднования чествовали армию и флот и воздавали дань воинскому подвигу, славе и доблести защитников страны.

На сегодняшний день существует 17 дней воинской славы, установленных Федеральным законом от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России».

27 января — День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год).

2 февраля — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год).

23 февраля — День защитника Отечества (отряды Красной гвардии одержали свои первые победы под Псковом и Нарвой над регулярными войсками кайзеровской Германии 23 февраля 1918 года).

18 апреля — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год).

9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (1945 год).

7 июля — День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год).

10 июля — День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 год).

9 августа — День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 год).

23 августа — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год).

8 сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812 год).

11 сентября — День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год).

21 сентября — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год).

4 ноября — День народного единства (освобождение Москвы от польских интервентов народным ополчением под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, 1612 год).

7 ноября — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвёртой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год).

1 декабря — День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год).

5 декабря — День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год).

24 декабря — День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием Александра Суворова (1790 год).

Роль исторических личностей в этих событиях исследуется в соответствие с рекомендованными алгоритмами.

2

Планируемые

результаты:

личностные, метапредметные и

предметные, на базовом

и повышенном уровнях к

каждому разделу

учебной программы

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий.

Личностными результатами изучения курса «Страницы истории моей Родины» являются следующие умения:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметными результатами изучения курса «Страницы истории моей Родины» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

7) смысловое чтение;

8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметными результатами изучения курса «Страницы истории моей Родины» являются следующие умения:

Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину

Определять по датам век, этапы, место события и т.д.

Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать

Группировать (не по хронологии)

Сравнивать

Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия)

Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность

Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох

Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей

При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности



Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий

Толерантно определять свое отношение к иным позициям.



Ожидаемые результаты:

Занятия должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по истории; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

3

Система оценки

планируемых

результатов,

выраженная в формах и

видах контроля, в

определении

контрольно-

измерительных

материалов, в показателях уровня

успешности учащихся

Способы проверки ожидаемых результатов:

- педагогическое наблюдение, тестирование;

- выполнение творческих, проектных заданий.



Формы подведения итогов программы:

- открытые мероприятия;

- выставки творческих работ обучающихся;

- участие в конкурсах;

- создание презентаций;

- выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;

- викторины, кроссворды, игры;



Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

  • оценка достижений обучающихся (портфолио);

  • представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей печатных, фото и видеоматериалов в школьный музей;

  • составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;

  • создание и презентация собственного проекта.



В «портфель достижений» обучающегося входят:

заполненные рабочие листы к практическим и теоретическим занятиям, исследования, проекты, интервью, творческие работы, реализуемые на практических занятиях.

4

Перечень

лабораторных,

контрольных и

практических работ,

экскурсий

Словарная работа «Переводим с русского на русский».

Составление виртуального календаря

Работа с документом (ФЗ)

Подготовка материалов для проекта «Личность в истории России»


5

Направления проектной

и учебно-

исследовательской

деятельности

обучающихся

Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы:

рассказ, сообщение, беседа, виртуальная экскурсия, презентация, практические занятия, исследовательские проекты, конференции, составление и разгадывание кроссвордов.

Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий.

Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности:

игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество.

6

Использование резерва

учебного времени




























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Каждое занятие включает в себя теорию и практику по теме, поэтому часы занятий распределены таким образом (теория, практика).


Учебный раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

Введение.

3

2

1

РАЗДЕЛ 1. Памятные даты 2016-2017 гг.

2

2


РАЗДЕЛ 2. Дни воинской славы России.

17

8,5

8,5

РАЗДЕЛ 3. Личность в истории России.

9

4,5

4,5

РАЗДЕЛ 4. Проект «Личность в истории России»

3


3

Итоговый урок

1


1

Всего

35

17

18

Итого

35



ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1

Печатные пособия

  • «Дни воинской славы России» - М.: «Патриот», 2006.

  • Л.А. Побединская. Дни воинской славы России. Сценарии праздников в школе. – ВАКО,2012

  • А. Колобанова. Проект «Герои дней воинской славы»– ВАКО,2015

2

экранно-звуковые

пособия


3

технические средства

обучения (средства ИКТ)

ПК, мультимедиа проектор;

DVD-проигрыватель, телевизор, видеомагнитофон.

4

цифровые

образовательные

ресурсы

5

учебно-практическое и учебно-лабораторное

оборудование

  • Тексты по темам


6

натуральные объекты


7

демонстрационные

пособия


8

музыкальные

инструменты


9

натуральный фонд




Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 5 класса "Страницы истории моей Родины""
  • История
Описание:

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 5 класса «Страницы истории моей Родины». По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической (предмет – история), и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле (нравственность, толерантность, эрудированность). Рабочая программа составлена на основе Федерального закона от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями). Программа предусматривает глубокое изучение событий и роли исторических личностей с обязательным исследованием событий, причинно-следственных связей, оценки событий с позиций современности. В программу включены занятия, которые знакомят учащихся с памятными датами российской истории на момент изучаемого периода (2016, 2017 гг.).

Автор Школенок Оксана Васильевна
Дата добавления 13.10.2016
Раздел История
Подраздел Планирования
Просмотров 110
Номер материала MA-067942
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓