МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
Рекомендовано
МО
классных руководителей МБУ школы №5
Протокол №
от
Руководитель
МО классных руководителей
________Ларионова Т.А.
«___»_______
2015г.
|
Согласовано
Зам. директора по УВР
________Селеш О.А.
«___»_______2015г.
|
Утверждаю
Директор МБУ школы № 5
____________ Шкатова Т.Ф.
«____»________2015г.
|
Рабочая
программа
внеурочной
деятельности
«История народов Поволжья»
(3 год обучения)
(34 часа)
Детское объединение ДиМО « Юный краевед»
Направление: духовно-нравственное
Тип: авторская
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 7 класс (13-14 лет)
Автор: Л.Н.Вильдеватова
Тольятти
2015 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Поволжье–территория
толерантности» представляет собой одну из моделей реализации программы «История
народов Поволжья». Программа «Поволжье – территория толерантности» адресуется
учащимся 7-х классов, которые изучали в 5- 6 классах курс «История народов Поволжья».
Актуальность программы
- окружающий нас мир многолик и разнообразен. Мы живем в период сложных
социальных перемен, когда становление подрастающего человека протекает в
ситуации ценностно – нормативной неопределенности. Рост социальной напряженности,
утрата чувства стабильности и уверенности в завтрашнем дне, изменили
отношения к общечеловеческим ценностям. Религиозная и национальная нетерпимость
стали привычными явлениями для современного общества. В этой ситуации
воспитание толерантности стало одной из задач современности.
Цель
программы «Поволжье–территория толерантности»
соответствует целевым установкам курсов «История народов Поволжья» для 5-6
классов. Он призван создать условия для формирования ценностных ориентаций
учащихся, воспитания у подростков мотивации к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании культурной специфики народов Поволжья и
уважении их духовных традиций, углубление представлений школьников об основах
светской этики и религиозных культур: развитие у учащихся представления о Поволжье
как центре духовной жизни России;
·
формирование ценностного отношения к
культурному наследию, уважения к землякам – представителям разных культур;
·
формирование активной жизненной позиции,
желание принять участие в социально-значимых акциях, ориентированных на
поддержание духовных традиций Поволжья;
·
формирование представления об объектах духовного
наследия (памятниках, зданиях, традициях) как источниках наших знаний о Поволжье,
развитие визуальной и исследовательской культуры школьников, умения «считывать»
информацию, заключенную в памятниках прошлого.
Общая характеристика курса
В
основу программы положены следующие педагогические принципы:
1. Принцип идентификации.
Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим,
стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является
ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности.
Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В
этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция
собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку
увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже
осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием
нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности,
мораль — способность подростка формулировать собственные нравственные
обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в
соответствии с моралью и требовать этого от других
2.Принцип системно - деятельностной организации
воспитания. Интеграция содержания различных видов
деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и
воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения
воспитательных задач, обучающиеся вместе с педагогами, родителями обращаются к
содержанию:
• обществоведческих
дисциплин;
• произведений
искусства;
• духовной
культуры и фольклора народов России;
• истории,
традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
• жизненного
опыта своих родителей и прародителей;
Системно-деятельностная
организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от
мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную
социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой
переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.
Результаты освоения
программы
личностные результаты:
·
развитие этических чувств как
регуляторов морального поведения, формирование потребности в нравственном
совершенствовании;
·
воспитание доверия и уважения к
культурам разных народов, толерантного отношения к представителям других
национальностей и вероисповеданий;
·
самоидентификация – осознание
себя волжанином, развитие чувства гордости за свой край;
·
осознание личной
ответственности за сохранение культурно-исторического наследия Поволжья, его
духовных традиций;
·
формирование познавательного
интереса к истории и культуре родного края;
·
развитие навыков
сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
метапредметные результаты:
·
развитие познавательной деятельности школьников в
гуманитарной сфере;
·
формирование умения работать с различными
источниками информации (картами, справочниками, текстами, художественными
произведениями и т.д.), развитие умения сопоставлять информацию, полученную из
разных источников;
·
развитие умения понимать символический язык
искусства;
·
совершенствование коммуникативных
умений – готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
излагать свое мнение и аргументировать его, давать личностную оценку поступков
людей и произошедших событий.
предметные результаты:
·
знание, понимание и принятие обучающимися
ценностей: Родина, нравственность, долг, честь, милосердие, миролюбие как
основы культурных традиций многонационального народа России;
·
осознание ценности
нравственности и духовности в человеческой жизни;
·
знание уникальности истории
и культуры Поволжья, знание традиций народов Поволжья светских и религиозных),
формирование представления о главных духовных центрах Поволжья (храмах различных
вероисповеданий).
Содержание программы
Программа «Поволжье–территория
толерантности» состоит из двух самостоятельных, но вместе с тем содержательно
связанных друг с другом модулей.
Первый модуль («Край, в котором мы живем») реализуется в первом
полугодии и связан с освоением информации о прошлом и настоящем родного края.
Содержание этого блока в обобщенном виде позволит повторить и углубить
представления о нашем крае основной краеведческой программы для 5 классов. Изучая
указанный модуль, учащиеся приобретают начальные представления о природной,
исторической и культурной уникальности Поволжья, знакомятся с особенностями
жизни в мегаполисе, осознают необходимость соблюдения «законов» и «правил»,
принятых в светской этике, как условия сохранения стабильности общества и
развития края. Знакомятся с этническими общественными объединениями:
названием организации дата образования руководитель цели объединения вехи
развития с момента образования по сегодняшний день. На примере культурного наследия
Поволжья раскрывается важность следования таким нравственным ценностям, как
«долг», «честь», «добро», «милосердие», «просвещение», а также следующим
социальным ориентирам – «Родина», «семья», «история», «память».
Второй модуль («Поволжье–территория толерантности»)
реализуется во втором полугодии. Он предполагает расширение и углубление
представлений об основах религиозных культур, полученных учащимися в 6 классе.
Данная программа нацелена не только на нравственное и
духовное становление личности, но и на развитие у учащихся умения извлекать
историко-культурологическую информацию из объектов материального мира, памятников,
зданий, предметов и вещей, окружающих человека. В соответствие с этим,
знакомство с историей и культурой Поволжья, светскими и религиозными традициями
строится по принципу «от объекта к идее». Туристическая карта Поволжья дает
представление о размерах природных особенностях, специфике организации среды,
важнейших для региона центрах.
В связи с этим в методике
преподавания программы широко используется исследовательский метод,
предполагающий организацию обучения, при которой учащиеся ставятся в положение
исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают
ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие
понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Модуль 1
« Край, в котором мы
живем»
( 20 час.)
Вводный урок «Мы – волжане».
Понятие «Поволжье. Поволжье – один из крупнейших регионов России воспетый
поэтами и художниками.
Тема 1. Визитная карточка Поволжья с
богатой историей. Имя названия? Понятие «символ» края Устав Поволжья об
официальных и неофициальных символах края Герб, флаг и гимн Поволжья. Где можно
увидеть его официальные символы? Почтительное отношение к официальной символике
как выражение уважения к прошлому и настоящему края Особенности природного
ландшафта. Уникальность местоположения Поволжья на реке Известнейшие реки и
место расположение, происхождение названия Известнейшие Поволжские общины
месторасположение, происхождение названия Поволжье–многонациональный регион.
Особенности организации национальных
общин Поволжья, их расположение, регулярность их деятельности. Известнейшие
традиции общин их роль в жизни жителей Поволжья.
Тема 2. события,
в ходе которых возникли общины.
Общины в
Поволжье, их деятельность, на основе добровольной самоорганизации в целях
самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности развития языка
образования национальной культуры. Их роль в общественной жизни населения. Опыт
мирного совместного бытия народов Поволжья Правовая база деятельности
этнических общественных обьединений Этнические общественные объединения как
институты гражданского общества. Поволжье
регион «открытый миру», вобравший в себя достижения различных культур.
«Отголоски» различных культур в пространстве Поволжья Поволжье– культурный
центр России. Учебные заведения, известнейшие театры, музеи, библиотеки,
книгоиздательства и иные центры просвещения Поволжье – торговый и промышленный
центр России. Памятники, напоминающие об этом- порт, заводы, вокзалы,
торговые фирмы, банки, высшие учебные заведения, магазины.
Тема 3. Жители
большого полиса. Современный вид Поволжья как результат творческой
деятельности многих поколений. Умение трудиться – важное качество современного
человека. Уважительное отношение к труду других людей – черта воспитанного
человека. Особенности населения современного Поволжья - численность, состав.
Миграция как главный источник увеличения численности населения Поволжья во все
исторические времена. Поволжье–многонациональный регион, отражение
многонационального состава в топонимике. Отношение к представителям разных
национальностей в прошлом и сейчас. Что такое «уважение», и в чем оно
проявляется?
Возможности большого района для
самореализации. Необходимость соблюдения общих для всех нравственных правил и
норм жизни всеми жителями Поволжья как залог стабильности общества и условие
развития региона.
Легко ли жить в большом
многонациональном крае? Современные проблемы (экологические, демографические,
экономические, социальные и т.д.) и деятельность властей по их решению. Будущее
Поволжья– в руках жителей. Участие населения в решении экологических и
социальных вопросов. Традиционные экологические и благотворительные акции, в
которых могут участвовать все, кто задумывается о будущем Поволжья.
Повторительно-обобщающий урок
«Спешите делать добро».
Организация благотворительной
предновогодней акции, адресованной переселенцам
Модуль 2
«Поволжье– территория
толерантности»
(14час.)
Вводный урок «Традиция веротерпимости
в Поволжье.
Поволжье, в котором проживают
представители различных вероисповеданий. Храмы как отражение веротерпимости
жителей.
Тема 1. Православное Поволжье. Понятия
«христианство», «православие». Основы православной веры. Особенности
повседневной жизни людей, исповедующих православие.
Православный храм и его роль в жизни
верующих. Кафедральные соборы, приходские храмы, полковые храмы, храмы при
учреждениях (учебных заведениях, больницах и пр.). Особенности устройства и оформления
православного храма на примере одного из тольяттинских храмов. Символика
православного храма.
Особенности поведения в православном
храме. Православные праздники и особенности их проведения.
Тема 2. Мусульманское Поволжье. Понятия
«ислам», «мусульмане». История мусульманских общин в крае. Основы ислама.
Особенности повседневной жизни мусульман.
Мечеть и ее роль в жизни мусульман
(место проведения коллективной молитвы, место празднования праздников, духовный
и просветительский центр). Мечети региона. Устройство мечети и особенности
оформления интерьеров (на примере мечети Тольятти). История создания мечети в
городе. Особенности поведения в стенах мечети.
Мусульманские праздники
(Курбан-Байрам, Ураза-байрам) и особенности их празднования в крае.
Тема 3. Традиции иудейской
культуры в Поволжье Понятие «иудаизм». Иудеи в истории края.
Основы иудейской духовной культуры. Особенности
повседневных традиций в иудаизме.
Синагога и ее роль в жизни верующих.
История строительства синагоги. Особенности устройства и оформления синагоги.
Символика синагоги.
Особенности поведения в стенах
синагоги.
Главные иудейские праздники и особенности
их празднования в Самаре.
Тема 4. Буддийский край. Понятие
«буддизм». История развития буддизма в Поволжье. Основы буддизма. Особенности
повседневных традиций людей, исповедующих буддизм.
Дацани, его роль в жизни верующих.
История строительства дацана в Самаре. Особенности устройства буддийского храма
(на примере дацана). Оформление интерьеров. Символика буддизма.
Особенности поведения в стенах
буддийского храма.
Буддийские праздники: как их отмечают
жители региона?
Тема 5. «Мы
разные – но мы волжане».
Нравственные и этические нормы,
объединяющие представителей всех вероисповеданий, проживающих в регионе.
Необходимость уважительного отношения к людям, исповедующим разные религии.
Повторительно-обобщающий урок
Защита творческих проектов и работ.
Форма и режим занятий:
Количество учебных часов в год – 34
часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Часть занятий проводится аудиторно (в
классе), часть – в пространстве в виде экскурсий и образовательных
путешествий.
Результативность
Методы контроля и формы отчетности:
создание учащимися портфолио, в которое входят выполненные тесты самопроверки и
творческий проект итогового учебного продукта на тему «Поволжье – территория
толерантности».
Тематическое планирование
курса по программе
«Поволжье–территория
толерантности»
№
|
Название раздела Тема
|
Форма проведения занятий
|
Количество часов
|
|
Модуль 1: «Край, в котором мы живем»
(20 час)
|
1
|
Вводный урок. Мы – волжане.
|
аудиторная
|
1ч.
|
2
|
Тема 1. Чем знаменито Поволжье. Визитная карточка Поволжья.
|
аудиторная
|
2ч.
|
3
|
Тема 2. Край с удивительной судьбой
|
аудиторная
|
2ч.
|
4
|
Тема 3. Жители Поволжья
|
аудиторная
|
2ч
|
5
|
Тема 4. Самарское областное татарское общество «Туган тел» (Родной
язык)
|
аудиторная
|
1ч
|
6
|
Тема 5. Лига азербайджанцев Самарской области
|
аудиторная
|
1ч
|
7
|
Тема 7. Региональная общественная организация Украинский
национально культурный центр «Промин» (Луч)_
|
аудиторная
|
1ч
|
8
|
Тема 8. Грузинский национальный культурный центр «Мамули» (Отечество)
|
аудиторная
|
1ч
|
9
|
Тема 9.Общественная организация «Курултай» (Конгресс) башкир
|
аудиторная
|
1ч.
|
10
|
Тема 10. Союз башкирской молодежи Самарской области «Юлдаш»
(спутник)
|
аудиторная
|
1ч
|
11
|
Тема 11. Узбекский национально- культурный центр «Алишер
Навои»
|
аудиторная
|
1ч
|
12
|
Тема 12 Центр белорусской культуры «Неман»
|
аудиторная
|
1ч
|
13
|
Тема 13 Региональная общественная организация Армянская
община
|
аудиторная
|
1ч
|
14
|
Тема 14 Региональная общественная организация самарских цыган «Романо
Центро»
|
аудиторная
|
1ч
|
15
|
Тема 15 Самарское областное чувашское культурное общество «Пехиль»
(Благословение)
|
аудиторная
|
1ч
|
16
|
Тема 16. Спешите делать добро
|
внеаудиторная
|
2ч
|
|
Модуль 2: «Поволжье
– край веротерпимости» (14 час.)
|
17
|
Вводный урок. Традиция веротерпимости в Поволжье
|
аудиторная
|
1ч.
|
18
|
Тема12. Поволжье Православное
|
внеаудиторная
|
2ч.
|
19
|
Тема13 Мусульманское Поволжье
|
внеаудиторная
|
2ч.
|
20
|
Тема14. Традиции иудейской культуры Поволжья
|
аудиторная
|
1ч.
|
21
|
Тема15. Буддийское Поволжье
|
аудиторная
|
1ч.
|
22
|
Тема16. Мы разные, но мы волжане
|
аудиторная
|
3ч.
|
23
|
Повторительно-обобщающие уроки. Защита творческих проектов и
работ
|
Конкурс-смотр творческих проектов.
Творческий проект.
аудиторная
|
3ч.
|
224
|
Итоговая игра
Поволжье - территория толерантности
|
аудиторная
|
1ч
|
|
|
Итого
|
34
|
Методическое и информационное обеспечение
Учебники и учебные пособия к курсу
(фрагментарное использование):
1. Студеникин
М. Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской
этики. Люб. Изд.
2. Беглов А.
Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. И др. Основы духовно-нравственной
культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 кл. – М.,
Просвещение, 2010г. ).
3.
Селина Л. У., Учимся диалогу. Толерантность: обьединие и усилие. Семья и школа
2001г. № 11-12
4.
Степанов П. Как воспитать толерантность? //Народное образование 2001г. № 9,
2002г. №1
5. Риэрдон
Б.Э. Толерантность дорога к миру. М. 2001г.
6. Абдулкаримов
Г.Г. , Кленова Н.В. Воспитание толерантности.
7.
Толерантность и культура межнационального общения. Учебно-методическое пособие.
8. Этнические
общественные объединения Самарской области. Самара 2008г. Дом дружбы народов.
Интернет-ресурсы к
курсу:
1. http://www.encspb.ru
2. Сайт «Неформальные
достопримечательности» - http://www.etovidel.net/.
3. История и культура ислама.
Информационно-образовательный ресурс по материалам Государственного музея
истории религии. – http://islam.gmir.ru/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.