Главная / Начальные классы / Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерилки"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерилки"







Рабочая программа

по внеурочной деятельности

" Мастерилки"

для 1 класса

По программе «Умелые руки»

на 2011-2012учебный год.

1 час в неделю. Всего 34 часов



Составитель программы:

Шудирова Л.Т. (высшая квалификационная категория)



2011год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.

Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.

Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения.

Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые модели из бумаги и картона, изготавливая игрушки-сувениры. Далее плоские игрушки из плотных тканей сукна, драпа, украшенные аппликацией, тесьмой. При выполнении этих моделей дети осваивают швы (шов “вперед иголку”, петельный шов, “через край”), с помощью которых соединяют детали игрушек, приучаются к аккуратности выполнения лицевых швов, получают навыки в декоративном оформлении игрушек. Работа над игрушками из меха дает навыки в изготовлении объемных и плоских моделей.

Курс кружка “\Мастерилки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования.


Отличительными особенностями являются:

  1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

  2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

  3. В основу организации работы с детьми положен системно-деятельностный подход.




Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

Задачи:

Образовательныеовладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями; расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

Развивающиеразвитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

Воспитательные - воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений; формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке “Мастерилки”

Иметь представление:

- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;

- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;

Знать:

- правила ТБ;

- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;

- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

- правила общения;

названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

- что такое деталь (составная часть изделия);

- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);

- виды материалов;

- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибание и по шаблону;

- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;

- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.

Уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- различать материалы по их назначению;

- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

- читать простейший чертёж (эскиз);

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;

- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).

Общетрудовые умения:

Самостоятельно:

- анализировать предложенное учебное задание;

- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

С помощью учителя:

- выбирать темы для практических работ;

- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

- выдвигать возможные способы их решения;

- доказывать своё мнение.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

Ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу, сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться в нравственном содержании поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию-понимание чувств других, сопереживание, развивать способность к самооценке.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учётом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения, осуществлять пошаговой и итоговый самоконтроль, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, в устной и письменной речи в уме.

Познавательные:

Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказывания в устной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, строить рассуждения об объекте, обобщать, подводить под понятие, устанавливать аналогии.

Коммуникативные:

Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формами речи.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1.

Игрушки - сувениры из бумаги и картона (22 часа)

Вводное занятие. План работы кружка. Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Инструктаж по технике безопасности. Подарки, игрушки-сувениры.

Тема 2.

Изготовление игрушек-сувениров из ниток (12 часов)

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для шитья. Пушистые игрушки из ниток. Колобок. Мохнатый домовенок. Утенок.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов
теор. практ

Элементы содержания

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Возможные виды деятельности учащихся

1


Вводное занятие
Знакомство. План работы кружка

1


Рассказ, беседа, диагностика уровня и характера дошкольной подготовки учеников





Наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения. Конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края.



Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности.

Анализировать предлагаемые задания; понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.



Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещатьматериалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении).

2-3


Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Инструктаж по ТБ.
Сувенир “Юла”

1

1

Материалы, их свойства. Правила техники безопасности при работе с острыми, колющими, режущими предметами


4 - 5


Аппликация из листьев «Осень пришла»

1

1

Свойства материалов. Приёмы работы с клеем

Знать свойства материалов, технологию выполнения аппликации.

6 - 7


Игрушка – сувенир “Птичка ”

1

1

Приём моделирования из бумаги. Свойства материала

Знать правила безопасной работы с клеем

8 - 9


“Разноцветные жуки”


2

Свойства материалов. Приёмы работы с клеем

Уметь выполнять приёмы симметричного вырезывания, сочетать в работе операции с разными материалами

10 - 11


Подарок “Сумка”

1

1

Новый приём моделирования из бумаги. Свойства материала

Уметь выполнять различные приёмы аппликации

12- 13


“Львёнок”


2

Приём моделирования из бумаги. Свойства материала

Знать свойства материалов из которых можно сделать аппликацию

14 - 15


Подарок “Петушок”


2

Свойства материалов. Создание художественных образов

Уметь складывать бумагу по прямой линии, в том числе и приёмом гофрирования

16 - 17


“Бабочка на цветке”

1

1

Свойства материалов. Приёмы работы с клеем, пластилином

Уметь выполнять приёмы симметричного вырезывания, сочетать в работе операции с разными материалами

18 - 19


Игрушка – сувенир “Фонарик”


2


Уметь выполнять приёмы симметричного вырезывания, сочетать в работе операции с разными материалами

20 - 21


“Мышка”

1

1

Свойства материалов. Создание художественных образов

Знать способы соединения материалов с помощью клея

22


Подведение итогов. Выставка работ

1




23


Вводное занятие по теме. Инструктаж по ТБ.
Знакомство с инструментами и приспособлениями для шитья.

1


Материалы, их свойства. Правила техники безопасности при работе с острыми, колющими, режущими предметами


24 - 25


Сувенир “Салют школе”


2

Новые приемы плетения из текстиля

Иметь представление о возможности выполнения плетения

26 - 28


Пушистая игрушка из ниток “Колобок”

1

2

Материалы, их с Приёмы работы с нитками войства.

Уметь экономно расходовать материал

29 - 31


“Мохнатый домовенок”

1

2

Материалы, их свойства. Приёмы работы с нитками

Знать способы соединения материалов с помощью клея

32 - 34


“Утенок”. Выставка работ учащихся.

1

2













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Неменская Л.А. «Искусство и ты» М., 2001г.

2. Конышева Н.М.“Умелые руки” Издательство « Ассоциация XXI век» 2001

3. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” «Компания «АСТ-ПРЕСС», 2001 г.

4. Гукасова А.М. “Рукоделие в начальных классах” - М., 1984 г.

5. Лутцева Е.А. “Технология 1–4 классы. Программа” - М., 2008 г.

6.Долженко Г.И. “100 поделок из бумаги ” – Ярославль “Академия, К” 1999 г.

7. Перевертень Г.И. “Самоделки из бумаги” - М., 1983 г.

8. Симоненко В.Д. “Путешествие в антресолию ”- М., “Авангард – XX век” 1990

9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Москва «Просвещение» 2010



Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерилки"
  • Начальные классы
Описание:

Курс кружка “\Мастерилки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2.В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.В основу организации работы с детьми положен системно-деятельностный подход.

Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

Задачи:

Образовательныеовладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями; расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

Развивающиеразвитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

Воспитательные - воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений; формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.

Автор Шудирова Лилия Тулебаевна
Дата добавления 14.05.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 860
Номер материала 59352
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓