Главная / История / Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 5 класса "Секреты истории"

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 5 класса "Секреты истории"

Название документа 16-17 КТП 5 Секреты истории.docx

Календарно-тематическое планирование «Секреты истории»



Раздел, тема, урок

Колич. часов

Срок проведения

Проектно-исследовательская деятельность

(практическая часть)


Введение

3



1

Как появилась история? Как изучать историю?


1



2

Богиня Клио раскрывает тайны. Науки-помощницы истории.

1


Словарная работа «Переводим с русского на русский».

3

Богиня Клио раскрывает тайны. Науки-помощницы истории.

1




Раздел 1. Первобытный мир.

3



4

Первобытный мир. Как появился человек?


1


Составление кластера «Как появился человек?»

5

Как древний человек жил и выжил.


1



6

Первобытный мир. Религия и искусство.

1


Лабораторная работа «Следы человека» (искусство древнего человека).


Раздел 2. Древний Восток.

6



7

Египет: понятный и загадочный.


1



8

Тайны пирамид.


1


Презентация «Тайны пирамид»

9

Религия Древнего Египта.


1


Мини-исследование «Как религия египтян повлияла на науку».

10

Законы царя Хаммурапи.

1


Лабораторная работа «Исследуем жизнь страны по письменным источникам»

11

Китайский мудрец Конфуций.


1


Мини-исследование «Мудрости Конфуция – это история или современность»

12

Цивилизация Древней Индии.


1




Раздел 3. Древняя Греция.

12



13

Троянская война


1



14

Подвиги Геракла


1



15

Боги Древней Греции


1


Мини-исследование «Как религия греков повлияла на науку».

16

Афины – центр развития греческого искусства


1



17

Греческий театр


1



18

Афины – место зарождения современной демократии


1


Словарная работа «Переводим с русского на русский».

19

Воспитание спартанцев


1



20

Олимпийские игры


1



21

Олимпийские игры


1


«Олимпийские игры - история и современность»

22

Александр Македонский


1



23

Последствия военных походов Александра Македонского

1


Составление кластера

24

Игра «Путешествие по Древней Греции»


1




Раздел 4. Древний Рим

10



25

Легенды Древнего Рима


1



Раздел, тема, урок

Колич. часов

Срок проведения

Проектно-исследовательская деятельность

(практическая часть)

26

Римская республика

1



Словарная работа «Переводим с русского на русский».

27

Римская армия

1




28

Рабство в Древнем Риме


1



29

Римские императоры


1



30

Боги Древнего Рима


1


Мини-исследование «Как религия римлян повлияла на науку».

31

Зарождение христианства


1



32

Все дороги ведут в Рим


1


Презентация «Чудеса Рима»

33

Вечный город и его жители


1



34

Игра «Путешествие по Древнему Риму»


1




Итоговое занятие




35

Следы древности в современности

1






Название документа 16-17 Пояснит зап Секреты истории 5 кл ФГОС.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Секреты истории». 5 класс.

1

Нормативные акты и

учебно-методические

документы, на

основании которых

разработана рабочая

программа

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности разработана на основе:

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. (Серия «Стандарты второго поколения»).

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: «Просвещение» 2010.

  • Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование)/ под редакцией В. А. Горского. – М.: «Просвещение», 2011.

  • Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: «Просвещение», 2010.

  • Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Зеленоборская СОШ»,

По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической, и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле (нравственность, толерантность, эрудированность);

при этом используются возможности различных видов внеурочной деятельности.

2

Общие цели и задачи

образования с учетом

специфики учебного

предмета, курса

Цели программы:

  • сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

  • воспитание толерантности и патриотизма, уважения к истории и традициям мировой истории через изучение прошлого и настоящего;

  • освоение знаний о важнейших событиях всемирной и отечественной истории их взаимосвязи и хронологической преемственности.



Образовательные задачи:

способствовать формированию повышенного интереса учащихся исторической науке;

формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

помочь понять, что история – это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций;

приобщать к ценностям мировой и национальной культуры;

Развивающие задачи:

развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности обучающихся;

развивать историческое мышление обучающихся на базе материала курса;

Воспитательные задачи:

воспитывать у учащихся уважительное отношение к истории других государств и своей Родины;

воспитание гордости и уважения к достижениям человечества.

3

Общая характеристика

учебного

предмета, курса

Программа «Страницы истории» предназначена для организации внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению в 5 классах, направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию. Школьники должны иметь мотивацию к обучению истории, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Ведь история – благодатный материал для развития у детей интереса к познанию мира.

Данная программа дополняет школьный курс истории Древнего мира яркими страницами истории, сведениями об истории и об искусстве полководцев. Программа призвана привить интерес к истории Древнего мира, а также дать навык самостоятельной работы с литературой и источниками.

Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы, способствуют расширению и углублению знаний о данной науке.

Новизна программы по внеурочной деятельности по истории «Страницы истории» предполагает другой стиль общения учителя и учеников. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ истории, а развивает у обучающихся интерес к истории и научно-познавательной деятельности.

Важным фактором реализации данной программы является стремление развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Так же программа помогает отрабатывать навык работы с проблемными, творческими, олимпиадными вопросами. Работа в команде даёт хороший опыт сотрудничества.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Учитель должен использовать игровые формы, потому что они помогают решать серьёзные учебные проблемы. Используя игру, учащиеся лучше запоминают сложный исторический материал, который облегчает им работу на уроке, формирует речевые компетенции. Интересные, занимательные, доступные и в то же время достаточно трудные вопросы исторических викторин и игр побуждают учащихся к значительным умственным усилиям.

В преподавании курса «Страницы истории» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения: учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические игры, учебные диалоги.

Занятия курса разделены на теоретические и практические.

В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов; портреты великих полководцев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда можно рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Творческие работы, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую педагог должен поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

4

Описание места

учебного предмета,

курса в учебном плане

В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности:

  • духовно-нравственное,

  • научно-познавательное,

  • общеинтеллектуальное.

При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства.

Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности деятельности школьников в средней школе.

5

Роль учебного курса,

предмета в достижении

обучающимися

планируемых

результатов освоения

основной

образовательной

программы школы

Планируемые результаты реализации программы кружка «Страницы истории» ориентированы на достижение первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов.

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта (механизм: ученик – учитель).

приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности в современной жизни. (Механизм: ученик - учитель)

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения (механизм: ученик – ученик)

Третий уровень результатов – получение обучающими опыта самостоятельного общественного действия. Школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде

(механизм: ученик – социум).

6

Информация о

количестве учебных

часов, на которое рассчитана

рабочая программа в

соответствии с

учебным планом

В 5 классе учебным планом предусмотрено 35 часов из расчёта 1 учебный час в неделю (35 недель).



СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1

Наименование разделов

учебной программы и

характеристика

основных

содержательных линий

Содержание данной программы определено требованиями к результатам основной образовательной программы основного общего образования ФГОС 2012 года:

определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного курса;

в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;

достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией и психологом.



ВВЕДЕНИЕ

Что такое история?

Что изучает наука – история? История – наука о прошлом человечества. Почему следует изучать и знать историю? Геродот – «отец истории».

Богиня Клио раскрывает тайны.

Клио – муза истории, её атрибуты – свиток и палочка для письма. Эта муза «дарует славу» тем, кого она заносит в свой свиток. Мифы и легенды. Загадки забытых цивилизаций.

Науки-помощницы истории.

Как люди узнают о прошлом. Письменные источники о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия - свидетели прошлого. Нумизматика – старинные монеты.

Лингвистика – наука о языке. Метрология - старинные меры веса, длины, площади. Историческая карта.

ТЕМА I. ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР

Жизнь древнейших людей.

Древнейшие люди – наши далёкие предки. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами.

Возникновение религии и искусства

Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков.

Игра «Что? Где? Когда?»

ТЕМА II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Военные походы фараонов.

Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Завоевательные походы фараонов.

Религия древних египтян.

Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Боги и люди в мифах и легендах. Представление о загробном мире.

Храмы и пирамиды. Вавилонский царь Хаммурапи.

Древний Вавилон. Власть царя Хаммурапи – власть от бога Шамаша. Законы Хаммурапи.

Китайский мудрец Конфуций. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций и конфуцианство. Мудрость – в знании старинных книг.

Великая китайская стена. Памятники культуры Китая. Тайна Великой китайской стены. История и легенды. Самые интересные факты и события из истории Стены.

Вклад народов Востока в мировую историю и культуру.

ТЕМА III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Троянская война. Троя и Троянская война. Троянская война: миф и реальность. Старинные предания о Троянской войне. Сокровища Трои.

Подвиги Герекла. 12 подвигов Геракла

Боги Древней Греции. Боги и богини древней Греции. Пантеон олимпийских богов. Титаны и олимпийцы. Мифы и легенды о людях и богах.

Воспитание спартанцев. Общественное устройство Спарты: воспитание и образ жизни. Спарта – военный лагерь. Воспитание мальчиков в Спарте.

Олимпийские игры. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия – город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Значение Олимпийских игр.

Александр Македонский. Восхождение на трон. Поход на север и покорение Фив. Завоевание Малой Азии, Сирии и Египта. Разгром Персидской державы. Царь Азии. Поход в Среднюю Азию. Поход в Индию. Последние годы Александра. Смерть Александра Македонского. После Александра. Память об Александре Македонском.

Путешествие по Древней Греции.

ТЕМА IV. ДРЕВНИЙ РИМ

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.

Установление власти Рима в Западном Средиземноморье. Римская армия. Установление власти Рима в Восточном Средиземноморье. Победы Рима над Карфагеном. Последствия римских завоеваний. Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян.

Восстание Спартака. Рабство в Римской республике. Образ Спартака в наши дни. Боги Древнего Рима. Зарождение христианства. Юлий Цезарь. Участие в политической борьбе. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны – опора Цезаря в его политическом курсе. Реформы Цезаря. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате. Рим – вечный город. Наследие Древнего Рима.

Викторина «Древний Рим».

История Древнего Рима. Великие люди Древнего Рима.

2

Планируемые

результаты:

личностные, метапредметные и

предметные, на базовом

и повышенном уровнях к

каждому разделу

учебной программы

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий.



Метапредметные УУД:

Регулятивные:

- формирование ответственного отношения к учению;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.



Познавательные:

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;



Коммуникативные:

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.



Предметные:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе.



Личностные УУД:

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.



Ожидаемые результаты:

Занятия должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по истории; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

3

Система оценки

планируемых

результатов,

выраженная в формах и

видах контроля, в

определении

контрольно-

измерительных

материалов, в показателях уровня

успешности учащихся

Способы проверки ожидаемых результатов:

- педагогическое наблюдение, тестирование;

- выполнение творческих, проектных заданий.



Формы подведения итогов программы:

- открытые мероприятия;

- выставки творческих работ обучающихся;

- участие в конкурсах;

- создание презентаций;

- выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;

- викторины, кроссворды, игры;



Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

  • оценка достижений обучающихся (портфолио);

  • представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей печатных, фото и видеоматериалов в школьный музей;

  • составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;

  • создание и презентация собственного проекта.



В «портфель достижений» обучающегося входят:

заполненные рабочие листы к практическим и теоретическим занятиям, исследования, проекты, интервью, творческие работы, реализуемые на практических занятиях.

4

Перечень

лабораторных,

контрольных и

практических работ,

экскурсий

Словарная работа «Переводим с русского на русский».

Составление кластера «Как появился человек?»

Лабораторная работа «Следы человека» (искусство древнего человека).

Презентация «Тайны пирамид»

Мини-исследование «Как религия египтян повлияла на науку».

Лабораторная работа «Исследуем жизнь страны по письменным источникам»

Мини-исследование «Мудрости Конфуция – это история или современность»

Мини-исследование «Как религия греков повлияла на науку».

«Олимпийские игры - история и современность»

Мини-исследование «Как религия римлян повлияла на науку».

Презентация «Чудеса Рима»

5

Направления проектной

и учебно-

исследовательской

деятельности

обучающихся

Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы:

рассказ, сообщение, беседа, виртуальная экскурсия, презентация, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, составление и разгадывание кроссвордов.

Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий.

Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности:

игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество.

6

Использование резерва

учебного времени


















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Каждое занятие включает в себя теорию и практику по теме, поэтому часы занятий распределены таким образом (теория, практика).


Учебный раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

Введение.

3

1

2

РАЗДЕЛ 1. Первобытный мир.

3

1

2

РАЗДЕЛ 2. Древний Восток.

6

2

4

РАЗДЕЛ 3. Древняя Греция.

12

4

8

РАЗДЕЛ 4. Древний Рим.

10

3

7

Итоговый урок

1


1

Всего

35

11

24

Итого

35

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1

Печатные пособия

  • 5 класс. Всеобщая история. История Древнего мира. Повторение и контроль знаний по истории на уроках и внеклассных мероприятиях.

2

экранно-звуковые

пособия

ВИДЕОКАССЕТЫ

1. Древний Египет.

2. Древняя Греция.

3. Древний Рим.

3

технические средства

обучения (средства ИКТ)

ПК, мультимедиа проектор;

DVD-проигрыватель, телевизор, видеомагнитофон.

4

цифровые

образовательные

ресурсы

5

учебно-практическое и учебно-лабораторное

оборудование

  • Тексты по темам

  • 5 класс. Всеобщая история. История Древнего мира. Повторение и контроль знаний по истории на уроках и внеклассных мероприятиях. Электронное приложение. – Издательство «Глобус»

  • История. Древний мир. Средние века. 5-6 классы (карточки). Компакт-диск для компьютера: База дифференцированных заданий. Многовариантные проверочные работы.

6

натуральные объекты


7

демонстрационные

пособия


8

музыкальные

инструменты


9

натуральный фонд




Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 5 класса "Секреты истории"
  • История
Описание:

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 5 класса «Секреты истории». По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической (предмет – история), и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле (нравственность, толерантность, эрудированность). Программа направлена на углублённое ознакомление, изучение истории Древнего мира, предполагает обучение проектно-исследовательской деятельности.

Автор Школенок Оксана Васильевна
Дата добавления 13.10.2016
Раздел История
Подраздел Планирования
Просмотров 103
Номер материала MA-067941
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы