ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В рамках
реализации целей и задач федеральных государственных
образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения внеурочная
деятельность учащихся должна стать неотъемлемой частью образовательного
процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды
деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач
их развития, воспитания и социализации.
На внеурочную деятельность по
курсу «Народные спортивные игры» отводится 35 часов в год (35 учебных недели по
1 часу в неделю), предусмотренной учебным планом.
Программа «Народные
спортивные игры» является модифицированной. При ее составлении были
использованы следующие материалы:
·
«Внеурочная
деятельность учащихся», Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов, М.:
Просвещение, 2011;
Народная игра – естественный
спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой
воспитательной силой.
Народные игры являются одним
из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ
жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание
обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений,
проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление
к победе.
Народные игры являются частью
патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них
формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре
родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития
патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию
все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в
воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются
особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень
культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают
определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Подвижные игры для детей 10-12
лет становятся более сложными. Организм детей среднего школьного возраста
характеризуется большей стабильностью. Костно-связочный аппарат ещё довольно
гибок, пластичен. Мышцы продолжают расти и укрепляться, поэтому силовые данные
детей ещё невелики; организм пока не готов к большим физическим напряжениям, к
односторонним нагрузкам. Однако в этом возрасте деятельность сердца и сосудов
стабилизируется, ёмкость лёгких увеличивается. Поэтому в игры включаются
непродолжительный бег и прыжки, разнообразные энергичные недолговременные
движения руками, ногами, туловищем, что способствует нормальному физическому
развитию детей этого возраста.
Развивающийся организм
испытывает всё большую потребность в кислороде. Дыхательная система детей
отличается большей развитостью, нежели в младшем школьном возрасте, но дыхание
ещё недостаточно глубокое. Игры с активными движениями способствуют укреплению
дыхательного аппарата.
Правильно организованные
подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и
укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование
правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные
игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу
различные крупные и мелкие мышцы тела.
Роль и место данного
курса.
Подвижная игра —
естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий
великой воспитательной силой.
Дети 11 - 13 лет начинают мыслить более
критично и отвлечённо, у них развивается способность к абстрактному мышлению,
всё это позволяет им осваивать более сложные игры с многочисленными правилами.
Игры детей 11-13 лет остаются
сюжетными, однако играющих больше интересует символическое воспроизведение
знакомых понятий, нежели прямое подражание образам, как было раньше. Сюжетные
игры продолжают занимать ведущее место среди других подвижных игр ещё и потому,
что отвечают живости детского воображения. Однако к концу этого возрастного
периода всё больший интерес у детей начинают вызывать игры без сюжета. Многие
игры с мячом представляют переходную ступень к спортивным играм и содержат
целый ряд элементов спортивной техники и тактики.
К концу этого возрастного
периода детей начинают особенно интересовать игры, позволяющие совершенствовать
собственные двигательные действия. Им интересен не только результат, но и сам
процесс игры, когда они могут проявить свою ловкость, меткость, выносливость,
силу и сообразительность. Хороводы, пение, речитативы, подражание образам
используются в их играх редко. Усиление контроля над эмоциями способствует
выработке выдержанности в действиях, дисциплинированности, тактичности по
отношению к товарищам по игре. Многие подвижные игры строятся на
довольно сложных взаимоотношениях между играющими. Это преимущественно игры с
разделением коллектива на группы (команды), в которых игроков объединяет единая
цель - борьба за победу своей команды.
Народные спортивные игры являются традиционным средством
педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд,
национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать
силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять
смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к
победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А.
Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и
воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры,
чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность
самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.
Народные игры
являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического
воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением
детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к
культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития
патриотических чувств.
Алгоритм работы с играми.
1.
Знакомство с содержанием игры.
2.
Объяснение содержания игры.
3.
Объяснение правил игры.
4.
Разучивание игр.
5.
Проведение игр.
Цель программы:
создание условий для физического развития
детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных народных игр через
включение их в совместную деятельность.
Задачи:
решаемые в рамках данной программы:
- активизировать двигательную
активность младших школьников во внеурочное время;
- познакомить детей с
разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при
организации досуга;
- формировать умение
самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с
учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
- создавать условия для проявления
чувства коллективизма;
- развивать: сообразительность,
речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость,
сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же
эмоционально-чувственную сферу;
- воспитывать культуру игрового
общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к
проявлению здорового образа жизни.
Универсальными
компетенциями учащихся по курсу являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и
использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность,
взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в
процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными
результатами освоения учащимися содержания курса
являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности
и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и
условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие
и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим
сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения
учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и
поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и
имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных
заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со
сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и
толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы
во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную
деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и
оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность,
распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать
результаты собственного труда, находить возможности и способы их
улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и
обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки,
сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со
сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность,
рассудительность;
- технически правильно выполнять
двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и
соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения
учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
- представлять игры как средство укрепления
здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- оказывать посильную помощь и моральную
поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и
уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками
подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное
судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и
оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам
проведения;
- организовывать и проводить игры с разной
целевой направленностью
- взаимодействовать со сверстниками по
правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила
(технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить
ошибки, эффективно их исправлять;
- находить отличительные особенности в
выполнении двигательного действия разными учениками, выделять
отличительные признаки и элементы;
- выполнять технические действия из базовых
видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- применять жизненно важные двигательные
навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся,
вариативных условиях.
В результате освоения
программного материала по внеурочной деятельности учащиеся 6 класса должны:
иметь
представление:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и
повышением физической подготовленности;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о способах изменения
направления и скорости движения;
- о народной игре как
средстве подвижной игры;
- об играх разных народов;
- о соблюдении правил игры
уметь:
- выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование
правильной осанки;
- выполнять комплексы
упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
- играть в подвижные игры;
- выполнять передвижения в
ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- выполнять строевые упражнения;
- соблюдать правила игры
Ожидаемый результат:
- Укрепление здоровья детей,
формирование у них навыков здорового образа жизни.
- Обобщение и углубление знаний об
истории, культуре народных игр.
- Развитие умений работать в
коллективе.
- Формирование у детей уверенности
в своих силах.
- Умение применять игры
самостоятельно.
Выпускник научится:
·
·ориентироваться
в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение
закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для
укрепления здоровья, развития основных систем организма;
·
·раскрывать
на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта)
положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и
социальное развитие;
·
·ориентироваться
в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества
(силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между
собой;
·
·организовывать
места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении,
так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения
травматизма во время занятий физическими упражнениями
·
·организовывать
и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и
в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила
взаимодействия с игроками;
·
·выполнять
упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на
развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации,
гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте
пульса (с помощью специальной таблицы);
·
·выполнять
тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных
физических качеств;
·
·выполнять
организующие строевые команды и приёмы;
·
·выполнять
игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной
направленности.
Тематический
план программы
1 год обучения (35 часа в 6 классе)
на 2015-2016 учебный год
№ п/п
|
Разделы
|
Кол-во часов
|
Всего
|
Теоретические
|
Практические
|
1.
|
Введение. Основы знаний о народной подвижной
игре.
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!
|
2
|
2
|
-
|
2.
|
Игры с бегом и перебежками
|
10
|
-
|
10
|
3.
|
Игры с мячом
|
8
|
-
|
8
|
4.
|
Игры с прыжками
|
5
|
-
|
5
|
5.
|
Промежуточный контроль
|
9
|
-
|
9
|
6.
|
Итоговое занятие
|
1
|
-
|
1
|
|
Итого:
|
35
|
2
|
33
|
Основное
содержание обучения
1 раздел (2часа)
Основы знаний о народной подвижной игре.
- Что такое народная игра? Познакомить с историей
народной подвижной игры.
- Общее и различие в правилах игр различных народов и
народностей России. Понятие правил игры. Выработка правил.
Что нужно знать и уметь, чтобы
никогда не болеть!
- Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю
поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для
мальчиков и девочек. Понятие команды в подвижных играх
2 раздел (10 часов)
Игры с бегом и перебежками
- Перебежки с выручкой;
- Двенадцать палочек;
- Казаки-разбойники;
- Ищем палочку
3 раздел (8 часов)
Игры с мячом
- Лапта;
- Защищай товарища;
- Выбей из круга
4 раздел (5 часов)
Игры с прыжками
- Прыжки через нарты;
- Прыгуны и пятнашки
5 раздел (9 часов)
Промежуточный контроль
- Тематический спортивный праздник
6 раздел (1 час)
Итоговое
занятие
- Фестиваль игры
(подведение итогов)
Список литературы
1.
«Внеурочная
деятельность учащихся», Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов, М.:
Просвещение, 2011;
2.
500 игр и
эстафет. – Изд. 2-е – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 304 с.: ил. – (Спорт в
рисунках)
3.
Спортивные
игры на уроках физкультуры/ Под общей редакцией О. Листова. – М.:
СпортАкадемПресс, 2001. – 276 с.
4. Бергер Г.И., Бергер Ю.Г.
Конспекты уроков для учителя физкультуры: 5-9 кл.: Урок физкультуры: Спортивные
игры, лыжная подготовка, подвижные игры. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
2003. – 144 с.
5. Красников А.А. Проблемы общей
теории спортивных соревнований. – М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 324 с. (Наука –
спорту)
6. Физическая культура. Учебник
для учащихся 5-6 -х классов образовательных учреждений с углубленным изучением
предмета «физическая культура». - М.: СпортАкадемПресс, 2003. -
7. Спортивные игры:
Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. заведений /Ю.Д.Савин
и др., Под ред. Ю.Д.Железнякова, Ю.М. Портнова.-М.: Издательский центр
«Академия», 2004.- 400 с.
8. Настольная книга учителя
физкультуры: Справ.-метод. пособие /Сост. Б.И. Мишин.- М.: ООО «Издательство
АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.- 526, (2) с.- (Настольная книга)
9. Настольная книга учителя
физической культуры /Авт.-сост. Г.И.Погадаев; Предисл. В.В.Кузина,
Н.Д.Никадрова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2000.-
496 с., ил.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.